Так это и произошло. Поэтому я верую, что особенно между монашествующими скрывается множество богоугодных [мужей]. Они остаются неизвестны [людям] — такие, как блаженный Амун и святой Феодор, [подвизающиеся] на горе Нитрийской, а также раб Божий, счастливый старостью Памво» . 35. В то время, как епископ Аммоний удивлялся блаженному Пиору, Елуриону, Аммонию, Иси–дору — пресвитеру отшельников и святому Мака–рию , которых твоя святость видела на Нитрийской горе, [Афанасий] спрашивал меня о святых подвижниках в Скиту: о Паисии и братьях его — Павле и Псоие, об Исайе, Писире, Исааке и Павле, а также о том, видел ли я Феодора Фиваидского . Когда я сказал, что прожил с Феодором три года, он повелел мне рассказать все, что я видел за это время. Когда же я изложил ему кое–что из того, что написано выше (ибо я сократил свое повествование для его святейшества), папа, удивившись, изрек: «Я верю, что все обстояло именно так, поскольку хорошо знаю этого мужа». 36. Написав твоей святости и то, что я слышал от блаженного папы Афанасия, обращаюсь с просьбой удостоить меня твоих всегдашних молитв, непрестанно моля Бога, чтобы Он был [постоянно] милостив ко мне. Приветствуй братий, которые с тобою. Братия, пребывающие со мной, приветствуют твое преподобие. Пусть Всесвятой Бог всяческих для славы Своей, сохранит тебя, святейший владыка и брат, молящийся обо мне, на многие лета в добром здравии для [блага многих] церквей. Возлюбленному господину, брату и сослужите–лю Аммону Феофил желает радоваться в Господе. Зная благую ревность твоего благочестия, благодарю тебя за воспоминание о святых [мужах]. Ты порадовал нас тем, " что прислал записанными повествования, которые мы часто слышали из уст твоих. Да удостоимся мы все и ты иметь [один и тот же] удел и общение [в Царстве Небесном] с блаженным Феодором. Ты, возлюбленнейший и дражайший [брат], принес нам [великую] пользу, не оставив без внимания просьбы нашей. Приветствуй братство , которое с тобою. Наше братство приветствует тебя в Господе. Желаю тебе, возлюбленнейший и дражайший брат, здравия в Господе. Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Первоначально Феофил, архиеп. Александрийский, поддерживал оригенистов. Стремясь разрешить противоречия, затронувшие егип. монашество, на Пасху 399 г. архиеп. Феофил издал послание, в к-ром подверг критике антропоморфитов. Большое число сторонников антропоморфизма инициировали волнения на улицах Александрии. Стремясь погасить недовольство в монашеской среде, архиеп. Феофил внезапно изменил позицию и начал осуждать Оригена. Вскоре архиепископ вступил в конфликт с нек-рыми монашескими лидерами; его причинами были как новая богословская позиция архиеп. Феофила, так и его личные отношения с прп. Исидором Странноприимцем. В результате этого конфликта прп. Исидор был вынужден бежать в Нитрию, где его приютили т. н. Долгие, или Длинные, братья (прп. Аммоний Долгий , Диоскор , еп. Гермопольский, Евсевий и Евфимий), ранее весьма почитавшиеся архиеп. Феофилом. Последний, получив ходатайство Долгих братьев, к-рые просили снять с прп. Исидора Странноприимца прещения, начал антиоригенистскую кампанию. В ходе этой кампании архиеп. Феофил провел Собор, запретивший читать сочинения Оригена, а также привлек на свою сторону имп. власть, к-рая предписала изгнать оригенистов из Египта. В кон. 399 или в нач. 400 г. архиепископ созвал в Александрии новый Собор, на к-ром Ориген и его сторонники были осуждены. Вскоре после этого архиеп. Феофил направился в Нитрию, где лично возглавил карательную акцию против Долгих братьев, к-рые вместе с 300 сторонниками были вынуждены покинуть Нитрийские мон-ри и направиться в Палестину. Однако архиеп. Феофил убедил палестинских епископов не принимать беженцев. В результате прп. Исидор Странноприимец, Долгие братья и ок. 50 монахов прибыли в К-поль, где им дал прибежище свт. Иоанн Златоуст. Несмотря на то что свт. Иоанн, по всей видимости, не вступил с ними в ехваристическое общение и направил ряд посланий архиеп. Феофилу, последний, находясь со свт. Иоанном в конфликте, крайне негативно воспринял его «вторжение» в круг своих полномочий и использовал данный эпизод для продолжения интриг против святителя. В результате интриги привели к осуждению свт. Иоанна Златоуста на Соборе «при Дубе», состоявшемся в сент. 403 г. (Ibid. VI 7, 9). О контактах с оригенистами как о дискредитирующем обстоятельстве фактически речь идет во 2-м пункте обвинения (подробнее об александрийской и к-польской стадиях О. с. см. в статьях Иоанн Златоуст , свт., Константинопольские Соборы , Нитрия ).