Физически он одряхлел, а в нравственном отношении заметнее всего обнаружилось в нем ослабление воли до тех пор крепкой. Сознавая, что при этом болезненном состоянии не может проходить свою должность так, как привык проходить, он дождавшись приезда митрополита в Лавру, просил себе увольнения от должности. Митрополит отклонил эту просьбу, а на указание о. Антония на его немощь, заставляющую его лежать в постели, отвечал поговоркою: «хоть лежа, да в корню оставайтесь». Воротясь в свою келью о. Антоний пал на колени пред иконою, и сказал со слезами: «да будет воля Твоя Господи!» и решился оставаться уже до конца жизни на месте служения. В 1873 г. был у него легкий нервический удар. Язык его уже не совсем свободно говорил, память его не редко ослабевала до того, что он забывал недавно бывшее или недавно сказанное им. Это бывало с ним особенно во время болезненных припадков. Когда он чувствовал себя лучше, то в его речах, в его суждениях можно было узнать прежнего о. Антония. Но он оставался прикованным к своей постели; не только ходить, но и сидеть для него было тяжело. Изредка еще решался он сам совершать литургию; но нужно было, чтобы его постоянно поддерживали двое диаконов. Управление Лаврою передано было духовному собору, к о. Антонию обращались за советом в более важных делах. О Антонию, привыкшему ежедневно быть за службою церковною, тяжело было лишение этого утешения вследствие болезненного его состояния. Во внимание к сему митрополит благословил при его келиях устроить домовую церковь , которая и сооружена на иждивение усердного О. П. Тюляева. Свои физические страдания переносил он всегда благодушно, но не редко со слезами говорил о том, что не имеет сил к долгому вниманию в молитве. Но потом он успокоился несколько видением, как он говорил, митрополита Филарета, который сказал ему: «читай: Христос воскресе из мертвых». По болезненному состоянию конечно лучше бы о. Антонию отказаться от должности и он избавился бы от тех скорбей, которые пришлось ему испытать в последние полтора года его жизни, но у него не стало на это решимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

– Есть! Я из Новополоцка, здесь работаю. У меня сегодня день рождения. В первый день очередь совсем небольшая. Это не NIGHT PARTY, как говорили некоторые блогеры о стоянии к Поясу Богородицы. 2-3 часа – и люди у святыни. Что будет в последующие дни, неизвестно, но первый день именно такой. Кстати, и закрывается доступ в очередь непривычно рано: официально – в 17:00, по факту – после 18:00. – Как же так! А как быть тем, кто работает?! – расстраивается женщина, которую эта новость застала при выходе из метро «Парк культуры». Вдруг – очень уж знакомая фигура рядом с очередью: монашеская мантия, седые волосы из-под клобука, четки на левой руке, панагия… да это же епископ Пантелеимон (Шатов)! Владыка стоит у ограждения, беседует с заплаканной женщиной, потом – с другой. Оказывается, Восточное викариатство отвечает за помощь людям, которые стоят в очередях к святыням. Каждый день с 7 утра до 10 вечера дежурят по 5 священников, а епископ, как ответственный за викариатство, «тоже должен здесь находиться, помогать батюшкам, чтоб они не уставали, поддерживать их». Правда, больше батюшек вдоль очереди пока не видно. Владыка идет вдоль ограждения с пасхальным приветствием. – Христос воскресе! Мимо почти пробегают к следующему кордону люди, в ответ – один-два неуверенных возгласа: – Воистину воскресе! Он снова: – Христос воскресе! Девушка в короткой юбке кивает головой, неуверенно: «Спасибо», парень машет рукой, типа: «Да, да, воскресе». – Христос воскресе! – Воистину воскресе! – наконец, уже громко, все вместе отвечают бегущие к мощам. Владыка улыбается и идет дальше... На вопрос о святителе Николае говорит: – Для меня святитель Николай – это образ смирения и кротости. И образ удивительной любви. Та благодать, которая есть у святителя Николая, – это благодать, конечно, данная за его смирение. И этого образа – смирения и кротости – нам очень сильно сегодня не хватает… В очереди много детей, пока они усталыми не выглядят, взрослые – гламурные москвички и совсем негламурные, пожилая женщина с палками для Nordic walk, мужчина со складным стулом на плече, женщина в шубе – готовилась к долгому стоянию, наверное, семейные пары с детьми, студенты, студентки, много беременных с уже хорошо обозначившимися животиками. Мужчина с небольшой картонной рамкой, в которую вклеена фотография архимандрита Кирилла Павлова и…

http://pravmir.ru/creative/ochered-nadez...

