По наречении его во епископа архимандрит Сильвестр произнес слово, которое произвело на присутствующих огромное впечатление как по тому, с каким чувством оно было произнесено, так и из-за его содержания, оказавшегося пророческим относительно его собственной будущей участи. Архимандрит Сильвестр сказал: «Когда впервые надели на меня священнослужительские одежды, я со всей силой почувствовал значение сих евангельских слов: Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши (Ин. 21, 18). Когда я был более юн, действительно, поясался сам и ходил, аможе хотел, путями собственными, неуготованными. Ныне наступает время, дабы Ин поясал меня и вел. С двух сторон нас ведут и влекут. По слову Апостола, плоть желает противного духу, а дух – противного плоти (Гал. 5, 17). О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, – и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более чем когда-нибудь христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь ин пояшет и ведет, аможе не хощеши . Трудно и страшно ныне архипастырствование» . На следующий день, в воскресенье 16 января, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии . По окончании литургии, вручая жезл новопоставленному архиерею, митрополит Московский Владимир (Богоявленский) обратился к нему со словом, призвав его к стойкости и любви к правде в настоящее трудное время. В понедельник преосвященный Сильвестр совершил первое архиерейское богослужение, во вторник – раннюю литургию в храме Иоанновского монастыря, где был погребен святой праведный Иоанн Кронштадтский. В Полтаву преосвященный Сильвестр прибыл в субботу 22 января в три часа пополудни.

http://fond.ru/kalendar/219/silvestr/

Того же лта поставиша митрополитомъ владыку коломенского Геронтиа 915 , мсяца июля 29. Того же лта поставиша владыку на Коломну Никиту Семежкова. Того же лта, мсяца июля, обртоша въ церкви святаго Спаса 916 княгиню Марию великаго князя Семена Ивановича, 917 нареченную въ мнишескомъ чину Фетинью, въ тле невреженну ничмъже, толико риза истл. И посла князь великый по игумению Олексевскую, и повел еа облещи въ вс новые ризы мнишеские, облече ея. Того же лта, мсяца августа 15, сътворися чюдо у гроба святаго Ионы митрополита. Отрокъ нкый осминадесять лтъ въ Переславли Разанскомъ имяше лвую руку суху и персти тоа руки къ длани пригбени. И въ время литургиа исцл. Въ лто 6982 . Того же лта, мсяца маа 21, в вечеръ, на третье лто по заложении церкви, падеся та церковь заложеная съборная, а ужь были комары учали сводити, рекше покровъ. А отвалилася стена сверная, занеже межи стены тоа лствицу на полати доспли въсходъ, а възвели высоко, полоторою сажению выше Володимерские святыа Богородица, а полати надъ предними дверми доспли. Тогда же и полати падоша. А падеся въ первый час нощи, не вреди никогоже, а длатели бяху уже ушли. Вся же ся церкви раззыбася от того падениа, щли велии явишася. Того же лта бысть прощение у гроба Феогнаста митрополита. Человкъ нкый в град Москв ходивъ по обычаю къ селу скудельничю, 918 иже имють гражане на погребение страннымъ. Обычай же имяху въ четвергъ седмыа недли ходяху тамо и купяху ту канонъ и свща, и мольбу творяху о умершихъ. Вкуп же и сей идяше. И загребаху старую яму, иже полну мертвых накладену, а новую ископаху, ту же все и копають и засыпають землею Бога ради, но вси гражане, мужи и жены. Сей же человкъ, вземъ въ приполъ земли изъ новые ямы, да понесе на ту старую, и тсноты ради людскя сподкнуся, паде земли, внезапу оглохну и онем. И многи дни бывшу въ той болзни, и въ единъ отъ дни рече ему нкто, яко во сн: «Иди заутра въ соборную церковь святыа Богородицы». Онъ де прииде и нача прикладыватия ко всмъ гробомъ: и къ чюдотворцову Петрову, и Ионину, и Филипову. И якоже къ Фегнастову приложися, внезапу проглагола и прослыша, и всм възвести, како бысть нмъ, и нынеча языкъ бысть. «Яко, – рече, – преклонився, хотхъ лобзати мощи его, внезапу подвизася святый, и рукою меня благослови, и вземъ языкъ мой, извну потяну его Азъ же стояхъ яко мертвъ, внезапу проглаголахъ». И слышавше дивишася, и прославиша Бога, и Фегнаста митрополита, сътворшаго сие чюдо. И сказаша митрополиту Геронтию и великому князю, они же невриемъ одръжими бша, 919 не повелша звонить и всему городу славить его, но последи новую церковь сътвориша ту святую Богородицу и задлаша мощи его, въ землю покопавши, и покрова на гробницы каменной не положиша, и нын въ небрежении гробъ его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паки той же