Иконы Е. находятся преимущественно в храмах Вологодской епархии, в частности в ц. Казанской иконы Божией Матери в Устюжне, где почивают мощи Е. Рака 1799 г. (передана из УКМ) украшена клеймами с изображением смерти преподобномученика. Существовали иллюстрации к посмертным чудесам Е., например к рассказу об исцелении дьячка И. Силина в 1823 г. (Там же. С. 11). Известны изображения Е. в композиции «Собор Новгородских святых» расширенного состава: «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии, Премудрости Божией, который хранился «в ризнице Черниговской кафедры», в 4-м ряду ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97); на иконе свящ. Георгия Алексеева 1728 г. (ГТГ); на прориси с иконы XVIII в. в 3-м ряду 3-м слева, за прп. Антонием Сийским, с вьющимися волосами и небольшой округлой бородой, на нимбе надпись: «Ефросинъ» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Т. 2. С. 105; по мнению Г. В. Маркелова, это прп. Евфросин Псковский, хотя его изображения в Соборах Новгородских чудотворцев не встречаются); на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (в левой части, с бородой средней величины, в куколе, со свитком в левой руке); на образе 60-х гг. XX в. из местного ряда главного иконостаса этого храма и на его списке аналойного размера кон. XX - нач. XXI в. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде. Образ Е. помещен в композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», к-рая, очевидно, была разработана на Валааме или в с.-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского Преображенского мон-ря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду в ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева, напротив храмового образа, с датой и подписью В. М. Пешехонова (в наст. время обе иконы - в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия); она упомянута в описях монастырского имущества 1912, 1942 гг. (АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6(11). 121). 2 почти идентичные по иконографии и стилю иконы-пядницы с таким сюжетом были исполнены в 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский мон-рь, Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Прямоличный оглавный образ Е.- в 5-м ряду 3-й слева, с непокрытой головой, волосы на прямой пробор и небольшая борода с проседью, наименован Синоезерским.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Храмовые (местные) иконы (1-я пол. XVII в.) из парекклисиона во имя великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона «Христос Пантократор (Ibid. N 33) и Божия Матерь «Одигитрия» (Ibid. N 34) исполнены в общей манере: золотые фоны, широкие красные поля, надписания золотыми буквами в сопровождении тонких орнаментов, помещенные в круглые красные медальоны в верхних углах иконы, золотой ассист, чрезвычайно насыщенный в разделке одежд, укрупненные и орнаментированные буквицы в подписи на нимбе. Типология икон, лики, иконописные приемы характерны для критской школы. Орнаментальность и декоративные черты близки к кругу мастерских Македонии. На иконе Богоматери с левой стороны от Ее фигуры на фоне помещена надпись: «Портаитисса», что указывает на почитаемый образ Богоматери в афонском Иверском мон-ре. Справа, чуть ниже локтя Еммануила еще одна надпись, что икона была создана по молению раба Божия мон. Рафаила, вероятно, заказчика. По типу ликов и приемам личного письма икона восходит к образцам эпохи мастера Феофана Критского. Письмо иконы отличается чрезвычайной декоративностью. Помимо сочетания золота, красных надписей и буквиц-аббревиатур это и золотое узорочье в одеждах Богоматери - сетчатая разделка головного плата, бахрома мафория, золотой ассист на драпировках одежд Богомладенца. Беседа Иисуса Христа с самаритянкой. Икона. 1-я пол. XVII в. Беседа Иисуса Христа с самаритянкой. Икона. 