4. Ибо все люди в меньшей или большей степени участвуют во всех подвижнических трудах;14 однако же каждый человек15 занимается и особенно пользуется одним из этих трудов в соответствии с тем служением, через исполнение которого, - больше, чем через что-либо другое, - он, как ему кажется,16 наиболее приближается к просветленности помыслов и озарению мышления. В этом труде он особенно усерден, исполняя его так, что становится более искусным в нем,17 чем в других . 5. И это - не от перемены18 в теле и не из-за обычной борьбы против него.19 Напротив, благодаря долгому опыту и различным , которые он вкушает, собирает он чудесную пользу от труда, плоды знания и сокровище, которое складывает он внутри себя20 в результате преуспеяния в служении своем.21 6. или в чтении, или в псалмопении, или размышлении, или в молитвах, или в труде коленопреклонений, или в сокровенных молитвах сердца. И это то, о чем сказано: Закон положен не для праведников,22 потому что во всем, что они делают, целью своей ставят они приблизиться к Господу при помощи той части , которая быстрее всего , и той части закона, благодаря которой воссиявает в них любовь Господня. Не думают они о том, эта к общему правилу или же она по цели своей отлична и обособлена от обычая других ; ибо они не порабощены обычаю или правилам, которые столь детально изложены для недисциплинированных. Весьма часто служение их влево или вправо, они подобны людям, приблизившимся к свободе в знании своем благодаря готовности воли их угождать Господу:23 стремятся они только как можно скорее достичь знания и ощущения24 Господа, не взирая ни на людей,25 ни на человеческие мысли, ни на обычай. 7. Поэтому, когда начинают они идти , во всем получают они помощь, но особенно преуспевают благодаря этому одному ; действуют же они с усердием и страхом, а не презрительно. Благодаря этому божественная сила все более содействует им в этом одном , которое, как мы говорили, и составляет их служение. 8. Хотя настолько свободно ведут они себя, будучи превыше закона благодаря истине, которой обладают они в самих себе, то есть божественной любви, когда приходят они к людям или в общину, ведут они себя точно так же, как другие, полностью следуют обычаям, которые там существуют26 и наряду с другими во всех деланиях их, при этом полностью оставляя свое обычное .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Из этих слов ясно было видно, с каким презрением относился беззаконный царь к христианской вере. Посему все, веровавшие во Христа, пришли тогда в страх и ужас, и некоторые из них искренно обещали царю служить богам, другие же только для того, чтобы избежать мучений, а те, которые имели истинную любовь к Богу, не радея о телах своих, отвечали на слова мучителя тем, что снимали поясы свои и уходили от него. В это время премудрый и сильный духом Урпасиан, будучи одним из царских сановников, воспылав ревностью по Боге, подошел к беззаконному царю и, повергши пред ним на глазах всех свою мантию и пояс, сказал: — Царь, так как с этого дня я — воин небесного и бессмертного Царя, Господа Иисуса Христа, Бога моего, то возьми назад данные тобою мне знаки чести и славы, ибо эта честь и слава временны, и я более в них не нуждаюсь. Эти слова Урпасиана были так неожиданны для Максимиана, что он, услышав их, изменился в лице и долгое время не мог произнести ни одного слова. Потом потер лице свое и, с яростью взглянув на святого мученика, зарычал, как дикий зверь, говоря: — Сейчас же повесьте сего презренного и бейте его по телу воловьими жилами. Повеление царя немедленно было исполнено и, когда святого мученика предавали долгому и немилосердому истязанию, он, обратив взор свой к небу, молился и не ощущал никакой боли. После сего мучитель повелел снять святого с дерева и сказал предстоящим: — Заключите сего изменника в мрачную темницу, пока я не придумаю, какой смерти предать его. В темнице святой мученик радовался и веселился, воссылая молитвы свои Господу. Между тем Максимиан повелел принести и приготовить для мучений некое мучительное орудие, представлявшее собою железную клетку, и, выведши святого из темницы, поместить в эту клетку, повесив его к вершине ее. Когда это повеление царя было исполнено, и святой Урпасиан уже висел, то жестокий мучитель велел зажечь факелы и опалять ими со всех сторон тело его. И в то время, как это совершалось, святой мученик Христов, вися внутри клетки, предавался молитве, мучители жгли его факелами до тех пор, пока всё тело его не искапало каплями на землю и, растаяв как воск, не смешалось с прахом земным, а кости его не испепелились и не стали такими, как пыль на гумне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

