Несогласие Патриарха Константинопольского на посвящение Самвлака, не остановило гордого Литовца, он созвал опять Епископов в Новогродок (1416 г.), и принудил рукоположить Григория Митрополитом Киевским и всея Руси. Чувствуя однакоже неправильность своего поступка, собор хотел оправдаться окружною грамотою, в коей обвинял не только корыстолюбие Фотия, но и Царей Греческих, будто бы из личных выгод посылавших Митрополитов в Россию, и вместе с тем изъявлял свое уважение к Патриархам Вселенским и догматам православия. Со своей стороны Фотий созвал Епископов области Московской, предал анафеме действия собора Новгородского и самого Симвлака, и всеми силами старался восстановить нарушенное единство Церкви; но не мог сего достигнуть при жизни соперника, утвердившего свою кафедру в Вильне. Григорий, приверженный к догматам Восточной Церкви, неравнодушно видел иноверие своего Государя и убеждал обратиться к православию; но Витовт, избегая сам состязания, принудил его ехать на Запад, где длился собор Константский. Самвлак остался непоколебимым в преданиях отеческих и скоро скончался в Вильне (1420 г.). Тогда Митрополит Фотий, уже более опытный, по долгому пребыванию в России, воспользовался обстоятельствами, и провожая В. Княгиню Софию к отцу ее, восстановил согласие, которое не нарушилось до смерти обоих, ибо в последние дни Витовта, Митрополит имел еще раз дружественное свидание в Троках с ним и с Королем Польским Ягеллом. Весьма чувствительна была кончина Фотия для благосостояния княжества Московского, терзаемого междоусобием единокровных, после мудрого правления Василия Дмитриевича. Брат его Юрий восстал на юного сына его Василия, законного В. Князя, которого поддерживал Митрополит властью святительскою, смиряя непокорных страхом отлучения. Но когда не стало в Москве главы церковного, вспыхнули опять раздоры, самые жестокие в летописях наших. Казалось, прежде нежели могла отдохнуть Россия, от двухвекового ига Татарского и внутренних распрей, чтобы возвеличиться в лице Uoahha III , – все сии долголетние бедствия должны были в последний раз обрушиться на отца его Василия. Чего не испытал он в тридцатишестилетнее правление? И суд в Орде пред Махмет Ханом с честолюбивым дядею, и пленение тем же Ханом, в час неудачной битвы, и дважды свержение с престола великокняжеского от единокровных, темницу и наконец, самое ослепление! Но страдальцу сему обязано отечество за его твердость в догматах православия, ибо никогда Церковь Российская не подвергалась подобной опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Боюсь только, что с литургии Великой Субботы начнется расслабление духа и плоти. Нового пока в нашей жизни мало. Результаты январской ревизии... нам еще неизвестны. Известно было только еще до ревизора, что по хозяйственной части у нас дефицит: кроме дороговизны здешней, большую беду причинил нам, видимо, эконом , теперь уволенный, – видимо, „мудрейший сын века сего“. Праздновали юбилей (25-летие епископства) Владыки Мисаила; по правде сказать, довольно сухо прошло празднование, хотя речей было довольно, равно как были и подношения. Толкуют все о том, что Владыку уволят на покой. Моя жизнь становится всё менее и менее келейною, потому что дверь постоянно отворяется и идет народ с самыми разнообразными делами. Поэтому, хотя сижу в келии много, но на „покой“ очень мало похожа моя келия: слишком сложны обязанности. Отдых мой состоит только в поездках по приглашениям к знакомым в праздник. А число знакомых понемногу увеличивается, благодаря долгому сравнительно сидению на одном месте (уже шестой год в Олонии). Впрочем, чем дальше живу в Олонии, тем менее показываюсь на глаза высокой и широкой публике, служу и проповедую почти только в семинарии». Но наступил час, когда Господь призвал архимандрита Фаддея к архипастырскому служению. 