1-я пол. XVII в. К произведениям святогорской мастерской 1-й пол. XVII в., написанным по образцам критских мастеров с приметами влияния северогреч. икон, напр. из Кастории, относятся пядницы с изображениями праздников (аналойные иконы?): «Вход Господень в Иерусалим» (Ibid. N 35) в том изводе, когда Христос въезжает в город на осляти и оборачивается к апостолам. Фигуры плотно заполняют место действия, архитектурные формы нарядны и многообразны (кивории, зубчатые стены, алый купол храма). Икона «Беседа Христа с самаритянкой» (Ibid. N 36) посвящена событию, празднуемому на 4-й неделе после Пасхи. Самарянка изображена в многоцветных одеждах, в головном полосатом платке, подвязанном сзади, тщательно выписана такая деталь, как сосуд на веревках, стоящий у колодца. К тому же периоду и, возможно, к той же мастерской относятся иконы «Вмч. Феодор Стратилат» и «Вмч. Феодор Тирон» (Ibid. N 37). Оба святых в облике средовеков, с короткими бородами и пышными короткими волосами, в однотипных одеждах, отличных по цветовым сочетаниям (разница - плащ св. Феодора Стратилата скреплен фибулой, плащ св. Феодора Тирона свободно лежит на плечах). Святые «беседуют», повернувшись и склонив головы друг к другу. Поверх обычных длинных одежд, украшенных по подолу и поручам золотым шитьем, на них туники с короткими рукавами, также расшитые золотом по подолу, рукавам и особенно оплечью.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Рубрики Коллекции Что означает икона на аналое в центре храма? 2 мин., 29.06.2014 Поделиться Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» В канун праздников в храме на аналое кладут икону с изображением празднуемого события. Греки называли такие иконы proskynesis, то есть предназначенные для поклонения. Самые древние поклонные иконы имели небольшой размер. Композиции на них располагались либо по обеим сторонам, либо только на одной плоскости, но в этом случае поле иконы делилось на несколько частей, в каждой из которых помещался отдельный сюжет. Первые русские серии аналойных икон с изображениями господских праздников и святых, память которых совершалась в течение года, возникли при епископских кафедрах. Создание календарных циклов было связано с порядком церковных служб. Каждая икона фиксировала тот или иной момент литургического года. К примеру, скомпонованные на одной плоскости изображения Страстей Христовых находились на аналое в дни Страстной седмицы. Иногда перед Царскими вратами устанавливали два аналоя, один для образа с Великими праздниками, другой — для иконы месяца. У праздничных икон была так же и просветительская функция. Образ, лежащий на аналое перед Царскими вратами, раскрывал молящемуся смысл Праздника. Знакомые с литургическими текстами благоговейные созерцатели икон отмечали малейшие нюансы в построении образа, через которые мастер стремился выразить смысл изображаемого события священной истории. Так, на одной из псковских икон XVI века «Крещение» зритель не мог не отметить такой значимой детали, как свиток в руках Иоанна Предтечи. Здесь это — символ учительства, знак преемственности Ветхого и Нового Заветов. Последний пророк передает полноту учительства Христу, а надпись «Се Агнец Божий» соотносится с откровением Бога Отца, назвавшего Иисуса Сыном. Рука Иоанна с таким благоговением опущена на главу Иисуса, что этот жест без слов являет нам твердую веру Крестителя: «Ты еси Бог мой». Беззащитная в своей обнаженности фигура Христа, напротив, выражает высшее смирение. Десница Спасителя обращена к водам Иордана: Христос благословляет стихию воды, которая из стихии наказания человечества во время Потопа становится стихией чистоты и обновления. Даже снующие в воде рыбы — не просто занимательная деталь. Они воспринимались как символы человеческих душ по слову Тертуллиана: «Мы рыбки, предводимые нашим Христом». Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/chto-oznachaet-ikona-na-a...

