Много лет назад я в исторических материалах по Афону наткнулся на имя подполковника Котельницкого, которого буквально демонизировала греческая и вообще западная печать. В них рассказывалось об отце Мине, бывшем подполковнике Котельницком, участнике Севастопольской кампании и Русско-турецкой войны 1878 года, который выдумками западных газет был произведен в командующие замаскированной русской армией, мечтавшей захватить Святую Гору Афон . Недавно Пантелеимонов монастырь к 1000-летию русского монашества на Афоне начал выпуск многотомного издания «Русский Афон», основанного на архивных данных монастыря, и так я узнал подлинную историю подполковника и привезенной им на Афон чудотворной Казанской иконы Божией Матери, составленную по материалам архива РПМА. История эта воистину прекрасна. Схимонах Мелетий (в монашестве Мина; в миру Василий Николаевич Котельницкий) происходил из дворянской семьи Вяземского уезда Смоленской губернии, он родился в 1826 году. Жизнь его протекала весьма типично для молодого человека из благородной семьи: он поступил на военную службу – в Бутырский пехотный полк. Мать будущего монаха вложила в его сердце любовь к Богу, и втайне Василий вынашивал намерение уйти в монастырь. Но тут началась Крымская война. Василий Николаевич оказался прямо в гуще военных действий, участвовал в обороне Севастополя, был тяжело ранен, награжден орденами святого Георгия Победоносца и святой Анны. В 1859 году полк, в котором служил капитан Котельницкий, был расквартирован в г. Корсунь Симбирской губернии. Там он познакомился с Надеждой Сабининой, дворянкой, происходившей из древнего татарского рода. От своего предка – князя Сабана – семья унаследовала чудотворную Казанскую икону. О ней сохранилось такое предание. Князь был магометанином и до покорения Казани противостоял царю Иоанну Грозному, не уступая ему Казань. За это он был наказан и ослеп. Во сне он увидел икону Божией Матери, точную копию аналойной, находившейся в женском монастыре, и от нее был голос: «Если примешь христианскую веру и крестишься, Я исцелю тебя». Князь дал обещание принять христианскую веру и получил исцеление – стал видеть, как и прежде. Князь Сабан попросил у царя разрешения взять эту аналойную икону себе домой – так семья Сабининых обрела домашнюю святыню.

http://pravoslavie.ru/80781.html

Берлин. Кафедральный собор Воскресения Христова. Christi-Auferstehungs-Kathedrale Карта и ближайшие объекты Когда в 1718 в Берлине открылась первая русская церковь, город был столицей королевской Пруссии. Церковь с переносным антиминсом была устроена первым российским послом гр. А. Г. Головкиным и размещалась в его доме. Так было и позднее — храм перемещался с послом из одного наемного дома в другой. В 1744 он был освящен во имя св. Владимира. Священников присылали из России, и они оставались в Берлине на несколько лет. Какое-то время богослужений по разным причинам вообще не было, и потому в феврале 1763 посланник кн. В. С. Долгорукий просил «о присылке священника с походною церковью». В конце года таковая церковь была доставлена из Голландии. В 1774 она размещалась в посольском доме на Вильгельмштрасе и ее настоятелем был о. Трифон Кедрин. После его смерти, почти двадцать лет, начиная с 1783, прослужил в берлинской церкви о. Гавриил Симеонович Данков. При нем из Петербурга была прислана плащаница, написанная известным живописцем А. П. Антроповым. Данкова сменил в 1800 о. Иоанн Чудовский, окончивший в Петербурге Духовную академию. При нем дважды, в 1807 и 1812, богослужения прекращались из-за войны с французами. Умер этот долголетний настоятель в 1834 и был похоронен около русской церкви в Потсдаме. В конце 1837 Император Николай 1 купил за 93 тыс. талеров у герцогини Саган особняк на Унтер ден Линден, главной улице Берлина. В нем разместились российская дипломатическая миссия и домовая церковь св. Владимира. Площадь этой посольской церкви в пять окон была 50 кв. м, и она находилась на первом этаже дворового флигеля, вмещая всего 150–175 человек. На ней не было «ни купола, ни креста, ни звона, вообще никакого внешнего признака православного храма». В дни праздников в церкви было «так тесно и душно, что многие не могли выстоять всей службы до конца». В хоре по-церковнославянски пели немцы и немки. В 1855 Троице-Сергиева лавра подарила берлинскому храму иконы «высокого древнерусского письма» для нового иконостаса из полированного дуба. Их написал иконописец Малышев по золотому фону. Часть образов взяли из прежнего иконостаса. Митрополит Московский Филарет пожертвовал древний аналойный образ «Воскресения Христова». Изменением убранства занимался настоятель прот. Василий Полисадов, который считал в те годы свой храм «лучшим из наших заграничных домовых церквей». Около левого клироса была укреплена золоченая бронзовая доска о том, что в Покров 1889 на этом месте молились Император Александр III и Цесаревич Георгий. В резном киоте с инкрустацией находилась икона свт. Николая, перед которой стояли ажурные подсвечники, подаренные П. И. Харитоненко в память о спасении Цесаревича Николая Александровича при покушении в 1891 в японском городе Отсу.

