– Феногешка! – весело крикнул Николай, и голос его прозвучал, как у ребенка. – Барчук! – взвизгнул Феноген и, опрокидывая стулья, кинулся к Николаю. Он хотел сперва поцеловать его в плечо, но так как Николай вместо того пожал ему руку, то Феноген важно откинулся назад и ответил крепким, до боли, пожатием. Он позволял себе думать, что он не слуга, а друг Николая, и рад был публичному признанию его в этом достоинстве. Но поцеловаться все же нужно было. – И вдобавок пьян! – с веселым изумлением к постоянству Феногеновых привычек сказал Николай, ощутив запах водки. – Разве? – строго отозвался Александр Антонович. Мотая отрицательно головой, Феноген Иваныч благовоспитанно отступал задом и косил глаза, чтобы узнать, где дверь, но все-таки сперва попал в простенок и оттуда уже, на ощупь, добрался до двери. Все это заняло довольно много времени. В передней Феноген Иваныч приостановился, с нежностью осмотрел руку, которую пожал Николай, и, неся ее впереди себя, как нечто совершенно ему постороннее, хрупкое и ценное, тронулся в людскую. Вообще он уважал себя, но в данный момент самой уважаемой частью его тела была правая рука. В этот день Александр Антонович не поехал в правление и после обеда, за которым он выпил много вина, пришел в светлое и мягкое настроение. Обняв Николая за талию, он повел его в библиотеку, закурил сигару и, приготовившись к долгому слушанию, добродушно сказал: – Ну, теперь рассказывай: где был, что делал? Николай ответил не сразу. По телу его снова пробежала та же странная дрожь испуга, и глаза метнули взор к двери, но голос оставался спокойным и серьезным. – Нет, отец. Я прошу тебя оставить разговор о моих приключениях. – Я видел у тебя кошелек заграничной работы. Ты был за границей? – Был, – коротко ответил Николай. – Но довольно, отец. Александр Антонович нахмурил брови и встал с дивана. Заложив руки за спину, под сюртук, он прошелся по комнате и, не глядя на сына, спросил: – Ты все такой же? – Как видишь. А ты, отец? – Как видишь. Ступай, мне надо заниматься.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

Да, внутренняя социальная политика там очень развита и гуманна, но вот возможность такую жизнь наладить на маленьких островах произросла из морей крови индийцев, африканцев, из костей умерших от голода, болезней и пуль колонизаторов миллионов несчастных из заокеанских колоний " доброй старой Англии " . Да, впрочем, и своих простолюдинов власти Англии тоже не щадили. Если история государства на много веков пропитана кровью и грязью, отмечена сплошной чередой беззаконий, райское настоящее похоже на паталого-анатомическое отделение, где все исключительно чистое, почти стерильное, там светло, там климат-контроль, но при всем при этом это все-таки морг. Простите, если что-то не так. Сергей 29 мая 2013, 15:29 Добрый день Дмитрий. Спасибо за статью. Будь те добры, подскажите пожалуйста, где можно приобрести Вашу книгу о святых Англии. Храни Вас Гоподь. с поклоном Сергий. Даугвпилс, Латвия. Марина 29 мая 2013, 13:38 Огромное спасибо,Димитрий!Благодаря вам я смогла узнать о святых в землях британских и ирландских просиявших.Читала каждый ваш перевод Андрея Филлипса. Это очень обогатило меня в знании истории Православной(Вселенской) Церкви.Доброго здоровья и Божьей помощи вам во всех делах! Ирина 29 мая 2013, 13:35 Спасибо за статью. Я сама инвалид-колясочник. Ситуация в нашей стране действительно тупиковая. Антон 29 мая 2013, 12:57 Виктории: в России все не так плохо,как вы говорите.Да,пока не смогли сделать удобства для инвалидов.Но после того,как Запад,и в частности,Англия (вкупе с США) грабили Россию на протяжении 90-х,невозможно все наладить в момент.С нашим народом,в отличие от западных людей,все не так плохо.Русские люди гораздо более милосердные,отзывчивые,искренние,чем западные.Говорю это именно по собственному долгому опыту на Западе.Герой статьи сам никогда долго не жил на Западе и знает все по рассказам друзей.Я жил на Западе.Инвалидам там не так просто,как говорится в статье.Колясочникам проще ездить и гулять,это верно,но не более того. Все остальное-преувеличение.Большинство инвалидов гуляет около своего дома или сидит дома.Виндсерфинг для незрячих-такая же фантастика на Западе,как и в России.Меня удивляет и даже расстраивает в православных людей такое слепое поклонение Западу и полнейшее отсутствие способности рассуждать.

