В преклонных летах, до такой степени сохранял он стыдливость, что когда однажды, вместе с учеником Феодором, должен был переплыть на пути реку, сперва просил он его отойти, а потом и один не мог решиться обнажить свое тело, и озабоченный такой мыслью, сам не чувствовал, как сверхъестественною силою оказался уже на другом берегу реки. Часто посещая Антония, Аммоний принимал также в своей пустыне великого старца и вместе с ним избрал недалеко от Нитрийской горы, где уже начинали смущать его многие ученики, поприще для новых подвигов иноческих: пустыню Келий, так названную от их множества. Ее прославил впоследствии постническими трудами, знаменитейший из учеников Антония, Макарий Александрийский , который вместе с другим соименным ему Макарием Египетским , обитателем Скитской отдаленной пустыни, на рубеже Ливии, сделался преемником славы великого своего наставника и украшением пустыни; вся она внезапно процвела иноками, вдоль берегов Нила, начиная от Фиваиды до Александрии, и от поморья Чермного до внутренней Ливии. Но в Фиваиде собственно образовался первый устав жития иноческого, под руководством великого Пахомия, современника и друга Антониева. Рожденный от языческих родителей, неволею взят он был на службу воинскую, и в нищете своей призренный христианами, почувствовал влечение узнать их милосердую веру, которую восприял по возвращении из похода. Жажда уединения возникла в нем вместе с просвещением духовным, и, найдя в пустыне древнего отшельника Палемона, просил он быть принятым в его затвор. Долго не соглашался старец, не доверяя его юным годам, но юноша не уступал старцу в совершенном отчуждении пищи и всего, что только могло ласкать немощную плоть, которую томил непрестанными бдениями, трудами и хождением по колючим терниям, в память язв Христовых. Он любил совершенное безмолвие, и однажды посреди этого безмолвия, в пустыне, называемой Тавенскою, услышал голос: «Здесь оснуй обитель, и соберутся к тебе братия, чтобы жить по уставу, какой тебе дам». И в то же время Ангел вручил ему медную доску, на ней был начертан устав жития иноческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

47 Ктесий, современник Ксенофонта, родился в Книде, городе Карий,прибыл, вероятно, около 410 г. до н.э. к персидскому двору, сопровождалАртаксеркса Мемнона в походе против Кира Младшего и лечил царя,когда тот был ранен в битве при Кунаксе в 401 г., в 399 г. возвратился всвой город. Пользуясь большим почетом как врач царя, Ктесий употребилвремя своего пребывания в Персии для сбора точных сведений о быте иистории страны. Результаты этого изучения он изложил в обширном сочинении, состоявшем из 23 книг и носившем название Persica. 52 Скептиками назывались философы александрийского периода, которые были последователями Пиррона Элидского, современника Аристотеля, признававшие только субъективные мнения и не допускавшие объективных истин. Среди младших скептиков особенно выделялся Секст (200250 г. н. э.). Он был врачом, носил прозвище Эмпирика по школе, к которой принадлежал. Младшие скептики свои доводы «против» возможности точного знания старались обосновывать на формулах определенных доказательств. 53 Дамасский был последним преемником, учеником александрийцаИсидора, Аммония и афинянина Марина. Сохранившиеся произведенияпоказывают, что он был видным философом и талантливым nucameлeм.(W. Christ. Geschichte der Griechen Litteratur. II, S. 86). От Симплициясохранились ученые комментарии к сочинениям Аристотеля, дающие рядважных сведений по истории древней философии (ibid., II, S. 870). Прискиан так же, как и Симплиций, был учеником Дамаския. От него сохранилось два незначительных сочинения. Агафий имеет в виду закрытиеафинской школы эдиктом императора Юстиниана в 529 r.(Jon. Malala,Chronographia. VIII, p. 18), причем было конфисковано имущество школы.Семь неоплатоников переселились в 531 или 532 г. в Персию. Когда в 533г. был заключен мир между Хосровом и Юстинианом, который обеспечивал им терпимость в Византии, они возвратились обратно. 54 В качестве основной базы для византийских военных сил в Лазике поприказу Юстиниана на берегу Черного моря повидимому, в устье Чороха илинесколько севернее, между Кобулети и Цихидзири, бьи построен укрепленныйгород Петра, после долгой борьбы оставшийся за римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/o-...