Последнего в открытой и чистой форме в епархии ещё не наблюдалось. Очагом, от которого во все стороны летят искры штундового пожара, является пограничное с наиболее заражённым штундой уездом с. К., где, благодаря долгому «безвременью» на священников, штундизм сильно окреп. С состоянием здешнего штундизма я был совершенно не знаком и старался узнать от местных пастырей нужные мне живые сведения. «Да вот, скоро приедут батюшки из П. и Д., где есть штунда, вы и узнаете обо всём подробно», отвечали на мои расспросы мои собеседники, очевидно, не желавшие выносить сора, даже и для миссионера, из чужой избы... Батюшки из П. и Д., действительно, скоро приехали и откровенно поведали мне о печальных делах своих приходов. В селе П. штундист появился недавно и сильно мутит народ и, хотя собраний, под влиянием административных воздействий, не устраивает, но пропаганду ведёт упорно и умело. Священник с ним не видится и бесед с народом не ведёт. В селе Д. штундизм существует больше года. Штундисты все из бывших шляхтичей, приписаны к крестьянскому обществу и потому пользовались крестьянским наделом. По примеру К-ских штундистов, они завели самые тесные сношения с Ясной Поляной и даже спрашивали письменно графа Толстого, не следует ли им, как К-му вожаку, съездить к нему, чтобы поговорить о вере». За графа отвечала молодая графиня – дочь Льва Николаевича, «что если есть средства на дорогу, то можно и приехать, в противном случае, лучше дома сидеть: всё что нужно, можно-де сообщить письменно». Продолжаются ли эти письменные сношения и теперь, священник не знает, но штундисты Д. приняли всю «догму» толстовства, в доступной, конечно, их уму-разуму форме. Священник устроил было раз публичное увещание штундистов. Беседа продолжалась долго, в присутствии большого собрания православных, которых штундисты успели сильно смутить своими издевательствами над церковною жизнью и церковными установлениями и кощунственными речами, «что церковь выдумали попы», что они для этого «перевернули» евангелие, что Иисус Христос – человек, а не Бог, а что Бог в природе и в нас, что нет особых существ-ангелов, нет и диавола, не будет где-то там ни рая, ни ада».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот отдельно стоит, посреди монастырского двора, где было место прежней деревянной церкви Живоносного Источника, надгробный памятник второго настоятеля, схимника Димитрия; а здесь, пред нами, у самого преддверия собора, гробницы блаженного старца Ефрема и моего предместника Нифонта. Оба много потрудились для обители, и старец Ефрем велел тут положить себя при входе, как бы на страже. Пахомий и Исайя, у которого я жил келейником, положены с северной стороны собора, а старец Назарий, о котором конечно вы много слышали в столице, по его долгому настоятельству в обители Валаамской, погребен у алтаря теплой церкви, и вы видите его памятник отсюда. Если хотите поклониться могилам наших отшельников, Марка и Серафима, то они здесь отдыхают, с южной стороны собора. Может быть, для вас утешительно будет», продолжал Исайя, «взглянуть и на портреты всех бывших настоятелей наших, чтобы таким образом, хотя заочно познакомиться с ними!», и он ввел меня в кельи архиерейские, светлые и просторные, где обыкновенно останавливаются Тамбовские Архиереи. При самом входе встретил нас сонм подвижников настоятелей, начертанный довольно искусною кистью, исключая двух первых, которых изображенья менее хороши; но несмотря на грубость живописи, чрезвычайно замечательно постническое, строгое лицо первоначальника, схимника Иоанна; длинные черты заживо иссохшего облика выражают всю пустынную летопись его труженической жизни, проведенной в лесах и пещерах, и внушают невольное благоговение; обличительным взором смотрит он, как бы из другого мира, на суету здешнего. С особенною любовью указал мне Игумен на портрет многострадального старца Ефрема, и действительно нечто