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1905–1908 гг. Фотография. 2006 г. Вероятно, на старом кладбище при Казанской ц. были похоронены игум. Руфина и первые насельницы обители. В 1905 г. в юго-вост. части территории П. У. м. было устроено новое монастырское кладбище с небольшой деревянной ц. во имя Жен-мироносиц. Иконостас в нее был перенесен из разобранной деревянной Казанской ц. 1 окт. 1905 г. храм освятил еп. Пермский и Соликамский Никанор (Надежин) . На кладбище были похоронены многие почетные граждане города, в т. ч. геолог, проф. Пермского ун-та Б. К. Поленов (1859-1923). В 1913 г. в честь 300-летия Дома Романовых в мон-ре была сооружена небольшая кубическая кирпичная часовня. В П. У. м. особо почиталась Черниговско-Илиинская икона Божией Матери - копия чудотворного образа, хранившегося в Гефсиманском в честь Черниговской иконы Божией Матери мужском скиту . Она была заказана Каменскими, написана в Троице-Сергиевой лавре и принесена в Пермь в июне 1875 г. В окт. того же года икону украсили сребропозлащенным венцом и драгоценными камнями. Перед этим образом «частовременно» служили молебны с акафистом, икону приносили в окрестные дома. Также в храмах П. У. м. находились 8 «древних» икон (в т. ч. аналойный Казанский образ Божией Матери московского письма XVII в. в серебряном окладе), приобретенных Каменскими. В Казанской ц. хранились выносная Иверская икона Божией Матери XVII в., образ «Распятие Господне» (1908) кисти М. В. Нестерова и др. иконы ( Водяненко. 1999. C. 70). Ежегодно вокруг монастыря совершались 2 крестных хода (8 июля и в 10-е воскресенье после Пасхи). При мон-ре имелись жен. епархиальное уч-ще, церковноприходская школа, приют для девочек-сирот, гостиница, больница и богадельня, иконописная и золотошвейная мастерские. В 1876 г. при П. У. м. был открыт завод для изготовления восковых свечей с «особенным для операции сего завода капиталом в 10 000 р.». Сестры пекли просфоры, обеспечивая своей продукцией почти все храмы Перми. Насельницы жили на проценты с капитала (50 тыс. р.), внесенного братьями Каменскими, а также на проценты с билетов, пожертвованных благотворителями, и на средства от рукоделия. Мон-рь владел ок. 12 дес. земли (Справ. книга. 1911. С. 112).

http://pravenc.ru/text/2580036.html

Я написала свои первые иконы на картоне – нужно было сделать их быстро Я всегда была прилежной посетительницей Третьяковской галереи, а начав писать первые иконы, стала останавливаться в ее залах еще с большим вниманием. Причем не просто смотрела, а делала многочисленные зарисовки: у меня была масса маленьких тетрадочек, которые назывались «Для записи слов». В них я зарисовывала детали икон, записывала какие-то мысли. Я отношусь к своим работам того времени как к первым робким пробам, и была очень удивлена, когда мне позвонил один знакомый художник с вопросом, не я ли писала иконы для этого храма. Услышав положительный ответ, он заметил, что сразу узнал «руку». После того как работы в Никольском приделе были завершены, вернулись в Тихвинский придел, чтобы делать там уже постоянный иконостас. Работу видел отец Димитрий Смирнов, который сказал, что получается прекрасный проект, и надо продолжать над ним работать. Кстати, тогда была написана одна из первых икон святителя Филарета Московского (Дроздова) . Во-первых, этот придел освящал святитель Филарет, когда храм был построен, а во-вторых, как раз в это время было его прославление, обретение его мощей, частица которых находится в этой иконе, в мощевике. Кроме этого, мы сделали шестиярусный иконостас для главного придела Рождества Пресвятой Богородицы, который состоял из яруса деревянных рельефов Сергея и 5 ярусов икон. А в целом мы посвятили работе в этом храме 11 лет, написали множество аналойных икон, две Плащаницы… Росписи в храме Антипы на Колымажном дворе в Москве – Вы сказали, что ходили по Третьякове с тетрадкой. А что это дает вам, как художнику? – Вообще, гораздо полезнее смотреть оригиналы, а не изучать их по книгам. Это я советую и студентам, которые обращаются ко мне с вопросами. Я говорю им: «Внимательно ходите по залам древнерусского искусства Третьяковской галереи – зал домонгольской иконы, псковской и так далее. Поймите, почувствуйте для себя, что вам ближе всего из увиденного, и не просто как зрителю, а как человеку верующему. Попробуйте для себя это точно, не общими словами, сформулировать, почему вам, скажем, нравится Устюжское Благовещение или Звенигородский чин, запишите. Это работа, требующая напряжения ума, которую вы никому не покажете». И вот такая рефлексия будет исключать слепое копирование, зато станет большим подспорьем в дальнейшей жизни художника.