Более точное описание рукописей представляют лучшие критические издания Нового Завета (Милля, Ветштейна, Грисбаха, Маттея, Альтера и т. д.), в особенности же новейшие издания Тишендорфа 1508 . К числу самых важных и вместе самых интересных рукописей издавна принадлежат: А. , по происхождению своему еще предшествующие разделению рукописей на стихи: Codex Alexandrinus, А 1509 , Александрийский – по своему предполагаемому отечеству, так как он действительно написан 1510 в Египте и вероятно около половины 5 века. – Кириллом Лукарисом, патриархом Александрийским, а в последствии Константинопольским, он в 1628 году был подарен Английскому королю Карлу I и в настоящее время находится в Британском музее в Лондоне. Он заключает в себе греческий текст всего Ветхого и Нового Завета, написанный прекрасными прописными буквами, на пергаменте, слитно, лишь изредка с знаками разделения слов и (отчасти) с знаками препинания, без ударений и придыханий, с Аммониевым разделением Евангелий на главные отделы и τιτλοι и без разделения посланий. Точный facsimile его издал С. G. Voide. Loud. 1786 Fol. 1511 Codex Vaticanus, В 1512 , в Ватиканской библиотеке в Риме. – Он содержит также написанный на пергаменте прописными буквами греческий весь Ветхий и Новый Завет, последний впрочем не вполне (именно за исключением посланий к Тимофею, Титу и Филимону, части посланий к Евреям, начиная с 9,14 1513 и Апокалипсиса 1514 . Этот кодекс не имеет словоразделения и знаков препинания, но за то в нем есть свои особые отделения в Евангелие и посланиях; есть ударения, как и нечто из знаков препинания, причем как те, так и другие поставлены второю рукою 1515 . Написан этот кодекс в Египте никак не позже 5 века, а по Гугу 1516 даже в 4-м веке 1517 . Codex Ephraemi (или иначе regio–Parisinus, С. 1518 , Codex rescriptus 1519 – впрочем так, что новозаветный текст еще отчетливо виден и снова возобновлен. Он содержит на пергаменте, части из Ветхого Завета и, хотя с значительными пропусками, весь Новый Завет. В нем есть знаки препинания, Аммониевы разделения текста на главы и τιτλοι.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Из этого письма явствует, что к своим тридцати годам Боэций приобрел известность как человек глубоко и разносторонне образованный, овладевший греческими науками и философией, обогативший латинскую культуру своими многообразными переводами греческих классиков. Он предстает, кроме того, как хороший механик, которому ничего не стоит построить часы, достойные короля бургундов. Вместе с тем ни здесь, ни в других источниках не содержится никаких сведений о том, где Боэций получил образование. Древнее мнение, что он якобы учился в «афинских школах», опровергается хотя бы только что процитированными словами «находясь далеко» («longe positus»). Не подтверждается и более поздняя версия о его обучении в Александрии. Хотя, как мы потом увидим, влияние на Боэция афинского неоплатонизма и александрийской науки совершенно очевидно 229 . Скорее всего Боэций получил образование в Италии – в самом Риме или же, быть может, в столице королевства – Равенне. Как представитель высшей римской знати и к тому же воспитанник просвещенного Симмаха Боэций должен был пройти курс обучения, конечно, в лучших латинских школах, сначала грамматической, затем риторической. Помимо этого, он мог в частном порядке, как это давно уже было принято в среде богатых римлян, обучаться философии и математическим наукам у наемных греческих учителей под наблюдением того же Симмаха. Но главным источником знаний для Боэция послужила, по-видимому, все-таки та домашняя библиотека, о которой он с такой тоской вспоминает в первой книге своего «Утешения» (1, пр. IV) О составе этой библиотеки можно в какой-то степени судить по тем авторам, которых он цитирует или использует в своих сочинениях: это