1997. Cat. 2.30. P. 98-100). Иконы XIV в. также написаны на золоте и представлены различными изводами: Богоматерь «Умиление» Островитянка (Νησιτισσα (Μεσονησιτισσα)) 3-й четв. XIV в., по изводу и стилю являющаяся зеркальным переводом чудотворной Донской иконы Божией Матери, созданной на Руси в кругу художников, близких к мастеру Феофану Греку (90-е гг. XIV в.), Богоматерь с Младенцем Филаттуса (Θυλττουσα - Защитница; 1383-1384), а также храмовая икона вмч. Георгия с поясным его «портретом» в воинском облачении, перевязь написана с имитацией лицевого тиснения (3-я четв. XIV в.). К числу личных вкладов принадлежат иконы небольшого размера, напр. «Одигитрия», с преподобным и пустынником на полях (кон. XIV - нач. XV в.). В XVI в. был создан ряд икон для украшения монастырского кафоликона и др. храмов - Великий Деисус (храмовый эпистилий с традиц. Деисусом, дополненным образами 12 апостолов), иконы с Богоматерью и Младенцем на престоле (с эпитетами «Паммакаристос» и «Панимнетос»). К числу богатых вкладов принадлежит житийная икона прп. Павла Ксиропотамского с 12 клеймами деяний и мученичества посл. трети XVI в. (Ibid. Cat. 2. 77. P. 147-148). В среднике образа святому поклоняются стоящие на коленях заказчики, чьи имена подписаны: воевода Валахии (Молдо-Валахии) Петр, его супруга Мария и сын Влант. Е. Цигаридас соотносил указанного Петра с господарем Молдавии Петру Хромым (1574-1579, 1582-1591); при общем повторении принципов и приемов визант. времени житийные композиции имеют узнаваемые детали орудий мучений и архитектурных элементов, создающие эффект натурализма. Подписи сделаны по-славянски. Христос на Престоле. Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь св. Павла на Афоне) К числу аналойных икон, возможно, принадлежит небольшого размера икона с композицией «Оплакивание (Положение во гроб)», также повторяющая принципы визант. живописи и иконографии; орнамент на полях написан под влиянием вост. искусства. По пропорциям и изводу композиция небольшой иконы, согласно мнению Л. Тоски, имеет сходство с фреской люнета над входом в наос в вост.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

