Жизнь заполняла понятие холопства, как видим, весьма разнообразным содержанием; но и холопство давало ростки, можно сказать, по всем направлениям. Нечего и говорить об администрации феодальной сеньории, находившейся в руках тиунов, сельских и ратайных старост, с конюхами, поварами, тиунами огнищными, дворскими и конюшими; но и интимная семейная жизнь феодала не была закрыта для холопа, например в лице кормильцев (воспитателей) и кормилиц (иначе «доилиць»), «лечьцев» и даже попов. На последний случай имеем категорическое запрещение в «Правилах» митрополита Кирилла 1274 года «раба на священичество привести», если только господин его не «отпустить предо многыми послухы с грамотою, и пустить, аможе хощеть [куда тот захочет], и по поставлении да не присвоить к собе» (то есть отпуск на волю не явится фиктивным) 46 . «Правило» Кирилла по сравнению с предшествующими ему кодексами церковных правил и наставлений отличается вообще строгостью и категоричностью, и можно думать, что все, отвергаемое в приведенной цитате, имело место в быту в предшествующее время, то есть что холопы ставились в попы по желанию господ без всяких условий, что они освобождались в других случаях с тем, что будут поставлены, а затем на деле не отпускались на волю и т. п. Наконец, массовое распространение получил брак холоповладельца с рабой, параллельный браку со свободной; известный еще в X веке в княжеском быту, для XII века он засвидетельствован как массовое бытовое явление в ст. 98 «Пространной Правды»: «Аже будут робьи дети у мужа, то задници [наследства] им не имати, но свобода им с матерью» (после смерти отца). На корню патриархального рабства, как видим, в XI–XII веках вырос внутри феодального общества сложный холопий мир, приспособленный обслуживать все разновидности его потребностей. Показателем масштаба дифференциации, происходившей в самом этом холопьем мире, является и приведенная в «Послании» Заточника XIII века «мирская притча» (поговорка): «не холоп в холопех, кто у холопа работает». Такой холоп точно так же, как муж, который «жену слушает», был, очевидно, бытовым явлением к XIII веку.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Запевы: Покой, Господи,/души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну,/и Святому Духу. И ныне и присно,/и во веки веков, аминь. Песнь 6 Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Многомилостиве. Запевы: Покой, Господи,/души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну,/и Святому Духу. И ныне и присно,/и во веки веков, аминь. И катавасия: Житейское море: Ектения малая Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих [имярек], и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Лик: Господи, помилуй. Яко да Господь Бог учинит души их идеже праведнии упокояются. Лик: Господи, помилуй. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Лик: Подай, Господи. Иерей: Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопших рабов Твоих [имярек], Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Кондак, глас 8 Со святыми упокой,/Христе, души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,/но жизнь безконечная. Икос: Сам един еси безсмертный,/сотворивый и создавый человека:/земнии убо от земли создахомся,/и в землю туюжде пойдем,/якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми:/яко земля еси, и в землю отыдеши:/аможе вси человецы пойдем,/надгробное рыдание, творяще песнь:/аллилуия. Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь/содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее/веление Божие,/мучителя увеща вопити:/благословен еси, Боже отец наших. Запевы: Покой, Господи,/души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну,/и Святому Духу. И ныне и присно,/и во веки веков, аминь. Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси/и праведнаго жертву водою попалил еси:/вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети./Тя превозносим во вся веки. Запевы: Покой, Господи,/души усопших раб Твоих.

http://foma.ru/posledovanie-panihidyi.ht...

