К половине августа мы должны были явиться в Академию. Собравшись в семинарии, мы на казенной лошади 15-го августа утром были привезены в лавру с врученным нам свидетельством от начальства и тотчас представились инспектору о. архим. Сергию, бывшему потом митрополитом Московским. Это был молодой, тогда красивый, стройный, выше среднего роста, архимандрит, весьма любезно нас принявший в своей гостиной; назначил нам номер в корпусе, предназначенном для помещения студентов младшего курса. Здесь, встретившись с собравшимися уже семинаристами из разных иногородних семинарий, мы скоро ориентировались и вступили в дружественные беседы. С нами вместе, в состав 20 академического курса прибыло из 18 семинарий около 45 человек; для каждого из нас беседы с прибывшими были весьма интересны, так как вносили в наше сознание много нового о местных обычаях и порядках семинарских и общественных, особенно по отношению к местному духовенству и церковным порядкам. На первое время во взаимных отношениях собравшихся из разных мест семинаристов естественно обнаруживалась сдержанность, сохранялось землячество; приходилось притом задумываться о предстоявших экзаменах; немногие могли быть уверены, что все сойдет благополучно и их примут. ...Опасения оказались напрасными; только одного из явившихся на экзамен не приняли и то, кажется, по обнаружении им во время экзаменов стремления к несоответствующим для духовных юношей развлечениям и веселости, а также и за вольность на словах при тогдашнем у нас строгом монашеском режиме, ценившем не столько ум, сколько поведение и особенно послушание. Порядок экзаменов был следующий: прежде всего мы писали 2 экспромта: по Свящ. Писанию и по философии. Последний экспромт на латинском языке задавал профессор Феодор Александрович Голубинский на тему: «справедливо ли мнение древних, что есть душа мира». Темы по Свящ. Писанию не помню. После письменных экзаменов происходили устные. Два дня, под председательством ректора, в составе главных академических профессоров, производилось испытание по 4 главным предметам богословским; затем по второстепенным предметам экзаменовали каждый из профессоров по своему предмету, поодиночке, одновременно и весьма снисходительно. Результат экзаменов нам объявлен был числа 4–5 сентября. Первым принят Световидов из Москвы, вторым Амфиан Лебедев из Вифании; я был принят восьмым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

This led to the failure of Ivantsov-Platonov project and final marginalization of the Department of Church history at the historical-philological faculty of Moscow University in the early 20th century. Keywords: Department of Church history at Moscow University, the curriculum, secularization, V. I. Guerier, M. S. Korelin, A. M. Ivantsov-Platonov, A. P. Lebedev. 3 5 октября за кандидатуру Корелина высказался историко-филологический факультет: «В факультете самый важный вопрос о замещении кафедры церковной истории. Кандидатуру заявляет Амфиан Лебедев; против моей кандидатуры на временное преподавание – декан, который убеждал Шварца не защищать моей кандидатуры. 5-го первый бой в факультете из- за этого вопроса, 26-го большинством 9 против 5 решено было ходатайствовать за мою кандидатуру» (Ф. 2202. Оп. 3. Ед хр. 1. Л. 42 об.) 5 «Сильно возбудил нервы вопрос о церковной истории; одно время мучило отсутствие успокоения и страшное утомление»//Дневник М. С. Корелина (ЦГА г. Москвы. ЦХД до 1917 г. Ф. 2202. Л. 41 об.) 6 Письмо М. С. Корелина к В. И. Герье от 16 апреля 1883 года//Цыганков Д. А. Профессор В. И. Герье и его ученики. М., 2010. С. 242. 9 Одна из последних работ на эту тему: Стаферова Е. Л. А. В. Головнин и либеральные реформы в просвещении (первая половина 1860 гг.). М., 2007. С. 98–211. 11 Там же. С. 50. О реальном опыте стажировки богословов в 1860-е гг. см.: Сухова Н. Ю. Научные командировки российских богословов за границу и их значение для российского духовного образования и богословской науки (вторая половина XIX – начало XX в.)//Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный. М., 2007. С. 183–184. 12 Русская церковно-историческая литература//ПО. 1869. Т. 2. 8. С. 172–188; Взгляд на прошедшее и надежды на будущее (От редакции к читателям и сотрудникам)//ПО. 1870. Т. 1. 1. С. 1–31; 2. С. 195–243 13 Подробнее см.: Герасимов Олег, диак. История Церкви в системе научных дисциплин в российских университетах XIX в.//XVIII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2008. Т. 1. С. 353–358. 14 Там же. С. 355. Со временем административные разъяснения о способе замещения кафедры истории Церкви последовали от министра Д. А. Толстого, бывшего одновременно и обер-прокурором Св. Синода. «Для занятия кафедры Церковной Истории прежде всего необходимо высшее богословское образование». Претендент должен «правильно излагать перемены в судьбах Церкви, возникавшие в свете ее учения, принятие одних и отвержение других», что «возможно только при значительном запасе сведений из курса богословских наук и привычке обращаться мыслю в этом кругу». Рекомендации были усилены требованием назначать на вакантные кафедры преимущественно выпускников «церковно-исторического отделения» академий//ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 1. Д. 6998. Цит. по: Олег Герасимов, диак. Указ. соч. С. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

T.III. История вселенских соборов. Ч.I. Вселенские соборы IV и V в.в. Изд. 3-е. СПБ. 1904. Т. IV. Тоже. Ч. ΙΙ. Вселенские соборы VI, VII и VIII вв. Изд. 3-е. СПБ. 1904. Т. V. История разделения церквей в IX, X и XI в. в. СПБ. 1905. Т. VI. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Х и XI в.в. М. 1902. Т. VII. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века. От начала крестовых походов до падения Константинополя (в 1453 г.). Изд. 2-е. М. 1902. Т. VIII. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя (1453 г.) до настоящего времени. Изд. 2-е. СПБ. 1904. T. IX. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (из давних времён христианской церкви). Изд. 2-е. СПБ. 1903. Т. Х. Духовенство древней вселенской церкви (от времен Апостольских до IX века). Исторические очерки. М. 1905. – Уроки у примеры из истории древних соборов-применительно к предстоящему Всероссийскому собору. М. 1907. Лебедев Амфиан С. Вероисповедное положение армян в России до времени Екатерины II включительно. М. 1909. – О благотворительности в первые века христианства. Правосл. Обозр. 1862. – О брачных разводах по архивным документам Харьковской и Курской духов. консист. М. 1887. – Об избрании в епископский сан в древней вселенской и русской церкви. Русский Вестник. 1803, сент. Лебедев Амфиан С. Новые исследования о времени и личности патриарха Фотия. Правосл. Обозр. 1868. =Христианская помощь нуждающимся в древние времена христианства. Харьков. 1905. Лебедев Е. Единоверие в противодействие русскому обрядовому расколу. Новгород. 1904. Лебедев М. К вопросу об отношении церкви к государству. Правосл. Собесед. 1906. I. II. Лебедев Н. Стоглавый собор 1551 г. (Опыт изложения его внутренней истории). Чтен, в Общ. люб. дух. просв. 1882. 1, 2, 8 Леванда В. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев от 1649–1873 г. СПБ. 1874. Левенстим А. Суеверие и уголовное право. СПБ. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