философы Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Александр, Порфирий, Фемистий, Викторин, Августин, возможно, Плотин, Ямвлих, Прокл и Аммоний Гермий ; математики Евклид, Птолемей, Никомах и не исключено, что также другие; поэты Гомер, Софокл, Еврипид, Катулл, Вергилий, Овидий, Стаций, Лукан, Ювенал и другие. Оснащенный такой эрудицией, Боэций очень рано приступил к систематической литературной и научно-философской деятельности и, как мы уже убедились, вскоре приобрел признание и славу ученого. Он был известен и как поэт, а в дальнейшем и как теолог. В одном сохранившемся фрагменте хроники, относящейся к двадцатым годам VI в., и принадлежащей, по всей вероятности, перу того же Кассиодора, мы читаем, что Боэций «написал книгу о Святой Троице, а также несколько глав по догматике (capita quaedam dogmatica) и книгу против Нестория. Сочинил он и буколическую поэму. Но в деле логического искусства, т. е. в том, что относится к диалектике, и в математических науках он был столь силен что или был равен или даже превосходил древних авторов» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/anit...

Оривасий (IV в.) – уроженец Пергама (совр. Бергама) на северо- западе Малой Азии, придворный врач Юлиана Отступника, сопровождавший императора в персидском походе. Историк Филосторгий характеризовал его как прекрасного врача. По поручению Юлиана Оривасий составил «Врачебное собрание» в 70 книгах медицинскую энциклопедию, в основе которой лежали труды знаменитых врачей античности. До наших дней дошли лишь ее фрагменты. «Врачебное собрание» послужило основой для создания сокращённого пособия в 9 книгах, так называемого Синопсиса (греч. «обозрение»). Оривасию принадлежит также медицинское сочинение в 4-х книгах – «Общедоступные лекарства». Это сборник, содержавший простые рецепты легко приготовляемых лекарств, которые можно было использовать в отсутствие врача. К трудам Оривасия обращались многие авторы медицинских сочинений в последующие века. Ориген (ок. 185253 или 254) александрийский философ, ученик неоплатоника Аммония Сакка, первый теоретик христианства. Ок. 217 г. он возглавил христианскую катехитическую (греч. катехизис – наставление, познание; краткое изложение вероучения в вопросах и ответах) школу в Александрии. В 231 г. он подвергся осуждению со стороны церковнослужителей и перелился в Кесарию, где основал такую же школу. Наряду с Климентом Александрийским и Дионисием Александрийским Ориген разработал программу христианского образования. Ему принадлежит первое критическое издание текста Ветхого завета с сопоставлениями подлинника и различных переводов, а также комментарии на все книги Библии, в которых он впервые использовал метод символически-аллегорического истолкования словесного материала. Он выявил в Библии три смысловых уровня: первый (буквальный) доступен «телесному» восприятию, второй «душевный» душе, третий «духовный» – духу. Ориген автор более 2000 сочинений, из которых сохранились лишь немногие в переводах Иеронима и Руфина («Об основных положениях христианства», опровержение «Истинных речей» философа Цельса и др.). Разработанные им положения об аскетическом самопознании и о борьбе со страстями оказали влияние на становление монашества. Труды Оригена , заложившие основы христианской философии средневековья, представляют синтез эллинистической образованности, неоплатонической философии и христианского вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тоже самое опять скажет Господь врагам Церкви, которые восстают против святых, вооружаясь против них всем множеством и всеми силами. Все они падут, потому что Он защищает их, а тех ниспровергает, своих же поклонников ограждает верой, надеждой и любовью и дарами своей благости. Ст. 13–16. Испустите серпы, яко предстоит объимание винограда: внидите, топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия, яко умножитися злобы их. Гласи прогласишася на поли судебнем, яко близ день Господень на юдоли судебней. Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой. Господь же от Сиона воззовет, и от Иерусалима даст глас свой: и потрясется небо и земля. —387— Повелел как бы при помощи трубы собрать на долину Иосафатову соседние с иудейской землей народы, говорю, Арабов и Тирян, Хеттеев и Филистимлян и Моавитян и Идумеев, Аммонитян и Гергесеев, как бы тотчас имеющих умереть и подвергнуться строгой ответственности пред судиею. Теперь же возбуждает Израильтян к некоторой неодолимой стремительности и непоколебимому мужеству и как бы поощряет напасть на собранных; и говорит, что это должны сделать и те, которые боятся ужасов войны и совсем не ходят на сражение, напротив, придают большое значение изнеженной жизни и поставляют ее в веселье и радуются подобно тем, которые делают обильный сбор винограда. Посему-то и говорит: испустите серпы, яко предстоит объимание винограда (ςαποστελατε испустите употребил вместо: κπμψατε протяните, как это обыкновенно делают собирающие виноград); ибо они будут вполне готовы к истреблению и посечению; пусть, говорит, будет срезан враг, как кисть винограда; пусть он, находясь во множестве под ногами, будет попираем в точилах; внидите, говорит, топчите, яко исполнь точило, то есть, множество народов собрано для истребления и нет никакого препятствия – быть им под твоими ногами. Изливаются подточилия; это служит указанием на множество собранных для истребления народов; ибо вследствие изобилия винограда вино часто выливается из самых точил. Итак словами: изливаются подточилия указывает на множество лежащих под ногами. Гласи прогласишася на поли судебнем. Что это такое? Обыкновенно, святые пророки предвозвещают будущее и созерцают самые имеющие некогда

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Суммируя сказанное, отметим: неоплатонизм отразил тенденцию к синтезу, впервые наметившуюся еще у философов Академии в качестве реакции на скептицизм. Неоплатонический синтез преимущественно ассимилирует элементы учения Аристотеля, стоиков, пифагорейцев. В александрийской традиции философский синтез как синтез «первого порядка» становится синтезом «второго порядка», вовлекая в свое ядро науку, натурфилософию, экзегезу, а через посредство экзегетической традиции, тяготеет и к формам религиозного сознания. На сближение философии неоплатонизма с наукой и экзегетической традицией указывает и Саврей 133 ; он же говорит о философии как религии «наиболее образованных людей»; по этому поводу более точно и определенно высказывается, как упоминалось выше, В. Н. Лосский , говоря о традиции интеллектуальной мистики 134 . Уместно обратиться к принципиальному разграничению «синтеза» и «эклектизма», сделанному А. Ф. Лосевым . Он, указывая на предшественников Плотина (Гая, Альбина, Апулея, Аттика, Аммония Саккаса), утверждает: «Поздних платоников многие и теперь тоже считают какими-то беспринципными эклектиками. На самом деле привлечение разного рода платоновских, аристотелевских, посидониевских, а также и вообще стоических принципов имело свою собственную принципиальную направленность. Это было исканием существенного единства платонизма, аристотелизма и стоицизма; и это было достигнуто Плотином в самой роскошной, в самой красивой и убедительной форме» 135 . 