Православные же радовались о мучениках своих за их твердое исповедание православной веры, но в тоже время рыдали о телах, что они находятся – неизвестно где. И через это еще более изобличались нечестие и жестокость мучителей. Вслед затем из Египта и Ливии были сосланы на изгнание епископы: Аммоний, Моин, Гаий, Филон, Ермий , Павлин, Псиносир, Линамон, Агафон, Агамфа, Марк, еще другие Аммоний и Марк, Драконтий, Аделфий, Афинодор и пресвитеры Иеракс и Диоскор; мучители так жестоко угнетали их, что некоторые умерли в пути, а другие в местах заточений. На вечное же заточение ариане осудили более тридцати епископов; ибо злоба их, подобно Ахаву 711 , была настолько сильна, что если бы было возможно, они готовы были бы изгнать и истребить истину с лица всей земли». Между тем царь Констанций, по смерти брата своего, царя Константа, победив Магненция, стал обладать востоком и западом 712 . Как на востоке, так и на западе он начал распространять арианскую ересь, склоняя западных епископов всякими способами: и посредством страха, и посредством ласк, подарков и различных соблазнов, – к тому, чтобы они согласились на ариево вероопределение и приняли их ересь. С этою целью он повелел составить собор в итальянском городе Медиолане 713 – для низвержения Афанасия: он думал, что арианство только тогда утвердится, когда Афанасий будет совершенно низвержен и истреблен из числа живых. Много явилось тогда у царя единомышленников, одни принимали арианство из-за страха, другие – привлекаемые царскими почестями; те же, которые тверды были в православии, уклонились от этого беззаконного собора 714 . Таковы были: Евсевий, епископ Верцеллинский, Дионисий Медиоланский, Родан Толосанский, Павлин Тривиринский и Лукифор Калаританский 715 ; они не подписали определения о низвержении Афанасия, считая низвержение его отвержением правой веры и истины. Вследствие этого, они были сосланы в изгнание в Аримин 716 ; прочие же епископы, собравшиеся в Медиолане, осудили Афанасия на низвержение. Здесь надлежит сказать о том, как Евсевий и Дионисий не подписали определения сего беззаконного собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Правильнее Бар-Балуда пишет Бар-Салиби († 1171), иаковитский епископ города Амиды в Месопотамии, в предисловии к толкованиям на Евангелие от Марка. По его словам [Assemani. Bibl. Orient. 1, p. 57. et. II, p. 159], «Тациан, ученик Иустина Философа, мученика, из четырех Евангелий выбрал, соединил и составил одно Евангелие, которое назвал Диатессароном, то есть смешанным. Это Евангелие изъяснял святой Ефрем. Оно начиналось словами: " В начале бе Слово " ». Следующий свидетель, Бар-Гебрей, епископ Тагритский и иаковитский митрополит († 1286), так говорит о Диатессароне [Ibid. I, p. 57]: «Евсевий Кесарийский, видя повреждения, которые сделал Аммоний Александрийский в Евангелии, названном Диатессароном, коего начало было: " В начале бе Слово " , и которое изъяснил святой Ефрем Сирин, — четыре Евангелия, как они суть в тексте, оставил вполне целыми, сходствующие же в них слова обозначил общим каноном». В приведенных словах Бар-Гебрей впадает в двойное заблуждение, ибо, во-первых, смешивает Аммония Александрийского, автора другого Евангельского свода, с Тацианом, которому принадлежит изъясненный святым Ефремом Диатессарон, а, во-вторых, ошибочно утверждает, что этот Тациановский Диатессарон исправлялся Евсевием, тогда как, по свидетельству самого Евсевия, свои каноны он прилагал к сочинению Аммония. Наконец, Гебед-Иесу, несторианский епископ Собенский († 1318), в своем каталоге всех церковных творений после Священных книг Ветхого и Нового Завета упоминает Евангелие, которое собрал Александрийский муж Аммоний, он же и Тациан, и поименовал Диатессароном. Очевидно, Гебед-Иесу повторяет ошибку Бар-Балуда и Бар-Гебрея, смешивая Тациана с Аммонием Александрийским. Вот главнейшие [другие, менее важные, известия о Диатессароне собраны и обследованы в монографии Semisch " a «De Tatiani Diatessaron»] свидетельства древности относительно Диатессарона Тациана. Сравнивая их между собой, можно видеть, что Тацианом был составлен свод Евангельского текста, названный им самим Диатессароном, в который включены подлинные слова евангелистов, опуская, однако, родословие Христа и все те