Он сочинил сто молитв; составил три книги, так–называемыя: ιερα — вернее ςιχιρα (краткия изречения в виде стихов или притчей); μοναχον, — монах, или деятельные уроки; и αντιρριτικον — противоборство, — о борьбе с демонами и страстями. У Сократа (Кн. 4, гл. 23) кроме того находим, что Евагрий был ученик обоих Макариев, — Египетскаго и Александрийскаго, под руководством которых, быв прежде философом только на словах, стяжал он философию деятельную. Пришедши в Египет из Константинополя, он встретился с упомянутыми мужами и стал подражать их жизни. Ниже Сократ приводит два обстоятельства из жизни Евагрия, со слов его самого, из которых видно, какия сношения были у него с Макарием Великим. Первое то, что авва Макарий спрашивал Евагрия о различии в действиях на душу памяти оскорбления людей, и памяти оскорбления демонов; второе то, как пришедши к авве Макарию, Евагрий, утомленный от пути на жару, просил немного воды и получил отказ. То и другое приводятся в его дятельных главах к Анатолию (Гл. 93, 94). Ниже еще поминает Сократ, что Евагрий в книге своей — гностик, пишет о себе: «мы научились у праведнаго Григория, что добродетелей и умозрений о них четыре: благоразумие, мужсство, воздерзвание и справедливость». Кто сей Григорий? По Палладию — Григорий Нисский, а по Сократу — Назианзин, который будто и рукоположил его в диакона в Константинополе. Не смешал ли Сократ Назианзина с Нисским? Палладию лучше было знать истину. Наконец у Сократа встречаем следующее сказание. Дивный Аммоний, бывший вместе с Афанасием Великим в Риме, и ничего там не хотевший видеть, кроме церкви Петра и Павла, был призываем потом в Египет Феофилом Александрийским к епископству, и убегая от него, отсек у себя правое ухо, чтоб безобразием тела отклонить от себя рукоположение. Спустя несколько времени, епископ Александрийский Феофил взял для епископства Евагрия, который также убежал, но не изуродовал никакой части своего тела. Встретившись с Аммонием, Евагрий ласково сказал ему: худо сделал ты, что отсек себе ухо; за такой поступок будешь отвечать пред Богом. А ты не будешь отвечать, Евагрий, что отсек у себя язык и ради самолюбия не воспользовался дарованною тебе благодатию, — отвечал Аммоний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Итак, схватив Иеракса, он всенародно в театре подверг его мучениям. Узнав об этом, Кирилл позвал к себе знаменитейших из иудеев и, вероятно, грозил им, если они не перестанут возмущаться против христиан». Однако иудеи, «будучи всегда и везде врагами христиан», не успокоились: в одну из ночей, распространив по городу слух, что горит одна из александрийских церквей, и сделав для себя условные знаки, они устроили кровавое побоище выбежавших на улицу и ни о чем не подозревающих христиан. В ответ на такое злодейство архиепископ изгнал из Александрии иудеев, что привело к открытому конфликту его с префектом (оба отправили жалобы императору). Тем не менее архиепископ делал попытки к примирению, но глава города отвергал их. «Тогда Кирилл взял и держал перед ним книгу Евангелие, думая хотя этим пристыдить его, однако и такая мера не смягчила префекта». Конфликт разгорался все больше и больше; на помощь св. Кириллу пришли нитрийские монахи: вступив в город в числе около 500 человек, они встретили префекта и «называли его жертвоприносителем, язычником и многими другими позорными именами. Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен Константинопольским епископом Аттиком. Но монахи не слушали слов его, и один из них, по имени Аммоний, ударил Ореста камнем в голову, так что он весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители, кроме немногих, все разбежались и скрылись в толпе, боясь, что и их побьют камнями». На помощь Оресту сбежались горожане, разогнали монахов, а Аммония схватили и отдали в руки префекта, который «на основании законов» замучил его до смерти. Архиепископ же взял тело Аммония и «положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы считали его мучеником и прославляли в Церкви его великодушие, как подвиг за благочестие. Однако люди скромные, хотя и христиане, не одобрили этой Кирилловой ревности, ибо знали, что Аммоний