Воду после стирки и пепел следует вылить под церковь или другое место, где никто не ходит. После каждой Литургии диакон должен вытирать напрестольные кресты, а после всенощной – выносное Евангелие. Диакону следует горячей водой с мылом мыть сосуды (для этого иметь особые щетки и тазик), воду выливать под церковь . Богослужебные книги и ноты «Книги ветхие и иконы обновляй» (Из поучения к ново-поставленному иерею. с. 2) Во многих приходах богослужебные книги и ноты остаются без внимания и забот: книги закапаны свечами, листы разорваны. Многие книги приведены в такое состояние, что пользоваться ими уже нельзя. Если бы вовремя подклеить листки, отдать переплетчику в починку, то и книга служила бы еще десятки лет. С ремонтом книг медлить нельзя! Инициатива должна исходить от священника. В книжном шкафу должен быть порядок: минеи поставить по месяцам (на корешке наклеить цифру месяца – тогда легко ежемесячно менять). Книги, часто употребляемые, поставить ближе, а мало употребляемые – дальше. Для удобства быстрого нахождения акафистов надо все книги пронумеровать и составить список акафистов в определенном порядке: 1 . Акафисты Св. Троице, Спасителю и Господним праздникам. 2 . Богородичные акафисты (общие и св. иконам). 3 . Св. Ангелам. 4 . В честь святых: А) групповые и нескольким святым Б) отдельным святым. Иконы (аналойные) Обратить внимание на то, как хранятся аналойные иконы (праздники и святых). Часто они лежат в шкафах, одна на другой, от чего от трения и гвоздей портятся, а левкас отпадает. Иконы необходимо держать в вертикальном положении, проложив между ними толстыми кусками картона. Периодически иконы надо осматривать и отдавать в ремонт. Иконы ветхие с поврежденными ликами и краями выносить для поклонения в праздник не надо. Аналойные иконы следует пронумеровать и список (по схеме, указанной для акафистов) повесить на дверце шкафа. Согласно номера, легко найти нужную икону и не будет необходимости переворачивать все иконы. Иногда делают для аналойных икон деревянный крест, в который вставляется 5 икон. Крест помещают на стенах храма. Если иконы одного размера и стиля, то можно очень красиво оформить, повесив лампаду.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Николая в пос. Мирном Тверской обл., равноап. Николая в Бибиреве, Москва), Японии (в ц. прор. Исаии в Вакуе, в ц. Успения Пресв. Богородицы в Итиносеки, в ц. апостолов Петра и Павла в Кануме, в Благовещенском соборе в Киото, в Крестовоздвиженской ц. в Мориоке, в Вознесенской ц. в Сакари, в Преображенской ц. в Саппоро) и др. стран (в ц. во имя равноап. Николая в Йоханнесбурге, ЮАР). Данная иконография распространена во мн. списках и вариантах. Образ Н. может быть дополнен изображениями избранных святых на полях, как на иконе В. С. Глазовской (2004, частное собрание, Япония). Облачение святого может быть заменено богослужебным архиерейским (саккос, омофор, митра). На аналойной иконе из собора Покрова Пресв. Богородицы во Владивостоке (2015, иконописная мастерская «Софрино») святой изображен в мантии синего цвета, хотя он не был митрополитом. Вместо Евангелия в левой руке святитель может держать модель Воскресенского собора в Токио. Евангелие изображают как закрытым, так и открытым, при этом содержит текст на русском, японском или английском языках: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15. 12-13); «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин 3. 16). На аналойной иконе с мощевиком из ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2015, иконописец Коминэ Юко (в крещении Иоанна) на страницах раскрытого Евангелия помещен 1-й вариант текста параллельно на русском и японском языках. На др. аналойной иконе из той же церкви (2014, иконописец А. В. Березнев) использован 2-й вариант текста; иконописец, желая подчеркнуть подвиг и аскетизм святого, вытянул пропорции его лика. Свт. Николай Японский. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (Покровская ц. в Троице-Сергиевой лавре) Свт. Николай Японский. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (Покровская ц. в Троице-Сергиевой лавре) Поясные образы святого распространены не только в иконописи, но и в др.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