5 декабря 1908 года он был назначен на кафедру второго викария Волынской епархии и 12 декабря освобожден от должности ректора Олонецкой духовной семинарии. Отъезд пришелся на зиму, на время самых суровых морозов. Весть о расставании с отцом ректором, к которому за шесть лет его служения уже все привыкли, словно пробудила от спячки и преподавателей, и учащихся. Многие из бывших воспитанников семинарии, несмотря на зимнюю стужу и метель, направились из сел и городков в Петрозаводск, чтобы проститься с архимандритом Фаддеем и в последний раз получить благословение того, кто своей кротостью, глубокой молитвенной настроенностью и верностью в служении Богу благотворно воздействовал на их сердца, приуготовив их для принятия веры живой, истинной, возводящей человека в полноту меры возраста Христова (Еф.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Ужасы смерти, все слившиеся и сплотившиеся в ночь умирания, делают человека на смертном одре беспомощным. Здесь единственная помощь – воскресшая Богоматерь, Которая для нас – воскресение, ибо родила воскресшего Победителя смерти. Поэтому к ней и обращен вопль: «Нощь смертная мя постиже неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному: да спутешествует ми Твоя милость, Владычице» (песнь 7). – Тогда милосердие Всемилостивой Богоматери служит единственным пристанищем и прибежищем для изнемогшей от страха грешной души, и последняя с воплем молится: «Множество грехов моих да не возможет победити Твоего многаго благоутробия, Владычице, но да обыдет мя Твоя милость и вся да покрыет беззакония моя» (там же). «Убегнути ми варвар безплотных полки, и воздушныя бездны возникнути, и к Небеси взыти мя сподоби, да Тя во веки славлю, Святая Богородице» (песнь 8). «Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице» (там же). В смертных мучениях душа вся претворяется в потрясающий вопль и умилительно молится: «Помилуйте мя, Ангели всесвятии Бога Вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых: не имам бо дела блага, возмерити мерилу злых моих деяний» (Канон Чина, песнь 7). «Недоумев от всех, к тебе, Хранителю окаяннаго живота моего, стеня зову горько: виждь моих уз вечных озлобление, и не оскудей о мне моляся» (песнь 8). И отчаянный крик измучившейся бедной души: «Плачите о мне ныне и рыдайте, адово дно и бездна, и червь и тартар: муки убо вся о мне возстоните: един бо от христиан ведохся, вам предан бых еже мучитися горько» (песнь 9). В Осмогласнике (Октоихе) преподобного Иоанна Дамаскина , в Каноне усопшим (суббота, на стиховне стихиры покойны, глас 2), поется: «Егда плотскаго соуза хощет душа моя от жития разлучитися, тогда ми предстани, Владычице, и безплотных врагов советы разори, и сих челюсти сокруши, ищущих пожрети мя нещадно: яко да невозбранно пройду на воздусе стоящия князи тьмы, Богоневестная» (песнь 8). «Управи, Чистая, окаянную мою душу, и ущедри ю от множества прегрешений, во глубину поползшуюся погибели, Всенепорочная, и в час мя смертный Ты исхити оглаголующих демонов, и всякия муки» (глас 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

На другой день Пасхи наместник патриарха армянского пригласил меня в великолепную обитель св. Иакова на величайшее торжество своей церкви, совершающееся в память просветителя Армении Григория. Монастырь сей, выстроенный над тем местом, где отсекли главу апостолу Иакову, уступает красою и обширностью только храмам Воскресения и Рождества. До семисот келий в пространных дворах его помещают ежегодно около пяти тысяч поклонников, и многочисленные террасы, с коих открываются роскошные виды, дают ему подобие крепости. Главный собор высок и пространен, и стройные ярки его сводов опираются на четыре обширные