Аммон. Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора «Послание» Аммона  «представляет замечательный памятник древнецерковной духовной письменности. Оно приоткрывает завесу, скрывающую от нас внутреннюю духовную жизнь древних подвижников, их видение смысла христианского бытия и их великие труды, позволяющие им обрести «нового по Христу человека» — писал Сидоров в своей Патрологии. Читти, в свою очередь писал, что «в «Послании Аммона» представлена живая картина жизни общины, в которой он [Аммон] провел три года (впрочем, не следует забывать, что здесь представлены воспоминания впечатлительного юноши, записанные им через сорок лет)» — Аммон попадает в общину Пахомия, семнадцатилетним юношей. Хотя название произведение — «Послание», по жанру это нечто среднее между похвальным словом, житием и монашеской историей. «Послание Аммона» обладает несомненными литературными достоинствами и исторической точностью (ведь писал очевидец). Предисловие А. Сидоров «Послание епископа Аммона» представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р. Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания   , судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя . В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врача святителя . Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки   . Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу «Послания Аммона»   , однако данное мнение не встретило отклика у других ученых   . Во всяком случае, несомненно, что это «Послание» представляет замечательный памятник древнецерковной духовной письменности. Оно приоткрывает завесу, скрывающую от нас внутреннюю духовную жизнь древних подвижников, их видение смысла христианского бытия и их великие труды, позволяющие им обрести «нового по Христу человека». Русскому православному читателю этот памятник практически неизвестен. Имеется, правда, старый перевод на русский язык   , но он содержит множество ошибок и неточностей, объясняемых, вероятно, тем, что греческий оригинал, с которого он был осуществлен, был очень некорректным. Новый перевод осуществлен с последнего критического издания Д. Геринга, на которое была ссылка выше. Пролог

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2022 Место для шага наверх Вечный вопрос: что такое богословие, какое место оно занимает в структуре человеческого знания и чем отличается от философии? На этот вопрос пытались отвечать величайшие систематизаторы христианской мудрости — Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и Анастасий Синаит — и отвечали… очень по-разному, хотя опирались на один и тот же философский источник Комментарий Аммония Александрийского на «Введение» Порфирия. Первое печатное издание. Венеция. 1500 год Богословие у язычников Александрийский философ Аммоний (V в.) считает богословие частью философского знания, хотя бы и высшей частью. Стремясь к обобщению античной традиции, он делит все возможное знание на теоретическое и практическое. По мнению Аммония, есть две причины разделения знания на два элемента. Во-первых, поскольку философия есть уподобление Богу, а Бог действует двояким образом: с одной стороны, как знающий все вещи, а с другой — как промышляющий о них, то и философия разделяется на теоретическую и практическую. Человек, познавая вещи и находясь к ним в некоем практическом отношении, тем самым уподобляется Богу. Аммоний подчеркивает, что и деятельность нашей души двойственна: одни ее части относятся к познанию, в частности, ум, суждение мнение, воображение и чувственное восприятие, а другие — к жизни и самоопределению: воля, стремление, желание. Философ, по мнению Аммония, хочет привести в порядок все части души и придать им совершенное устроение: посредством теоретической части философии совершенствуется познавательная часть души, а посредством практической части — жизненная. В свою очередь, теоретическая часть философии делится, по словам Аммония, на три части. И каждая часть соответствует одному из трех типов вещей, которые идентифицируются по принципу их отделимости от материального: Теоретическое знание делится на теологическое, математическое и на то, что касается изучения природы. К теологической части относятся совершенно отделимые вещи; те, которые совершенно неотделимы, относятся к части, касающейся изучения природы; а те, которые отделимы в одном отношении и неотделимы в другом, к математической части (Толкование на «Введение» Порфирия).

