Св. Кирилл Александрийский – Migne t. col. 190 и бл. Августин –Ор. col. 903 свидетельствуют о таинственности и глубине мысли, заключённой в приведённых словах Господа. Должно при этом заметить ещё, что помимо той трудности толкования данных слов, какая обусловливается действительной глубиною содержащейся в них мысли, – много новых затруднений, трудность толкования доводящих почти до невозможности его, получается ещё и от неправильного определения соотношения между предшествующими (ст. 4), и – настоящими (6 ст.) словами Господа, когда думают именно, что и в настоящем случае речь Его идёт о том-же пути, о котором Он выше сказал: «и аможе Аз иду, весте и путь весте». Но в этих раннейших словах Своих Господь несомненно говорил о том пути, которым шествует Сам Он, – если поэтому допустить, что об этом-же самом пути говорит Он и ныне: Аз есмь путъ, – то тогда необходимо будет сделать то заключение, что Он есть путь Сам для Себя. При таком понимании дела получается, очевидно, весьма тёмная, трудно уловимая и трудно уяснимая мысль 151 , при которой, сверх того, остаётся совершенно неясным и то, в каком-же отношении стоят слова Его: Аз есмь путь, и истина, и живот, – к последующим: никто-же приидет ко Отцу, токмо Мною? Вполне естественным и очевидным представляется на основании этих последних слов, – где говорится, очевидно, не о Господе, а о людях, не имеющих кроме Его другого пути ко Отцу, что и непосредственно выше путём, и истиной, и животом Господь Себя наименовал в отношении также людей. И, таким образом, должно признать, что в данном случае речь о пути идёт уже в другом смысле, чем впереди, что теперь Господь говорит уже не о Своём собственном пути, а о пути следования за Собою. Поводом к такой перемене в предмете речи Его мог послужить, как уже замечено, вопрос Ап. Фомы, желавшего узнать не столько о том, куда и как идёт Господь, сколько – куда и как за Ним можно следовать. Именно в таком смысле, т.е. в смысле решения вопроса только о следовании за Господом, толкуются разбираемые слова Его св. Кириллом Александрийским (Migne t. col. 185), Иоанном Златоустым (Migne t. col. 398), Зигабеном (Толк. Еванг., стр. 223).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Христос воскресе, и всяческая просвети Воскресением Своим. Христос воскресе, и свет вечный возсия во тьме и сени смертней седящим. Христос воскресе, и верным подаде тайно осеняющее свыше Духа сияние. Христос воскресе, и духовная очеса прежде слепых отверзошася. Христос воскресе, и мы Отца светов познахом. Христос воскресе, да посрамятся вси отвергшиися Господа славы и с нами да воспоют: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 12 Благодатию Твоею всякому человеку удобнейший путь спасения указуя, Христе, глаголал еси Симону Петру: «Егда состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши», назнаменуя, коею смертию прославит Бога. Возлюбленному же ученику повелел еси пребывати, дондеже приидеши. Темже, аще и разлучившеся апостоли, обаче союзом любве связуеми, согласно воспеваху: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Икос 12 Поюще Твое тридневное Воскресение, Христе, радуемся Твоему непреложному обещанию. С нами бо до скончания века быти обещался еси, от всякаго зла нас избавляя и к жизни вечней руководствуя. Сего ради, славяще Тя, вопием: Христос воскресе, и мы вреда всякаго избавляемся ныне. Христос воскресе, и нас одесную Отца с Собою посадил есть. Христос воскресе, и нас причастники вечныя славы Своея содела. Христос воскресе, и древле сокрушивый праотца сильный враг сокрушися. Христос воскресе, и со Ангелы мы, прежде отриновеннии, водворяемся. Христос воскресе, и с Собою вся воскресит, зовущия: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Кондак 13 О Пасха велия и священнейшая, Христе Иисусе, Спасителю наш, благодарно исповедуем спасительную великую милость Твою, яко и паки сподобил еси нас, недостойных, ныне вкусити радости Светлаго Воскресения Твоего. Подавай нам в невечернем дни Царствия Твоего истее и совершеннее Тебе, Сладчайшаго, причащатися, да со Ангелы и всеми святыми во веки веков поем вси радостно: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vos...