понес наказание за свое безрассудство и умер в мучениях не потому, что был принуждаем к отречению от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Однако здесь Николай расходится с Ареопагитиками. Говоря о причинах (началах) тварного сущего, автор Ареопагитского корпуса следует важной для корпуса парадигме единения-различия. Хотя автор Ареопагитик признает, что когда говорится о множестве причин сущего, речь идет о том, что каждая из них разъясняет различные аспекты промысла Единого Бога , все же он реально различает причины (начала), сущие до вещей, по причастию к которым существует все тварное сущее: ( Самоблагость)– Самобытие– Саможизнь– Самомудрость– Самоподобие и др., и указывает, что эти причины образуют иерархию по старшинству. Причем, Самобытие, как самая старшая причина, является началом остальных причин . О том, что Ареопагит понимал эти причины как составляющие иерархию, свидетельствует и то, что он уподобляет Самобытие единице, в каковой объединены остальные числа: чем дальше от нее, тем более разделенные и множащиеся ; а также то, что он говорит об иерархии существ, причастных соответствующим причинам . В любом случае, можно согласиться с Э. Перлом, что автор корпуса в своем учении об иерархии причин сущего очень близок к Проклу и зависим от него . Таким образом, у Николая Мефонского мы находим парадигму, в корне отличную не только от прокловской, но и от дионисиевской парадигмы, предполагающей реальное существование причин (начал) тварного сущего. Используемая Николаем Мефонским парадигма находит свое отражение и в осмыслении им такой важной и интересной с историко-философской точки зрения проблемы, как проблема универсалий. На византийскую философскую мысль в этом плане повлияла позиция александрийской философской школы Аммония (сына Гермия) , который был учеником Прокла. Аммоний Александрийский был основоположником неоплатонической традиции комментариев к Аристотелю. Согласно Аммонию, универсалии до вещей существуют в уме Демиурга как некие умные сущности, являющиеся причинами соответствующих отделенных от них универсалий в вещах, особенности которых мы воспринимаем . Соответственно, Аммоний говорил о трояком способе существования универсалий: до вещей, в вещах и после вещей, приводя в пример узор на печати, ее оттиски на различных кусках воска и общие характеристики отпечатков, воспринимаемые человеком .

http://bogoslov.ru/article/1845648

Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен константинопольским епископом Аттиком. Но монахи не слушали слов его, – и один из них, по имени Аммоний, ударил Ореста камнем в голову, так что он весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители, кроме немногих, все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что и их побьют камнями. Между тем начали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, – и всех других обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который, на основании законов, всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре донес он самодержцам. А Кирилл представлял их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы считали его мученником и прославляли в Церкви его великодушие, как подвиг за благочестие. Однако люди скромные, хотя и христиане, не одобрили этой Кирилловой ревности, ибо знали, что Аммоний понес наказание за свое безрассудство и умер в мучениях не потому, что был принуждаем к отречению от Христа. Итак, сам Кирилл своим молчанием мало-помалу привел это дело в забвение. Но злая вражда между Кириллом и Орестом даже и здесь не остановилась. Угасил ее другой, подобный упомянутым случай. Глава 15 Об Ипатии философе В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Феона 395 . Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей. Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Нет необходимости говорить о жестокости гонений на христиан во время правления Деция, противника религии Филиппа, которого он убил, — гонений, во время которых Фабиан, епископ Римской церкви, погиб в Риме, а Александр и Вавила, первосвященники церквей Иерусалима и Антиохии, были посажены в тюрьму за свою веру в Христа. Если кому–то интересно, что было предпринято в отношении Оригена, он может ясно узнать это, во–первых, из его собственных посланий, которые после гонения были разосланы различным людям, а во–вторых, из шестой книги «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и из его шести трудов в защиту Оригена. Ориген дожил до времен Галла и Волузиана, в возрасте шестидесяти девяти лет умер в Тире, где и был похоронен. Глава 55. АММОНИЙ Аммоний, талантливый человек великих философских познаний, был известен в Александрии в то же самое время. Среди многочисленных и выдающихся памятников этого гения выделяются совершенный труд «Согласие Моисея и Иисуса» и евангельские каноны, на которые Евсевий Кесарийский впоследствии опирался. Порфирий ложно обвинил его в том, что он снова стал язычником после того, как был христианином. Но известно, что он оставался христианином до конца своих дней. Глава 56. АМВРОСИЙ Амвросий, бывший сначала маркионистом и впоследствии наставленный на путь истинный Оригеном, был диаконом и всеми почитаемым исповедником. Для него, а также для пресвитера Протоктета Ориген написал книгу «Увещание к мученичеству». Благодаря усердию, денежным средствам и упорству Амвросия Ориген продиктовал большое количество трудов. Сам Амвросий, как сообщает один уважаемый человек, также обладал не меньшим литературным талантом, на что указывают его письма к Ори–гену. Он умер раньше Оригена и порицается многими за то, что, будучи богатым человеком, не вспомнил перед смертью в своем завещании старого и нуждающегося друга. Глава 57. ТРИФОН Трифон, ученик Оригена, которому адресованы некоторые из сохранившихся посланий, был очень сведущ в Священном Писании, как об этом свидетельствуют многие его книги, и в особенности труд о жертвенной телице во Второзаконии и о животных, которые вместе с голубем и горлицей были переданы Аврааму, как записано в книге Бытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Мы знаем также из жизнеописания святых, что пустынники египетские нередко переплывали море, отделявшее их от пустынников синайских, и пользовались их назиданиями. Здесь не один авва Силуан, но некоторые другие еще при земной жизни своей являлись иногда светлыми как ангелы лицом и телом, так что перед ними, как перед Моисеем, сшедшим со святой горы, падали ниц зрящие на них 322 . Были и такие пустынножители, уподобившиеся бесплотным, которые с противоположного берега Африки приходили к берегам синайским по морю, как по земле 323 . Рассказы, оставленные нам монахом Аммонием 324 , равно как и св. Нилом 325 , представляюсь наибольшие подробности о монашеской жизни синаитов того времени, о которых справедливо и прекрасно выразился Прокопий 326 , «что вся их жизнь состояла в постоянном приготовлении к смерти», и живую картину которой находим в превосходном творении Иоанна Лествичника , названном Лествица 327 . Действительно, глядя на уступы гранатных ребр синайских, высящихся к небесам, невольно вспоминаешь эту лествицу, возводящую от земного во Святая Святых 328 . Незабвенная для христианского мира св. царица Елена первая обратила внимание на великие святыни Синайского края. Предание ей приписывает сооружение у подошвы Синая, на торжественном месте Неопалимой купины, небольшой церкви 329 во имя Пресвятой Богородицы, среди башни, служившей долгое время для иноков единственною защитою от варваров. Затворнические духовные подвиги и мученические страдания составляют от этого времени отрывочную историю Синайского края. Аммоний, о котором упомянуто выше, был очевидец нашествия на Синай блеммиев, по смерти своего предводителя, нагрянувшим на святой Синай где была уже небольшая церковь и башня. Тридцать восемь отшельников, живших в прилежащих к башне скитах или в окрестностях, были безжалостно не только умерщвлены, но истерзаны этим эфиопским племенем 330 . Игумен Дулос, которого Аммоний называет истинным рабом Христовым по словозначению его имени 331 , и которого братия называла своим Моисеем, успел с Аммонием и с малым числом иноков укрыться под защиту башни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

