Иез.36:16 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: Иез.36:17 . сыне человечь, дом Израилев вселися на земли своей, и оскверниша ю путем своим, и кумирми своими, и нечистотами своими: по нечистоте месячная имущия бысть путь их пред лицем Моим, Иез.36:18 . и излиях ярость Мою на ня. Самые дела свидетельствуют о справедливости наказания, ибо не только продолжали служить всякого рода идолам, но и совершали беззакония всякого рода, так что исполнились всякой мерзости и гнусности. И поскольку «имущая месячная», то есть течение крови, по закону почиталась крайне нечистою, то мерзость беззакония уподобляет сему состоянию. Потом, снова продолжая обвинение, говорит: Крови ради, юже пролияша на землю, и кумирми своими оскверниша ю, Иез.36:19 . и разсыпах я в языки, и развеях я в страны: И снова доказывает справедливость наказания. по пути их и по начинаниям их судих им. Собрали они плоды, какие насадили. «Кровию» назвал здесь не только другие убийства, но и заклание детей в жертву, приносимую ненасытным и лукавым демонам. Не удовольствовались бы, говорит Бог, беззакониями, какие совершали до пленения, но и сделавшись пленниками и переселенцами, не отстали от тех же худых дел. Иез.36:20 . И внидоша в языки, в няже внидоша тамо, и оскверниша имя Мое святое, внегда глаголатися им, людие Господни сии, и от земли своея изыдоша. Живя порочно, сделались причиною того, что Меня хулят. Язычники сперва возымели ту мысль, что по Моей немощи иудеи побеждены и подпали власти врагов, а потом, дознав на опыте их порочную жизнь, стали хулить Меня, будто Мне приятны таковые дела, и людей столько порочных назвал Я своим народом. Впрочем, о них же самих промышляя, Иез.36:21 . И пощадих я имене ради Моего святаго, еже оскверниша дом Изрилев, аможе внидоша, то есть с намерением показать им силу Мою, избавлю их от окружающих зол. Иез.36:22 . Того ради рцы дому Израилеву: сия глаголет Адонаи Господь: не вам Аз творю доме Израилев, но имене Моего ради святаго, еже осквернисте в языцех, тамо аможе внидосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

14, 40), а потому за малейшее отступление от чина, за непорядки и неблагоговение очень строго взыскивал с духовенства. Эта черта в характере ревностного Владыки многим из духовенства очень не нравилась, и иные не воздерживались от ропота не него. Но вообще по своей простоте, общедоступности и добросердечию, преосвященный Софония оставил о себе в Херсонской епархии добрую память. Нередко говорил проповеди, которые время от времени печатались преимущественно в журнале «Странник». 8-летнее служение преосвященного Софонии в Херсонской епархии в качестве ее викария было для него как бы временным отдохновением от предшествующей кочевой его жизни и вместе с тем временем приготовления к новой, еще более усиленной деятельности на далекой окраине Российской, куда он был вызван в 1871 году уже самидесятилетним старцем. Свыкшись со скромною деятельностью викарного архиерея и от души полюбив Херсон, Владыка не желал перемещаться на иное место служения, хотя бы и на епархиальную кафедру. Если и приходила ему мысль оставить Херсон, то только для исполнения заветной и давней его мечты: удалиться на Афон и принять там схиму. Но Промысел Божий совершенно неожиданно призвал его к служению на епископской кафедре туда, куда он не мог и думать попасть, а при преклонности своих лет, конечно, вовсе и не желал. Но над ним с точностью исполнились и на этот раз, как и ранее многократно исполнялись, слова Спасителя, сказанные Им своему Первоверховному апостолу: «Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши». (Ин, 21, 18). В 1871 году высшим гражданским и духовным правительством признанно было благовременным открыть в новопокоренном Туркестанском крае самостоятельную архиерейскую кафедру. Резиденцией нового епископа избран город Верный Семиреченской области, а архиерея вновь открытой епархии повелено титуловать Туркестанским и Ташкентским. ОБРАЗОВАНИЕ ТУРКЕСТАНСКОЙ ЕПАРХИИ. В 1868 году Туркестанский Генерал-Губернатор Константин Петрович Фон-Кауфман, ввиду подчинения церквей и духовенства вверенного ему края двум отдаленным Епархиальным управлениям – Оренбургскому и Томскому и следующих из этого затруднений по церковно-духовным делам, просил ходатайства Св.

