Типологию аналойных икон, выставляемых в храме в соответствии с праздником или памятью дня, выявил А. Грабар, не связывая, однако, этот тип с иконами proskynesis. Исследователь отнес к этому типу двусторон ний византийский полиптих XII в. из коллекции монастыря св. Екатерины на Синае 178 . Мысль Грабара об особом церковном использовании синайского полиптиха продолжили последние издатели синайских иконных литургических серий Г. Галаварис и Д. Мурики. Первый определяет эти серии как аналойные 179 , Д. Мурики называет их иконами proskynesis, которые использовались во время церковного богослужения. Она приводит мнение Синайского архиепископа Дамина о том, что иконы этих серий использовались местными монахами-священниками при посещениях скитов, во множестве разбросанных вокруг монастыря св. Екатерины, для совершения литургии в воскресные или праздничные дни 180 . Мурики при этом считает, что отдельные серии такого рода могли также предназначаться для личной молитвы, то есть быть и в частном обиходе 181 . Здесь исследовательница перекликается с мнением, высказанным о синайских полиптихах Х. Бельтингом, который усматривает их предназначение в келейном богослужении, получившем особое развитие в средневизантийский период 182 . Приведенные суждения исследователей показывают, что в основном представление о типе византийских икон proskynesis и их назначении достаточно сформировалось. На очереди подробное исследование их типологии и функции, что мы и намерены сделать в нашей работе. Синайские серии, привлекшие внимание ученых в связи с вопросом об иконах proskynesis, представляют собой небольшие иконки высотой от 20 до 55 см, часть из них имеет живопись с обеих сторон доски. Они организованы в полиптихи разного количественного состава, от диптихов до додекаптихов. Самая древняя серия этого рода на Синае – диптих в 21 см высотой с изображением двунадесятых праздников середины XI в., – собственно, состоит из одного цикла праздников 183 . Гексаптих конца XI в. (размер каждой иконы 55 на 45 см) имеет на четырех плоскостях изображение святых всего года (по три месяца на одной иконе), на пятой – двунадесятые праздники, дополненные сюжетами обеих Триодей, на шестой – Страшный Суд 184 . Диптих того же времени (36 на 24 см каждая створка) имеет изображение святых за год в календарном порядке, вверху изображение двунадесятых праздников, а также Христа и Богоматери 185 . Полиптих начала XII в., о котором писал А.Грабар, состоял, как мы сказали, из двенадцати панелей, размер каждой 25 на 17 см 186 . На одной их стороне изображены святые месяца, на обороте – евангельские сюжеты, расположенные на четырех сохранившихся плоскостях так, что каждую плоскость занимают преимущественно сюжеты, связанные с чтениями определенных периодов: праздники постоянных дат, страстные сюжеты, евангельские сюжеты Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Алтарные «покровы», не только тканевые, но и из драгоценных металлов, были достаточно широко распространены в ранневизантийский период. Яркое свидетельство находим в «Церковной истории» Созомена . В начале V в. Пульхерия, правящая от имени своего тринадцатилетнего брата Феодосия II, решила навсегда остаться девственной. Дабы сделать «самого Бога, клир и всех на свете» свидетелями своего обета, она заказала «в церковь Константинополя (вероятно, в Св. Софию) святой алтарный престол – чудесный предмет из золота и драгоценных камней, прекраснейший из всех виденных», на котором она написала свой обет, «чтобы стал известен каждому» 180 . Можно думать, что подобное драгоценное обрамление престола входило в традиционный комплекс литургической утвари, как это показывают серебряные фрагменты VI в. из так называемого «Сионского клада» 181 . В VI в. фигуративные изображения на алтарных престолах могут быть отмечены не только в столичных центрах, но и в таких регионах, как Сирия. В одном сирийском тексте описывается мраморный престол церкви монастыря Картамин (Qartamin), по сторонам которого были изображены головы льва, быка, орла и человека – образы из теофанического видения Иезекииля ( Иез. 1:10 ), истолковывающиеся как символы