места, в которых раскрывалось происхождение Господа нашего по плоти от семени Давидова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов. Характеры Кирилла Александрийского и Нестория Константинопольского. I. K IV-мy и в IV-oм столетии первенство на Востоке принадлежало Александрийскому епископу. Деятельность св. Александра и, в особенности, Афанасия Великого доставили Александрийской кафедре неувядаемую славу. Преемник последнего, архиепископ Петр, провозглашенный императором Феодосием наряду с папой Дамасом образцом христианской веры, а потом Тимофей считали себя в праве промовировать своего кандидата на Константинопольскую кафедру (после удаления Демофила) — в лице злополучного Максима Киника. Но вот Константинопольский Собор 381 г. вдруг, неожиданно создает 3-м каноном соперника Александрийскому архиепископу в образе Константинопольского епископа, доселе подчиненного Ираклийскому митрополиту. Однако, и после упомянутого Собора Александрийский архиепископ не считает себя утратившим свои права на Востоке. Преемник Тимофея, архиепископ Александрийский Феофил (с 388 г.) в 397 г. по смерти Константинопольского епископа Нектария, стремился поставить на вакантную кафедру Исидора, пресвитера своего клира. Но здесь он должен был уступить всесильному тогда вельможе, временщику Евтропию, выдвинувшему кандидатуру Антиохийского пресвитера Иоанна. Уже вследствие одного этого, архиепископ Феофил не мог питать особых симпатий к Иоанну, занявшему Константинопольскую кафедру. Но здесь произошли и новые события, которые чувство недовольства Иоанном у Феофила усилили и довели его до неприязни и вражды. В самом конце IV-ro века архиепископ Феофил подверг жестокому гонению Нитрийских монахов за их почитание Оригена, объявленного со стороны некоторых богословов еретиком. Феофил разгромил Нитрию, и до 300 монахов принуждены были бежать в Палестину. Пятьдесят же монахов из Палестины пришли в Константинополь; между ними были 4 так называемые «долгие братья» (αδλφοι μακροι) — Аммоний, Диоскор, Евсевий, Евтимий, из которых старший Аммоний пользовался большим авторитетом (Созомен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Об авве Аммоние Видели мы там одного отца, по имени Аммоний. У него были прекрасные келии, двор, колодезь и прочие необходимые принадлежности. Когда приходил к нему какой-либо брат, желавший спасаться, и говорил ему, чтобы он нашел ему келию для жительства, Аммоний тотчас выходил, приказав ему дотоле не выходить из своей келии, пока он не найдет для него удобного жилища, и, оставив ему свою келию со всем, что в ней было, сам уходил далеко и заключался в какой-нибудь малой келии. Если же приходило много желавших спасаться, он собирал всю братию. Тогда один приносил камни, другой – воду, и келии выстраивались в один день. Тех, которые должны были жить в сих келиях, братия приглашали к общественной трапезе для утешения, и, пока они еще были утешаемы, каждый из братий, взявши из своей келии милоть или корзину хлебов и других нужных вещей, относил их в новые келии – так, чтобы никому не было известно приношение каждого. К вечеру приходя, будущие обитатели келий вдруг находили в них все нужное. Многие из сих братий не вкушали ни хлеба, ни плодов, а только зелие. Некоторые не спали всю ночь, но сидя или стоя проводили время в молитве до самого утра. Об авве Исидоре Видели мы в Фиваиде и монастырь некоего Исидора, огражденный большою каменною стеною и имевший в себе тысячу монахов. В нем были и колодцы, и сады, и все, что только нужно, ибо никто из монахов никогда оттуда не выходит. Привратником у них был пресвитер, который никого не выпускал и не впускал, разве только кто объявит желание безвыходно жить там до своей смерти. Тех, которые приходили к воротам, он принимал и угощал в небольшой гостинице, а поутру, преподав благословение, отпускал в мире. Два только пресвитера, которые заведовали делами братий, выходили и приносили им все нужное. Стоявший при воротах пресвитер говорил нам, что живущие в монастыре так святы, что все могут совершать знамения и что никто из них не бывал болен до смерти. Когда же приходило время преставления которого-нибудь из них, он, предварительно возвестив об этом всем, ложился и умирал. Об Аммоне

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