святой Златоуст, в 77-й беседе на Евангелие от Матфея, пишет, яко «Христос (знаменми) на самые двери (дня) возвед, близь бо есть при дверех, рече: умолча же день. Аще бо день взыщеши и час, не услышиши от Мене, рече: аще же времена и начатки (т. е. признаки дне), ничтоже скрыв, реку вся тебе со опасением». И Церковь о сем в пениях воспевает сице: «О безмерному ти человеколюбию Иисусе! Сказал бо еси нам скончания свыше время, скрыв час, уяснив же светло издалече образ его» (Во Св. Велик. Понедельник, на повечерии песнь 2, второго творца). И сам Господь засвидетельствовал, что пред наступлением дня судного тогда живущим людям будут знамения, ибо день сей Он уподобил дню потопа. А день потопа хотя и не явлен был в точности, однако пришел не без знамений и указаний, якоже преподобный Ефрем Сирин , в слове 8, пишет: «Дивно (рече) тогда воистину бе видети вещь ту страшную, братия моя, зрящи дивняго живота собираема во едино место, и слоны от Индии и Персиды грядуща, львы же и рыси со овцами и козами смешаны, и коегождо их друг друга не вреждая, гады и птицы пернатыя, никомуже гонящу их, грядуща и окрест ковчега водворяемы, и се по днех довольных самому Ноеви потщавшуся уготовати ковчег, и к ним (людем) вопиюще: покайтеся! да быша спасени были, и не внимаху». Зрите: день судный, внезапу приити имущий, сам Господь уподобил дню потопа, также внезапно постигшего землю. Потоп же, аще и внезапу прииде, но предсказан был многими знамениями и проповедью; так точно и пред явлением дня судного будут знамения и проповедники (Енох и Илия). И якоже тогда, во дни потопа, омраченнии беззаконием не ощущаху толь ясных знамений потопа, каковы – изготовление ковчега, собрание животных, проповедь Ноя, тако и при антихристе, неверующие и омраченные страстьми, зряще бываемые знамения – проповедь Илии, приход и злобу антихриста, близости дня судного не ощутят, и внезапу постигнет их. Сие самое и святой Златоуст, в беседе 77-й на Евангелие от Матфея, пишет: «Не явно ли таким образом, что неизвестность дня Христова и видимое явление Илии и антихриста ничего противоречащего в себе не заключает? День Господень неизвестен и внезапу приидет, но приближение его будет возвещено самым явлением Илии и антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Ст. 18. Егда был еси юн, поясился еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: ты свободно распоряжался собою, не зависел от чужой воли или власти. Этой независимости естественно было бы вместе с летами возрастать, так как с летами возрастает ум, опытность и достоинство человека. Но не так будет с Петром. Егда состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши. Чтобы вести человека, куда он не хочет, нужно связать его: поэтому слова: ин тя пояшет – нужно понять в смысле: «свяжут тебя», а выражение: воздежеши (протянешь) руце твои, в смысле: «не будешь сопротивляться», «безусловно предашь себя во власть других». Куда же веден будет Петре, по пророчеству Христа? Туда же, куда связанным воли Самого Христа не задолго пред тем: на осуждение и смерть. Посему в стихе 19 евангелист добавляет, что этими словами Господь назнаменовал мученическую смерть Петра, а Сам Господь присовокупил: иди по мне, подобно тому, как в прощальной беседе говорил: аможе аз иду, не можеши ныне по мне идти, последи же по мне идеши: в обоих случаях Христос рузумел путь страдания и мученической смерти – и восхождение этот путем к вечной славе. Ст. 20–21. После сих слов Иисус пошел, и за Ним на разном расстоянии последовали ученики Его. Тогда Петр, обратившись и видя Иоанна, возгорелся желанием знать. какую судьбу предскажет ему Господь, – и потому спросил: Господи, сей же что? Что с ним будет? Ст. 22. Господь не одобрил вопроса Петра. Ты по мне гряди. Зачем так скоро отводишь свою мысль от подвига, тебе продлежащего, и обращаешь ее к тому, что ожидает других? Аще хощу тому пребывати, т. е. оставаться па земле, быть в живых, дондеже прииду, пока, снова не прииду во славе, как Судия живых и мертвых, – что тебе (до того)? В отношении к вопросу Петра это означает: как ни решил бы Я об Иоанне, какое тебе дело до этого? Но есть в этих словах и намек на долгую жизнь Иоанна. Смысл этого намека был потом преувеличен, когда стали говорить, что Иоанн не умрет, а только преобразится с пришествием Христа. Но этого ему не сказано. Речь Спасителя не категорическая, а условная. Господь не сказал: «хочу, пусть пребудет», но сказал: «если хочу», иначе сказать: «если бы захотел, – что тебе?» Явление Господа на горе в Галилее