четырех евангелистов 182 . Символические образы идеально соответствовали пониманию трапезы как трона Христа, являющеюся в величин небесной сланы, и воплощали важнейшую для антепендиумов тему Теофании 183 . Дошедшие до нас источники доказывают, что антепендиумы были известны в раннем Византии ничуть не меньше, чем на Западе. Традиция икон на алтарных покровах, по всей видимости, никогда не прерывалась и существовала даже в эпоху иконоборчества, в истории которого один эпизод прямо связан с иконой на алтарном покрове Софии Константинопольской. Историк царствования Льва V (811–820), рассказывая о начале второго этапа иконоборчества, сообщает, что император Лев, «прийдя на Рождество Христово в церковь , вошел в алтарь, по обычаю императоров, и пал ниц (proskynesen) перед алтарным покровом (endyten) с образом Рождества», а придя через несколько дней на следующую императорскую литургию в праздник Крещения 815 г., он уже не поклонился образу на покрове, что было расценено как декларация иконоборчества 184 . Совпадение иконы покрова и дня празднования позволяет догадываться, что существовали сменные предалтарные пелены, подобные аналойным иконам и использовавшиеся в определенные празднования. В X в. почитание предалтарной иконы вновь засвидетельствовано в Софии Константинопольской: в «Книге церемоний» Константина Багрянородного говорится, что при входе в алтарь император «целует образ на алтарном покрове» 185 . Для нас существенно, что образ антепендиума рассматривается не просто как часть драгоценной декорации, но в качестве очень важной иконы, заслуживающей особого поклонения византийского императора, а в случае с Львом V он воспринимается как символически значимый главный образ Великой церкви и всей империи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Прп. Иона Киевский, со сценами жития. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец А. Рудный (Троицкий собор Ионинского мон-ря в Киеве) Прп. Иона Киевский, со сценами жития. Икона. Нач. ХХ в. Иконописец А. Рудный (Троицкий собор Ионинского мон-ря в Киеве) Иконы И. начали создавать после возвращения его св. мощей в возобновленный Ионинский монастырь (1993), особенно после местной и общецерковной канонизации святого (1995, 2000). В основном они написаны в традиц. иконописной стилистике и технике. Образ преподобного складывался на основе его прижизненных изображений (фотографий и портретов). Сохранились нетленными его мощи, подлинные облачения и вещи, гроб крупного размера (для тела рослого человека). Известны собственноручно написанные И. воспоминания с подробным пересказом видений. Иконы изобилуют реалистическими деталями, к-рые хорошо известны посещавшим мон-рь паломникам. В отличие от портретов, на иконах глаза преподобного открыты. Прп. Иона Киевский. Роспись в склепе-крипте прп. Ионы в Ионинском мон-ре. 1997 г. Мастер А. П. Репетовский Прп. Иона Киевский. Роспись в склепе-крипте прп. Ионы в Ионинском мон-ре. 1997 г. Мастер А. П. Репетовский К наст. времени разработано 3 основных типа иконописных изображений И. В нач. 90-х гг. XX в. одним из первых появился золотофонный поясной образ святого письма А. П. Репетовского. Икона была поставлена в склепе над мощами святого, в 2005 г. украдена и продана в Выдубицкий мон-рь (в юрисдикции УПЦ(К)). И. представлен в богослужебном облачении - епитрахили, фелони и митре, с наперсным крестом, с благословляющей именословно десницей, в левой руке - посох настоятеля; надпись: «      ». Более распространенный извод иконографии встречается на 2 поясных прямоличных иконах нач. XXI в. из алтаря Троицкого собора обители, на поясной аналойной иконе И. с частицей мощей (иконописец Г. Зуева) из юж. придела в честь иконы Божией Матери «Троеручица» Троицкого собора. Святой облачен в схиму, на голове характерная скуфья, правой рукой благословляет (иногда на ней четки), в левой руке - свиток, если он развернут, пишется текст: «Д h ти, моег w закона не w ставл # йте» (ср.: Притч 4. 1-2). У И. волосы до плеч и широкая седая борода, разделенная на множество прядей. На подобных иконах И. нередко именуется: «преподобный архимандрит Иона, в схиме Петр».