http://pravoslavie.ru/61818.html

В 1852 г. 4 сентября назначен он благочинным над уездными монастырями Московской епархии; переведен, 18 марта 1854 г., настоятелем в московский третьеклассный Знаменский монастырь, с сохранением ему лично степени второклассного архимандрита. В память войны 1853–56 гг. награжден наперсным бронзовым крестом на владимирской ленте, 26 августа 1856 г. Находящиеся при Знаменском монастыре старинные палаты бояр Романовых (окончательно переданы в дворцовое ведомство 25 фев. 1857 г.), по возобновлении, освящены 22 августа 1859 г., в присутствии Государя Императора, митр. Филаретом. К тому времени о. Иннокентий сопричислен, 2 мая, к ордену св. Анны 2 ст., но участвовал на этом торжестве, будучи настоятелем (с 7 авг.) Богоявленского второклассного монастыря, где он построил, для отдачи внаймы, каменный 2-х этажный с торговыми лавками дом и собрал на пользу обители значительную сумму денег. Назначен он, 4 марта 1860 г., благочинным столичных (вместо уездных) монастырей и переведен, 3 июня 1863 г., в Спасо-Андрониев монастырь на вакансию настоятеля, как благонадежный к исправлению значительных ветхостей, оказавшихся в том монастыре по долгому болезненному состоянию покойного архимандрита Платона. Он, в видах общей пользы, передал (в декабре того же года) из монастырской библиотеки в Московскую Епархиальную библиотеку Евангелие-апракос, писанное в два столбца на пергаменте, так как оно в монастыре не имело никакого употребления. В 1864 г., по случаю празднования 50-летия со времени открытия Московской семинарии, он пожертвовал на бедных учеников ее 50 р. от монастыря и столько же от себя, и изъявил готовность вносить в семинарию ежегодно по 100 р. из неокладных сумм монастыря, за что Высочайше соизволено (в 25 день июня 1866 г.) благодарить его и преподано ему благословение св. Синода (18 июля того же года). В 1865 г. издано в пользу Спасо-Андрониева монастыря «Историческое описание» оного, составленное Знаменским архимандритом, ныне епископом могилевским Сергием. В сане андрониевского архимандрита о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Прежние настоятельские кельи висели над пещерной церковью; их деревянная галерее защищала своды ее от дождевой воды; теперь же половина келий обрушилась и оттого может пострадать самая церковь . Несколько выше, подле другой малой церкви Успения и кельи Евфимия, находились убогие покои смиренного царя Георгия, где любил он безмолвствовать во дни великого поста. Благочестивое и болезненное лицо сего последнего царя из рода Багратидов напоминает нашего кроткого Феодора, сына Иоаннова, последнего из дома Рюрикова, который также предпочитал уединение келейное царским своим палатам и оставил o себе память во многих обителях. Но в Натлисмцемели келии молитвенного Георгия почти совершенно обрушились; до половины только сохранилась стенная живопись: Спаситель, сидящий между Пречистой Своей Матерью и Предтечей, Св. Нины и отшельника Додо; прочие лики обвалились вместе со стеной, а келия духовника царского обращена в ризницу. В числе замечательных ее древностей, утварей и книг особенно привлекли мое внимание богато украшенный крест Тинатины, супруги Кахетинского Царя Леона, и образ Предтечи, найденный при царе Ираклии в горах Гамборских. Полагают, что икона эта пятого столетия, времен Гургаслана: отсеченная глава Предтечи вырезана на деревянном блюде и вставляется в углубление иконы, обложенной богатой ризой, a на задней стороне доски есть много частиц святых мощей с надписями. От сих келий можно взойти на вершину Бодбелевой сторожевой башни, которая приникла к самому гребню утеса; но надобно прежде ползти по уступам витой лестницы, пробитой в скале, чтобы только достигнуть основания башни. Мертвые, но величественные виды открываются с нее на всю пустынную окрестность, до дальнего течения Куры, которая