1250 Сандалия (σαndλιοn) иначе называются: каллиги ([kαλλiγiα) (Εχολ. Послед. велик. и Ангела образа, см. о Входе) и холевы (Тип., гл. 39). Это не что иное, как ступни, или башмаки. 1251 Вервица в просторечии называется «лестовкою», от ее вида, подобного лестнице. Лестовка имеет пластинки, нанизанные на ленте, или шнуре, в равном одна от другой расстоянии, как бы ступени. Узлы лестовки называются бабочками, и их 103. Концы лестовки связываются между собой. Четыре лопасти у лестовки знаменуют четырех евангелистов, обшивка их – евангельское учение. Иногда лестовка называется коронкой (Мал. Требник, печат. в Почаевск. лавре, 1792 г., стр. 210). 1252 Вервица дается и архиерею, по посвящении его (Чин избрания и руко-положения архиерея, лист 33), в знак того, что, при всех делах и заботах о пастве, он будет непрестанно молиться Богу. Употребление четок могло явиться вследствие такого подражания: ливийский инок Павел ежедневно возносил 300 молитв, и чтобы не ошибиться в счете, он клал за пазуху 300 камешков, и при каждой молитве выбрасывал по одному (Созомен., кн. 6, гл. 29; «Лавсаик» , гл. 22). 1253 У св. Василия Великого есть завещание: «Да творит безкнижный монах за полунощницу вервиц десять; за утреню вервиц двадесять; за часы вервиц десять; за девятыя час и вечерню десять; за повечерие десять. Вервица же имать узлы, сто и три, на всяком же узле да чтет преднаписанную молитву (т. е. «Господи, помилуй», или: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго»). «Канон же (т. е. правило касательно поклонов) им есть: сущим убо малого образа поклонов триста, схимником же поклонов шесть сот» (Требн. Б., Помок., гл. 87). Число узлов сто три, находящееся в вервице, удобно к тому, чтобы молясь, считать за целую кафизму триста молитв (Господи Иисусе Христе), которыя неумеющим грамоте положено произносить за каждую кафизму, и совершать сто молитв за «Славу», часть кафизмы, коих три в кафизме (см. в Служебн., изд. в Москве, 1786 г., и в др. книгах: «Неумеюшым граммате правило»).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Находясь в таком ужасном положении, несчастный не знал, на что решиться; домашним средствам он теперь боялся доверить себя, а ехать в город, по причине невыносимой боли и тяжких морозов, не было возможности. Тогда, положившись на помощь Божью, Саварский решился оставить все земные лекарства и прибегнуть к врачевствам духовным. Действительно, вода принесенная из Киева от мощей св. великомученицы Варвары начала – было оказывать ему пособие, но не надолго. Тогда сестра его дала ему пузырек св. воды от стопы Божией Матери Почаевской, которую подарила ей одна странница из Почаева, и просила помазать ею больное место. Когда Саварский впервые обмокнул палец в воде и омыл оною больное место крестообразно, то в тоже время почувствовал облегчение и в ту же ночь мог спать спокойно, чего с ним доселе долгое время не случалось. На другой день, после утренней молитвы, больной снова помазал рану св. водой, от чего больное место в тот же день покрылось сухим струпом и боль совершенно уничтожилась. После этого, видя такое явное милосердие Господа и Его св. Матери, Саварский начал говеть, чтобы исповедать перед Богом грехи свои, и когда, по обычаю, ходил в баню перед причащением, то в это время (на 5-й неделе Великого поста) струп его, размягчившись, вдруг свалился в виде толстой скорлупы, оставив по себе только небольшой знак «плоской бородавки» , без всякой боли и малейших признаков страдания. В благодарность за свое исцеление, Саварский в 1847 г. и посетил обитель Почаевскую с тремя своими сестрами, бывшими свидетелями его страданий и необычайного исцеления, и тогда оставил о. Вениамину помянутую запись о благодатной помощи Божией от стопы Почаевской 1). 