Из семинарии Амфиан Лебедев 652 переходит в Университет на кафедру церковной Истории, и с Богом. Говорят, пошлют его предварительно на два года заграницу, хотя и в семинарии на лекциях своих нередко выходил он из границ, в особенности вооружаясь против монашества вообще». На это письмо от 13-го ноября я писал почтенному Капитону Ивановичу: «Приложенный при брошюре вашей снимок с плащаницы волоколамской очень интересен и сделан весьма исследование ваше об этой плащанице, без сомнения, также весьма интересно, но не знаю, удастся ли мне прочитать его. До сих пор, кроме Московских Ведомостей, я не смел даже и в руки брать ни одной почти книги. Да правду сказать, до сих пор и библиотека моя хранится еще в тех самых коробьях, в которых привезена из Москвы. Я наследовал от моего предместника обширные палаты и немало мебели, но ни одного книжного шкафа, ни одной даже полки, так что, если бы я не догадался привесть с собою из Москвы три этажерки, то решительно некуда было бы положить ни книги, ни тетради. Поэтому я должен был вновь заказывать книжные шкафы, и на будущей неделе обещают мне доставить их. О каких либо ученых занятиях пока и мечтать мне непозволительно. При отправлении в Витебск, одну только и имел я утешительную надежду, что авось у меня будет здесь более свободного времени или свободных занятий, чем в Москве, потому что, думал, я, епархия небольшая, консисторских дел, вероятно, будет немного: оказалось совсем иное. Я должен заниматься ежедневно не только текущими делами, но и переделывать прежние дела, соприкосновенные с настоящими. Если же и остается несколько свободного времени по вечерам, то оно все без остатка поглощается корреспонденциею, которая не только удвоилась, но, можно сказать, удесятерилась сравнительно с Московскою. Витебский губернский статистический комитет почтил меня избранием в свои почетные члены, и я раз был в заседании этого комитета, где присутствовал и католический декан и еврейский раввин. Такой же чести удостоило меня, назад тому недели две, и Московское общество Истории и Древностей Российских. Но к чему, думаю я, сии почетные праздные титулы, когда нет ни малейшей надежды на какое-либо полезное содействие в ученых изданиях обществ?!»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

187 Кроме официальных оппонентов и критиков, потрудились дать подробный разбор ее проф. А. Г. Брикнер (Russische Revue, 1886. III. 274318) и А. Н. Пыпин («Вест. Евр.», 1887 г. I. 255296), сами много сделавшие по западно-европейскому у нас вопросу; затем встретили мы суждения проф. В. С. Иконникова («Рус. стар.», 1886. IV), Д. И. Иловайского («Моск, вед.·, 1886. 12), Д. А. Корсакова («Истории, вести.·, 1886. VIII. 399403) и других. 188 Багалей Дмитрий Иванович (18571932) – историк, общественный деятель, член Государственного Совета, ректор Харьковского университета (19061910), Харьковский городской голова в годы Первой мировой войны, с 1918 г. академик Украинской Академии наук, в 1920-е гг. преподавал историю в ряде высших учебных заведений. – Комментарии. 191 Бриннер Александр Густавович (18341896) – российский историк немецкого происхождения, профессор Дерптского университета, исследовал влияние институтов западноевропейского общества на «европеизацию» России. А. С. Лебедев. Впервые: Лебедев А. С. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Историческое исследование Дм. Цветаева. Москва, 1890//Журнал Министерства народного просвещения. 1892. Март. С. 175–228. Печатается по этому изданию. Название публикации дано составителем. Лебедев Амфиан Степанович (1833–1910) – историк и правовед. Окончил Московскую Духовную академию, там же защитил магистерскую диссертацию по богословию, с 1869 г. профессор кафедры церковной истории Харьковского университета. Среди его трудов – «О нравственном достоинстве гражданских законов Моисеевых» (1856), «История Церкви как предмет университетского преподавания» (1875), «Христианская помощь нуждающимся в древние времена христианства» (1905). – Комментарии. 192 Тезис XIII: «Соответственно с основною системою допускать иноверие в пределах его безвредности для православия, протестантство, допускаемое на практике и, отчасти, в видах политико-экономических покровительствуемое, было в смысле государственно-юридическом только дозволено». Тезисы к диссертации мы встретили потом перепечатанными целиком в одном из отчетов о нашем диспуте (Прав. обозрение. 1890. 1112).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

