1336 Предведый всеблагопремудрый зиждитель Бог поползновение человеческаго естества великопоможение от несочетаннаго своего милосердия душевней немощи учини, аще и от безсловеснаго естества ярость, глаголю, и желание к словесней души части присовокупи, даже и поползновении поминая, первую доброту желанием может паки получити: велико бо души оружие – желание, и с словеснаго силами совокупився, памятною, глаголю, и вмале непреборимо бывает. Всяк бо, поминая, мечтает; мечтая – желает, желая – распалается, распалаяся – тщится тамо, аможе желание влечет его 1336 . Аще бо и безсловесно желание, но, с предреченными силами совокупившася, вмале небесплотно бывает; подобною крепостию украшено, неудержимо стенами, несвязуемо узами, незаключаемо замками, но вся сия паучинных нитей хуждьши оному вменяется. Ибо преторгает 1337 узы, крушит замки, проходит стены, прелетает долготу пути во мгновении ока. Мечтает поминаемая, зрит мечтаемая, откуду паче распалается. И что долготу пути глаголю, самый аер прелетает, облаки прескачет, на самая небеса восходит, к самым позором 1338 ангельским приступает, созерцает небесныя красоты, сладость райскую, славу праведных. Низходит долу, проходит землю, бездныя пропасти, в самый ад входит, зрит уготованныя грешником муки: огненное родство, скрежещущих зубы, пряжущихся 1339 в геенне, седящих в безвестней тме. Сия вся во едином мгновении ока совершивши, паки в своем теле при своей души обретается. О, силы желания, о, непреборимыя крепости его, о, борзоходнаго летания! Воистину аеропарная пребыстрая птица, скорейший борзоходец 1340 , немедленный 1341 путешественник, скорейший смотритель, неудержимый мореплаватель. Откуду и первый человек изгнася из рая от Бога за преслушание, но не изгнася желанием. Изыде тело, желание же не изыде. Прямо бо рая седя, смотряше внешнима очима, аможе внутренняго желания очи влечаста к возлюбленному райскому селу, кое, желанием побеждаем, заповедей совершением в покаянии паки оное ради милости Божия Таково смотрением Божиим за грехи моя в наказании деющееся вижду, ибо разлучен есмь телом от вашего боголюбия, но не отлучен желанием. Затворен во злодейственей темнице, но не затворено имам сердечное рачение. Связан по ногу узами железными, но не связанне нозе пребыстраго желания. Немощен плоти отягчением, но силен вашего боголюбия памяти распалением. Лежит тело во едином угле темныя темницы, но не лежит душевное свойство, присно поминая отеческое ваше преподобие и братское боголюбие. И поминая желает, от желания мечтает, отсюду паче распалается, яко писанному збыватися: «Зде телом, у вас же

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя ( Ин. 21, 15 ). Апостол Петр не говорит: «Да, Господи, я люблю Тебя больше, чем они». Он только подтверждает: Ты знаешь, что я Тебя люблю. Он не приводит никаких доводов и доказательств. Да ему и нечем доказать свою любовь, после того как он трижды отрекся. Он испытывает сильное искреннее чувство и знает, что Господу известно все, поэтому просто отвечает: «Да». Глагола ему: паси агнцы Моя ( Ин. 21, 15 ). Господь призывает его к прежнему пастырскому служению. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин! Любиши ли Мя? Глагола Ему: ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя ( Ин. 21, 16 ). Я не берусь толковать, в чем здесь состоит разница между словами «агнцы» и «овцы», да это и не относится к теме нашей беседы. Важно то, что Спаситель вновь обратился к апостолу Петру, а тот и после второго вопрошения еще не почувствовал, что это был не просто вопрос. Но когда Господь спросил о том же в третий раз, Петр понял, что это намек на его троекратное отречение, и стал скорбеть. Глагола ему третие: Симоне Ионин! любиши ли Мя? оскорбе же Петр, яко рече Ему третие: любиши ли Мя? – и глагола Ему: Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя ( Ин. 21, 17 ). Апостол Петр опечалился, потому что почувствовал, как ему показалось, недоверие Господа. В то же время, заглянув внутрь себя, он увидел, что любовь в нем живет, несмотря на то что он пал. Поэтому, хотя и со скорбью, апостол Петр сказал: Господи, Ты вся веси. Вот его единственный довод: «Ты знаешь все, и поэтому Ты должен знать, что я люблю Тебя». Глагола ему Иисус: паси овцы моя; аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси. Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши. Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. И сия рек, глагола ему: иди по Мне ( Ин. 21, 17–19 ). Господь вновь призывает апостола Петра следовать за Собой и вновь, как во время первого призвания, привлекает его к Себе через покаяние. В чем выразилось покаяние на этот раз? В троекратном подтверждении апостола Петра, что он любит Спасителя. Любовь восставила его, трижды отрекшегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Смотри же, сколько свидетельств о благочестии и мужестве блаженного Даниила даст видеть слово сие. Ибо во-первых говорит: «Даниил егда уведе, яко заповедь вчинися, вниде в дом свой», то есть, узнав постановленный закон и совершенно пренебрегши оный, продолжает поступать прямо вопреки закону. Потом, присовокуплено и другое ясное свидетельство об его мужестве. Ибо сказано: «дверцы отверзсты», то есть, совершал молитвы не тайно, но явно, в виду у всех, и не из любочестия, но из пренебрежения к злочестивому узаконению. Прилагается же и еще свидетельство, объявляющее о Данииловом мужестве, сказано: «в горнице его;» не на ровном месте, но на возвышенном, приносит он молитвы Богу, всеми будучи видим, потому что и на высоте стоял, и окна были у него открыты. Да и молился, как сказано, «противу Иерусалима;» делал же сие не только в уязвление обвинителям, но и соблюдая древний закон. Ибо Соломон, построивший храм Иерусалимский, совершая торжество обновления, когда молился, призывая Божию благодать, и прося, чтобы храм исполнен был оной, сверх многого другого присовокупил и сие: и будет, аще «предаси» люди Твоя «пред враги их, и попленят их, пленяющии в землю далече, или близ. И обратят сердца своя в земли, аможе преселишася, и помолятся Тебе в земли преселения своего, глаголюще: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом,: и обратятся к Тебе, всем сердцем своим, и всею душою своею, в земли враг своих, аможе превел еси их, и помолятся к Тебе по пути земли своея, юже дал еси отцем их, и ко граду, егоже избрал, еси, и ко храму» , «егоже создах, имени Твоему. И услышиши от небесе, от готоваго жилища Твоего. И милостив будеши неправдам их, имиже согрешиша Ти, и по всем отметанием их, имиже отвергошася Тебе, и даси их в щедроты пред пленившими их», ( 3Цар. 8, 46 – 50 ). Обученный сему, блаженный Даниил творил молитву, обратившись к Иерусалиму, и делал сие не однажды, но троекратно, в день. И наружность его показывает сокрушение сердца; потому что, «преклоняя колена своя», приносил исповедание Богу. После всего этого, сделавшиеся сосудами зависти обвиняют Даниила в нарушении закона, прочитывают постановленный закон, доносят на Даниила, и обличают его в преступлении. Царь скорбит, слыша обвинение, и из судии став защитником, пытается доказать Даниилову невинность. Ибо сие дает разуметь Писание, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Немногие описки рукописи указаны все в подстрочных примечаниях. Печальна участь сочинений Татищева; до настоящего времени нет сколько нибудь исправного издания их. Только в будущем году (136 лет после смерти Татищева) мы увидим сочинения его в приличном его значению виде; уважаемые имена Н. В. Калачова, А. А. Куника и Н. А. Попова в том порукою. Казанское Общество Археологии, Истории и Этнографии считает своим долгом принести настоящим изданием хоть лепту к будущему юбилею великого русского деятеля. Казань. 