Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий] (2-я пол. IV - ок. 403), прп., один из егип. братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. ο Μακρο). 4 брата (А. Д., Евсевий, Диоскор и Евфимий) и 2 сестры удалились в Нитрийскую пустыню (см. Келлиотские мон-ри ), где стали вести монашеский образ жизни. В «Лавсаике» Палладия Еленопольского об А. Д., ученике аввы Памвы , сообщается, что он «достиг высот боголюбия» и не только знал наизусть Свящ. Писание, но и тщательно изучил творения Оригена , Дидима Слепца , Пиерия и папы Стефана I . А. Д. прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его кроме хлеба составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как А. Д. Слава о нем распространилась по всему Египту, и жители одного города просили Патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить А. Д. епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы Патриарха настаивали, А. Д. сначала пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда А. Д. и получил прозвище Безухий ( Παρτης)). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: «Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу». Тогда А. Д. поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык. Патриарх Феофил против воли поставил брата А. Д. Диоскора епископом Гермопольским, а 2 др. «Долгих братьев», Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви. Однако впосл., согласно Сократу Схоластику , они покинули Патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: Патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. «Долгим братьям» пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресв. Исидором, также отлученным Феофилом, отправились в К-поль и представили дело на суд Патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Свт. Иоанн, хотя и не принял в общение братьев, однако предоставил им убежище и написал Патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинен во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.

http://pravenc.ru/text/114528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР еп. Гермопольский (до 394 - ок. 403). Старший из 4 братьев, прозванных за высокий рост Долгими или Длинными (греч. ο Μακρο), подвизавшихся под рук. аввы Памвы во 2-й пол. IV в. в Нитрийской пустыне и бывших настоятелями скитов в Келлиях . Ок. 391 г., согласно повествованию Палладия Еленопольского, Д. уже имел сан пресвитера. Вскоре после этого по настоянию патриарха Александрийского Феофила Д. был вынужден против своей воли принять епископство и возглавить Гермопольскую митрополию , к которой относилась Нитрийская пустыня. Однако в 399/400 г. Долгие братья были незаслуженно обвинены патриархом Феофилом в оригенизме и соборно осуждены. На братьев и поддержавших их монахов началось гонение со стороны антропоморфитов . Д. подвергся нападению, поскольку считался главой преследуемой партии. Ему пришлось покинуть митрополию и вместе с монахами бежать через Палестину в К-поль, где они получили поддержку свт. Иоанна Златоуста (подробнее о Долгих братьях и гонении на них см. в ст. Аммоний Долгий ). Относительно кончины Д. существует 2 версии. Согласно «Церковной истории» Созомена , Д., как и его брат Аммоний, умер до разрешения вопроса на Соборе в предместье Дуб (403), осудившем свт. Иоанна Златоуста, и погребен в ц. мч. Мокия. После смерти братьев скитские монахи вели себя на Соборе нерешительно, просили прощения и были приняты патриархом Феофилом в общение, чего, по мнению Созомена, не произошло бы, если бы братья были живы. Сократ Схоластик подтверждает, что патриарх Феофил «вступил в сношение с сообщниками Диоскора», но, по его версии, Д. был тогда еще жив, а скончался после закрытия Собора и торжественно погребен в церкви предместья. Ист.: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 9, 10, 16, 17 (рус. пер.: Сократ. Церк. ист. С. 247-252, 258, 260); Sozom. Hist. eccl. VI 30; VIII 12-17 (рус. пер.: Созомен. Церк. ист. С. 449, 569-581); Palladius. Hist. Laus. X 1; XII (рус. пер.: Палладий. Лавсаик. С. 26, 30); Rufin. Hist. mon. 23 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцев. С. 93-94); idem. Dialogus de vita S. Ioannis Chrysostomi//PG. 47. Col. 5-82. Лит.: Thierry A. Le patriarche d " Alexandrie, les Longs-Frères et la première déposition de Jean Chrysostome//Revue de Deux-Mondes. 1867. T. 71. P. 73-131; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 137-142; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 160-162; Chitty D. J. The Desert a City. L.; Oxf., 1966. P. 58; Coquin R. -G. Dioscorus//CoptE. Vol. 3. P. 915-916. Рубрики: Ключевые слова: АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/178511.html

