Старинные деревянные аналои без священных изображений Аналой с иконой свт. Николая на передней стенке Аналой с изображением Голгофы на подножии 2.17. Правила торговли продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) должны исключать возможность неблагоговейного отношения к ним: В магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей. Россия 2.18. Не соответствует древней церковной традиции размещение на артосах изображения Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых. Согласно действующему ныне Типикону (отражающему богослужебную практику XVII в.), артос есть «просфора всецелая со крестом, на ней изображенным» . Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет «форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста . Такой вид просфора имела уже в IV в., о чем ясно говорит Епифаний Кипрский» . Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне походит на существовавшие ранее магические практики вкушения «обрядового хлеба» . Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова Канонические просфоры: Крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария») Для совершения литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со св. образами 2.19. Недопустимо использовать священные изображения, символы и знаки, а также образы священных предметов (Потир, наперсный или нательный крест, Библия, Евангелие и т.п.) при изготовлении съедобных предметов не богослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.). Торт для батюшки «Торт на Крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией». Источник изображения и текста: сайт производителя

http://pravoslavie.ru/133133.html

К сожалению, часто присутствует именно такой акцент: «Мы имеем право пользоваться иконами». Но кто же послужит им – как служат они нам, кто позаботится об их сохранности? Разве мы не имеем никаких обязательств? Говоря подобные слова, вспоминает ли кто-нибудь о том, что через икону происходит молитвенное общение с Вышним миром, что сама икона – дар Небес. И этот дар дан не только для нас. Мы владеем сокровищем – не только для себя. Как и само Православие – дано не только для одного какого-то народа. Иконы благовествуют о Царстве Божием, вере и святости всему миру, всем ищущим Бога и готовым откликнуться на Его зов. При виде ликов, вобравших в себя молитвы многих поколений – «намоленных икон», – чьи-то души прозревают для горнего мира. Но не потому ли мы не ценим это богатство веры, что оно досталось нам туне и щедро: у нас множество священных изображений? Дар требует его благоговейного хранения. И то, что мы просто к нему привыкли и не замечаем, свидетельствует о нашем нечувствии и толстокожести. Но не боимся ли мы своего небрежения? Поэтому прежде чем причт храма возьмет иконы из музейных фондов, он должен подготовиться к их принятию. Каким образом? Некоторые рекомендации мы приводим в главе «Как правильно сохранять иконы». А пока только скажем, что нужно оборудовать ризницу – чистую, сухую; сделать полки, где иконы будут аккуратно храниться. Идеально – когда в храме точно знают: сюда надо поставить икону таких размеров, в тот угол – таких, нужен определенный набор праздничных аналойных икон. Служители храма должны твердо усвоить элементарные правила ухода за ними, что можно и что нельзя делать – как сохранять и заботиться о них, а не как «чистить и дорисовывать». Если же в храме полностью есть иконостас, повсюду стоят иконы, а в него еще передают образа размером 2×1 м или больше, которые некуда ставить – куда их денут? Опять-таки сложат где-то в углу. Нельзя иконы брать необдуманно – пока дают! – иначе они пропадут. Потому что икона привыкает к тем условиям, в которых долго находится. Как мы уже говорили, она адаптируется к сезонным колебаниям окружающей среды.

http://azbyka.ru/kak-pravilno-obrashhats...