http://pravoslavie.ru/140775.html

Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске) Согласно фототипии кон. XIX - нач. ХХ в., Н. и. из Каменского Успенского монастыря написана в живописной манере. Ее иконография соответствует иконографии Ченстоховской иконы Божией Матери.Ризы Девы Марии усыпаны звездочками. Головы Богоматери и Младенца венчают короны закрытого типа, украшенные барочным растительным орнаментом. Спереди над обручем расположен овальный медальон, у Богоматери в нем просматривается буква М. Возможно, запечатленная на фототипии икона (поверхность не затемнена, и отдельные элементы просматриваются четко) подвергалась поновлениям, т. к. манера письма более характерна для провинциальной малороссийской живописи 2-й пол.- кон. XIX в. Наличие корон на головах Богоматери и Младенца и отсутствие изображенных привесов к иконе говорят о том, что прообразом для нее послужил список, созданный в период от 1656 г. до рубежа XVII и XVIII вв., т. е. в промежуток времени между коронованием Ченстоховской иконы и появлением в рус. иконописной традиции изображения на Ченстоховской и Н. и. драгоценных даров. Такой тип вполне соотносится с датой дарения архиеп. Лазарем (Барановичем) Каменско-Успенскому мон-рю в 1687 г. келейного списка. Один из списков Н. и. находился в киевском Златоверхом Михайловском мон-ре, где располагался в соборном храме на столбе за правым клиросом. В фондах Черниговского художественного музея находится подписная икона, датированная 1823 г. ЧХМ 1740). Несколько примитивная манера письма и тяжелый рисунок указывают на работу местного иконописца. Внизу помещена надпись: «Изображение Чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы С[ур]ажского Благовещенскаго монастыря. Написася 1823 года августа 3 дня». В 1991-2002 гг. в Сураже на месте разрушенного Благовещенского храма был возведен новый. В возрожденную церковь прихожане пожертвовали аналойный список Н. и., на нижнем поле которого сохранилась надпись: «Изображение иконы Пресвятыя Богородицы Чудотворной называемой Новодворская, обретающейся ныне Епархии Черниговской в Благовещенской Суражской церкви. 1866 года февраля 17 дня». В этом образе просматриваются и иконографические, и живописные особенности Ченстоховской иконы как протографа. Это не только положение фигур, жесты, расписанные золотыми звездами ризы Богоматери и Младенца, но и подчеркнутая «темноликость» Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК) Блж. Исидор, прп. Иринарх, свт. Иаков Ростовские. Фрагмент эмалевой иконы «Образ всех Ростовских чудотворцев». 1863 г. (ГМЗРК) В XIX - нач. XX в. были распространены нательные овальные меднолитые иконки с образом И. На одной из них (кон. XIX в., ГМЗРК) он представлен в рост, в схиме, с четками в левой руке, в молении Спасителю (справа в облаках). У ног святого - келья с 2-скатной крышей и рядом стоящим деревом. По овалу образка надпись: «Преподоб. Иринархъ. Затворник Ростовск. Борисоглебск. Монаст.». На др. иконке (нач. XX в., ГМЗРК) И. изображен прямостоящим, в правой руке перед грудью держит четки, в опущенной левой - развернутый свиток, окладистая борода внизу слегка раздвоена. Позади святого - стена, угловые башни, 5-главый храм Борисоглебского мон-ря. Вверху по краю надпись: «Св. пр. Иринарх - ростовск. Чудотв.». В XX в. образ И. встречается в группе ростовских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) : 1934 г. (ТСЛ; келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) - и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (1997, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве и др.). В совр. иконописи сохраняются традиц. изводы иконографии И. У раки И. находится его житийный образ (2008, московский иконописец А. Ф. Дворников) - список иконы кон. XVII - нач. XVIII в. из ГМЗРК. На аналойной иконе (1997, иконописец С. Бурлаков) из собора мон-ря фигура И. представлена вполоборота влево, в молитвенном предстоянии на фоне кельи; в облачном сегменте - благословляющая десница Господня. На иконе 1999 г. (иконописец Е. В. Драшусова из пос. Борисоглебского), которую на деревянных носилках несут впереди ежегодного Иринарховского крестного хода, И. изображен стоящим в молении благословляющему Спасителю (слева в облаках). В иконостасе Благовещенского храма Борисоглебского мон-ря образ И.- в схиме, борода средней длины, с проседью - написан в правой части ростового деисусного чина (2007, сергиево-посадский иконописец Н. Маловичко, под рук. Е. Лавриненко). На полях иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1999, иконописец Драшусова) И. представлен на правом поле внизу, среди избранных святых, в молении, с окладистой седоватой бородой.