http://aquaviva.ru/journal/?jid=215773

   Апофатическое (отрицательное) богословие с ранних времен является в святоотеческой мысли в виде двух различных течений. Одно из них резко отрицает возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом. Мы можем постигать Бога не в том, что Он есть, а в том, что Он не есть, отвлекая от него всякие определения и имена. Таково учение Климента Александрийского. Имена, обозначающие Бога: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог, Творец, Господь, — не имеет значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежание других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость. Самое знание о непостижимости Неведомого Бога (Деян. 17:23) дается лишь благодатью — «богодарованной премудростью, которая есть сила Отца». Получившие ее Моисей и апостол Павел испытали невозможность познать Бога, первый — вступив во мрак, который есть непостижимость Божества, второй — услышав «несказуемые слова», которые означают Его неизреченность. Другое течение, вступившее в сферу христианского богословия через Оригена, учившегося одновременно с Плотиной в школе Аммония Саккаса, связывается с неоплатоновской философией. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувственными образами и множественностью. Апофатическое богословие Оригена носит интеллектуалистический характер; оно сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность,— «чистейший Дух», «умную Природу», Монаду или Единицу. Ориген близок к учениям Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став «выше сущности», созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство. Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое.    Великие каппадокийцы: святые Василий Великий, Григорий Назианзин, или Богослов, и Григорий Нисский, воспитанные на творениях Оригена, в вопросе об апофатическом богословии колеблются между двумя течениями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апофатическое (отрицательное) богословие с ранних времен является в святоотеческой мысли в виде двух различных течений. Одно из них резко отрицает возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом. Мы можем постигать Бога не в том, что Он есть, а в том, что Он не есть 1 , отвлекая от него всякие определения и имена. Таково учение Климента Александрийского . Имена, обозначающие Бога: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог , Творец, Господь, – не имеет значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежание других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость 2 . Самое знание о непостижимости Неведомого Бога ( Деян. 17, 23 ) дается лишь благодатью – «богодарованной премудростью, которая есть сила Отца» 3 . Получившие ее Моисей и апостол Павел испытали невозможность познать Бога, первый – вступив во мрак, который есть непостижимость Божества, второй – услышав «несказуемые слова», которые означают Его неизреченность 4 . Другое течение, вступившее в сферу христианского богословия через Оригена , учившегося одновременно с Плотином в школе Аммония Саккаса, связывается с неоплатоновской философией. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувственными образами и множественностью. Апофатическое богословие Оригена носит интеллектуалистический характер; оно сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность,– «чистейший Дух», «умную Природу», Монаду или Единицу 5 . Ориген близок к учениям Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став «выше сущности», созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство 6 . Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое. Великие каппадокийцы: святые Василий Великий , Григорий Назианзин , или Богослов, и Григорий Нисский , воспитанные на творениях Оригена , в вопросе об апофатическом богословии колеблются между двумя течениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНСКАЯ ШКОЛА ПЛАТОНИЗМА Направление в среднем платонизме I-II вв. по Р. Х. и неоплатонизме кон. IV - сер. VI в. С сер. I в. до Р. Х. платоническая догматика развивалась вне стен Академии Платоновской и даже вне Афин - прежде всего в Александрии, впосл. на Востоке, в связи с чем возникает противопоставление академиков, т. е. представителей скептической Академии, и платоников, признавших наличие платоновской догматики и необходимость положительной разработки платоновского учения. Первый известный преподаватель платоновской философии в Афинах - выходец из Египта Аммоний Александрийский (ум. ок. 80). У него в 66-67 гг. учился Плутарх Херонейский ( Plutarchus. De E apud Delphos. 385B. 2-3), по сочинениям к-рого («Платоновские вопросы», комментарии на «Тимея», толкования мифов и др.) можно представить общую направленность учения Аммония. Платонизм Аммония, сформировавшийся в Александрии и опиравшийся на учение Древней Академии (Ксенократа), имел пифагорейскую окраску, в связи с чем следует предполагать влияние Евдора Александрийского. Не исключено также влияние Евдора на Никострата, написавшего, по Симпликию , вслед за неким Лукием книгу возражений против ряда аристотелевских трактатов, используя для критики Аристотеля стоические положения. Стремление отделить учение Платона от аристотелевского характерно также для Кальвена Тавра. О школе (διατριβ) можно составить представление по Авлу Геллию: на занятиях читались и комментировались тексты Платона, реже - Аристотеля; после лекций ученикам предлагалось задавать вопросы, к-рые тут же решались на основании книг предшественников или сочинений самого Тавра; избранных учеников Тавр приглашал домой на обеды, где обсуждались возникавшие «вопросы» (жанр философских бесед), о них можно судить по «Пиршественным вопросам» Плутарха и по Авлу Геллию (H. Dörrie). Стремление Тавра сохранить в чистоте платоновское учение поддержал его ученик Аттик (вероятно, первый глава восстановленной имп. Марком Аврелием в 176 платоновской школы в Афинах). Для него, однако, характерны стоические элементы, объясняемые влиянием того же Евдора. Ученики Аттика - Гарпократион из Аргоса, Авл Геллий, Апулей, Герод Аттик.

