Для более древних времен Иоанн заимствовал материал, вероятно, у Юлия Африкана и Евсевия, для истории римских императоров – у патрикия Петра, у Евтропия (которым он пользовался, вероятно, не в дошедшем до нас, составленном около 380 г. переводе Пэания, а в переводе Капитона около 500 г.), у Аммиана Марцеллина, у одного из источников Прокопия и в широком размере у Малалы; для троянских рассказов он привлекал наряду с Малалой также Диктиса. Напротив того, не настоящий Иоанн, т. е. середина константиновских эксцеритов (см. ниже) является компиляцией из Диона Кассия, Евтропия, Плутарха, Иродиана, Евнапия, Зосимы, Приска и церковной истории Сократа. Если Малала сохранился по крайней мере в связном, хотя и в сокращенном и искаженном виде, то Иоанн сохранился лишь фрагментарно. Многочисленные и обширные, доходящие до Фоки отрывки содержатся в константиновских сборниках: «de virtutibus» и «de insidiis», довольно скудные, доходящие до Валентиана III, – в написанном Салмасием Cod. Paris. 1763; более подробные, но обрывающиеся уже на мифической истории – в Cod. Paris. 1630; некоторые более обширные отрывки из «Троянских рассказов» находим в одной хронике, известной под именем Иоанна Сицилийца в Cod. Vindob. hist. 99. С константиновскими эксцерптами и содержащимися в списке Салмасия отрывками, которые носят имя Иоанна, связан большой спорный вопрос, от решения которого зависит и общее суждение об Иоанне; здесь он может быть только намечен. Дело в том, что середина константиновских эксцерптов (от римской республики до Юстина I) отличается от параллельного салмасиевского отрывка по содержанию, объему и источникам как небо от земли, и не может (как это превосходно доказали независимо друг от друга Сотириадис и Boissevain) восходит к одному и тому же произведению. Константиновские эксцерпты этого отрывка носят характер эллинистически- прагматической историографии, салмасиевский характер христианско-византийской хроники. Эти два ряда эксцерптов имеют в виду, когда говорят, в сущности неправильно, о «константиновском» и «салмасиевском» Иоанне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Иоанн Антиохийский (VI в.первая треть VII вв.?) – церковный писатель, представитель сирийской литературной школы. Предполагают, что он был антиохийским патриархом (631639). Ему приписывают создание всемирной хроники, рассказывающей о событиях церковной и политической истории от библейского Адама до восшествия на престол в 610 г. византийского императора Ираклия. В хронике излагалась история древнееврейского народа, Древней Греции, Древнего Рима, стран восточного региона и Византии. Иоанн Антиохийский заимствовал материал из различных источников: Секста Юлия Африкана , Евсевия Кесарийского , Аммиана Марцеллина, Петра Патрикия, Иоанна Малалы, Приска Понтийского, Зосима, Сократа Схоластика и др. В этом компилятивном сочинении, отличающемся отточенным стилем, подробно рассматриваются события в Византии конца VIhaчaлa VII вв., ее взаимоотношения с Ираном и другими восточными странами. Полный текст хроники Иоанна Антиохийского до наших дней не дошел. Отрывки из этого сочинения сохранились в рукописях Константина VII Багрянородного и других византийских авторов. Иоанн Апокавк (вторая половина XII в.1345) – судья по уголовным и бракоразводным делам, один из крупнейших церковных деятелей Эпирского царства, митрополит Навпакта (портового города на северной стороне Коринфского залива) между 13041330 гг. Из его писем известно, что он вынужден был бежать в деревню из-за притеснений наместника области, обобравшего охридскую церковь и распродавшего ее ценности. Деятельность Иоанна Апокавка-судьи отражена в его судебных постановлениях (эпитимиях) – подлинных художественных произведениях, полных сострадания и сочувствия к простому народу. В них содержатся не только описания преступлений, совершенных против закона или христианской морали, и вынесенных судьей приговоров, но и различные сцены повседневной жизни, жалобы простолюдинов, просивших у него защиты от тирании окружающих. Нередко в эпитимии включались выдержки из античных авторов: Гомера, Аристофана и др. Иоанн Апокавк был убит сторонниками Иоанна Кантакузина .