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

К доказательству о времени пришествия Мессии относятся предсказания Пророков Аггея и Малахии. Мессия, по пророчествам Аггея и Малахии, имел придти во второй храм Иерусалимский: и приидут избранная (Чаемый от) всех языков: и исполню храм сей славы, глаголет Господь Вседержитель. Мое сребро и мое злато, глаголет Господь Вседержитель ( Агг. 2, 8 ). И внезапу приидет в церковь свою Господь, Его- же вы хощете. ( Мал. 3, 1 ). Эти пророчества ясно показывают, что Мессия уже пришел. Ибо где теперь второй храм, в котором, по словам Аггея и Малахии, должен явиться чаемый языками Мессия? НЕВЕРУЮЩИЙ. Раввины наши относят пророчество Аггея к третьему храму, который будет славен более второго. ВЕРУЮЩИЙ. Больше верь, друг, слову Божию, нежели учению раввинов: ибо одно слово Божие может направить человека на путь истинный. Прочти внимательно вышесказанные мною тебе тексты Святого Писания, и тогда легко узнаешь, чье мнение справедливее. Зане велия будет, говорит Пророк, слава храма сего последняя паче первыя; а слово последний доказывает, что уже не будет третьего храма. Пророк здесь указывает на тот храм, который был пред очами его, и который давно уже разорен Титом. Значит – этот храм был последний, и слава и величие этого храма были более, нежели слава и величие храма Соломонова; потому что в нем явился Чаемый от языков. НЕВЕРУЮЩИЙ. Из пророчества Малахии видно, что не Мессия явится во второй храм Иерусалимский, а посетит его внезапно Ангел Божий. Хотя в начале говорит Малахия, что внезапу приидете Господь; но далее утверждает, что Ангел явится: и Ангеле завета, Его же хощте и ищете. ВЕРУЮЩИЙ. Как у Пророка Исаии называется Мессия Ангелом: и нарицается имя Его велика совета Ангеле ( Ис. 9, 6 ); так равно и Пророк Малахия называет Мессию-же Ангелом завета, в словах сих: и внезапу приидет в церковь свою Господь, Его же вы ищете, и Ангел завета, Его- же вы хощете ( Мал. 3, 1 ) НЕВЕРУЮЩИЙ. Почти согласно пророчеству Аггея слышал и я толкование от своих учителей о пришествии Мессии, – именно, что Он давно приходил нас спасать и был уже на горе Синае. Но лишь только обозрел всю вселенную, и увидел, как она осквернена беззакониями человеческими, усмотрел, что Израиль еще не достоин, чтобы его спасти, – возвратился к Богу и сказал: «Господи! народ Твой еще не достоин Твоего искупления. Подождем, быть может он исправится».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Беседа на слова: И егда скончавашася дние Пятьдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум (Деян. 2:1, 2). Святого Иоанна Златоустого Что это за Пятьдесятница? Это – время, когда нужно было наложить серп на жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри теперь и на самую истину. Когда надобно было наложить серп слова, – когда нужно было собрать жатву: тогда, как изощренный серп, появляется Дух. Христос первый наложил серп: ибо Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он и называет это жатвою ( Лк. 10:2 ; Ин. 4:35 ). Егда скончавашася, – сказано, – дние Пятьдесятницы, то есть, не прежде Пятьдесятницы, но около самой, так сказать, Пятьдесятницы. Надлежало, чтобы и это совершилось также во время праздника, чтобы те, которые присутствовали при кресте Христовом, увидели и это событие. И бысть внезапу с небесе шум. Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? – Потому, что, если и при этом иудеи говорили: яко вином исполнени суть, – то чего они не сказали бы, если бы ничего такого не было? И не просто произошел шум, но – с небесе. А своею внезапностию он возбудил учеников. И исполни весь дом. Это показывает величайшую стремительность Духа. Заметь: здесь все были собраны, для того, чтобы и присутствующие уверовали, и (все) ученики оказались достойными. И не только это (говорит Лука), но присовокупляет и то, что еще поразительнее: и явишася, – говорит, – им разделени языцы яко огненни ( Деян. 2:3 ). Хорошо везде прибавлено: яко, чтобы о Духе ты не представлял себе ничего чувственного: яко огненни, сказано, и: яко же дыханию. Значит, это был не ветер, обыкновенно разливающийся в воздухе. Когда Иоанну нужно было узнать Святого Духа, – Он пришел на главу Христову в виде голубя; а теперь, когда надлежало обратиться всему народу, Он является в виде огня. Седе же на едином коемждо их, т. е., остановился, почил: сесть значит утвердиться, остаться на месте. Что же? На одних лишь двенадцать учеников пришел (Святый