http://pravoslavie.ru/36553.html

Речь, произнесенная в Святейшем Синоде настоятелем Сергиевой пустыни, архимандритом Игнатием, при наречении его во Епископа Кавказского и Черноморского, октября 25 дня 1857 года Источник Ваше Святейшество! В настоящие священные и вместе страшные для меня минуты невольно воспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его: Егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши 1 . Во дни юности моей я стремился в глубокие пустыни. Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни: чаях Бога спасающаго мя от малодушия, которым обличается в человеке недостаток благодатного развития, и от бури страстей, воздвигаемой обманчивыми и скорогибнущими прелестями мира 2 . Монашество нравилось и нравится мне само по себе! но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть Епископом 3 своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом – вот высота, к которой привлекались мои взоры. Недолго пользовался я свободою юности: вскоре был опоясан и окован непостижимым Божественным Промыслом. Всемогущая десница Его, в противоположность предположению моему, внезапно восхитила меня из глуши лесов и пустынь, – поставила в обитель преподобного Сергия, на берег моря, на берег моря житейского, великого и пространного 4 . Трудно испытывать пути Божии! Только Дух Божий испытует глубины Божии 5 . Просвещенные Духом святые наставники монашества утверждают, что для новоначальных иноков опасно глубокое уединение, в котором они могут удобно впасть в мечтательность и самомнение, что им необходимо, как училище и врачебница, общество человеческое. При многоразличных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца, и врачуются всесильным врачевством: учением Христовым 6 . Всматриваясь в недуги души моей, признавал я такое положение существенно нужным для меня. Но как объясню себе то призвание, которым вы, священнейшие Отцы, ныне призываете меня? Что обрели вы во мне, и что я могу представить вам, кроме множества недостатков моих? Страшен для меня сан Епископа при мысли о немощи моей. Страшусь, чтоб вместо назидания не принести мне соблазна братиям моим и не уготовать себе большего осуждения на суде Христовом. Счел бы я более верным для спасения моего и более сообразным с силами моими провести остаток дней моих, как и начало их, в безмолвии пустынь, в созерцании греха моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пусти ю живу каятися к безсмертному Владыце. Буди подражая Давшаго ти высокославную корону. Отпусти сию бедную, якоже и Он отпусти древле в прелюбодеянии ятую 2110 тоя ибо и посажденнии тобою на столе сего града просят со мною ваше величество о свобождении оноя и, на колену падше, трепетно говеют пред вашею высокодержавною властию. Вы же, премилостивый государь, пощади ведомую к смертным вратам бедную грешницу. И мое, твоея любезныя супруги и сопрестолницы царствия твоего, изливаемое к вашей высочайшей императорской власти приими прошение и твоих высокодержавных устен премилостивым отпущения глаголом порадуй мене, рабу твою, да будет сие мое за оную бедную сироту приносимое к вашему величеству заступление на всемирном Царя и Бога нашего Суде души моей обороною, и ваше величество, яко милостивый государь, премилостивым Господем Богом помилован будеши в случающихся по немощи человеческаго рода предкновениях». Сицевое августейшия ластовицы сладчайшее чвебетание 2111 слушая, высокодержавный орел склонися к прошению сопрестолныя ему супруги и рече к лежащему пред ногами его лантрату: «Скоро повели осужденную ону от узилища и смерти свободить, да в покаянии своем испросит совершенный отпуск грехом своим от Вышняго Бога». Лантрат же, исполняя повеленное, приходит в канцелярию и, призвав осужденную от узилища, глаголет ей пред всеми светлым гласом: «Се дарует тебе живот его императорское величество. Моли Бога за здравие его и за всемилостивейшую государыню императрицу». И то рекши, взем ю за десную руку, за левую же взят господин адмирал Феодор Матвеевич и изведоша ю из канцелярии, глаголюще: «Се мы тебе изводим, бедная. Иди, аможе 2112 хощеши». И тако пустиша ю быти свободну. Она же паче надежды получивше себе от горкия смерти свобождение и, явльшуюся ей во сне Пречистую Богоматерь и Спасителя, яко яве, пред очима своима зрящи, скоро идяше в путь свой, аможе повелено ей бяше. И вопрошающи пути к выговским обитаниям и малыми денми долготу разстояния прешедши, достиже Боровскаго скитонаселения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодарю Бога о даровании вам спокойствия келейном, не оставляйте пещись о внутреннем вашем душевном устроении; теперь имеете самое удобнейшее и благоприятное время запастись к будущим браням, не токмо одним чтением и письмом словес отеческих, но и понуждением на исполнение; ведь нуждницы восхищают царство небесное ( Мф.11:12 ): теперь для вас время свободы и успокоения; а придет и то, что не будешь времени иметь в оном и упражняться: егда еси юн, ходиши аможе хощеши; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши ( Ин.21:18 ). Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам 3 , при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июля 1842 года. 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать 3. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божьею, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше, ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится её здоровье. 19-го сентября 1842 года. 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери 3.; но кто может испытать бездну судеб Божиих, и отеческий Его промысел, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать 3. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ её есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познается, и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел рассуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовию имеете о ней прилежание; ибо «боляй и служай равную мзду от Бога получают», чрез нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Быстъ же идущим им по пути, рече некий к Нему: иду по Тебе, аможе аще идеши, Господи. И рече ему Иисус: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имать, где главу подклонити». Господь, видя, что книжник сей, обещаясь идти по Нем, говорит это только на словах, а не содержит того в мысли, и увлекается иными помыслами, – постыждает его обличением. и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков он, но как ведущий обличает и как вразумляющий исправляет. Господь как бы так говорит: никто, упокоеваясь в бессловесном, не может последовать Слову; друг бессловесных не в состоянии приять Слова; кто мечтает о бессловесных, тот неспособен приобрести понятия о Слове. Действительно же в самой дерзости книжника можно видеть признак его опрометчивости и невежества. Ибо если бы познал он силу Слова, то вовсе не составил бы себе ложного понятия о духовном Слове. И, будучи человеком, не осмелился бы сравнивать себя с непостижимою силою Спасителя; говоря: «иду по Тебе, аще идеши». Ибо иди вослед Спасителю с тем только, чтобы слышать Его учение, возможно еще для естества человеческого, впрочем, по человеколюбию только Спасителя; сравняться же с Ним и последовать за Ним всюду и невозможно, и дерзко для дающего такое обещание; потому что не можем мы пребывать с Ним, покоящимся у Отца. И возможно ли сие для тех, кои иного естества? Невозможно для нас всюду сопутствовать Вездесущему; потому что Он беспределен, а мы ограниченны; Он в целой вселенной и вне ее, а мы во вселенной имеем определенной меры состав. И Господь, недвижимо и не преходя с одного места на другое, повсюду сущее приводит в движение и всем управляет; а мы, человеки, переходя с того места, с которого движемся, сим оставлением места показываем, сколько малы пред непреходящим везде присутствием Его Божества. Господь исправляет книжника в том и другом, изобличает неготовность его к исполнению предприятия, и научает величию Своего Божества, говоря: «лиси язвы имут» и т.д. Сие то же, как если бы сказал Он: все сотворенные существа ограниченны и разделены между собою местом, Слово же Божие имеет необъятную силу; поэтому не говори больше: «иду по Тебе, аможе аще идеши». Если же хочешь стать учеником, оставь бессловесное, и приступи к слову. Ибо пребывающему в бессловии невозможно стать учеником Слова. Изъяснение изречения Иисуса Христа: «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» (Лк.9:62)