http://pravenc.ru/text/578266.html

Печатные издания со священными изображениями на обложке размещены почти на полу В 2020-м г. мы со священником Алексеем Кнутовым составили и опубликовали «Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями» . Однако они не являются общеобязательными, будучи сводом правил, сформулированных «физическими лицами», а не уполномоченным каноническим органом Русской Православной Церкви для общецерковного исполнения. В этом церковном магазине иконы размещены почти на полу, на уровне ботинка (Греция) Иконопочитание в стиле: «На иконы ногами не наступать»? (православный магазин в Греции) Поэтому нужда в официальном общецерковном документе, регламентирующем обращение священных изображений в нелитургическом пространстве , по-прежнему остается. Такой документ должен упорядочить наше собственное отношение к нашим святыням. Тогда, в случае необходимости, мы сможем обоснованно требовать от «внешних» определенных правил благочестия, на основе уже существующих юридических норм действующего законодательства РФ. Аналойные иконы расположены на стеллаже у самого пола. Церковный магазин в России В заключение напомним полный текст цитаты, частично приведенной в заголовке статьи и здесь в названии раздела: «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры. Искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф. 5, 15–16) («Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы»). Святитель Феофан Затворник, толкуя слова апостола, пишет, что христиане, «имея высокое назначение – быть светом мира», должны ходить так, чтобы «соответствовать своему значению». «Како опасно» значит – пунктуально по лежащим на нас обязанностям, т.е. по заповедям. «Не как неразумные» сказано апостолом потому, что «можно портить и добрые дела, когда безвременностию, когда неуместностию». Апостол призывает быть бдительными, поскольку много подстерегает нас козней и опасностей. «Дни лукавые» – означает «век нынешний лукавый, полный зла и прелестей».

http://pravoslavie.ru/157752.html

Крестовоздвижения при ун-те, иконы для иконостаса, царские врата, аналойные иконы праздников, расписал запрестольный выносной крест и хоругви (1839-1841) для домовой ц. вмц. Александры при Родионовском институте. Поясное в 2 медальонах «Благовещение» для царских врат по стилю было близко к знаменитому тогда образу «Благовещение» кисти В. Л. Боровиковского на царских вратах Казанского собора в С.-Петербурге ( Ермолаева. 1916; см. также: Малов. 1884. С. 46, 52; Ключевская. 2009. С. 39-40). Прот. А. И. Нечаев (1779-1851), профессор богословия, активно занимался иконописью, обучался у одного из казанских мастеров и по окончании курса был оставлен при КазДА учителем иконописи. Являясь впосл. духовником в Казанском ун-те, он «большую память оставил по себе своим иконописным искусством»: им были написаны для университетской Крестовоздвиженской ц. храмовая икона «Воздвижение Креста Господня» и 12 праздников, 20 икон для студенческих комнат и др. помещений ун-та (Биографический словарь профессоров и преподавателей Имп. Казанского университета (1804-1904): В 2 ч./Под ред. Н. П. Загоскина. Каз., 1904. Ч. 1. С. 13-14; Смирнов А. В. Крестовоздвиженская церковь при Имп. Казанском университете. Каз., 1904; Ключевская. 2009. С. 47). Сохранились упоминания о написании Нечаевым икон для приходской ц. во имя вмц. Варвары, роспись к-рой исполнил в 1837 г. А. Ф. Бомьин (Историко-археол. очерки. 1913. С. 23). При перестройке и обновлении убранства старых храмов Казани или возведении новых церквей в стиле зрелого либо позднего классицизма нек-рые произведения воспроизводили облик древних: композиция «Положение во гроб» на плащанице казанского Богородицкого мон-ря, шитая по малиновому атласу и с каймами светло-зеленого атласа (кон. XVIII в., НМРТ), повторяла композицию древней плащаницы XVI в.; храмовая икона ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя близ Зилантова мон-ря была сделана «по образу и подобию» чтимой иконы со Спасской башни Казанской крепости (не сохр.; Рощектаев. 2004. С. 134).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Госдуме России проходит выставка «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях мастеров православного искусства» 11.11.2014 С 10 по 14 ноября 2014 года в Государственной Думе Российской Федерации проходит выставка «Преподобный Сергий Радонежский в произведениях мастеров православного искусства», устроенная в соответствии с решением Оргкомитета Русской Православной Церкви и рабочей группы при Президенте РФ об организации празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году. Организаторы выставки: Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство Московской Патриархии; Искусствоведческая комиссия при Епархиальном совете г. Москвы; Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; сайт мастеров искусств «Дионисий». На выставке представлены: подарочные альбомы, выпущенные специально к юбилею (Свято-Троицкая Сергиева лавра); кабинетная скульптура «Преподобный Сергий благословляет на бой Пересвета и Ослябю», скульптурный портрет святого, а также иконы из металла, миниатюры выполненные темперой (галерея «Бронзовое чудо»); иконы, выполненные из эмали, облаченные в рамки из скани с эмалью (мастерская «Хризолит», г. Ростов); ювелирные изделия и мелкая пластика («Мастерская Гребенниковых», г. Великий Новгород); аналойные иконы в киотах, а также житийные иконы святого (иконописная мастерская «Русская икона»). На выставке можно увидеть около 40 работ художников: Павла Рыженко, Александра Соколова, священника Андрея Давыдова, Александра Чашкина, а также вышитые иконы мастерских «Лик», «Прикосновение» и «Ковчег». Издательский Совет представит около 60 книг о преподобном Сергии. Также в рамках выставки будет демонстрироваться мультфильм «Пересвет и Ослябя» Издательства Московской Патриархии. Из Свято-Троицкой Сергиевой лавры на выставку доставлена икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.11.2014 06:37:50