7-го Апреля 1885 г. А[ндрей] Островский В. Н. Татищев. Духовная моему сыну Любезный мой сыне! „Егда юн бе, поясашеся и хождаше, аможе хотяше; егдаже состареешися, воздежеши руце и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши“ ( Ин.21:18 ) – словеса суть Господа нашего, Петру сказанные в назнамение, коею смертию имать прославити Бога. Сила словес сих толкуется от разных разно; обаче вся на едино окончание согласить удобно: еже человек во младости и благополучии мало о законе Божии и спасении души своея прилежит, но водим паче помыслами плотскими; яко Соломон младость именует тщетою, или суетою и буйством; Иов 19 ко Господу вопиет: „хощеши мя Господи погубити за грехи юности моея“ ( Иов.13:26 ); а Давид просит Бога: „грех юности моея и неведения моего не помяни“ ( Пс.24:7 ), и паки: „не помяни моих беззаконий первых“ ( Пс.78:8 ); из чего довольно видим, еже во младости человека воля властвует над умом и, по апостолу Павлу, дух его побежден плотию, ею же водим. Егда же человек приближится к старости, или скорби, болезни, беды, напасти и другие горести усмиряют плоть его, тогда освобождается дух от порабощения, очистится ум его и примет власть над волею; тогда познает неистовство и пороки юности своея и начнет прилежать о приобретении истинного добра, еже познать волю Творца своего и прилежать о знании закона Божия; в нем же мы, по Давиду, должны поучатися день и нощь, иже нас ведет на путь правый и на путь спасения наставит; то есть свет стезям нашим и просвещение душевных очес наших. Тако в старости человек благоразумный законом Божиим и благодатию его водим бывает, а воля его, или хотение, не властвует, якоже Петр святый единакою благодатию Божиею и верою во Христа водим бысть; с тою, по слову Господню смерть прият и прослави его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

Теперь о вопросе приставника «Что мне делать?» Дело в том, что подобный вопрос существует лишь в Синодальном переводе. Такого вопроса Приставника мы не найдем в греческом или церковно-славянском тексте, где в обоих случаях вопросительный знак стоит несколько далее по тексту. Приставник мыслит не о том, что ему делать теперь , как утверждает Синодальный перевод, а о том, что ему делать, если Господин отнимет от него управление имениями. Заметим, что слово отъемлет, в Церковно-славянском языке, имеет два времени: настоящее и будущее. Для сравнения: «…аминь, аминь глаголю тебе. егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси. егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет (вм. препояшет), и ведет (вм. поведет), аможе не хощеши» (Ин.21,18). Синодальный перевод использует настоящее время и переводит греческое слово: αφαιρειται как отнимает . Более того, чтобы придать читаемость фразе, из текста изымается перевод слова οτι, которое на Церковно-славянский язык переведено как яко . Если мы внимательно и непредвзято (забыв о Синодальном переводе) прочитаем Церковно-славянский текст: что сотворю, яко господь мой отъемлет строение дому от мене? , то увидим, что слово яко в данном контексте употреблено в значении: как ( если ). Только в этом случае фраза логически корректна относительно знака вопроса стоящего в конце ее. Подобный вывод можно сделать и на основании греческого текста. В греческо-русском словаре Хорикова И.П и Малева М.Г. одним из значений слова οτι указано выражение – как только. То есть, приставник размышляет о том, что ему делать в том случае, если, или тогда, когда он по тем или иным причинам будет лишен возможности управлять имением Господина. Теперь стоит задаться вопросом: когда помыслил ( рек в себе ) приставник о предстоящей отставке и ее последствиях?  На наш взгляд в ответе на этот вопрос кроется ключ к пониманию смысла притчи о Неправедном управителе. Так как речь в третьем стихе притчи идет лишь о возможной отставке, а приставник как мы выяснили, уже отставлен, и не может более управлять вверенным имением, у нас есть все основания предположить, что стихи с 3-го по 7-й являются отчетом приставника своему Господину. То есть приставник на повеление Господина дать отчет – Син. (ответ – ЦС , λγον (слово) – Гр .) об управлении домовнем , пересказывает Господину (вместе с тем повествование идет от третьего лица) свои мысли и последовавшие за ними действия относительно управления имением. «Я подумал, что буду делать, если Господин отставит меня от управления  Своим домом?», - так начинает свой отчет приставник.