особенно благодатное сияло в светлом лице его. Он казался согбенным от дряхлости, но сквозь глубокие морщины проявлялась его духовная, обновленная юность, и светлый взор соответствовал снисходительной улыбке уст, готовых открыться для приветливого слова. Не напрасно начертана была надпись на портрете: Ефрем не Сирин ты, но Русский ты Ефрем, Саровской пустыни броня еси и шлем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Пресвятая Богородица принимает самое живое и спасительное участие в судьбе Святой Церкви, которую Господь стяжал Своею честною кровию. Для того Господь и оставил после Себя на земли Пречистую Матерь Свою, да Ее присутствием, советом, поучениями и теплыми молитвами Святая Церковь умножается, утверждается и приемлет дерзновения стоять даже до крове за Господа Своего. По молитве Ее, апостолы, заключенные в темнице, освобождены были ангелом, – святый Стефан перенес благодушно мученическую кончину; Савл из хищного волка претворился в кроткого агнца, из гонителя сделался учеником 67 . Пресвятая Богородица призирает на иноческие обители. Молился преподобный Сергий, чтоб Она призрела на место основанной им обители. Скорая Заступница явилась ему и сказала: «о обители твоей не скорби; отныне она не будет иметь недостатка ни в чем, и не только пока жив ты; но и по твоем отшествии к Господу я всегда буду призирать обитель твою, подавая нужное в изобилии и сохраняя и покрывая ее» 68 . Пресвятая Богородица ограждает нас от нападений диавола и злых духов. Она подвигает на диавола все небесные силы, призывает пророков, апостолов, собирает мучеников, преподобных, праведных – и с ними приходит на помощь к нам, ополчается около нас и подает победу над врагами 69 . Пресвятая Богородица принимает участие в час смерти каждого человека. Во время разрешения души от тела, святая церковь от лица умирающего молится тогда к Пресвятой Богородице: се время помощи, се время заступления твоего; в час сей ужасный предстани ми, помощнице необоримая; приклони ухо Твое ко мне, Христа Бога моего Мати, от высоты многия славы Твоея, и услыши стенание конечное, и руку ми подаждь. Нощь смертная мя постиже не готова к долгому оному пути страшному, да спутешествует ми Твоя милость. Владычице 70 . О почитании Святых Божиих Святые угодники, просиявшие святою жизнью и учением, по скончании своем, не умирают для нас; но как друзья Божии и близкие Богу не оставляют нас и по кончине своей, а помогают нам в наших нуждах и ходатайствуют пред Богом в наших немощах. Святая церковь заповедует своим чадам с благоговением чтить день кончины их, прославляет их подвиги в священных песнопениях, в молитвах призывает их на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

. 1 августа 2018, 23:14 Людмила (1 августа 2018, 13:57)! Хочу Вас разочаровать. МИИТ носил имя Императора Николая II с 28 декабря 2015 года по 6 июля 2017 года. С последней даты и по сегодняшний день он называется Российским университетом транспорта (РУТ). И уверена, что процент поступающих в МИИТ по молитвам, примерно такой же, как процент православных (реальных, не номинальных) в России. К сожалению. Галина 1 августа 2018, 23:13 До воцерковления я верила всей той клевете, которую рассказывали о Николае II и его семье. Потом я посмотрела на многие события другими глазами, стала интересоваться, читать книги, и как же мне стало стыдно за мое прежнее мнение о царе! Однажды я ехала в Оптину и должна была перед этим заехать в Клыково передать подарки. Дорога оказалась очень трудной и долгой, уже ночью я добралась до Клыково и поняла, что уже нет сил ехать в гостиницу в Козельск. Попросилась переночевать, если найдется место для меня. Место нашлось, и первое, что я увидела, войдя в комнату, была большая икона Св. Царственных Страстотерпцев! Я поняла, что с их помощью я одолела трудную дорогу и получила надежный приют. Ольга 1 августа 2018, 22:13 Святой страстотерпец царь Николае! Помолись, пожалуйста, у престола Господа Иисуса Христа о нашем сыночке Димитрии! Ему очень трудно сейчас. Если есть на то воля Божия, пусть Господь исцелит его духовно и физически! Аминь! юрий 1 августа 2018, 20:23 Хочу также рассказать о небольшом чуде.