К. А. уважительно относился к Пантену и вполне мог называть себя его учеником, однако, вопреки мнению еп. Евсевия, это было лишь выражением их личных отношений и проявлением почтения К. А. к старшему собрату, а не свидетельством формального школьного преемства. С опорой на 3-ю гипотезу может быть прояснен и вызывавший многочисленные споры ученых вопрос об отношении К. А. к Оригену. Сообщение еп. Евсевия о том, что Ориген был учеником и преемником К. А. ( Euseb. Hist. eccl. VI 6), справедливо лишь в том смысле, что Ориген первоначально следовал той же традиции церковной катехезы, и не означает, что Ориген учился у К. А. Хотя нельзя полностью исключать того, что Ориген встречался с К. А. и слушал его беседы, «будучи еще юношей» (ср.: Phot. Bibl. 118), тексты Оригена не дают оснований считать К. А. его учителем в области христ. философии, богословия или экзегетики, т. к. в сохранившихся сочинениях Оригена не встречаются ни упоминания имени К. А., ни цитаты из его произведений, ни однозначно интерпретируемые идейные заимствования. Предпринятая Хук попытка выделения всех терминологических и идейных параллелей подтверждает принадлежность К. А. и Оригена к одной культурной и образовательной традиции, однако не доказывает прямой зависимости Оригена от К. А. (см.: Hoek. 1992). Происходя из христ. семьи, Ориген не имел нужды в церковной катехизации со стороны К. А. Начальное христ. образование он получил от отца ( Euseb. Hist. eccl. VI 2. 7-10); его учителем в области философии был не К. А., а Аммоний Саккас (Ibid. 19. 5-10). Даже в письме Александру, еп. Иерусалимскому, лично знавшему и почитавшему К. А., Ориген, приводя пример Пантена как церковного дидаскала, который рассматривал философские и еретические учения, умалчивает о К. А., хотя тот делал то же самое; при этом в ответном письме еп. Александра К. А. упоминается (Ibid. 19. 12-13; 14. 8-9; приводящий письмо Оригена еп. Евсевий не называет адресата; атрибуция произведена и обоснована П. Нотеном: Nautin. 1961. P. 126-134).

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Сначала правитель обратился к Диоскору, предполагая, что его, как самого юного из приведенных на суд христиан, легче склонить увещаниями или принудить к повиновению пытками. Но Диоскор не уступал ни увещаниям, ни угрозам тирана. Его не могли поколебать даже жестокие пытки, которым подвергнуты были его взрослые спутники, скончавшиеся на его глазах, подобно многим другим мученикам, на костре. Мужество пятнадцатилетнего отрока, выдержавшего такое ужасное зрелище, вызвало всеобщее удивление, и правитель, пораженный спокойными и мудрыми ответами юного Диоскора, отпустил его, сказав, что жалеет его молодость и дает ему время на исправление. «Этот богоугодный Диоскор, – прибавляет к своему рассказу св. Дионисий, – и теперь находится с нами, ожидая более продолжительной борьбы и более высокого подвига». Из других мучеников св. Дионисий называет еще египтянина Немезиона. Его оклеветали перед судьей в сообщничестве с разбойниками. Очистившись перед сотником от этой клеветы, совершенно несогласной с его жизнью, Немезион был обвинен как христианин. Вследствие этого нового обвинения он в узах был приведен к правителю. Жестокий и несправедливый правитель заставил его перенести двойное