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как полагает один из крупнейших западных патрологов Й. Кастен, данное послание следует считать подлинным посланием преп. Антония. См.: Quasten J. Patrology, v. III. The Golden Age of Greek Patristic Literature. From the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. Utrecht–Antwerp, 1975, p. 152. К мнению этого почтенного ученого можно только присоединиться, отметив лишь, что данное послание органично вписывается в общий контекст аскетического богословия «отца монашества», который неоднократно высказывался о прощении грехов по милосердию Божиему, подчеркивая, однако, что сами согрешившие не должны забывать грехов своих, хотя Бог и забыл их. См.: Matta El–Maskine. Sainte Antoine asceete selon l " Evangile. Abbaye de Bellefontaine, 1993, p. 64–66. 538 Букв, «тайно, таинственно» (μυστικς), но подразумевается, несомненно, узкий круг монахов. 539 В послушание привратника (πυλωρς) в пахомиевских монастырях обычно входила обязанность встречать всех приходящих в обитель и докладывать о них настоятелю, поступая соответственно его повелениям. Можно отметить, что радушное гостеприимство было обычным для древних иноков. См.: Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских, с. 461—469. В «Правилах Пахомия» указывается, каким образом должно поступачь с различного рода посетителями: монахами и клириками (им оказывалось особое почтение -— умывали ноги и отводили в особый дом), мирянами (из которых женщинам предназначалось специальное место вне монастыря) и родственниками. См.: Pachomian Koinonia, ν. II, p. 153–155. Кроме того, «св. Пахомий позаботился о том, чтобы каждого вступающего в монастырь брата встречали иноки особенно благочестивые и мудрые. Эти иноки–привратники каждого нового брата встречали, устраивали и в течение трех лет искуса до облачения его в монастырскую одежду усердно назидали своими беседами, предохраняя его от всякого зла». Архимандрит Палладий. Указ. соч., с. 66. Виссарион, вероятно, принадлежал к этим «особенно благочестивым и мудрым инокам». 540 По свидетельству Аммиана Марцеллина, «в древние времена в Египте было три провинции: собственно Египет, Фиваида и Ливия; впоследствии прибавились две: от Египта отделена была Августамника и от безводной Ливии — Пентаполь». В Августамнике славился город Пелузиум (или: Пелусий). См.: Аммиан Марцеллин. Римская история, с. 273. Под «Августамником» обычно подразумевалась восточная часть дельты Нила, а под «Египтом» — ее западная часть. Таким образом, отец Аммона искал его только в нижнем Египте,.. не догадываясь о том, что сын пребывает в верхнем Египте. 541

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Лев Торникий , глава восстания против имп. Константина IX – 417 Лев Триполитанский (кон. IX – нач. Х в.), пират – 404, 405 Лев IX (1002–1054), папа Римский в 1049–1054 гг., укреплял централизацию Западной церкви на основе принципов Клюнийской реформы – 443 Левчеяко Митрофан Васильевич (1890–1955), историк-византинист – 88, 89 Леконт де Сегюр Луи-Филипп (Le Cornte de Segur), французский византинист – 52 Лекьен Мишель (Le Quien, 1661– 1733), французский византинист, доминиканский монах – 44 Лемерль П. (Lemerie), французский византинист – 75 Леонтий , византийский император в 695–698 гг. – 267 Леонтий Византийский (VI