В брошенном храме обнаружены чудом сохранившиеся с 30-х богослужебные сосуды Москва, 29 августа 2013 г. Фото: Филипп Щипков      Серебряные с позолотой богослужебные сосуды были обнаружены во время расчистки храма Смоленской Иконы Божией Матери в нежилой деревне Малая Шалга. Предметы были завернуты в аналойную накидку и оставлены в самом видном месте, в углу алтаря: никем не замеченный, сверток 76 лет пролежал под почти метровым слоем мусор, -  сообщают РИА Новости. В Каргопольском районе Архангельской области при проведении ремонтных и консервационных работ в оставленной и неоднократно разграбленной церкви найдены серебряные богослужебные сосуды, в том числе чаша, спрятанные священником в 1937 году, когда храм закрывали. Чашу и серебряные с позолотой богослужебные сосуды обнаружила экспедиция добровольцев организации " Общее дело. Возрождение северных деревянных храмов Севера " во время ремонта и расчистки храма Смоленской Иконы Божией Матери в нежилой деревне Малая Шалга в августе этого года. В настоящее время чаша и сосуды переданы в Архангельскую епархию. Невидимые для разорения Всего было найдено шесть богослужебных предмета — чаша, дискос, звездица, лжица, две тарели. Найден также священнический поруч с руки, которая держала эту чашу 76 лет назад. Кроме того, обнаружен поруч от красного пасхального облачения. Чаша и другие богослужебные сосуды были завернуты в аналойную накидку и оставлены в самом видном месте, в углу алтаря. Расположение спрятанного свертка позволяет говорить, что у священника почти не было времени для того, чтобы тщательно завернуть и спрятать самое ценное, что есть в храме — богослужебные сосуды. За прошедшие 76 лет, по свидетельству бывших жителей деревни, храм неоднократно разграблялся. Иконы были сняты с иконостаса и сложены стопками в алтаре, однако никто из местных не взял из храма ничего, даже гвоздя. Поскольку храм стоит на дороге, то с годами иконы и всё ценное, что там было, исчезло. После войны храм использовался как зернохранилище, затем как хранилище для пчелиных ульев.

http://pravoslavie.ru/63694.html

– Расскажите немного об истории вашей мастерской. Сколько лет она существует, с чего всё начиналось? Нонна Батытина: Датой создания мастерской можно считать 8 сентября 1995 года – день праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери и 600-летия со дня основания монастыря. К этой дате было создано первое облачение – голубая фелонь: это был подарок нашему духовнику, наместнику монастыря – тогда еще архимандриту Тихону. Потом в мастерской было сшито много вещей для Сретенской обители и других храмов и монастырей: это и иерейские облачения, митры, литургические комплекты, пелены, плащаницы, а также несколько облачений для архиереев. Фото: Анатолий Горяинов      А началось всё с первых служб в Сретенском монастыре; первые покровцы были сшиты на праздник Сретения Господня. Это была пробная работа. Когда мы узнали, что отец Тихон будет наместником подворья Псково-Печерской обители в московском Сретенском монастыре, то решили сделать очень простой литургический комплект. И вот как раз на нем и служилась первая Литургия в Сретенском монастыре. Ничего другого просто не было. Костяк нашей мастерской – три человека. На протяжении многих лет состав мастерской менялся, но в основном мы работаем втроем: я – руководитель мастерской, по образованию художник и искусствовед, Екатерина Пушкина и Ирина Шляндина – прекрасные мастера и художники. Самые сложные и ответственные работы, шитье ликов в том числе, делает Ирина Ивановна. Екатерина Пушкина: Первой нашей работой на самом деле были не покровцы, а аналойник для подворья Псково-Печерского монастыря – так назывался тогда Сретенский монастырь. У нас было свободное время, хотелось сделать что-нибудь полезное для храма. Сшили аналойник с жемчужным крестиком. В общем, можно сказать, что всё началось с маленькой жемчужинки! Получить профессиональное образование по церковной вышивке в то время было невозможно, и нам пришлось всё начинать с нуля. Это был 1994 год, еще не было Свято-Тихоновского университета с кафедрой церковного шитья, и не было ни одного учебного заведения, где бы подготавливали златошвеек.