количество бичей и других мучений, установленных для разбойников, и осудил его на сожжение вместе с ними. И Немезион удостоился чести скончаться, подобно Господу, посреди разбойников. По мере того, как усиливалось преследование, возрастало и мужество христиан. В том же послании к Фабию Антиохийскому св. Дионисий рассказывает о замечательном случае, неоднократно повторявшемся во время гонений. При допросе одного христианина присутствовал целый отряд солдат. В этом отряде находились христиане Аммоний, Зенон, Птоломей и Ингенис; вместе с ними стоял еще старец Феофил. Когда допрашиваемый христианин стал уже склоняться к отречению, христиане, присутствовавшие при допросе, не могли скрыть своего неудовольствия: скрежетом зубов, выражением лиц, движениями рук и всего тела они обнаружили перед язычниками свою принадлежность к христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Начиная с Нового Царства, возможно не без влияния учения об Атоне , еще более акцентируются черты А. как божества, объемлющего собой весь мир и наполняющего его «дыханием жизни»: «Твой облик [букв.- внешний вид, цвет кожи] - свет; Твоя плоть - дыхание для каждого носа, вдыхают ее - дабы жить [т. е. плоть А. есть Дух]» (Гимн из Карнакского храма А., XII в. до Р. Х.); «Ты еси небо, Ты еси земля, Ты - воды, Ты - ветер между ними» (Гимн из храма А. в Эль-Харге VI-V вв. до Р. Х.). Именно эти черты А. как пантократора и великого непознаваемого жизнедателя были восприняты греч. стоической и платонической традицией, в к-рой понятие τ πνεμα рассматривается как важнейшее качество А. и приобретает гл. обр. значение «дух», «дыхание жизни» (ср. с греч. πνεμα ζως - Быт 6. 17; Откр 11. 11; πνεμα ζωοποιον - 1Кор 15. 45). В нек-рых случаях это понятие в отношении А. истолковывалось как «ветер» и проводилась аналогия между Зевсом и А.: «Египтяне дают имя Зевса ветру, которому враждебны сушь и зной» (Plut. De Is. et Os. 36). Имя А. составило основу многих теофорных имен, в т. ч. и раннехрист.,- Аммон, Аммун, Аммоний, Аммонафа и др. Лит.: Gardiner A. Hymns to Amon from a Leiden Papyrus//ZÄSA. 1905. Bd. 42. S. 12-42; Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в фиванский период//Культурно-исторические памятники Древнего Востока. М., 1917-1918. Вып. 5/6. Ч. 1-2; он же. Религия Амона и Ветхий Завет//Сб. тр. профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та. Отд. 1: Науки гуманитарные. Иркутск, 1921. Вып.1. С. 114-140; он же. Религиозный синкретизм в Египте в Фиванский период//Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Л., 1928. Т. 3. Вып.1. С. 1-62; Sethe K. Amun und die Acht Urgötter von Hermopolis//Abhandl. d. Preussischen Akad. d. Wiss., Philos.-Hist. Klasse. B., 1929. Bd. 4; Allen J. P. The roles of Amon: An Exercise in Egyptian Theological Syncretism//Serapis. Chicago, 1969. Vol. 1. P. 1-10; Schenkel W. Amun-Re - Eine Sondierung zu Struktur und Genese altägyptischer synkretistischer Götter//Stud. z. altägyptischen Kultur. Hamburg, 1974. Bd. 1. S. 275-285; Assmann J. Re und Amun: Die Krise des polytheistischen Weltbilds im Ägypten der 18.-20. Dynastie. Freiburg; Gött., 1983; Павлова О. И. Амон Фиванский: Ранняя история культа. М., 1984; она же. Зевс и Амон в античной традиции//Восток. М., 1997. 6. С. 26-32.