49. Евангелие напрестольное в металлич. вызлащ. оправе. 50. 3 полных священнических и дьяконских облачения. 51. Одежда на св. престол и св. жертвенник шёлковая. 52. Завеса для царских врат шёлковая. 53. Шесть воздухов. 54. 2 лампады к местным иконам серебр. вызлащ. 55. 13 икон великих праздников, написанных в древнерусском стиле. 56. 12 икон лицевых святцев. 57. 3 шёлковых покрова на аналогии. Все эти предметы 43–57) пожертвованы одним московским благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным. 58. Икона Страстного Спасителя на жертвеннике. 59. 2 бронзовых лампады к местным иконам. 60. 1 металлич. подсвечник с фарфоровою свечою. 61. 6 лампад к иконам варшавского серебра вызлащ. 62. Траурное священническое и дьяконское облачение. Эти предметы устроены на 300 руб., присланных неизвестным московским благотворителем через присяжного поверенного Котлярова. 63. Аналойные иконы Рождества Христова, Крещения и св. Николая Чудотворца от служащих в Юрьевской классической гимназии. 64. Иконы св. Троицы и ев. Иоанна Богослова от высокопреосвященного Арсения, Архиепископа Рижского. 65. 2 иконы Крещения Господня и Вознесения от профессора Б. И. Срезневского . 66. Икона Входа Господня в Иерусалим от профессора В.А. Афанасьева. 67. Икона Успения Божией Матери, полное священническое облачение, 3 воздуха и покров от собора Киево-Печерской Лавры. 68. 20 воздухов, покров и привеска для иконы от священника Смоленской епархии Бережина. 69. Полное священническое облачение, пожертвованное генералом Зуровым по ходатайству преосвященного Назария епископа Нижегородского и Арзамасского. 70. Две небольших, в серебр. оправе, иконы Спасителя и Божьей Матери на царские врата и бархатная ковровая дорожка от инспектора Юрьевского университета М.А. Бутлерова. 71. Бархатный шитый гарусом покров на аналогий от проф. Юрьевского университета И.И. Пусторослева. 72. Икона св. Великом. Пантелеймона с аналогием и подсвечником для неё от проф. А.С. Невзорова. 73. Бархатный шитый гарусом и шёлком покров и парчовая одежда на аналогий от проф. В.Г. Алексеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В 1903-1904 гг. в качестве раздаточного образа была отпечатана Абалакская икона Божией Матери с портретом И. (Там же. С. 78). В 1915 г. в Киеве разрешены духовной цензурой к печати литографированные иконы И., к-рые тысячами были розданы в Тобольске еп. Варнавой (Накропиным). Уже тогда обносили вокруг собора образ И. работы худож. П. П. Чукомина и служили перед ним молебны (РГИА. Ф. 797. Оп. 84. Ед. 372. Л. 45, 49 об.). В марте 1916 г. при подготовке канонизации Святейший Синод запросил у еп. Варнавы «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы» ( Фомин. 2003. С. 318-321). Комиссия по организации торжеств из 7 представленных изображений И. признала наиболее точным гравюру - иллюстрацию к биографии святителя, опубликованную прот. А. И. Сулоцким в ж. «Странник» в янв. 1864 г. И. изображен по пояс, вполоборота влево, в архиерейской мантии и белом клобуке, с панагией на груди, с благословляющей именословно десницей, в левой руке - архиерейский жезл без сулока. Этот оригинал был утвержден как образец для икон святителя. В качестве материалов привлекались стенопись 1826 г., надгробный образ 1848 г., 2 живописных поясных изображения из Тобольского церковного древлехранилища, поясные портреты, хранившиеся в тобольских семьях Зданевичей и Петуховых (последний получен в 40-х гг. XIX в. от бывш. ключаря Софийского собора Иакова Ласточкина). К торжествам канонизации иконы И. были выполнены в столичных мастерских («Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам» - Максимова. 2003. С. 11). Они были написаны «по золотому чеканному фону с эмалями» на кипарисовых и липовых досках; изготовлены иконы аналойного и иконостасного размеров. Прихожане церкви с. Чинеева Курганского у. Тобольской губ. сразу после публикации решения Святейшего Синода о канонизации И. заказали его ростовую икону на золотом фоне московскому фабриканту Строкову. В дни торжеств эту икону носили крестным ходом по деревням прихода. Два образа святителя разных размеров были заказаны в Междугорском Иоанновском жен. мон-ре общиной Троицкой ц. с. Теплодубровского Ишимского у. Тюменской губ.