столба; около них идет внутренняя галерея кругом всего собора. Бесчисленные лампады, как в зеркале, отражаются на фаянсовых, голубых стенах, и так почти всегда убраны святилища армянские. Открытый алтарь высоко поднят над помостом и богатая завеса, закрывавшая его от взоров во все время великого поста, была уже с торжеством отдернута накануне поклонниками, которые дорого платят духовенству за сию почесть. Внутреннее зодчество собора составляет средину между византийским и западным, и потому франки утверждают, что монастырь сей выстроен королями испанскими в честь их патрона св. Иакова. Но он был основан грузинами во времена их благоденствия, и не более трехсот лет, как достался в руки армян, вместе с хорами храма Воскресения, как о том свидетельствует грамота, хранящаяся в патриархии иерусалимской. Армяне обязываются ею уступить свои святилища грузинам, как скоро сии последние в состоянии будут платить Порте ежегодную подать за обладание сею обителью. Вообще в Иерусалиме все, что греки приписывают грузинам, латины относят к испанцам и так обратно. Однако же в сей торжественный день, наместник служил литургию не в главном соборе, но в тесном, боковом приделе св. Иакова, где только один мог помещаться, совершая тайны над самым местом отсекновения главы апостола. Оно, как и все подобные святыни в Палестине, означено мраморным на полу кругом, над коим воздвигнут престол. Я застал проповедь пред великим входом. С богатой кафедры говорил ее наместник бегло и живо на турецком языке, которым армяне владеют лучше турок. Бесчисленная толпа народа безмолвно сидела на коленах, обратясь лицом к кафедре и приделу св. Иакова; после проповеди продолжалась литургия, отчасти сходная с нашей, исключая некоторые молитвы и важных изменений, вкравшихся по долгому расколу армянскому. Пред освящением даров наместник снял с себя митру латинскую и богатый вакхас, и остался в одной ризе священнической, ибо архиереи армянские не имеют, подобно нашим саккоса, царственной одежды, которую им даровали греческие императоры, из уважения к высокому сану.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

То же писал и патриарх Антиохийский Феодосий, который вместе с тем жаловался на тяжкое гонение, им претерпленное от Ахмета эбн-Тулуна. В продолжение собора пришло известие о кончине патриарха Иерусалимского Феодосия, и новый патриарх Илия, брат бывшего на Иерусалимской кафедре Сергия, написал также общительную грамоту к Фотию, чрез епископа Мартиропольского Василия 200 . Таким образом, весь Восток пребывал и остался с ним в постоянном общении. Около тридцати лет продолжалось святительство Илии, сильного в Иерусалиме по своему именитому роду и по тем заслугам, какие оказал сарацинам отец его Мансур, и по долгому правлению брата, патриарха Сергия. Влияние его распространялось и на Египет; он посвятил в Иерусалим Христодула, уроженца Алепского, в патриарха Александрии, и, когда не хотели принимать его в Египте, сам Илия пошел и утвердил на кафедре рукоположенного им святителя, что доказывает доверенность, какою он пользовался у преемников султана эбн-Тулуна. Проникнутый бедствиями своей паствы и родины, Илия подражал примеру одного из своих предшественников, патриарха Фомы, искавшего себе помощи на Западе, и послал, с двумя иноками, красноречивое послание: ко всем благочестивым и славным князьям, от рода великого императора Карла, царям всей земли Галликанской, митрополитам, архиепископам и епископам, пресвитерам, диаконам, клирикам Св. Церкви, инокиням и всем вообще поклонникам Господа Иисуса Христа, именитым мужам и женам, кафолическим и православным всего Христианского мира 201 . «Мы полагаем нужным уведомить вас, – писал патриарх, – о великих и неисчислимых бедствиях, которые терпим от преступного и богоненавистного народа, и о коих могут достаточно возвестить вам приходящие сюда богомольцы; но одна вещь наипаче нас сокрушает и се доверяем мы любви вашей чрез сию нашу грамоту. Видя храмы наши разрушенными или падающими от ветхости и не дерзая обновлять их, мы со многими воздыханиями и слезами молили милосердого Бога, дабы во славу святого Своего имени, дал нам средства воздвигнуть церкви, нашим потом и трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