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Проидосте воздух молитв восклицаниемь, прескочисте облаки, раздрасте воздушная запинания 1366 , на самая небеса воступисте. Проидосте аггельския полки, архаггельския ликостояния, прочих безплотных чины, к самому огнеобразному и неприступному (о, дерзновения благохвална!) приступисте престолу. Объясте неописаннеи Владыки нозе, омочисте слезами, подвигаете сердцесокрушениемь си вся святыя и самую Богоматерь и всех Владычицу на молитву. И что много глаголати, конечне умножисте молитвы, усугубисте рыдания, удвоисте плачь, победисте непобедимаго, премогосте всесилнаго, пременисте неизменнаго. Уступает толиким прошениям и слезам всемилостивый Господь, прекланяется иже естеством благосердый, двою молящуся послушати Толиких и толь многих нощеденственно к нему вопиющих презрит ли (рекий: «Вся елика просите, верующе, в молитве Уступает, глаголю, и прекланяется к молитвам и слезам отеческим, обретает виновнаго к свобождению, посылает и вдает на дело служения, определяет время, того неизреченными щедротами предзнаменанное. Прииде день Господень начало нашего спасения, возгласиша добропесненыя церковныя гусли: «Сий день Господень, радуйтеся, людие. Возвеяша ветри, спасения Дхну божественаго милосердия благодать, укрепи немощныя многолетней уды, обнови, яко орла дряхлейшаго темничника, изыде, носим вождением благодати. Паряше и не утруждашеся, летяше и не изнемогаше, отеческими и братей молитвами и слезами подкрепляем, Дóндеже управися, идеже хотяше, аможе преподобныя отец молитвы направиша. Что же по сем? Возшумеша бубны, возгласиша военнии сосуди, рыскаху воини, смутишася стогны, восколебашася торжища, заседошася 1367 путие. Искомь бяше повинный Богу, а не человеком, изследуют яко злодея, злодейства никакова им сотворшаго. Обаче святыя отеческия молитвы и братии, и сирот того храняху. Укаряют бежание наше иже злодыхателне к нам належащии, иже неповинных кровей жаждущий и июдейских обычаев, а не апостольских престолов наместницы. Оглагольствуют исхождение, порицают бегство. Да порекут убо и дивнаго онаго ефесскаго Марка, давшаго злато стражем и бежавшаго неправеднаго суда Да оглагольствуют чюдотворца Николу, избавльшаго преподобнаго Петра ис Да порекут и апостолов верха, паче же аггела, изведшаго из юзилища, чесого ради стражие горцей предашася Но мы оных укаряние и порицание оставльше, на должное нам благодарение ко избавльшему всещедрому Господу и Богу обратившеся, умиленнее возопием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И понеже тако девство в Церкви перьвенствует, тако в небесном невестнике превосходящее невестничество подавает, тако превосходящему пению пред престолом недомыслимым прочим не могущим пети научает и последствовати Агньцу, аможе пойдет, удостоивает, имать быти великаго удивления превосходящая честь и преестественное достоинство девства. Колика же нужда всем нам пресветлейшыя сея добродетели девства и священныя чистоты, яко бесчастницы того, сквернители блудни, вне Царства Небеснаго изгоняются. «Вне бо, – рече Богослов, – псы и Апокалипсис, глава 22. И толико посему нуждно есть девство, колико же нуждно по оному, яко обесчестивший тое скверностию не токмо Царства изгоняются, но и вринутся в вечныя муки: «Скверным, – бо рече, – и убийцам, и блуд творящим» «часть 852 им во езере, горящем огнем и жупелом 853 Апокалипсис, глава 21. Коль же предивнейшыя плоды священнейшее сие в любителех своих плодоносствует. Ибо девство убивает злобу, пожигает демоны, отгоняет страсти, волны похотей уставляет, в благодатном мире ум управляет, еже учение вкореневает, еже мудрости приятных содевает, еже благодати духовной душю наполняет, еже священному безстрастию сподоблевает, еже благочестие соблюдати утвержает, достоинство свящынным чином подает, Тела и Крови Христовы достойных к приятию творит, угоднейшыя молитвы Богу посылает, монастырем всекраснейшая красота, безмолвником ангельское учреждение, домовом беззазорная честь и окраса благолепная. Сие девам хранит блаженную целость, вдовам священное целомудрие, спряженным священным браком мирное благолепотное устроение. В жизни сей девственники прославляет, в смерти телеса нетлением просвещает, в будущей жизни преестественной вечной славе сподоблевает. Велика есть в добродетелех и любовь, по речению апостольску: «Пребываяй в любви в Бозе Велико есть и милосердие, по словеси Спасову: «Блажени – рече, – милостивии, яко тии помиловани Велики и прочий добродетели, но егда лишени будут девства, лишени чистоты, осквернятся калом нечистоты, непотребни являются. Изгоняется таковый от Церкви, отлучается святыни, изобщается от сочленения. «Аще, – рече апостол, – брат именуемь будет блудник», «ниже ясти с Девственная же светлость превозвышается над всеми, предвземлется над прочими добродетельми; в Церкви воюющей достоинством превосходит, в ликующей Церкви вышеестественно за Агньцем Христом дерзает, превосходително пение поет, недомыслимую славу имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

