В книге «О терпении», изъясняя сказанное у Исаии, пишет: «Господь Бог сил изыдет, и сокрушит рать, воздвигнет рвение, и возопиет на враги Своя с крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу ( Ис.42:13–14 )? Кто же это говорит, что прежде молчал, – но не всегда будет молчать? Конечно, Тот, Кто яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его был безгласен, тако не отверзает уст Своих... ( Ис.53:7–8 ). Он молчал, когда страдал; но не будет молчать во время отмщения. Это Бог наш» 406 . В послании к Юбаяну писал: «Если бы можно было у еретиков креститься, то можно было бы получить и отпущение грехов. Если кто получил отпущение грехов, то и освятился и стал храмом Божиим. Если освятился, если стал храмом Бога: то спрашиваю: – какого Бога? Творца? Не мог, потому что не уверовал в Него. – Христа? Тот не мог быть и Его храмом, кто не признал Христа Богом. – Духа Святого? Но поскольку сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ): то как Дух Святой может быть милостив к тому, кто враг или Сына, или Отца» 407 ? В отдельной книге Свидетельств о Божестве Иисуса Христа, у святого Киприана приводятся из ветхозаветного Писания: ( Быт.35:1 ; Ис.45:14–16, 40:3–5 ; Вар.3:35 ; Зах.10:11–12 ; Ос.11:9–10 ; Пс.44:7–8, 65:11, 67:3, 81:1, 2, 5–7 ; и из новозаветного Писания: Ин.1:1, 20:27–29 ; Рим.9:3–5 ; Откр.21:6–7 ; Ин.10:34 ; Мф.1:23 ) 408 . Переходим к рассмотрению свидетельств о Божестве Иисуса Христа в учении предстоятеля Александрийской Церкви, Святого Дионисия Учение Дионисия особенно важно для нас потому, что при рассмотрении его мы можем открыть свидетельство о неизменном в Православной Церкви исповедании Иисуса Христа Богом по естеству, Сыном Божиим, единосущным Отцу, и о строгой бдительности предстоятелей Церкви в охранении сего исповедания от всяких нововведений. И сам св. Дионисий вооружался словом и писанием против отступлений от сего исповедания, открывшихся в лжеучении Савелия, который отвергал Божескую личность Иисуса Христа, сливая понятия о Лицах Святой Троицы и во едином Боге, не исповедуя троичности Лиц (именно против сего отступления писал св. Дионисий послание к Евфранору и Аммонию в Пентаполь). Но, противопоставляя отступникам православное учение о различии Лица Сына Божия от Лица Отца, он употреблял выражения не довольно осторожные, и в изъяснении сего учения – сравнения не довольно приличные. Немедленно его выражения были замечены другими предстоятелями Церквей, так, что св. Дионисий должен был оправдываться и устранить сомнение о его согласии с преданным святыми апостолами и хранимым святою Церковью исповеданием Иисуса Христа Сыном Божиим, единосущным Отцу 409 . В защиту себя св. Дионисий писал изъяснение своих выражений, которые казались сомнительными, и представил в своё учение в выражениях более определённых и несомнительных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос о «долгих братьях» решился как бы сам собой: один из них, Диоскор, скончался до Собора, а другой, Аммоний, скончался по прибытии на Собор. Феофил поплакал, неизвестно, притворно или искренне, вспомнив, что в его время не было монаха, подобного Аммонию, и устроил ему пышные похороны. Остальные монахи, лишившись своих лидеров, смиренно просили прощения, были прощены, и инцидент был исчерпан. Поэтому на повестку дня был поставлен ранее не запланированный вопрос о святителе Иоанне Златоусте. Инициатива выдворения его с Константинопольской кафедры исходила от Александрийского епископа, которому по