К сожалению, часто присутствует именно такой акцент: " Мы имеем право пользоваться иконами " . Но кто же послужит им - как служат они нам, кто позаботится об их сохранности? Разве мы не имеем никаких обязательств? Говоря подобные слова, вспоминает ли кто-нибудь о том, что через икону происходит молитвенное общение с Вышним миром, что сама икона - дар Небес. И этот дар дан не только для нас. Мы владеем сокровищем - не только для себя. Как и само Православие - дано не только для одного какого-то народа. Иконы благовествуют о Царстве Божием, вере и святости всему миру, всем ищущим Бога и готовым откликнуться на Его зов. При виде ликов, вобравших в себя молитвы многих поколений - " намоленных икон " , - чьи-то души прозревают для горнего мира. Но не потому ли мы не ценим это богатство веры, что оно досталось нам туне и щедро: у нас множество священных изображений? Дар требует его благоговейного хранения. И то, что мы просто к нему привыкли и не замечаем, свидетельствует о нашем нечувствии и толстокожести. Но не боимся ли мы своего небрежения? Поэтому прежде чем причт храма возьмет иконы из музейных фондов, он должен подготовиться к их принятию. Каким образом? Некоторые рекомендации мы приводим в главе " Как правильно сохранять иконы " . А пока только скажем, что нужно оборудовать ризницу - чистую, сухую; сделать полки, где иконы будут аккуратно храниться. Идеально - когда в храме точно знают: сюда надо поставить икону таких размеров, в тот угол - таких, нужен определенный набор праздничных аналойных икон. Служители храма должны твердо усвоить элементарные правила ухода за ними, что можно и что нельзя делать - как сохранять и заботиться о них, а не как " чистить и дорисовывать " . Если же в храме полностью есть иконостас, повсюду стоят иконы, а в него еще передают образа размером 2x1 м или больше, которые некуда ставить - куда их денут? Опять-таки сложат где-то в углу. Нельзя иконы брать необдуманно - пока дают! - иначе они пропадут. Потому что икона привыкает к тем условиям, в которых долго находится. Как мы уже говорили, она адаптируется к сезонным колебаниям окружающей среды.

http://zavet.ru/a/page_all_59.html

2011). Списки афонских икон «М.» в России Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1894 г. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1894 г. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) П. И. Севастьяновым были привезены цветные кальки с афонских икон, в т. ч. с «М.» ( Шевырев. 1850. С. 3). Еще один список этой же иконы был послан в 1860 г. в Курскую губ. Наряду с иконой «М.» в московском Алексеевском мон-ре почиталась икона Божией Матери «Целительница», с которой было связано древнее чудо исцеления больного ребенка, вскормленного каплей «млека Богородицы» (Сон Богородицы; Цветник; Глинка Ф. Н. Таинственная Капля. Берлин, 1861. Т. 1. С. III-IV). Неск. чтимых списков «М.» связаны с пребыванием прп. Гавриила Афонского в Москве и Одессе. В Одессе привезенный прп. Гавриилом список «М.» хранится в Успенском соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , на раме иконы помещены частицы риз Спасителя и Пресв. Богородицы (Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный). К., 2004. Ч. 1. С. 178-179). Два списка находятся в одесском во имя святого Илии пророка мужском монастыре , возведенном как подворье афонского Ильинского скита, в 3-престольном храме во имя прор. Илии (после постройки храма в 1894-1896 главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «М.», ныне в честь этой иконы освящен правый придел церкви). Один из списков - аналойная икона с надписью на обороте, сделанной самим прп. Гавриилом: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля Афонского Ильинского скита Архимандрита Гавриила 10 ноября 1894 г.». В Москве список «М.» 1894 г. как благословение настоятеля Ильинского афонского скита прп. Гавриила хранится в Богоявления соборе в Елохове . Икона находится у правого клироса перед главным иконостасом, она выполнена в характерной для афонской иконописной школы того времени академической манере. На ней Богоматерь держит у груди Младенца, Он лежит на Ее руках в складках красного плата и мафория.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