671 В период борьбы на жизнь и смерть с язычеством при Феодосии I александрийские епископы сумели придать своему сану чрезвычайное значение и являлись властью, конкурирующей с представителями государственного управления. Их церковная юрисдикция непререкаемо простиралась на весь Египет и соседние области к западу, в пределах распространения греческого языка. 672 Префекты Египта вынуждены были считаться с патриархом, а властолюбивый Кирилл пошел дальше своих предшественников и немедленно по своем водворении на кафедре стал действовать как полноправный начальник страны. Сначала Кирилл обрушился на новациан. Он приказал закрыть все их церкви, взял всю священную утварь и конфисковал все имущество их епископа Феопемпта. 673 Вслед за тем он произвел в городе страшный разгром иудеев, которые составляли еще со времен Птолемеев значительную часть населения Александрии и имели свое самоуправление и особые права. 674 Кирилл раздражал иудейскую общину своими угрозами, и они отомстили христианам ночными убийствами. Подосланные иудеями люди кричали, будто пожар охватил церковь Александра. Христиане сбегались тушить, а иудеи их избивали. На следующий день, когда это разгласилось, Кирилл сам повел народ на синагоги, разорил их до основания, выгнал из города всех иудеев и отдал их имущество на разграбление черни. Вся иудейская часть города запустела. Префект Египта Орест был крайне возмущен этим делом патриарха и довел обо всем до сведения двора. Но Кирилл со своей стороны писал о злодействах иудеев. 675 Вражда Кирилла к Оресту разгорелась еще больше, и нитрийские монахи явились в числе 500 человек в Александрию и, выждав время, когда тот проезжал на своей колеснице, бросились на него и осыпали всякой бранью, называя его язычником. Орест кричал им, что он христианин и крещен константинопольским патриархом Аттиком. Монахи не слушали, и один из них, Аммоний, бросил в Ореста камнем и разбил ему в кровь голову. На помощь префекту сбежались димы и обратили в бегство монахов. Аммоний был схвачен и замучен на пытке.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Кальнофойский писал: «почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Преп. Силуану тропарь: «многого ти ради воздержания и безмерного пощения приемый благодать чудотворения и к Богу велие дерзновение стяжавый, постником красота, Силуане, Тому молися, да подаст нам мир и велию милость». Древнее известие говорит, что раз «злодее прийшли красти; молитвою связал он, же не могли рушитися (двинуться) с места через три дни, а потом оных наказавши и до покаяния приведши, пустил». По канону, преп. Силуан «ревнитель чистоты и хранитель садовый, татей – плоды окрасти хотящих» связал. Преподобный Сисой схимник, живя в пещере «поснически», постом и молитвою усмирил чувственные страсти: он узнал день преставления своего и ныне подает исцеления приходящим с верою. По ркп. святцам он был Канонархистом и конечно прежде, чем принял схиму. Преп. Иосиф болезненный, много лет хворая, обещался служить в печерском монастыре до смерти, если Господь поднимет его. Бог услышал его, и он выздоровел: поступив в монастырь, усердно трудился до смерти, угождая Господу Богу постом и молитвою и служа братии. Правая рука почившего преп. Иосифа остается в положении молящейся: три первые перста соединены вместе, два последние, без именный и малый, пригнуты к ладони. д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий, «в младых летах постригайся в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцом». е) Странническую жизнь проводил преп. Аммоний, полное бескорыстие стяжал Мардарий, молчанием спасался Феодор, Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преп. Аммоний, по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известью, «за благословением игумена ходил до святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцов, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преп. Мардарий по ркп. святцам «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Видели мы там одного отца, по имени Аммоний. У него были прекрасные келлии, двор, колодезь и прочие необходимые принадлежности. Когда приходил к нему какой–либо брат, желавший спасаться, и говорил ему, чтобы он нашел ему келлию для жительства, Аммоний