разделяет собой Карайския степи и только издали манит своими свежими водами истомленных жаждой в безводной равнине. Солнце уже было высоко; надлежало оставить обитель Натлисмцемели. Архимандрит Софроний благословил меня древней иконой великого Антония, отца всех пустынных жителей во вселенной, и благодушно вызвался вести нас к Давиду Гареджийскому. Вся братия проводила за врата обители, до того места, где мы нашли коляску, подле миндального сада монастырского. И авва Виссарион собрался также провожать нас под гору, но я убедил старца не оставлять своего горного жилища. Юные птенцы орлов, когда оперяются, испытывают силы свои по широкому небу; но те орлы, у коих уже оскудела сила их крыл, остаются на своих утесах; и сему также пожелал я духовного обновления юности орлей, дабы от своего выспреннего утеса мог он однажды воспарить к Солнцу правды и обрести упокоение долгому своему подвигу. Один из иноков, имеющий непременною обязанностью сносить под гору воду мимоходящим путникам, кто бы они ни были в пустыни, указал нам ближайшую дорогу на дно иссохшего русла; оно напоминало Кедронское, столь же безводно раздирая подножие утесов. Пустыня Гареджийская

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сию проповедь он читал в день святителя Алексея, который в том году выпал на предпоследний день Масленицы. Завтра -заговение на Великий пост. Увы, как сейчас, так и тогда люди не понимали, что Масленица не для того, чтобы перед постом полнее набить себе брюхо, а чтобы уже начать подготовку к долгому воздержанию. Ведь уже запрещено все мясное, Церковь своими установлениями постепенно смиряет плоть человека. Печально видеть в храмах на Масленицу мало народу, зато много – на площадях, где кипит веселье, в ресторанах, в кабаках, где гудит пьяный пчелиный рой. Наступает Великий пост, и смиряется плоть, хотя и с опозданием. Христиане начинают многодневный поход к главному празднику года – Пасхе Христовой. А после Пасхи, выдержав постное испытание, многие опять бросаются в неумеренное веселье, объядение, пьянство, разгул. – Чистая радость есть благородная и целомудренная дева, которая имеет неразлучною спутницею чистую совесть, которая может быть в обществе только с теми, которых и поступки непорочны, и слова скромны, и намерения чисты и возвышенны, – учил митрополит Филарет в пасхальной проповеди 1827 года в Успенском соборе Кремля. – Если грубое и безумное веселье мира заступает ее место, тем хуже. Мщение небесное за оскорбление небесной радости посылает проклятие на все источники радости земной. В 1827 году исполнялось пятнадцать лет Отечественной войне и изгнанию Наполеона. Новый император мечтал со своей стороны почтить память той победы. Обветшавшие Триумфальные ворота, деревянные, поставленные на площади Тверской заставы в 1814 году, он приказал разобрать и на их месте спроектировать новые, каменные. А еще во время коронационных торжеств царь ознакомился с тем, как движется строительство храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, и остался весьма и весьма недоволен. За почти десять лет там ничего не сдвинулось с места. Храм был заложен в 1817 году, но архитектор Витберг продолжал разрабатывать экономический проект строительства, в соответствии с которым на занятые в опекунском совете десять миллионов рублей предполагалось купить восемнадцать тысяч помещичьих крестьян с землей в Московской и близлежащих губерниях. Заработанные этими крестьянами деньги должны были поступать в казну, а та отпускала бы их на строительство храма. Кроме того, часть этих же крестьян предполагалось использовать на работах по возведению храма. А для доставки камня, найденного Витбергом в Верейском и Рузском районах Подмосковья, требовалось наладить судоходство. Однако Витберг оказался не лучшим руководителем, и многое из задуманного у него не получилось. Крестьян купили, камень стали заготавливать, но доставить его до места строительства так и не смогли. 300 тысяч рублей вообще оказались неизвестно где. История стара как мир, и там, где большие деньги, там и большие хищения. А в 1825 году Витберг лишился своего главного покровителя и крестного – императора Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