2) Разделение новозаветных книг на главы и стихи – ныне существующие и бывшие в древней церкви Настоящее разделение св. новозаветных книг на главы и стихи происхождения еще более позднего, нежели словоразделение, интерпункция и прочие условные знаки греческого письма. Разделение на главы произошло в XIII веке и принадлежит кардиналу Гуюну, а разделение на стихи – в XVI веке и принадлежит парижскому типографщику Роберту Стефану. В древней же истории разделение священного текста нужно различать деление: а) для частного и б) для церковного употребления его. а) для частного употребления В III веке некто Аммоний, чтобы составить гармонию Евангелий (τ δι τεσσρν εαϒϒελιον), сопоставил со сказаниями св. Матфея повествования других Евангелий. Этот труд продолжил и усовершенствовал Евсевий. Для совершения этого труда необходимо было разделить Евангелия на отделения и внешне обозначать последния, чтобы потом сопоставлять параллельные места. Аммоний и Евсевий разделили Евангелия на главы – χελαια; это были очень малые отделения, гораздо меньше настоящих наших глав. Позднее произошло разделение Евангелий еще на ττλα, которые были по объему более Аммоние-Евсевиевых χελαια и поэтому более приближались к нашим главам; названы они так потому, что каждому отделению предпосылался показатель его содержания, оглавление. Виновник этого деления, живший, вероятно, в VI веке, неизвестен. Что касается других новозаветных книг, то в V веке Евфалий, при своем стихометрическом издании книги Деяний и Посланий Апостольских, предпослал им σν τν χεαλαων εχδεσιν, показание содержание глав. Неизвестно, самое разделение на главы принадлежит ли самому Евфалию, или еще до него существовало. Эти Евфалиевы главы – то менее наших, то более, то равны им. Наконец, Апокалипсис в VI веке Андреем Каппадокийским был разделен на 24 λϒοι и 72 χελαια. б) для церковного употребления Что касается разделения текста для его церковного употребления, то в древней церкви был обычай в известные недели и дни читать при молитвенных собраниях известные св. книги или места из них, приличные времени. Так, напр., во время праздника Пасхи читали историю Воскресения Христа, в один день по одному евангелисту, в другой – по другому; между Пасхою и Пятидесятницею читали книгу Деяний Апостольских и пр. Сначала в различных церквах, конечно, различен был этот выбор и применение. Но уже к концу IV века порядок церковных чтений установился и сделался однообразным. Со временем, когда число праздничных дней увеличилось, еще более настояла нужда делать выбор приличных дню мест из священных книг. Эти избранные чтения обыкновенно списывались в особенные назначенные для того книги (Lectionarium, χλοϒδδον, избранные места из Евангелий составляли εαελιοτριον, из Деяний – πραξαποτολοζ, из Посланий – πατολοξ). В западной церкви это произошло уже в V веке, в греческой же эти лекционарии вошли в употребление только в VIII веке – с Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Но большая часть не согласилась с ним, поставляя ему на вид, что те, которые отвергают сочинения Оригена , отвергают вместе и те истины, кои изложены в них весьма ясно и убедительно. Златоустый действовал в духе миролюбия. Он постоянно изъявлял отменное уважение к Епифанию, и приглашал его в церковные собрания и в дом свой. Но тот ни на что не соглашался, если не осудят Оригена и не изгонят из Константинополя великорослых братьев, Диоскора, Евсевия, Евфимия и Аммония. А Златоустый опасался обвинить невинных, и твердил, что никогда не должно торопиться осуждать кого бы то ни было без точного исследования дела. Тогда противники его внушили Епифанию новую мысль. По случаю праздника в церкви святых апостолов, они уговорили его явиться народу и торжественно осудить книги Оригена, последователей его – великорослых братьев, и Иоанна Златоустог о, как защитника их. Епифаний уже подходил к этой церкви; но его остановил диакон Серапион, посланный Златоустым, которому на кануне открыли замысл, и объяснил ему, что намерение его не только не право и не выгодно для него, но даже может произвести народное восстание и подвергнуть его опасности, как виновника беспорядков. Это предостережение остановило кипрского архиепископа. В бытность его в Константинополе