4 августа 1911 года иеромонах Анатолий был удостоен степени магистра богословия за сочинение «Исторический очерк сирий­ского монашества до половины VI века». По отзывам рецензентов, этот труд, касаясь мало разработанной в церковно-исторической науке области, отличается неоспоримыми достоинствами. Чтобы собрать исторические сведения о подвижниках и киновиях Сирии на протяжении почти четырех веков, автору пришлось употребить огромные усилия на поиск и изучение документов. Осведомлен­ность его настолько широка, что всякий, кто захотел бы работать после него в области истории сирийского монашества, мог бы довериться результатам его труда совершенно. О труде иеромонаха Анатолия по истории сирийского мона­шества один из рецензентов писал: «Основательное знакомство с первоисточниками и обширной литературой по данному вопросу, глубокое проникновение в дух сирийского отшельничества, яс­ность мысли и колоритность языка отличают труд автора и делают его ценным вкладом в литературу этого предмета» . 29 августа 1911 года отец Анатолий был возведен в сан архи­мандрита. Осенью того же года Комиссия по присуждению пре­мий митрополита Макария (Булгакова) рассмотрела труды настав­ников академии, напечатанные в академическом журнале за 1910 год. Были рассмотрены сочинение отца Анатолия «Историчес­кий очерк сирийского монашества до половины VI века» и его статьи «Памяти профессора В.В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев», и была присуждена премия имени митрополита Макария. В октябре 1911 года состоялось заседание совета Киевской Ду­ховной академии, на котором было заслушано заявление профес­сора протоиерея Ф. Титова. «Я считаю своим долгом, – сказал он, – как представитель церковно-исторической науки в акаде­мии, указать на доцента архимандрита Анатолия как именно на такого доцента, который вполне заслуживал бы удостоения его званием экстраординарного профессора. Архимандрит Анатолий служит в академии уже семь лет. Он всем известен как отличный преподаватель и руководитель студентов в занятиях их церковно-исторической наукой. Наконец, всем членам совета, без сомне­ния, известно то крайне стесненное материальное положение, в каком он находится, получая содержание, присвоенное должнос­ти доцента академии» .

http://fond.ru/kalendar/62/anatoliy/

Он всегда оставался благочестивым христианином. Какое величественное и поучительное зрелище представляют ученики Оригена, учившиеся в его александрийской школе! Несколько из его учеников, цветущих молодостью, талантливых, с прекрасной жизненной перспективой, идут с полной готовностью на смерть за исповедание той веры, которой они так дорожили и значение которой им было объяснено юным учителем - Оригеном. Но что это? Вместе с учениками Оригена отводится на казнь и какая-то молодая женщина. Кто она? Да и эта ученица Оригена, это та Гераиса, которая так любила уроки Оригена, которая недавно оглашена и теперь идет креститься в " огне " : ее ведь определено сжечь на Кому неизвестно также, что св. Иустин Философ имел школу в Риме и что когда приспело время доказать его приверженность к вере делом, пострадать за свои убеждения, то он с твердостью пошел на место казни. А за ним пошли и все его ученики, все они, вся школа захотела разделить жребий своего Все они были преданы казни. И хотя бы один стон, один звук! Лишь легкая бледность лица свидетельствовала, что исповедники навсегда прощаются со здешней жизнью. Христианские юноши, прошедшие языческую школу, заявляли себя не меньшей твердостью характера. Когда брату Григория Богослова знаменитому врачу Кесарию предстоял выбор: оставаться ли верным " подвигоположнику Христу " , или же стать на сторону " жестокого властелина (Юлиана), то обольщавшего Кесария сладкими речами, то устрашавшего обширностью своей власти " , тогда бывший питомец александрийской языческой школы с твердостью остался верен своим христианским Еще один и последний пример. Св. Амфиан, сын богатых родителей, получивший прекрасное образование в Оксфорде древних времен - в Берите (в Финикии), пламенеет такой ревностью к христианским убеждениям, что безбоязненно идет обличить язычника-префекта и приобретает мученический венец за свое неустрашимое мужество. И поверите ли, что св. Амфиану в это время не было и двадцати Остается сказать о