http://pravenc.ru/text/673961.html

204 . Главный престол в честь Успения Божией Матери, после раззорения монастыря шведами и возобновления церкви в начале XVII века, был освящен в 1617 году; остался не тронутым при возобновлении церкви после пожара 1702 года; во 2-й раз освящен в 1798 году 25 апреля; 205 в третий раз 14 августа 1856 года, Зеленецким архимандритом Иаковом., С 1182 1854 год в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма» – тот самый, с небольшими изменениями, иконостас, который описан нами под 1761 годом в ??pin монастыря. К 1854 году он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию ?? сти отделки, он был весьма неблаговиден. Потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 году снять; храмовой ?? Успения Божией Матери вставлен в новый иконостас; два местных ?? Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери помещены в церкв?? икон 2-го, 3-го, 4-го и 5-го ярусов, в количестве 18, а равно сев?? южные врата, употреблены для написания икон в тот же новый ик?? Успенской церкви; местные иконы – св. Троицы, Знамения Божией Матери с ними 14 иконостасных и 9 аршинных образов, а также царс?? переданы в Петропавловскую единоверческую церковь Новоладожског?? а все прочее за совершенной негодностью предано в 1859 году уничто?? На место снятого ветхого иконостаса в 1854 – 1856 годах устроен?? весьма благолепный иконостас, существующий и до настоящего времени ?? для иконостаса Успенской церкви и некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы ??ностасам производил мастер Савельев. На иконы Успения Божией Матери храмовую, аналойную, пожертвованную преосвященным митрополии?? канором, и на спускную над царскими вратами, присланную преосвященным митрополитом Киевским Филаретом, сделаны богатые серебряны?? ченыя ризы из старых, попорченных лампадок, и серебряных ?? снятых с остававшихся в ризнице без употребления ветхих ик?? работы Ф. А. Верховцева. 206 В тех же 1854 – 1856 годах штука?? стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окраше?? клеевой краской и по местам украшена стенной живописью; xop?? странены как с южной стороны придела во имя св. великомученицы ??так и для выстроенного вновь с северной стороны придела в чес?? ской иконы Божией Матери, а над алтарем сделано помещение дл?? ных важных вещей. Плитный ветхий пол и в алтаре и в сам?? заменен деревянным. Из окна в западной стене, для входа на ?? окон во внутренних простенках под арками с южной и северн?? для распространения хор устроены двери, в западной с обделкой ??северной стороны два верхние неправильные окна исправлены в мер?? Внизу при входе из паперти в церковь и выходе из Успенской ?? Благовещенскую исправлены дверные арки. Устроено в церкви 6 ?? хоры из паперти устроена лестница, а на хорах поставлены железные решетки, окрашенные масляной краской. Над папертью собора устрое?? вая для церковных принадлежностей с печью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К достопримечательностям храма можно отнести: 1) золотой крестик с частицею животворящего древа, присланный в 1869 году от вселенского патриарха, в благословение новоустроенному храму, чрез бывшего тогда послом в Константинополе, сына храмоздателя, Ник. Пав. Игнатьева; 2) сребропозлащенный ковчег с частицами животворящего древа и мощей: Игнатия Богоносца , Пантелеймона и мученика Модеста; ковчег прислан в 1878 г. от афонской Пантелеймоновской обители в благословение графу Павлу Ник. и супруге его, по случаю исполнившегося 50-летия их счастливого супружества. 3) аналойная икона Благовещения, на дереве, в сребропозлащенном ободке с надписью: «25-го марта 1867 г. чинами управления с.