разболелся сын императора, Феодосий. Государыня, опасаясь за него, послала к Епифанию вестника, с просьбою помолиться о нём. Этот святитель сказал ей: «Бог продлит жизнь твоего сына, если ты отдалишь от себя Диоскора и единомысленных с ним еретиков». Но она отвечала ему: «если Богу угодно взять дитя моё, то да будет воля Его. Ибо Господь даёт и лишает. А если б ты мог воскрешать мертвых, то архидиакон твой (Хрисиион) не лежал бы в могиле. Дивный ответ царицы, взволнованной предложением искупить немощь отрока страданиями старцев! По совету ея Аммоний и прочие монахи египетские явились к Епифанию. Он спросил их: кто вы? Аммоний отвечал за всех: «отец мой! «мы – великорослые братья. Но я желал бы знать: видал ли «ты когда-нибудь наших учеников, или наши сочинения»? – Архиепископ отвечал отрицательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нет необходимости говорить о жестокости гонений на христиан во время правления Деция, противника религии Филиппа, которого он убил, — гонений, во время которых Фабиан, епископ Римской церкви, погиб в Риме, а Александр и Вавила, первосвященники церквей Иерусалима и Антиохии, были посажены в тюрьму за свою веру в Христа. Если кому-то интересно, что было предпринято в отношении Оригена, он может ясно узнать это, во-первых, из его собственных посланий, которые после гонения были разосланы различным людям, а во-вторых, из шестой книги «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и из его шести трудов в защиту Оригена. Ориген дожил до времен Галла и Волузиана, в возрасте шестидесяти девяти лет умер в Тире, где и был похоронен. Аммоний. Аммоний, талантливый человек великих философских познаний, был известен в Александрии в то же самое время. Среди многочисленных и выдающихся памятников этого гения выделяются совершенный труд «Согласие Моисея и Иисуса» и евангельские каноны, на которые Евсевий Кесарийский впоследствии опирался. Порфирий ложно обвинил его в том, что он снова стал язычником после того, как был христианином. Но известно, что он оставался христианином до конца своих дней. Амвросий. Амвросий, бывший сначала маркионистом и впоследствии наставленный на путь истинный Оригеном, был диаконом и всеми почитаемым исповедником. Для него, а также для пресвитера Протоктета Ориген написал книгу «Увещание к мученичеству». Благодаря усердию, денежным средствам и упорству Амвросия Ориген продиктовал большое количество трудов. Сам Амвросий, как сообщает один уважаемый человек, также обладал не меньшим литературным талантом, на что указывают его письма к Ори-гену. Он умер раньше Оригена и порицается многими за то, что, будучи богатым человеком, не вспомнил перед смертью в своем завещании старого и нуждающегося друга. Трифон. Трифон, ученик Оригена, которому адресованы некоторые из сохранившихся посланий, был очень сведущ в Священном Писании, как об этом свидетельствуют многие его книги, и в особенности труд о жертвенной телице во Второзаконии и о животных, которые вместе с голубем и горлицей были переданы Аврааму, как записано в книге Бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

13 Святитель Серапион, епископ Тмуитский – один из самых усердных сподвижников святителя Афанасия Великого . Во время арианской смуты он удалился в пустыню к Антонию Великому , который столь полюбил его, что открывал ему свои видения и, умирая, оставил в благословение милоть. Из пустыни авву Серапиона возвели на Тмуитскую кафедру. Как ревнитель Православия и защитник святителя Афанасия от ариан, он был приговорен к заточению. Сократ Схоластик называет его «мужем, весьма уважаемым за святость жизни, и красноречие». Святитель Серапион оставил после себя аскетические и апологетические сочинения (см.: Творения древних отцов-подвижников. М., 1997). Скончался он около 366 года, пережив великих отцов – Антония, Аммона и Макария, о которых упоминает в одном из писем: «Из вас авва Антоний, достигший верха подвижничества, которого жизнь, преданная письму, есть у вас. Из вас авва Аммон, авва Иоанн, авва Макарий, сиявшие такими добродетелями: они творили чудеса и представляли другие доказательства святости своей. Прогоняя по воле Божией демонов, врачуя тяжкие болезни и разные страдания, показали, что врачебная наука слаба». Известно «Правило