149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Афанасий Великий признал законным епископом Павлина, а не Мелетия (Антиохийская схизма). Преемники Афанасия Великого Петр II и Тимофей I также поддерживали Павлина и его преемника (с 388) Евагрия, а не Мелетия и его преемника (с 380) Флавиана. Раскол был преодолен только со вступлением на Александрийскую кафедру Феофила. Аналогичную с Александрийской Церковью позицию в отношении Антиохийской схизмы до 384 г. занимала и Римская кафедра. Т. о., в 384 г. И. С. выступил в роли посредника между этими кафедрами в преодолении схизмы с Антиохией. Сократ Схоластик упоминает еще об одном конфиденциальном поручении архиеп. Феофила. В 387-388 гг., во время войны имп. Феодосия I Великого с узурпатором Магном Максимом, архиеп. Феофил отправил И. С. в Рим, чтобы, дождавшись исхода происходившей в Сев. Италии кампании, тот преподнес дары и соответствующие письма победителю, рассчитывая т. о. заручиться его поддержкой. Поскольку бывший при И. С. чтец выкрал эти письма, то И. С. спешно вернулся в Александрию ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2). В 394 г. И. С. был послан архиеп. Феофилом в Палестину, чтобы примирить блж. Иеронима Стридонского со свт. Иоанном II , архиеп. Иерусалимским. И. С. передал архиеп. Феофилу исповедание веры блж. Иеронима. Однако впосл. И. С. подвергся суровой критике со стороны Иеронима как оригенист. В 397 г. архиеп. Феофил предпринял не увенчавшуюся успехом попытку утвердить И. С. на К-польской кафедре вместо свт. Иоанна Златоуста после смерти еп. Нектария ( Sozom. Hist. eccl. VIII 2; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2, 5). Когда Феофил начал активную борьбу с оригенизмом, он обвинил И. С. в утайке 1 тыс. золотых монет и в содомском грехе. С помощью лжесвидетелей он осудил И. С. и наложил на него отлучение. И. С. был вынужден бежать к нитрийским монахам. Скрываясь от гонений со стороны Феофила, он вместе с «долгими братьями» (см. в ст. Аммоний Долгий и Диоскор , еп. Гермопольский) через Палестину отправился в К-поль к свт. Иоанну Златоусту ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 9), где и умер спустя нек-рое время.