1.8. Онтология каппадокийцев Ранее речь шла об онтологии «Эннеад», не открывающей, но замыкающей эпоху Античности, в трудах каппадокийцев закладываются начала христианской онтологии. Ее разработка ведется каппадокийцами в догматическом богословии, прежде всего, в категориальном определении Тринитарного догмата, в эсхатологии, в антропологии. Рассмотрение этих аспектов наследия «великих каппадокийцев» представлено мощной исследовательской традицией историков Церкви, что позволяет прибегнуть к самому краткому реферативному изложению с расстановкой лишь некоторых акцентов, обусловленных надобностями данной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Глава 1 Долго подготовлявшийся факт разделения общееврейского царства на два царства, наконец, совершился. С бурными кликами злобы и негодования: «какая нам часть в Давиде?... теперь знай свой дом, Давид!» ( 3Цар.12:16 ) Израиль отделился от Иуды. Из общего достояния народа законному преемнику Давида и Соломона достается в удел лишь колено иудино и вениаминово с небольшим коленом дановым и с еще меньшим, как бы, расплывшимся среди двух первых, коленом симеоновым, т.е. из небольшой и без того общееврейской территории на долю царства иудейского достается едва треть ее. Несколько увеличивают численность его население переселившиеся, вскоре за разделением, из царства израильского левиты ( 2Пар.11:13–14 ); но и за всем тем «весь сонм Иудин и хоругвь Вениамина», т.е. возможно полный комплект способных носить оружие не превышает 120 (или 180 по александрийскому тексту) тысяч человек ( 3Цар.12:21 ; 2Пар.11:1 ). С этими-то силами и должно было начать свою историческую жизнь юное царство иудейское среди уже известных нам соседних народов палестинских, из которых идумеяне и аммонитяне, покоренные еще Давидом, были в зависимости от него, и новых, до времени Иосафата, соседей-врагов, израильтян 51 . Недостаточность таких сил сознает до некоторой степени и Ровоам, первый царь иудейский, направляя свою деятельность отчасти и на укрепление внешних границ своего царства ( 2Пар.11:5–13 ); воочию убеждало в ней самих иудеев нашествие Сусакима египетского, случившееся на пятом году самостоятельной жизни юного царства ( 2Пар.12:1–5 ). Весьма важное по своим последствиям политическим, событие разделение общееврейского царства на два царства не вносило каких-либо существенных изменений относительно факта избрание этого народа в «собственный» народ Иеговы, – мало того, событие это, можно сказать, было новым избранием среди уже избранного народа: «от Мене бысть глагол сей» ( 3Цар.12:24 ). Те общие требования, которые предъявлялись к избранному народу самим его избранием, должны были оставаться в полной силе и непоколебимости; а те обстоятельства, которые являлись естественными последствиями разделения, даже обязывали этого нового избранника к строжайшему исполнению их и служили в свою очередь к более легкому и успешному осуществлению их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое владычество александрийских епископов было ненавистно гражданской администрации с префектом Египта во главе, частью потому, говорит Сократ 3160 , что они отнимали много власти у поставленных от царя начальников, а особенно потому, что Кирилл хотел иметь надзор и над его распоряжениями. Свой властный характер Кирилл обнаружил немедленно по вступлении в должность, заперев безо всякого повода новацианские церкви и лишив их церковной утвари 3161 . После этого он обрушился со всем пылом своего фанатизма на проживавших в Александрии иудеев. Без всякого легального приговора, без всякого императорского повеления Кирилл повел на рассвете мятежную толпу александрийской черни в атаку против синагог. Безоружные и захваченные врасплох евреи не могли оказать никакого сопротивления; их молитвенные дома были срыты до основания, сокровища отданы на разграбление народа, а сами они изгнаны из города 3162 . Огорченный самоуправством Кирилла, александрийский префект Орест донес об этом царю. Нечего и говорить, что жалоба его осталась без последствий. Этого мало. Оскорбленный отказом префекта с ним примириться, Кирилл направил против него фанатизм египетских монахов. «Одушевившись религиозной ревностью и решившись усердно сражаться за Кирилла, некоторые из