Однако лишь в исключительных случаях Голубинский мог опереться на конкретный указ Святейшего Синода (с. 169), который был бы необходим при действительной местной канонизации. Совершенно очевидно, что здесь речь шла не о местной канонизации, а о восстановлении местного почитания святых после деканонизационных актов и запретов в XVIII в. В указанный период были установлены празднования трех местных Соборов, которые также были призваны возродить местные почитания святых. В 1831 г. установлен Собор Волынских святых (10 окт., в день памяти свт. Амфилохия, еп. Владимира Волынского) в связи с возвращением Почаевского монастыря в православие из унии. Ок. 1831 г. — Собор Новгородских святых (день празднования неизвестен). Празднование подтверждено в 1981 г. и установлено на 3ю неделю по Пятидесятнице. Еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым) 5.10.1841 установлено празднество всем преподобным отцам Вологодским (17 авг.). Впоследствии соборное празднование было перенесено на неделю 3ю по Пятидесятнице. 5. Канонизация святых в 1894–1917 гг. В царствование имп. Николая II наметился перелом в вопросах канонизации, что было следствием прежде всего личного благочестия государя и его искреннего желания возродить союз православной Церкви и православного самодержавного гос-ва на основах «допетровской Руси». К общецерковному почитанию в этот период Святейшим Синодом были прославлены: Как и в предыдущий период, некоторым местночтимым святым было установлено общецерковное празднование косвенным путем. Минея дополнительная (1909) по благословению Святейшего Синода помимо служб иконам Пресв. Богородицы и святым, канонизированным в синодальный период, включала службы преподобным Сергию и Герману Валаамским, а также: 1) прп. Иову Почаевскому († 28.10.1651, пам. 28 авг.) (вероятно, учитывая то, что с 1833 г. Почаевский монастырь получил статус лавры, и основываясь на указе Синода 1763 г.); 2) прп. Тихону Медынскому, Калужскому († 1492, пам. 16 июня), местное празднование ему было установлено в царствование Иоанна Грозного (1533–1584);

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Хотя идея их канонизации возникла в России, но так или иначе она сегодня распространяется и на Украине. Канонизация, или причисление Церковью к лику святых определенных подвижников веры и благочестия, – это процесс длительный, сложный и очень ответственный. Необходимо изучить и исследовать все стороны жизни и деятельности представляемой к канонизации личности. Очень важно в этом процессе быть объективным и свободным от всякого рода предвзятости. Чрезвычайно сильным аргументом в пользу канонизации является почитание народом праведника, которое передается из поколения в поколение. Вспомним таких подвижников, ныне уже канонизированных Церковью, как Серафим Саровский , праведный Иоанн Кронштадтский , прп. Лаврентий Черниговский или прп. Амфилохий Почаевский. Уже при жизни они были окружены народной любовью и почитанием. Своими молитвами, наставлениями и добродетельной христианской жизнью они помогали людям в их трудностях, совершали чудеса, утверждали в вере и добре. В святости этих подвижников народ убеждался опытно. Необходимо было лишь непродолжительное время, чтобы соборный разум Церкви определил быть им в лике святых. Иначе дело обстоит с вышеупомянутыми личностями – Иваном Грозным и Григорием Распутиным. Эти люди сыграли свою роль в истории России, положительная она или отрицательная, пусть об этом скажут историки. Если она была неправильно оценена в дореволюционной или советской истории, то сейчас есть возможность, ссылаясь на исторические документы и свидетельства, опровергнуть данную ими оценку. Но даже если историки сумеют это сделать, то это еще не означает, что их нужно причислять к лику святых. История сохранила для нас множество имен выдающихся людей, которые в свое время сыграли важную положительную роль для государства, народа и Церкви. Но они не канонизированы. Те, кто выступает за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина, руководствуются явно нецерковными и псевдодуховными соображениями. Это таит большую опасность внести в церковную среду соблазн, посеять недоверие, сомнение дискредитировать идею святости и стать причиной раскола.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