1) Из книги «Записей чудес Почаевск.». 11) В 1852 году московскими купцами Прохоровым и Лепешкиным пожертвованы в лавру Почаевскую: саккос серебряного глазета со всеми принадлежностями архиерейского облачения, 11 фелоней с епитрахилями, 17 подризников, 7 стихарей и множество поручей, орарей, палиц, набедренников и пр. с напрестольным Евангелием в серебряном позолоченном окладе, – и все это богатое пожертвование принесено было в дар обители Почаевской «в знак благодарения за чудесное исцеление супруги Прохорова от тяжкой болезни во время бытности ее в лавре Почаевской» 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

(134, 1) Перечислим теперь и тех египтян, которые первоначально были простыми людьми, но затем в человеческом мнении стали богами. Таковы Гермес фивянин, Асклепий из Мемфиса, Тересий и Манто из Фив (по свидетельству Еврипида); еще Гелен, Лаокоон, Энона и Кебрин, все четверо из Трои. (2) Крен, один из Гераклидов, говорят, был замечательным гадателем. Назовем еще Иама из Элиды, от которого произошли Иамиды, и Полиида, славившегося в Аргосе и Мегарах, и о котором вспоминают трагические поэты. (3) Стоит ли упоминать и Телема, гадателя киклопов, предсказавшего Полифему рану, впоследствии действительно им полученную от Одиссея. К чему называть мне афинянина Ономакрита или Амфиарая, который, как говорят, жил на одно поколение раньше взятия Трои и был одним из семи военачальников, сражавшихся под Фивами? К чему вспоминать Теоклимена с Кефалонии, или Телмиса из Карий, или Галена с Сицилии? (4) Но, кроме них, были и другие, как, например, Идмон, один из аргонавтов; Фемоноя, волшебница Дельфийская; Мопс, сын Аполлона и Манто из Памфилии; Амфилох, сын Амфиарая из Киликии; Алкмеон из Акарнании; Ания с Делоса; Аристандр телмиссянин, сопутствовавший Александру. А Филохор в первой книге своего «Искусства гадания» говорит, что гадателем был и Орфей. (135, 1) Теопомп, Эфор и Тимей говорят о гадателе Орфагоре. Пифокл самосец в четвертой книге своей «Истории Италии» упоминает о другом гадателе – Гае Юлии Непоте. (2) Но из всех этих упомянутых нами эллинов одни, как говорит Писание ( Ин. 10:8 ), были воры и разбойники и большинство своих предсказаний строили на наблюдениях и предположениях естественного порядка, подобно тому как врачи и предсказатели в своем искусстве основываются лишь на физиогномике; другие же были вдохновляемы демонами или же приходили в прорицательный экстаз от паров, поднимавшихся или от воды, или от различных благовоний, или же от некоторых воздушных испарений. (3) Гадательное искусство еврейских пророков имело небесное происхождение. Таким пророком был еще до дарования закона Адам, предсказавший будущее в словах, которые произнес при виде жены и при наречении имен животным.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

10. Царие Фарсиистии и островы дари принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут. Фарсисом называют Кархидон, бывший, по Феодориту, первым городом Ливийским. А Сава есть город Индийский (или Счастливой Аравии), весьма известный и знаменитый. Итак, упомянув о славившихся в то время царствах, Давид посредством их означил и другие, как это открыл следующими словами, в которых всеми народами назвал в совокупности все царства мира, как мы сказали в 67-м псалме при изъяснении слов: приидут послы из Египта, Ефиопия предупредит (прострет) руку свою к Богу. А островами называет здесь все находящиеся на море По истине всякий народ приносил дары Христу. И иной приносил храмы и жертвы; иной добродетели; иной дары чувственные, и иной дары мысленные. Не кто приспособляете это к Соломону, к которому многие купечества неслись на кораблях. Но все сии с верою истинно покорились Христу, поклонились Ему, как Богу, и принесли