Я приехал в Петербург,а у родственника на машине вытекло масло из двигателя на ходу и двигатель заклинил .Приготовились к долгому ремонту!Мы пошли в Петропавловский собор и помолились рядом с непризнанными останками Царской семье,-естественно,что Царственным мученикам!Пошутили,что если двигатель не повредился,то благодари Бога и Царственных мучеников!Прочитали канон Царственным страстотерпцам,а на следующий день оказалось,что двигатель в порядке,только заменили небольшую прокладку и машина исправна.Ну.чуда,конечно руками не пощупаешь,всё по вере!Если откроют придел с непризнанными останками и потянется народ,то думаю,чудес там будет не пересчитать!

http://pravoslavie.ru/114797.html

А сам ты, чадо мое возлюбленное и брат, все более и более укрепляйся в страхе Божием и усиливайся в своем твердом уме, облекшись в смиренномудрие и умеряя себя во всем: слове, движениях, ответах, приеме, следовании, пище и питье, дабы, в этом уподобившись сыну Божию, ты был принят на небесах как великий и честный. Будь осторожен, трезвен, хорошо предусматривай для братьев все, как духовное, так и телесное. Пользуйся мягкими словами в подобающее время и поражающими, когда должно, чтобы в том и другом отношении получить одобрение. А все мы, братия, будем подвизаться за будущие блага, за Царство Небесное; пусть никто не будет легкомыслен, ни ленив. Чадо мое Николай, отбрось от себя привычку к долгому сну, если она у тебя еще есть, дабы тебе быть еще большим украшением братий, и незамедлительно являйся по правилам. Ты же, тезоименитый Анфиму, будь украшением добродетелей. Благоглаголивым душою к Божественному слуху яви мне себя, Евлалий 281 . Но и ты, мой Феоктист, будь ценностью и приобретением Божественной заповеди, будь во всем послушен эконому, как мне самому, став доброполезным для братий во всем. Радуйся, Антоний мой, седой и волосами, и разумом; пребудь в своем терпении и наследуй участь Авраама. А ты, Мелетий мой, предмет Божественной заботы, будь внимательным к своей добродетели и безупречен как для внутренних 282 , так и для внешних 283 . И ты, Пафнутий, поревнуй добродетели того, чье имя принял: будь свят, и пусть в тебе не будет и вида лукавства. С ними и ты, Пионий брат, напой себя еще силою и крепостью и будь мышцей монастыря. Но и ты, Паламон мой, длань Божия, укрепляйся; и даже ты, Серид мой, будь опорой монастыря и украшайся доброделанием. Точно так же, положив хорошее начало, проходи свой путь, Серапион мой 284 , великое имя. [Но] прежде всех и после всех 285 ты, родное мне чадо и любезный эконом, господствуй над страстями, как Иосиф над племенами, украшенный целомудрием и прочими добродетелями. Ты вместо меня для них глава, и руководитель, и отец. Сохрани невредимыми моих чад, а твоих братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Почему же взято это словосочетание? Когда подъезжаешь к большому городу, то знаешь, что далекие еще и молчаливые очертания домов и башен, труб и деревьев скрывают в себе многообразную и шумную жизнь. За буквенными очертаниями каждого слова и контекста слов Священного Писания «жизнь жительствует». Одной ссылкой на Ветхий Завет и его чаяния здесь ничего не объяснишь или объяснение будет только формальное. Да и незнаком современному верующему Ветхий Завет. Конечно, потому так было определено христианство, что оно есть учение именно о Божием Царстве, а не о земном, о Царстве духовном, неотмирном и небесном. Иудеи отвергли Христа только потому, что Он вместо осуществления их мечты о земном царстве позвал к небесному. Все Евангелие и весь Новый Завет решительно отстраняются от решений каких бы то ни было проблем земного устройства человечества, устроения земного царства. Все в нем перенесено в созидание внутреннего духовного человека для входа в Царство Небесное. Для руководства в этом созидании и для возможности предощущения будущей полноты Жизни к ученикам Христовым после Его Вознесения сошел Святой Дух. Он ведет истинную Церковь Христову по долгому историческому пути. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек… (Он) научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Царство Небесное приспустилось незримо на землю, чтобы уже сейчас начинать жительствовать в сердцах ищущих благодати Святого Духа. «Царствие Божие внутри вас» (Лк.17:21). Царство Божие есть Царство Святого Духа. Апостол говорит: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Значит одно и тоже сказать: христианство есть учение о Царстве Божием, или учение о Царстве Святого Духа, еще и теперь, на земле, начинающем жить в своих рабах. Вот что говорит авва Макарий Великий: «Как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия и душа мертва для царства и без Духа не может делать того, что Божие. Посему, кто старается уверовать и прийти к Господу, тому надлежит молиться, чтобы здесь еще принять ему Духа Божия, потому что Он есть жизнь души, и для того было пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь — Духа Святого… Если душа в сем еще веке не примет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы и не сделается причастною Божеского естества… то она непригодна для Небесного Царствия». Будущая жизнь начинается здесь, но «здесь» начинается то, что непричастно «здешнему», «здесь» начинается обетование или залог будущей полноты духовности. Вот почему это «здесь» неотмирно. Потому Евангелие и приняло именно это определение, что оно раскрывает основную неотмирность и духовность нового вероучения. Тогда тем более понятны слова преподобного Серафима о том, что цель нашей жизни — стяжание Святого Духа Божия. Стяжание Его — это и есть стяжание Царства Божия, или Царства Небесного, или — иными словами — стяжание истинного христианского духоносного бытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

В результате общения и должны появиться те люди, которых Господь называл «солью земли», которые препятствуют гниению мира, разложению общества. Вспомним историю о том, как Господь явился Аврааму в виде трёх Ангелов, перед тем как покарать города древности Содом и Гоморру (Быт. 19). Авраам спрашивал Господа, пощадит ли он эти города ради десяти праведников. «Не истреблю ради десяти», - сказал Господь. «А ради меньшего числа?» Но, увы, не нашлось этого минимума праведников в тех развращённых городах, и ныне на месте этих городов безжизненное Мёртвое море. Так и в нашей жизни - ради праведников, которые есть истинные христиане, которые берегутся от греха и исполняют заповеди Божьи, ради них сохраняется наш мир, сохраняется цивилизация, продолжается история. - Будет ли под вашим началом создан совет или сообщество из священников, служащих в воинских частях и на кораблях Северного флота? - Отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами Российской федерации существует уже давно, но пока на уровне Мурманской митрополии. Его руководителем является настоятель храма Спаса-на-водах протоиерей Андрей Амелин. Наша епархия примет самое активное - может быть, определяющее - участие в работе отдела. Уже пятеро священников нашей епархии стоят на штате во флотских соединениях, и их число будет увеличиваться. Разработан реальный и достаточно напряжённый план взаимодействия органов военного управления Северного флота с Североморской епархией на 2014 учебный год. Он будет утверждён командующим Северного флота и мной. Буквально недавно мы были на авианосце «Адмирал Кузнецов», который готовился к небывало долгому походу и решению важных задач в неспокойном районе. На корабле 2500 человек, я прибыл туда побеседовать с матросами, офицерами. Было