сер. Приспособление зал производилось под наблюдением университетского архитектора Гулеке. Всё остальное устройство церкви совершено было при помощи многочисленных, преимущественно московских благотворителей, всегда горячо отзывающихся на дело устройства и украшения православных храмов. Правление университета со своей стороны ассигновало для той же цели с разрешения попечителя Рижского учебного округа дополнительную сумму 600 руб. из специальных средств. Не оставил без вспомоществования дело устройства университетского храма и знаменитый пастырь, Кронштадтский протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев, приславший для этого 200 руб. сер. и две больших иконы препод. Сергия Радонежского и Божией Матери Скоропослушницы. Считаем долгом привести здесь список всех икон, сосудов, облачении и других церковных предметов, присланных разными благотворителями для Юрьевской университетской церкви или сооружённых на пожертвованные ими деньги. 1. 14 икон в иконостасе; из них 7 местных больших – Спасителя. Божией Матери, св. Кирилла и Мефодия, св. Александра Невского, св. Николая, св. Владимира и Ольги и Тайной вечери (над царскими вратами) и 7 малых: 4-х евангелистов, Архангела Гавриила, Божией Матери (все в царских вратах) и Бога Отца (вверху над иконостасом). Все эти иконы написаны в византийском стиле по золотому фону на цинковых досках художником Кохом за 500 руб. серебр., уплаченных г. Коху из 565 руб., присланных профессором Московского университета В.Ф. Снегирёвым и пожертвованных частью им самим, а частью собранных им от разных благотворителей. 2. 4 иконы, присланных художником Струковым от неизвестного жертвователя «бывшего студента» в память о воине Симеоне: св. Спиридония Тримифунтского в металлическом посеребрённом киоте, св. Священномученика Исидора Юрьевского и две аналойных иконы св. Спиридония Тримифунтского и св. Священномученика Исидора Юрьевского. 3. Запрестольный образ нерукотворного Спаса, писанный на полотне художником Маковским и доставленный профессором Юрьевского университета А.П. Губаревым. 4. Икона препод. Арсения Великого с дубовым киотом и бронзовою лампадою, устроенная на средства бывшего министра народного просвещения графа И.Д. Делянова. 5. Икона св. Николая Чудотворца с дубовым киотом и бронзовою лампадою к ней, устроенная на средства бывшего попечителя Рижского учебного округа Н.А. Лавровского. 6. Икона препод. Марии Египетской с дубовым киотом, устроенная на средства благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным. 7. Панихидный стол, пожертвованный бывшим директором департамента министерства народного просвещения Н.М. Аничковым и действительным статским советником А.А. Камчатовым. 8. Две бархатных шитых золотом хоругви от высокопреосвященного Палладия митрополита С.-Петербурского. 9. Плащаница малинового бархата, шитая золотом и серебром. 10. Дарохранительница серебр. позолоч. с футляром. 11. Прибор св. сосудов (потир, дискос, звездица, лжица, ковш и две тарелочки) серебр. вызлащ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Произведения, в разной степени демонстрирующие классицистические живописные начала: иконы «Сошествие Св. Духа» из Духова мон-ря (нач. XV в., НГОМЗ), «Двенадцать апостолов» из одноименной церкви (ок. 1432, НГОМЗ), деисусные чины из Софийского собора (1438), волотовской церкви (все - НГОМЗ) - изящные пропорции, тонкие линии, стройные фигуры, музыкальный ритм, сияющие чистые краски создают поэтичные образы, исполненные мягкости и лиризма. Неизвестно, могли ли такие иконы создавать в новгородских мастерских, хорошо зная московские художественные традиции, или новгородские иконописцы работали в Москве. Отклик на балканское направление в новгородском искусстве без утраты местных черт демонстрируют иконы «Ап. Фома» (1-я треть XV в., ГРМ), «Богоматерь Умиление» (галерея икон банка Интеза, палаццо Леони Монтанари, Виченца). Киноварный фон, стилизованная линейная трактовка, декоративность рисунка, плотность письма, героизация облика сочетаются с размеренным ритмом, точеными ликами, лиричностью и замкнутостью, близкими к фрескам Сковородского мон-ря. Ряд произведений демонстрирует консервативный характер: «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Вяжищского монастыря (ок. 1411 или 1417, ГММК) с энергичной жестикуляцией и экспрессией в многофигурных композициях, «Покров» из собрания А. В. Морозова (ГТГ) с симметрично-геометризированной композицией и динамично направленными скошенными взглядами персонажей, икона «Евангельские сцены» (НГОМЗ) со статичными фигурами и ярким контрастным колоритом. К наиболее ярким образцам, отражающим специфику самобытной культуры Новгорода, относятся 3 краснофонные иконы, исполненные на высочайшем художественном уровне: «Вмч. Георгий» (ГРМ), «Прор. Илия» (ГТГ) и «Вмч. Димитрий Солунский» (Музей икон, Рекклингхаузен). К кон. XV в. новгородская иконопись, подчиняясь общерус. тенденции, становится все более каллиграфичной, миниатюрной и изящной. Ансамбль Софийских святцев-«полотенец» (таблеток, аналойных икон, в НГОМЗ, в музеях Москвы, С.