тех взглядах на жизнь и деятельность, какие вырабатывались у христианских образованных юношей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Из семинарии Амфиан Лебедев 2106 переходит в Университет на кафедру церковной Истории, и с Богом. Говорят, пошлют его предварительно на два года заграницу, хотя и в семинарии на лекциях своих нередко выходил он из границ, в особенности вооружаясь против монашества вообще». На это письмо от 13-го ноября я писал почтенному Капитону Ивановичу: «Приложенный при брошюре вашей снимок с плащаницы волоколамской очень интересен и сделан весьма хорошо: исследование ваше об этой плащанице, без сомнения, также весьма интересно, но не знаю, удастся ли мне прочитать его. До сих пор, кроме Московских Ведомостей, я не смел даже и в руки брать ни одной почти книги. Да правду сказать, до сих пор и библиотека моя хранится еще в тех самых коробьях, в которых привезена из Москвы. Я наследовал от моего предместника —617— 1886 г. обширные палаты и немало мебели, но ни одного книжного шкафа, ни одной даже полки, так что, если бы я не догадался привезти с собою из Москвы три этажерки, то решительно некуда было бы положить ни книги, ни тетради. Поэтому я должен был вновь заказывать книжные шкафы, и на будущей неделе обещают мне доставить их. О каких-либо ученых занятиях пока и мечтать мне непозволительно. При отправлении в Витебск, одну только и имел я утешительную надежду, что авось у меня будет здесь более свободного времени или свободных занятий, чем в Москве, потому что, думал, я, епархия небольшая, консисторских дел, вероятно, будет немного: оказалось совсем иное. Я должен заниматься ежедневно не только текущими делами, но и переделывать прежние дела, соприкосновенные с настоящими. Если же и остается несколько свободного времени по вечерам, то оно всё без остатка поглощается корреспонденцией, которая не только удвоилась, но, можно сказать, удесятерилась сравнительно с Московскою. Витебский губернский статистический комитет почтил меня избранием в свои почетные члены, и я раз был в заседании этого комитета, где присутствовал и католический декан и еврейский раввин. Такой же чести удостоило меня, назад тому недели две, и Московское общество Истории и Древностей Российских. Но к чему, думаю я, сии почетные праздные титулы, когда нет ни малейшей надежды на какое-либо полезное содействие в ученых изданиях обществ?!»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более определенно можно говорить о Констанции и его отношении к христианству после того, как произошло отречение Диоклетиана от престола в 305 году и когда императором сделался сам Констанций. Есть основание полагать, что Констанций, сделавшись императором, хотя и не отменил указов Диоклетиановых, однако же по его воле действие их на Западе совершенно прекратилось. Евсевий с большой уверенностью утверждает, что гонение Диоклетианово на Западе продолжалось только два года, а потом совершенно прекратилось. Это прекращение гонения совпадает со вступлением на престол Констанция. Можно думать, что влияние нового Констанциева царствования, толерантного к христианам, простиралось и на Восток, умягчая здесь гонение. В самом деле, в Палестине в 305 году (год вступления Констанция на престол), по свидетельству Евсевия, был лишь один пример мученичества. Именно, потерпел мученическую кончину некто Апфиан (или Амфиан), но и тот пострадал не столько за исповедание христианства, сколько за свою смелость и, как казалось, неуважение к властям. Апфиан был прекрасно образованный юноша; увидев однажды, что проконсул Кесарии Урбан (язычник) публично приносит жертву, схватил его за руку и начал уличать его в языческом заблуждении; дерзновенный был утоплен. К сожалению, Констанций слишком мало царствовал, в середине 306 г. он умер.    