Младший брат Едесий видел все, что делали язычники с Амфианом. Он только молился, чтобы Господь укрепил святого мученика. Не страх борол душу Едесия, а пламенное желание подтвердить своим исповеданием веру во Христа своего старшего брата. «Эх, братец мой и господин мой Амфиан! – говорил себе Едесий. – Как ты счастлив, что принял мученичества венец за Господа! А я вот еще скитаюсь и томлюсь, видя дела беззаконных». Но вот настал час и святого Едесия. Люди, видя страдания святого Амфиана и других мучеников, стали во множестве обращаться к христианской вере. Правитель Гераклий хотел террором и пытками устрашить народ. Он объявил гонение на христиан. Святой Едесий, будучи уже в Александрии, загорелся священной ревностью к святой вере Христовой. Будучи не узнанным, он проник во дворец правителя и, став перед ним, смело сказал: «Как ты не боишься гнева Божия, правитель! Как ты пытками и ложью давишь правду Христову… Убойся Живого Бога небесного, ибо Он будет судить тебя по правде Своей!» – «Кто ты такой? – спросил Гераклий юношу. – И как смеешь обличать меня!» – «Я – брат замученного Амфиана. Перестань обманывать народ, правитель, и познай правду», – ответил Едесий. Гераклий заметил, что юноша не из простых людей и хотел его обратить ласками. «Вижу, что ты ученый, – сказал он Едесию, – но знание сделало тебя гордым и дерзким. Почти наших богов и не будь, как твой брат, неразумным и упорным». «Правитель, – ответил мученик, – я служитель Христа и не хочу быть поклонником лжи и насилия! Христос мой Спаситель пострадал за всех людей. Зачем ты держишь народ в сетях сатаны и его ложных измышлений?» «Довольно, Едесий, ты еще юн препираться со мной!» – сказал Гераклий и велел подвергнуть святого пыткам. Святой Едесий радовался душой, что Господь его ведет к мученическому венцу. Измученного и окровавленного юношу бросили в темницу. Ночью к нему пришел мученик Амфиан и, ободряя брата, сказал: «Не бойся, Едесий, скоро мы будем вместе». На утро Едесия снова принуждали к идолопоклонству, но святой мученик категорически отказался и громко, чтобы слышал народ, сказал: «Люди, кому я буду кланяться? Этим ли бездушным истуканам или Живому Богу, живущему в небесах?» Гераклий поспешил осудить святого мученика на смерть. Его отвезли в лодке далеко от берега и утопили в море, как и его брата Амфиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Святые мученики Амфиан и Едесий Эти мученики жили на рубеже III—IV вв. и происходили из богатой семьи гор. Гаги Ликийские. Святой Амфиан (иначе Аффиан) учился праву в Бейруте и там перешел в христианство. Возвратившись на родину, он недолго продолжал вести мир­скую жизнь, которую ему пред­назначали, но вскоре тайно бежал, всецело доверившись Промыслу Божию. Придя в Ке­сарию Палестинскую, Амфиан познакомился со святым Памфилом (16 февраля), будущим муче­ником. Своей умудренностью в Священном Писании и в доб­родетелях, ведущих к совер­шенству, святой Памфил возбудил в сердце Амфиана желание по­святить жизнь Христу. В правление Максимина Дайи поднялась волна нового го­нения (306). Глашатаи ходили по улицам всех городов, пове­левая жителям явиться в языческие храмы, чтобы принести жертвы идолам. Страх объял всех христиан. Когда Урбан, правитель Кесарии, готовился принести язы­ческую жертву, Амфиан незаметно миновал стражей и пред­стал перед Урбаном. Он схватил правителя за правую руку, обращаясь к нему смиренным, но исполненным божествен­ного дерзновения тоном: «Не дозволено отвращаться от Бо­га истинного, чтобы приносить жертвы бездушным идолам и бесам». Воины, сначала сбитые с толку, при этих словах набросились на