17 июня 1833 г. Волынско-Житомирский еп. Иннокентий (Сельнокринов) установил на Волыни праздник в воспоминание обретения мощей И. 28 авг. 1659 г. 28 авг. 1833 г. по благословению Святейшего Синода еп. Иннокентий возглавил обретение мощей И. в пещерной ц. вмц. Варвары. Он и Каменец-Подольский архиеп. Кирилл (Богословский-Платонов) в присутствии духовенства и множества народа после литургии сняли крышку с гроба И. и обнаружили нетленные мощи святого. Пещерную ц. вмц. Варвары значительно расширили, при мощах святого ежедневно совершались богослужения. В 1841 г. Волынско-Житомирский архиеп. Никанор (Клементьевский) учредил в лавре должность «гробового иеромонаха» («блюстителя мощей»), первым на эту должность был назначен иером. Зиновий (Никорович), в схиме Зосима. В пещерную церковь был поставлен 2-й иеромонах для ведения «Книги записей чудес и знамений почаевских», записи в к-рой делались до 1917 г.; каждый случай исцеления был подтвержден особыми актами, заверенными наместником лавры и свидетелями. В 1848 г. исцелился римо-католик ген.-майор Филипп Кейсер, в 1855 г. избавилась от беснования 60-летняя крестьянка Устинья Кирихина из Елабужского у., в 1870 г. излечилась одержимая Ирина Волошинова из Екатеринославской губ. В 1842 г. графиня А. А. Орлова-Чесменская прислала в Почаевскую лавру изготовленную в С.-Петербурге серебряную раку для мощей И. с покровом и серебряной позолоченной лампадой. 14 авг. 1842 г. Острожский епископ, вик. Волынско-Житомирской епархии, Анатолий (Мартыновский) торжественно переложил мощи И. в новую раку. В 1858 г. было установлено местное празднование дня преставления И.- 28 окт. «наравне со всеми остальными важнейшими праздниками (на Волыни)». В том же году пещерный храм вмц. Варвары был разделен на неравные половины: в зап. части, ближе к пещере И., устроили посвященный преподобному храм, к-рый перегородкой был отделен от ц. во имя вмц. Варвары. В 1862 г. 2 церкви соединили в одну - посвященную И., престол вмц. Варвары был перенесен в придел лаврской больничной церкви. В 1914-1918 гг. мощи И., как и имущество Почаевской лавры, находились в Житомире, в 1918 г. вернулись в обитель. О чудесах, совершавшихся от мощей святого в годы первой мировой войны, писал архим. Дамаскин (Малюта) , с 1918 г. являвшийся насельником Почаевской лавры (в 1920-1931 наместник). Архим. Дамаскин сообщил, что в 1918 г. в связи с началом новой фазы военных действий на Волыни мощи святого были вынуты из раки и положены открыто, рака спрятана ( Дамаскин (Малюта), архим. Почаево-Успенская лавра//Воскресное чтение. Варшава, 1930. 42). В отчете Совета по делам РПЦ от 3 дек. 1947 г. упоминается, что большая частица мощей И. хранилась в Воскресенском соборе в г. Ковеле Волынской обл. (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 150. Л. 230-231). В наст. время мощи И. почивают в серебряной раке, возвращенной в лавру ок. 1920 г., в пещерном храме его имени. 13 мая 2002 г., после канонизации прп. Амфилохия Почаевского, мощи последнего были положены рядом с мощами И.

