Свт. Иоанн Златоуст перед имп. Евдоксией. 1893 г. Худож. Ж. П. Лоран (Музей Августинцев, Тулуза) По инициативе имп. Евдоксии в К-поль прибыли епископы Леонтий Анкирский, Акакий Веррийский, Аммоний Лаодикийский, Брисон Филиппийский и др. К ним присоединились нек-рые прежние обвинители И. З., находившиеся в К-поле. На Рождество Христово 403 г. император не пришел в храм, объявив служившему И. З., что вступит с ним в общение не раньше, чем он оправдается перед Собором. И. З. был готов держать ответ, однако епископы не находили серьезных обвинений ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 18; Sozom.Hist. eccl. VIII 20). Тогда епископы обратились к еп. Феофилу Александрийскому, прося его либо приехать из Египта и возглавить Собор, либо подать идею, на основании чего можно было бы осудить И. З. Еп. Феофил, боясь народной расправы, ехать отказался, но прислал 3 епископов: Павла, Пимена и некоего новопоставленного. Через них он передал, что считает возможным низложить И. З. на основании 4-го и 12-го правил Антиохийского Собора 341 г., запрещавших низложенному возвращаться к служению без соответствующего решения Собора. На новый Собор в К-поль съехались епископы из Сирии, Каппадокии, Понта и Фригии. По приезде они вступили в общение с И. З., чтобы он не смог обвинить их в противном, как это случилось с еп. Феофилом и со свт. Епифанием Кипрским перед Собором «при Дубе». Однако в придворных кругах (возможно, только у императрицы) такое поведение вызвало негодование. Вероятно, нек-рые епископы переходили из одного лагеря в другой: напр., еп. Палладий упоминает о еп. Феодоре Тианском, который демонстративно покинул К-поль, когда узнал о заговоре против И. З., и о еп. Фаретрии Кесарийском, к-рый от страха, не выезжая из своего города, письменно присоединился к врагам И. З. Такую же позицию заняли Леонтий Анкирский и Аммоний Лаодикийский ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 184-186). Присоединившись к Акакию, Антиоху, Севериану и Кирину, они предложили императору пригласить 10 епископов - сторонников И.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Александрийская школа возникла как кафедра платоновской философии при Александрийском риторическом уч-ще; ее 1-м главой был ученик Плутарха Афинского Гиерокл, к-рый ок. 420 г. начал преподавать здесь платоновскую философию. После него школу возглавил Гермий Александрийский, учившийся некоторое время вместе с Проклом у Сириана и т. о. перенесший в Александрию традицию афинского Н. Следующим диадохом стал сын Гермия Аммоний, выдающийся комментатор Аристотеля, составивший многотомные толкования на «Категории», «Метафизику», «Физику» и др. аристотелевские сочинения. Живя в городе, к-рый в течение неск. столетий был одним из важнейших центров христ. мира, и руководя при этом языческой философской школой, существующей за счет городского бюджета, Аммоний был вынужден идти на определенные компромиссы с христ. властями, в число которых входил, по-видимому, отказ от преподавания религ. содержания Н., а также был обязан ограничиваться изложением учений, не вступающих в противоречие с христ. доктриной. В результате Александрийская школа ограничилась почти исключительно изучением философии Аристотеля и толкованием его произведений. Главной целью александрийских комментаторов было показать, что учение Аристотеля, к-рого они именовали не иначе как «гениальный» (δαιμνιος), только по видимости отличается от учения «божественного» (θεος) Платона и при внимательном чтении обнаруживает полное согласие с ним. Лекции Аммония посещали как язычники, так и христиане. Среди его слушателей были Олимпиодор, Асклепий, Иоанн Филопон , Симпликий и Дамаский. Олимпиодор (ум. ок. 564) стал последним язычником, возглавлявшим Александрийскую школу. После его смерти ею руководили уже христиане: Элий, Давид и Стефан. Последний в 610 г. переехал из Александрии в К-поль, сделавшись преподавателем имп. Академии. Но и после закрытия школы в Александрии философия Н. долго продолжала определять интеллектуальную жизнь Вост. и Зап. Римской империи. Основные философские положения Первые начала. Центральной проблемой Н., как и любой монистической системы, в рамках к-рой мир признается произведением одной божественной причины, является объяснение происхождения множества из простого единства.