монахов в нитрийских горах, читаем у Сократа 3163 , оставив монастыри, в числе почти пятисот человек пришли в город и выжидали, когда префект будет проезжать на своей колеснице. Потом, подошедши к нему, называли его жертвоприносителем, язычником и многими другими позорными именами. Префект, подозревая в этом козни со стороны Кирилла, закричал, что он христианин и крещен константинопольским епископом Аттиком. Но монахи не слушали слов его, – и один из них по имени Аммоний ударил Ореста камнем в голову, так что весь облился кровью, текшей из раны, а его телохранители кроме немногих все разбежались в разные стороны и скрылись в толпе, боясь, что их побьют камнями. Между тем стали сбегаться и жители Александрии, чтобы защитить префекта от монахов, и всех их обратили в бегство, а Аммония схватили и представили к префекту, который на основании законов всенародно подверг его наказанию и дотоле мучил, пока тот не умер. Об этих событиях вскоре он донес самодержцам, а Кирилл представил их царю с противоположной стороны, тело же Аммония взял и положил в одной из церквей и, переменив ему имя, назвал его Фавмасием, чтобы, то есть, считали его мучеником и прославляли в церкви его великодушие, как подвиг за благочестие».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Дворец Каср-эль-Абд. Ок. 200–175 гг. до Р. Х. Ко II тыс. до Р. Х. относятся руины храмов «ханаанского» типа (с целлой и простым колонным портиком) в Пелле (XVI-XIV вв. до Р. Х.) и Дейр-Алла (к северо-западу от Эс-Салта; XVI-XIII вв. до Р. Х.), где была найдена упавшая со стен штукатурка с текстом т. н. Книги прор. Валаама. К эпохе ветхозаветных царств Аммона, Моава и Эдома принадлежат остатки многочисленных крепостей (в Селе, Эль-Караке, Мадабе, Петре и др.), а также башни аммонитян (ок. 30), прямоугольные и цилиндрические, выполнявшие, вероятно, оборонительную функцию. Хорошо сохранилась (на высоту 5-6 м при диаметре более 20 м) башня Руджм-эль-Мальфуф в Аммане, к-рую датируют периодом от Х до VI в. до Р. Х. На территории И. найдены также произведения скульптуры VII-VI вв. до Р. Х.- статуи правителей, предметы прикладного искусства, выполненные под егип. и финик. влиянием (большая часть - в Археологическом музее в Аммане). Среди археологических находок II-I тыс. до Р. Х.- печати, сосуды, резные раковины, фрагменты многочисленных изделий егип., месопотамского, финик. происхождения, свидетельствующие об активной торговле в регионе. К эпохе после завоевания Ближ. Востока Александром Македонским и ко времени владычества Птолемеев и Селевкидов в Заиорданье относятся остатки эллинистических крепостей III-I вв. до Р. Х. (в Хисбане, к северу от Мадабы, на горе Джабаль-Сартаба близ Пеллы и др.). Важнейшим памятником эпохи раннего эллинизма является загородный дворец Каср-эль-Абд в Тире (близ дер. Ирак-эль-Амир к западу от Аммана), построенный ок. 200-175 гг. до Р. Х. Гирканом, представителем эллинизированной иудейской семьи Товиев (2 Макк 3. 10-11). Уникальное здание не было окончено; полностью сохранились стены 1-го и частично 2-го этажа. Местная, восходящая к месопотамским и персид. образцам основа соединена с ордерными элементами александрийского происхождения (колонны, вырастающие из чаш аканфа, дорический фриз по верху здания, сдвоенные колонны, чередование замедляющихся и ускоряющихся ритмов колонн и пилястр, карнизы над порталами с поддерживающими их тонкими кронштейнами, торцы стен по сторонам входного портала с пилястрами и полуколоннами, поставленными на одну базу). Сохранились изображения львов (фриз над 1-м этажом), леопардов (водометы у основания стен) и орлов (на углах здания), выполненные в технике высокого рельефа. Дворец был покрыт штукатуркой и раскрашен в красный и синий цвета.

http://pravenc.ru/text/578380.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010