которыми облечен человек, явившийся под именем Его, должен, несомненно, убедить меня в том, что я отдала лучшие помыслы верующего сердца не Тому, для Кого они свято должны храниться, и кончаете тем, что, отрицая в Иисусе Мессию, вы, однако, не усматриваете в Нем лжеучителя, ибо Он ничему до сих пор не учил, никого не возмущал, Сам о Себе не говорил и так же неожиданно скрылся, как неожиданно пришел, и потому вы будете ждать от меня дальнейших сведений о развитии Его деятельности, чтобы дать решительное определение всему случившемуся. В последнем вашем письме вы тем не менее, с присущим вам чистосердечием, говорите, что если по исследованию пророков личность Иисуса ответит на все условия, ими предсказанные, вы уверуете в Него, не взирая на то, что появление Его в мире не будет подходить к усвоенным вами понятиям о Его пришествии. На этом я вполне успокоилась, дорогой отец, твердо убежденная, что скоро наступит день, когда в неизвестном еще сегодня человеке, воспрянувшем неожиданно из скромной среды трудящегося народа, обрадованный Израиль узрит обетованного Мессию, Божиего Христа. А теперь, по желанию вашему, продолжаю свое повествование обо всем том, что я знаю и слышала про Иисуса со времени отправления моего последнего письма. Уже прошло восемь недель со дня нашего возвращения из Галгала в Иерусалим, и мы ничего о Нем не слыхали до того времени, пока совершенно неожиданно, дней десять тому назад, не явились к нам Лазарь и Иоанн. Они вместе пришли в город и остановились в доме равви Амоса. Наш первый вопрос был, конечно, о том, — видели ли они Его? — Иоанн видел, — ответил Лазарь, — он вам все расскажет. Иоанн сидел задумчивый, и на озабоченном лице его лежал отпечаток твердого и непреложного решения. — Да, — промолвил он, — я Его видел и пришел сказать вам о том. Он сорок дней провел в пустыне и по истечении этого срока неожиданно предстал спели учеников пророка Иоанна, собиравшихся около своего учителя на берегу Иордана. Все говорили между собой о Нем и дивились Его непостижимо долгому пребыванию в поражающей своим мертвым ужасом безлюдной пустыне, как вдруг, остановив глаза на приближающемся издали человеке, пророк громко воскликнул: — Глядите! “Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!” Я оглянулся на подходящего к нам Иисуса. Он был бледен, и на утомленном, но глубоко мыслящем лице Его, одновременно со спокойствием, твердостью и милосердием, отражался неуловимый оттенок торжествующего величия. Я поспешил к Нему навстречу и с верой и любовью пал к Его ногам. Он поднял меня и сказал: — Хочешь ли идти за Мною? — Куда бы Ты ни пошел, — ответил я. — Где же Ты живешь, Учитель? — спросил пришедший вместе со мною один из учеников пророка по имени Андрей. — Пойдите и увидите, — сказал Иисус, и мы оба последовали за Ним. — Что же при этой второй встрече на Иордане произошло между Ним и Иоанном Крестителем? — спросил равви Амос.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