http://pravenc.ru/text/114552.html

223)  Евсевий Кесарийский. Церковная история. 2.16. Евсевий отождествляет первых александрийских христиан с аскетической сектой терапевтов, описанной Филоном в произведении “О жизни созерцательной”. Это отождествление скорее всего ошибочно. Ср. Иероним. О знаменитых мужах. 36. Апокриф Деяния Марка, сообщающий о миссионерской деятельности Марка и его мученической смерти, был написан в конце IV в. и, по мнению большинства исследователей, не имеет исторической ценности. Если бы александрийские отцы III в. знали об этой традиции, они непременно упомянули бы о ней. О мартирии Марка, который был предметом особого почитания в Александрии, впервые упоминает Палладий (†425) (Лавсаик. 45). 224)  М. Smith. Clement of Alexandria and a Secret Gospel of Mark. 448. См. также В.А. Pearson. Earliest Christianity in Egypt: Some Observations. C. 132–160. 225)  Полный перевод был окончен к середине II в. до н.э. См. Послание Аристея; Климент. Строматы. 1.25. 226)  По сообщению Евсевия (Церковная история. 6.19.7). С более ортодоксальными школами внутри христианства Аммоний был мало знаком. 227)  См., например, Алкиной (Альбин конец II–III вв. н.э. ). Учебник платоновской философии. 1–7. 228)  Евсевий сообщает, что Пантен открыл школу при императоре Марке Аврелии (121–180). 229)  Порфирий. Жизнь Плотина. 9. 230)  Об Александрийской школе как богословской традиции см. А.И. Сидоров . Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский. С. 56–138, где особенно глубоко изложены богословские взгляды Климента. Также см. А.П. Дьяконов. Типы высшей богословской школы в древней церкви (III–VI вв.). С. 6–55. Профессор Дьяконов берет весьма любопытный исторический срез: он сопоставляет образование в Александрийской школе не со школами для подготовки катехуменов, но с высшими учебными учреждениями для подготовки духовенства и прочих христианских учителей в Сирии и на латиноязычном Западе. 231)  Свидетельство Филиппа Сидского в уцелевшем фрагменте его “Христианской истории” (PG 39.229) о том, что первым учителем школы был апологет Афинагор, недостоверно, так как оно базируется на ряде исторических домыслов и ошибок. См. G. Bardy. Pour I’histoire de d’Alexandrie. 2.81–109.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Аммоний же, как рассказывали Аврелий и Сисиний 662 , пророчествовал, что, когда совершится его отшествие, наступит великое гонение и раскол в Церквах 663 , виновные понесут позорнейший конец 664 и таким образом Церкви объединятся, что отчасти уже происходит и будет происходить дальше. Ибо с того времени тела некоторых епископов и мирян захватила болезнь 665 , наделив их различными страданиями, то слабостью и лихорадкой, сжигая внутренности, то невыносимым зудом раздирая ногтями наружность, а также постоянными болями кишечника. У одного, охваченного водянкой, вокруг ног были синие отеки, у других – ревматизм всех членов; жар и озноб, сотрясающий пальцы, поставившие неправедную подпись, воспаление живота, по причине гниения некоего члена, порождающее червей, зловоние, распространяющееся на большое расстояние; астма, затрудненное дыхание и судороги всех членов; ночные призраки то беснующихся собак, то вооруженных мечами варваров, возглашающих иноязычные слова завывающим голосом, чтобы превратить сон в бессонницу. Иной, упав с лошади, внезапно пронзив правое бедро копьем, сразу испустил дух; другой, потеряв голос, в течение восьми месяцев не будучи в состоянии поднести руку ко рту, был иссушаем на постели. Еще у одного, пока он был еще жив, в течение трех лет понемногу отсекали ноги до колен 666 из-за давно начавшегося рожистого воспаления; у другого, как говорят, в чем и он сам признался, записан на дощечке, одновременно с сильным жаром распух язык и лежал как перегородка во рту, упираясь в зубы, поскольку, вопреки природе, не помещался в определенное ему место. И можно было видеть ниспосланный Богом гнев, начальствующий над различными наказаниями, ибо раздражающие Врача и Предстателя душ и удаляющий из мастерской спасения Его истолкователя 667 оскорбляют и врачей, которые лечат тело, причиняя страдания имеющимися в употреблении лекарствами, но не совершают исцеления. Кто может вылечить наказанного Богом? Как говорит пророк: Или врачи их воскресят, и они прославят Тебя? ( Пс. 87:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Вместе употреблялись они и у классических писателей (Plat. Phileb. 