св. Серапиона, собеседника св. Макария», в славянском переводе есть «Житие прп. Антония Великого , описанное его учеником Серапионом» («Описание рукописей» Царского. С. 353), на коптском языке имеется «Житие свт. Макария, описанное Серапионом». О нем самом сохранилось много сказаний в «Древнем патерике». – Прим. ред. 15 Имея уже более девяноста лет от роду, авва Антоний согласился взять в услужение своей старости двоих учеников – Амафу (Матфея) и Макария (см. Блаженного Иеронима о святом Павле Фивейском и Палладия о Евлогии и увечном). – Прим. ред. 21 Эти братья-монахи известны и по другим источникам, как Диоскор, Евсевий, Евфимий, а также Аммоний. Диоскор был возведен во епископа г. Ермополя, Евсевий и Евфимий рукоположены во священников, а Аммоний, чтобы его не возвели во священный сан, отрезал себе ухо и обещал отрезать язык ( Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. С. 161–162).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Между тем среди нитрийских монахов было четверо «дол­гих братьев», прозванных так за свой высокий рост: Диоскор, Евсевий, Евтихий и Аммоний. Они не разделяли антропоморфистских заблуждений и у своих оппонентов прослыли оригенистами. Феофил ценил их за просвещенность, и один из них, Диоскор, был им хиротонисан во епископа Гермопольского, Евсе­вий и Евтихий – в пресвитеров, а вот Аммоний, верный старой монашеской традиции уклоняться от священства, предпочел уре­зать себе ухо и угрожал лишить себя языка, чтобы только избе­жать рукоположения, чем вызвал неприязнь со стороны своего властного епископа. Открыв кампанию искоренения оригеновской ереси, Фео­фил добился у местного префекта распоряжения о высылке «долгих братьев» из Нитрийской пустыни. И «не откладывая, самолично отправился целым вооруженным походом в Нитрию. С ним были и епископы, и полицейские чины, служки и тол­па уличных бродяг-громил. В самой Нитрии с ними соедини­лось большинство монахов-антропоморфистов... Но Диоскор, как подобает скромному епископу, встретил своего патриарха-папу с честью. Окружавшие Диоскора монахи несли в руках пальмовые ветви. Но паче меры взвинченный Феофил решил, что это стратегический обман, что надо начать превентивный бой. Раздалась команда, крики, над головами замелькали дуби­ны. Диоскор и его монахи были обращены в бегство. Диоскор вбежал в церковь и сел на архиерейскую кафедру, но рабы Феофила схватили его за руки. Феофил скомандовал конец боя и тут же открыл епископский собор, на котором было осуждено все учение Диоскора... Кельи братьев Долгих были разгромлены и сожжены вместе с книгами» 552 . Собор вынес решение, запрещавшее чтение сочинений Ори­гена. Этот акт вызвал одобрение со стороны Римского папы Ана­стасия, который в 398 г. сменил Сириция, и святого Епифания Кипрского , в ту пору уже приближавшегося к 100-летнему воз­расту. Он отозвался на Александрийский собор так: «Наконец-то Амалик истреблен до конца! На горе Рефидим воздвигнуто зна­мя креста. На алтаре Александрийской церкви слуга Божий Фео­фил воздвиг знамя против Оригена » 553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий , «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем». е) Странническую жизнь проводил преподобный Аммоний , полное бескорыстие стяжал Мардарий , молчанием спасался Феодор , Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преподоный Аммоний , по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преподобный Мардарий , по рукописным святцам «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келье своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преподобные Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келлие и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол (см.: 1Кор. 13, 8 ). ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые . О преподобном Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере» 305 . Преподобный Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, – по древнему известию, – такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога» 306 . Преподобный Нестор , по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преподобный Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преподобному Руфу послушливому кондак: «Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010