31 окт.     Амфилохий (труднородный, иии в засаде сидящий, греч.) дукс, муч. иллирийский, 23 марта.     Амфииохий, еп. иконийский, 23 ноября.     Амфиан (окружный, греч.), ученик муч. Памфила, 2 апр.     Анания, (благодать Божия, или кого Бог дароваи, евр.) из числа трех отроков, 17 дек.     Анания, пресвитер, муч. Финикийский, 26 янв.     Анания, ап. из 70, 1 окт.     Анания пресвитер, муч. персидский, 17 апр.     Анания персянин, из Арвила, 1 дек. Анастасий (воскрешенный, греч.), муч. египетский, 8 янв. Анастасий, муч. 5 дек.     Анастасий муч., 25 окт.     Анастасий персянин, преподобномуч., 22 янв.     Анастасий, игумен синайския горы, 20 апр.     Анастасий, патриарх антиох., 20 апр.     Анастасий преп., исповедник, 21 янв.     Анастасий, преподобномуч. печерский, 22 янв.     Анастасия (воскресшая, греч.), мученица римская, 15 апр.     Анастасия римляныня, муч., 29 окт.     Анастасия узорешительница, великомученица иллирийская, 22 дек.     Анастасия, муч. селунская, 30 окт.     Анастасия патрикия, преподобная египетская, 10 марта.     Анатолий (восточный, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр.     Анатолий, муч. никейский, 20 ноября.     Анатолий, патриарх цареградский, 3 июля.     Анатолия, мученица римская, с сестрой Фотиною самарянынею, 20 марта.     Ангий (к сосуду относящийся, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Андрей (мужественнный. греч.), ап. из 12, 30 ноября.     Андрей, муч. лампсакийский, 18 мая.     Андрей стратилат, муч. киликийский, 19 авг.     Андрей, пустынник египетский, 2 дек. и 12 июня.     Андрей пресвитер, муч. 21 сент.     Андрей, пресвитер критский, муч. цареградский, 17 окт.     Андрей, архиеп. критский, 4 июля.     Андрей, пострад. в Африке, 23 сент.     Андрей, юродивый цареградский, 2 окт.     Андрей, кназь смоленский, 27 окт.     Андроник (победитель мужей, греч.), ап. из 70, 17 мая в 30 июля.     Андроник, мученик киликийский, 12 окт.     Андроник преп. и супруга его, 9 окт.     Анект (сносный, греч.), муч. коринфский, 10 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тогдашний московский митрополит Филарет охотно дал свое согласие на издание такого журнала и даже сам посоветовал, как назвать его. Вот что об этом говорит сам преосвященный Амвросий в своих «воспоминаниях»: «Приняв милостиво программу издания и дав ему название, митрополит сказал: «Я на тебя надеюсь; но есть ли у тебя сотрудники?» Я назвал рекомендованных мне А.В. Горским, в качестве соредакторов, священников: Василия Ивановича Лебедева (умершего в 1863 году) и Василия Петровича Нечаева, – ныне преосвященного Виссариона, епископа Костромского. Он спросил от нас пробных статей, целый день читал их, как потом сказал мне его секретарь, и затем, отдавая их с одобрением, сказал: «Я готов служить вам, чем могу, но вы свободны?» Первая книжка журнала вышла в январе 1860 года. Журнал с самого начала носил следующее название: «Душеполезное чтение, ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания». В первой статье журнала – «Христианский обычай начинать всякое дело молитвою о благословении Божием», – которая была написана самим редактором свящ. А. Ключаревым, в заключении указана ясно и самая цель предпринятого издания: «Благочестивый читатель! Эта книжка, которую ты с христианскою снисходительностью читаешь, есть начало труда, предпринятого людьми, желающими пользы душе твоей и твоего спасения. Помолись вместе с нами Господу, Источнику премудрости и разума, чтобы Он ниспослал на сей труд Свое всеосвящающее благословение. Помолись, чтобы нам Он даровал дух ревности к возвещению святого слова Его и дар учения, тебе усердие к духовному чтению и благодатную помощь в исполнении святых Его заповедей и всем православным христианам любовь к слову Божию и преуспеяние в богоугодной жизни». Сотрудниками о. А.О. Ключарева по изданию этого журнала, кроме священников В.