Это, во-первых, сбережет икону от пыли и " заботы " благоговейных, но невежественных рук. Во-вторых - от помады на губах (столь часто остающейся на иконах). В-третьих, киот позволяет создать вокруг иконы более щадящий микроклимат, сглаживая колебания температуры и влажности воздуха. Большие иконы и " напольные " Распятия можно хотя бы защитить стеклом (или оргстеклом) на зажимах. При этом необходимо вставить несколько маленьких прокладок (0,5x1 см) по периметру остекленной части иконы (по полям). Остеклять нужно все части, которые целуют. Увы, тихо и осторожно, в благоговении, " приложиться " могут не все. А более эмоциональные лобзания безусловно уносят каждый раз немного краски, т.е. собственно образа. Это жизнь, с этим ничего не поделаешь, но можно ослабить неизбежный для святых икон вред. Конечно, прикладываться к самой иконе, не к киоту - совсем иное дело; многие возмущаются, что их лишают этой возможности. Но давайте подумаем, что важнее - чтобы осталась сохранной икона или наша " приятность " целовать незастекленный образ? С горечью упомянем и такую, частую в храмах, ситуацию. С тщанием, затратами, из лучших побуждений изготавливается (долго) один киот, с чудной резьбой, иногда с золочением, например для храмовой иконы. Обвешивается лампадами (чтобы всё - как в старину). А двадцать-тридцать икон (часто весьма ценных, в любом случае - старинных, им ведь по 100-150 лет минимум) тихо угасают под неутомимой тряпкой, истовыми поцелуями, энергично прикасающимися челами... А ведь на те же деньги и за то же время все они могли бы иметь свой " дом " , хоть и скромный. Если храм не может себе позволить заказать резные и позолоченные киоты, то это не повод не делать простые. Чтимый святой не оскорбится скромностью украшения своего образа, если это позволит сохранить другие святые лики; он без ропота поделится с ними нашим усердием и вниманием. По поводу сохранения аналойных икон возможно несколько решений. 1. Иконы, которые чаще других кладутся на аналой (например " Воскресения Христова " , великих и двунадесятых праздников), можно почтить индивидуальными киотами.

http://zavet.ru/a/page_all_59.html

Самая большая в Прикамье и значительная коллекция строгановских икон принадлежит ПГХГ, где сосредоточено более 50 произведений, причем половина из них - подписные и датированные иконы, созданные Истомой Савиным, Семеном Хромым, Богданом Соболевым и др. живописцами этого времени. Среди строгановских памятников особое место занимает Владимирская икона Божией Матери. Прежде всего это подлинный шедевр древнерус. иконописи - «Владимирская икона, с 18-ю клеймами» работы «царского» изографа Истомы Савина, а также маленькая Владимирская икона 1595 г. и 3-створчатый складень 1603 г., отличающиеся возвышенностью образа и великолепием исполнения. В ПГХГ хранятся также 5 произведений, созданных Семеном Хромым для Н. Г. Строганова в 1-й пол. XVII в.: «Смоленская икона Божией Матери», «Рождество св. Иоанна Предтечи», «Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», «Неделя всех святых» и «Благодатные плоды учения», а также 2 иконы св. царевича Димитрия, выполненные ок. сер. XVII в., очевидно по заказу Д. А. Строганова. Наибольшую известность приобрели малые по размерам строгановские иконы (пядничные, аналойные), выполненные с необыкновенной тщательностью и каллиграфичностью. К ним относятся «Сошествие Св. Духа» 1610 г. работы московского иконника Стефана Арефьева, «Огненное восхождение пророка Илии на небо» Семена Бороздина, «Благовещение» 1603 г. неизвестного мастера. Среди мн. икон, происходящих из г. Усолья, следует упомянуть икону Божией Матери «Знамение» с 4 избранными святыми на полях, восходящую, как указывает надпись, к древнему новгородскому оригиналу и, возможно, исполненную известным мастером Емельяном Москвитиным. В целом иконы из пермских вотчин Строгановых значительно дополняют представления об этом высоком, своеобразном, но еще недостаточно изученном явлении художественной культуры. С XVIII в. направления иконописи расходятся: сохраняются древнерус. приемы письма, возникает старообрядческая традиция, появляются иконы академического письма. Среди этих памятников можно выделить высокопрофессиональные, средние по уровню мастерства и примитивные по исполнению, но по-своему выразительные и самобытные.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Необходимость иметь в храме А. и. для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего это минейные иконы , соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые - на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в т. ч. с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы ; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трех отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, к-рые совершаются в храме (см. Действа литургические ). Литургические серии А. и. известны с XI-XII вв. Это сохранившиеся до наст. времени двусторонние полиптихи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае . К ним можно также отнести небольшие мозаичные диптихи палеологовской эпохи с изображением двунадесятых праздников из музея Опера дель Дуомо во Флоренции, створки живописного диптиха из Эрмитажа и ГТГ, диптихи, иллюстрирующие ирмос канона Великой субботы «        » и др. Наиболее полными рус. сериями являются т. н. иконы- таблетки 1-й трети (или 2-й четв.) XV в. из Троице-Сергиевой лавры (СПМЗ. 2765, 2766, 2769) и рубежа XV-XVI вв. из собора Св. Софии в Новгороде , столь же многочисленна серия из собора Рождества Богоматери в Суздале (СИХМ). Возможно, что упоминание 1-го из этих комплектов («полотенец», как их называют в церковных описях и вкладных книгах), относящееся к кон. XV в., зафиксировано в описи ризницы Троице-Сергиева мон-ря 1575 г.: «Дал вкладу старец Вельямин Плещеев двенадцать праздников в киоте на полотенце, киот обложен серебром» (Николаева. 151). По описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г., «30 празников на пятинатцати полотенцех, что на налое кладуть, да 2 киота обложены серебром, а в них кладуть праздникы на налое» находились в алтаре соборной церкви (Георгиевский. С. 6). Опись икон Успенского собора Московского Кремля 1621 г. содержит запись о киоте, стоявшем на аналое, в к-ром помещалось 16 «полотенец празников» и 12 «полотенец минеи» (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. стб. 398). Большое число А. и. занесено в монастырские переписные книги и описи церквей XVI-XVII вв. Наиболее полное описание практики использования икон-таблеток на протяжении всего литургического года содержит новгородский Чиновник Софийского собора (окончательная редакция 1626-1634).