http://pravenc.ru/text/2564948.html

Вероятнее всего, посредством поставленных вопросов Порфирий пытался подвести к трактовке Аристотеля в духе согласия с Платоном. См.: Аристотель . Вторая аналитика. Книга I, Глава 2//Аристотель. Сочинения в четырёх томах. М., 1978. Т. 2. – С. 194. См.: Месяц С. В. Аммоний сын Гермия//Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 107. Петров В.В. Максим Исповедник. Онтология и метод в византийской философии VII века. М., 2007. С. 143. Месяц С. В . К вопросу о частных сущностях у Аммония Александрийского: по поводу статьи В. М. Лурье «Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха»//Богословский вестник. Сергиев Посад , 2006, 5-6.С. 671. Такой подход встречается у платоников не впервые, однако, не исключено, что Аммоний, применяя его, старается примирить неоплатоническое учение с официальной религией – христианством. А вот это принципиальный вопрос для платоника; вообще, если смотреть в корень, то там, где универсалии до вещей перестают считать сущностями, в смысле существующими реально, собственно платонизм заканчивается . В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько некорректно христианских мыслителей указанной философской школы именовать «неоплатониками», если они отказались от ключевого для неоплатонизма тезиса об отдельном существовании идей. Разумеется, здесь слово «вместилище» не следует понимать буквально, т.к. общая природа бестелесна и не может быть охвачена пространственно. Об этом см.: Мкртчян Р. А . Вопрос о принципе индивидуации в контексте халкидонского богословия//Церковь и время, (64). М., 2013. С. 32–35. В.В. Петров, трактуя преп. Максима Исповедника, пишет: «В шесть дней творения Бог одномоментно и единожды осуществил логосы чувственных вещей и их общие сущности. Частное и индивидуальное, пока оно остаётся в своих логосах, обладает лишь потенциальным бытием. Бог имеет промысел о каждой “части”, и в назначенный срок выводит её в актуальное, т.е. чувственное бытие, где она “составляется” с другими частями, образуя вещи этого мира» ( Петров В.В. Максим Исповедник. Онтология и метод в византийской философии VII века. М., 2007. С. 21–22).

http://bogoslov.ru/article/4688637

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Будучи преемником святого Афанасия Великого , а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя успеха своих убеждений. Дата его рождения нам неизвестна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил духовной карьере и был рукоположен во епископа александрийского в 412 году. Он был племянником Феофила и епископом стал не случайно – в египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало монолитность и единодушие александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей- " выскочкой», Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 год) и поставил ему соперника – Максима Циника. Святитель Иоанн Златоуст , вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном». С неменьшим основанием то же самое прозвище подходило и святому Кириллу. Когда в 417 году тело Златоуста было привезено в Константинополь, Кирилл негодующе писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?» Свою бурную карьеру Кирилл начал диаконом при Феофиле и в этом качестве присутствовал на соборе «под дубом», осудившем, как мы помним, Златоуста. Позднее, уже будучи епископом, он непосредственно участвовал в знаменитой ссоре с представителем императора, префектом Египта Орестом. В общей смуте участвовали также и монахи, толпами пришедшие из пустыни на зов Кирилла. Во время уличных демонстраций один из монахов, Аммоний, был задавлен насмерть, и Кирилл немедленно объявил его мучеником. Историк Сократ по этому поводу замечает, что люди благоразумные отнеслись к энтузиазму Кирилла с неодобрением, правильно полагая, что Аммоний погиб не за веру, а исключительно по своей собственной глупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