http://pravenc.ru/text/77098.html

Предисловие А. Сидоров «Послание епископа Аммона» представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р.Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания 2 , судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого , посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде – Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов 3 . В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста ), имевшего склонность к монашеской аскезе. Хотя сочинение Аммона называется посланием, оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом (энкомием) и монашеской историей, сближаясь с такими известными произведениями, как «Житие преподобного Антония» святителя Афанасия, «Лавсаиком» Палладия Еленопольского и «Жизнью пустынных отцов» Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: «Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, – весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, – вот тому доказательства» 4 . Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки 5 . Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу «Послания Аммона» 6 , однако данное мнение не встретило отклика у других ученых 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

Сортировать по Исключить новости Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 27, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 27, 2000 “Послание епископа Аммона” представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р. Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания[ 2 ], судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде — Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов[ 3 ]. В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста), имевшего склонность к монашеской аскезе. Хотя сочинение Аммона называется посланием , оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом ( энкомием ) и монашеской историей , сближаясь с такими известными произведениями, как “Житие преподобного Антония” святителя Афанасия, “Лавсаиком” Палладия Еленопольского и “Жизнью пустынных отцов” Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом, и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: “Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, — весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, — вот тому доказательства”[ 4 ]. Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки[ 5 ]. Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу “Послания Аммона”[ 6 ], однако данное мнение не встретило отклика у других ученых[ 7 ].

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Письмо восемнадцатое 16 мая 1926 г. Преп. Феодора Освященного Я осуетился, и заленился я очень, мои дорогие. Сколько прошло времени от последнего моего письма к вам! А ведь иногда очень тянуло перекинуться словечком, и все-таки не мог взяться за перо, хотя мысленно не раз беседовал с вами. На днях я очутился в желанном и давно искомом сельском уединении, и ничто не возбраняет теперь мне возобновить общение с вами. Сегодня я отстоял утреню и литургию, после которой молился за молебном преподобному Серафиму, Михаилу и Феодору, решив под их молитвенным покровом начать так давно прерванную беседу с милыми друзьями. Кстати: преп. Феодор был выдающийся духоносец, воистину «бог по благодати» 461 : читая о нем замечательное письмо епископа Аммона к папе александрийскому Феофилу 462 , испытываешь не только величайшее благоговение, а изумление и священный трепет перед этим «избранным сосудом» ( Деян.9:15 ), вмещавшим невыразимое обилие благодати. Если Господь благословит, я когда-нибудь познакомлю вас с этим письмом епископа Аммона, ярко рисующим чудный образ избранника Божия. Кое-что вы уже знаете об этом писании Аммона и преподобном Феодоре из моего пятнадцатого письма к вам. Итак да почиет благословение трех великих Отцов на нашей беседе, которая, согласно моему обещанию, должна иметь своим предметом то, что я назвал святоотечностью. Кому приходилось присутствовать при совершении так называемого чина Православия в первую неделю Великого поста, тот должен был услышать следующие велегласно изрекаемые слова, относящиеся к нашей православной вере: «Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди» 463 . Итак, вера Христова именуется не только верой Апостольской, но и верой отеческой. И это не напрасно. Есть много людей, которые стремятся замкнуть веру Христову Евангелием и писаниями Апостольскими и этим исказить подлинный лик ее, исказить, истолковывая и слово Евангельское, и слова духоносных Апостолов Христовых своим плотским умом и отвергая благодатные толкования богоносных Отцов наших. Между тем для нас, верных чад Церкви Христовой, согласие со святыми Отцами совершенно необходимо, если мы хотим воистину не изменять матери Церкви и не лишиться ее благодатного покрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