47. E. Polib. VI, 56, 11. Plut, de cob. ira 2. Lucian, de Cal. 23). Встречаем оба эти слова в Новом Завете и в таком сочетании: ϑυμòς τς ργς, ярость гнева ( Апок. 16:19 ), а в обратном порядке ργ ϑυμο, гнев ярости, – только в Ветхом Завете, в переводе LXX (2 Парал. 29:10. Плач. 1:12 . Иса. 30:27. Ос. 11:9 ). Хотя у классиков иногда ϑυμòς и ργ употреблялись и безразлично, одно вместо другого, как напр., у Платона (de legib. 9, 867), но между ними есть существенное различие. Θυμòς, которое Платон (Cratyl. 419. Е) производит от ϑω ярюсь, означает вспышку гнева, сильное раздражение, μϑην τς ψυχς, опьянение души, как выражается Василий Великий . Это состояние духа может скоро прекратиться (ira nascens et modo desistens. Cicer. Tuscul. 4, 9), или же превратиться в гнев, ργ, который есть ira inveterata, сопровождаемый страстью мщения. Такой смысл придавали тому и другому слову, напр., Ксенофонт, который ϑυμòν приписывал бешеному коню, а человеку ργν (de re equest. 9, 2) и Плутарх, также понимавший слово ϑυμòς: ϑυμ κρτ τ ϑυρíα χρται πρòς τος γωνας – не обузданную ярость имеют звери на ристалищах (Gryll. 988. D.). Так и в книге премудрости (7:20): ϑυμο ϑυρíων гнев зверей. Стоики, любившие заниматься определением и различением понятий, говорили, что ϑυμòς есть ργ ρχομνη, начинающийся гнев (Diod. Laërt. УЦ. i 63. 114). Грамматик Аммоний так определял эти понятия: ϑυμòς μεν ς πρóσκαιρος, ργ δε πολχρονος μνησικακíα – ярость – страсть кратковременная, а гнев – памятозлобие долговременное. Аристотель сравнивает ϑυμòς с огнем, попавшим в солому; огонь в этом случае быстро воспламеняется, но также быстро и гаснет: κα δι ϑυμο ξες μεν εσν, σϑενες δε – ярость сильна, но не долга (Rhet. 2, 11). Ориген так различает ϑυμòς и ργ: ϑυμòς – ярость отличается от ργ, гнев тем, что ярость есть гнев угасающий и опять воспламеняющийся, а гнев есть желание мстить (in Psal. 2, 5). Григорий Богослов пишет: ярост (ϑυμòς) есть чрезмерное воскипение духа, а гнев (ργ) есть продолжающаяся ярость (ϑυμòς) – (Carm.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

О Памво  61 (10.1) Этой горе принадлежал и блаженный Памво, наставник братьев: Диоскора епископа, и Аммония, Евсевия, и Оригена , племянника Драконта, мужа дивного. Сей Памво имел многие добродетели и совершенства, среди коих и следующая. Такое имел презрение к золоту и серебру, какого требует слово «Господне». (10.2) Ибо рассказывала мне блаженная Мелания: «Вскоре после прихода в Александрию из Рима, услышав о добродетели его (блаженный Исидор рассказал мне и сопровождал меня к нему в пустыню), принесла ему триста литр серебра, прося его принять часть от моих трудов. Он же, сидя и плетя ветви, благословил меня только голосом и сказал: «Да воздаст тебе Бог». (10.3) И говорит своему эконому Оригену «Возьми и употреби все на братию в Ливии и на островах. Эти монастыри весьма нуждаются». И приказал ему не давать никому в Египте, поскольку изобилует страна. Я же, – говорит, – стояла и ожидала, что он меня почтит и восхвалит за мой дар, но ничего от него не услышав, сказала ему: «Чтобы ты знал, господин, сколько там – триста литр». (10.4) Он же, даже не кивнув, отвечал мне: «Тому, кому принесла это, чадо, нет нужды в весе. Ибо измеряющий горы 62  тем более знает количество серебра. Если дала его мне, хорошо