http://drevo-info.ru/news/18004.html

Для олимпийских сборных России, Украины, Белоруссии и Молдавии написали иконы прп. Сергия Радонежского 6 февраля, 2014. Новостная служба Иконы сборным России, Белоруссии и Украины были вручены патриархом Кириллом накануне в храме Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи, где он помолился об успехе спортсменов на предстоящих состязаниях 6 февраля, ПРАВМИР. Межфракционная депутатская группа Госдумы в защиту христианских ценностей инициировала написание и вручение четырех аналойных икон преподобного Сергия Радонежского Олимпийским сборным России, Украины, Белоруссии и Молдавии. Иконы сборным России, Белоруссии и Украины были вручены патриархом Кириллом накануне в храме Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи, где он помолился об успехе спортсменов на предстоящих состязаниях, сообщил «Интерфакс-Религия» ответственный секретарь межфракционной депутатской группы Олег Ефимов. Представители молдавской сборной получили святой образ из рук главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. «В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского это станет благословением на спортивные подвиги сборным командам наших братских стран, взаимопомощь и сочувственную поддержку болельщиков», — процитировал О.Ефимов координатора межфракционной группы Сергея Гаврилова. Иконы были написаны во взаимодействии с благотворительным фондом «Православный Крым» и при финансовой поддержке русского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 февраля, 2022 25 декабря, 2014 3 марта, 2014 24 февраля, 2014 18 февраля, 2014 14 февраля, 2014 13 февраля, 2014 12 февраля, 2014 12 февраля, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/dlya-olimpijskix-sborn...

В 1894–1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница». В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского… На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!».     К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей...         Тропарь, глас 1 Без Семене от Божественнаго Духа,/волею же Отчею зачала еси Сына Божия,/от Отца без матери прежде век суща,/нас же ради из Тебе без отца бывша,/плотию родила еси и Младенца млеком питала еси.//Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим. Кондак, глас 5 Душ наших чувствия очистивше,/узрим на иконе таинство преславное,/Творца Вселенныя и Господа вышних сил,/во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема,/и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе/и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем://радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.       Акафист Божией Матери ради иконы Ея Млекопитательница Кондак 1      Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои о явлении чудотворныя иконы Твоея. Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, соблюди и спаси от всяких бед рабы Твоя, с верою и любовию вопиющия Ти: Радуйся, Богородице Дево Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