http://pravenc.ru/text/578150.html

XVIII в. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 196-197, 202-203. Кат. 176, 180). И. написан со свитком в руке на центральной минейной иконе рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775)) собраны Жития большинства Ростовских святых, проиллюстрированные 37 миниатюрами. На л. 269 об. И. изображен стоящим вполоборота влево, в молитвенном обращении к чудотворной Страстной иконе Божией Матери. У него короткая вьющаяся борода, волосы прядями лежат на плечах, длинная зеленая риза переброшена через правое плечо. На поземе слева нарисован шалаш с надписью: «Куща Исидора Блаженнаго». К ранним настенным изображениям И. принадлежит его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля. Полуфигура И. в медальоне находится в центральной апсиде рядом с образом блж. Максима Московского ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 35, 43). В росписях храмов Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля) в ц. Спаса на Сенях поясной образ И. написан в проеме окна в юж. апсиде алтаря (1675; см.: Никитина Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 70, 75. Табл. 5;), в ц. Воскресения - на откосе окна верхнего яруса сев. стены (ок. 1670; см.: Она же. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74. Табл. 8). В стенописях храмов Ростова (см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576) образ И. имеется в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря (в рост на сев. стене; после 1730); в соборе мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, на зап. стене на откосе юж. портала (1715); в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря, на юж. столбе (1890, худож. К. Я. Леонов по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)); в приделе св. Иоанна Предтечи ц. Толгской иконы Божией Матери, среди Ростовских святых (1-я пол. XIX в. с поновлениями). В окрестностях Ростова И. представлен в росписи 1-й пол. XIX в. в ц. вмч. Георгия с. Юрьевское Ростовского р-на (поясной образ на сев. стене); в Борисоглебском р-не в стенописях ц. Св. Троицы с. Вощажникова (на откосе одного из окон юж. стены; кон. XVIII в.), в ц. Богоявления с. Уславцево (на откосе окна юж. стены; нач. XIX в.), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери с. Павлово (в рост в нижней части юж. стены; сер. XIX в. с поновлениями). Кроме того, И. (в одежде странника, обут в лапти, опирается на посох) введен в группу подвижников XV в. в академической по стилю стенописи галереи рус. святых, перед пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/674886.html

В росписях церквей XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречаются образы И., исполненные, как правило, в живописной манере (известно ок. 20 храмов с его изображениями; см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576). И. писали в основном с длинной седой бородой, в клобуке, напр. в росписи 1-й четв. XIX в. (ростовский худож. П. С. Рябов) ц. во имя свт. Димитрия Ростовского в Спасо-Иаковлевском мон-ре (в медальоне в алтаре, благословение именословное, в левой руке - раскрытая книга; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 114. Ил.). В ц. свт. Григория Богослова Ростовского кремля клеевая роспись датируется 1884 г.; в центральной апсиде представлена «Тайная вечеря», по сторонам композиции - святители Леонтий и И. В Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря стенопись создана после 1730 г.; образ И. помещен в святительском ряду главной апсиды вместе с образами святителей Леонтия и Игнатия. В соборе ростовского монастыря Рождества Богородицы И. написан в алтаре (1715). В ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря роспись выполнена в 1890 г. К. Я. Леоновым по заказу еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева); И. изображен в рост на зап. грани сев.-зап. столба. В ростовской ц. Вознесения Господня образы Ростовских чудотворцев - в сев. апсиде на откосах дверного проема (живопись 20-х гг. XVIII в., неоднократно поновлялась). И. представлен в стенописи 1816 г. архиерейского живописца И. М. Гладкова в ц. свт. Николая на Всполье в Ростове. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годенове (роспись - 1859, А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. написан с потиром в руке на откосе проема царских врат, между святителями Игнатием и Леонтием (воспроизв.: Там же. С. 184). В Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (роспись выполнена в кон. XVIII в. ярославскими мастерами) фигура И. расположена на откосе окна сев. стены четверика. В стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), седобородый И. изображен в митре.