http://sobory.ru/article/?object=24490

Григорьевское. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Особое место в жизни Григорьевского занимали храмы, построенные и опекаемые владельцами усадьбы. В 1794-1795 годах на средства Богдана Михайловича Лыкошина рядом с усадьбой возвели большую каменную церковь в честь Преображения Господня. Она имела приделы: северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и южный - во имя Архистратига Михаила. В храме устроили резные двухъярусные иконостасы. На многие иконы заказали серебряные оклады. Своды и стены храма расписали фресками на Евангельские сюжеты. Их сохранившиеся фрагменты в центральной части, свидетельствуют о привлечении к работе столичных мастеров. По архивным документам и воспоминаниям местных жителей в храме было множество богослужебных книг, пожертвованных Лыкошиными. К западу, одновременно с Преображенским храмом, построили небольшую трехъярусную колокольню (взорвана). Всю церковную территорию обнесли каменной оградой с четырьмя богадельнями. В 1795 году на сельском кладбище, отстоящем в полуверсте от села, на средства Богдана Михайловича Лыкошина построили небольшой каменный храм в честь Всех Святых. В конце 1940 годов его разобрали. Сохранилась только часть заросшего кустарником фундамента в центре кладбища. В 1998 году в память об этом храме силами жителей Григорьевского установлен деревянный поклонный крест. В 1910 году Преображенский храм согласно страховой оценке снаружи был оштукатурен и побелен, кровля окрашена зеленой краской. По воспоминаниям местных жителей служба в храме совершалась до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Известна фотография храма, сделанная в 1947 году местным учителем Александром Яковлевичем Лагутенковым, где стены его еще полностью целы. Затем его приделы и алтарная часть были разобраны. Сохранились руины самого храма, частично восстановленного в конце 1980 годов и руины колокольни, взорванной в годы войны. Готовится проект для проведения реставрационных работ. В память о владельцах усадьбы Лыкошиных, строителях и ктиторах храмов, в центральной части Преображенского храма по инициативе Сергея Артамоновича Лыкошина установлен деревянный двухметровый крест. 19 августа 2003 года в день Преображения Господня, по окончании праздничного молебна он был освящен. В 2007 году к северу от храма стараниями потомков восстановлена родовая могила Лыкошиных, установлена ограда и памятный крест. Для Федоровского храма в д. Мартюхи написана аналойная икона новомученицы Анны (Лыкошиной), расстрелянной в 1925 году в Петрограде, память 28 сентября/11 октября.

http://sobory.ru/article/?object=10057

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Словарь иконописных терминов А АБРИС - 1. линейный контурный рисунок вспомогательного характера. 2. то же, что контур. АДОРАЦИЯ - жест, означающий молитвенное обращение к Богу: раскрытые ладони с отставленным большим пальцем. В иконографии Богородицы - у икон типа . АЗУРИТ - краска тёмно-синего цвета, медная горная синь. В Риме по месту добычи называлась . В России использовалась под общим именованием . АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - лак на основе синтетической полибутилметакриловой смолы с добавлением фисташковой смолы. Применяется в реставрации для покрытия масляной живописи и желтковой темперы. АЛАВАСТР - узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых. АЛЕБАСТР - минерал снежно-белого цвета, разновидность гипса. АЛЛАПРИМА - приём, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою. АНАЛОЙНАЯ ИКОНА - икона небольшого размера, посвящённая какому-либо празднику или святому. Возлагают в храме на аналой в дни этих праздников. АССИСТ - 1. клеящий состав для наклейки золота и серебра на поверхность живописи. 2. не совсем правильно употребляется в значении - лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос, которые символизируют присутствие Божественного света. АУРИПИГМЕНТ, АВРЕПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, УРИПИГМЕНТ, ЖЕЛТЬ, РАУШГЕЛЬБ, РАЖГИЛЬ - минерал золотистого цвета и ярко-жёлтая краска, приготовляемая из него. Чернеет при соединении со свинцовыми белилами. Б БАГОР, БАГР, БОГОР (от багровый - тёмно-красный) - краска вишнёво-коричневого цвета. БАГРЯНИЦА - нить, ткань или одежда красного цвета. С клубком красной нити изображают Деву Марию на иконе Благовещение. БАКАН, БОКАН - неяркая органическая краска растительного происхождения. Чаще всего подразумевается краска тёмно-красных оттенков. БАЛЬЗАМ - сиропообразная липкая жидкость, выделяющаяся из-под коры деревьев хвойных пород. Используется для приготовления лаков.