4 мая Виктор получил и оффициальное извещение от св. синода о своём назначении, присланное с нарочным из Киевской консистории 515 . Св. синод предписывал отправляться немедленно в Киев для хиротонии 516 . Митрополит Самуил, поздравляя Виктора с высоким назначением, со своей стороны, советовал ему выезжать из Слуцка безотлагательно, «на второй или на третий день» по получении указа. Дело не терпит промедления». – писал он: «ничего не берите с собой, кроме необходимаго на дорогу. Ризница будет здесь, равно как и всё прочее, нужное для хиротонии. Возьмите разве одного иеромонаха и одного иеродиакона для исправления треб – из экономических рассчётов». Митрополит, далее, предлагал Виктору для помещения, по прибытии в Киев, одно из своих предместий и ещё раз выражал желание, чтобы Виктор выезжал скорее 517 . «В назначенное время выехать не могу никоим образом», – отписывал Виктор митрополиту 518 и причин для этого было достаточно. Первой причиной, по собственному сознанию Виктора, была его совершенная неподготовленность к перемене, которая имела совершиться в его жизни: нужно было собраться, осмотреться. А затем, самое путешествие в Киев, путешествие того времени, обещающее сколько угодно неприятных случайностей, особенно когда отовсюду шли вести о «совершенном бездорожьи», не могло совершиться экспромптом. Нужно было кой-чем запастись на дорогу, а также и приготовиться к наверное долгому отсутствию. Необходимо было привести в ясностъ дела, счёты; сдать монастырь «достойному иеромонаху – по своему усмотрению», – как предписывал митрополит; отписать Георгию, митрополиту, Киевской консистории; воспользоваться советом митрополита, и т. д., и т. д. 519 : всё это должно было взять не один день. Только на седьмой или на восьмой день по получении указа Виктор мог выехать в Киев. Хиротония была совершена без замедления. 4 июня последовало наречение Виктора во епископа 520 , а через пять дней, 9 июня, в день сошествия Св. Духа, совершена и хиротония. В Софийском Кафедральном соборе, в торжественном служении этого дня и в хиротонии участвовало пять архиерев: два митрополита – Самуил Киевский и Серафим Лакедемонский 521 , один архиепископ и два епископа 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Куплено 26 топоров, дано рубль 10 алтын, по 10 денег топор. Куплено у Боровских крестьян у Левы с товарыщи 4000 драниц, дано 2 рубля 13 алтын 2 деньги. Куплено дехти 16 ведр, дано 32 алтына. Офонька Куролгинскои ехал с Кукобоя в монастырь, издержал на конскои корм гривну. Васька Фераповтовскои ездил в Семеновское с рыбою за старцом Христофором, издержал на конскои корм гривну. Кирилку Юшкову за шюбу к обмене 6 алтын дано з белозерские с монастырские лавки полавочново 3 алтыны. 6 ковшов, дано 3 деньги. 70 каменев мережных, дано 5 денег. Меньшеи казначеи старец Силиван купил 20 блюд тверских, дано 2 алтына 4 деньги. 100 шил да 100 игол мешки шити, 7 алтын 5 денег. Труду на 4 деньги. Холстов 146 аршин, дано рубль 14 алтын 5 денег. 15 кож яловичьих, дал 2 рубля 14 алтын 3 деньги. 8 боранов и телятин 7 алтын. 51 ужищо, 21 алтын пол 2 деньги. 42 решета да три грохоты, 9 алтын 4 деньги. От мятья от кож дал казаком 9 денег. Делал перед казною крыльцо да онбары крыли, дал 2 алтына 2 деньги. 