юношу как дикие звери и стали бить по ли­цу, бросили его на землю, топтали ногами и изрезали ему рот и губы. Затем они бросили христианина в мрачную темницу, крепко заковав ноги в кандалы. На следующий день Амфиан был приведен на суд Урба­на. Правитель велел терзать его ребра железными крючья­ми, пока не показались кости и внутренности. Под пыткой святой мученик, укрепляемый благодатью Божией, со спо­койствием повторял в ответ на вопрос о своей вере: «Я раб Христов». Приведенный в бешенство непреклонностью святого, тиран решил прибегнуть к изощренной пытке. Он велел обернуть ноги мученика промасленными тряпками и, подвесив Амфиана над землей, поджечь их. Но даже превратившись в живой факел, так что плоть его таяла от огня и стекала вниз, как воск, святой оставался чужд страдани­ям. Господь укреплял мученика, являясь ему в виде света, недоступного плотскому естеству. Святой Амфиан исполнял­ся все большего дерзновения и твердым голосом исповедо­вал веру. Он свидетельствовал о Христе Иисусе, Который пребывал в нем, а Христос в ответ засвидетельствовал через Своего раба Свое всемогущество, даровав ему эту превос­ходящую человеческое естество твердость. Язычники в это время скрежетали зубами от ярости.

http://pravoslavie.ru/60828.html

1. В халдейских календарях значится в числе святых 1 ноября Ахаз, вероятно, отличный от царя иудейского) (см. Allgemeines Marmyrol. Muller. 1860). 2. Писатель стихословий мог приложить к неизвестному святому Ахазу слова иудейского царя, прилагая их к сему святому в прямом смысле. 2     Пр. Тит. Болландисты гадательно полагают, что св. Тит есть брат. Николая студита, упоминаемый в житии его 4 февр. Странно в таком случае то, что память его в церкви древнее и славнее самого св. Николая брата его, а жития, его нет. Тит находится в евангелиях 10 века, а Николай встречается в первый раз в прологах XI века; пр. Титу написан канон Феофаном и он поставлен на 1 месте в месяцесловах, брату его Николаю нет службы. Бог прославил пр. Тита, как видно, многими чудесами.     Амфиан и Едесий. По Евсевию св. Амфиан пострадал в 306 году (в 3 год гонения Максимина) 2 числа месяца Ксантика за 4 дня до апрельских нон в пяток. По вычислению Болландистов пяток в 306 году падает на 5 апреля, и след. Ксантик яко бы не изо дня в день совпадает с апрелем. Не справедливо. У Евсевия и других писателей все дни сирских месяцев совпадают с римскими (см. ниже 3 апр. жизнь Никиты мидикийского). Лалош (Сравн. календарь. стр. 48) верно утверждает, что сиро-македонские месяцы отличались от римских только одними названиями. Буттлер кончину Амфиана полагает 2 апреля 306 года. Евсевий был очевидцем страданий св. Амфиана. Его описание в Христ. Чт. 1830. Ч. 39. Акты Амфиана и Едесий на халдейском языке обнародованы Стефаном Ассемани (Т. II. 188 и 195). По прологу Амфиан происходил из Лидии, у Евсевия из Ликии из города Пагаса. Такой город нигде неизвестен. В Лидии была гора Погос. 3     Пр. Никита мидикийский. Житие святого написано учеником его Феостириктом, иноком той же обители, которая находилась близ Пруссы и называлась обителию св. Сергия мидикийского. Первый настоятель и основатель ее св. Никифор (в греч. мин. память его 4 мая) подписался на 5 вселенском соборе (381 г.): Νικηφρος ηγομενος το γου Ζεργου Μτδικινος.