Дух), а не на всех? Нет, – Он пришел и на всех сто двадцать человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В русской Библии это место переведено так: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи». – Григорий Двоеслов , Беседы на ев. кн. 2, стр. 307, бес. 39: «Иисус Христос даром отдал за нас долг». Иоанн Златоуст т. 11, стр. 406, на посл. Колос. бес. 6: «Вы были повинны смерти. Но если вы и умирали, то не напрасно, – смерть была полезна вам. Смотри, как он опять показывает, чего они были достойны, в словах, которые присовокупляет: «даровав нам вся прегрешения... Даровав нам, говорит, вся прегрешения. Какие? Те, которые произвели смерть. И что же? Позволил им остаться? Нет; истребил их; не только даровал, но совсем истребил, чтобы они никогда не показывались». Феодорит ч. 7, стр. 500, на посл. Кол.2:13 (изд. 1801 г.): «Всех вас умертвил грех , потому что он произнес на нас смертный приговор. Но Бог всяческих соделал нас участниками жизни Владыки Христа, и даровал нам оставление грехов». Этот стих читается так же и в Острожской Библии, зач. 255, столб. 2, л. 50: «И вас мертвых суща в прегрешениих, и в необрезании плоти вашей, сооживил есть с ним, даровав вам вся прегрешения». Другие указания см. Вып. Озерского ч. 2, стр. 258–259. 4) В утренних молитвах 3 троичный тропарь по-старому читается: «Внезапу «судия приидет», а по-новому: «напрасно судия приидет». Разбор: В более поздних изданиях теперь печатается: «Внезапу судия приидет», что показывает на стремление церкви все более совершенствоваться. Кроме того слово «напрасно» имеет значение то же, что и «внезапу», т. е. неожиданно, вдруг. Вот к сему примеры: Тактикон Ник. Черног. сл. 14, л. 72 об.: «Един же некий иже от тамо седя и послушая брат... случися ему болезнь и се напрасно множество бесов прииде к нему, носяще написану хартию клятвы юже написа жене». Служебник п. Иова, 1602 г. 40 тетрадь, л. 5, в службе на св. Пасху, послед. утрени: «таже высочайшим гласом иерей глаголет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и отверзаемом дверем честным крестом, совходящу игумену и братиям поющим: и сущим во гробех живот дарова, таже ударяют напрасно во вся древа и железная и тяжкая камбаны и клеплют довольно 3 часы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Старообрядец: Из всего вашего со мною собеседования я примечаю, что вы на скончание века никаковых скорбных и печальных для церкви событий не предполагаете. Я ответил: Ошибочно вы меня поняли. Я верую, что предреченные Господом и Его Апостолами беды, гонения и рати от еретиков и от предотечей антихристовых приидут на церковь , а паче от самого антихриста, в котором и чрез которого вся сила сатанина подвигнется на церковь ; но при всех усилиях злых людей, еретиков и самого антихриста со слугами его, а паче самого сатаны, действующего во антихристе, церковь пребудет неодоленна, и слава ее не омрачится и величество ее не умалится: созижду церковь Мою, рече Господь, и врата адова не одолеют ей. Не по оскудении веры и побеждении от врат адовых, но по совершении всех грядущих на нее бед, церковь воинствующая, в великий день явления Господня, приимет воздаяние быть церковью торжествующею. Вот мое разумение и упование; а проповедывать в церкви лишение таинств и совершенное в членах ее оскудение веры и благочестия, значило бы проповедывать врат адовых над церковью одоление и вечного царства Христова в христианстве разрушение, что противно Евангельскому о церкви и о царстве Христовом обетованию. 49 Так пишет Гнусин в толковании на 105 слово преподобного Ефрема. Посему-то Странники, насмехаясь над прочими беспоповцами, и говорят: для вас стал и антихрист добрый, –разрешает вам строить молельни! 50 О внезапности Господня пришествия сказует св. Апостол Павел в первом послании к Солунянам зач. 271, что оно внезапу будет неверным, а верным не будет внезапу: «А о летех и о временех, братие, не требе есть вам писати. Сами бо вы известно весте, яко день Господень якоже тать внощи, тако приидет. Егда бо рекут мир и утверждение: тогда внезапу нападет на них всегубительство, якоже болезнь вочреве имущей, и не имут избежати. Вы же братие, несте во тме, да день вас якоже тать постигнет: вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи ниже тмы. Темже убо да не спим якоже и прочий, но да бодрствуем и трезвимся. Спящии бо внощи спят, и упивающиися в нощи упиваются. Мы же сынове суще дне, да трезвимся оболкшеся в броню веры и любве, и шлем упования спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но Петр, снова и, затем опять будучи вопрошаем: любит ли Он Христа, — огорчился, говорится, вследствие повторения вопрошения его, полагая, что ему не верят. Зная же, что он любит Христа, и не ведая и то, что Вопрошающий лучше знает его, чем даже он сам себя, как бы отовсюду стесненный, исповедует: не только, что он любит, но и возвещает, что Любимый им является Богом всего, говоря: «Ты, Господи, вся веси; Ты веси, яко люблю Тя»; потому что «все знать» свойственно только Богу всего. Сотворившего же от души такое исповедание Господь не только рукополагает Пастырем и Архипастырем всей Своей Церкви, но и обещает опоясать его такой силою, что и даже до смерти, и то смерти крестной, он будет твердо стоять; тот, который прежде, чем обладал этой силой, не вынес вопроса и спора с одной девицей. «Аминь, аминь глаголю тебе», говорит ему Христос, — «егда был еси юн» и в телесной и духовной молодости, «поясался еси сам», т. е. пользовался своими собственными силами, «и ходил еси, еси, аможе хотел еси», двигаясь по своей воле и живя согласно присущему твоей природе образу жизни; «егда же состареешися», достигнув крайнего и телесного и духовного возраста, — «воздежеши руце твои»; этими словами означая смерть чрез крест и свидетельствуя, что протяжение на нем не будет для Петра недобровольным; итак, «воздежеши руце твои, и ин тя пояшет», т. е. укрепит, «и ведет, аможе не хощеши», как это свойственно людям, поскольку естество не хочет своего разрушения, производимого смертью; этими словами показывает связь нашего естества с жизнью и что мученичество Петра превосходит естество; ибо это ты добровольно перенесешь ради Меня и ради свидетельства о Мне, будучи укреплен Мною, потому что естество не рождено таким, чтобы желать того, что превосходить естество. Но таков, вот, Петр, как на основании малого можно было познать. Что же Павел, и какой язык, лучше сказать — какие и коликие языки могли бы хоть частично представить его стойкость за Христа даже до смерти? — Павел, который ежедневно умирал, лучше же молвить — всегда пребывал мертвым, уже живя не себе, как он говорит, но имея живущего в нем Христа! По причине любви ко Христу, он не только все настоящее считал за уметы (отбросы), но и будущее занимает у него второе место при сравнении с любовью, ибо он говорит: «Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но непостижимый нашим человеческим умом Божественный Промысл, – бдящий о спасении рабов своих, судил ему иное, и, как неослушный Слуга своего Небесного Господина, он с покорностью принимал свой жребий и выполнял всегда возлагаемое на него общественное дело так, как того требовала неподкупная честность его детски-чистой души, внутреннее сознание долга, искреннее желание принести другим пользу и не только своими духовными наставлениями и поучениями, но и как общественный деятель, и, главное, как того требовало его желание неослушно исполнять волю Божию. Это ясно видно из его превосходнейшей речи, которую он произнес при наречении его Епископом Кавказским и Черноморским и в которой, как в зеркале, отражается его духовный облик. Вот эта речь: «Ваше Святейшество! в настоящие священные и страшные для меня минуты невольно вспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его: «Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси, егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши» ( Ин.21:18 ). Во дни юности моей я стремился в глубокие пустыни. «Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни, чаях Бога спасающаго мя от малодушия», которым обличается в человеке недостаток благодатного развития, и «от бури» страстей, воздвигаемой обманчивыми и скорогибнущими прелестями мира ( Пс.54:8:9 ). Монашество нравилось и нравится мне само по себе! но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть епископом (см. Иоан. Лествич. сл. 28, гл. 51) своего сердца, и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом: вот высота, к которой привлекались мои взоры. Недолго пользовался я свободою юности: вскоре был опоясан и окован непостижимым Божественным Промыслом. Всемогущая десница Его, в противоположность предположению моему, внезапно восхитила, меня из глуши лесов и пустынь, – поставила в обитель преподобного Сергия, на берег моря, на берег моря житейского, великого и пространного ( Пс.105:25 ). Трудно испытывать пути Божии! Только Дух Божий испытует глубины Божие ( 1Кор.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010