канонам было позволительно заниматься только делами египетских церквей. Но, поддерживаемый светской властью и движимый своим властолюбием, он закрыл глаза на незаконность своих действий. К тому же, на Соборе были представители в основном Александрийской Церкви, подчиненные Феофилу. Из клира Константинопольской Церкви на Собор прибыли в основном недовольные святителем и неистовые его враги, которые были в свое время лишены кафедр за недостойное поведение. Были среди них и личные враги святителя, такие как Акакий Веррийский, Антиох Птолемаидский, К(в)ирин Халкидонский и Севериан Кавалльский. Такое положение дел и определило решение Собора, носившего явно необъективный характер. По 23 пунктам нелепых обвинений епископы осудили Златоуста, и решение суда было сурово – изгнанать святителя из Константинополя. Кроме обвинения Златоуста в приверженности оригенской ереси, Собор по наущению Феофила обвинил святителя в уничижении императорской власти, неявки на Собор (святитель требовал созыва Вселенского Собора) и проч. Даже в глазах императрицы Евдоксии такое решение суда сомнительного Собора казалось жестоким, правда, скорее не из-за сочувствия к праведнику, а из-за боязни народных волнений, в чем она не ошиблась. После удаления из столицы в Никомидию святителя Иоанна, авторитет которого в народе был чрезвычайно высок, возмущение людей грозило вылиться в бунт, многие кричали: «Утопить Феофила в Босфоре!».

http://pravoslavie.ru/31501.html

Евангелиям нередко предшествуют краткие жития евангелистов, составленные Дорофеем Тирским (VI в.) и Патриархом Иерусалимским Софронием (634-638), Посланиям ап. Павла - краткие сообщения о месте и времени их написания. Для удобства пользования существовало неск. систем деления текста на главы. Древняя система разбивки Евангелий на минимальные сюжетные единицы (в Мф 355, Мк 233, Лк 342, Ин 232) приписывается Аммонию Александрийскому (175-242), хотя она стала известна благодаря Евсевию Кесарийскому, составившему т. н. каноны, т. е. таблицы, к-рые позволяют находить параллельные сюжеты в разных Евангелиях (воспроизводятся в изданиях Nestle-Aland). С V в. распространение получило деление Евангелия от Матфея на 68 глав, от Марка на 48, от Луки на 83, от Иоанна на 18; каждая имеет заголовок, выражающий ее содержание. Названия глав написаны на верхнем поле, в начале каждого Евангелия помещено оглавление (система унаследована старопечатными изданиями). Деление Деяний на 40 глав осуществлено св. Памфилом Кесарийским († 310), хотя иногда приписывается некоему Евфалию. Откровение Иоанна Богослова поделено Андреем Кесарийским (VI в.) на 72 главы, но они редко прослеживаются в рукописях. Правильному чтению текста вслух способствовала разбивка его на строки (стихи), между к-рыми могли ставиться точки. В VII или VIII в. появляются муз. знаки (невмы), передающие мелодию для пения текста. Унциал 0171. III в. Евангелие от Луки (22. 44–50) Унциал 0171. III в. Евангелие от Луки (22. 44–50) В рукописях Четвероевангелия изредка встречается «западный» порядок расположения, когда на 2-м месте стоит Евангелие от Иоанна. Рукописи Откровения Иоанна Богослова крайне малочисленны, поскольку сомнения в каноничности этой книги сохранялись дольше др. Текстологическое значение унциалов определяется тем, что до введения в научный оборот папирусов это были самые древние свидетели текста. Первым унциальным кодексом, поступившим в обращение, был Александрийский, разночтения из него включены в полиглотту Уолтона (1657).