53 . Все это даровал нам Спаситель чрез божественное рождение в святом крещении (омовении), которое совершает полное очищение душ и приносит освобождение от грехов. Я, по крайней мере, очень чту эти слова, дорожу ими и приветствую их, так что мне приятно и отрадно приводить их себе на память и исполняться радостью, думая о них, находить облегчающее лекарство против грехов, обращаться к благим надеждам, избегать отчаяния и познавать милосердие и благость Божию. Ведь они представляют забвение прегрешений наших и явля- —292— ют Владыку и Творца милостивым и прощающим и, говоря вообще, представляют нашего Законодателя виновником нашего спасения. Таковы заповеди и наставления нашего закона и Законодателя. Если же есть нужда в поэзии, дабы расцветить и более оразнообразить речь нашу и украсить ее бóльшими словами Богоносных, подобно тому как и искуснейшие живописцы, стараясь создать хороший и красивый образ, украшают поверхность его блестящими материалами и яркими красками, убирают и отделывают для сохранения наибольшего сходства, ибо чрез образы мы познаем первообразы, – то призовем другого боговдохновенного мужа, который согласен со всем раньше сказанным, и пусть он придет на священное собрание Богоносных, войдет на божественное ристалище, совершит состязание, окончит бег благочестия, – этот таинственных и дивных видений и небесных сил зритель и таинник, пусть нечто прибавит к тому, что раньше сделано в доме премудрости, торжествуя над нечестием и беззаконием проклятых и, чтобы не отсутствовать ему среди этого священного собрания, пусть зазвучит подобно кифаре, по которой ударяет Дух Святой, и вместе с другими пророками, удостоившимися также славного дара, скажет: сия глаголет Господь: се аз поемлю весь дом Исраилев от среды языков, аможе внидоша, и соберу я от всех сущих окрест их, и введу их в землю Исраилеву, и дам я в язык на земли моей, и в горах Исраилевых ( Иез.37:21–22 ). Что сей святый пророк, движимый божественною благодатью, посредством этих слов ясно предуказывает нам таинство воплощения Спасителя всех нас Христа, этого, я думаю, не будет оспаривать никто, имеющий хотя сколько-нибудь ума.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В обращении Петра к Господу несомненно сказалась (– как это особенно ясно из последующих слов его) горячая любовь и привязанность к Нему, и на этот голос любви не мог не отозваться соответствующим образом и Господь. Поражённые скорбным предсказанием сердца Он утешает этим ясным предсказанием – как Петру ближайшим образом, так и всем Апостолам вообще – будущего соединения их с Собою: «аможе Аз иду, не можеши ныне по Мне ити, последи же по Мне идеши»... В чём же и как исполнилось предсказанное Апостолам следование их за Господом? К ответу на этот вопрос непосредственно ведёт сказанное уже о том, какой смысл имело предшествовавшее предсказание им разделения с Ним, удаления от Него. Это разделение произошло с одной стороны – чрез прекращение особого, чрезвычайного общения Господа с ними по плоти, а с другой, – как это изъясняет Ориген , – чрез нравственное их отпадение, когда они, оставив Учителя, бежали. Соответственно этому и предсказание о следовании Апостолов за Господом означало: во-первых – соединение их с Ним тем тесным союзом, который подобен быль их союзу на земле; это осуществилось, конечно, в смерти их и переселении душ их на небо. А во-вторых – предсказание это имело обозначить и ту нравственную зрелость, которой в будущем они должны были достигнуть, и в силу которой они потом, действительно, не только не бежали по прежнему, когда нужно было пострадать за Учителя, а напротив – венчали верность и преданность Ему мученической смертью, следуя Ему, таким образом, по тому царскому пути, по которому шествовал Он ныне, – подражая Ему в показанном Им примере высочайшей и полной самоотречения любви... 88 . А в отношении Ап. Петра лично это предсказание имело и ещё более точное приложение, ибо он, согласно древнему преданию, свою веру во Христа запечатлел кровью, будучи притом распят подобно Самому Господу 89 . Так на этом великом Апостоле, сначала отрекшемся трикраты Господа, а потом распятом за имя Его, с особенной силой и полнотой исполнилось слово Господне: не можеши...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010