дары чрез волхвов, как царю. Островами приносящими дары Христу могут быть и души, возникающие от горького неверия и неколеблемые злыми духами. А Аравляне—по переводу—запад и вечер, означаемому Дидимом (могут быть те), у которых солнце, бывшее по заблуждению (их) в уважении, скрылось и наступил (конец) вечер худых дел по обращении (их ко Христу), которое выражается (именем) Сава—ибо Сава по толкованию значит обращение. А Фарсис, что означает созерцание радости, суть имеющие услышать: войди в радость Господа твоего (у Никиты ). Ответствует также и критик Фотий на вопрос, почему к рождеству Господа первые пришли восточные волхвы из Персии, а не из другого места или народа? думаю—по многим причинам, и во 1-х они кажется сим исполнили древнее пророчество, говорящее: Цари Аравские и Сава представят дары. Ибо Персы тогда владели сими странами. Земля их доставляет отличное золото и смирну и ладан. Иначе—и царство Египетское слилось с Ассирианами, а Ассирийское перешло к Персам, которые и пред прочими тогдашними царями земли имели старшинство. Итак, надлежало получившим в то время первенство приити и поклониться первому и единственному царю веков—явившемуся на земли Христу Богу нашему, с принесением Ему даров, каковыми действиями они засвидетельствовали бы, что родившийся царь есть Владыка и Господь и царь и над теми, которые владели над всею почти землею и имели первенство пред всеми, которому они долженствовали и покланяться и сопутствовать как щитоносцы Его (Амфилох.119. вопрос). Смотри: Корабли Фарсийские в 242-м псалме там.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Так, Василий Великий говорил, что «для благоустройства многих (οονομας ενεα πολλν) отцы положили принимать крещение энкратитов» (ср. также его выражение: «если это будет препятствовать благоустройству общему», τ αθλου οονομα, Посл. к Амфилох.). Между правилами шестого Вселенского собора встречается одно, целью своего издания поставляющее то, чтобы «в иноплеменных церквах обращающихся священников благоустроить» в отношении их нравов (пр. 30): ясно, что здесь греческое, οονομεν будет точно соответствовать слову дисциплинировать. Есть также доказательства употребления слова οονομεν в смысле распоряжения, управления, как выражение обозначающее право дисциплины, как на это еще Тертуллиан указывал, переводя экономию через dispensatio 48 . Так, второе правило II Вселенского собора запрещает епископу совершать хиротонию и «иные какие-либо церковные распоряжения (οονομεα) вне своей области, и вообще запрещает «управлять (οονομεν) делами области чужой» 49 . Правило 37 II Вселенского собора, утверждая за предстоятелем города, порабощенного варварам законность всякаго его должностного действия, хотя бы по причине порабощения от язычников такой предстоятель и не вступал (фактически) на свой престол, – побуждением к сему полагает то, «что вследствие нужды времени не должны быть стесняемы пределы управления», как передает книга Правил слова подлинника: τς οονομας ρος ο περιορισθσεται, но что, кажется, лучше передать как: «акты управления». Полития – у светских писателей, как первоначально и у церковных, была понятием, употреблявшимся для выражения жизни государственной и внешнего гражданского благоустройства, а отсюда даже и простого внешнего благоприличия. Златоуст, например, называет политией общественно-государственное устройство древних иудеев и римлян (Слова, р. п. III, 542). На языке собственно церковном и богословском, полития сначала выражала: внешний образ жизни и, в этом отношении, жизнь прямо противополагалась вере. Так 12е правило Лаодикийского собора повелевает ставить на церковное начальство только лиц, испытанных в слове веры и в житии (πολιτεα) сообразном правому слову».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