6 плах осиновых на брацкие мисы, дал 2 алтына. Наимовал делати 23 сапоги, притачки дал от дела 12 алтын з деньгою. Наимовал прясти 38 гривенок веревок, дал 6 алтын. Наимовал дубу возити, дал наиму 11 алтын. Нанял 200 чяш брацких точити, дал задатка 2 алтына. 22 ведра дехти, дал рубль 9 алтын 2 деньги. 2 веретеища холщовых, дал 8 алтын 4 деньги. Даваны деньги на швално мастером годовои оброк. Статья по рублю: Якову Лаптю, Паше Данилову, Иваше Куре, Поташю Сапожному, Кондраше Килке, Ивану Кожевнику, Поснику Новгородцу, Завьялу Кожевникову, Василью Ванюку. Крохе кузнецу, Турунтаю Посникову, Ондрею Ложишнику, Нечаю кузнецу, Ивану кузнецу, Микуле кузнецу, Меньшику токарю, Кондраше седельнику, Ондрею Посникову. Итого 18 человек, денег дано им 18 рублев. Статья по 30 алтын: Въялке Пашину, Баженку Лаптеву, Ивану Ферапонтовскому, Самутке Долгому, Ивану Копыту, Никите Батукалинке судописцу, Окатку Посникову, Исачку Кочережникову, Ивашку Лаптеву. Михалку Полстовалу, Юрью Свинье, Фетьке Зубку, Юрью Мухе, Русину Березниковскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

К отвержению от мира с его удовольствиями единодушно призывали и апостолы Христовы: «Юноши… не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», — призывает ап. Иоанн  (1 Ин. 2, 14–16). «Смех ваш да обратится в плач… дружба с миром есть вражда против Бога», — говорит ап. Иаков (4, 9, 4).«Я вам сказываю, братия… время уже коротко, так что… радующиеся должны быть как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся: ибо проходит образ мира сего», — пишет ап. Павел (1 Кор. 7, 29–31). Но относится ли все это к детям? Здесь надо помнить, что лишь то разовьется у детей впоследствии, склонность к чему была заложена у них в раннем возрасте. Наша обязанность — приучить детей с раннего возраста к тихой жизни. Тогда в них может развиться сосредоточенность, внимательность к своему внутреннему миру и появиться вкус к духовным переживаниям, к тихим радостям, к жизни в Боге. Всему этому нет места в жизни, полной шума, удовольствий и развлечений. Епископ Феофан Затворник пишет: «Молодой цветок, посаженный там, где со всех сторон дуют на него ветры, немного потерпит и засохнет; трава, по которой часто ходят, не растет; часть тела, которую подвергают долгому трению, немеет. То же бывает и с сердцем и с добрыми в нем расположениями, если предаться мечтам, или пустому чтению, или развлечениям. Кто долго стоял на ветру, особенно сыром, тот, зашедши в затишье, чувствует, что все в нем, как не на своем месте; то же бывает и в душе, развлекшейся каким бы то ни было образом. Возвратившись из рассеяния в себя, юноша находит в душе своей все в извращенном порядке, а главное — некоторым покрывалом забвения задергивается все доброе, и на первом плане стоят одни прелести, оставленные в душе впечатлением… Отчего, возвратившись в себя после какого-нибудь рассеяния, душа начинает тосковать? Оттого, что находит себя обкраденною. Рассеянный сделал душу свою большою дорогою, по которой через воображение, как тени, проходят соблазнительные предметы и манят за собою душу» («Путь ко спасению»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Великоселец Шумило Князев купил рыб свежие 94 судоки головы, денег дано 3 рубля, да просольные рыбы купил 3 бочки судочины, денег дано 2 рубля 8 алтын 2 деньги. Куплено масла красново пол 2 пуда, денег дано 28 алтын 3 деньги. Великоселец Шумило Князев купил в монастырь погонную лотку, денег дано 30 алтын. Куплено сала рыбья 3 пуда с четвертью, денег дано рубль 18 алтын 4 деньги. Куплено 210 свич сальных, дано 16 алтын 4 деньги. 36 овчин, денег дано рубль 14 алтын 4 деньги. 10 телятин выросков, дано 8 алтын. В деревне в Кабачине у Онтонка куплен стожек сена, дано 16 алтын. Куплено сукно брацкое 23 аршина, денег дано 19 алтын з деньгою. 