( Ис. 10:512 ), ( Ис. 43:1113 ). ( Иер. 18:7 ). Слд. ( Прем. 11:21 ), ( Прем. 11:2427 ), ( Прем. 14:3 ). ( Сир. 17:124 ), ( Сир. 24 ), ( Сир. 39 ), ( Сир. 42 ). 4) Иисус Христос , воплощённое Слово Божие, Своим явлением на земле, учением, чудесами, страданиями, смертию, воскресением, вознесением на небо, ниспосланием от Отца Весесвятаго Духа, очевидно и непререкаемо показывал чудную и беспредельную Божию любовь к роду человеческому и величайшее, непостижимое попечение о нём. 5) История Апостолов, осенённых силою свыше, с их подвигами в распространении Евангельской проповеди, есть продолжение того же чрезвычайного Божественного промышления о человеке. III. Св. Писание подробно изображает действия особенного Божия промышления о человеке. По учению Писания: а) Все судьбы, обстоятельства и пределы времени человеческой жизни определяются Богом. ( Исх. 4:11 ). «Рече Господь к Моисею: кто даде уста человеку? и кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа? Не Аз ли Господь Бог?» ( Иов. 14:5 ). «Изочтени и месяцы его (человека) от Тебе (Бога), на время положил еси, и не преступит.» Слч. ( Иов.34:21 ), ( Деян. 17:26 ). ( Пс. 30:1516 ). «Аз же на Тя, Господи, уповах; рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребий мой.» ( Пс. 36:5 ). «Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит.» ( Иер. 18:6 ). «Рече Господь: се якоже брение в руку скудельника, тако вы есте, доме Израилев, в руку Моею.» Слч. ст. ( Иер. 18:710 ). ( Прем. 7:16 ). «В руку бо Его и мы, и словеса наша, и всякий разум, и дел художество.» Слч. ( 1Пет. 5:7 ). ( Флп. 2:27 ). ( 1Сол. 3:11 ). ( Быт. 45:5, 50:1920 ). ( Пс. 90 ); ( Пс. 103:2930 ), ( Пс. 112:78 ). ( Пс. 138:16 ). б) Действия и намерения человеческие состоят под управлением Божиим. ( Иов. 5:8 ), ( Иов. 5:1113 ). «Господа же всех Владыку призову,... возносящаго смиренныя на высоту и погибшыя воздвизающаго во спасение; расточающаго советы лукавых, да не сотворят руце их истины ( т. е. да не будут успешны дела рук их)... Уловляяй премудрых в мудрости их, совет же коварных разори.» ( Пс. 32:10 ). «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей.» ( Притч. 21:12 ). «Якоже устремление воды, тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е.… управляет сердца Господь.» Слч. ( Притч.16:2 ), ( Пс. 19:21 ), ( Пс. 20:24 ). ( Иер. 10:23 ). ( Дан. 2:2023 ). ( Ис. 8:10 ). «Иже аще совет совещаете, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог.» ( Иак. 4:15 ). «Аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно.» Слч. ( Рим. 1:10 ), ( Рим. 15:32 ), ( 1Кор. 16:7 ). в) Бог промышляет о самых малых вещах, принадлежащих человеку, и о самых многих случаях его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

   Знаете ли, что пред вчерашним днем внезанно настала буря, и вот опять воздух переменился? Так бывает и в помыслах: мало смутят, и опять отойдут. О, дабы мы вовсе не увлекались ими. Ибо от того мы и мира не имеем в душах. Но это невозможно, ибо мы переменчивы, и даже ни один день не бываем в одинаковом устроении, а тем более всегда. Ты же смотри на бесстыдство диавола, как он, и будучи отгоняем, опять приходит, и будучи тьма, преобразуется во ангела света, желая всячески прельстить нас. Но будем говорит: «иди от нас, диавол! Не отречемся, Христе, от Тебя, не солжем в своих обетах». Или не знаете, братия, из каких и какими мы соделались? Не славными ли из неизвестных, не разумными ли из невежд, не почтенными ли из незначущих? Мы обладаем и ученостию и мудростию, и славою, и искусством языка и рук. Поистине вы сыны честнейшие, и уподобляетесь злату, по златому вашему повиновению.    Не требуется ли для нас еще что-либо? Терпение, «терпения бо, — сказано, — имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетования» (Евр. 10:36). Какия же это обетования? Сам Господь сказал об этом: «иду уготовати место вам; и аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к себе, да, идеже есмь Аз и вы будете; и аможе Аз иду, весте, и путь весте... и радости вашея никто же возмет от вас» (Иоан. 14:2—4. Ин 16:22). Размышляя о сем, и предусматривая, имеющую открыться святым, будущую неизреченную и неисповедимую славу, будем, братия, с любовию переносить все: если нужно будет алкать, будем алкать; если нужно будет потерпеть побои, потерпим; если нужно будет умереть, умрем, чтобы нам наследовать жизнь вечную, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    См. Патрологию, том. 99, стр. 574. Поучение 81. О том, чтобы стяжать правое житие и удаляться п...    