Перечислим теперь и тех из Египтян, которые первоначально были простыми людьми,  но которым впоследствии их ближние покланялись. Таковы Гермес фивянин, Эскулап из Мемфиса, Терезий и Манто из Фив, по свидетельству Еврипида («Финикиянки» стих 841 и д.); еще Гелен, Лаокоон, Ойнона и Крен, все четверо из Трои. Крен из них, один из Гераклидов, говорят, был замечательным гадателем. Назовем еще Иама из Елиды, от которого произошли Ямиды, и Полюида, славившегося в Аргосе и Мегарах, о котором вспоминают и трагические поэты. Нужно ли еще поименовывать Тэлема, гадателя Циклопов, предсказавшего Полифему удар, впоследствии действительно им полученный от Одиссея на его путешествии? К чему называть мне афинянина Ономакрита или Амфиарая, который, как говорят, жил на одно поколение раньше взятия Трои и был одним из семи военачальников над сражавшимися под Фивами? К чему – Феоклюлена с Кефалонии или Телмиза из Карии или Галена с Сицилии? Но кроме них были и другие, как напр. Идмон, один из Аргонавтов, Фемоноя волшебница Дельфийская, Мопс сын Аполлона и Манто из Памфилии, Амфилох сын Амфиарая из Киликии, Алклеон из Акарнании, Ания с Делоса, Аристандр телмиссянин, сопутствовавший Александру. А Филохор в 1-й книге своего «Очерка гадательного искусства» говорит, что и Орфей был гадателем. Феопомп, Ефор и Тимей говорят о гадателе Орфагоре. Пифокл самосец в 4-й книге своей «истории Италии» упоминает о другом гадателе Кае Юлии Непоте. Но из всех этих поименованных нами Эллинов одни, как говорит Писание ( Ин. 10:8 ), были воры и разбойники и в основу большей части своих предсказаний полагали наблюдения и предположения свойства материалистического, подобно тому как врачи и предсказатели при практиковании своего искусства основываются лишь на физиогномике; другие же были вдохновляемы демонами или же приходили в прорицательный экстаз от паров, поднимавшихся с воды или же от различных благовонных запахов или же от некоторых атмосферических испарений. Гадательное же искусство пророков еврейских имело происхождение небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Подобный густолиственной маслине, за коей садовник ухаживает с заботой и т.д.  (Ил. 17:53) Говоримое Орфеем в его «Теогонии» о Кроносе: Он распростерт в пыли; Голова его и мощная шея наклонены Как у человека, уже объятого сном смертным  и т. д. Гомером применено в «Одиссее» к изображению Циклопа (Полифема, Одис. 9, 372). Гезиодом отрывок о Меламподе, начинающийся со слов:       Приятно рассказам о том внимать, Что сделали боги: Тут есть свидетельство и о добре и о зле, заимствован дословно у поэта Музея. Аристофаном в его комедии «Первое празднование Тесмофорий» введены стихи из Кратиновой комедии «Пожарные». – Комический поэт Платон и Аристофан в «Дедале» взаимно себя просто ограбили. – Филимон комик, позволив себе несколько видоизменить одну из остроумных комедий Аристофана, сделал то, что из Аристофанова «Кокала» вышло «Подкинутое дитя» Филимоново. – Компиляторы Эвмел и Акузилай просто напросто лишь расчленяют стихи Гезиода, перелагают их прозою, и потом опубликовывают это переложение под своим собственным именем – Мелесагор весьма нагло был ограблен историками Горгием Леонтийцем и Эвдемом Наксосцем; тоже проделал с ним Вион Проконнесянин. Этот сверх того издал лишь в сокращенном виде его историю древнего Кадма. – Амфилох, Аристокл, Леандр, Анаксимен, Гелланик, Гекатей, Андротион, Филохор, Диевхида мегарянин просто напросто переписывали в свои сочинения начало речи из «Девкалионии» Гелланика, которою эта начинается. Умолчим о заимствованиях Гераклита Ефесского, лучшая часть сочинений которого принадлежит Орфею. – Учение о бессмертии души Платоном заимствовано у Пифагора, а этот им обязан