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преподобный Евфимий основал Спасо-Преображенский монастырь в Суздале, где был архимандритом. Происходил из Нижнего Новгорода. С малых лет любил ходить в церковь и, чтобы не развлекаться, всегда становился в углу. Однажды особенно сильно тронули его слова Евавгелия: «Что пользы, если человек приобретет целый мир, а душу свой погубит?», оставил мир и ушел в монастырь. В обители св. Евфимий проводил жизнь строгого инока и изнурял тело свое железными веригами. Он был другом и собеседником св. преподобного Сергия Радонежского. Бедняки, больные, люди притесняемые в суде, и должники находили себе приют и защиту в его обители. Строгий к самому себе, он строго держал и братию: запрещал разговоры в храме и в трапезе, приказывал, чтобы никто не имел собственности и своей воли, а покорялся воле настоятеля. Скончался 78 лет, в 1405 г. В 1507 г. мощи его обретены нетленными, прославились чудесами, почивают в Суздальской обители его имени. Тут же хранятся его вериги, митра и посох. Преподобный Макарий был игуменом Пеликитской обители в Азии, жил в IX веке, во время иконоборства, и потерпел изгнание и заточение. Мученики Геронтий и Василид пострадали за Христа в III веке. Мученик Авраамий был богатым купцом в Камской Болгарии, исповедовал веру магометанскую. Крестившись, начал проповедовать христианскую веру своим единоземцам. Но они схватили его, мучили и убили. Это было в 1229 г. Русские купцы похоронили тело св. Авраамия, но на следующий же год перенесли мощи его в г. Владимир, где они и почивают в Успенском женском монастыре. В сей же день память св. Ахаза. 2-е число Преподобный Тит чудотворец был пресвитером. В ранних летах оставил мир и поступил в монастырь. Добродетельной жизнью приобрел дар чудотворения, отчего и назван чудотворцем. Где и когда жил он, – неизвестно. Мученики Амфиан и Едесий были родными братьями, детьми богатых язычников. Жили в начале IV века. Они ушли тайно от закосневших в язычестве родителей в палестинскую Кесарию, к христианскому учителю Памфилу и крестились от него. Когда император Максимин открыл гонение на христиан, то Амфиан вошел в языческий храм и удержал руку правителя города Урвана, приносившего жертву. Его подвергли страшным мукам и, наконец, бросили в море с камнем на шее. Море тотчас взволновалось; волны вынесли тело св. мученика на берег, и христиане похоронили его. Едесий после мученической кончины брата был сослан в рудники, где жестоко мучили его за веру и тоже утопили в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИАН И ЕДЕСИЙ [Апфиан, Апиан; греч. Αμφιανς, Απφιανς] († 306), мученики (пам. 2 апр.). Повествование Евсевия Кесарийского о судьбе братьев А. (Апфиан - у Евсевия) и Е. в соч. «О палестинских мучениках» (De mart. Palaest. 4-5) легло в основу их жития. Род. они в Лидии (по Евсевию - в Ликии), в семье язычников. Посланные родителями на учебу в Бейрут братья уверовали во Христа и приняли крещение в Кесарии Палестинской у пресвитера Памфила. Во время гонения имп. Максимина А. в храме стал убеждать правителя Кесарии не приносить жертвы идолам и стать христианином, но был схвачен воинами, избит и брошен в темницу. На суде, требуя отречения от Христа, его били железными прутьями, жгли на ногах куски льна, облитые маслом. Не сломленный пытками, А. был утоплен (2 апр. 306); очевидцем его мученической кончины был Евсевий Кесарийский. Е. был сослан на медные рудники. После освобождения он отправился в Александрию, где смело обличил правителя Иероклея. После пыток Е., как и брата, утопили (306). Память А. и Е. достаточно часто встречается в визант. календарях. В памятниках к-польского происхождения она указывается 2 апр. в Типиконе Великой ц . X в. (Mateos. Typicon. P. 262-263), Минологии Василия II , 9 апр. в Синаксаре К-польской ц. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 95, 103). В рус. богослужебных рукописях их память впервые указывается 2 апр. в месяцеслове Лаврашевского Евангелия кон. XIII - нач. XIV в. (Л. 176 об.), 9 апр.