http://pravicon.com/text-24

С.Б. Сорочан Книги, изданные русским фондом содействия образованию и науке Более подробную информацию о наших книгах (аннотации, оглавления, отдельные главы) Вы можете найти на сайте: www.s-and-e.ru История древней и средневековой Руси 1. Назаренко A.B. Древняя Русь и славяне. Из серии: Древнейшие государства Восточной Европы 2. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Античные источники Tom I./Подосинов A.B. (составитель). Под редакцией Джаксон Т.Н., Коноваловой И.Г. 3. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Византийские источники. Tom II./Бибиков М.В. (составитель). Под редакцией Джаксон Т.Н., Коноваловой И.Г. 4. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Восточные источники. Tom III./Коновалова И.Г. (составитель). Под редакцией Джаксон Т.Н., Коноваловой И.Г. 5. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Западноевропейские источники. Tom IV./Составитель A.B. Назаренко. Под редакцией Джаксон, Т.Н. Коноваловой И.Г. 6. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Древнескандинавские источники. Tom V./Глазырина Г.В., Джаксон Т.Н., Мельникова Е.А. 7. Монография: Древняя Русь в свете зарубежных источников./Под редакцией Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, Е.А. Мельниковой, A.B. Подосинова, Г.В. Глазыриной. 8. Столярова Л.В., Каштано С.М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). 9. Древнейшие государства Восточной Европы. Пространство и время в средневековых текстах./Ответственный редактор Глазырина Г.В. 10. Пашуто В.Т. Русь. Прибалтика. Папство, в серии: Древнейшие государства Восточной Европы. 11. Мельникоа Е.А. «Древняя Русь и Скандинавия» 12. Евсеева Л.М.: Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия. 13. Гимон Т.В.: Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. История ХХ века, «холодная война», геополитика, военная история 14. Котельников В.Р. Отечественные авиационные поршневые моторы 1910–2009. 15. Степанов A.C. Развитие Советской Авиации в Предвоенный Период (1938 – первая половина 1941 года). 16. Люттвак Э. Стратегия: логика войны и мира./Перевод с английского, Edward N. Luttwak: «The Strategy: Logic of War and Peace».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Реставрация в Казанском соборе июля 2016 В Казанском кафедральном соборе восстановлены четыре иконы в исторических окладах в южном нефе собора, по обеим сторонам Голгофы. Прежние иконы, как и многое из внутреннего убранства собора, в годы гонений на Церковь были утеряны. По благословению настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова были написаны три новые иконы - Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и священномученика Философа Орнатского. Четвертая икона - образ святого праведного Иоанна Кронштадтского - находится в процессе написания и вскоре вместе с остальными будет размещена на местах утерянных икон. Первые две иконы - Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - были освящены настоятелем 16 апреля. Над написанием икон трудился художник Казанского кафедрального собора Иван Москвин, преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Весомую помощь по нахождению и восстановлению подлинных чертежей Константина Тона, касающихся оформления иконостасов, оказал начальник научно-исследовательской части Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения имени императора Александра I доктор технических наук, профессор Анатолий Лялинов.  Внутреннее убранство собора было разорено в 1922 году, и все иконы, которые находились в храме, были переданы в разные музеи, в частности, в Русский музей, где сейчас хранятся все подлинные иконы из главного и двух боковых иконостасов. Эти иконы написаны знаменитыми русскими живописцами, особую ценность представляют работы кисти Владимира Боровиковского.  " По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия было решено написать на пилонах, которые расположены по всему периметру собора, иконы двунадесятых праздники большого размера в золоченных рамах. Раньше там располагались подаренные прихожанами небольшие аналойные иконы, - рассказал протоиерей Павел Красноцветов. - На сегодня единственным не до конца оформленным участком собора осталась ниша у Голгофы. Историческое распятие было написано в академическом стиле, сейчас здесь стоит Голгофа, написанная в древнерусском стиле, но без предстоящих. Согласно исторической справке, раньше с правой стороны стояла предстоящая Божия Матерь, а слева - святой апостол Иоанн Богослов. Мы восстановили эти иконы, написав их в том же академическом стиле, в каком был написан весь иконостас " . 