-петербургского генерал-губернаторства Павлу Николаевичу Игнатьеву по случаю 50-летия его государственной службы в офицерских чинах». На обратной стороне иконы, на вызолоченной дощечке изображены как случай поднесения иконы, так и имена подносивших. Богослужение в храме совершается пантелеймоновским причтом. Церковь Воскресения Христова в доме генерал-адъютанта И. В. Воейкова Дом г. Воейкова находится на Гагаринской набережной, под 8. Дом этот сперва принадлежал обер-шталмейстеру, действительному тайному советнику, князю Василию Васильевичу Долгорукову, который и устроил церковь в 1853 году, в верхнем этаже, как видно из надписи, сделанный под мраморным барельефным изображением князя Долгорукова, до ныне сохраняющимся на стене храма. По смерти Долгорукова, дом и церковь , по наследству, перешла к дочери его – Нарышкиной и за тем, чрез несколько лет, к нынешнему владельцу Н. В. Воейкову. Освящена церковь в 1854 г.; антиминс священнодействован 19 июля 1853 г. Христофором, еп. ревельским, и подписан митрополитом Никанором. Церковь помещается в верхнем этаже дома; алтарем обращена на восток; имеет притвор, отделенный аркой, освещается с северной стороны; с южной в церковь ведут три двери: одна из комнат в притвор, средняя с парадной лестницы, в храм, и из моленной – в алтарь. Длина церкви 6 сажень, ширина – 3 сажени; потолок в виде крыши на два ската; пол дубовый паркетный, возвышается на одну ступень. Стены расписаны красками в византийском стиле. Иконостас в 2 яруса, резной из кипариса, золоченый, иконы художественной работы, на полотне; кроме местных икон здесь помещены лики святых, соименных членам семейства храмоздателей. По стенам церкви развешены иконы частью фамильные, частью поднесенные от крестьян бывшему владельцу их г. Воейкову.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Это, во-первых, сбережет икону от пыли и «заботы» благоговейных, но невежественных рук. Во-вторых – от помады на губах (столь часто остающейся на иконах). В-третьих, киот позволяет создать вокруг иконы более щадящий микроклимат, сглаживая колебания температуры и влажности воздуха. Большие иконы и «напольные» Распятия можно хотя бы защитить стеклом (или оргстеклом) на зажимах. При этом необходимо вставить несколько маленьких прокладок (0,5×1 см) по периметру остекленной части иконы (по полям). Остеклять нужно все части, которые целуют. Увы, тихо и осторожно, в благоговении, «приложиться» могут не все. А более эмоциональные лобзания безусловно уносят каждый раз немного краски, т.е. собственно образа. Это жизнь, с этим ничего не поделаешь, но можно ослабить неизбежный для святых икон вред. Конечно, прикладываться к самой иконе, не к киоту – совсем иное дело; многие возмущаются, что их лишают этой возможности. Но давайте подумаем, что важнее – чтобы осталась сохранной икона или наша «приятность» целовать незастекленный образ? С горечью упомянем и такую, частую в храмах, ситуацию. С тщанием, затратами, из лучших побуждений изготавливается (долго) один киот, с чудной резьбой, иногда с золочением, например для храмовой иконы. Обвешивается лампадами (чтобы всё – как в старину). А двадцать-тридцать икон (часто весьма ценных, в любом случае – старинных, им ведь по 100–150 лет минимум) тихо угасают под неутомимой тряпкой, истовыми поцелуями, энергично прикасающимися челами… А ведь на те же деньги и за то же время все они могли бы иметь свой «дом», хоть и скромный. Если храм не может себе позволить заказать резные и позолоченные киоты, то это не повод не делать простые. Чтимый святой не оскорбится скромностью украшения своего образа, если это позволит сохранить другие святые лики; он без ропота поделится с ними нашим усердием и вниманием. По поводу сохранения аналойных икон возможно несколько решений. Конечно, нужно потом не лениться использовать все эти приспособления. Но это уже проблема не хранения икон, а хранения совести.

http://azbyka.ru/kak-pravilno-obrashhats...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010