Третьим соправителем Диоклетиана был кесарь Галерий, его зять. Как кесарь (302—305 гг.) он не имел свободы в правительственной деятельности; местопребыванием его, как несменяемого полководца, были страны придунайские. Христианские писатели, например, Лактанций, самого невыгодного мнения о характере Галерия. Он говорит, что в нем было заметно «зверство, неведомое римлянам», говорит, что он был величайший деспот, по своему капризу он понижал в должностях чиновников; говорит, что обыкновенными казнями при нем были предание огню, вешание на кресте, растерзание зверями и что тот должен был считать себя счастливым, кто обрекался просто на обезглавление; говорит, что Галерий назначал префектами людей своевольных и суровых, без всякого образования, да и сам он не терпел науки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Синода. В октябре 1869 г. Высочайше повелено ему быть попечителем виленского учебного округа, каковую должность занимает и ныне. Лебедев Амфиан Степанович, статский советник. Магистр XX курса (1856). По окончании курса определен помощником инспектора московской Семинарии, а в 1858 г. перемещен на должность профессора всеобщей гражданской истории в той же Семинарии. В 1859 переведен по прошению на ту же кафедру в херсонскую Семинарию. В 1861 г. перемещен опять в московскую Семинарию и занял кафедру церковной истории. Два раза путешествовал за границу в 1860–1861 и в 1868 г. В 1869 г. назначен экстраординарным профессором харьковского Университета по кафедре церковной истории и в 1871 г. получил звание ординарного профессора. Напечатанные сочинения его: De perfectibilité du christianisme (Lunion Chretienne 1860). Краткие очерки из истории Христовой церкви в первые века (Душ. Чт. 1862, окт., ноябр. 1863, май, июль). Человеколюбивое участие церкви в судьбе угнетенных в IV-VI вегах по Р. Хр. (Там же 1862, сеут.). О благотворительности в первые вега христианства (Прав. Обозр. 1862. ноябрь). Попечение древней церкви о бедных и нуждающихся (там же 1863, март). Отпадение западной церкви от союза с восточной. Положение папской власти до сего события (там же 1864, апрель). О социальных учреждениях древних времен христианства (декаб. 1865). Заграничныт заметки (Прав. Обозр. 1868, январь). Новыя исследования о времени и личности патриарха Фотия. По поводу статей Костомарова и книги Гергенретера о Фотии (там же, май и сент.). Миссии протестантов на христианском востоке (там же, декабрь). Религиозное положение Чехии (там же 1869, февраль). Замечательные иностранные сочинения по истории славянства и его церковной жизни (там же. май). Об ученых заслугах гр. Η. П. Румянцева, митроп. Евгения и И. М. Снегирева (Публичные лекции – там же). Заметки на очерк истории христианской церкви Михайловского и Куртца (там же, август). Русская церковно-историческая литература (Русск. Вестн. 1869, февраль). Французская богословская литература (Прав. Обозр. 1870, апрель). Картина христианской церкви в XIX веке, Местраля (Прав. Обозр. 1870, сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

308 Есть основание полагать, что Констанций, сделавшись императором, хотя и не отменил указов Диоклетиановых, однако же по его воле действие их на западе совершенно прекратилось. Евсевий с большею уверенностью утверждает, что гонение Диоклетианово на западе продолжалось только два года, а потом совершенно прекратилось. Это прекращение гонения совпадает со вступлением на престол Констанция. 309 Можно думать, что влияние нового, Констанциева царствования, толерантного к христианам, простиралось и на восток, умягчая здесь гонение. В самом деле в Палестине в 305 году, год вступления Констанция на престол, по свидетельству Евсевия, был лишь один пример мученичества. Именно потерпел мученическую кончину некто Апфиан (или Амфиан), но и тот пострадал не столько за исповедание христианства, сколько за свою смелость и, как казалось, неуважение к властям. Апфиан был юноша прекрасно образованный; увидев однажды, что проконсул Кесарии Урбан (язычник) приносит публично жертву, схватил его за руку и начал уличать его в языческом заблуждении; дерзновенный был утоплен. 310 К сожалению, Констанций слишком мало царствовал, в средине 306 года он умер. 311 Третьим соправителем Диоклетиана был кесарь Галерий, зять Диоклетиана. Как кесарь (292–305), он не имел свободы в правительственной деятельности; местопребыванием его, как несменяемого полководца, были страны придунайские. Христианские писатели, например, Лактанций , самого невыгодного мнения о характере Галерия. Он говорит, что в нем было заметно «зверство, неведомое римлянам», говорит, что он был величайший деспот, по своему капризу он понижал в должностях чиновников, говорит, что обыкновенными казнями при нем были: предание огню, вешание на кресте, растерзание зверями, и что тот должен был считать себя счастливым, кто обрекался просто на обезглавление, говорит, что Галерий назначал префектами людей своевольных и суровых, без всякого образования, да и сам он не терпел науки. 