http://pravenc.ru/text/674920.html

Основателем Н. (исключая подвизавшегося здесь, по преданию, во II в. подвижника Фронтона , пам. зап. 14 апр.) считается прп. Аммон Нитрийский , поселившийся здесь ок. 330 г. или немногим позднее. Вычисление времени этого события основано на том, что прп. Аммон провел в пустыне 22 года, а прп. Антоний Великий ( ок. 356), по преданию, видел его душу восходящей в день смерти на небо. Единственным прямым учеником прп. Аммона, известным из источников, был Феодор, к-рый пережил своего наставника приблизительно на 10 лет и о к-ром как о добродетельном, но малоизвестном подвижнике упоминал свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Narratio ad Ammonium episcopum et alios de fugo suo sub Juliano augusto//PG. 26. Col. 981). Др. знаменитыми нитрийскими подвижниками, непосредственными или младшими современниками прп. Аммона, были Памво (см. Памва ), Ор , Пиор , Афре , Вениамин, Нафанаил , Аполлоний Нитрийский . Уже к 338 г. число братии увеличилось настолько, что прп. Аммон вместе с прп. Антонием выбрали место для нового поселения, в котором могли бы жить подвижники, ищущие большего уединения, и которое получило известность под названием «Келлии». Можно даже говорить о том, что сложилась традиция, согласно к-рой избравшие монашескую жизнь осваивали ее азы в Н. и лишь потом уходили в глубь пустыни. Напр., Евагрий Понтийский , прежде чем обосноваться в Келлиях, провел в Н. 2 года, а его ученик - Палладий (впосл. еп. Еленопольский) - год. Также знаменитые отшельники, т. н. Долгие, или Длинные, братья ( Диоскор , еп. Гермопольский, Аммоний Долгий , Евсевий и Евфимий), вначале были учениками одного из первых нитрийских подвижников - прп. Памво. С Н. начинали знакомство с устоями монашеской жизни именитые лат. паломники Руфин Аквилейский , Мелания Старшая , блж. Иероним Стридонский , Павла , а также еп. Палладий Еленопольский, благодаря рассказам к-рых егип. мон-ри приобрели широкую известность на Западе. Возникновение Скита не связано напрямую с деятельностью прп. Аммона, но значимость Н. и авторитет ее основателя у скитских монахов подтверждаются их визитами к нему за советами. На литургии, к-рые совершал прп. Памво, из Скита приходил прп. Макарий Великий , несмотря на дальность пути и отсутствие проторенных дорог. Известны посещения Н. и насельниками Пахомиевых мон-рей (см. ст. Пахомий Великий ).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Раскопанные комы в Келлиях. Вид сверху. Фотография. 2-я пол. XX в. Раскопанные комы в Келлиях. Вид сверху. Фотография. 2-я пол. XX в. В качестве одной из особенностей иноческой жизни в К. источники упоминают значительное удаление жилищ монахов друг от друга, чтобы не нарушалось уединение. В конце каждой недели, в субботу вечером, монахи собирались в храме для воскресного богослужения (σναξις), к-рое завершалось утром следующего дня Божественной литургией. За причащением следовала совместная трапеза монахов - агапа . Письменные источники указывают на храмы как на место проведения агап, однако археологические находки свидетельствуют о том, что при храмах существовали особые помещения для братских трапез. Наиболее известным из пресвитеров К. в начальную эпоху был прп. Макарий Александрийский ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 18). Последние 14 лет жизни в К. провел Евагрий Понтийский ; 9 лет в К. прожил Палладий , еп. Еленопольский, составивший впосл. «Лавсаик» - одно из наиболее информативных описаний иноческой жизни в обителях Египта. Во 2-й пол. IV в. насельниками К. были также т. н. Долгие (Длинные) братья: прп. Аммоний Долгий , Диоскор (впосл. епископ Гермопольский), Евсевий и Евфимий. В 400 г. они подверглись гонению со стороны Александрийского архиеп. Феофила I по обвинению в оригенизме и были вынуждены покинуть К. вместе с поддержавшей их братией ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7). Впосл. некоторым удалось вернуться, в т. ч. мон. Исааку , который был избран пресвитером К. и устроил здесь по образцу Нитрии странноприимный дом для паломников и больных монахов (почитается как святой в Коптской Церкви ). Возможно, в числе изгнанных архиеп. Феофилом монахов был также прп. Иоанн Кассиан Римлянин , который впервые посетил К., путешествуя по Египту в 80-х гг. IV в. В IV - 1-й пол. V в. в К. был только 1 храм; после IV Вселенского Собора (451) была построена церковь для монахов, не принявших халкидонское вероопределение (ср.: Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 432). В течение последующего столетия в К., как и во всем Египте, активно распространялось монофизитство , и во 2-й пол. VI в. уже известен монофизитский епископ К.- Иоанн Келлиот . О присутствии здесь православных во 2-й пол. VI - нач. VII в. свидетельствует упоминание К. в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 55, 144, 177; согласно рус. пер. ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 171, 180-181, 210), о К. идет речь также в главах 151, 152 и 178, где в греч. тексте стоит τ Μονδια, однако совр. исследователи считают этот топоним указанием на др. мон-рь - см.: Лурье В. М. Из истории чинопоследований псалмопения: Полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.)//ВВ. 1999. Т. 58(83). С. 76-83).