http://bogoslov.ru/article/2783808

Аможе аще воззрим, плачь умножаем, аможе посмотрим, своя рыдания обновляем: на церьковное ли украшение – началника красоты не зрим; на киновийское ли здание – ктитора не видим; на книжное ли собрание – премудра учителя не смотряем; на стадо ли собранное – пастыря не обретаем; на сиротское ли сочление 1505 – пребодра и благодатна сиротоутешителя не взыскуем 1506 . И на каждую вещь, на каждое место смотряще, все без лепоты, все безобразно показуется. Обновляем вопль, приплодствуем рыдание, умножаем слезы и престатия от сих никогдаже упователны остаем, яко писаному збыватися: «Быша слезы моя мне хлеб день и Молим же вашю всебратскую и многожелателную о Христе любовь горкослезному страданию нашему спострадати, преотягченым рыданием любезно срыдати, презелному плачю братолюбне сосетоеати, апостольскому закону повинующымся, повелевающу с плачющими паче же молити. Молим всемилостиваго и прещедраго Господа Бога, да, неизреченым си милосердием преклонився к нашему лишению, обратит нам плачь на радость, и сетование на и слезная на утешная; подасть крепость некрепким, силу немощным и воздвигнет содержати и окормляти могущаго христособранное стадо и своею благодатию охранит, заступит и покрыет ны от всяких душевредных бесовских коварств и, невредьны в настоящем соблюд, своея блаженныя жизни сподобит. Аминь. Всякаго благополучнаго пребывания и доброжелателнаго долгоденствия вашему честьнейшему благоразумию всеусерднии желатели, выгопустыннии общежители, общекупно всежелателно и всеблагодарственьно поклоняемся. Слово надгробное Даниилу Викулину Что нас обшедшее настоящаго случая многоболезненое сетование, христозванный отцелюбный соборе? Кая толико устрелившая ны неизцелно 1507 всепрегорчайшая язва? Кий днешняго многолюдскаго стечения всеплачевный ? Кое нынешняго всенароднаго схождения многорыдателное позорище 1508 , еже толь всемрачными сетования покрывается облаки, толь всеплачевными изобильствует многоболезнено згущеньми, толь многослезными неутешимаго рыдания кипит струями? Аще и всеизрядно зрится стечение, но ужасно предлежит очима видение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слав.-греч. перевод въ примръ (ες παρδειγμα) – основан на производстве слова от быть подобным, между тем как в действительности навоз происходит от корня, сохранившегося в арабском языке, дамана покрывать (поле). И противъ всхъ звздъ небесныхъ: этих слов нет в евр. тексте. Может быть, они поставлены, как объяснение к словам: «и против всего воинства небеснаго». Иер. 8:3 3. к избраша паче смерть неже животъ, и всмъ, иже сташа племене сег строптиваг во всхъ мстхъ, аможе изрин ихъ, реч Гдь силъ. 3. И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злаго племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф. 3 . Те, которые остались в живых после избиения народа, будут отвергнуты Господом, будут изгнаны из страны, где они жили как бы пред лицем Божиим (ср. Иер. 7:15 ), пользуясь милостию и благоволением Господа. Жизнь в стране изгнания, как жизнь рабов, будет так тяжела, что выселенные будут желать смерти, чтобы не чувствовать и телесного невыносимого страдания, и нравственного унижения. В слав. переводе содержание первой половины ст. 3 представляется обоснованием угрозы, содержащейся в предыд. стихах. В таком случае слова: избраша паче смерть, неже животъ следовало бы понимать в том не буквальном смысле, что иудеи возлюбили греховную жизнь, которая ведет к смерти («оброцы греха смерть» Рим. 6:23 ). Вторая половина стиха по слав.-греч переводу имеет связь с ст. следующим. И всмъ, иже осташа… реч Гдь силъ – что рече? – речь Господа содержалась бы уже в 4 ст. Но ст. 4 имеет тесную связь с ст. 5 (последний служит объяснением первого); а в ст. 5 речь об иерусалимлянах, а не об «оставшихся отъ племене сего во всхъ мстхъ, аможе изрин ихъ». Таким образом вторая половина 3 ст. не может быть соединяема с ст. 4, 5. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 4–12 Ст. 4–12. Упорно коснея во лжи и отступничестве от Господа, хотя и с правдою на устах, потворствуемые своими руководителями, иудеи идут навстречу погибели и разорению их страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Благодарю Бога о дарованном вам спокойствии келейном, не оставляйте пещись о внутреннем вашем душевном устроении; теперь имеете самое удобнейшее и благоприятное время запастись к будущим браням не токмо одним чтением и письмом словес отеческих, но и понуждением на исполнение; ведь «нуждницы восхищают... Царство Небесное» ( Мф.11:12 ): теперь для вас время свободы и успокоения; а придет и то, что не будешь времени иметь в оном и упражняться: «егда еси юн,... ходиши аможе хощеши; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши» ( Ин.21:18 ). Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам 10 при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июня 1842 года. Письмо 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать З. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божией, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится ее здоровье. 