тотчас выходил, приказав ему дотоле не выходить из своей келлии, пока он не найдет для него удобного жилища, и, оставив ему свою келлию со всем, что в ней было, сам уходил далеко и заключался в какой–нибудь малой келлии. Если же приходило много желавших спасаться, он собирал всю братию. Тогда один приносил камни, другой — воду, и келлии выстраивались в один день. Тех, которые должны были жить в сих келлиях, братия приглашали к общественной трапезе для утешения, и, пока они ещё были утешаемы, каждый из братий, взявши из своей келлии милоть или корзину хлебов и других нужных вещей, относил их в новые келлии — так, чтобы никому не было известно приношение каждого. К вечеру приходя, будущие обитатели келлий, вдруг находили в них все нужное. Многие из сих братий не вкушали ни хлеба, ни плодов, а только зелие. Некоторые не спали всю ночь, но сидя или стоя проводили время в молитве до самого утра. Об авве Исидоре Видели мы в Фиваиде и монастырь некоего Исидора, огражденный большою каменною стеною и имевший в себе тысячу монахов. В нем были и колодцы, и сады, и все, что только нужно, ибо никто из монахов никогда оттуда не выходит. Привратником у них был пресвитер, который никого не выпускал и не впускал, разве только кто объявит желание безвыходно жить там до своей смерти. Тех, которые приходили к воротам, он принимал и угощал в небольшой гостинице, а поутру, преподав благословение, отпускал в мире. Два только пресвитера, которые заведовали делами братий, выходили и приносили им все нужное. Стоявший при воротах пресвитер говорил нам, что живущие в монастыре так святы, что все могут совершать знамения и что никто из них не бывал болен до смерти. Когда же приходило время преставления которого–нибудь из них, он, предварительно возвестив об этом всем, ложился и умирал. Об Аммоне  [ 24 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

  Список источников и литературы Источники 1.  Аммоний Александрийский . Толкование на Исагогу Порфирия 41.20–42.26 (CAG). 2.  Аристотель . Вторая аналитика/Пер. А. В. Кубицкого//Аристотель. Сочинения в четырёх томах. – М.: Мысль, 1978. – Т. 2. – С. 255–346. 3.  Аристотель . Метафизика/Пер. А. В. Кубицкого//Аристотель. Сочинения в четырёх томах. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. – С. 63–368. 4.  Давид Анахт . Анализ «Введения» Порфирия/ Пер. с древнеарм. С.С. Аревшатяна// Давид Анахт. Сочинения. – М.: Мысль, 1975. – С. 101–195. 5.  Давид Анахт . Определения философии/ Пер. с древнеарм. С.С. Аревшатяна//Там же. – С. 29–100. 6.  Иоанн Филопон . Арбитр (фрагменты)//  Иоанн Дамаскин, преп. Источник знания/Перевод с древнегреческого и комментарии Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. – М.: Индрик, 2002. – С. 141–148. 7.  Платон . Парменид/Пер. Н. Н. Томасова//Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Мысль, 1993. – Том 2. – С. 346–412. 8.  Порфирий . Введение к «Категориям» Аристотеля/Пер. А.В. Кубицкого// Аристотель. Категории. – М.: Либроком, 2012. – 80 с. 9.  Порфирий . Жизнь Пифагора/Пер. М.Л. Гаспарова//Хрестоматия по западной философии. – М.: Астрель, АСТ, 2003. – С. 271–277. 10.  Порфирий . Подступы к умопостигаемому/Перевод С.В. Месяц//Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – Т. 2, 2. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2008. – С. 277–308.   Литература 1.  Беневич Г . И. Иоанн Филопон//Православная энциклопедия, Т. XXIV. – М., 2010. – С. 628 – 646. 2.  Брамбо Роберт С . Философы Древней Греции/Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: Цетрполиграф, 2010. – 347 с. 3.  Давыденков О., иерей . Христологическая система Севира Антиохийского. – М.: ПСТГУ, 2007. – 328 с. 4.  Месяц С. В. Аммоний сын Гермия//Античная философия: Энциклопедический словарь. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 105–108. 5.  Месяц. С. В. К вопросу о «частных сущностях» у Аммония Александрийского: по поводу статьи В. М. Лурье «Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха»//Богословский вестник 2006, 5-6. – Сергиев Посад: МДАиС, 2006.– С.670–680.

http://bogoslov.ru/article/4688637

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010