Отцы мои, братия и чада! Вот мы, как видите, переходим от славы в славу и от праздника к празднику; ибо вчера праздновали Рождество Пресвятой Богородицы и Богоматери, а теперь переходим к Воздвижению Честного и Животворящего Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Поэтому-то, отпуская сына, он не дал ему богатства, но дал ему благословение отчее; не послал с ним слуг, но послал свои молитвы, поручил его Промыслу Божию, тому Промыслу, благодатное действие которого он сам на себе прежде испытал. Ибо когда он был веден отцом Авраамом на заклание в жертву, он спросил отца, говоря: «Отче! Се огнь и дрова, где есть овча на требу?» Отец ему отвечал: «Бог узрит (промыслит) Себе овча на требу, чадо» ( Быт. 22, 7–8 ). Так и случилось. Промыслил Бог овча, а он остался цел. С того часа Исаак никогда не сомневался в Промысле Божием, всегда твердо полагался на него. Ему же поручив сына Иакова, он отпустил его в путь, как бы щитом и броней обложенным, окруженным и сохраняемым многими воинскими полками. И сам Иаков положился на Бога, будучи научен своими праведными родителями Исааком и Ревеккою, и шел безбоязненно, ни в чем не сомневаясь, но взирая на единого Бога и уповая на Него благонадежно. Присутствие Его и хранение он тотчас же познал в чудесном сне, в котором услышал от Господа премилостивые слова: «Се Аз, – говорил Он, – буду с тобою и сохраню тя на всем пути, аможе идеши, и возвращу тя на землю сию, яко не оставлю тя, дóндеже сотворю все, еже глаголах тебе» ( Быт. 28, 15 ). Отсюда мы можем научиться, чтобы всецело полагаться на Бога и на святой Его Промысел и уповать на Него несомненно, ибо Он уповающих и полагающихся на Него не оставляет, но устрояет о них все благое и полезное по своему благоволению и человеколюбной милости. Если Он промышляет и о тех, которые не полагаются и не уповают на Него, ибо на всех изливает благодать Свою, как и солнце сияет лучами своими на злых и благих, то тем более Он промышляет о тех, которые уповают на Него и всецело полагаются на Него. Помыслим, каков Промысл Божий об израильских людях в пустыне, о тех, которые были неблагодарны за оказанные им Богом благодеяния, которые обнаружили великое свое неверие Ему (хотя и видели великие Его чудеса) и легко склонялись к идолопоклонству, были ропотники, противники, постоянно прогневляющие Бога, как о них говорит Псаломник: «Род строптив и преогорчеваяй, род, иже не исправи сердца своего, ни увери с Богом духа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Лишь только представлю себе эту картину — глаза наполняются слезами умиления и восторга. Сердце замирает от представления подобной славы и великолепия Божия на месте теперешней «туретчины». И что если бы это не была лишь только воображаемая картина! Если бы только увидать это в действительности... можно было бы тотчас же прочитать «Ныне отпущаеши» и спокойно умереть, потому что видели бы очи мои славу нового Израиля, православного мира. Зачем же все это лишь мечта? Но вот резкий пароходный свисток дерзко разбивает твою мечту. Поднимаешь глаза. Не видно золотых куполов. Не слышно никакого звона. Как-то менее ярко блестят и полумесяцы. Ижалко разбитой вожделенной мечты... Жалко, что эта красота города и моря стоит без венца. А так хочется видеть дорогой православный церковный венец над всем красивым и славным в Божьем мире. Прощай, Царьград! Мы едем теперь туда, где может удовлетвориться православная душа, где ничто не разобьет нашей мечты, а все, напротив, будет возвышать душу к Небесным высотам Горних миров, к славному и блистающему великолепию Божьего Престола. Мы едем на Святую Афонскую Гору... Стамбул. Пароход круто поворачивает мимо того маленького полуострова, на котором расположен Стамбул. Невольно вспоминаем слово апостола Иакова: Се, и корабли велицы суще и от жестоких ветров заточаеми, обращаются малым кормильцем, аможе стремление правящаго хощет (Иак. 3, 4). Пароход огибает полуостров. Среди зелени виднеется Ильдыз-Киоск. Совсем на берегу моря белеют какие-то стены. Говорят, что это самая страшная турецкая тюрьма, подобная нашей Петропавловской. Кто-то рассказывает разные ужасы про эту тюрьму, и становится жутко на нее смотреть. Скрывается из вида Святая София. Пароход быстро проходит небольшой пролив между Стамбулом и Скутари. Мы впервые вступаем в воды древней Пропонтиды, Мраморного моря. Море действительно мраморное. Цвет его воды бесподобен. Здесь особенно убеждаешься, что наше русское народное выражение «сине море» не есть лишь поэтическая метафора, которой в действительности может соответствовать и соответствует нередко море и мутное, и грязно-желтое, и серое, и угрюмое. Снова любуемся морем. Снова оно нагоняет целый рой чудных грез и мечтаний. Но глаза все ищут берегов и на берегах ищут тех мест, о которых так много знаешь и которые жаждешь увидеть.