http://pravenc.ru/text/209477.html

Из наиболее своеобразных по своей форме новозаветных рукописей можно упомянуть три следующих: 1. Кодекс 047, текст которого на каждой странице повторяет форму креста (находится в Принстонской университетской библиотеке). 2. Минускульный кодекс 16, датируемый XIV веком, написан чернилами четырёх цветов: повествовательная часть выполнена киноварью (т. е. тёмно-красным), слова Спасителя и ангелов окрашены ярко-красным, цитаты из Ветхого Завета, речи апостолов, Захарии, Елисаветы, Марии, Симеона и Иоанна Крестителя написаны синим и, наконец, высказывания фарисеев, Иуды Искариота и сатаны – черным цветом. 3. Кодекс 0169 самый маленький из всех. Размеры одной единственной страницы, найденной в Египетском городе Оксиринхе, равны 9, 5 х 7, 25 см (карманное издание). Кстати, самой большой по размеру рукописью является латинский Гигантский кодекс, находящийся в Стокгольме, о котором речь пойдет ниже в главе о древних латинских переводах. Краткое описание новозаветных рукописей (порядковый номер, датировка, место хранения, содержание) можно найти кроме каталога рукописей Курта Аланда в критическом 27-м издании Nestle-Aland, которое выходит с 1993 года (Приложение I). 1.1.4. Разделения текста, употреблявшиеся в древности В древних рукописях Нового Завета нет того разделения текста на главы и стихи, к которому привыкли в современных изданиях. Деление текста на параграфы есть только в Ватиканском кодексе (не во всех книгах) и в Александрийском, причём в последнем даётся и краткое оглавление перикоп (отрывков) в начале каждого Евангелия. Интересно деление Апокалипсиса, которое предложил в своём комментарии святой Андрей Кесарийский . Он разделил Апокалипсис на 24 «слова» (согласно с Апок. 4, 4 , где 24 пресвитера сидят на тронах вокруг престола Божия) и каждое «слово» на три главы (тело – душа – дух), так что вся книга оказалась составлена из 72 глав. Другие разделения новозаветного текста на περικοπς (отрывки) или ναγνσεις (чтения) приписываются Аммонию Александрийскому (III в.) и диакону Евфалию (V или VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Когда блаженный папа Афанасий вернулся [из ссылки], то, в присутствии меня, ничтожнейшего, и других клириков Александрийской Церкви, он сказал несколько слов в великой церкви  о Феодоре блаженной памяти Аммонию, епископу Елеархии, и Гермону, епископу Вувастийскому  . Я думаю, что Твое Святейшество тогда присутствовало и слышало эти слова, но, тем не менее, считаю необходимым записать их на память твоему благочестию. Упомянутые епископы удивлялись блаженному Антонию (ибо Аммоний часто встречался с ним)  , на что папа Афанасий сказал им: «Видел я в те времена великих людей Божиих: Феодора Освященного, стоящего во главе тавеннисийских иноков, и одного монаха, [подвизающегося] в окрестностях Антинои, по имени аппа Паммон, который недавно почил [в Бозе]  . Когда я был изгнан Юлианом и ожидал, что буду убит (об этом известили меня искренние друзья мои)  , то оба этих мужа в один день пришли ко мне в Антиною. Решив скрыться у Феодора, я вступил на его судно, закрытое со всех сторон. Аппа Паммон сопровождал нас. И когда ветер стал неблагоприятным, я почувствовал тревогу в сердце и начал молиться. Монашествующие, бывшие с Феодором, сошли [на берег] и стали тащить судно [веревкой]. Аппе Паммону, утешающему меня, пребывающего в тревоге, я сказал: «Поверь моим словам: никогда во время мира сердце мое не было так уверенным, как во времена гонений  . Ибо я уверен, что даже если я погибну, страдая за Христа и укрепляемый Его милостью, то обрету у Него еще большую милость». Когда я говорил это, то Феодор, глядя на аппу Паммона, улыбался, а аппа Паммон был почти готов рассмеяться. Тогда я сказал: «Почему вы смеетесь над моими словами  ? Или вы презираете мое малодушие?»  . И Феодор обратился к аппе Паммону со следующими словами: «Скажи ему, почему мы улыбались». Аппа Паммон же отвечал ему: «Ты должен сказать». Тогда Феодор изрек: «В сей час Юлиан убит в Персии  . О нем Бог предсказал: «Презорливый и обидливый муж и величавый ничесоже скончает» ( . Поэтому тебе не следует, изнуряя себя, уходить в Фиваиду, но ты должен скрытно оказаться при [императорском] дворе; и когда ты встретишь царя на пути, то будешь радушно принят им и возвращен к [своей] Церкви  . А вскоре после этого царь будет радушно встречен Богом [на небесах]».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Когда в Александрии распространилась весть о смерти императора Константия, в декабре 361 г., а незаконный епископ александрийский Георгий, заменивший Григория, был убит толпою, св. Афанасий получил при воцарении Иулиана Апостата возможность вернуться на свой престол 21 февраля 362 г. Но и это возвращение не было длительным, так как в том же году Иулиан, обеспокоенный успехом александрийского святителя, снова изгоняет его. И на этот раз прибежищем оказалась пустыня. Через несколько месяцев (26 июня 363 г.) император–отступник погибает, и это позволяет св. Афанасию вернуться на свое законное место. Но и это возвращение было не надолго. Он вновь удаляется в изгнание и только в феврале 366 г. он окончательно водворяется в Александрии, где и остается до самой своей кончины 2 мая 373 г. Таким образом, за 45 лет святительства, Афанасий провел в пяти изгнаниях больше пятнадцати лет. Историк плохо осведомлен об обстановке и условиях духовного возрастания и образования св. Афанасия. Если в отношении многих отцов и учителей церкви, и более раннего, равно как и позднейшего времени, мы знаем под чьим влиянием они выросли и кто были их непосредственными учителями, то в случае св. Афанасия приходится довольствоваться догадками. Если Ориген обязан своим богословским образованием Клименту, а философским — Аммонию Сакку; если Климент был учеником Пантэна; если св. Григорий Неокессарийский образовался у ног Оригена; если великие Каппадокийцы свв. Василий и Григорий были учениками афинских риторов и т. д., то имен духовных наставников св. Афанасия мы не знаем. Предполагают, обычно, что он мог знать фиваидских пустынножителей и, в частности, преп. Антония Великого. Но этот последний был знаменитым учителем монашеского делания, но богословом и философом он не был. Признать, по–видимому, надо, что среди старших современников св. Афанасия не было ярких богословских умов. В самом деле, Ориген умер за сорок–пятьдесят лет до рождения Афанасия; св. Григория Чудотворца тоже не было в живых; св. Мефодий Патарский умер, когда Афанасию могло быть лет пятнадцать, да Мефодий и не был выдающимся светилом богословия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Мартиниане белозерском . После собора 1547 года житие пр. Мартиниана представлено митрополиту Макарию и он установил ему праздновать. Мощи открыты в 1514 году. В Троицком трефологионе 628 л. 33 есть канон ему – творение инока Матфея. 13 Текст греческий Метафрастова жизнеописания мучч. Ермила и Стратоника издан со списка XI в. в полном курсе Патрологии Мини (Т. 114, стр. 553). Июня 1 память их совершалась в Царьграде в монастыре Спудеев. (Дю-Канж lib. IV. 161). Главы их были в Софии в Царьграде в 1200 году, по свидетельству паломника Антония. Архиеп. Филарет считает их славянами. См. святые южн. 13 января. Об Иакове нисивийском. Буттлер кончину его относит прямо к 350 году к 11 июля, Фесслер в 338 или 350 г. (Instit. II. 12. ). Болландисты (Iul. IV, 28) полагают ее между 350–361 годами. Сведения об нем достоверны, ибо собраны Феодоритом кирским . Житие пр. Иринарха ростовского написано современником старцем Александром. 