г) Известное ныне в греческом языке подписное иота (jota subscriptum) в древности, как видно из древних греческих надписей, писалось не под гласною, а рядом с нею – по чему и называлось jota postscriptum. Но еще чаще это иота было совершенно опускаемо; нет его и в древнейших манускриптах Нового Завета. Общеупотребительным делается оно, – и именно как иота подписное , – с распространением курсивного или скорописного письма. 39. Разделение Существующее ныне разделение новозаветного текста на главы и стихи есть также явление позднейшего времени. В первоначальном своем виде новозаветный текст не имел ни того, ни другого. Означали ли сами писатели как-нибудь по крайней мере главнейшие отделы в своих писаниях – неизвестно. Выражения: κεφλαιoν, capiluli, в приложении именно к новозаветным книгам, мы встречаем, однако, весьма рано у церковных писателей. Так, Тертуллиан не раз упоминает уже в своих сочинениях о главах (capilulis) Писания 415 . Дионисий Александрийский говорит об Апокалипсисе, что еще некоторые из его предшественников, совершенно отвергая и всячески опровергая эту книгу, рассматривали каждую главу её порознь (xαϑ хαστоν κεφλαιoν) и объявляли ее бессмысленною и бессвязною 416 . И это были, надобно думать, не какие-либо идеальные, предполагаемые только отделения, как утверждают некоторые, который бы каждый читатель по собственному усмотрению или взгляду определял для себя при чтении, но действительно так или иначе отмечавшиеся в самих рукописях главы. Как велики были эти главы, сколько их было в той или другой книге – об этом никаких известий мы не имеем. Определенные исторические известия относительно различных опытов деления новозаветного текста применительно к его содержанию начинаются с половины III-ro века. Около этого времени некто Аммоний из Александрии, занимаясь составлением гармонии Евангелий – τ δι τεσσρων εαγγλιoν, как говорит Евсевий в послании к Карпиану 417 , разделил Евангелия на множество небольших отделов, гораздо меньших, чем нынешние главы, и который Евсевий называет то περιхоπα, то xεφλαια. Труд Аммония состоял в том, что, положив в основание своей гармонии текст Евангелия Матфея, он сопоставил с ним сказания прочих евангелистов и таким образом, смотря потому, больше или меньше известный евангелист имел мест общих или особенных сравнительно с первым Евангелием, Аммоний и делил его Евангелие на большее или меньшее число глав. Таких глав или отделений, по исчислению Свиды, с которым согласны также свидетельства Кесария (брата Григория Назианзина ) и Епифания 418 , было в Евангелии Матфея 355 , Марка – 241, Луки – 342, Иоанна – 231 (232).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Когда он умер, то дверной проем пришлось расширять, чтобы вынести его тело из кельи. Таким грузным стало за время болезни тело блаженного и приснопоминаемого Вениамина. Стефан Ливийский, родом из области между Мраморным морем и Мариотским озером, проживший в монашестве около шестидесяти лет, стал суровейшим подвижником, наделенным даром рассуждения. Кто бы в какой бы скорби ни пришел к нему, всегда уходил от него радостным. Часто навещавшие этого чудесного старца Аммоний и Еваргий рассказывали мне, что они застали его уже прикованным к постели тяжелой болезнью. По их словам, у него была раковая опухоль в паху. За больным ухаживал врач. Во время разговора с нами, рассказывали Аммоний и Евагрий, старец не прекращал вить (веревку) из лозы. Больной переносил страдания с радостью и терпением, будто болезнь поразила не его, а кого–то другого и гниение нижней части тела было все равно что выпадение волос. Он этого не чувствовал и продолжал жить по–прежнему, благодаря безграничному божественному попечению о нем. Увидев, что мы опечалены, блаженный муж сказал: — Не ропщите, чада. Что Бог ни делает, все к лучшему. Даже если иногда это и зло, оно дается для нашего оправдания. Наверняка мне посланы эти муки и страдания за мои грехи, чтобы я заплатил за них здесь, а не на посмертном поприще. Такими смиренными словами он утешал нас, укрепляя в Терпении скорбных обстоятельств и в том, чтобы не пугаться при виде святых, терпящих мучения. В церкви города Анконы был весьма благочестивый епископ по имени Маркеллин. Он страдал тяжелым заболеванием ног и не мог ходить, Когда ему нужно было пойти куда–нибудь то слугам приходилось класть его на носилки. И вот однажды, по чьей–то небрежности, в Анконе вспыхнул пожар. Огонь быстро распространялся, и много народу сбежалось на борьбу с ним. Но как ни старались люди залить пожар, он продолжал усиливаться, грозя уничтожить весь город. Испепелив значительную часть городского центра, он перекинулся на окраину, и, казалось, что уже ничто не в силах остановить пожар, и в это время вынесли епископа. Потрясенный народным бедствием, он велел слугам вынести его на руках прямо ко огню.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