http://pravoslavie.ru/98704.html

За окном маленькой каморки реставратора шумит поливальная машина. Кирилл бережно оборачивает икону бумагой и покрывалом, заклеивает скотчем. По словам Кирилла, после завершения восстановительных работ у реставратора ещё несколько дней сохраняется ощущение сотворённого чуда. «Она уходит в свою жизнь, вещь эта. Она уже тебе не принадлежит», – тихо говорит художник. Когда икона – это бизнес Мы ждём, пока за иконой придёт хозяин. Светогор достаёт из холодильника шоколадные конфеты, лимонад и виноградную водку. Обедает он обычно здесь же, в мастерской. Говорит, что в кафе не ходит, потому что одному есть скучно, а компания не всегда находится. «Хотите выпить»? – вспомнив, что в этот раз компания у него есть, спрашивает он. За отреставрированной иконой приходит высокий мужчина средних лет в респираторе. Здоровается, забирает работу, отдаёт деньги и молча, не прощаясь, уходит. «Икона не должна превращаться в бизнес. По-хорошему, реставрация тоже, но что делать? Кушать-то хочется, – сетует художник. – Платят мало. Чтобы кушать – нужно сделать много. Например, реставрация аналойной иконы стоит от пяти до десяти тысяч рублей. Для сравнения: написание аналойной иконы – от 15 до 30 тысяч рублей. А время на это уходит одинаковое. У реставраторов работа не сложнее и не легче, чем у иконописцев. Она просто другая». В трёх минутах от Храма Из мастерской мы выходим на улицу, к старым ночлежным домам, а затем в арку, ведущую во двор некогда существовавшего трактира «Каторга». В переходе Светогор встречает знакомого художника, перекидывается с ним парой слов, после чего останавливается и закуривает. «Каждый год мы что-нибудь утрачиваем безвозвратно. Должна быть какая-то идея сохранения русского наследия. Что-то разрушено. Вы извините, я, наверное, не по теме?» Мы молча направляемся в храм Трёх Святителей. От мастерской Светогора до него – три минуты спокойным шагом. «Вот наша политика? – поразмыслив, продолжает он. – На словах она, вроде как, правильная: укрепим страну, поднимем её. А на деле-то ничего нет. Я вообще человек аполитичный: живу своей жизнью, ни во что не вмешиваюсь. В своё время вмешивался. Ходили на эти баррикады, как дураки. Зачем – непонятно. Сидели вокруг Белого дома в 1991 году. Была большая тусовка, люди почувствовали какую-то свободу, пели песни под гитару. Но сейчас – другое. Надо что-то делать, а не протестовать. Создавать какие-то серьёзные партии, куда будут приходить люди, идеологически близкие друг другу. Не революцию же делать, хватит уже. В своё время многие осуждали Столыпина. А потом, спустя годы, все поняли, что это единственный человек, который что-то сделал для России».

http://pravoslavie.ru/56542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАЛОЙ [церковнослав.  ,   от греч. ναλγιον, ναλογεον], подставка для возложения богослужебных книг или икон . Впервые термин зафиксирован в апокрифическом Евангелии от Фомы (Lampe. Lexicon. P. 111), часто встречается в Типиконах и др. литургических книгах. Определение А. дает словарь «Суда» (X в.): «Аналой - на него полагаются книги». В литургическом обиходе правосл. Церкви наиболее распространены А. 3 видов, по-гречески каждый из них имеет свое название: δισκλιον (рус. раскладной А.), προσκυνητριον (рус. проскинитарий или А.), ναλογεον (рус. клиросный А.). Аналой Аналой Деревянный раскладной 4-ножный А. (δισκλιον - двухчастный) с прикрепленной сверху материей для возложения книг в церковном обиходе наиболее употребителен и часто называется «разножка», «раскладушка». Во время службы сверху на него кладется специальный покров под цвет богослужебных облачений . Используется он при чтении Евангелия, паримий, часов и проч., а также и во время келейной молитвы. Такой А. не имеет постоянного места в храме и устанавливается в разных его частях по мере надобности. Массивный деревянный А. в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют проскинитарием (προσκυνητριον от προσκνησις - припадание, поклонение), сверху он также может накрываться покровом. На Афоне и в др. местах проскинитарии богато украшены, над ними устроены кивории . В практике большинства храмов РПЦ такой А. с иконой, постоянно находящийся в храме, устанавливается в центре наоса , однако богослужебный устав предписывает устанавливать его в центре храма только при пении полиелея в дни почитаемых святых (Типикон. Т. 1. С. 25), а также в нек-рых особых случаях (напр., при совершении чина Торжества Православия в Православия неделю ). В храмах афонских мон-рей проскинитарий с аналойной иконой также постоянно находится в храме, но помещается не в центре, а у юго-вост. колонны. В нек-рых храмах РПЦ проскинитарий (чаще 2) устанавливается не в центре храма, а в стороне от его главной оси, ближе к солее . В церковной практике существуют легкие переносные А. указанного типа, используемые для чтения Евангелия, для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди и т. п.