По долгому пребыванию мощей Ап. Аудрея в Царьграде по общению, родственному и духовному, императоров и патриархов Константинопольских с самодержавными и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом и в Московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал, как священный дар Святейшему Синоду, часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате. Благоговение древних христиан к Ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви православной. В 1698 году Россия установила орден во имя св. Ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла Апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. Ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего Апостола. В день, посвященный памяти св. Апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко Апостолов Первозванного, мужества тезоименитого Богоглагольника и Церкве возследователя верховного, Петрова сродника: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, Апостоле Андрее». Святого Фрументия, просветителя Ефиопии У Тирского купца Меропия был племянник Фрументий, которого он, по любознательности и по торговым делам отправившись в страны, прилегающие к Красному морю, взял с собою, также как и брата его, Едесия. Меропий, пристав к берегам Абиссинии, был убит вместе с другими от местных жителей (около 340 года), а Фрументий и Едесий, оставленные в живых, представлены Ефиопскому царю в Авксум. Царь поручил им важные при себе должности (казначея и письмоводителя), а по смерти царя, около 342 года, вдова его убедила братьев заниматься делами правления до совершеннолетия наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Большая заслуга труда о.Иоанна о Паламе – в том, что он превращает его из представителя принципа в значимого и оригинального богослова. Исихазм становится образом всей христианской жизни, произрастающей из Крещения, углубляемой молитвой и участием в Таинствах и обретающей исполнение в обожении. Многое из пастырского и духовного наследия Паламы уже было доступно в его проповедях, в которых он никогда не поднимает столь сложные вопросы, как различие между сущностью и энергией Бога. Исследование глубинного содержания богословия Паламы в «Триадах» позволило о. Иоанну (и другим) поместить пастырское богословие и богословие Таинств его проповедей в более точно обозначенный богословский контекст. Цель сотворения человека, по Паламе, состоит в единении человека с Богом. В нашем падшем состоянии обожение предполагает восстановление полноты падшего, разрозненного человечества. В этом устремлении объединяются личная молитва , аскетизм, участие в Таинствах, а также деяния любви и заботы о ближнем. Труд о. Иоанна Мейендорфа восстановил для всего христианского мира – восточного и западного – истинные очертания богословского учения св. Григория Паламы . Влияние о. И. Мейендорфа Труды о. Иоанна Мейендорфа , посвящённые св. Григорию Паламе , – его издание «Триад», книга «Жизнь и труды св.Григория Паламы: Введение в изучение» и статьи, в основном 1950-х годов, собранные в альманах «Византийский исихазм: исторические, богословские и социальные проблемы», 457 – изменили картину исследований исихазма в общем и св. Григория Паламы в частности. Многое, как мы уже видели, осталось незавершенным. Особенно жаль, что Мейендорф так и не ответил на критику Романидиса. К тому же после 1959 года появилось много исследований, посвящённых «долгому последнему веку» Византии: собрания сочинений и трактатов и много работ о Паламе, его современниках и последователях. Что касается вопроса о связи богословия латинского Запада и византийского Востока, сейчас существует крупный исследовательский проект, посвященный изданию и осмыслению множества византийских переводов и толкований Фомы Аквинского: «Thomas de Aquino Byzantinus». Проект базируется в Королевском колледже Холлоуэй под предводительством Хараламбоса Дендриноса и Иоанна Димитрокопулоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Алчущий и жаждущий святости, Он оставил мир, Свой народ и себя самого... Он живет бессмертно, Окружённый своими волками... Он шествует над темной землёю. Своим жезлом он рассекает Мрак издалека на четыре стороны... Он странствует без пути, И путь рождается позади него. 332 Мы видели почитание св.Иустином св.Саввы, пренебрежение которым он оплакивал в своём журнале «Христианская жизнь». Он также написал книгу со «Святосаввием» в названии. Нация, сформированная королевской династией, к которой принадлежал св.