-Петербурга и Лондона) был создан при свт.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Икона. 1-я пол. XVIII в. (ц. свт. Николая на Козинке, Калуга) К этому периоду можно отнести икону «Благовещение Пресв. Богородицы» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), куда она была перенесена из Благовещенской ц. Калуги. В. Г. Пуцко считает, что икона была создана в 1717-1720 гг. и приписывает ее Семену Фалееву ( Пуцко. 2001. С. 36). Характерной особенностью художественного решения иконы является изящный цветочный орнамент, нанесенный твореным золотом на одежды ангела,- излюбленный прием в работах калужских иконописцев этого периода. Икону отличает особый колорит с преобладанием холодных цветов (розового, малинового в сочетании с синим, серым и бирюзовым), к-рый впосл. станет определяющим для калужской иконописи Нового времени. Подобное цветовое решение применено в иконах 3-й четв. XVIII в. из ц. вмч. Георгия «за верхом»: «Благовещение», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Св. Троица», «Собор арх. Михаила». Близки к ним по стилистике и колориту иконы «Арх. Михаил» (ц. вмч. Георгия «за верхом») и «Воскресение Христово, с клеймами праздников» из Троицкого собора. На калужское происхождение небольшой аналойной иконы «Святые Татиана и Афанасий» (посл. треть XVIII в., КОХМ) указывают помимо характерного холодного колорита особенности детально написанного пейзажа с узнаваемыми среднерусскими элементами. Пейзаж лишен графической сухости и линейной четкости, его детали объединены легкой серовато-голубоватой дымкой. К этой иконе близка икона прп. Тихона Калужского (посл. треть XVIII в., КОХМ). Присущее живописи местных мастеров сочетание звучного синего и насыщенного малинового цветов в колорите встречается в ряде икон посл. четв. XVIII в. («Господь Вседержитель на престоле» из ц. свт. Николая Чудотворца («Николы на Козинке»), «Покров Пресв. Богородицы с избранными святыми» (1779) и «Богоматерь Всех скорбящих Радость» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина) - Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина)/Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Москва. Домовая церковь Петра и Павла при Мариинской больнице. Петропавловский домовый храм при НИИ имени Сеченова Домовая церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1804 и 1806. Архитектор:И.Д. Жилярди Ссылки:   Адрес: г. Москва, улица Достоевского, д. 4, корп. 1 Координаты: 55.783742, 37.611901 Проезд:от метро Новослободская по Селезневской улице и переулку Достоевского (пешком 10 минут) или от станции метро Достоевского Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм был освящен в 1806 году, с открытием больничного комплекса на Новой Божедомке (ныне - улица Достоевского). Первоначально больница находилась в ведомстве Императрицы Марии Федоровны, матери государя Александра I, поэтому была названа Мариинской. В создании комплекса, который в настоящее время признан памятником архитектуры федерального значения, принимали участие такие известные архитекторы как И. Жилярди и Д. Кваренги. В одном из флигелей Мариинской больницы родился Ф. М. Достоевский. Долгое время он жил здесь, поскольку отец известного писателя был лекарем. С 1918 года корпуса больницы стали использоваться исключительно как здания медицинского учреждения по борьбе с туберкулезом. Храм был закрыт и по назначению не использовался. В 2002 году руководство ММА им. И.М. Сеченова приняло решение о восстановлении храма. Силами Академии и НИИ Фтизиопульмонологии храм был восстановлен и в 2004 году 12 июля - день памяти святых Первоверховных апостолов, в престольный праздник храма, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, состоялось малое освящение и совершена первая Божественная Литургия. Информация предоставлена старостой храма Петра и Павла, апостолов, при Мариинской больнице церковь (улица Достоевского, дом 2). В 1804–1807 гг. по проекту архитектора Д.И. Жилярди на Новой Божедомке было выстроено величественное здание больницы для бедных. Она находилась в ведомстве императрицы Марии Федоровны, матери Александра II, и поэтому была названа Мариинской. Церковь апостолов Петра и Павла с выходом в мужское отделение второго этажа больницы была освящена в 1806 г. Через год в нижнем этаже, при женском отделении, был устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. Храм украшал двухъярусный ампирный иконостас искусственного мрамора 1805 г. с современными ему иконами и клиросами. В алтаре хранились высокохудожественный потир, украшенный финифтью, напрестольный крест с финифтяными изображениями начала XIX века, серебряное блюдо середины XVIII века, большое паникадило начала XIX века, другая ценная церковная утварь. Специалисты отмечали живописные иконы благоверного князя Александра Невского, праведных Захарии и Елисаветы конца XVIII века, аналойный образ Михаила Тверского 1826 г. и другие.