14 О св. отцах на Синае и Раифе . Первое избиение отцов было при Диоклитиане и патриархе александрийском св. Петре (300–313). Оно описано Аммонием, египетским иноком очевидцем. После посещения св. мест палестинских Аммоний пришел и на Синай, где иноки проводили весьма строгую жизнь. В то время, 14 января, на синайских пустынников напали Сарацыны; одно арабское племя, по смерти своего вождя. В Четьей-Минее они названы Влеммианами (по славянскому переводу глазатые – ( βλμμοι); но Влеммиане напали на раифских отцов с египетского берега в тот же самый день. Раифа – место близ Фарана на восточном берегу Красного моря на два дни пути от Синая. Инок из Раифы, пришедший на Синай, принес известие о сем событии Аммонию. Второе избиение синайских и окрестных подвижников было в V веке и описано также очевидцем монахом Нилом, бывшим прежде префектом константинопольским († 450–456). Оно совершено было Сарацынами, а не Влеммианами, как сказано в месяцеслове импер. Василия. Преп. Нил и сын его Феодул скончались в мире. По кончине телеса их перенесены в Царьград импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Может быть, и св. Григорий Чудотворец в трактате, обращенном к образованному язычнику Элиану, раскрывал эти же мысли. Во всяком случае, необходимо считаться с тем фактом, что три писателя из школы Оригена употребляют одни и те же или подобные выражения. С другой стороны, следует обратить внимание на одну подробность в оправдании св. Дионисия Александрийского . Он пишет: «употребил я имя Творца по причине плоти, которую приняло Слово и которая действительно сотворена» 940 . Св. Афанасий Александрийский , защищая память св. Дионисия, говорит: «Дионисий – не арианин за свое послание к Евфранору и Аммонию против савеллиан; ибо, если он употребил слова и примеры низкие, то и это заимствовано им из Евангелий, и предлогом к употреблению их имеет он явление Спасителя во плоти» 941 . Замечательно, что и св. Василий Великий относительно разговора с Элианом пишет: «много найдешь там слов, которые служат теперь весьма великим подкреплением дли еретиков, например: тварь, произведение и тому подобные слова; а невежественно выслушивающие написанное относят к понятию о Божестве и многое такое, что сказано о соединении с человечеством» 942 . Очевидно, была какая-то связь терминов κτσμα и ποημο с мыслью о воплощении Слова. Но несомненно, что как в первом положении св. Григория не было савеллианства, так в употреблении последних нельзя усматривать каких-либо признаков арианства. Глава III. О Св. Духе Третья часть символа начинается ν πνεμα, которое соответствует ε ς θες и ες κριος. И Здесь едва ли есть основание предполагать, что ν имеет антигностический смысл и утверждает, что один и тот же Дух действовал в Ветхом и Новом Завете 943 : для св. Григория в определенной обстановке его деятельности необходимо было установить, как это сделано было им в отношении к Богу Отцу и Господу, что Дух Святой есть единый, Которому может быть приписано это наименование, и что ни один из тех многочисленных духов, в которых веровала его паства в своем языческом состоянии, не может быть так назван,-Дух Святой единый, потому что Он – Дух иного порядка, чем все прочие духи. Можно думать, что это ν πνεμα имеет параллель в следующих словах Оригена : «ибо как многие суть сыны Божии... однако един по естеству Сын и Единородный от Отца, чрез Которого все называемся сынами; так и духов, конечно, много, но един есть, Который истинно от Отца исходит и всем прочим дарует благодать Своего имени и освящения» 944 ν при πνεμα стоит в большинстве восточных символов. Что касается γιον, то этот предикат является еще более обычным и постоянным для πνεμα в древних символах и в древе-церковной литературе, чем κριος для второго Лица Св. Троицы, и πνεμα γιον есть собственное имя третьего Лица Св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Однако, и в своем оправдании Дионисий Александрийский собственно нисколько не изменил своих воззрений: он, как был, так и остался действительным оригенистом; но в терминологии оригеновского Богословия он нашел необходимые данные для того, чтобы рассеять предъявленные к нему обвинения и не отказываясь в сущности ни от одной своей мысли, он в своей апологии лишь разъясняет инкриминируемые ему изречения. Обвинение и защита святого Дионисия Александрийского имеют важное догматико-историческое значение в том отношении, что показывает обнаружение в самой Александрии во второй половине III века два течения – церковно-традиционное с его исключительным интересом к моменту единства Отца и Сына и с характерным термином μοοσιος и