http://isihazm.ru/?id=486

О местных священнослужителях известно, что в начале 60-х годов здесь служили о.Иоанн Зборанский, игумен Евфимий, игумен Аркадий, о.Григорий Поликарпов, а в начале 70-х годов о.Алексей Карпенко и о.Николай Кущев (ныне здравствующий) Председателем церковного совета долгое время была уже упоминавшаяся Демьянненкова, потом её сменила Мария Федоровна Марченко. Приход жил своей обычной размеренной жизнью, не собираясь до конца разваливаться, как того желали местные уполномоченные, как бы они не пытались очернить преданных церкви людей. Уцелевший в годы советской бесовщины, храм уже в наши дни чуть было не канул в лету от людского забвения. К концу XX века, некогда процветающее село Ильинка опустело, здесь осталось всего лишь несколько домов. Сократился и приход храма, который к этому времени сильно обветшал и стал разрушаться. Храм в буквальном смысле спасло чудо, прославившее его не только на всю Астраханскую область, но и на всю Россию. Плащаница Пока осматриваем храм, на короткое время мысль о запахе мира уходит, но вот двое из паломников подходят и говорят: " Батюшка, смотрите на гробнице (для плащаницы) лежат иконы - от них сильно пахнет миром! " Мы подошли и, действительно здесь лежали три небольшие аналойные иконы, и от двух из них - икон Рождества Христова и Воскресения Христова, шел очень сильный запах мира. В это время о. Валерий воскликнул: " Смотрите, а ведь икона Казанская мироточит, она вся покрыта миром " . Эти слова, как молния, прожгли всех стоящих в храме. Иконы мироточат! Особенно при взгляде со стороны на икону Казанской Божией Матери было видно, как она вся покрыта маслом. Икона, писанная по дереву, казалась литографией по металлу, и вся блестела от выступившего на ней мира. После пришедшего озарения, мы стали обходить все храмовые иконы, и выяснилось, что ещё мироточат иконы: Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, а также ножки Спасителя на Распятии у канона. На большинстве икон шло микромироточение, так что были видны только следы от мира, и шел сильный запах, а на иконах Божией Матери " Всех скорбящих Радосте " и великомученика и целителя Пантелеймона видны были даже капельки мира. Они выступали уже прямо на глазах паломников, уверяя их в происходящем чуде.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

Сохранился подготовительный эскиз с изображением Н. в альбоме кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (набросок головы преподобного без куколя; частное собрание). Между 1959 и 1962 гг. мон. Иулианией были созданы также лицевые святцы русских святых (частное собрание), под 4 нояб. в святцы вошел Н. (изображен со свитком в правой руке; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 42). В связи с обретением св. мощей Н. и размещением их в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Внуто стали создаваться новые иконы преподобного. В 1992-1993 гг. иконописцем М. А. Ганешиным (впосл. священник, настоятель Успенской ц. в с. Внуто) был написан ростовой прямоличный образ Н. для крышки его раки. Святой представлен лежащим на смертном одре оливкового цвета в полном монашеском облачении, голова покрыта схимническим куколем, глаза закрыты, руки крестообразно сложены на груди. После перенесения мощей Н. в Никандров монастырь икона перемещена на стену под той же сенью. Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) Прп. Никандр Городноезерский. Керамическая икона. 1992 г. Мастер А. А. Белашов (частное собрание) В основном совр. иконы повторяют 2 основных извода иконографии Н. В сер. 90-х гг. ХХ в. диак. Михаилом Ганешиным для Успенской ц. в с. Внуто была написана аналойная икона Н. в молении Спасителю (образцом, очевидно, послужили иконы прп. Александра Ошевенского). Фигура Н. помещена в правой половине иконы в 3/4-ном повороте влево, на фоне деревянных строений Никандровой пуст. на берегу оз. Городно. Правая рука Н. в жесте молитвы или собеседования, в левой - развернутый свиток с традиц. текстом: «Не скорбите бо братïе мо но посем». В левом верхнем углу - поясное изображение благословляющего Спасителя на красном фоне в облачном сегменте. Аналогичная икона работы того же иконописца находится в Покровской ц. с. Кудинова Ногинского р-на Московской обл. Иконы того же иконографического типа имеются в Свято-Троицком Никандровом жен. монастыре. Большая золотофонная икона находится в новом иконостасе летнего Троицкого храма обители (ок. 2015): Н. в куколе округлой формы представлен фронтально на фоне Троицкой ц. На аналойной иконе с частицей мощей Н. показан в молитве Св. Троице: он стоит среди горок у маленького озера, за горками - храм с шатровым завершением. К перенесению мощей Н. из Успенской ц. с. Внуто в Никандров мон-рь в 2015 г. была написана большая ростовая икона с прямоличным изображением Н., установленная в киоте за его ракой.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010