http://sobory.ru/article/?object=16370

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В заброшенном храме найден клад времен сталинских гонений на Церковь 28.08.2013 В Каргопольском районе Архангельской области при проведении ремонтных и консервационных работ в оставленной и неоднократно разграбленной церкви найдены серебряные богослужебные сосуды, в том числе чаша, спрятанные священником в 1937 году, когда храм закрывали. Об этом сообщает РИА Новости. Чашу и серебряные с позолотой богослужебные сосуды обнаружила экспедиция добровольцев организации «Общее дело. Возрождение северных деревянных храмов Севера» во время ремонта и расчистки храма Смоленской Иконы Божией Матери в нежилой деревне Малая Шалга в августе этого года. Сверток с богослужебной утварью лежал под почти метровым слоем мусора. Всего было найдено шесть богослужебных предмета — чаша, дискос, звездица, лжица, две тарели. Найден также священнический поруч с руки, которая держала эту чашу 76 лет назад. Кроме того, обнаружен поруч от красного пасхального облачения. Чаша и другие богослужебные сосуды были завернуты в аналойную накидку и оставлены в самом видном месте, в углу алтаря. Расположение спрятанного свертка позволяет говорить, что у священника почти не было времени для того, чтобы тщательно завернуть и спрятать самое ценное, что есть в храме — богослужебные сосуды. 10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, в престольный праздник разорённого храма в Малой Шалге была отслужена литургия на обретенных богослужебных сосудах. Последний раз богослужение на них совершалось 76 лет назад. В настоящее время чаша и сосуды переданы в Архангельскую епархию . «К сожалению, такие находки случаются совсем нечасто, ведь обыкновенно наши предки в своей ненависти к Церкви вычищали все из храмов, оставляя лишь голые стены. Но тем и ценнее эта находка, что она совсем нерегулярна. Взять в руки богослужебные сосуды, которые хранят на себе следы нашей трагической истории, тем более — совершить на них вновь литургию — это, на мой взгляд, очень глубокое с духовной точки зрения событие, некое возвращение правды, возвращение верных смыслов нашей истории.

http://drevo-info.ru/news/15761.html

Уже сейчас некоторые благотворители выразили желание принять участие в восстановительных работах. Мне как настоятелю было бы особо дорого участие в реконструкции дома паломника и благоукрашении храмового комплекса людей, которые в течение многих лет уже оказывали материальную поддержку подворью. — Нужна ли реставрация в храме? — Поначалу мы планировали отложить ее на некоторое время, однако после последнего визита архиепископа Егорьевского Марка было решено все же начинать работы по благоукрашению храма. Сейчас у нас нет никаких препятствий для ведения полноценной богослужебной жизни. Литургии в храме начали совершаться священниками Русской Православной Церкви Заграницей еще в 50-е годы. Правда, тогда в храме все было временным, в том числе и иконостас. Была попытка начать писать фрески, но успели расписать лишь часть алтаря. Художественный уровень этих работ чрезвычайно низок, поэтому со временем придется их заменить. Сейчас храм так и остается нерасписанным, с белыми стенами и с временным иконостасом. Но ведь сюда приезжают паломники со всей России, и, конечно, храм должен стать более благолепным. Пока все внутреннее убранство составляют аналойные иконы, многие из которых принесены в Бари паломниками. Кстати, есть среди таких икон и чтимые образа. Например, у нас имеется икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей, есть образ праведного воина Феодора Ушакова и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Совсем недавно подмосковным приходом под Зарайском подворью была пожертвована икона преподобного Сергия Радонежского с частицей его мощей. Есть две большие, очень ценные старинные иконы святителя Николая и Иверской Божией Матери. Для них благотворителями были пожертвованы прекрасные киоты. Естественно, эти образа останутся в храме и, вероятно, станут одними из главных его святынь. Но в целом весь интерьер храма придется со временем приводить в порядок. Однако это дело будущего, главное сейчас — начать прием паломников как можно скорее. — Вы уже девять лет служите в южной Италии и неоднократно бывали в Бари, сопровождая паломников. С чем люди приезжают к святителю Николаю? Как почитают великого святого итальянцы и русские переселенцы, которых здесь множество?

http://patriarchia.ru/db/text/2069535.ht...