сказала. Если же Богу, не презревшему и двух оболов 63 , – молчи». Так устроил, – говорила она, – Господь, когда вошла я в гору. (10.5) Спустя немного времени почил человек Божий, без жара и без болезни, но плетя корзину, будучи лет семидесяти. Он послал за мной, и когда шило завершало последний прокол и он должен был отходить, говорит он мне: «Возьми эту корзину из моих рук, чтобы помнить меня. Ибо другого тебе не имею что оставить». Приготовив к погребению и обвив пеленами, положила я его тело. И так я оставила пустыню, и до смерти эту корзину сохраню у себя». Сей Памво, умирая, и в самый тот час кончины предстоятелю Оригену , пресвитеру и эконому, и Аммонию, мужам прославленным, и остальной братии так говорил: «С того времени, как я пришел в это место пустыни, и построил свою келью, и поселился в ней, не помню, чтобы ел хлеб туне 64 , не от трудов своих рук. Не раскаивался в слове сказанном до настоящего часа. И так отхожу к Богу, будто и не начав пути (10.7) Ориген же и Аммоний, рассказывая нам, добавили свидетельство о нем: «Никогда на вопрос из Писания или какой-либо практический вопрос не отвечал сразу, но говорил: «Еще не нашел». Часто же проходило и три месяца, а ответа не давал, говоря, что не схватил. Так они получали его ответы всесторонне взвешенными по Богу, как от самого Бога». Ибо такую добродетель, говорили, имел он , и выше всех – добродетель основательности (10.8) И рассказывают такое дело о Памво, что Пиор подвижник 65 , придя к нему, принес свой хлеб и на упрек его: «Зачем это сделал?» – отвечал: «Чтобы тебя не отяготить». Его наставил красноречивым молчанием. По прошествии времени, придя к нему, приносит размоченный хлеб и на вопрос отвечает: «Чтобы тебя не отяготить и

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большие дозы молибдена весьма токсичны для растений. Избыток молибдена вызывает у томатов пятнистость, а у цветной капусты — нитчатость листьев. Молибденовые удобрения Положительное действие молибдена на урожай и качество овощных культур обусловливается улучшением азотного питания удобрений и почвы. Улучшение азотного питания, в свою очередь, способствует лучшему использованию культурами других элементов питания. Поскольку молибден ограничивает накопление нитратов в растениях, целесообразно вместе с азотными удобрениями вносить и молибден под небобовые культуры. При недостатке калия и фосфора также полезно вместе с калийными и фосфорными удобрениями вносить молибденовые. Высокая эффективность молибденовых удобрений при достаточной обеспеченности другими элементами питания достигается при содержании молибдена в почвах Нечерноземной зоны менее 0,15 мг на 1 кг почвы, в Черноземной — менее 0,15–0,30 мг на 1 кг. Недостаток молибдена может проявляться на дерново-подзолистых, серых лесных, черноземных почвах, осушенных кислых торфяниках. На усваиваемость молибдена влияет кислотность почвы. На почвах с рН < 5,5 молибден образует плохо растворимые соединения с алюминием, железом, марганцем, в щелочных — хорошо растворимый молибдат натрия. Известкование способствует переходу молибдена из почвенных запасов в подвижное состояние. Поэтому на богатых молибденом почвах после известкования нет нужды использовать молибденовые удобрения в качестве подкормки. В качестве молибденовых удобрений в основном применяется молибденовокислый аммоний (молибдат аммония, ((NH 4 ) 2 MoO 4 ). Это хорошо растворимый в воде светло-серый или белый кристаллический продукт. Используется для предпосевной обработки семян, некорневой подкормки посевов. Суперфосфат простой и двойной гранулированный с молибденом используют при предпосевной обработке почвы и вносят в рядки при посеве. Механическая смесь тонко измельченного сухого молибдата аммония и технического талька применяется для предпосевной обработки (опудривания) семян.

http://azbyka.ru/garden/molibden-izbavly...