http://pravenc.ru/text/1684151.html

IV в. в Египте была развитая епархиальная структура, к-рая с незначительными изменениями оставалась стабильной до конца визант. периода. В V-VI вв. в Дельте (Н. Египет) было 44 епархии (Египет Первый - 13; Египет Второй - 9; Августамника Первая - 14; Августамника Вторая - 8), в В. Египте - 29 (Аркадия - 9; Фиваида Первая - 8; Фиваида Вторая - 12) ( Wipszycka Е. Le instituzioni ecclesiastiche in Egitto dalla fine del III all " inizio dell " VIII secolo//L " Egitto christiano. R., 1997. P. 238). Подобная несоразмерность количества епархий объясняется не только большой плотностью населения Н. Египта, но и тем, что на окраине Дельты епархии основывались не только в полисах, но и в более мелких селениях. Изменения в церковно-адм. устройстве были связаны гл. обр. с 3 факторами. Во-первых, с внутрицерковной борьбой: так, патриарх Феофил (384-412) в период борьбы с «Длинными братьями» (см. ст. Аммоний Долгий ), нуждаясь в сторонниках, поставил епископа в одной из деревень возле Гермополя М., лишив т. о. своего противника Диоскора епископской кафедры (позже епархиальный статус Гермополя М. был восстановлен). Во-вторых, с общими адм. изменениями: в V или VI в. сел. Афродито получило статус столицы нома и тогда же там была организована епархия. В-третьих, имело религ. мотивацию: решение об организации епархии на маленьком о-ве Филы было связано с тем, что там находилось известное во всем Египте языческое святилище Изиды. Характерной чертой церковной организации Египта было отсутствие митрополий; В. В. Болотов, напр., полагал, что Египет представлял собой фактически не Патриархат, а одну большую митрополию ( Болотов В. В. Собр. церк.-ист. трудов. М., 2002. Т. 4. С. 245-250). Эта черта особенно бросалась в глаза в Киренаике, к-рая находилась в подчинении Александрийского Патриарха, но где тем не менее существовали митрополии. Такие различия могут объясняться социально-историческими причинами: население Киренаики было грекоязычным и имело прочные традиции полисного самоуправления, тогда как столицы номов получили муниципальный статус только в нач.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Первоначально Феофил, архиеп. Александрийский, поддерживал оригенистов. Стремясь разрешить противоречия, затронувшие егип. монашество, на Пасху 399 г. архиеп. Феофил издал послание, в к-ром подверг критике антропоморфитов. Большое число сторонников антропоморфизма инициировали волнения на улицах Александрии. Стремясь погасить недовольство в монашеской среде, архиеп. Феофил внезапно изменил позицию и начал осуждать Оригена. Вскоре архиепископ вступил в конфликт с нек-рыми монашескими лидерами; его причинами были как новая богословская позиция архиеп. Феофила, так и его личные отношения с прп. Исидором Странноприимцем. В результате этого конфликта прп. Исидор был вынужден бежать в Нитрию, где его приютили т. н. Долгие, или Длинные, братья (прп. Аммоний Долгий , Диоскор , еп. Гермопольский, Евсевий и Евфимий), ранее весьма почитавшиеся архиеп. Феофилом. Последний, получив ходатайство Долгих братьев, к-рые просили снять с прп. Исидора Странноприимца прещения, начал антиоригенистскую кампанию. В ходе этой кампании архиеп. Феофил провел Собор, запретивший читать сочинения Оригена, а также привлек на свою сторону имп. власть, к-рая предписала изгнать оригенистов из Египта. В кон. 399 или в нач. 400 г. архиепископ созвал в Александрии новый Собор, на к-ром Ориген и его сторонники были осуждены. Вскоре после этого архиеп. Феофил направился в Нитрию, где лично возглавил карательную акцию против Долгих братьев, к-рые вместе с 300 сторонниками были вынуждены покинуть Нитрийские мон-ри и направиться в Палестину. Однако архиеп. Феофил убедил палестинских епископов не принимать беженцев. В результате прп. Исидор Странноприимец, Долгие братья и ок. 50 монахов прибыли в К-поль, где им дал прибежище свт. Иоанн Златоуст. Несмотря на то что свт. Иоанн, по всей видимости, не вступил с ними в ехваристическое общение и направил ряд посланий архиеп. Феофилу, последний, находясь со свт. Иоанном в конфликте, крайне негативно воспринял его «вторжение» в круг своих полномочий и использовал данный эпизод для продолжения интриг против святителя. В результате интриги привели к осуждению свт. Иоанна Златоуста на Соборе «при Дубе», состоявшемся в сент. 403 г. (Ibid. VI 7, 9). О контактах с оригенистами как о дискредитирующем обстоятельстве фактически речь идет во 2-м пункте обвинения (подробнее об александрийской и к-польской стадиях О. с. см. в статьях Иоанн Златоуст , свт., Константинопольские Соборы , Нитрия ).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