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Это опускание в тексте единицы измерения прочитанного выглядит странным, насколько бы она ни была само собой разумеющейся. 11 .5 Никогда более бесстрастного ( πα, Β’ στερον)... – Термин «бесстрастный», πατης, вошел в аскетическую литературу из словаря Евагрия. Это он «покрестил», по выражению Читти, стоическую концепцию бесстрастия ( απθεια) и развил учение о восьми основных страстных помыслах и о борьбе со страстями, воспринятое затем прп. Иоанном Кассианом , а после него и прочими святыми отцами, в том числе и св. Иоанном Лествичником , с именем которого это учение теперь наиболее отождествляется. Однако в контексте времени, современному «Лавсаику», «бесстрастный» звучит как «безгрешный» ( ναμρτητον), то есть отсылает к манихейской ереси и пелагианству. По этому поводу блж. Иероним пишет: «Так как Церкви восточные не могут слышать последнего слова [то есть слова anamarteton, ναμρτητον], то они притворяются, что хотя-де и говорят «без греха», но сказать «anamarteton» не имеют» (PL 22, 1149–1150; рус. пер.: Иероним 1863–1868. Т. 3. С. 347). Здесь же блж. Иероним излагает понимание бесстрастия как полного уничтожения страстей (под которыми понимаются вообще все душевные движения) и богоподобия; против подобного понимания впоследствии будет выступать св. Григорий Палама в своих «Триадах». Согласно общей святоотеческой традиции, страсти живут и в святых, только они ими обуздываются (cp.: Apophmhegmama, col. sys. 10.18). 11 .6 Придя в Константинов град нужды ради – В рукописях умалчивается о том, ради какой нужды ходил Аммоний в Константинополь: Длинные братья были собраны на печально известный Собор под Дубом (или при Дубе), заочно низложивший св. Иоанна Златоустог о. (Этот собор был так назван, поскольку из Константинополя он был перенесен в предместье Халкидона «Дуб»). Диоскор скончался еще в Константинополе, где братья ожидали приглашения явиться на собор, а Аммоний – уже в Халкидоне, после того, как братья услышали решение собора и принесли требуемое покаяние (Сократ. Церковная история 4.15–17; PG 67,500А-501 С; Созомен. Церковная история 8.17.5; PG 67,1558D-1562B).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие из монахов церковное служение считали несовместимым с высшей духовной жизнью. Так, св. Мартин Турский думал, что его чудотворная сила ослабела с того времени, как он оставил свой монастырь для принятия епископства 1490 . Пахомий увещевал своих собратий избегать рукоположения, как западни 1491 , и в Египте было даже ходячее изречение, что «монах должен избегать епископов и женщин»; потому что никто из них не даст ему возможности спокойно оставаться в своей келье, или предаваться созерцанию небесного 1492 . Аммоний, один из монахов, сопровождавших Афанасия в Рим, будучи избран на епископию, отрезал себе одно ухо, полагая, что такое уродство лишит его права на занятие высшей церковной должности, как это было узаконено в Ветхом Завете, и когда ему сказали, что это не послужит для него препятствием, он угрожал отрезать себе язык 1493 . Когда, однако же, один авва, по имени Драконтий, отклонил от себя епископию, как препятствие к духовному усовершенствованию, то Афанасий сильно опровергал его мнение. «И будучи епископом», – писал он, «ты можешь подвергать себя голоду и жажде, и поститься столь же часто, как и Павел... Мы знаем об епископах, которые постятся, и о монахах, которые едят; об епископах, воздерживающихся от вина, и о монахах пьющих; об епископах, творящих чудеса, и о монахах, не творящих их; о многих епископах, которые никогда не женились, и о монахах, которые имели детей» 1494 . Но хотя по первоначальной