И. Лебедева и В. П. Нечаева , были: архимандрит Никодим, протоиерей C. Терновский, священник П. Смирнов , протоиерей И. Рождественский, священник В. Световидов, священник Василий Вербицкий (алтайский миссионер), профессор московской духовной академии Д. Ф. Голубинский , И. Снегирев , священник В. Владиславлев , священник Александр Романовский, священник В. Сперанский, священник В. Головин, священник Павел Алякритский, архимандрит Порфирий, Ив. Беляев, Амфиан Лебедев, Сергей Писарев , священник Н. Руднев, священник Петр Ильинский, К. Невоструев , Филарет, архиепископ черниговский, викарий московский епископ Леонид, священник И. Виноградов , И. Шаров, протоиерей Н. Ильдомский, П. Казанский , свящ. В. Гаретовский, Иосиф архиепископ воронежский, свящ, И. Благовещенский, В. Муратов, свящ. Я. Головин, свящ. С. Вишняков, свящ. А. Телегин, свящ. Н. Потапов, свящ. Гр. Быстрицкий, свящ. Д. Кастальский, прот. А. Воскресенский, Д. Рождественский, свящ. А. Левашов и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

25 Павел Фивейский – ярославской. Григорий Скворцов – московской. Федор Альбов – костромской. Стефан Веселовский – владимирской. Димитрий Орестов – рязанской. 30 Тимофей Второвский – владимирской. Иван Покровский – тульской. Иван Смирнов – московской. Аполлон Филаретов – тверской. Алексей Гапонов – курской. 35 Иван Собриевский – тверской. Василий Серапионский – вифанской. Николай Иконников – вологодской. Александр Цветков – владимирской. Иван Ливанов – ярославской. 40 Евтропий Прокопович – с.-петербургской. Иван Попов – орловской. Алексей Троицкий – вологодской. Николай Вознесенский – тульской. Тимофей Терлецкий – вифанской. 45 Михаил Книжников – воронежской. Михаил Твердый – могилевской. Иван Тихомиров – московской. Александр Невоструев – вятской. Николай Новакович – из сербов. Двадцатого курса (1852–1856) Магистры: Николай Световидов-Платонов – из московской Семинарии. Амфиан Лебедев – вифанской. Николай Сергиевский – московской. Илья Касицын – вифанской. 5 Владимир, в монаш. Хрисанов, Ретивцев – тверской. Федор Виноградов – владимирской. Димитрий Ковалев – ярославской. Сергей Модестов – вифанской. Иван Ненарокомов – московской. 10 Павел Миролюбов – тверской. Константин Троицкий – ярославской. Евстафий, в монаш. Епифаний, Избицкий – из учителей житомирского раввинского училища, Иеромонах Кирилл Говорович – полоцкой. Анемподист Малевинский – вологодской. 15 Михаил Сакдыревский – московской. Алексей Цветков – владимирской. Павел Лилов – нижегородской. Гавриил Квиетинский – рязанской Правом на получение степени магистра, по выслуге в дух. училищном ведомстве двух лет. Кандидаты: Яков Извеков – калужской. 20 Иеромонах Модест Куховский – псковской. Димитрий Вигилев – рязанской. Евфим Березин – тверской. Григорий Голынец – могилевской. Мирон Никольский – владимирской. 25 Николай Юхновский – с.-петербургскоЙ. Николай Крылов – ярославской. Василий Никитин – рязанской. Николай Троицкий – ярославской. Михаил Попов – тамбовской. 30 Егор Соколов – калужской. Андрей Власов – Костромской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Таковы, например, маститый профессор Дмитрий Федорович Голубинский, – достойный сын почтенного родителя Федора Александровича Голубинского, который почти полвека посвятил изучению физико-мате- —304— матических наук и многостороннему приложению своих обширных и основательных сведений в области этих наук к доказательству вековечных истин христианской религии и ближе всего премудрости и благости Божией в и как бы продолжая этим великое дело своего родителя, знаменитого профессора философии в той же академии, положившего первый камень в основание известного труда под заглавием: «Премудрость и благость Божия в судьбах и человека» 2050 ; Павел Иванович Горский, бывший профессор еврейского языка, поместивший целый ряд статей в чтении Общ. Люб. Дух. Просвещения (его магистерское соч. «История Тридентского собора» напеч. в 1868–1869 г.), в Душеполезном Чт., в Правосл. Обозр. и Прибавл. к Тв. св. О.; Николай Федорович Каптерев, профессор гражданской истории, известный в ученом своими трудами по разным вопросам в области церковной истории; Алексей Иванович Введенский, профессор философии, писавший ряд статей по вопросам философским в различных богословских и светских журналах; Сергей Иванович Смирнов , доцент Русской церковной истории. Получали в Вифанской семинарии среднее образование и профессора других академий и университетов. Например, четверо из ее питомцев (Михаил Холмогоров, Николай Минервин, Дмитрий Кастальский, Александр Гренков) были наставниками в Казанской Академии, один в Киевской (Парфений Репловский). Из профессоров университетов, вифанцев по среднему образованию, известны проф. Харьковского университета по кафедре Церковной Истории Амфиан Степанович Лебедев, Одесского по кафедре Богословия Александр Кудрявцев и петербургского Александр Васильевич Советов, биографические сведения о котором были помещены в текущем году по случаю его 50-летней ученой деятельности во многих периодических изданиях. Последний, между прочим, по получении общего образования в Вифанской семинарии, где, кстати заметим, существо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все означенные преподаватели выписывали лекции прямо от А. В-ча, другие же вели дело помимо его. Они сами записывали лекции в академической аудитории, списывали у других, брали экземпляры у товарищей, припоминали после чтения Горского. В библиотеках Импер. Москов. Дух. Академии и Московского Румянцевского музея сохраняются по экземпляру тождественных между собой лекций А. В-ча, записанных за ним студентами. Был в свое время подобный экземпляр и в Петербургской Академии, как показывает любопытное письмо о. Иоанна (Соколова) . 23-го Августа 1845 г. он писал из Петербурга: «Милостивый государь А. В-ч! не знаю, как покажется вам содержание этого письма: обаче, благожелая вам, отверзу уста. Досюда дошло, а досюда все доходит, что в Московск. Дух. Академии история церковная читается неправославно. Не только не в духе православной Церкви, но даже и прямо по книгам лютеранским и рационалистическим. Недавно это сказано было в полном заседании состоящего здесь при Академии Ученого Комитета (которого я член) при А. П. Карасевском 610 , ректоре Киевском Димитрии 611 и при многих других лицах. Я защищал вас известной мне вашей благонамеренностью и усердием к православной Церкви, на что и пресв. Афанасий 612 сдался. Во всяком случае, решившись писать вам об этом, думаю, что вы не замедлите принять надлежащие меры к отвращению подобных замечаний, а для сего советую вам, со своей стороны, обратить внимание на составляемые вашими студентами записки церковной истории в классе со слов ваших. Этих записок экземпляр есть и в здешней Академии. Теперь в комитете у нас составляется проект преобразования учебной части во всех духовных заведениях; скоро пойдет в дело. Между прочим, несколько замечаний относится и к преподаванию церковной истории, даже предначертан самый план для науки» 613 . Проф. Дим. Феодор. Голубинский рассказывал, что в 1852–54 гг. он записывал лекции А. В-ча. Когда один товарищ его был назначен преподавателем Владимирской семинарии, он выпросил их для своих нужд. После брали эти лекции у него преподаватель Москов. дух. семинарии, впоследствии профессор Харьковского университета Амфиан Стефанович Лебедев, и преподаватель Черниговской семинарии Ляпидевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Осия, епископ Кордубский (Кордова, в Испании), был одним из знаменитейших св. отцов, украшением церкви (Созом. стр. 39). Он приобрел у своих современников необыкновеннейшее уважение и такой высокий авторитет, что с жадностью слушали его наставления и его советами пользовались все христиане, как восточные, так и западные. Во время арианских смут, в 4 веке, не только епископы, но и поверенные по гражданским делам в разных случаях руководились его советами и получали пособие. С определенной точностью нельзя указать год рождения св. Осии, предполагают, что он родился в 260 г., а также и место его рождения. Полагают, что Осия родился в Кордове, но во всяком случае он был родом из Испании. Осия, еще будучи мирянином, отличался