http://pravenc.ru/text/674806.html

Однако акафисты составляются не только уже прославленным святым Вселенской Церкви. Часто почитатели непрославленных подвижников пишут им молитвенные тексты (в т. ч. и акафисты) еще до канонизации, предваряя, таким образом, келейным гимнографическим почитанием собственно литургическое – гласное в храме. Так, акафист свт. Зиновию, митр. Тетрицкаройскому, прославленному в лике святых 25 марта 2009 г., был написан не менее чем за пять лет до того (рефрен: Радуйся, отче Зиновие, дивный святителю и молитвениче о душах наших) 540 , а один из акафистов прп. Амфилохию Почаевскому (рефрен: Радуйся, преподобне отче наш Амфилохие, в последняя лета Православия непоколебимый столпе и о всем мире пламенный молитвенниче) 541 , прославленному в лике святых 3 апреля 2002 г., был написан его духовной дочерью в 1994 г. Подобное творчество не есть исключительная принадлежность Русской Церкви: существуют акафисты убиенному иерею Иоанну Карастаматису 542 (США), иеросхим. Порфирию (Байрактарису) 543 и схим. Паисию (Эзнепидису) 544 (Святая Гора Афон), архиеп. Арсению (Чаховцову) 545 (Канада). Более всего акафистов в честь непрославленного подвижника (четыре) адресовано иером. Серафиму (Роузу) 546 , по три – мон. Амвросию (в миру – Иосиф Муньос-Кортес) 547 , воину Евгению Родионову 548 и императору Павлу I. По акафистам приснопамятному иером. Серафиму (Роузу) можно судить о масштабах его почитания в православном мире: первый из них был составлен в греческой общине в США (на англ. яз., рефрен: Rejoice, Holy Father Blessed Seraphim, radiant lamp of Christ illuminating the last times!) 549 , уже известен перевод этого гимна на румын. 550 и церковнослав. яз. 551 ), второй – в России (рефрен: Радуйся, преподобне отче наш Серафиме, Платины и всея Америки преславный чудотворче) 552 , третий – в Швейцарии (на фр. яз., рефрен: Rejouis-toi Saint Hieromoine Seraphim de Platina!) 553 , четвертый – вновь в России (рефрен: Радуйся, преподобне отче наш Серафиме Платинский, светом Христовым путие жизни нашея озаряющий!) 554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Сегодня нам надо просто потерпеть. Принять всё это как от руки Божией, потерпеть и приготовиться к будущим испытаниям – Думаете, они скоро будут? – Очень хочется думать, что не скоро. Хочется верить, что наше поколение не доживёт до эсхатологических испытаний. Хотя это известно одному Богу. В передаваемых из уст в уста пророчествах отечественных святых ХХ века, таких как преподобные Лаврентий Черниговский, Кукша Одесский, Амфилохий Почаевский, иногда встречаются слова о предстоящем времени, когда храмы будут возрождены и восстановлены, купола позолочены, но ходить в них будет нельзя. Преподобный Кукша Одесский Надо будет запастись на какое-то время просфорами и святой водой, говорил преподобный Кукша, может быть, на полгода. Мы привыкли, что подобного рода пророчества очень быстро обрастают дополнениями и прибавками от не очень разумных " ревнителей " . Выдумывают все, что в голову придёт. Беззастенчиво сочиняют и прибавляют к словам святых свои личные фантазии об " отступлении иерархии " , о " короновании антихриста православным Патриархом " и т.д. И эти их фантазии вместе с реальными пророчествами входят в брошюрки с житиями подвижников благочестия ХХ века. И многим начинает казаться, что святые на самом деле такое говорили. Но это не так. Вот пример. Я лично много общался с покойной ныне схимонахиней Верой (Чмыховой), любимой духовной дочерью преподобного Кукши Одесского, которая выросла у его ног. Схимонахиня Вера (Чмыхова; 1934–†2016) Она всё время нам рассказывала и показывала в книгах, что на самом деле говорил преподобный при жизни, а что ему потом приписали " эсхатологи " и чего он говорить в принципе не мог. А напечатано оно уже миллионными тиражами. Поверьте, разница существенная. И так, скорее всего, со многими подвижниками ХХ века. – А можно подробней о том, что преподобные говорили, а что нет? – То, что говорил преподобный Кукша Одесский, сейчас скажу немного подробнее. А вот чего он не говорил, но что ему приписывают, – это очень обширная и достаточно деликатная тема, на которую, думаю, можно будет со временем поговорить подробней, когда придет время. О преподобном же Лаврентии можно предположить то же самое. Косвенным доказательством этого является то, что в разных литературных источниках одни и те же предсказания прп. Лаврентия иногда приводятся с совершенно разными подробностями.