идее монашества не одобрялось принятие церковных степеней, многие монахи, однако же смотрели на рукоположение как на повышение, и, по этой причине, добивались его. Бл. Августин свидетельствует, что это не всегда были такого рода лица, которые вернее всего могли сделать честь церковному служению 1495 ; но даже где и не встречалось препятствий на основании нравственного характера лиц, то все-таки результат перехода монахов в ряды духовенства часто был неудовлетворительный. Св. Иоанн Златоуст , горячий защитник монашества, упоминает, что он знал лиц, которые постоянно усовершенствовались, будучи монахами, но ухудшались, вступив в деятельную жизнь в качестве членов духовенства 1496 и эта перемена с вероятностью может быть объяснена предположением, что монашеское воспитание лишало надлежащей подготовки для служения, требовавшего знания людей и сочувствия к людям в их обыденных чувствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог восхотел спасти обреченных гибели за молитвы благочестивой девы; он открыл ей намерение врагов. Пиама объявила священникам и старшинам, умоляя их идти навстречу неприятелю и склонить его к миру. Все знали, что сказанное Пиамой должно быть истинно, но никто не смел исполнить требуемого ею по известной ярости и жестокости врагов. Если хочешь, говорили они Пиаме, спасти свой дом и всех нас, иди к ним сама, и склони их, как знаешь. Смиренная дева, с одной стороны, не дерзая принять на себя подобное дело, с другой обвиняя себя в холодности к бедствию целого селения; наконец боясь нарушить завет уединения, из которого она никогда не выходила, всю ночь провела в горячих слезах, умоляя Бога смягчить жестокость неприятелей. С простодушием не рассуждающего ребенка, но с верою вполне зрелою, она взывала: «Господи! Ты все можешь. И не может Тебе быть угодно ничто жестокое и несправедливое! Соделай так, чтобы идущие уже погубить нас, где бы ни находились они теперь, стали неподвижно, как каменные, лишась возможности исполнить замышленное ими зло!» Так Господь и исполнил молитву этого ребенка по духу веры. Враги, находившиеся в трех поприщах от селения, вдруг остановились, будто пораженные, не имея возможности двинуться. Им открылось, что это было следствием чистой молитвы, сильной по вере пред Богом Пиамы. Мир был заключен. «Благодарите, говорили остановленные милосердием Господа неприятели, благодарите вместе с нами Бога и святую вашу Пиаму, без неё гибель ваша была неизбежна, а мы впали бы в тяжкое преступление». 12. Дева Александра и другие Александрийские подвижницы В Александрии и на некотором расстоянии от города, в местах более или менее отдаленных, было много спасавшихся девственниц; одни помещались в общинах, другие в отдельных кельях, наконец – совершенно в пустыне. Исидор странноприимец 9 имел сестру, которая поместилась в одном из этих недалеких от Александрии монастырей, заключавшем более семидесяти отшельниц. Известные Диоскор, Аммоний, Евсевий, и Евоимий, названные длинными братьями 10 , потому что были братьями по крови и все очень большого роста, имели тоже сестер, живших в пустыне, довольно далеко от Аммониева монастыря; но об отшельницах этих и многих других не осталось известий, кроме общих сведений об их тихой подвижнической жизни; не менее того о некоторых в стране говорили с особенным уважением и рассказывали события их жизни, обращений или благодатного влияния на других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

    См. анафему 4 на Итала из «Синодика Православия»: «Учащим о безначальной материи и  идеях  (δας), или о [бытии,]  собезначальном  Содетелю всех и Богу, и что небо, земля и прочие творения – присносущны, и безначальны, и пребывают неизменными, и законополагающим против сказавшего: " Небо и земля мимоидут, словеса же Моя не мимоидут " , то есть без труда пустословящим и приводящим божественную клятву на свои головы, – анафема» (пер. А. Ф. Лосева, цит. по изд.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 863).     