между мирянами своей добродетельной жизнью и блестящими способностями и потому-то его сограждане, жители Кордовы, к концу 3 века избрали на епископскую кафедру, которую он занимал почти 60 лет, случай беспримерный при тогдашних церковных смутах. Осия преимущественно отличался непоколебимостью своей веры и чистотой нравов, чем приобрел особенное к себе уважение и доверие современников. Они смотрели на Кордубского епископа, как на святого, соответственно его наименованию (Оσιος. праведный, святой), – и самые тщательные исследования смертельного врага не могли заподозрить Осию в чем либо порочном. Осия удивлял современников своей мудростью и сведениями по всем предметам человеческого знания. Смутные обстоятельства того времени закалили характер Осии. Гонение, воздвигнутое Диоклетианом на востоке, распространилось и на западе, в пределах римской империи. Максимин Геркул, его соправитель, со слепой яростью свирепствовал в Испании против непоколебимых борцов веры и Осия тогда приобрел славное наименование исповедника. Созомен , говоря об исповедниках веры, живших при Константине Великом , ставит во главе их св. Осию. «Тогда, говорит он, было много добрых христиан; и так как гонения едва прекратились, то в живых осталось еще много исповедников, служивших украшением церквей своих, именно: Осия, епископ Кордубский, Амфиан епископ Епифании, что в Киликии: и другие» (Церк. ист. стр. 39). Отречение от престола Максимина спасло Осию от мученической кончины. Непоколебимость веры Осия доказал во время гонений, а мудрость свою на Эльвирском соборе в 305 г. В списках правил этого собора имя Осии постановлено на втором месте между 19 епископами, присутствовавшими на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В преподавании предметов семинарского курса произошли следующие перемены в текущем учебном году. В феврале месяце проф. прот. Самборский подал прошение об увольнении его от преподавания французского языка. На его место назначен был инспектор семинарии иером. Вениамин, как основательно знающий сей язык 183 . Проф. семинарии по классу гражданской истории и соединенных о ней предметов А. Цветков, взявший отпуск на каникулярное время 1858 г., не явился к началу учебного года в Одессу, прислав свидетельство о болезни. В виду этого правление семинарии, по прошествии узаконенного срока, обратилось в духовно-учебное управление с просьбой о назначении на место Цветкова другого преподавателя. В марте 1854 г. киевское акад. правление прислало следующее извещение херсонской семинарии. «Вследствие ходатайства преосвященного Филарета, митрополита московского, проф. московской семинарии Амфиан Лебедев 11-го текущего марта перемещен г. обер-прокурором св. синода в херсонскую семинарию наставником по классу гражданской истории и соединенных предметов, а занимавший сей класс проф. Алексей Цветков, назначен на вакансию Лебедева» 184 . В сентябре месяце правлению семинарии дано знать, что, по ходатайству академич. правления, г. обер-прокурор св. синода разрешил переместить проф. херсонской семинарии Павла Капитанникова и учителя орловской семинарии Николая Конокотина, согласно взаимному их желанию, одного на место другого, с поручением учителю Конокотину и должности помощника инспектора, какую занимал в херсонской семинарии проф. Капитанников, с тем, чтобы они, как перемещаемые по прошениям, на основании существующих постановлений, приняли на свой счет путевые при перемещении издержки 185 . В октябре текущего года проф. Гребинский подал прошение об увольнении его от должности эконома семинарии. Правление поручило исправление должности эконома учителю одесского училища Василию Левицкому впредь до усмотрения 186 . В журналах по учебной части за м. ноябрь находится интересная записка ректора семинарии архимандрита Феофилакта об аттестации успехов учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010