- в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 94 об., 1-й пол. XIV в.). В 1-й пол. XII в. был осуществлен перевод краткого жития А. и Е. из Минология Василия II, включенный в рус. нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. и Е. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены мучение А. и Е., написанное Евсевием (BHG, N 161), и краткие проложные жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 64-65). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114606.html

2-е Преп. Тита чудотворца, пресвитера Преп. Тита чудотворца, пресвитера. С юных лет монах и подвижник (вероятно в Студийской обители Царьграда), был пресвитером и отличался кротостью, любовью и милостью ко всем; Бог прославил его многими чудесами. Скончался в IX веке. Св. мучеников Амфиана и Едесея Амфиан и Едесий, родные братья из Патары в Ликии, обучались наукам в Вирите (нын. Бейрут) и там же уразумели, что язычество есть заблуждение. Возвратясь домой, они не пожелали жить в доме родителя, упорного язычника, и тайно удалились в Кесарию Палестинскую, где от пресвитера Памфила (16 февраля) научились святой Вере и приняли крещение. В то время имп. Максимин жестоко преследовал христиан. Однажды Амфиан, которому было лет двадцать, войдя в капище, где правитель Урбан приносил жертву, удержал руку его и громко начал обличать нечестие идолослужителей, а благочестие христианское провозглашать. Язычники схватили исповедника, били его в уста, бросили на землю и попирали ногами, а потом заключили в темницу. На следующий день, видя его непоколебимость, снова били его оловянными прутьями, строгали тело железом и, обвивши ноги льном, напитанным маслом, жгли их. На третий день правитель приказал с камнем на шее бросить его в море. Это было 2 апреля 306 года. Через несколько времени, в числе других христиан, взят был и Едесий и сослан на работы в медные рудники Фенона, в Палестине, а потом отведён в Александрию. Здесь, увидев Иерокла правителя, жестоко мучившего христиан и обыкновенно предававшего христианских жён и девиц на растление, исповедник ударил его на суде и обличил бесчеловечие его. За это после мук был утоплен в море (около 310 года). Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Апрель. – 316, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Содержание Вступление Первоевангелие Адам и Ева Каин и Авель Святой праведный Ной Святой праведный Лот Святой Иосиф Прекрасный Подражание Святой пророк Моисей В пустыне Святой праведный Иов многострадальный Вспомни Святой пророк Давид Святой пророк Исаия Жертвы Святой пророк Иезекииль Горит восток! Святой великий Иоанн, Предтеча Господень Агнец Божий, Месия-Христос, пришел! Явление Господа нашего Иисуса Христа Христос Сила Святаго Евангелия Две девушки Живая любовь Солдат Ученый Студент Святое Евангелие Одинокая Верность Монахиня Анна 1. Апостольский период Заря христианства Плач над колыбелью Сила апостолов Гроза в горах Апостольский венец Святой апостол Иаков Выдержки из послания Святого апостола Иакова Святой апостол Пётр Сон Дорога Выдержки из посланий Святого апостола Петра Второе послание Святого апостола Петра Святой Иоанн Богослов Белый цветочек Звон Выдержки из посланий святого апостола Иоанна Богослова Дети Святой апостол Иуда (не Искариотский) Выдержки из послания Святого апостола Иуды Осенний букет Многодетная… Святой апостол Павел Мученица Послания святого апостола Павла Выдержки из послания к Римлянам Послание к Коринфянам (1-е) Ода святой любви Послание к Коринфянам (2-е) Не отгони П0слание к Галатам