Египтянам. – Платониками оставлено нам много сочинений; но всеми ими они доказывают что главные из учений Платона вошли в учение Стоиков и Аристотеля. – Нужно сказать даже нечто большее. Учение Эпикура в главных своих чертах заимствовано им у Демокрита. Но удовольствуемся настоящим быстролетным перечислением имен. Не хватило бы целой моей жизни, если б я захотел специально заняться обнаружением всех заимствований, в какие они входили из желания удовлетворить свое суетное самолюбие и если б я захотел указывать на смехотворность их чванства прекраснейшими учениями, у них фигурировавшими под именем национальных сокровищ, на самом же деле кои были ими заимствованы у нас. 3. Эллинскими учеными внесены в национальную их историю и мифологию даже и чудеса, в подражение рассказываемым в свящ. Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

( 134 , 1) Перечислим теперь и тех египтян, которые первоначально были простыми людьми, но затем в человеческом мнении стали богами. Таковы Гермес фивянин, Асклепий из Мемфиса, Тересий и Манто из Фив (по свидетельству Еврипида); еще Гелен, Лаокоон, Энона и Кебрин, все четверо из Трои. (2) Крен, один из Гераклидов, говорят, был замечательным гадателем. Назовем еще Иама из Элиды, от которого произошли Иамиды, и Полиида, славившегося в Аргосе и Мегарах, и о котором вспоминают трагические поэты. (3) Стоит ли упоминать и Телема, гадателя киклопов, предсказавшего Полифему рану, впоследствии действительно им полученную от Одиссея. К чему называть мне афинянина Ономакрита или Амфиарая, который, как говорят, жил на одно поколение раньше взятия Трои и был одним из семи военачальников, сражавшихся под Фивами? К чему вспоминать Теоклимена с Кефалонии, или Телмиса из Карий, или Галена с Сицилии? (4) Но, кроме них, были и другие, как, например, Идмон, один из аргонавтов; Фемоноя, волшебница Дельфийская; Мопс, сын Аполлона и Манто из Памфилии; Амфилох, сын Амфиарая из Киликии; Алкмеон из Акарнании; Ания с Делоса; Аристандр телмиссянин, сопутствовавший Александру. А Филохор в первой книге своего Искусства гадания говорит, что гадателем был и Орфей. ( 135 , 1) Теопомп, Эфор и Тимей говорят о гадателе Орфагоре. Пифокл самосец в четвертой книге своей Истории Италии упоминает о другом гадателе — Гае Юлии Непоте. (2) Но из всех этих упомянутых нами эллинов одни, как говорит Писание   , были воры и разбойники и большинство своих предсказаний строили на наблюдениях и предположениях естественного порядка, подобно тому как врачи и предсказатели в своем искусстве основываются лишь на физиогномике; другие же были вдохновляемы демонами или же приходили в прорицательный экстаз от паров, поднимавшихся или от воды, или от различных благовоний, или же от некоторых воздушных испарений. (3) Гадательное искусство еврейских пророков имело небесное происхождение. Таким пророком был еще до дарования закона Адам, предсказавший будущее в словах, которые произнес при виде жены и при наречении имен животным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОННА Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) Прав. Нонна Назианзинская. Икона. Иконописец Дмитрий Школьник. Нач. XXI в. (ц. ап. Иоанна Богослова в Мемфисе, США) [Греч. Νννα] (кон. III - нач. IV в., Иконий (?) - после 374, Назианз), прав. (пам. 5 авг.). Жена свт. Григория , еп. Назианза, мать св. Горгонии , свт. Григория Богослова и св. Кесария . Основным источником сведений о Н. являются сочинения свт. Григория Богослова - слова, посвященные памяти брата Кесария, сестры Горгонии, отца ( Greg. Nazianz. Or. 7, 8, 18), а также автобиографическая поэзия ( Idem. De vita sua; Idem//AG. 8. 24-74). Отца Н. звали Фильтатий (AG. 8, 58; 136), мать - Горгония (AG. 8, 136). Братом Н. был Амфилохий (или Амфилох), к-рый умер до 361 г. (Ibid.; PLRE. Vol. 1. P. 57), отец свт. Амфилохия Иконийского ( Kopecek. 