Братия! Помните сии обязанности к царю и отечеству. Питайте чувства любви, почтения и преданности к царю, как отцу, и к отечеству как родному дому или родному семейству. Будьте покорны всем царским законам и повелениям: ибо сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е ( Притч.21:1 ). Ис­полняйте, как святой долг, все, что, по указанию на­чальства, надобно делать для общего блага отечества. Всякий труд и всякое пожертвование, приносимое на пользу отечества, считайте благим приобретением для вашей души: ибо что делаете ради Бога на пользу отечества: то делаете и для спасения ваших душ. Родители! Учите детей ваших искренно любить и благоговейно почитать царя, как отца, повиноваться ему, как Божию помазаннику, которому Бог поручил управление нашим отечеством. Учите детей, ваших любить свое отечество, Россию, как родной дом, в котором отец – наш царь, и все соотечественники – как члены одной семьи, одного дома, которого благоденствие есть счастье каждого соотечественника. Воспитывайте в них расположение и готовность быть верными слугами царя и полезными отечеству. Учите их всегда молиться Богу за царя и за отечество. Будьте сами примером для них в любви, в почтении, в верноподданнической покорно­сти к царю, в искренней приверженности к отечеству и в ваших благоговейных молитвах за царя и оте­чество. Аминь. Поучение 61. Обязанности подчиненных к начальникам Слышали вы, братия, в предыдущем поучении об обязанностях к Государю. Ныне скажу вам об обязанностях к начальствующим. Исполняя обязанности к начальствующим, мы повинуемся царю. Ибо кто это начальствующие? Это исполнители воли верховной власти, или воли государя. Государь, хотя облечен свыше вер­ховною и самодержавною властью в своем государстве, однако, будучи человеком, не может везде и все делать сам непосредственно, а необходимо имеет нужду в помощниках, которые исполняли бы волю его. Сии испол­нители воли царской и суть начальники, которые свои права и власть получают от царя и во всем подчи­няются воле государя, действуя по его законам и повелениям. Так на начальников надобно смотреть как на исполнителей верховной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Евангелисты исторические события о воскресении Христовом излагали кратко, а потому и не везде ясно, тем более что они ради краткости не повторяли сказанного прочими евангелистами, так что без сличения повествований одного евангелиста с повествованиями прочих не легко понять рассказываемое 187 событие. Так, напр., ев. Матфей пишет: «единии же надесяте ученици идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус: и ведевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася» ( Мф. 28:16–17 ). Таким образом из этого рассказа ев. Матфея видно, что 11 учеников пошли в Галилею, где, встретив Иисуса, поклонились Ему, некоторые же усомнились. Кто же усомнился, если евангелист говорит только об 11 учениках, из которых 10 поверили в первый же день по воскресении ( Лук. 24:33 ), а последний – в 8 день (ап. Иоан. 20:28 ), так что через 8 дней по воскресении из 11 учен. не верующих уже не было? Ясно, что сомневающиеся были не из 11 учеников. Так кто же усомнился, если все 11 учеников в то время были верующими? Конечно, некоторые из 70 188 , хотя еванг. Матфей о них и не упоминает, 189 так что их можно только предполагать на основании повествований других евангелистов, говорящих, что в это время неверующих между 11 учениками уже не было, а между 70 были. В толковании этого места блаж. Феофилакт говорит следующее: «едини же надесяте ученици верховны, с прочими всеми последующими Христу, поклонитися, ови же усумнешася; иже глаголет усумнешася: сиречь, мняху о Христе, или той есть, или несть и паки еще глаголет, усумнешася неции от них: являет же се; сиречь неции, яко от прочих седмидесятих, усумнешася о Христе, напоследок и тии уверишася». (Благ. Мф. л. 235 об.). Откуда же Феофилакт взял говорить, что под сомневающимися разумеются ученики из 70, если евангелист, ничего не говорит о них, а говорит только об 11 учениках? Конечно, по предположению, через сличение евангельских повествований. Да иного разумения и не может быть, потому что иначе впадём в противоречие с прочими евангелистами, которые говорят, что 11 учен. задолго до сего времени уже были верующими ( Лук. 24:33 ; Иоан. 20:25, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