Савва, и Церковь , вдохновлённая его строгой монашеской духовностью, являют собой неразрывное единство. Очень скоро это понимание будет подвергнуто долгому периоду испытаний. Когда турки-османы триумфально прошествовали через Европу, Сербия оказалась раздроблена и потерпела поражение в битве на Косовом поле, «поле чёрных дроздов». Это стало ещё одним из факторов, определяющих сербскую идентичность, а князь Лазарь, погибший в этой битве, был прославлен как мученик. С падением Константинополя в 1453 году большая часть Сербии была включена в состав Османской империи. Сербы как православные оказались частью Rum Millet 333 под юрисдикцией Константинопольского Патриархата; они потеряли свою национальную Церковь (первоначально в течение первых десяти лет после падения Константинополя и окончательно к 1766 году). Положение сербов в Османской империи было ужасным. В XIX веке, оказавшись зажатой между османами, Австро-Венгрией и Российской империей, Сербия пошла по кровавому пути к свободе, достигнув её, наконец, в 1920 году. Сербская Церковь как отдельный Патриархат была восстановлена на территории нового государства Югославия, Королевства сербов, хорватов и словенцев, объединяющего различные религиозные традиции: Православие, католицизм и ислам . После Второй мировой войны Югославия стала коммунистической под властью И.Б. Тито и затем, с падением коммунизма, оказалась вовлечена в гражданскую войну. Этот последний конфликт показывает, что её положение между католической Европой и Османской империей и давление с их стороны суть не только исторические воспоминания, но горький опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Афганец, священник, муж и отец — Конечно, я никогда не думал, что стану священником, — позже рассказывает отец Олег. — Первым делом, после окончания школы я подал документы в МГУ на мехмат, но не поступил. Мне показалось, что это несправедливо, я расстроился, а так как в тот год экзамены во все вузы были в один поток, то поступил на вечернее отделение МИСиС (Московский институт стали и сплавов). 23 февраля, 2011 — Конечно, я никогда не думал, что стану священником, — позже рассказывает отец Олег. — Первым делом, после окончания школы я подал документы в МГУ на мехмат, но не поступил. Мне показалось, что это несправедливо, я расстроился, а так как в тот год экзамены во все вузы были в один поток, то поступил на вечернее отделение МИСиС (Московский институт стали и сплавов). Москву, как и другие города, можно за что-то не любить, но с точки зрения комфорта, конечно же, мегаполис имеет явное преимущество перед маленьким подмосковным поселком Свердловский, где живет семья священника Олега Гирбы. Маленькие домики, тусклые фонарики… хотя, для жизни все есть. Школа, садик, музыкальная школа, больница, шашлычная, баня, магазины с ностальгическими названиями «Стимул кооп», «Сельпо»…, а где же церковь? А церкви долгое время здесь и вовсе не было, как будто не живут здесь люди, не хотят встречать Рождество и Пасху, не нужно им причащаться, а кому хочется можно проехаться по другим деревням, и там в местных храмах успокоить свою душу. К местной церкви маршрутки не ходят. Ходит почему-то только рейсовый московский автобус, проходящий примерно 1 раз в час. Альтернатива долгому ожиданию — прогулка по полю в одуванчиках. И вот я, наконец, у церкви. Передо мной — ухоженный, но совсем маленький домик лазурного цвета с крестиком на крыше и цветочными клумбами у входа. Открываю двери и слышу хрустальный голос матушки Александры, подпевают ей старшие дочки, прихожане кладут поклоны, крестятся, а по окончании службы уходить не спешат. Удобно усаживаются на нехитрых деревянных скамеечках, берут детей на руки и слушают проповедь…

http://pravmir.ru/afganec-svyashhennik-o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010