4. Ибо все люди в меньшей или большей степени участвуют во всех подвижнических трудах;14 однако же каждый человек15 занимается и особенно пользуется одним из этих трудов в соответствии с тем служением, через исполнение которого, - больше, чем через что-либо другое, - он, как ему кажется,16 наиболее приближается к просветленности помыслов и озарению мышления. В этом труде он особенно усерден, исполняя его так, что становится более искусным в нем,17 чем в других деланиях> . 5. И это - не от перемены18 в теле и не из-за обычной борьбы против него.19 Напротив, благодаря долгому опыту и различным благам> , которые он вкушает, собирает он чудесную пользу от труда, плоды знания и сокровище, которое складывает он внутри себя20 в результате преуспеяния в служении своем.21 6. Это служение может состоять> или в чтении, или в псалмопении, или размышлении, или в молитвах, или в труде коленопреклонений, или в сокровенных молитвах сердца. И это то, о чем сказано: Закон положен не для праведников,22 потому что во всем, что они делают, целью своей ставят они приблизиться к Господу при помощи той части служения> , которая быстрее всего приводит к этой цели> , и той части закона, благодаря которой воссиявает в них любовь Господня. Не думают они о том, принадлежит ли> эта часть> к общему иноческому> правилу или же она по цели своей отлична и обособлена от обычая других людей> ; ибо они не порабощены обычаю или правилам, которые столь детально изложены для недисциплинированных. Весьма часто служение их отклоняется от правил> влево или вправо, ибо> они подобны людям, приблизившимся к свободе в знании своем благодаря готовности воли их угождать Господу:23 стремятся они только как можно скорее достичь знания и ощущения24 Господа, не взирая ни на людей,25 ни на человеческие мысли, ни на обычай. 7. Поэтому, когда начинают они идти по пути> , во всем получают они помощь, но особенно преуспевают благодаря этому одному деланию> ; действуют же они с усердием и страхом, а не презрительно. Благодаря этому божественная сила все более содействует им в этом одном делании> , которое, как мы говорили, и составляет их служение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Свидетельством распространения катарской ереси на юге Франции служит дошедшая до нас относящаяся к 1165 г. запись собора в Ломбе, укрепленном поселении, расположенном между Альби и Кастре. Еретики, называвшие себя bom hommes – «добрые люди», отстаивали свои позиции перед местными епископами в присутствии влиятельных представителей местной знати, a также, вероятно, графа Раймона V Тулузского и его супруги. Они отказались обсуждать вопросы о крещении и браке, а также излагать свои воззрения на вопросы веры или приносить какие бы то ни было клятвы. О Евхаристии и исповеди «добрые люди» говорили очень уклончиво, зато охотно критиковали недостатки католической церкви и клира, в том числе присутствовавших на встрече епископов, постоянно цитируя Новый Завет и избегая любых упоминаний о Ветхом завете. Епископы Гильом Альбийский и Госцелин Лодевийский признали их еретиками и настоятельно советовали рыцарям перестать привечать «добрых людей», что, по всей видимости, было актуально. Эти меры, однако, не помешали катарам собрать в 1167 (или 1174 г.) свой «собор» в Сен-Феликс-де-Караман, на котором якобы присутствовали катарские епископы из Северной Франции, Альби и Ломбардии, а также представители катарских «церквей» Каркассона, Эжена и Тулузы; возглавлял собрание некий эмиссар из Константинополя по имени Никита 180 . Граф Раймон V Тулузский в 1177 г. просил помощи в борьбе с распространяющейся ересью у папы и своих светских сюзеренов, но не получил ее в достаточной мере. Все внимание папы Александра III было занято в тот момент конфликтом с императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой. Только 4 ноября 1184 г. папа Луций III, положив конец долгому противостоянию между папством и империей, выпустил веронскую буллу Ad abolendam, посвященную борьбе с ересями, текст которой был в 1215 г. включен в постановления IV Латеранского собора. В булле задача разоблачения еретиков и расследования ересей возлагалась на епископов, которые должны были посещать те области своих диоцезов, где предположительно имели место проявления ереси, и опрашивать местных жителей под присягой, известно ли им что-либо о еретиках. Светским сеньорам надлежало помогать этим расследованиям под страхом наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Воистину воскресе Господь!    Глубокочтимый батюшка отец Димитрий!    Благословите.    И я так хорошо помню Пасху 1932 года, а, быть может, еще лучше — время после Пасхи. Но это уже неповторимое время в нашей жизни. Продолжалось оно с некоторыми неизбежными трудностями приблизительно до Рождества; а потом произошел надрыв. Но хочется верить, что любовь Христова — однажды начавшись — не кончится вовеки. Однако опыт жизни показывает, что за сохранение ее нужно постоянно и сильно бороться; иногда даже удивляться приходится, как ее еще нет, тогда как сердце уже изболелось от плача по ней; но не теряю надежды, что, помощью Божиею, мы избежим поражения.    Получение весточки от Вас мне доставило большую радость. Я ожил снова. Не спорю, что по временам за истекшее время от Великого поста (1933 г.) до этой Пасхи мне бывало так горько, что я едва не пожалел о нашей встрече. И это несмотря на то, что я предвидел неизбежность всего происшедшего; с самого начала нашей переписки я всегда со страхом принимался за письмо... и только сознание, что в течение какого-то времени это необходимо, — придавало мне силы. Чуть ли не с первых писем я отрекался от выпавшей мне роли, прежде всего потому, что в настоящее время сия роль не только мне, худейшему и несмысленному, но, быть может, и никому другому не по силам. (Объяснить это сейчас я не имею возможности.) Во-вторых, потому, что именно эта переписка и привела нас к тому долгому по времени искушению, которое мы пережили и которое, быть может, благодатию Божиею, не повторится.    Если в том, что говорю, Вы увидите что-либо другое, кроме любви, то ошибетесь.    Теперь уже кончилась всякая нужда в той форме наших отношений, какая существовала ранее. Время ее прошло окончательно. Молитва друг за друга — вот преимущественно что остается нам. Сила молитвы весьма велика. Вы уже вкусили горечи на том пути, на который вступили... но это еще только начатки. Как горько и скорбно душе на пути следования за Христом Господом «на вольную страсть». Недаром преподобный Иоанн Лествичник говорит: «От хлеба, что с горьким зелием да яст, от чаши, что со слезами да пиет, да не в суд себе воинствует».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