http://pravenc.ru/text/114704.html

Семигорск. Церковь Николая Чудотворца в с. Мукском. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1864. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Нижнеилимский район, п.Семигорск Координаты: 56.675435, 104.642151 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Путь из России на восток к Лене в XVII веке приводил к Илимскому острогу и шел далее по единственной дороге, получившей название " Ленский волок " . Он начинался от острога и заканчивался на реке Муке, где было плотбище: отсюда на плотах спускались до Лены. Поскольку этот участок пути был самым тяжелым и мучительным, первопроходцы назвали реку и возникшее на ней поселение " Мука " . В 1760 году здесь была построеная деревянная часовня. Возможно, ей предшествовала более древняя, но сведений о ней не осталось. Народное предание повествует, что возведена она была для явленной иконы Святого Николая, о котором рассказывали, что куда бы не пытались унести ее, она возвращалась назад. Икона была небольшая, размером вершков 7-8, аналойная. Местное население чтило ее как чудотворную, и к празднику святого Николая 6 (19) декабря сюда собирались богомольцы (иногда из очень отдаленных сел, верст за 200-300 и более). Об этой иконе существовало еще одно предание, согласно которому она была вывезена в конце XVII века из Албазина, куда была принесена русскими первопроходцами из северных губерний Европейской России. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. В 1864 году вместо ветхой часовни на средства, пожертвованные киренским окружным судьей П.М. Петровым и его братом В.М. Петровым, была построена небольшая деревянная церковь, приписная к Спасской церкви г.Илимска. Храм возвели на месте обретения иконы, освятили его 30 августа 1864 года и перенесли в него особо чтимую икону св.Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была типична для этого времени в северных районах области. Кубический объем храма под четырехскатной кровлей с одной главой дополнялся с восточной и западной сторон более низкими одинаковыми выступами апсиды и притвора. В симметричной композиции и убранстве фасадов ощутимо влияние классицизма. Пристроенная в 1892 году массивная ярусная колокольня, соединенная с церковью узким переходом, внесла в пространственную композицию некоторую дисгармонию. До наших дней здание не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=39450