http://mitropolia.spb.ru/docs/zavershaet...

Для олимпийских сборных России, Украины, Белоруссии и Молдавии написали иконы прп. Сергия Радонежского 6 февраля, 2014. Новостная служба Иконы сборным России, Белоруссии и Украины были вручены патриархом Кириллом накануне в храме Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи, где он помолился об успехе спортсменов на предстоящих состязаниях 6 февраля, ПРАВМИР. Межфракционная депутатская группа Госдумы в защиту христианских ценностей инициировала написание и вручение четырех аналойных икон преподобного Сергия Радонежского Олимпийским сборным России, Украины, Белоруссии и Молдавии. Иконы сборным России, Белоруссии и Украины были вручены патриархом Кириллом накануне в храме Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Сочи, где он помолился об успехе спортсменов на предстоящих состязаниях, сообщил «Интерфакс-Религия» ответственный секретарь межфракционной депутатской группы Олег Ефимов. Представители молдавской сборной получили святой образ из рук главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина. «В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского это станет благословением на спортивные подвиги сборным командам наших братских стран, взаимопомощь и сочувственную поддержку болельщиков», — процитировал О.Ефимов координатора межфракционной группы Сергея Гаврилова. Иконы были написаны во взаимодействии с благотворительным фондом «Православный Крым» и при финансовой поддержке русского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2014 12 февраля, 2014 17 февраля, 2022 25 декабря, 2014 3 марта, 2014 24 февраля, 2014 18 февраля, 2014 14 февраля, 2014 13 февраля, 2014 12 февраля, 2014 12 февраля, 2014 17 февраля, 2022 25 декабря, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/dlya-olimpijskix-sborn...

Семигорск. Церковь Николая Чудотворца в с. Мукском. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1864. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, п.Семигорск Координаты: 56.675435, 104.642151 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Путь из России на восток к Лене в XVII веке приводил к Илимскому острогу и шел далее по единственной дороге, получившей название " Ленский волок " . Он начинался от острога и заканчивался на реке Муке, где было плотбище: отсюда на плотах спускались до Лены. Поскольку этот участок пути был самым тяжелым и мучительным, первопроходцы назвали реку и возникшее на ней поселение " Мука " . В 1760 году здесь была построеная деревянная часовня. Возможно, ей предшествовала более древняя, но сведений о ней не осталось. Народное предание повествует, что возведена она была для явленной иконы Святого Николая, о котором рассказывали, что куда бы не пытались унести ее, она возвращалась назад. Икона была небольшая, размером вершков 7-8, аналойная. Местное население чтило ее как чудотворную, и к празднику святого Николая 6 (19) декабря сюда собирались богомольцы (иногда из очень отдаленных сел, верст за 200-300 и более). Об этой иконе существовало еще одно предание, согласно которому она была вывезена в конце XVII века из Албазина, куда была принесена русскими первопроходцами из северных губерний Европейской России. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. В 1864 году вместо ветхой часовни на средства, пожертвованные киренским окружным судьей П.М. Петровым и его братом В.М. Петровым, была построена небольшая деревянная церковь, приписная к Спасской церкви г.Илимска. Храм возвели на месте обретения иконы, освятили его 30 августа 1864 года и перенесли в него особо чтимую икону св.Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была типична для этого времени в северных районах области. Кубический объем храма под четырехскатной кровлей с одной главой дополнялся с восточной и западной сторон более низкими одинаковыми выступами апсиды и притвора. В симметричной композиции и убранстве фасадов ощутимо влияние классицизма. Пристроенная в 1892 году массивная ярусная колокольня, соединенная с церковью узким переходом, внесла в пространственную композицию некоторую дисгармонию. До наших дней здание не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=39450