http://pravenc.ru/text/468961.html

Некогда бывший викарием нижегородским, давно пребывавший на покое, преосвящ. Поликарп 53 7-го числа прешел в вечный покой, сегодня его погребаем. А здравствующий викарий преосвящ. Агафодор 54 поемлется от меня на Сухумскую кафедру. Если бы преемник его оказался таким же, я был бы весьма доволен. Поручая себя с паствой нижегородскою святительским молитвам Вашим, с глубочайшим почтением и благодарнейшею преданностью имею честь быть» ... На другой же день, 12-го ч., отвечал я Его Преосвященству: «Возложенное на меня Вашим Преосвященством поручение относительно иконы Благов. Князя Михаила Тверского мною исполнено с добрым успехом. Икона написана знакомым мне иконописцем очень удовлетворительно: сребропозлащенной риза на нее сделана известным Московским мастером Овчинниковым; им же устроен для иконы приличный футляр. За написание иконы, за ризу с футляром и за пересылку иконы из Москвы до Твери заплачено 200 р. Дубовый киот для иконы сделан, на мое иждивение, в Твери. По получении иконы из Москвы, она· освящена была при мощах Благов. Князя. Соборяне со старостою пожертвовали от себя небольшую аналойную икону Князя-мученика, несколько экземпляров акафиста ему, житие и пр...Все это было прочно закупорено в ящике и отправлено 5-го сего марта в Ставрополь, на имя преосвящ. Евгения, чрез Тверскую контору Российского Общества страхования и транспортирования кладей. Каждый день я собирался писать об этом Вашему Преосвященству, а между тем, вчера получаю письмо от Вас. Очень жаль, что оно несколько запоздало. Вероятно, Вы скоро будете иметь известие от преосвящ. Евгения о получении им иконы. Очень рад, что посланная мною Вам брошюра послужит на пользу новоизбранной настоятельнице Алтайской обители. Вечная память новопреставльшемуся Преосвященному епископу Поликарпу. Я видел его только раз в сане еще архимандрита, когда он был наместником Александро-Невской Лавры» 55 Вечером 14-го числа был у меня чиновник Казенной Палаты Ив. Александр. Иванов и читал письмо, полученное им от Казанского архиепископа Павла 56 . В письме этом Преосвященный сообщает, между прочим, поразительную весть о преосвященном Самарском Серафиме, скончавшемся 11-го января и погребенном в новоустроенном, но еще не освященном кафедральном соборе: будто какие-то злодеи, разобрав склеп, в котором погребен был умерший архипастырь, сняли с него все облачения и утвари, на него возложенные, и оставили в одном белье. Злодеение неслыханное!..

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В трапезной росписи сделаны современным художником - московским живописцем Вадимом Дмитриевичем Степановым, членом Союза художников России. Специалист по технике стеновых росписей, он украсил православные храмы в Севастополе, Новосибирске, Караганде, Подмосковье, Мордовии и ближнем зарубежье. Одна из важных и ярких деталей убранства храма - установленный в его главном приделе мощевик, где бережно сохраняются частицы нетленных мощей российских святых, преподобных и мучеников - Ионы Киевского и Нила Столобенского, Евфимия и Софии Суздальских, Игнатия Брянчанинова, преподобных Елисаветы и Феодора. Хотя большая часть церковного убранства храма Рождества-Богородицкого храма была изъята либо разграблена, целый ряд святынь прихожанам удалось спасти и сберечь. В их числе - иконы дореволюционной поры, которые пользуются здесь особым почитанием. Ярким примером того, что некоторые иконы в своё время были пожертвованы в церковь Образцова либо переданы из других, закрывавшихся храмов, являются две Черниговские иконы Божией Матери. Они помещены между приделами и центральным пространством здания напротив друг друга, и это наглядно демонстрирует разницу в стилистике их написания. В перечень образов дореволюционной поры входят и особо почитаемые в Рождественской церкви иконы. Это, прежде всего, главная святыня храма - икона Воздвижения Честного и Животоворящего Креста Господня. Она включает в себя частицы мощей святых угодников Божиих: Иоанна Предтечи, Николая, Спиридона, царицы Александры и некоторых других святых православия. По преданию, её подарил храму царь Александр III. Кроме того, в храме имеются и паломнические иконы, специально привезённые в дар, такие как " Явление Богоматери преподобному Сергию " , доставленная в Рождественскую церковь из Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры в позапрошлом столетии. По всему внутреннему пространству Рождество-Богородицкого храма установлены киоты с различными иконами. Есть киоты и в виде настенных рам: на северной стороне правого придела установлена такая рама с центральным Смоленским образом Богоматери. Здесь собраны аналойные иконы начала ХХ века, различные по размерам и манере письма. В трапезной есть киот, все иконы которого размещены в одну линию по горизонтали. Он изготовлен в наше время, а некоторые его образы, подобно самому большому - иконе Божией Матери " Споручница грешных " , - датируются рубежом XIX и ХХ столетием.