Не желаю быть упорен в своем мнении, желаю принять лучшее, как скоро мне покажут оное, только думаю, что здесь очень кстати правило: не прелагать пределов, которые отцами положены». Святитель Филарет к сожалению не мог повлиять не решения Синода, но его мнение о тех новшествах, которые проводились с помощью масона Нечаева, четко сформулированы в данном письме. Они ограничивались рамками Вселенских Соборов. Но святителя мало кто слушал. «Но делать новый закон, чтобы угодить людям необузданных страстей, которые где вчера видели святость родства, туда сегодня простирают преступные желания, – полно, стоит ли туда?» . Не поэтому ли святитель Филарет вышел из состава Святейшего Синода и официально не принимал в его решениях участия? Восставать против законной власти императора он не смел, но и расписываться в отступлениях от священных канонов он также не мог. На месте обер-прокурора оказался граф Н.А. Протасов. Он получил образование у гувернера-иезуита и всегда симпатизировал католицизму. Он был продолжателем политики Петра I и на Церковь смотрел с точки зрения государственной пользы. «С членами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них, и даже пытался по-военному командовать ими. Считая Русскую Православную Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера» . Отсюда видно, в каком угнетенном положении находилась РПЦ данного периода. Неудивительно, что именно в этот период были приняты законы о добровольном сложении монашества и священства. Можно предположить, что законы эти не были необходимостью и не вытекали неизбежно из нужд Церкви той эпохи, а были навязаны ей враждебным духом времени и вошли как нечто чужеродное церковному каноническому строю. Однако они продолжают существовать и поныне и вошли в церковный обиход благодаря долгому навыку. Отменить их никто не дерзал из-за авторитета Святейшего Синода. Итак, начиная со средины XIX века, монашествующие или клирики могли добровольно просить Синод о снятии с себя сана и монашества.