http://pravenc.ru/text/114700.html

Рубрики Коллекции Фото Православный храм в Канне От чего зависит размер иконы? 1 мин., 03.09.2015 Поделиться Александр Лавданский, иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь» Размер иконы зависит от того, домашний это образ или храмовый. Домашние иконы всегда небольшие: от пяти-десяти сантиметров («листовушка») до полуметра («десятерик»). Одним из самых популярных типов является «пядница», икона размером в ладонь (пядь). Такие иконы раньше привозили как благословение из паломничеств. Венчальные иконы Спасителя и Божией Матери всегда чуть крупнее. Еще крупнее — мерные иконы, на которых изображается святой покровитель новорожденного младенца. Мерные иконы писались на досках в рост младенца (но не более 50 сантиметров). Историки утверждают, что мерные иконы — довольно поздняя традиция, появившаяся не ранее XVI века и бытовавшая исключительно в царской семье. Даже укоренившись, традиция эта касалась узкого круга состоятельных людей. Ни один простолюдин не мог позволить себе мерную икону. Возможно поэтому до наших дней дошло не так много образцов мерных икон. Размеры храмовых икон всегда разнообразнее домашних. Например, иконы праздника, предназначенные для положения на аналой (аналойные), как правило, не больше книги: 30 на 40 сантиметров. Особо почитаемые в приходе иконы помещают в киот — застекленный и украшенный ящик. Такие иконы называют киотными. Размер их зависит от происхождения. В киоте может оказаться и походная икона, и домашняя, и икона из любого места в храме, в том числе из иконостаса. Размер иконостасных икон зависит от величины церкви. В праздничном ряду иконостаса, деисусном, праотеческом, пророческом рядах, как правило, размещены ростовые иконы, где размер изображенных фигур не меньше метра — ведь человек, стоящий перед алтарем, должен иметь возможность с земли рассмотреть изображение. Традиционно русские иконостасы очень большие, поэтому и иконы в них могут достигать двух с половиной метров в высоту.  На заставке фрагмент фото Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ot-chego-zavisit-razmer-i...

Г… — Голомбиевский, своей статьей «Напрасный переполох» наглядно доказал всю вздорность такого сообщения. Против храмовой иконы апостола Андрея Первозванного у солеи на аналое лежит другая его икона небольшого размера (около 4 вершков вышины и 3 ширины) XVII века, превосходной иконописной работы. На этой иконе апостол изображен в рост, в полуоборот, среди гористой местности. Он водружает свой жезл в землю. Над апостолом в облаках новозаветная Троица (в верхнем левом углу иконы). Икона украшена серебряными вызолоченными венчиками и таким же окладом. Венчик апостола украшен драгоценными камнями, а по верхней части иконнаго оклада написано вязью: «Моление на горе ко Господу Богу Святаго Апостола Андрея Первозваннаго и водружение жезла мало в землю и оттоле место оное прозвався Грузино». Икона вставлена в великолепную массивную раму из золоченой бронзы, сделанной в виде сияния из лучей с трех сторон иконы. На сиянии 11 горельефных херувимов в облаках. Раму делал Штрейберг, получивший за нее 500 рублей. В описи церковной этот образ описан так: «Аналойный образ святаго апостола Андрея Первозваннаго, изображающий посещение сим апостоло Грузина и водружение им своего жезла на горе, при устье реки Грузинцы, впадающей в реку Волхов». Третья икона того же святого находится по правую сторону родовой иконы графа Аракчеева с портретом Императора Павла 1. Она такого же размера, как только что описанная, грубой работы, чрезвычайно бедная по своему убранству оклада, не интересная по композиции и надписи на золоченой медной дощечке сзади иконы. Здесь апостол изображен тоже в рост, но в профиль, в правой руке держит закрытое евангелие, а левую прижимает к груди. Над апостолом в облаках поясная фигура благословляющего Спасителя (в верхнем левом углу иконы); справа от головы апостола, на фоне иконы, написано: «с.апостол андрей первозванны». На иконе риза из разноцветной фольги с набивными узорами. Эту икону Грузинские крестьяне поднесли Аракчееву как своему помещику при пожаловании вотчины, в Петербурге через особую депутацию, о чем надпись сзади иконы гласит: «1796 года декабря 21 дня.