http://sobory.ru/article/?object=08504

В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича , возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху. Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Следующий храмовый список Августовской иконы имеется в Богоявленской церкви г. Кургана, иконография типичная. Вверху иконы имеется надпись: « Образ Божией Матери « Знамение Августовской победы» . Но более интересна табличка, прикрепленная внизу: «Сей образ сооружен за пож. Ново-Троицкого прихода в память русско-Германской и Австрийской войны 1914г.» Возможно, речь идет о Свято-Троицкой церкви в Кургане, находящейся в районе филармонии и снесенной в конце 1950 г. Вероятно, икона появилась в Бороявленском храме относительно недавно, уже в наше время. Состояние образа хорошее-качественно отреставрирован. Последний, известный мне список Августовской Богородицы, но аналойного (уменьшенного размера) находится в алтаре надвратной церкви Иоанна Богослова в Далматовском Свято-Успенском мужском монастыре. Вверху иконы имеется надпись: «Явление Божией Матери в Августовских лесах» , лики выписаны полностью идентично Курганской иконе. По словам наместника монастыря, игумена Варнавы, образ был пожертвован неизвестной женщиной, спасшей его из разрушаемой Покровской церкви села Першино близь г. Далматово. На оборотной стороне иконы мы можем видеть вырезанную надпись: «Сия икона сооружена в 1916 году, 23 декабря во избавление Святой Руси от германского нашествия». Состояние иконы не слишком хорошее, краски осыпаются, поэтому требуется немедленная реставрация. Таким образом, все три Августовских иконы, находящиеся в Курганской и Шадринской епархии по иконописи очень схожи. Скорее всего они были написаны с листовки, напечатанной для поддержания патриотического духа армии и населения по указу самого Императора Николая II. Мы знаем, что по благословению Священнейшего Синода в 1916г., листовка была распространена по епархиям, с рекомендацией клиру выполнять списки Августовского образа. Но было уже поздно: атеизм тогдашнего русского общества уже зашел слишком далеко. Одновременно началась колоссальная разрушительная деятельность «пятой колонны»-революционеров, финансируемых из-за рубежа. Всё это привело к краху православной Российской Империи в 1917г.

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/29/a...

Наша игумения, старица Евпраксия, видела преподобного Серафима Саровского. Он являлся ей в тонком сне, и она видела, как преподобный обходит ее келью. Когда матушку наградили вторым наперсным крестом, она очень переживала: этот крест как бы знаменовал прибавление для нее тяжести игуменского послушания. Матушка сокрушалась: как ей понести эту тяжесть? И в скором времени ей наяву явилась очень высокая благостная Монахиня. Это была Пресвятая Богородица, Которая держала над матушкой ее наградной крест, показывая, что Она Сама будет помогать ей нести этот крест. В день памяти матушки Евпраксии владыка Салаватский Николай (Субботин) посетил наш монастырь, служил у нас, затем вечером в тот же день служил акафист в Покровском храме, в пригороде Сиднея. И у них в храме замироточила Абалакская икона Божией Матери, а затем, на следующий день, замироточила копия той иконы и в нашем монастыре. Еще одно чудо, которое свидетельствует о любви Пресвятой Богородицы к нашей обители: при посещении нашего монастыря чудотворной Монреальской Иверской иконой Пресвятой Богородицы от иконы было такое обильное истечение мира, что не только аналойный плат, но и облачение обильно пропитались миром, от которого произошло множество исцелений. Вид раны был страшный. Я помазала ее миром от чудотворной иконы – и наутро раны как не бывало! Самые яркие из них были полные исцеления сильных ожогов рук: у рабы Божией Елены, у монахини нашего монастыря Таисии. У них на следующий день после помазания ожогов миром не было и следа ожогов! Также и я, недостойная, получила исцеление. Я сильно порезала, работая на кухне, запястье правой руки. Пришлось даже ехать в больницу, где мне наложили швы. Но порез был такой обширный и как раз на сгибе кисти, что швы разошлись. Вид раны был страшный. Я помазала ее миром от чудотворной иконы, а наутро увидела, что раны как не бывало! Всё затянулось полностью – без следов и рубцов. Это было настоящее чудо! Богородице-Казанский монастырь У нас в монастыре много частиц мощей, которые были нам подарены. Частица Животворящего Древа Креста Господня, частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, святой великомученицы Варвары, святителя Тихона Задонского, преподобных старцев Оптинских, святителя Луки Крымского, блаженной Матроны Московской и еще многих других – трудно даже перечислить.