1973. P. 457). Ж. Бернарди считает, что Н. происходила из Икония ( Bernardi. 1995. P. 106), Р. Ван Дам - что она родилась в Каппадокии ( Van Dam. 2003. P. 88). Семья Н. была христианской. Свт. Григорий говорит, что Н. изначально была посвящена Богу ( Greg. Nazianz. Or. 7. 4, 1), тем не менее была выдана замуж за Григория, принадлежавшего в то время к секте ипсистариан . Бернарди предполагает, что их бракосочетание состоялось ок. 305 г. ( Bernardi. 1995. P. 106), а сестра Горгония была намного старше Григория и, возможно, уже была замужем к моменту его рождения (P. 108). По мнению Ван Дама, Григорий и Н. поженились в 20-х гг. IV в. ( Van Dam. 2003. P. 88). Н. могла быть моложе своего мужа на 20-30 лет, а для него это был 2-й брак ( Idem. P. 41). В семейной жизни Н. была покорна мужу, однако прилагала все усилия к обращению его в христианство, действуя упреками, увещеваниями, «отчуждением» (возможно, отказом в супружеской близости), но более всего подавая пример молитвой, постом и собственным добронравием. В конце концов Григорий Старший увидел сон, в к-ром пел стих из псалма: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем» (Пс 121. 1), после чего не только уверовал и крестился (в возрасте 45 лет), но и был рукоположен во священника и епископа. Григорию Старшему пришлось делать выбор между женой-христианкой и др. родственниками, с к-рыми Н. отношений не поддерживала ( Van Dam. 2003. P. 88).

http://pravenc.ru/text/2577951.html

прот. Иоанн Козлов Благодатная (Богородице Дево, радуйся) а) Соборник богослужебный пергам. 15 в. (библ. Хлудова 179; Озерский 2, 192): «Богородице дево радуйся благодатная Марие... яко Спаса роди душам нашим». б) Служебник старописьм. 15 в. библ. Спб. Дух. Ак. 534; у Озерск.2:193): л. 90, в последовании всенощного бдения, по ныне отпущаеши, написано: лик-Богородице дево, радуйся благодатная 3-жды. в) Пролог. 25 Марта, л. 127 об. (изд. 1642–3 г.), на Благовещение Пресв. Богородицы, в начале поучения; «Еже бо рещи радуйся: общее слово есть всех целующих, а еже рещи радуйся благодатная дивна есть беседа, паче же обещавшимся благочестию, и чистым житием жити». г) Златоуст, поуч. в субботу 5 нед. поста, слово 50, л. 136 (Почаевск. изд., a по Виленск. л. 126 об. и 127): Тем же и аз ужасаюся, и трепещу тайны, веру да иму Гавриилу, и пожену страх. Глаголя речение к Марии, сказает чудо: радуйся обрадованная Господь с тобою радуйся преславная, и прерадованная, храмеодушевленный, радуйся обрадованная, небу и земли ровное жилище. Радуйся благодатная небеснаго класа нежненная нива. Радуйся благодатная, истинный винограде, и не ложная дево мати Божия. Радуйся благодатная, невозрастнаго рождества достойное вместилище. Радуйся благодатная, невместимаго естества село пространное». д) Триодион св. Четыредесятницы, печ. в Киево-Печерской лавре 1627 г. в сырную неделю вечер, стр. 156 (Озерский 2, 197): Богородице дево радуйся благодатная Марие Господь с тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего яко Спаса родила еси душам нашим» ( Подробно о слове «Благодатная» см у Озерского ч. 2, 191–198 ). е) Симеон Солунский ч. 2 стр. 516: «Что петь в церкви радуйся, благодатная, было в обычае издревле, это вы можете знать из вечерни во святую четыредесятницу, когда прежде всего другого, и конце, после Отче наш, мы тотчас говорим: Богородице Дево радуйся, благодатная Господь с тобою, из того, что это непременно говорится на вечерни бдения пред благословением хлебов» ( гл. 324 ). Читать далее Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке/Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, XVII, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010