Послание к Ефесянам Послание к Филиппийцам На рубеже Послание к Колоссянам Сораспятие Послания к Фессалоникийцам (1-е) Послание 2-е Остановись! Выдержки из пастырских посланий Святого апостола Павла Послание к Тимофею (1-е) Послание к Тимофею 2-е Послание к Титу Двойная звезда Выдержки из послания к Филимону Выдержки из послания к Евреям Святой апостол Андрей Первозванный Сеятель Святой апостол Фома Труженики 2. Мученический период Таинство любви (священномученики) Свеча Аргумент Кроткий змий? Река смерти Мученики Святой Игнатий Богоносец Юноши-мученики Братья Амфиан и Едесий Святой мученик Севастиан Свидетель! Девы-мученицы Святая мученица Иулия Святая мученица Серафима Святая мученица Христина Дети-мученики Святой мученик Понтик Святой мученик Кирилл Святой мученик Варул Святой мученик Кирик Шепот А они идут… 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Аммон, или Аммун, преп. Нитрийский, преставившийся около 350 года. 4 окт. Аммон, или Амой, преп. Египетский, современник Арсения Великого. Субб. с. Аммун диакон, муч. Ираклийский при Ликинии, с 40 девами постницами. 1 сент. Аммун, или Аммон, преп. Нитрийский, ум ок. 350. 4 окт. Амонит, муч. Мелитинский при Диоклетиаие, с Иероном и др. 7 ноября. Амос пророк. 15 июня. Амплий. ап. из 70, со Стахием и др. 31 окт. Амфилохий воИн.муч. Иллирийский при Адриане, с Филитом синклитиком и др. 23 марта. Амфилохий, еп. Иконийский, отец церкви 4 века. 23 ноября. Амфиан и Едесий мучч., ученики муч. Памфила, из коих первый пострадал в Кесарии, ок. 306 г. от Урбана, второй – в Александрии от Иерокла. 2 апр. Анания, из числа трех отроков, с Даниилом прор. 17 дек. Анания, ап. из 70. 1 окт. Анания, пресвитер, муч. Финикийский, с Петром, темничным ключарем, при Диоклетиане. 26 янв. Анания пресвитер, муч. Персидский 341 г., с Симеоном еп. 17 апр. Анания Персянин, из Арвила. 1 дек. Анастасий, муч. Египетский, с Иулианом и Василиссой ок. 285 года. 8 янв. Анастасий муч. 5 дек. Анастасий муч. 25 окт. Анастасий Персянин, преподобномуч. в 628 году. 22 янв. Анастасий, игумен Синайской горы, сконч. при Ираклии. 20 апр. Анастасий преп., исповедник 7 века, с Максимом исповедником. 21 янв. Анастасий, преподобномуч. Печерский XI века. 22 янв. Анастасия, мученица Римская при Нероне, с Василиссой. 15 апр. Анастасия Римляныня, муч. При Декии. 29 окт. Анастасия узорешительница, великомученица Иллирийская, и друг., при Диоклетиане. 22 дек. Анастасия, муч. Солунская. 30 окт. Анастасия Патрикия, преподобная Египетская, ум. 507. 10 марта. Анатолий воин, муч. Никомидийский 303 г., с Георгием великомуч. 23 апр. Анатолий, муч. Никейский ок. 312 г., с Евстафием и Феспесием. 20      ноября. Анатолий, патриарх Цареградский, ум. 458. 3 июля. Анатолия, мученица Римская при Нероне, с сестрой Фотиной Самаряныней. 20 марта. Ангий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Андрей, ап. из 12. 30 ноября. Андрей, муч. Лампсакийский при Декии, с Петром и др. 18 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Святые сорок мучеников. (См. выше). 10. Святые Кодрат, с бородою, едва показавшеюся, Киприан, Анект и Криск, без бород, были усечены мечом. 11. Святой Трофим, старец, был распят. 12. Святой Орпасиан, старец плешивый, с остроконечною бородою, скончался от ожогов свечами. 13. Святой Александр, юный, без бороды. 15. Святые Агапий и Пуплий, старцы, Ромил, юный, иеродиакон Тимолай, два Александра и два Дионисия, юные, были усечены мечом. 16. Святой Савин, старец, с длинною бородою. 17. Святой Павел, с бородою, едва показавшеюся, был сожжен огнем за почитание св. икон. 18. Святые десять тысяч мучеников были усечены мечом. 