312 Об отношении Галерия к христианам Лактанций замечает, что он будто наущал Диоклетиана, чтобы всех христиан предать сожжению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Бурмистров Михаил Юрьевич, Москва 21 сентября 2011г. 15:20 Спасибо. Мы живем среди руин - метафизических, физических,этических,социальных. Но работаем м мыслим в режиме то ли советского " отчета " , то ли менеджерского " спроси меня как " . А ведь кроме безумной надежды на Христа распятого, опереться уже не на что. иеромонах амфиан 22 сентября 2011г. 13:00 замечательно написано, анна. подписываюсь подо всем. Константин Антонов 23 сентября 2011г. 02:05 Общий пафос статьи конечно нельзя не разделить, но изобилие долженствований: " мы должны " , " попробуйте быть " и т.д. - несколько диссонируют. Ведь задуматься о сути чего угодно, в том числе и своего бытия христианином можно только тогда, когда эти долженствования и навязываемые ими идеи, в том числе и идея " не говорить ни слова " , отойдут куда-нибудь на второй-третий план. Впрочем, м.б. это вопрос стиля. Копцев Александр 27 сентября 2011г. 02:01 Целиком и полностью согласен!!!!!!!! 27 сентября 2011г. 14:26     + Час добрый Анна! Формула проста, сделай СЕБЯ светом и тьма вокруг рассеяться, т.е. свет даже и не борется с тьмой, а наоборот тьма, приближаясь к свету, рассевается или проигрывает, как вам будет угодно. И дан путь   ЛОГОСОМ, метод, если хотите. ЛЮБОВЬ ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ, это самая мощная и универсальная энергия вселенной и приобрести эту энергию любви возможно только в православии. И одна маленькая звездочка всеобъемлет большое пространство тьмы, озаряя бесконечным потоком любви и света тот хаос, который вы видите вокруг и всюду. Особое понимание духовности существует в православии, где понятие “дух” в его предельном значении идентично понятию “Бог”: “Дух есть Бог” (Ин.4, 24). Бог – это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто ему уподобился. Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православный дух немыслим без внимания к себе.

http://bogoslov.ru/article/1980586

В 1903 году студент 4-го курса академии Андрей Грисюк был пострижен митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) в монашество с именем Анатолий. В этом же году инока Анатолия рукоположили в иеромонаха. Окончив в 1904 году академию в числе первых студентов и став профессорским стипендиатом, иеромонах Анатолий оправляется в Константинополь для занятий научными исследованиями в археологическом институте. Лингвистически одаренный, прекрасно знавший классические и некоторые восточные языки, молодой монах-ученый получил возможность работать с рукописями, написанными на древних языках. Предмет его научных интересов – история сирийского монашества первых веков. За сочинение «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» в 1911 году иеромонах Анатолий был удостоен степени магистра богословия, за этот же труд, а также за статьи «Памяти профессора В.В. Болотова (по поводу десятилетия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» от Комиссии по присуждению премий митрополита Макария получает премию. О труде архимандрита Анатолия по истории сирийского монашества один из рецензентов писал: «Основательное знакомство с первоисточниками и обширной литературой по данному вопросу, глубокое проникновение в дух сирийского отшельничества, ясность мысли и колоритность языка отличает труд автора и делает его ценным вкладом в литературу этого предмета». Архиепископ Антоний (Храповицкий) писал об ученой деятельности иеромонаха Анатолия: «Иеромонах Анатолий по церковной истории – талантливый и хотя еще очень молодой, но широко осведомленный преподаватель. Он становится хозяином не только в истории событий церковной жизни, но и вообще в богословии, то есть в Священном Писании и патрологии. Обладая прекрасно выработанным, точным и метким языком, он успевает в продолжение одной лекции изложить множество событий, дать несколько сильных характеристик, пояснить сущность самого отвлеченного предмета, например богословских споров IV века. Держась строго православного учения, отец Анатолий, однако, обладает мыслью смелой и не подчиняется литературным пособиям, но распоряжается ими как установившийся уже ученый».

http://pravoslavie.ru/4060.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010