http://religare.ru/2_119229.html

Преподобные Олег и Поликарп Брянские с Челнской иконой Божией Матери и свт. Амфилохием. Икона. Кон. XIX в. (Церковное собрание, Брянск) Преподобные Олег и Поликарп Брянские с Челнской иконой Божией Матери и свт. Амфилохием. Икона. Кон. XIX в. (Церковное собрание, Брянск) Возможно, тогда или немного ранее появилась традиция изображения О. Р. в княжеских одеждах. Наиболее ранний известный в наст. время пример - в одном из клейм на иконе «всех святых российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в., созданной в мастерской В. М. Пешехонова (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). Надпись: «Сентбр. 20. Прп. блгв. кнзь. лег.» - поновлена, не исключено, что изначально это было изображение др. св. князя. Он представлен вместе с вел. кн. мч. Георгием Всеволодовичем, в рост, средовек с небольшой бородой и короткими вьющимися волосами, разделенными на прямой пробор, в княжеском одеянии, голова не покрыта, правая рука на груди, левая касается края красного плаща с золотым цветочным орнаментом. Образ О. Р. (преимущественно в княжеской одежде) включался в многофигурные композиции в монументальных храмовых циклах, в частности: галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010); «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря; придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя 70-х гг. XIX в. (худож. Л. П. Пигулевский; образ О. Р. в схиме, с моделью храма в руке, воссоздан в 1999 бригадой А. К. Быстрова, худож. А. Е. Пашин). В совр. иконописи встречаются поясные и ростовые образы О. Р. (в т. ч. в шитье) как в единоличных изводах, так и в составе избранных святых или Соборов Брянских святых, а также всех рус. чудотворцев. Наиболее часто святой предстает в облике старца с длинной сужающейся книзу бородой, в преподобнических одеждах и схимническом куколе. Положение рук варьируется: они крестообразно сложены на груди (рисунок мон. Иулиании (Соколовой) к лицевым святцам рус. святых, под 20 сент., 1959-1962, частное собрание), либо правая рука раскрыта ладонью к молящемуся, а левая прижата к груди (икона «Блгв. кн. Олег Брянский», ок. 2000, Москва), либо персты правой руки сложены в благословении, в левой руке модель каменного или деревянного храма или свиток (икона на крышке раки со св. мощами блгв. князя). В богатой новейшей иконографии зафиксированы изводы, на которых О. Р. представлен в княжеских одеждах (напр., образ 2013 г., иконописцы Д. В. и М. В. Молчановы), изредка с мечом в руке или в молении Спасителю в небесном сегменте; существуют варианты икон святого с клеймами жития (2008, иконописец Г. Карнышова) или с сюжетами в поле изображения (иконописная мастерская «Диво» при ц. Сошествия Св. Духа на Лазаревском кладбище).

http://pravenc.ru/text/2578293.html

В иконописи XX в. образ И. (в округлом куколе) присутствует в группе Волынских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236, 239). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. С. 41) под 28 окт. образ И. дан в рост, в куколе, с посохом в правой руке и с развернутым свитком в левой, на фоне многоглавого храма. В сонме рус. святых, молящихся Господу Вседержителю на престоле, И. представлен в нижнем ряду на иконе 1948 г. (митрополичьи палаты ТСЛ), поднесенной Патриарху Алексию I в память 500-летия автокефалии РПЦ «от русских людей в Югославии». Прорись ростового образа И. традиц. иконографии создана для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 50). Изображения И. встречаются в совр. росписях церквей Украины и России, напр. в восстановленной после пожара стенописи 1987-1988 гг. ц. Покрова Богородицы МДА (на зап. стене), в кафедральном Преображенском соборе Белгорода (1999-2005, А. С. Работнов; надпись на свитке: «              »). Фронтальная полуфигура И. с благословляющей десницей и со свитком в левой руке, исполненная в визант. манере, помещена в одном из медальонов в росписи Троицкого собора Пахомиева Нерехтского Сыпанова жен. мон-ря Костромской епархии (2005, А. В. Алёшин). Некоторые изображения и сюжеты Жития И. введены в роспись семинарской ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаеве («Прп. Иов отпускает вора», ок. 2006). Вместе с прп. Амфилохием Почаевским И. представлен на иконе письма Е. И. Николаевой (2009, кафедральный собор во имя Веры, Надежды, Любови и Софии в Тернополе, Украина), в составе избранных святых - на нижнем поле иконы «Прп. Сергий Радонежский, с избранными святыми» (2005, собрание архим. Луки (Головкова); см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 55, 77). Поясные иконы И. кон. XX - нач. XXI в., ориентированные на древнерусскую стилистику, хранятся в гроте возле мощей И., в ризнице ТСЛ и др. И. изображается на совр. иконах «Собор Волынских святых» (1996, М. Конский - ц. в честь Собора всех святых земли Волынской в Луцке Волынской обл.; после 2006 - ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС). Кроме того, иконы И. имеются в посвященных ему храмах и мон-рях (напр., в Мюнхене, Германия).