http://pravoslavie.ru/30975.html

Немецкий мотор работает лучше отечественного. То же самое можно, наверное, сказать и о соотношении работы их и наших чиновничьих аппаратов. Теперь нужно заставить мысль ещё чуть-чуть побыть на свету и не убегать в привычные сумерки. Нужно следующим шагом признать, что моторы и конторы у них работают лучше не просто потому, что у нас в конторы плохо подбирают кадры, а моторы собирают «с бодуна». Это не ответ. Очевидно, что-то есть в сознании их — и отсутствует в сознании нашем. Не в руках и кошельках, а в сознании! Эти отсутствующие в одном месте и присутствующие в другом внутренние качества придают особый характер всей жизни и не могут возникать в один день. Усидчивость, ответственность, пунктуальность, аккуратность… Просто где-то их воспитывали столетиями, а где-то — нет. Где-то, возможно, воспитывали не менее важные качества, просто не заметные в производстве автомобилей и в канцелярской рутине. Нельзя просто пытаться ввести у себя то, что вчера увидел где-то. Законы, привычки, чистота, взаимная вежливость… То, что радует глаз в чужом саду, долго росло, окапывалось заботливыми руками и сумело сберечься до сего дня трудом и заботой хозяина. Хочешь себе того же — приготовься к долгому созидательному труду. Да поинтересуйся ещё, какие невидимые внутренние качества наиболее понадобятся. Потому что невидимое важнее видимого. Первое вечно. Второе — временно. В творчестве невозможно банальное копирование. И быстрый плод в масштабных трудах невозможен. А если возможен, то это — «химическое яблочко», которое даже червячок есть откажется. Нужен труд, причём двоякий: видимый и невидимый. Монастырский хлеб вкуснее обычного. И клумбы цветочные в монастырях красивее своих «мирских» аналогов. В монастырях обычно всё вкуснее, трогательнее, красивее, чем в миру, потому что живущие там должны трудиться двояко. Там нужен обязательный умный труд и невидимая брань (без них монастырь становится колхозом). Но там нужно и личное усилие в различных послушаниях, чтобы не есть хлеб даром. Сочетание работящих рук и молящегося сердца — это подлинное выражение православной цивилизационной самобытности. Эту идею нужно сильно прижать к сердцу и сродниться с нею. А затем её стоит двигать и распространять. Потому что людей, которые одновременно молятся и трудятся, причём любят и умеют делать оба дела, у нас очень мало. А они должны быть везде.

http://radonezh.ru/monitoring/ochagi-i-a...