43 Так у Hanson 1954. P. 2–3 и Crouzel 1985. P. 19, но ср.: Hornschuh 1960. S. 201, Anm. 80; Bienert 1978. S. 71, где смерть Димитрия отнесена к 231–232 гг., и Weber 1962. S. 39, где начало епископства Иракла датируется 231 г. 45 Beatrice 1992. P. 358. Хотя стоит учитывать, что долгий поиск учителя – стереотип античной философской биографии, ср.: VP. II. P. 207 ad locum. Предположение же П. Беатриче, что именно Ориген -христианин мог оказаться тем самым другом, который, согласно VP. 3. 6–14, привел Плотина к Аммонию, – уже своего рода «беллетристика» (ср.: Böhm 2002. S. 20). Ссылка П. Беатриче на Феодорита (Theod. Graec. Aff. Cur. 6. 60), утверждавшего, что Плотин учился у «нашего Оригена » (т.е. Оригена-христианина) (Beatrice 1992. P. 359), не имеет особенного смысла, так как это сравнительно поздний источник и степень его достоверности, естественно, более проблематична, чем у данных Порфирия или Евсевия. В частности, сведения Феодорита плохо согласуются с вышеупомянутым местом из VP, из которого как раз явствует, что Аммоний был единственным учителем, удовлетворившим Плотина, а друг Плотина, порекомендовавший ему Аммония, сам отнюдь не претендовал на эту роль. Кроме того, за утверждениями Феодо рита может стоять определенная идеологическая тенденция, поскольку стремление представить Плотина как ученика христианского богослова вполне вписывается в перспективу исповедуемой Феодоритом «теории заимствования», согласно которой, если в произведениях языческих авторов можно найти некоторую долю истины, то это объясняется их зависимостью от библейского текста (ср.: Ridings 1995. P. 218, 225). Возможно также, что он просто неверно истолковал данные Порфирия и Евсевия. Стоит вспомнить, что Евнапий (Vitae Sophist. 4. 2. 1) впал в прямо противоположную ошибку: он считает Оригена из VP учеником Плотина (видимо, на основе превратного понимания VP. 14, ср.: Brisson, Goulet//DPhA. Vol. 5. P. 805; Weber 1962. S. 44, Anm. 3), но, с точки зрения унитаризма, и это свидетельство приходится отнести к Оригену -христианину

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

А между тем знайте, что это так и на самом деле есть, и сие мы сейчас и примером убедительным докажем вам. В повествовании о перенесении честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна, врачей безмездных, пишется следующее: «Сын одного градоначальника именем Аммоний заболел нарывами на шее. Призваны были многие искусные врачи к больному, но пользы ему никакой не принесли, и болезнь стала грозить Аммонию смертью . Тогда отец Аммония привел сына к мощам святых мучеников Кира и Иоанна и усердно стал молиться им, чтобы они исцелили сына. Молитва отца была услышана, святые явились Аммонию и сказали: «Богатствами и славой своей не превозносись, гордость оставь, в знак смирения вымети сор из храма нашего, и будешь здоров». Аммоний исполнил повеление святых, и после сего нарывы у него на шее прорвались, и он, по молитвам Кира и Иоанна, стал здоров. Но прошло немного времени, и Аммоний опять превознесся гордыней и опять захворал. У него заболело чрево, и он не мог принимать никакой пищи. Тогда он снова обратился со слезной молитвой к святым. Святые Кир и Иоанн паки явились ему, паки указали ему на то, что причиной и второй его болезни была гордость, и повелели снять ему с себя драгоценные одежды, облечься во вретище и, взяв водоносы, носить холодную воду к больным и нищим для утоления их жажды. Аммоний повеленное исполнил. Тогда святые и еще явились ему и повелели взять елея от лампады перед мощами их и приложить к больному чреву. Когда Аммоний исполнил это, тотчас же стал опять здоровым». Слышите ли, что говорят святые больному Аммонию? «Гордость свою, – говорят они, – оставь; в знак смирения вымети сор из храма нашего, и будешь здоров». Поступил Аммоний по слову святых, и подлинно здоров стал; но потом снова загордился, и снова впал в болезнь; снова смирился, и паки здрав стал. А отсюда и научитесь, братие, хотя бы для того, чтобы здоровье сохранить и болезней избежать, бегать гордости и навыкать смирению. А чтобы навыкнуть ему, помните, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет.5:5 ) и что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010