«И опять совершает он путь свой, как скиталец и странник; но во всем видит к себе благоволение свыше, потому что человеколюбец Бог все предуготовлял для него на пути, исполняя на деле Свое обетование. Тот, Кто сказал: «се Аз есмь с тобою сохраняяй тя на пути, аможе аще пойдеши». Тот и привел праведника к кладязю воды, где туземцы поили свои стада. Расспросив у них о Лаване, брате своей матери, и узнав о нем все, что нужно было, Иаков увидел и самую дочь его» 435 Рахиль. «Она пришла со стадом, босыми ногами, в убогой одежде, и лицо у нее опалено было солнцем. Иаков уразумел, что Пославший прекрасную Ревекку к источнику и убогую Рахиль посылает к кладезю, и показывает ей опыт своего мужества, отваливает от кладезя закрывавший его камень, который едва могли сдвинуть многие сильные» 436 . Отвалив камень от колодезя, Иаков «обнаруживает пред Рахилью как бы первый плод и начаток свойственного ему добронравия в том, что позаботился о пасомых ею овцах и напоил их. Ибо он как воспитанный в наилучших правилах жизни, естественно понимал, что было бы совсем неприлично Рахили, которая была девица и притом в брачной поре, ожидать собрания пастухов, чтобы, после того, как они сдвинут камень, она могла напоить овец, уступая другим как по причине слабости, так и по причине приличествующей девице стыдливости. С другой стороны, и законе любви побуждал его к тому, чтобы оказать полезное родственным ему по крови и близким людям.... При этом нужно припомнить, что и божественный Моисей, убегая из страны египетской, прибыл в страну Мадианитян; затем, встретившись с пастухами и нашедши дочерей Иофора оскорбляемыми от них, сделал себя известным чрез такие же дела человеколюбия ( Исх. 2:15–21 )... Именно божественный Моисей, устранив насилие и обиду со стороны других пастухов, начерпал воды и напоил стада Иофора. И Иаков один отвалил камень, хотя обыкновенно это делали многие, да и то не без труда, и подобным же образом напоил скот Лавана» 437 , предупреждая последнего в благодеяниях 438 . «Уневестив же Рахиль Богу сим чудным делом, и сам обручается с нею лобзанием» 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смерти разрешив болезни, пострадав Начальниче жизни Боже наш,/усопшия от века рабы Твоя упокой. Прекративший Своим страданием муки смертные,/Начальник жизни, Боже наш,/усопших от века рабов Твоих упокой. Неизглаголанными Твоими судьбами,/яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления,/со святыми Господи упокой. Тех, кого неизреченными Твоими судами/выпитые ими зелья и яды убили,/кто, подавившись костью, скончался,/со святыми, Господи, упокой. Егда судити будеши всяческим,/стоящим нагим и откровеным пред лицем Твоим:/тогда Щедре, пощади послужившия Ти верно Боже. Когда будешь Ты судить весь мир,/обнаженным и открытым пред лицом Твоим стоящий,/тогда пощади послуживших Тебе верно,/Милосердный Боже. Последнею убо трубою вострубившу Твоему Архангелу,/в воскресение жизни/всех, тогда Христе, рабы Твоя упокой. Когда последней трубою затрубит Твой Архангел,/призывая к воскресению жизни всех,/тогда, Христе, рабов Твоих упокой. От века яже приял еси верныя Боже,/род всякий человеческий сподоби,/во веки со служащими Тебе, славити Тя. Тех верных, кого Ты, Боже, принял от века,/весь человеческий род удостой/вовеки со служащими Тебе славить Тебя. Слава, Троичен: Богоначалие Трисвятое, единопрестольное,/Отче, Сыне со Святым Духом,/Ты еси Бог мой, вседержительством Твоим содержай все. Слава, Троичен: Богоначалие Трисвятое, единопрестольное,/Отче и Сын с Духом (Святым)!/Ты – Бог мой, Своим всемогуществом/удерживающий все. Богородичен: От корене твоего возсия цвет жизни,/Иессее праотче взыграй/спасаяй мир, от Чистыя Отроковицы Христос Бог. И ныне, Богородичен: Восторжествуй, Иессей праотец:/от твоего корня Цвет Жизни взошел:/от Чистой Отроковицы – Христос Бог,/спасающий мир. Катавасия: Содержима мя: Катавасия: Одержимого согрешениями: Кондак: Со святыми упокой/Христе, души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,/но жизнь безконечная. Кондак Со святыми упокой, Христе,/души рабов Твоих,/там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,/но жизнь бесконечная. Икос: Сам един еси безсмертный,/сотворивый и создавый человека:/земнии убо от земли создахомся,/и в землю туюжде пойдем,/якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми:/яко земля еси, и в землю отыдеши:/аможе вси человецы пойдем,/надгробное рыдание, творяще песнь:/аллилуия.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-m...