127 телятин, денег дано рубль 22 алтына 3 деньги. Кивуискои приказщик Гаврило купил рыб просольные судочины и лещевины 10 бочек, денег дано 5 рублев с полтиною, да 40 пластеи сущу, денег дано 4 гривны. Куплено икры паисьи 10 пуд, денег дано 3 рубля 20 алтын. Ездил к Москве к государю святои водои с успенскои отец наш игумен Матфеи да старец Пахомеи Григоров да старец Исаия, а с ними на судне ходили подмонастырьные казаки в гребцох до Рыбные 10 человек: Трофимко Терин да Ивашко Тимофеев с товарыщи, дано им наиму 2 рубля 3 алтына 2 деньги. Да корщику Симаку дано наиму 13 алтын 2 деньги. Романовы Слободки овчинник. Гаирилко делал в казну 56 овчин, дано от дела 9 алтын 2 деньги. Куплен лжычен, дано 5 денег. За успенские рубахи дано Занке Боровитину пол 3 алтына, Смольке Рукинскому 2 алтына 2 деньги. Даваны деньги на швальне мастером годовои оброк. Статья по рублю: Якову Лаптю, Паше Данилову, Ивану Шекуре, Поташу сапожному мастеру, Кондраше Килке, Завьялу Кожевникову, Василью Ванюку, Ивану Кожевнику, Олексею Шабалде, Крохе кузнецу, Турантаю Посникову, Андрею Лошкарю, Нечяю кузнецу, Ивану кузнецу, Микуле кузнецу, Меньшику токарю, Кондраше седельнику, Ондрею Фомину, Поснику Наугородцу. И всего 19 человек, а денег дано 19 рублев. Статья по 30 алтын: Вьялке Озацкому, Баженку Лаптеву, Ивану Ферапонтовскому, Самутке Долгому, Ивану Копыту, Никите Бату, Ивашку Лаптеву, Михаилу Полстовалу, Микуле Малому кузнецу, Окатку Посникову, Федору Зубу, Русину Березниковскому, Юрью Мухе, Исачку Кочережнику, Калине судописцу, Бажену Сапожному, Подосену суконнику, Тимохе Свахе Ларьке Шестерне, Ивашку токарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

приготовление иконных досок представляет все же и в северной России, при ее лесных богатствах, сложное хозяйство, требующее многолетнего процесса сушки приготовленных досок. Древнейшие новгородские, псковские иконы сохраняются прямыми и лишены разрывов, тогда как московские и суздальские оказываются вогнутыми, и их необходимо подвергать долгому распариванию, чтобы привести в должное состояние. Между тем, именно для московских писем применялись подвижные шпонки или распорки, вкладывающиеся в нарезки на задке иконы, написанной даже на одной доске. В старых иконах, ради вящего их сохранения, замечается даже особая штучная проклейка досок, для образования одной иконы. Напротив того, однообразные формы икон 2-й половины XVI и всего XVII в. указывают на огульную заготовку в массовых производствах, сведшихся, в конце концов, к выработке характерных типов русской «расхожей» иконы и «дешевки». Деисус со святыми. Средник иконы. Koh.XIV – нач. XV в. 48х35 см. ГТГ В эпоху расцвета русского иконописания в новгородской школе XVI в. и ранней московской того же времени икона стала называться «мерной». Определенный размер досок был установлен в это время не только для икон во всех ярусах иконостаса, но даже и для икон моленных, сообразно с их излюбленными темами, а равно и достоинством исполнения, а, следовательно, и ценностью: появляется определенная мера, шаблонный размер, с небольшими отклонениями. Производство икон настолько расширяется, что выработкой досок занимается ряд промышленников, и техника этой выработки достигает изумительного совершенства. Достаточно сравнить грубые доски икон так называемого «корсунского письма» с досками первых строгановских писем, чтобы и с этой стороны оценить подъем мастерства. Конечно, главное значение получили дощатые иконостасы и их сложная форма, выработанная к концу XV в. Известно, что греческие иконостасы, сложившиеся приблизительно в X–XI вв., сохранили основной состав и в XV в., и трудно отличить в греческих церквах и в сербо-болгарских иконостас XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010