А затем духовник " от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати " , глаголет Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней[ 4 ]. Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню[ 5 ]. Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что " нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному " [ 6 ]. По 6-й песни канона - кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: " Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и нУжда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполнЯяй " [ 7 ]. За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что " Христова врачебница всем открыта " , всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния[ 8 ], что и сам диавол, видя эту " врачебницу… пострадав уязвися " , и в сознании своего бессилия признается: " Убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй " [ 9 ]. Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых. Чин на разлучение души от тела[ 10 ] Кроме " Канона на исход души " в Большом Требнике и в " Иерейском молитвослове " есть другой умилительный канон[ 11 ], творение Андрея Критского, который входит в " Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет " . Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви - небесной и земной, призывает " ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы " [ 12 ], " всех благочестиво в житии поживших " , призывает " вси земнии концы совоздохнуть и соплакать " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

Убежденность в том, что постановление 1415 года в принципе идет вразрез с ортодоксальной традицией средневекового папства, явно нашло отражение в постановлениях I Ватиканского собора (1870), который торжественно декларировал прямую и непосредственную власть пап над церковью и епископами. Если в этих резолюциях выражена вера римо–католйков, то с этой точки зрения соборное движение – ничто иное, как революционное и еретическое учение 856 . Иными словами, постановление собора 1415 года о верховенстве очевидно не соответствует решениям I Ватиканского собора. С другой стороны, есть группа исследователей, которая утверждает, что Констанцский собор был законным Вселенским собором, и его решения обязательны для всех католиков. В противоположность мнению консерваторов, они считают правила Констанцского собора догматическими определениями, каждое из которых должно соблюдаться во всей полноте 857 . Конечно, среди современных сторонников соборного движения нет единомыслия по всем вопросам. Некоторые из них даже заявляют, что «Haec sancta synodus» не является непреложным догматом. И хотя документ носит характер законного постановления в рамках канонического права, его положения не следует возводить в ранг вероучительной нормы 858 . Одним словом, аргументы современных концилиаристов намного убедительнее и звучат исторически более обоснованно. По большому счету, их взгляды совпадают с мнением наблюдателей XV столетия. 3. Ферраро–Флорентийский собор Избрание папы Мартина V в 1415 году отнюдь не означало конца соборного движения. Напротив, концилиаристы отстаивали свои позиции против папистов вплоть до Ферраро–Флорентийского собора 1438–1439 годов. Как прекрасно показано в образцовом исследовании об этом соборе 859 , он стал переломным моментом в борьбе между двумя сторонами. Именно на Флорентийском соборе был нанесен смертельный удар соборному движению Запада. Но Флорентийский собор, конечно, знаменит и тем, что оказался последней из предпринятых в позднем Средневековье совместных попыток обеих церквей преодолеть взаимное соперничество и положить конец долгому расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

По долгому пребыванию мощей ап. Андрея в Царьграде и по общению родственному и духовному императоров и патриархов Константинопольских с самодержцами и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом, и в московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от Вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал как священный дар Святейшему Синоду часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате 921 . Благоговение древних христиан к ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и бороду густые. Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви Православной 922 . В 1698 году Россия установила орден во имя св. ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего апостола. В день, посвященный памяти св. апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко апостолов первозваннаго, мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, апостоле Андрее» 923 . Паримии на вечерне Церковь произносит из Первого соборного послания ап. Петра: первая содержит в себе обращение апостола к христианам – переселенцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, где ап. Андрей странствовал с проповедью слова Божия ( 1Пет.1:1 – 2:6 ); вторая глаголет о страданиях Иисуса Христа, коими Он нам оставль образ, да последуем стопам Его и коим особенно последовал Первозванный, быв распят на кресте ( 1Пет.2:21 – 3:9 ); третья – о страданиях плотию по примеру Иисуса Христа, производящих спасительную перемену жизни нашей, какая произошла с теми, коим ап. Андрей проповедал Евангелие ( 1Пет.4:1–11 ). В Евангелии утреннем Церковь благовествует о призвании ап. Андрея от ловитвы рыб в ловцы человеков, вместе с другими рыбарями ( Мф.4:18–23 ). Чтением Апостола на литургии Церковь изображает уничиженное состояние апостолов ради спасения своего и других ( 1Кор.4:9–16 ), а чтением Евангелия благовествует о первом призвании Андрея, давшем ему имя Первозванного, и исповедании им Спасителя Мессией ( Ин.1:35–51 ). День св. апостола Иакова Зеседеева

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010