http://pravoslavie.ru/5833.html

е. не имели коленных сгибов, и были подобны ноге тельца, т. е. заканчивались круглыми ступнями, похожими на копыта. В такой форме ног херувимов нет оснований отыскивать то или другое символическое значение: она объясняется только назначением ног, необходимость её обусловливается способом передвиженья херувимов. Что касается последнего, то он указывает на полное подчинение жизни и деятельности херувимов воле Божьей: аможе аще бяше дух еже шествовали, шествоваху и не обращахуся (ст. 12). Жизнь и деятельность животных – херувимов была настолько согласна с Божественным дыханием, изначала вложенным в них Богом, что каждое их движение было непосредственным следствием их воли, вполне согласной с волею Божией; им не приходилось даже тратить сил и времени на промежуточные действия между побуждением и действием, не приходилось оборачиваться, чтобы идти туда, куда влёк их дух: они могли идти во все стороны не оборачиваясь. Так как херувимы находились у престола Божия и служили как бы живой колесницей для славы Господней, то эта подвижность их могла образно выражать понятие вездесущия Божия: херувимы без всякого препятствия, легко и быстро могли переносить славу Божью во все концы земли. Но один образ полёта, хотя бы самого лёгкого и быстрого, оказался недостаточным для выражения вездесущия Божия; для той же цели служит, между прочим, и образ колёс особого устройства, таких, которые могли двигаться во все стороны. Колёса находились на земле, по одному около каждого херувима, и двигались совершенно согласно с херувимами, зане дух жизни бяше в колесех (ст. 20). Пророк долго останавливается на описании движения колёс, повторяя своё описание и в 10-й главе (ст. 11. 16. 17), причём особенно отмечает полное согласие движения колёс и херувимов. Таким согласием выражается не только удобоподвижность колесницы Божьей, или вездесущие Божие, образно представляемое этою удобоподвижностью, но и – полное подчинение всего мирового порядка вложенному в него Богом «духу жизни» и в то же время – полная гармоничность и стройность этого мирового порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Создание Твое, Господи, егоже закону человеческому покорил еси, милуеши владычне, Едине Человеколюбче: темже ослаби, остави, Спасе, грехи преставльшагося и сподоби его Царствия Твоего. Светлаго и Божественнаго улучити сияния Твоего, Христе, преставльшагося верно благоволи, и, яко Един Милостив, со избранными упокоение ему даруй, сподобляя Царствия Твоего. Слава, и ныне: Владычице, Богородице, се время помощи, се время Твоего заступления, о немже день и нощь припадах тепле и моляхся Тебе. Песнь 6 Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя,/и, волнения не ктому терпя,/яко Иона Владыце, вопию Ти:/от тли мя возведи. Смерть и суд нас ожидает, обличаяй вся дела: от негоже раба Твоего избави, Человеколюбче, егоже преставил еси. Отверзи, Спасе наш, преставльшемуся двери милости Твоея, да ликовствует во славе, причащаяся радости Царствия Твоего. Милостию Твоею, Человеколюбче, избави прегрешений служителя Твоего ныне преставльшагося, яко да в земли кротких упокоение обрящет. Слава, и ныне: Смерти умерщвление и клятвы отъятие, Создатель всех, от Тебе плотию родися, Богородительнице, и всех в вере умерших спасает, яко Благ и Человеколюбец. Таже ектениа: Паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Божия диакона (имярек) и о еже проститися ему всякому прегрешению вольному же и невольному. Лик: Господи, помилуй. Яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются. Лик: Господи, помилуй. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Лик: Подай, Господи. Господу помолимся. Господи, помилуй. Священник глаголет молитву: Боже духов и всякия плоти: Возглас: Яко Ты еси Воскресение и Живот и Покой: Кондак, глас 8: Со святыми упокой,/Христе, душу раба Твоего,/идеже несть/болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,/но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный,/сотворивый и создавый человека:/земнии убо от земли создахомся,/и в землю туюжде пойдем,/якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми:/яко земля еси, и в землю отидеши,/аможе вси человецы пойдем,/надгробное рыдание творяще песнь:/Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из этого предварительного подобия выводится еще увещание, когда говорится: и вы убо будите готовы: яко в оньже час не мните, Сын человеческий приидет. Ибо, по неведению хозяина, вор подкапывает дом, потому что когда дух засыпает на страже себя самого, тогда непредвидимая смерть, приходя, врывается в жилище нашей плоти и убивает того хозяина, которого застает спящим, потому что когда дух не предвидит будущего вреда, тогда смерть похищает его, неведущего, к наказанию. Но он воспротивился бы вору, если бы бодрствовал, потому что, опасаясь пришествия Судии, Который сокровенно похищает душу, он встретил бы Его покаянием, дабы не погибнуть в нераскаянности. 