преподобный Руфин, пресвитер Аквилейский Содержание Пролог О святом Иоанне Об Оре Об Аммоне О Бене Оксиринх О Феоне Об Аполлонии Об Аммоне О пресвитере Коприи и Патермуфии Об авве Сире, Исаии, Павле и Ануфе О Гелене Об Илии О Питирионе Об авве Евлогии О пресвитере Апеллии и об Иоанне О Пафнутии О монастыре аввы Исидора О пресвитере Серапионе Об иноке и мученике Аполлонии О пресвитере Диоскоре О Нитрийских отшельниках О местности, носящей название «Келии» Об Аммонии О Дидиме О Хронии Об Оригене Об Евагрии О двух Макариях и прежде всего о Макарии Египетском О Макарии Александрийском Об Аммоне О Павле препростом О пресвитере Пиаммоне Об Иоанне Эпилог. О трудностях путешествия по пустыням Информация о первоисточнике Пролог    Благословен Бог, Иже всем человекам хощет спастися и в разум истины приити! (1 Тим. 11:2). Он направил стопы наши в Египет, и явил нам много досточудного для назидания грядущих родов, да из созерцания сего породится не только побуждение к спасительным подвигам, но предстанет пред очами всех живой пример спасения и полезнейшее наставление к благочестию. Все это для желающих вступить на путь добродетельной жизни откроет, по доверию к прежним подвигам, обширнейшую стезю.    Увы! мы не имеем достаточно силы для того, чтобы достойно поведать о столь великих подвигах. Недостойным представляется нам, если ничтожные и незначительные писатели возьмутся за описание великих дел и начнут простым языком говорить о возвышенных добродетелях. Но любовь братий, обитающих на святой горе Елеонской, настойчиво побуждает нас изобразить жизнь египетских иноков, их духовное совершенство, их благочестивые подвиги и твердость в воздержании — все, что мы сами видели. Уповая на молитвенную помощь об этом, мы приступим к нашему труду не из желания прославиться красноречием, но в надежде на то, что наш рассказ принесет назидание читателям. Авось кто-либо, возгоревшись духом при созерцании примеров подвигов, возбудится к тому, чтобы отвращаться от соблазнов мира, искать мира душевного и упражнения в благочестии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3861...

пресвитер Аквилейский Руфин Содержание Благочестивому Читателю ВВЕДЕНИЕ II. Святой Павел Фивейский III. Святой Антоний Великий IV. Путешествия в Египет IV века Писатель книги " Жизнь пустынных отцев " Пролог Глава 1. О святом Иоанне Глава 2. Об Оре Глава 3. Об Аммоне Глава 4. О Бене Глава 5. Оксиринх Глава 6. О Феоне Глава 7. Об Аполлонии Глава 8. Об Аммоне Глава 9. О пресвитере Коприи и Патермуфии Глава 10. Об авве Сире, Исаии, Павле и Ануфе Глава 11. О Гелене Глава 12. Об Илии Глава 13. О Питирионе Глава 14. Об авве Евлогии Глава 15. О пресвитере Апеллии и об Иоанне Глава 16. О Пафнутии Глава 17. О монастыре аввы Исидора Глава 18. О пресвитере Серапионе Глава 19. Об иноке и мученике Аполлонии Глава 20. О пресвитере Диоскоре Глава 21. О нитрийских отшельниках Глава 22. О местности, носящей название " Келий " Глава 23. Об Аммонии Глава 24. О Дидиме Глава 25. О Хронии Глава 26. Об Оригене Глава 27. О Евагрии Глава 28. О двух Макариях и прежде всего о Макарии Египетском Глава 29. О Макарии Александрийском или младшем Глава 30. Об Аммоне, первом нитрийском пустынножителе Глава 31. О Павле Препростом Глава 32. О пресвитере Пиаммоне Глава 33. Об Иоанне Эпилог. О трудностях путешествия по пустыням Благочестивому Читателю После плачевного отпадения от Бога в человеке произошла печальная перемена. В нем образовалась тайная, безмолвная сила, непреодолимо влекущая его к земле, к благам и наслаждениям мира сего. Это было вполне естественно: не направляясь более вверх, к живому, святолюбящему Богу, как к высочайшей цели желаний, дух человеческий по необходимости низвергается вниз, в мир земных благ, с беспокойно-страстным желанием наполнить образовавшуюся с удалением от Бога пустоту. И вот — нет конца и нет насыщения... Не насытится око зрением; не наполнится ухо слышанием, и вот — все суета и томление духа (Еккл.1,8,14). Множество конечных целей никогда не удовлетворит духа с его бесконечными стремлениями. Ни у одного народа это всецелое увлечение внешним миром не выразилось в такой яркой, вполне законченной — до художественности форме, как у древних греков. Всеми силами души, всеми своими стремлениями они погружены были во внешний чувственный мир, смотря на земную жизнь как на законченное целое и почти совсем не задумываясь о жизни вечной. Как дивно прославляли они блага земной жизни! Какая чудесная картина развертывается пред нами в песнопениях Гомера! Земная жизнь человеческая во всех ее проявлениях предстает здесь пред нами, вся облитая лучами чарующей поэзии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/956/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010