Воспоминания Лины Григорьевны Бальсене об открытии Свято-Успенского храма: Инициаторами открытия храма в городе Гусеве стали в 1989 году Лидия Вениаминовна Кривенцова, Дарья (фамилию не помню), Афанасия Старосельцева, Лидия Николаевна Несговорова, Феодосия Григорьевна Евсиков, я, Софья Петровна Соболевская, Антонина Казека. Мы занимались сбором денег для открытия храма, хлопотали в Горисполкоме, чтобы спортзал школы отдали под православный храм. В это время как раз сгорела школа и спортзал ей стал не нужен, поэтому сразу дали согласие о передаче здания православной общине. И начались хозяйственные дела. Дарья и Лидия Несговорова собрали 300 подписей за открытие храма, ведь тогда вся область ездила в Кибартай к о. Валерию. Начали собирать иконы. Приносили кто какую имел, аналойники. Все расставили. Как раз к празднику Успения. Позвонили в Калининград игумену Аркадию. Он сказал, что приедет сам открывать храм. Место над алтарем в то время было без крыши и для первой службы алтарь накрыли клеенкой в виде шатра. Собирали кастрюли, ведра для освящения воды, стаканы, тарелки для трапезы. Трапезничали после службы у меня. С игуменом Аркадием приехали трое человек. Они тоже во всем нам помогали. Хор состоял из бабушек, которые ездили в Кибартай. О. Аркадий освятил храм. В честь праздника Успения Пресвятой Богородицы – по первой службе в этом храме. На трапезе обсуждали церковные дела. О. Аркадий посоветовал с чего начинать в первую очередь. По его совету сначала сбили скамейки, заказали три аналойчика под иконы. После о. Аркадий приезжал еще три раза, а за ним уже о.Меркурий с чтецом Дмитрием (ныне настоятель храма в Багратионовске). Оставались ночевать все у меня. После службы за трапезой решили, чтобы о. Аркадий прислал на приход постоянного священника. Прислали о. Дмитрия с матушкой. Это было в октябре-ноябре 1989 г. Матушка регентовала, руководила хором бабушек. Просфоры стала печь Есикова Феодосия дома. Прослужил о. Дмитрий год и стали подыскивать для батюшки квартиру, ведь жил он все это время у меня. После долгих хождений выделили ему двухкомнатную квартиру по ул. Победе на первом этаже. При о. Дмитрии начали строить алтарь. Когда привозили кирпич, батюшка сам с прихожанами его разгружал. Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Ославское. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь с колокольней Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1819. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Ославское Координаты: 56.2326, 40.5384 Проезд:Выезд из Владимира на Нижний Новгород, через 2км в центре пос. Боголюбово возле Боголюбского монастыря левый поворот, далее 3км до с. Ославское. Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Ославское на реке Нерли находится в 13 верстах от г. Владимира. В 1687 г. село Ославское вместе с другими вотчинами Боголюбова монастыря было пожаловано царем Алексеем Михайловичем Московскому патриарху Иоакиму; по упразднении церковных вотчин в XVIII ст. Ославское перешло в ведомство гос. имуществ. В начале XVII ст. в Ославском существовала церковь, как это видно из патриарших окладных книг 1628 г., «Чудотворца Николы в вотчине Боголюбова монастыря». В книгах «письма и меры» кн. Григ. Шехонского 1647 г. значится «в селе Ославском церковь Николы Чудотворца, древена вверх, а в церкви образы, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение святейшего Иосифа, патриарха Московского и всея Руссии, а на церковной земле поп Агей Иванов, просвирница Дарьица, Иванова дочь…» В 1711 г. в Ославском была выстроена новая деревянная церковь и освящена во имя Николая чудотв. иеромонахом Спасо-Андрониева, что на Москве, монастыря Никифором. Оставшаяся же старая деревянная церковь была перевезена в село Лемешек для постройки там из нее теплой церкви. В 1816 г. епископом Владимирским Ксенофонтом дано было разрешение на построение каменной церкви в селе Ославском вместо деревянной. Трапеза окончена постройкою и освящена в 1819 г., а настоящая церковь освящена в 1827 г. Эта каменная церковь с несколько расширенной в 1872 г. трапезой существует и в настоящее время. В связи с церковью построена каменная колокольня. Престолов в церкви три: в холодной – во имя св. Николая чудотв., в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила. В одной из аналойных икон врезан небольшой крест с частицами св. мощей. В ризнице хранится Евангелие, печатанное при патриархе Иове.

http://sobory.ru/article/?object=01812

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010