Не и рабы ли, и малые отроки, и всяк лишенный свободы по сему же поступают, не истязывая у приставников своих причины, чего ради делается что, но точию повеленная зная исполняти; убо господское дело есть о качестве вещей деемых разсуждати, наше же точию есть налагаемыя труды проходити без роптания и лености. Сей бо есть порядок вещей от века. Раб научися в пользу питающаго тя свои употребляти силы, а ты, брение 293 , не глаголи скудельнику 294 : «Почто мя сотворили еси?» 295 – тако отрок да послушает учителей своих, корабль да течет, аможе управляет кормчий, тако надлежит истинному послушанию быти. Но разумная тварь человек о сем едином наипаче да разсуждает, яко Бог есть всея твари общий властелин, убо больше ему повиноватися должен есть; аще ли же другим находящийся под ним власти поверят нам что противное Божией воли сотворити, то в сем их слушати мы не обязаны, якоже апостоли рекоша: «Лучше бо есть тысящекратно умрети, нежели единожды грехом раздражити Бога», 296 – а еже тещи несть богопротивное дело». Сице размышляя в себе, святый радостно за царем всегда течаше, аще и кладу нося на выи. 74 . Минувшым же 24 днем страданию сему, повеле начестивый Кавгадый вящшаго ради поругания привести блаженнаго страдальца на торжище, идеже собрася безчисленное множество народа на позор той, в немже б немалая часть и российских людей. Отвсюду бо во Орду стекашеся народ, ово нужд радии некиих, ово же царю приносяще дани и купеческий отправляюще промысл. Ту предста святый в кладе, худыми одеян рубы 297 , бос и непокрыту имея главу. Прииде же и лютый Кавгадый мучитель, с велиею гордостию ездя на коне, иже абие возопи к своим: «Где есть уничиживый царскую власть и толикая злая содеявый, поминания недостойный Михаил?» Взяша убо слуги святаго и представивше его лицу Кавгадыеву, иже, на высоком месте седяше, реша: «Се Михаил». Тогда Кавгадый, свирепо на святаго воззрев, рече: «Еще ли величаешися, Михаиле, Вскую достойную ми не воздаеши честь, не веси ли, яко власть имам на тя, да тя умерщвлю и паки оживлю?» Таже обращея к слугам, со гневом рече, да святаго пред ним на коленех поставят.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И это заушное внушение будет мне предостережением впредь по крайней мере на полгода не беспокоить моими просьбами великого моего благодетеля и покровителя. Да подаст Вам Господь здравия и долгоденствия и во всём благого поспешения за устройство счастья лиц Вам подведомственных. А служебник-то наш хотят печатать. Нового у нас ничего нет. Только досточтимый о. Настоятель Владимирской церкви Александр Николаевич Соколов имеет —503— незаслуженные скорби от Владыки, 2180 сделавшего ему резкий выговор по клевете гнусной, взнесенной в ушеса выговарившего или недостойным церковным старостой Владимирской церкви, обвиняемым от причта, или другими личностями, приседающими, идеже не подобает им и сидети и сплетничати. А таких не в стране только Гергесинской, но и в нашей Ингерманландии бывает легион. Только слушай их, и поведут они помышления твои, аможе не хошеши. Для духовенства прискорбно злостное, ложное убеждение власть имеющего и его отношение к достойным пастырям и предпочтение слов ц. старосты из мужиков, у которого один сын, говорят, застрелился, а другой повесился. Сам-же староста множество раз ездил на Валаам и другие св. места душу спасать или только грехи сваливать вдали от поприща содеянных им грехов, всем явных и церковной кассе ощутительных. Пример: позолота куполов Владимирской церкви за 50,000 руб. племянником, выписанным из Москвы». 7-го числа получил письмо из Вильны от преосвященного архиепископа Алексия. Он писал от 5-го числа, в ответ на мое письмо от 28-го июня: «Давно должен был я ответствовать на милостивое архипастырское послание Вашего Высокопреосвященства. Довольно давно уже приготовил и две рукописных книги к отсылке Вам, зашил в холст, но до хартии, которая должна сопровождать посылку, доселе не достигала рука: враг воспятил мне леностью и многою суетою, а природа – старостью. Простите, Милостивейший Отец и Архипастырь, и не положите на мне немилости вашей и вашего неблагословения. Виноват, стар, ленив. Пред упаковкой я пересмотрел обе книги. Много в них замечательного и нам – Москвичам любезного и дорогого. Какую обширную и деятельную переписку вел Владыка Леонид и как глубоко он вникал в дела. Тут изволите найти