В этом плане в статье С. В. Месяц (К вопросу о «частных сущностях»…) имеет место невнятность и, вероятно, ошибочное понимание Аммония: сначала утверждается, что, согласно Аммонию, без существования частных сущностей общие сущности продолжали бы существовать (сс. 675–676), а затем, имея в виду приводимую цитату из Л. Бенакиса, говорится, что единичное есть выражение форм (подразумевается: универсалий до вещей), и это противопоставляется случаю платоновских потусторонних идей (сс. 678–679)).     Сам Аммоний следующим образом понимает соотношение универсалий до вещей и в вещах: «Общее не нуждается в первых, то есть частных сущностях, чтобы существовать, но [нуждается], чтобы получить в них своей выражение» (Комментарий на Категории: 40.19–21 (CAG), пер. С. В. Месяц, цит. по изд.: Месяц. С. В. К вопросу о «частных сущностях»… С. 678).     Издание и рус. пер. (билингва): Арсений [Иващенко], еп. Два неизданных произведения Николая, епископа Мефонского, писателя XII века. Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1897. Сс. 5–49.     Григорий Богослов. Слово 41.11.     См.: « Поскольку же сущностью и называется всеобщее и общее, как например, вообще человек и человечество, но называется [сущностью] и отдельное и неделимое, как например, этот человек, Петр или Павел, которую славный во внешней мудрости Аристотель называет и первой, и преимущественной, и в собственном смысле сущностью, как не представляемую воображением подобно всеобщей, но на самом деле и истинно существующую, явно и постигаемую и видимую, то Дух Святой всегда все наполняет и везде присутствует по Божеской сущности, общей с единосущными Отцом и Сыном, и по этому значению сущности нераздельными. А тогда, в праздник Пятидесятницы, сошел на апостолов существенно уже не по общей только сущности, разумеемой и созерцаемой в действии [или: энергии], но ясно и в отдельности, или – сошла Сама ипостась Духа…» (Припоминания, цит. по изд.: Арсений [Иващенко], еп. Два неизданных произведения… С. 42; ср.: К великому доместику: 208 (Δημητρακπουλος)). Тем не менее, это не дает повода для обвинения Николая в тритеизме, в частности, потому, что выше в «Припоминаниях» он утверждает, что три Божественные ипостаси не есть три Бога и три частные сущности (Припоминания ( Арсений [Иващенко], еп. Два неизданных произведения… С. 33)).

http://bogoslov.ru/article/1845648

Места 1 из творений Климента александрийского , которые могут и должны быть привлечены при характеристике его пресвитеров, документ высокой исторической достоверности. Ученик свидетельствует о своих учителях, и нам остается только воспроизвести его слова. Ученик утверждает, что его сочинение безыскусственный образ и теневой очерк светлых и одушевленным слов тех блаженных, и поистине достославных мужей, которых он удостоился слышать, 2 и нам остается из учения Климента выделить элементы, восходящие к его учителям. Следовательно, вопрос, который должен предшествовать всякому историческому исследованию,–вопрос о научной ценности источника,– в данном случае отпадает. Здесь говорит свидетель, ни одно слово которого не может быть заподозрено с точки зрения если не объективной, то, по крайней мере, субъективной правды. Разрешение поставленной проблемы, таким образом, сводится только к правильному истолкованию слов александрийского катихита, но этим она отнюдь не приуменьшается в своем значении интересной страницы из истории древнехристианской мысли вообще и александрийского богословия в частности. I Stromata I. II, 1–2. Ириней лионский . Иустин Философ , Лукиан самосатский. Аммоний Саккас и его ученики. «Пресвитеры не писали». Свидетельство Лонгина. Stromata 1.1. Eclogae propheticae, 27. Пантен. Афинагор. Фрагмент Христианской истории Филиппа сидского. Опыт реконструкции. Источники Филиппа сидского. Татиан и Кассиан. Наиболее яркое и определенное место, где Климент говорит о своих пресвитерах–учителях, эmo–Smromama I, 11, 1–3. Мы и позволим себе привести его здесь полностью. «Однако, это произведение (т. е. Строматы) не представляет собою сочинения, написанного искусственно (τετεχνασμ νη), напоказ (ε ς π δειξιν), но оно собирается (θησαυρ ζεται) 3 . как памятные записи для меня на старость, как лекарство против забывчивости,–безыскусственный образ и теневой