Этот вывод, однако, не исключает различных сомнений для историка. Текст актов Милеса – грустный пример того, что древность сама по себе не может гарантировать надёжности. Это акты, которые в расширенном виде представляют собой его биографию, демонстрируют почти патологическую тягу к чудесам, что нанесло значительный вред самой истории. Здесь мы читаем и про битву с драконами, и об анафеме, приведшей к параличу его противника по имени Папа, и о других его фантастических деяниях, которые он совершал вплоть до самой своей смерти. Он также встречается с такими фигурами, как Иаков Нисибинский и Аммоний, – эти рассказы, несомненно, имеют легендарный характер. Отдельные детали жизнеописания Милеса взывают к объяснению. Например, сообщается, что его миссионерская деятельность, включавшая в себя обращения в Шушане и его окрестностях, была отмечена Церковью и Гадиабом, епископом Бет-Лафата, который посвятил его в епископа Шушана. Кроме того, сообщается, что поскольку народ пребывал в язычестве, жизнь для него в его епархии стала настолько невыносимой, что он претерпевал все виды страданий. Его побили камнями на улице, протащили и выбросили из города, не говоря о многочисленных избиениях. Однако Шушан совсем не был новой областью для миссии в то время. Более того, мы узнаём, что именно из-за этой невыносимой жизни Милес вынужден был оставить свою общину. Но если это так, то этот факт несомненно нашёл бы отражение в тех документах, которые стараются защитить его противника Папу. В столь сильном противостоянии подобные инциденты были бы, несомненно, замечены и зафиксированы со всеми возможными преувеличениями. Итак, подобное положение дел оставляет вопрос – каким могло быть настоящее историческое ядро, с учётом столь сильной тяги к выдуманному? Можем ли мы каким-то способом выделить правду среди множества искажений или же следует считать, что фольклор жителей Разикайе проник повсюду и полностью уничтожил эту правду? Лабур предполагает, что ситуация ещё более запутанная, поскольку здесь были соединены две истории – одна про епископа Милеса и другая про монаха Милеса, – причём это предположение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Акты Милеса сохранились в нескольких рукописях разного времени, однако обращение ко всем этим текстам не даёт возможности понять, как росли и развивались подобные традиции. Отсюда можно извлечь единственный урок, скорее даже предостережение. Лишь небольшую часть того, о чём говорится, можно принять, и то с осторожностью. Соответственно, та фигура, которая появляется в самом начале древнейшего сирийского мартиролога, остаётся достаточно неясной.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ответ старца Вонифатия . Потому, что наше воинство христиане; служа царю и отечеству, в тоже время служат царю царей, Господу Иисусу Христу, и исполняют Его святую волю. Господь научает нас полагать души своя за други своя ( Ин.15:13 ), и Он же, но слову св. Давида, научает руце верных своих на ополчение и персты их на брань. ( Пс.143:1 ), в силах спасение десницы Его, которая и обретается всем врагам, ненавидящим Его ( Пс.20:89 ) 163. Вопрос посетителя. Что более требуется для этой жизни от человека? Ответ старца Вонифатия . Требуется наипаче терпение и постоянство. Претерпевый до конца, той спасен будет, сказал Господь. Иже на добрей земле, плод сотворит в терпении. ( Лк.8:15 ). 164. Вопрос посетителя. Страдают ли дети за неправды родителей? Ответ старца Вонифатия . Страдают! В доказательство сего представляю тебе следующий пример: «к св. Аммонию, подвижнику египетскому, родители привели больного находящегося уже при смерти сына и с глубоким сокрушением о неожиданной потере, терзали на себе волосы и умоляли св. старца исцелить умирающего отрока; они говорили, что сына их укусила бешенная собака и пособие обыкновенного врачевства оказалось недействительным. Св. Аммоний сказал им: «сын ваш вовсе не нуждается в исцелении от меня; если согласитесь отдать вола, которого похитили, он тотчас исцелеет», так и случилось. Как скоро вол был отдан, недуг оставил отрока (См. цар. Ист. Созим. гл. 1 гл. 14). 165. Вопрос посетителя. Как воспитывать малых детей? Ответ старца Вонифатия . Замечая в дитяти пробуждающееся чувство и мысль, нужно дать ему угодную христианину пищу. Это пища преимущественно заключается в религиозных понятиях. Пусть на первом месте дитяти слышится сладчайшее имя Господа Иисуса; пусть первый луч создания упадает на понятие о Боге, нашем Творце, Вседержителе, Промыслителе и Спасителе; пусть нежное чувство сотрясется ощущением любви к Отцу небесному, в обширном доме которого живет он и родители его, из десницы коего получает не только все нужное и все приятное для жизни, и в самом начале возникающего разумного бытия дитяти возжжется тот небесный свет, который указывает путь истины и добра. 166. Вопрос того же посетителя. Что делать, когда примечается в дитяти своенравие и своеволие?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010