6. Последний же час Господь наш благоволил сокрыть от нас для того, чтобы мы всегда могли ожидать его, так что, когда мы не можем предвидеть его, тогда обязываемся неопустительно быть готовыми к нему. — Затем, братия мои, устремите очи ума вашего на условие смертности, приготовляйте самих себя грядущему Судии ежедневным плачем и рыданием. И когда верная смерть угрожает всем, то не думайте о неопределенном провидении о временной жизни. Да не отягчает вас забота о земных вещах. Ибо плоть, какими бы ни украшалась громадами злата и серебра, в какие бы ни одевалась драгоценные одежды, — что другое, как плоть? Итак, не обращайте внимания на то, что вы имеете, но на то, что вы есть. Хотите ли слышать, что вы есть? Это показывает Пророк, говоря: всяка плоть сено (Ис.40:6). Ибо, если народ не сено, то где те, которые вместе с нами за год перед этим праздновали день страдания блаженного Феликса, празднуемый и сегодня нами? — О, сколько и что они думали предусмотрительного о настоящей жизни, но при наступлении часа смерти, вдруг застигнуты в том, чего не хотели предвидеть, и вместе потеряли все временное, за собрание которого, по–видимому, как бы постоянно держались! Итак, если, отживши свой век, множество рода человеческого через рождение зеленело во плоти, а через смерть посохло в прахе, то оно именно было сено. Поскольку же часы бегут минутами своими, то, возлюбленнейшая братия, делайте то, чтобы они содержались на мзде доброй деятельности. Слушайте, что говорит Премудрый Соломон: вся, елика аще обрящет рука твоя сотворити, якоже сила твоя, сотвори: зане несть сотворение и помышление и разум, и мудрость во аде, аможе ты идеши тамо (Еккл.9:10). Поскольку же мы и времени грядущей смерти не знаем, и после смерти действовать не можем, то остается нам прежде смерти пользоваться благоприятными временами. Ибо таким образом самая смерть, когда приидет, будет побеждена, если прежде пришествия ее, мы всегда будем страшиться ее. Беседа XIV, говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра во второй воскресный день после Пасхи. Чтение Св. Евангелия: Ин.10:11–16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   Таким образом, от языка может происходить добро и зло; но как все твари должны оставаться верными своему назначению, так и язык, назна­ченный для блага, должен производить только добро (9—12).    [Гл. 3:1. Немнози учителие бывайте. Между Иудеями времён Иисуса Христа было очень заметно стремление к присвоению себе звания учителей (Мф. 23:7-8; Рим. 2:17-21). Как видно из этого и других подобных мест, такое же стремление начало проявляться и в Церкви Христианской и вело к многим безпорядкам (1 Кор. 12и вся 14-я глава там же). Здесь, конечно, разумеется учительство в Церкви, имев­шее большое значение при распространении Христианства].     Стих 4. Для указания важного значения языка, Апостол сравнивает его действия с действием малого руля (кормила) на большом корабле. Се и корабли велицы суще, обращаются малым кормилцем, аможе стремление правящого хощет.    В самом деле, достаточно слабого поворота руля рукою кормчаго, чтобы изме­нить направление корабля в ту или другую сторону. То же бывает и в жизни человека: достаточно одного какого-либо действия (слова) языка, чтобы при­дать деятельности человека то или другое направление. Впрочем, Апостол, сообразно со своей целью, обращает преимущественное внимание на дурныя действия языка.     Стих 6. Язык огнь, лепота неправды.    [Эти слова понимают и переводят различно: язык — прикраса неправды; или: язык — мир (собрание) неправды Κσμος — прикраса, мир). Но и тот и другой пере­вод дают в общем одну мысль. По первому переводу: язык, прикрашивающий или прикрывающий (ложью) неправду, есть огонь. По другому: язык, полный неправды, совмещающей в себе всё, что есть злого, неправедного в человеке, есть огонь.     Паля кого рождения нашего, колесо жизни. Жизнь часто сравнивается с коле­сом, или лучше, с движением колеса (Еккл. 12:6). И Апостол пользуется этим сравнением для объяснения отношения языка к нашей жизни. Как быстро движущееся колесо может само загореться от трения и спалить всё, находящееся в соприкосновении с ним — так это бывает и с языком].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010