очерк (σκ ογραφ α) тех светлых и одушевленных слов, которые я удостоился слышать, и мужей блаженных и поистине достославных. Один из них жил в Элладе, иониец, [два] другие–в Великой Греции (один из них был из Кили-Сирии, другой–из Египта), третьи–на востоке: один происходил из Ассирии, другой жил в Палестине, первоначально еврей. Встретясь же с последним (по силе он был первым), я успокоился, в Египте уловив его скрывшегося. Поистине сицилийская пчела, он, собирая цветы с пророческого и апостольского луга, зародил в душах своих слушателей некое чистое сокровище знания. Сохраняя же неповрежденным (σζοντες) истинное предание блаженного учения непосредственно (ε δ ς) от Петра и Иакова, Иоанна и Павла, святых апостолов,–сын принимая от отца (подобные же отцам, немноги),–они, с Божией помощью, дожили и до нашего времени, чтобы и нам передать эти прародительские и апостольские семена». 4 Эти немногие строки заключают в себе богатое содержание и вызывают целый ряд вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Макарий стяжал любовь и уважение жителей соседнего, родного ему, селения Птинапор, и они упросили посетившего их епископа поставить им клириком церкви Макария, несмотря на то, что он был еще очень молод. Это было против желания Макария. Через несколько дней после поставления он ушел и поселился вблизи другого селения. Здесь постигло его тяжкое испытание, которое он перенес с необыкновенным благодушием, что свидетельствовало о высокой уже степени его духовности. В этом селении одна девица, будучи непраздной, по внушению злого духа оклеветала Макария, сказав, что он виновник её греха. Разъяренные родители вместе с односельчанами подвергли его биению и истязаниям. Оставив его еле живым, они обязали его доставлять девице пропитание. Кротко и безропотно перенес всё это пр. Макарий и начал усиленно работать, говоря себе: «Ты теперь, Макарий, имеешь жену и детей, а поэтому тебе надо работать день и ночь, чтобы доставить им пропитание». Когда девице пришло время рождать, ее постиг праведный суд Божий: несколько дней находилась она в страшных муках и не могла разрешиться от бремени. Тогда она поняла, что это ей наказание за оклеветание невинного. Она созналась во всём и указала истинного виновника. Услышав это, все весьма испугались, опасаясь наказания Божия за оскорбление праведника и, мучимые совестью, решили отправиться к Макарию, чтобы испросить себе прощение. Друг Макария в радости предупредил его об этом. Но Макарий, охотно принявший безчестие, не хотел принять почестей и славы. Ночью он тайно удалился в Нитрийскую пустыню. Там он жил и подвизался в пещере некоторое время, а затем отправился к пр. Антонию в пустыню Фарранскую. Давно уже жаждал Макарий видеть великого пустынника, слава о подвигах и святости которого тогда распространилась уже повсюду. Авва Антоний, испытывая терпение пр. Макария, не сразу его допустил в свою келью. Потом, отворив дверь, он приветствовал его, сказав: «Я давно желал видеть тебя, Макарий!» – и с любовью принял его, утешал и успокаивал. Долгое время оставался Макарий при Антонии его учеником. Когда Макарий уже совершенно созрел для самостоятельной отшельнической жизни, пр. Антоний велел ему отправиться в пустыню Скитскую. В то время Нитрийская гора и лежащая непосредственно за ней пустыня Келлий были уже заселены монахами, жительству которых, с благословения аввы Антония, положил начало пр. Аммоний. Пустыня Скит еще на целые сутки пути лежала далее пустыни Келлий. То была дикая песчаная пустыня, где только изредка попадались ключи с едва пригодной для питья водой. Сюда не было проложенной дороги, и путь направляли по солнцу и звездам. В этой безлюдной и мрачной местности и поселился пр. Макарий, предаваясь аскетическим подвигам, непрестанной молитве и богосозерцанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