http://pravoslavie.ru/96241.html

Подкладочная ткань со знаками Креста ПРИНЦИПЫ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТОРГОВЛИ Торговля продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) имеет свою специфику. В старину из благоговения к названным предметам даже не употреблялись сами термины купли-продажи. Покупатель не спрашивал: «Сколько стоит эта икона?», а говорил: «На сколько рублей я могу ее обменять?» В наше время утраты чувства священного и благоговения перед ним некоторые церковные магазины порой поражают кощунственным равнодушием к святыне. Указанному выше принципу размещения священных изображений не ниже уровня пояса взрослого человека нужно следовать и вне храма: в домах прихожан, в монашеских кельях и, конечно, в церковных лавках, ларьках и магазинах. К сожалению, нередко можно увидеть обратное именно в торговле. То, чего не сделает верующий человек у себя дома, он почему-то с легкостью делает на рабочем месте в магазине — например, располагает иконы на полу. В этой иконной лавке иконы размещены на полу, на уровне ботинка (Метеоры, Греция) В этом магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей (Россия) Торговое место организовывается таким образом, чтобы указанные предметы располагались на почетном месте, исключающем возможность их непреднамеренного поругания. Для этого хранение и демонстрация священных изображений и предметов религиозного поклонения и почитания должны соответствовать благочестивому к ним отношению, а именно: Церковным и православным торговым организациям рекомендуется на основании данных принципов самостоятельно разработать и применять на практике подробные правила благочестивой торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения и т.п.). «ПРАВОСЛАВНЫЕ» ОБЕРЕГИ Священные изображения и тексты не могут и не должны использоваться в качестве «православных» оберегов и амулетов, а также смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.

http://pravoslavie.ru/121531.html

Из монастырских и соборных описей XVI-XVII вв. известно, что такие иконы назывались «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе» и отличались от Б. и. (предстоящими, пейзажным фоном, свитком в левой руке Богоматери, иногда изображением облака под Ее ногами). К числу памятников этого типа принадлежат небольшие домашние и большие храмовые иконы, композиции в составе житийных циклов Богоматери (напр., клеймо иконы «Рождество Богоматери, с клеймами земной жизни», сер. XVI в., Устюженский краеведческий музей), а также подвесные пелены. С кон. XVII - нач. XVIII в. в описях встречаются упоминания эпитета «Боголюбская» в отношении древних изображений Богоматери в молении или Богоматери «Моление о народе»: в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. иконой «Пресвятая Богородица Боголюбская» названа древняя аналойная икона, на к-рой изображена Богоматерь в молении; составители описи московского Успенского собора 1701 г. считали образами Богоматери Боголюбской многочисленные иконы с разными вариантами изображения Богоматери в молении, известные по описям 1-й пол. XVII в. как образы «Пречистыя Богородицы молебные». Появление подобных композиций, родственных памятникам XIV-XV вв. с одиночным изображением молящейся Богоматери (Богоматерь в молении на иконе 30-40-х (?) гг. XV в. (традиционно именуемая «Богоматерь Боголюбская», СПГИАХМЗ) и на пелене Софии Палеолог 1499 г. из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ), связано с характерным для рус. искусства позднего средневековья интересом к теме соборной молитвы и заступничества Богоматери за правосл. народ. Определенное сходство икон «Богоматери Молебной» с Б. и. объясняется их общим происхождением от древней визант. иконографии Богоматери Параклисис. Возможно, под воздействием произведений нового типа на древней Б. и. появились изображения свитка в руке Богоматери и Иисуса Христа в правом верхнем углу средника. Среди большого числа копий Б. и. 3-й четв. XVII - нач. XVIII в., связанных с художественной традицией Оружейной палаты, встречаются как точные списки Б.

http://pravenc.ru/text/149497.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010