Добровольцы проекта " Общее дело " провели работы в 33 разрушенных храмах Москва, 22 октября 2013 г. Добровольцы стартовавшего летом проекта " Общее дело " организовали 23 экспедиции к памятникам деревянного зодчества Русского Севера. В ходе экспедиций они провели консервационные и противоаварийные работы в 33 храмах и часовнях Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей, сообщили " Интерфакс-Религия " в понедельник организаторы проекта, который реализуется по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. В проекте приняли участие 188 человек. " Проект " Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера " объединяет людей, стремящихся сохранить памятники православия и деревянного зодчества севера России. В годы советской власти огромное число храмов было сожжено, раскатано по бревнам, отдано под клубы и склады, оставалось в запустении. Сколько памятников дошло до наших дней, точно не знает никто " , - отметили организаторы. Добровольцы создают реестр деревянных храмов и часовен Русского Севера, который регулярно пополняется после разведывательных поездок, а также совершают мониторинг состояния уже открытых памятников. В храмах и часовнях проводятся обследования, обмеры и фотофиксация. В храмах проводят не только ремонт, но и устанавливают иконы и совершают молебны. Во время экспедиций этого года была сделана интересная находка: в заброшенном храме Смоленской иконы Божьей Матери в деревне Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области был обнаружен сверток с позолоченными богослужебными сосудами. Предметы были завернуты в аналойную накидку и оставлены в углу алтаря: никем не замеченный сверток 76 лет пролежал под почти метровым слоем мусора. В 1937 году при закрытии храма местный священник спрятал сосуды от разорителей. Поскольку церковь стоит на дороге, с годами иконы и все ценное, что там было, исчезло. После войны храм использовался как зернохранилище, затем как хранилище для пчелиных ульев. Проект существует шесть лет. За это время проведено около 90 экспедиций, обследовано более 170 храмов и часовен. В 95 проведены противоаварийные и консервационные работы. Три храма и три часовни восстановлены полностью. В экспедициях принимают участие преподаватели, студенты и молодежь Сретенской и Николо-Угрешской семинарий, молодежь подворья Оптиной пустыни и многих других храмов Москвы. Ежегодно около 40% добровольцев едут на север впервые, а 80% участников затем отправляются в новые экспедиции. 22 октября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65109.html

Четыре вспышки холеры были засвидетельствованы в Можайске в 1830–1870 годах. Молитвами, в том числе и лужецкой братии, эта страшная болезнь отступала. В 1871 году при появлении первых холерных случаев из Колоцкого Успенского монастыря (в пятнадцати верстах от Можайска) была поднята и принесена в город и в Лужецкий монастырь чудотворная икона Колоцкой Божией Матери. Эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась. В том же году в храме преподобного Ферапонта был освящен придел в честь местной святыни — иконы, изображающей честную главу Иоанна Предтечи на блюде, чудом сохранившейся после разорения монастыря французами в 1812 году. Икона была глубоко изрублена топором, лик же Предтечи и Крестителя Господня остался нетронутым. Также почитался в монастыре как чудотворный деревянный запрестольный крест с резным распятием, сохранившийся неповрежденным во время учиненного французами пожара в алтаре соборной церкви, в котором сгорели престол и жертвенник, а также запрестольная икона Богоматери. В 1858 году этот крест был обложен серебряным окладом и украшен четырьмя бронзовыми изображениями: вверху — Господа Саваофа, по правую сторону — Божией Матери, по левую — апостола Иоанна Богослова и внизу — преподобного Ферапонта. На обратной стороне креста были прикреплены две металлические дощечки с описанием чуда сохранения креста и с указанием, что крест этот был устроен лужецким архимандритом Антонием († 1692) в 1681 году. Увы, эти святыни не сохранились до наших дней. О многочисленных сокровищах ризницы монастыря, а также о событиях многовековой монастырской истории и о людях, участвовавших в них, известно во многом благодаря лужецкому архимандриту Дионисию (Виноградову; † 1898). С 1874 по 1893 год он возглавлял лужецкую братию. Перечисление трудов архимандрита Дионисия заняло бы много времени, поэтому упомянем лишь о немногих. Изучив и систематизировав монастырские архивы, он восстановил многие лужецкие традиции. В обители преподобного Ферапонта стали собираться и переиздаваться древние жития ее первоначальника, реставрировались древние иконы преподобного, писались новые — настенные, аналойные, житийные. Иконы преподобного — и литографические, и на финифти, и на кипарисовых досках — стали доступны для простых богомольцев. Печатались молитва, служба и акафист Белозерскому и Можайскому чудотворцу. Начали записываться случаи чудесного заступничества преподобного по молитвам перед его святой гробницей. Было возобновлено двукратное в году празднование памяти преподобного Ферапонта — не только 27 мая, но и 27 декабря, согласно древнейшим о том записям.

http://pravoslavie.ru/3907.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010