С. 116-163. В. А. Кучкин, И. А. Епифанов Иконография В иконописном подлиннике XVIII в. под 22 июля об А. К. сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая» ( Филимонов. С. 64). В Воскресенском соборе Кашина находились древний чтимый образ святой, икона св. блгв. кн. Михаила Тверского и А. К.; икона XVII в. принадлежала Е. А. Голицыной (ЧОИДР. С. 175-177). В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX вв. святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей - на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития ( Маркелов. Т. 1. С. 81, 97, 99). Поясное прямоличное изображение А. К. в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии 2-й пол. XIX в. (ИРЛИ), с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств имп. Александра III ему была поднесена в Твери икона А. К. В росписи кон. XIX в. в Анастасиином Богоявленском мон-ре Костромы святая была изображена среди рус. праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание блгв. кн. Михаила Тверского с блгв. кн. Анной и детьми» (напр., в часовне близ с. Едимонова). Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания А. К. в нач. XX в.: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу р. Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относится икона нач. XX в. над ракой с мощами А. К. в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х гг. XX в. (ЦМиАР, ЦАК МДА), нек-рые с частицами мощей - напр., образ в ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве, икона 10-х гг. XX в. (только фигура преподобной; мастерская А. Узикова, С.-Петербург; происходит из Александровского дворца Царского Села, вероятно, была поднесена имп.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Блж. Косма Верхотурский. Икона на крышке раки. 2008 г. Иконописцы В. В. и Л. А. Дубровины (ц. Покрова Пресв. Богородицы Покровского мон-ря в Верхотурье) Блж. Косма Верхотурский. Икона на крышке раки. 2008 г. Иконописцы В. В. и Л. А. Дубровины (ц. Покрова Пресв. Богородицы Покровского мон-ря в Верхотурье) В нач. 2000-х гг. развитие иконографии К. получило новый импульс: в иконописной мастерской Новотихвинского жен. мон-ря Екатеринбурга были созданы его иконы в визант. стиле. В 2002 г. написан образ для ц. во имя К. в Екатеринбурге: блаженный показан в молении перед благословляющей десницей Божией. Затем в этой же мастерской для посвященной святому церкви в дер. Костылева Верхотурского р-на (в наст. время блж. Космы Верхотурского мужской мон-рь) была выполнена поясная аналойная икона К. Особенностью этого образа, где К. представлен со сложенными на груди крестообразно руками, является сходство с изображением прп. Алексия, человека Божия, в росписи алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (кон. XV - нач. XVI в.). В храме Косминского мон-ря справа от иконостаса имеется ростовая икона, написанная ок. 2003 г. в визант. стиле иконописцем из Одессы А. Рудым. На ней К. опирается правой рукой на костыль, а в левой держит развернутый вверх свиток, на к-ром написаны первые строки заповедей блаженства (Мф 5. 3-4). В 2005 г. екатеринбургским иконописцем Т. В. Шолоховой создан ростовой образ блаженного для местного ряда иконостаса ц. во имя К. в Екатеринбурге. Икона написана в традициях московской иконописи. К. предстоит благословляющему Иисусу Христу вполоборота влево с молитвенно воздетыми руками. На заднем плане, на фоне Николаевского мон-ря, изображен сюжет перенесения мощей прав. Симеона Верхотурского: К. на коленях передвигается вслед за процессией. К 2008 г. иконописцы В. В. и Л. А. Дубровины из Новоуральска, ориентируясь на стиль невьянской иконописи, расписали крышку раки с мощами К. и сень над ней. На внутренней стороне крышки раки К. изображен с закрытыми глазами в длинном светлом одеянии, руки скрещены на груди. Здесь и в круглом клейме на верхней фронтальной части сени облик К. уподоблен его же внешности на иконе письма Дьяченко из Покровского храма. 2 иконы на боковых сторонах навершия сени восходят к изводу «Собор Верхотурских святых» в Симеоновском храме Екатеринбурга и в Преображенской ц. Николаевского монастыря и творчески воспроизводят композицию с коленопреклоненной фигурой К. на фоне шествия со св. мощами прав. Симеона.