19-го сентября 1842 года.  Письмо 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери З.; но кто может испытать бездну судеб Божиих и отеческий Его промысл, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать З. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ ее есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познавается и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова Персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел разсуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовью имеете о ней прилежание; ибо «боляй и служай равную мзду от Бога получают», через нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ветхий завет теперь уже кончился вечерей пасхальной; новый начался вместе с таинством Евхаристии; потому все, что можно было сделать, сделано в горнице Сионской; но ученики продолжали возлежать за трапезой, которая теперь в самом высшем смысле была для них трапезой Господней. Важность виденного и слышанного удерживала их на своем месте каждого. Не вставал и Учитель из-за трапезы. От полноты сердца Его уста хотели вещать, а их ухо – слушать. «Чадца», – возгласил наконец Господь, как бы желая между прочим показать, что это новоучрежденное Им сейчас таинство взаимной любви и воспоминания о Нем, необходимо теперь и по причине наступающей разлуки, – «чадца, еще мало время с вами есмь; взыщете Мене и не обрящете, и якоже рех иудеом, аможе Аз иду, вы не можете приити: тако ныне и вам глаголю. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; якоже возлюбих вы, да и вы любите (таким же образом) друг друга.   О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собой»..»     При напоминании о взаимной любви и верности, уста пламенного Петра невольно отозвались вопросом: «Господи, камо идеши?» – сказал он, провидя, что Учителю предстоит опасность, и желая разделить ее с Ним. «Аможе Аз иду», – отвечал Господь, – «не можеши ныне по Мне ити: последи же по Мне идеши». Если бы Петр презирал хоть сколько-нибудь в тайну этого великого, неразделимого теперь ни с кем пути, то, без сомнения, удовольствовался бы обещанием великой чести вступить на него некогда вслед за Учителем. Но эта тайна, как и тайна омовения ног, была еще превыше его: оттого – подобное прежнему явление неискушенной самоуверенности. Глагола Петр: «Господи, почто ныне не могу по Тебе ити? – Ныне душу мою за Тя положу!»..» «Душу ли твою за Мя положиши?» – отвечал Господь, как бы со скорбным чувством. – «Аминь, аминь глаголю тебе: не возгласит алектор» (еще до рассвета), «и ты отвержешися от Мене трикраты!»   Как ни настроено было беспримерным смирением Учителя чувство учеников к смиренномудрию, но такаямрачная измена Учителю для любви Петровой (всегда пламенной, только не всегда мужественной на деле) показалась сушей невозможностью. Чтобы сильнее отвратить от себя подобное нарекание, детская самонадеянность не усомнилась употребить даже не безобидное для других сравнение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

Теперь ему вместе с другими учениками, как проповедниками истины, предстояло вступить в борьбу со злом, в которой их могла поддерживать только любовь к Господу, теперь им предстояло испытать много бедствий и скорбей. Спаситель счел нужным заранее указать Петру, что ожидает его в будущем, чем окончится его апостольское служение. Заранее зная, что миссионерская деятельность сопровождается скорбями и трудами, Петр не мог уже опустить рук при первой неприятности, не мог роптать на свою судьбу. Это пророчество Господь высказывает в символической форме, Его речь таинственна, мученическая смерть Петра представляется под образом бессилия старца, с которым поступают против его воли. Господь говорит Петру: аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, амже хотел еси; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин – λλος 266 тя пояшет – ζσει 267 и введет – σει 268 , аможе не хощеши. Спаситель сравнивает два возраста жизни Петра: юность и старость. В тоже время, когда Он говорил это Петру, последний находился в зрелом возрасте. Не упоминание длинного промежутка времени между юностью и старостью Петра не делает сравнения странным, как думают некоторые (Люкке, Генгстенберг) 269 . Иисус указывает на юность, как на время полного самоопределения в контраст к существующему в старости бессилию. Этот контраст был бы ослаблен чрез упоминание промежутка времена между юностью и старостью. Впрочем, под юностью здесь можно разуметь длинный промежуток времени, в течение которого Петр мог поступать совершенно самостоятельно. Это открывается из слов Господа: поясался еси сам и ходил еси, аможе хощеши. Опоясывание самого себя – образ неудержимой энергии. На востоке, обыкновенно, опоясываются тогда, когда готовятся к работе, или путешествию ( 1Цap. XVIII:46 ; 2Цap. IV:29; IX:1 ; Лyk. XII:35; XVII:8 ; Uoah. XIII:4; XXI:7 ; Дeяh. XII:8 ). Петр в юности мог ходить туда, куда хотел. Никто не мог стеснять его действий. Совершенно не так будет действовать Петр в старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010