даже одно письмо Владыки Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Велики и дивны сии таинства, возлюбленный! Ибо, если, находясь в своей земле, Израильтяне не дерзали совершать Пасхи нигде, кроме Иерусалима: то каким образом ныне, будучи разсеяны между всеми народами и языками, между необрезанными и нечистыми, они вкушают хлеб свой с осквернением между язычниками, как предсказано об них у Иезекииля пророка в том месте, где Бог, представляя сие в образе и сени, повелевает, чтобы они ели хлеб свой с осквернением, — по каковой причине пророк и умолял Его таким образом: «o Господи господствующих: се душа моя не осквернилася в нечистоте..., ниже вниде во уста моя всяко мясо мерзко и сквернаво» ; и Господь отвечал ему: знамение, которое Я явил тебе, показывает, «яко тако снедят сынове Израилевы хлеб свой нечист во языцех, аможе разсыплю я» (Иез.4:13—14); каким, говорю, образом, если Израильтяне, как выше сказано, находясь в своей земле, не могли вкушать Пасхи иначе, как пред Господом в Иерусалиме, ныне дерзают они совершать таинство Пасхи между чуждыми народами? С другой стороны, что у них уже отнято право совершать Пасху, об этом Бог так засвидетельствовал чрез Пророка: «дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику» , ни жрецу, облачавшемуся в одежду для возношения фимиама (Ос. 3:4). Разсею Иерусалим, говорит Он в другом месте, и — «новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю» (Ис.1:14); и: не приходите более являться ко двору Моему (Ис.1:12); и еще: «от земли их и дом Иудин... от среды их» (Иер.12:14). И опять почти теми же самыми словами предсказывая об них Моисею, еще гораздо прежде, Он так изрек чрез него: «Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их» (Втор.32:21). Итак, прииди теперь, и я вопрошу тебя, о книжник, умный и мудрый учитель народа, не понимающий впрочем сам слов Закона: покажи мне, когда исполнилось то, что Бог «радражил народ свой не о языце, о языце же неразумливе прогневал его»? Ты, конечно, не будешь отвергать того, что чрез язычников исполнилось это слово Писания, которое Моисей изобразил тебе в букве закона. И потому, если ты совершаешь Пасху в другом месте, в стране пришельствия твоего: то ты делаешь это, как гордый преступник закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3148...

В торжественном воззвании к мертвому: Лазаре, гряди вон (ст. 43), является Божеская, самосущая, животворящая сила Глаголющего. И изьиде умерый (ст. 44), и явилось на деле подтверждение того, что было сказано прежде: Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут: якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе ( Ин. 5:25 и 26). 3)      Примем в соображение и то, что Иисус Христос не только Сам совершал чудеса, как Господь всего сотворенного, как Владыка живота и смерти, но с Божеским полновластием сообщал и другим чудодейственную силу. Так, заповедуя двенадцати Апостолам идти первоначально ко овцам погибшим дома Израилева, Он говорил: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите ( Мф. 10:6 и 8. Слич. Мк. 3:14 и 15). Посылая семьдесят учеников пред лицем Своим во всяк град и место, аможе хотяше Сам идти, Иисус Христос заповедал им исцелять недужных ( Лк. 10:1–9 ), а когда возвратились семьдесят и говорили с радостью: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем (ст. 17), Он с новою выразительностью сказал им: Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (ст. 19). А пред Своим вознесением на небо Господь распространил дарование чудодейственной силы и на всех, кто будет иметь живую веру в Него, говоря: Знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы: змия возмут: аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут ( Мк. 16:17 и 18). Сие-то полновластие Господа Иисуса Христа как в совершении чудес, так и в сообщении другим силы чудодействовать о имени Его (и как изумительны явления чудодейственной силы Христовой в бесчисленных знамениях, совершенных и совершаемых истинно верующими во имя Его!), беспредельно возвышает Его над всеми богоносными человеками. Сим оправдывается на самом деле слово, некогда сказанное Спасителем, что Ему принадлежит, равное со Отцом, Божеское могущество и господство над всем. Яко же бо Отец воскрешает мертвыя и живит: тако и Сын, ихже хощет, живить ( Ин. 5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010