и Нов. Завета, особенно когда книги Ветх. Завета переведены были на Греч. язык (Си. Кирилл. Ал. ibid.). Аммоний был Христианин: след. даже и в том случае, если он, по свидетельству Порфирия, отпал от Христианства, мог ли изгладить в себе все впечатления Христианского учения, столь высокого и сродного душе нашей? Иулиан был воспитан в Христианстве и, после отпадения своего, заимствует у Христиан их учреждение. Вообще, может быть, спиритуализм Александр. Философ. исключительно был копиею Христианства, хотя к этому «миру духовному и примешали Философы свою нечистоту». Троица Неоплатоников, по существу своему и взаимному отношению ея лиц, нисколько не похожа на Христианскую (она похожа на Арианскую, как и эамечает это Св. Кир. Ал. ibid.), но по своим отношениям к миру, – сходство между тою и другою неотрицаемо. И так как Алекс. Философы, эти младенцы–мудрецы, смотрели более на видимую сторону вещей божеских : то что удивительного, если предположим, что Аммоний и за ним Плотин взяли из Откровения идею о троичном Божестве, как Творце мира? По крайней мере, то несомненно, что самые первые Неоплатоники знали Христианскую Троицу. Так Амелий, ученик Плотина, сравнивает, в одном отрывке, сохраненном Евсевием (См. у Vacherot, t. II, стр. 9), Слово, проповеданное варваром (т. е. Св. Евангел. Иоанном) со вторым началом Неоплатонич. троицы. Порфирий, враг Христианства, напитан Христианскими идеями (см. его письмо к жене Марцелле, соч. de abstinentia ab esu animalium и письмо de Mysteriis ad Апевопет praphetam). Спиритуализм и аскетизм в учении Алекс. Философов тоже неизъяснимы без предположения о влиянии на них Христианства. Такое влияние признано и новейшими Историками Алекс. школы, как то Вашро и Жюль–Симоном. «Отсутствие такого влияния, – говорит последний – в веке всеобщей пытливости, и в таких странах, как Греция, школы которой наполняются юношеством Христианским и язычниками, в Александрии, где подле Музы основывается и процветает Александр, огласительное Училище, в Александрии, этой отчизне Аммония и Климента, Плотина, Оригена и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

– Из других разночтений должно отметить чтение Вульгаты, Эфиопск. и др. перр. μενε (будущее время) вместо μνει (настоящее). Tischendorf уничтожает δ после μες, следуя А 1 В Q. (Ср. Gebhardt). Но против этого самый смысл речи, противополагающий Учеников (μες;) – миру. 269 Толк. Еванг. стр. 229. ρφανος употребляется вообще de omni destitutione (оставлении), – см Stier: Die Reden d. Herrn Iesu S. 205, однако же, здесь имеет смысл указания на сиротство именно детей без родителей. – «Как в начале речи сказал: чадца, так и здесь говорит: не оставлю вас сиры» ( Златоуст Minge t. LIX, col. 405 Р. II. стр. 521. Также и Феофилакт Благов. стр. 361). Аммоний пресвитер: «Кроме того, что Он явился им и по Воскресении, никогда не оставлял Он их лишёнными Своего промышления. Так как пришедши Он назвал их «чадцами», то намереваясь удалиться говорит (о них): сиры» Cramer: Catenae S. 349. 270 Предсказание о Воскресении в настоящих словах усматривают – св. Иоанн Златоуст (Minge t. LIX, col. 405. Р. II. стр. 521–522), Евфимий Зигабен (Толк. Еванг. стр. 229), бл. Феофилакт (Благ. стр. 362). Против такого понимания Lucke ставит то возражение, что по Воскресении Господь являлся не одним Ученикам; но, ведь, нельзя-же под μες разуметь только Апостолов и обетование Господа усваивать им только одним. Они были только представителями верующего человечества. – Иначе Аммоний пресвитер: «Так как Он намерен был по Воскресении явиться только им (Апостолам), то вмале в отношении всех Он сказал в том смысле, что малым временем назвал время до второго пришествия, ибо мало пред Богом и долгое время». Catenae Сгатег’а S. 349; Corderii S. 368. 271 А под этим Утешителем разумеет Личность именно Духа Св. сам-же Luthard: Das loh. Ev. S. 305–306. 272 Свои соображения о господствовавшей якобы в первохристианской церкви и в речах (в частности в настоящей речи) Самого Господа идеи близкой кончины века и пришествия на суд Сына Человеческого, Luthard подтверждает ещё ссылкой но Мф. 24:34 : «не мимоидет род сей, дóндеже вся сия будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