научно-философское, с его интересом к субординацистскому различию Ипостасей. Эти два течения параллельно развивались в последующие десятилетия. Спор о выражениях, допущенных святым Дионисием в Послании к Ефранору и Аммонию не закончился при его жизни: он возникал и в IV веке в виду того, что ариане и аномии ссылались на них в подтверждение своего учения. По этому поводу пришлось высказаться двум великим отцам IV века – святому Афанасию Александрийскому и святому Василию Великому . Первый написал целое сочинение: «О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский собор, думает против арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними», в котором решительно защищает его Православие. Иначе судил о нем святой Василий. В письме к Максиму Философу (Ер. 9:2) он пишет: «Что касается до сочинений Дионисия... мое мнение о них таково. Не все хвалю у Дионисия, иное же все отметаю, потому что, сколько мне известно, он почти первый снабдил людей семенами этого нечестия, которое столько наделало шуму – говорю об учении аномеев. И причиною сему полагаю не лукавое его намерение, а сильное желание оспорить Савеллия. Обыкновенно уподобляю я его садовнику, который начинает выпрямлять кривизну молодого растения, а потом, не зная умеренности в разгибе, не останавливается на средине и перегибает стебель в противоположную сторону. Подобное нечто, нахожу я, было и с Дионисием. В сильной борьбе с нечестием Ливиянина, чрезмерным своим ревнованием сам того не примечая, вовлечен он в противоположное зло. Достаточно было бы доказать ему только, что Отец и Сын не одно и то же в подлежащем и удовольствоваться такою победою над хульником. Но он, чтобы во всей очевидности и с избытком одержать верх, утверждает не только одинаковость Ипостаси, но и разность сущности, постепенность могущества, различие славы. А от сего произошло, что одно зло обменил он на другое и сам уклоняется от правого учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

После того, как император Валериан попал в плен к персам в 260 г., власть в империи перешла к его сыну Галлиену (260–268 гг.). Любитель роскоши и сластолюбец, он был равнодушен к государственной религии, поэтому преследования христиан прекратились и им даже были возвращены прежде конфискованные места для богослужений и погребений: наступил период мира для Церкви. Но внешний мир не гарантирует мира внутреннего: савеллианское учение получало все большее распространение, даже среди епископов. Против этого заблуждения с большим полемическим запалом выступил Дионисий Александрийский , написавший множество посланий; однако в одном из них, (к Евфронору и Аммонию) он проводил в резкой форме учение Оригена о субординации Сына. Это послание, смутившее некоторых христиан, стало поводом для их обращения в 260–261 гг. к папе Дионисию, который созвал собор в Риме, осудивший послание Дионисия Александрийского . В нем было немало сомнительных выражений: «Сын Божий есть произведение и сотворен», »Он не свойствен Отцу по естеству и чужд Ему по сущности» и т.д. 71 Св. папа написал послание в Александрию, направленное против савеллиан и их противников, учивших о субординационизме, при этом письме не называя своего собрата по имени. Но в другом, частном, направленном лично Дионисию Александрийскому , он потребовал от него объяснения. Александрийский епископ постарался оправдаться в большом сочинении и это, по-видимому, ему удалось. Авторитет папы Дионисия был очень высок как на Западе, так и на Востоке: св. Василий Великий в одном из своих писем (вероятно, оно было адресовано св. папе Дамасу) писал о папе Дионисии: «Ибо знаем по преемству памяти, наученные отцами нашими и посланиями, поныне еще у нас сохранившимися, что блаженный епископ Дионисий, отличавшийся у вас правотой веры и прочими добродетелями, посещал своими письмами и нашу Кесарийскую Церковь , утешая посланиями отцов наших, и присылая людей выкупать из плена рабства» (Письмо от 371 г. Св. Дионисий похоронен на кладбище Каликста в папской крипте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010