http://pravenc.ru/text/2458799.html

ассигнациями, при главном командире А. Е. Клокачеве, при усердной помощи военно-пленных, находившихся тогда в Архангельске. Впоследствии собственныя средства Собора увеличились настолько, что ремонтировка и благоукрашение его производились и на церковныя суммы. В 1836-1840 г.г. сделаны две каменныя пристройки к приделам Св. Апостолов и Святителя Николая для помещения ризницы, архива и библиотеки, переделан весь иконостас, покрыт новою резьбою и написаны были для него новыя иконы, на что употреблено из церковных сумм 7148 руб. 88 1/4 коп. серебром. В 1846 году, с разрешения главнаго командира порта контр Адмирала Маркизаде-Траверсе и обер-священника армии и флота Кутневича, холодный храм Преображения обращен в теплый, причем фонарь в куполе был закрыт рамами. В тоже время исправлена и покрашена крыша. На все эти работы употреблено из церковных сумм 865 рублей 60 копеек серебром. Драгоценные священные сосуды, облачения, иконы, ризы и венцы к ним в течение многих лет, из года в год, поступали в собор от многочисленных жертвователей. Государем Императором Павлом I, в бытность его Наследником престола, в 1774 году пожалована бархатная ризница с вышитыми серебрянными цветами, покрытыми серебрянными-же сетками, именно: риза, епитрахиль, стихарь, орарь, две пары поручей и четыре воздуха. Государем Императором Александром I-м в 1822 году 8 Мая пожалована из домашняго гардероба следующая бархатная многокрестная ризница: пять риз, пять подризников, пять епитрахилей, пять набедренников, пять палиц, пять поясов, девять пар поручей, пять стихарей, четыре ораря, одежда на престол, одежда на жертвенник, три одежды аналойных, четыре пелены и три воздуха. В числе жертвователей были и главные командиры порта контрадмиралы: Л. Вансель, Пушкин, И. Я. Барш, М. П. Фондезин. С 1789 года по 1796 г. старанием и усердием. И. Я. Барша поступило от адмиралтейства: 17 дорогих священнических и диаконских облачений со всеми принадлежностями, одежды на престол, жертвенник и аналои, воздухи и разныя пелены; напрестольный серебряный крест под золотом и чернетью весом 2 фун.

http://sobory.ru/article/?object=34186

С. 307-308; Стерлигова. 2008. Кат. 150. С. 419-422). К числу уникальных вариантов иконографии Н. как молитвенника за Новгород принадлежит святительская панагия с гравированным по золоченому фону изображением (эгломизе) под хрусталем, на к-ром к подножию трона Пресв. Богородицы припадают в молении Н. и свт. Иона, архиеп. Новгородский (Отенский) (2-я пол. XVI в., из новгородского Юрьева мон-ря, ныне в НГОМЗ; см.: Стерлигова. 2008. Кат. 152. С. 423-424). В 1-й четв. XVII в., возможно уже после Столбовского мира (1619), были разработаны композиции c избранными святыми, стоящими в ряд или в молитвенном предстоянии перед иконными изображениями, напр. на новгородской иконе с образами вселенских и новгородских святых - Н., святителей Иоанна и Моисея, архиепископов Новгородских, преподобных Антония Римского и Михаила Клопского - по сторонам от образа Св. Троицы; возможно, икона предназначалась для новгородского Клопского мон-ря, соборным престолом которого был Троицкий (Шесть веков русской иконы: Новые открытия: Выставка из част. собраний к 60-летию Музея им. Андрея Рублёва. М., 2007. Кат. 14. С. 30). Фигура Н. включалась в состав святительских чинов, которыми украшали оборотные стороны аналойных икон-таблеток, напр. в комплекте, принадлежавшем, вероятнее всего, суздальскому Богородице-Рождественскому собору (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 69. С. 515): Н. стоит рядом с архиепископами Иоанном и Евфимием, их головы обнажены, при этом у Н. волосы облегают высокий лоб, он моложав, правой поднятой рукой благословляет, на левой держит раскрытый кодекс Евангелия; на нем узорчатые ризы: синее платье, крещатая фелонь с золотисто-оранжевой подбивкой и пестрыми элементами-крестами. Однако есть примеры, судя по к-рым не все рекомендации архиеп. Пимена о том, как писать нового новгородского святого, были приняты или известны. Сохранились изображения Н. в фелони, с безбородым полным ликом, но в белом клобуке, как новгородского архиепископа, т. е. в тех одеждах и головном уборе, к-рые были характерны для времени обретения мощей святого.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010