много индивидуальных вопросов, в основном от молодёжи. Ребята беспокоились, как всё у них получится, как перенести столь долгий отрыв от родной земли, а также делились тревогами: у одного бабушка тяжело болеет, другой волнуется, дождётся ли его девушка... Это важные внутренние переживания, которыми и должен заниматься священник. Он может дать нужные наставления, помочь духовно. И в первую очередь эта помощь должна быть от Господа, а не от человека, не от психолога. Господь согреет душу - человеку необходимо помолиться, чтобы почувствовать эту таинственную поддержку Отца нашего Небесного. Я спросил ответственных за воспитание личного состава, где молитвенная комната или церковь корабельная, мне ответили, что им подарили специальный набор походной церкви, который надо установить в отдельной каюте, но его ещё не установили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Обусловливаемая потребностями времени кратковременность наставлений, впрочем, не стояла в противоречии с формальным требованием Спасителя о предварительном наставлении обращавшихся к Нему. Хотя в Его заповеди и сказано «научите», но это выражение не заключает в себе необходимого требования, чтобы до крещения было производимо обстоятельное научение всем догматическим и нравственным истинам христианского вероучения. Подобного рода наставление должно было происходить уже после крещения, как видно из того, что слова: «уча их соблюдать все, что я повелел вам», – в заповеди о крещении поставлены после слов: «крестя их»... и пр. Относительно продолжительности оглашения во втором веке мы не имеем свидетельству. Но нет сомнения, что и здесь, в большинстве случаев, оно было непродолжительно. То тревожное состояние Церкви Христовой, которое в эту эпоху очень часто грозило смертью даже лицам только объявившим себя последователями Христа, по еще не получившим крещения, ясно говорить за такое предположение. Но впоследствии Церковь нашла необходимым сделать время оглашения более или менее продолжительным. Еще во времена Апостолов были случаи, когда оказывалось необходимым откладывать обращающимся время крещения на довольно долгий срок. Из 1-го послания к Коринфянам мы видим, что между христианами того времени находились такие, которые не понимали духа христианства. Таков был коринфский кровосмесник 148 , который сделавшись христианином, вовсе не оставлял своих языческих привычек и жил с своею мачехою. Очевидно, такой человек должен был подвергнуться, долгому по времени оглашению. Апостол Павел, когда повелевает отлучить его от Церкви, предать его снова сатане, как он был предан и прежде, до крещения, «на измождение плоти да дух спасется», как бы указывает на то, что такому лицу крещение сообщено было слишком поспешно. После, во времена гонений, когда язычники особенно подозрительно относились к христианскому обществу, старались подмечать в христианах какие-либо пороки, обвиняли их, по поводу их собраний, в неслыханных, ложно выдуманных преступлениях, когда пастыри Церкви не раз видели, как одни оставляли Христа и приносили жертву идолам из страха мучений, а другие, следуя ложному учению врагов – философов, снова переходили в язычество, иные же, увлекаясь обольстительными бреднями еретиков, к довершению бедственного состояния Церкви, появившихся в это время во множестве, присоединились к какому-либо из них, – Церковь с особенною строгостью и разбором должна была принимать в число своих последователей вновь обращавшихся, новых христиан, должна была с особенным тщанием испытывать твердость их убеждений в принимаемой ими религии и до сообщения им еще крещения научать их совершенно добрых дел, чтобы поспешным принятием в свое общество не наполнить Церковь Христову недостойными членами и таким образом не подать язычникам повода клеветать на всю Церковь и обличать христиан в различных пороках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010