19. Святые Хрисанф, молодой, и Дария скончались, будучи ввержены в яму и засыпаны землею. 20. Святые отцы, избиенные сарацинами. 21. Святые Фимон и Домнин, с бородами едва показавшимися. 22. Святые Василий пресвитер, с короткою раздвоенною бородою, скончался, весь истыканный шилами весь с головы до ног. 23. Святой Никон, старец, был усечен мечом. 24. Святой Артемом, старец с длинною бородою, был усечен мечом. 26. Святые двадцать шесть мучеников, юные и старые, в Готфии страдавшие, были сожжены огнем. 28. Святые Иона, юный, и Варихисий, с закрученною бородою, были усечены мечом. 29. Святые Марк, старец, Кирилл диакон. 31. Святый Ипатий, старец с остроконечною бородою, пораженный от одной женщины камнем, скончался, молясь Богу. Апрель 1. Святые Геронтий, молодой, и Василид с бородою, едва показавшеюся, были усечены мечом. 2. Святые Амфиан, старец, и Едесий, молодой, с круглою бородою, были брошены в море. 3. Святой Елипидифор, юный, без бороды, был застрелен из лука. 5. Святые Феодул и Агафопод, юные, без бород, были брошены в море. Святой Клавдий, старец, был усечен мечом. 6. Святые два мученика в Аскалоне, с бородами, едва показавшимися, были врыты в землю по самые ноздри. 7. Святой Каллиопий, юный, без бороды, был распят вниз головою. 8. Святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерма , скончались в разных муках. 9. Святой Евтихий, юный, был усечен мечом. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех ( Ин. 1:29 )! Таковым было первое восклицание Иоанна Крестителя, когда заметил он Господа. И вот теперь на Голгофе это пророчество исполнилось: вот под тяжестью грехов всего лежит закланным и мертвым Агнец Божий! О братья, дорога эта Жертва и за наши грехи. Кровь [же] того незлобивого и кроткого Агнца предназначена всем векам и всем поколениям, от первого до последнего человека на земле. Христос ощутил боль на кресте и как следствие наших грехов в настоящее время. Оплакал Он в Гефсиманском саду и нашу злобу, и немощь, и порочность. Кровь Свою предназначил Он и нам. Не презрим же, братья, эту несказанно дорогую цену, которой мы искуплены. Именно благодаря этой жертве Христовой и обладаем мы некой значимостью как люди. Без этой жертвы – или если отвергнем мы эту жертву – наша собственная ценность равна нулю, дыму без огня и облаку без света. О Господи, не сравнимый в милости, помилуй и нас! Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 2 апреля 1. Преп. Тит Чудотворец . С малых лет возлюбил Христа Господа и возненавидел суетный Поэтому оставил ушел в монастырь и принял ангельский образ. Не жалея себя, предался он тесному и прискорбному иноческому пути. В подвиге великого терпения стяжал две главные добродетели: смирение и послушание, и в этих добродетелях превзошел «не только братию, но и всех людей». Чистоту души и тела сохранил он от юности своей. В эпоху иконоборческой ереси явил себя непоколебимым столпом Божией Церкви. За великое смирение и чистоту Бог наделил его даром чудотворения и при жизни, и по смерти. Отойдя ко Господу, оставил он своих многочисленных учеников. Мирно упокоился в IX веке. 2. Свв. мученики Амфиан и Едесий . Два юноши, два родных брата. Родом из города Патара. Родители их были знатными язычниками. Изучая светские науки в Вирите [Бейруте], они получили некое назидание от Духа Божия, так что, познав ложь язычества, узрели истину христианства. Вернувшись домой, они уже не могли жить с нечестивыми родителями и сродниками, но тайно удалились в Кесарию Палестинскую к пресвитеру Памфилу, известному святостью и духовной ученостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010