http://pravenc.ru/text/578150.html

Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Очевидно, иконы О. Р. хранились и в семье вел. кн. Константина Константиновича. Так, единоличный образ О. Р. письма И. С. Чирикова (1899, ГМИР) был включен под 20 сент. в серию аналойных икон-святцев (годовая минея состояла более чем из 350 образов; в наст. время в ГЭ, ГРМ и ГМИР). Икона была написана по заказу вел. кн. Константина Константиновича и предназначалась для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Мраморного дворца в С.-Петербурге. О. Р. показан фронтально в рост на фоне пейзажа с храмами, голову покрывает островерхий куколь, в левой руке свиток. Единоличные изображения О. Р. после 1893 г., с одной стороны, соответствовали кратким описаниям иконописных подлинников, с другой - воспроизводили образ, подаренный вел. князем. В основном они являлись паломническими образками и были написаны в живописной мастерской брянского Петропавловского девичьего мон-ря в 1893-1918 гг. К ним относится небольшая икона «Блгв. кн. Олег Брянский, чудотворец» в масляной технике (собрание Ф. Р. Комарова): святой представлен седобородым старцем, стоящим прямолично, в монашеской мантии и схимническом куколе, правая рука прижата к груди, левая развернута ладонью возле груди. Икона написана в академической манере, цветовая гамма коричневая, письмо миниатюрное, личное тщательно проработано мелкими мазками. Фон с цветовой растяжкой - от светлого вверху до темно-коричневого внизу и с высветленным поземом в виде каменных плит пола; надпись: «Св. Кнзь Олегъ Бphckiй чдотв.». На небольших золотофонных иконах нач. XX в. из частных собраний, также, вероятно, созданных в живописной и чеканной мастерской Петропавловского мон-ря, О. Р. тоже изображен в рост (на одной - с пейзажным поземом, фронтально, на другой - вполоборота влево), в левой руке у него четки. 4 окт. 1894 г. было официально разрешено издание печатных икон Брянских святых, в частности О. Р. и прп. Поликарпа Брянского, а также их металлических образков. На бумажных иконах, печатавшихся в типографии Е. И. Фесенко в Одессе, преподобные показаны в рост, в 3/4-ном повороте к центру, поддерживающими с обеих сторон икону Божией Матери. Особенностью этой иконографии является изображение разных Богородичных икон в руках у О. Р. и прп. Поликарпа. Очевидно, это было связано с местонахождением заказчика и с тем, какой образ Богоматери почитался в том или ином регионе. Наиболее часто в руках у Брянских святых изображали Иверскую, Почаевскую и Казанскую (главную святыню брянского Петропавловского мон-ря) иконы Божией Матери. В иконописных вариантах известны местночтимые брянские изводы - О. Р. и прп. Поликарп с Челнской иконой Божией Матери , под иконой изображен свт. Амфилохий (церковное собрание, Брянск). На О. Р. схима, куколь округлой формы, окладистая седая борода преподобного спускается ниже груди.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010