228 Фабиан был епископом Рима в 236–250 гг. Известно, что он разделил римскую христианскую общину на семь округов, во главе которых поставил диаконов. Фабиан стал одной из первых жертв гонения Деция. 229 Александр, будучи глубоким стариком, был арестован, препровожден в Кесарию Палестинскую и посажен в тюрьму, где и умер в 251 г. Вавила был епископом Антиохии в 238–250 гг. По преданию, он запретил императору Децию, который уже начал гонения, войти в христианский храм, где шло богослужение. На следующий день Вавила был арестован и вскоре казнен вместе с тремя своими учениками – Урбаном, Прилидианом и Епполонием. 230 Требониан Галл (206–253 гг.) был сенатором в Перузии, а в 245 г. стал консулом, в 250–251 гг. – наместник в Мезии. После смерти Деция Галл был провозглашен императором (в июне 251 г.). Он вел войну с готами и персами на Востоке. В борьбе с претендентом на престол он потерпел поражение и был убит. Волузиан был его соправителем в 252–253 гг. В Мезии поднял восстание Эмилий Эмилиан. Галл и Волузиан выступили против него, но в Интерамне (город в Умбрии) оба были убиты. 231 Аммоний Сак (175–242 гг.) был знаменитым философом, основателем школы неоплатонизма и учителем Плотина. Он родился в христианской семье, но увлекся философией и вернулся в язычество. Под его именем сохранилась «Гармония Евангелий, или Диатессерон», в котором автор делил Евангелия на разделы, известные под названием Аммониевых секций. 232 Порфирий Тирский (232/233–после 301 г.). Его настоящее имя Мелх, в возрасте 30 лет он оказался в Риме, где и стал учеником Плотина. Порфирий был противником христианства (об этом свидетельствует известное под его именем произведение «Против христиан», которое в 448 г. христиане сожгли). Однако некоторые авторы, к которым относится и Иероним, считали, что Порфирий одно время был христианином, а историк Сократ пишет, что Порфирий перестал быть христианином, когда обозлился из-за несправедливых обвинений в его адрес со стороны некоторых христиан в Кесарии. Порфирий был автором 77 сочинений. Скорее всего, Аммония он упоминал в «Жизнеописании Плотина», который был учителем Плотина, либо в сочинении «Против христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И уразумел авва Иоанн, что этот старец равен ему по духовному преуспеянию и что он видел Ангела (106, 292). Авва Стефан, родом из Ливии, около шестидесяти лет жил между Мармарикой и Марестом. Достигнув высокого совершенства в подвижничестве и в познании человеческого сердца, он удостоился такой благодати, что всякий, у кого была какая-нибудь печаль, побеседовав с ним, отходил от него без печали. Аммоний и Евагрий рассказывали о нем следующее: «Пришли мы к нему в такое время, когда у него открылась в самом опасном месте ужасная болезнь. При нас и лечил его какой-то врач. Предоставив в его распоряжение больные части тела, святой муж плел корзины и разговаривал с нами. При отсечении зараженных частей он оставался неподвижен и проявлял такое терпение, как будто резали чье-нибудь чужое тело или как будто у него отсекали не члены, а волосы. Казалось, что он совсем не чувствовал боли.. Так укрепляла его помощь Божия! Когда же мы об этом скорбели и недоумевали, как муж такой жизни впал в такую болезнь и подвергся таким врачебным мерам, блаженный Стефан, уразумев наши помыслы, сказал: «Не соблазняйтесь этим, дети. Бог ничего не делает ко вреду, но все для нашей пользы. Видно, Господь посчитал эти члены достойными наказания, а в таком случае лучше им здесь пострадать, чем по отшествии из этой жизни». Так, вразумив нас и этими словами укрепив в терпении, он научил нас мужественно переносить скорби» (107, 598). Подобно оленю, жаждущему животворных струй источника, преподобный Симон Афонский прошел по всем монастырям Святой Горы в чаянии найти себе желанного руководителя. При каждой встрече с иноками испытанной жизни пришелец расспрашивал об иноческих добродетелях. Наконец, среди множества иноков он нашел искомого старца, совершенного во всех отношениях подвижника. Единственным правилом всех своих действий после глубокого раскрытия перед старцем обстоятельств минувшей жизни он поставил безусловную покорность всему, что бы ни повелел ему старец. Он решил исполнять в точности и без всякого размышления каждое из его отеческих слов так, как если бы слова эти исходили не из уст старца, а от Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010