http://sobory.ru/article/?object=35059

– Пожалуй, главным делом жизни вашего отца можно назвать написание чудотворных списков с иконы «Всецарица». Собственно, сейчас их уже и списками не назовешь, потому что каждая из этих икон – почитаемая святыня. Чудотворная икона «Всецарица» в Новоспасском монастыре г. Москвы – Началось с того, что паломник из России, иеродиакон Лука, попросил сделать список древней чудотворной иконы «Всецарица», одной из главных святынь Ватопеда. Игумен благословил моего отца написать сразу три иконы: две чуть меньше древнего чудотворного образа (который и сам имеет аналойный размер) и одну большую, для церкви на метохе (сельскохозяйственных угодьях) монастыря. Немного позже благословили написать вторую большую икону – для Новоспасского монастыря Москвы. Когда отец завершал работу над иконами, чудотворный образ крестным ходом переносили к нам в мастерскую, чтобы списки получались максимально точными. В мастерской чудотворный образ «Всецарица» пребывал три дня. На Афоне существует традиция: перед написанием иконы служится молебен, доску и краски окропляют святой водой, а вновь написанные иконы ставят в алтарь, и они там находятся сорок дней, а то и больше, освящаясь благодатью богослужений. Монах Ефрем (Макаров) От иконы, написанной отцом, начали происходить чудеса исцеления, она даже стала мироточивой Так было и со списками «Всецарицы». Самый первый из них прибыл в Москву в 1995 году. По молитвам перед ним стали исцеляться дети в онкологическом центре. Эта икона обрела свое место в московском храме Всех святых, что в Красном селе, ныне это Алексеевский женский монастырь. Некоторое время спустя отец Лука снова приехал на Афон и сообщил игумену Ефрему, что от иконы стали происходить чудеса исцеления, она даже стала мироточивой. Мне, тогда уже выучившему в некоторой мере греческий язык, довелось быть переводчиком при этой беседе. Помимо известных и почитаемых многими списков в Новоспасском и Алексеевском монастырях Москвы, из-под кисти отца Ефрема вышли и другие. Один из них, тоже прославившийся чудотворениями, находится в Константино-Еленинском женском монастыре под Санкт-Петербургом. Там же пребывает большой храмовый образ Пресвятой Богородицы «Тихвинская», долгое время находившийся у отца в мастерской в Санкт-Петербурге. Еще при его жизни мы стали думать, в какой из храмов передать эту икону, и после моих долгих трудов по ее реставрации, благодаря ктитору монастыря, она оказалась в этом храме напротив чудотворного списка «Всецарицы». Недавно выяснилось, что список «Всецарицы», написанный отцом, есть и в Свято-Духовском соборе г. Нефтеюганска, и наверняка в других храмах, поскольку многие заказывали ему иконы.

http://pravoslavie.ru/158485.html

Саратовской епархии вернули три иконы XIX века Саратов, 2 июля 2007 г. Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) ведомство, в полномочия которого входят вопросы контроля и надзора в сфере массовой информации, связи, авторского права, охраны культурного наследия, в том числе контроль за вывозом отечественных культурных ценностей за границу, сообщает пресс-служба Саратовской епархии . В мае 2007 г. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин обратился к начальнику управления по сохранению культурных ценностей В.В. Петракову с просьбой передать епархии иконы и предметы церковной утвари, которые оказались в распоряжении ведомства при попытке незаконного их вывоза за рубеж. В письме Владыки говорилось о том, что в епархии строится и восстанавливается из руин порядка 40 храмов. «Восстанавливается церковная жизнь, разрушенная за период богоборческих гонений в России. Все больше жителей региона обращаются к Богу, в Церковь с просьбой о помощи, душепопечении, в поисках нравственных основ своей жизни, желают воспитывать детей на традиционных для России основах Православия. Однако любое строительство и восстановление храмов происходит, как правило, с большим трудом, потому что осуществляется исключительно на пожертвования прихожан и благотворителей, подчеркнул Епископ Лонгин. В связи с этим Саратовская епархия с благодарностью примет те предметы культурного наследия, которые предназначены для использования в церковной жизни, для обустройства православных храмов». В ответ на просьбу Владыки Саратовской епархии были переданы три иконы: небольшие аналойные икона Воскресения Христова и образ Божией Матери «Неопалимая Купина», а также икона «Архангел Михаил с мучениками Флором и Лавром», предположительно находившаяся ранее в иконостасе какого-либо из российских храмов. Все иконы датированы XIX веком. Саратовская епархия Русской Православной Церкви благодарит за помощь Управление по сохранению культурных ценностей Россвязьохранкультуры и надеется на то, что сотрудничество будет продолжено. 1 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22948.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010