А когда кончил молитву, все повторили за ним: аминь. И утихли  и ветер  и волны, и сделалась великая тишина на море. От ветренной же бури крестец мачты оторвался, и бился вверху о дерево. Был же (тут) юноша (один) именем Аммоний совершенно кроткий (человек). Он всем оказывал послушание, и был любим всеми. Враждебник 43 позавидовал ему и ждал, как бы погубить его. Молитвы же блаженного аввы Николая ходатайствовали пред Господом нашим Иисусом Христом. Итак на другой день юноша увидав, что крестец висит вверху на дереве, взбирается к верху на мачту и ставить на свое место крест. Ревновав же ему диавол бросает юношу сверху вниз; и падает на постель, где лежал и покоился раб Божий Николай, и был, как мертвый, безгласен. И окружили его пловцы, плача и причитая, (что) «умер брат Аммоний! Умер злополучный наш»! Раб же Божий Николай говорит пловцам: «не плачьте, а лучше просите Владыку Бога. И Господь мой Иисус Христос поможет и возбудит его, хотя б и умер». Блаженный и преподобный (Божий) Николай, приступив к разбитому мертвецу, помолился над ним, и ознаменовав его, говорит пловцам: успокойтесь. «Надеюсь на Господа моего Иисуса Христа, что восставит его, и пойдет с нами в Египет». Молодец 44 был египтянин. 14 . И назавтра достигли устьев Египта, и пошли вдоль берега египетского. Пловцы говорят рабу Божиему Николаю: прикажи (?), господин авва. Мы пришли в село, называемое Диолко 45 . И пронесся слух об авве Николае, что он благой человек и раб Божий. И вышли навстречу ему, чтобы благословиться от него. Тогда говорит раб Божий Николай встречавшим его: «я, братия, человек грешный; но Господь Иисус Христос благословит вас». И пришед в селение, называемое Диолко, раб Божий остановился в церкви св. Феодора, и был непрестанно молясь Богу во все часы за то, что Господь Иисус Христос воскресил человека и оживил его, и теперь (он) стоял пред ним живой. И пробыл в святой церкви святого Феодора четыре дня. Был же некто слепой, по имени Антоний. Он сидел во святой церкви, не видя совсем.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Епископ. Каких дел свидетельство ты считаешь большим, дел Евангелия или дел Феофила? Диакон. Прекрати, умоляю тебя, ведь всем известно, что он низложил их из-за гнева и властолюбия, а на нее клеветал из-за вражды, обвиняя в ереси, выставляя монахов как предлог. Ибо, потерпев неудачу в том, чтобы получить от нее с помощью рабской лести что-нибудь, кроме пищи и подарка гостеприимства, он обратился к клевете, так как при всех обстоятельствах это было его обычаем.     XVII. Епископ. Итак, послушай, лучший из диаконов, ведь я вижу, что ты полезен для общего дела, ибо твоя ревность в юности есть ручательство того, что ты обретешь почет в старости. Мужи эти с младых ногтей, происходя от родителей-христиан, повиновались Богу и, будучи еще отроками, не перенесли ни служения суете, ни сношений с людскими толпами, но, достигнув безлюдного места на юге, лежащего вдали от населенного мира, построили хижины, чтобы только укрыться от жара солнечного светила и от небесной влаги. Живя в этих хижинах, они проводили время в молитвах и чтении Священного Писания, настолько ограничивая плоды рук в телесных трудах, насколько этого было достаточно для скудного образа жизни. Они считали, что лучше жить вместе с антилопами, страусами и буйволами, чем пировать с людьми, не знающими Бога. Самый старший из них, почти девяноста лет, жил с блаженным Антонием. Именуясь Иераксом, он носит это свое имя до сегодняшнего дня. Другой, Аммоний, шестидесяти лет, с двумя братьями монахами и одним епископом были арестованы и сосланы при Валенте, о чем знает вся Александрия. Они были настолько совершенны в знании, что ничего в Священном Писании, что приводит в затруднение многих, не ускользало от их внимания. Двое из них почили, скончавшись в Константинополе. Аммоний же, как рассказывали Аврелий и Сисиний, пророчествовал, что, когда совершится его отшествие, наступит великое гонение и раскол в Церквах, виновные понесут позорнейший конец, и таким образом Церкви объединятся, что отчасти уже происходит и будет происходить дальше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010