в.), богослов, автор догматических и полемических сочинений – 257 Леонтий (VII в.), епископ Неаполя на Кипре, агиограф – 313, 314 Либаний (Ливаний, 314 – ок. 393), позднеантичный греческий ритор (родом из Антиохии), языческий философ, виднейший представитель «второй софистики», учитель Иоанна Златоуста и Аммиана Марцеллина, учитель и панегирист имп. Юлиана – 124, 127, 152, 179, 185 Липшиц Елена Эммануиловна (1901–1990), византинист, историк права – 328 Лициний (Валерий Лициниан, ок. 265–325), римский император в 308–324 гг. – 94, 100, 103, 141, 180 Лиутпранд (ок. 920–971), епископ Кремоны, историк и дипломат – 431 Ломбар A. (Lombard), французский византинист – 340 Лоран В. (Laurent, 1896–1973), французский византинист – 468 Лот Фердинанд (Lot, 1866–1952), французский антиковед и медиевист – 99 Лукиан Самосатский (f 312), антиохийский пресвитер, ученик (?) Павла Само-сатского, основатель сирийской богословской и экзегетической школы – 107 Людовик I Благочестивый (778–840), сын имп. Карла Великого, король Аквитании с 806 г., император франков в 814–833 и 834–840 гг. (из династии Каролингов) – 360 Людовик II († 875), король Италии и император франков в 855–875 гг. (из династии Каролингов) – 403, 429, 430, 472 Людовик XIII (1601–1643), французский король в 1610–1643 гг. (из династии Бурбонов) – 41 Людовик XIV (1638–1715), французский король в 1643–1715 гг. (из династии Бурбонов) – 41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Надо отметить, что и сам Афанасий не считал свое " " Житие преподобного Антония " " исчерпывающим. См. его вступление к житию: " …Жизнь Антония для иноков достаточный образец подвижничества… Если же я, по убеждению вашему, опишу что-либо в этом послании, то сообщу вам лишь немногое — лишь то, что припомню об Антонии " " . 1434 Сл. 21, 5, 1–10; 118=1.307. 1435 См. Sinko. De traditione, 78–80. 1436 Арианина, который был одним из наиболее приближенных к Константину епископов и который крестил императора на смертном одре. 1437 Пс. 110:11. 1438 Сл. 21, 6, 8–15; 120–122=1.308. 1439 Строматы 7,16. См. цитаты на ту же тему из Оригена, Григория Нисского и др. у Lampe. Lexicon, 649. 1440 Сл. 40, 37, 14; SC 358, 284=1.568. 1441 Сл. 4, 113, 6–12; SC 309, 270=1.116. О терминах " " созерцание " " и " " деятельность " " у Григория см. Grйgoire, 113ff. 1442 Т. е. монашеской жизнью. Об " " истинной философии " " в понимании Григория см. соответствующий раздел главы II нашей книги. 1443 Т. е. напряженную внутреннюю духовную жизнь. 1444 Сл. 21, 19, 18–20, 4; 148–150=1.315. 1445 Сл. 21, 37, 2–3; 190=1.327. 1446 Гал. 2:16. 1447 Иак. 2:26. 1448 Сл. 21, 9, 1–22; 126–128=1.309. О критике Григорием современного ему епископата см. главу II нашего исследования. 1449 Сл. 21, 9, 22–34; 128=1.310. Таким образом, Григорий считал достоинством не отсутствие телесных наказаний, но умеренность в них. 1450 Ср. Деян. 1:18. 1451 Сл. 21, 13, 1–5; 134–136=1.311–312. О смерти Ария см. Афанасий Александрийский. Послание к брату Серапиону. 1452 Сл. 21, 32, 4–8; 176=1.323. 1453 Сл. 21, 16, 1–18; 142–144=1.313–314. Ср. портрет Максима–циника в стихотворении Григория " " О своей жизни " " (см. цитаты в гл. I нашей работы). 1454 Письмо 60 (379d-380b); цит. по: Athanassiadi-Fowden. Julian, 24. 1455 См. Аммиан Марцеллин. Книги 22, 11; Созомен. Церк. ист. 5, 7, 4; Епифаний Кипрский. Панарион 76,1. 1456 По свидетельству Аммиана Марцеллина (Книги 22, 11), тела Георгия Каппадокийца и двух убитых одновременно с ним чиновников после расчленения были сложены в мешки и провезены на верблюдах через весь город; затем они были выброшены в море. 1457

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Но едва принялись они за дело в другой раз, как из-под оснований храма вдруг исторгся, говорят, пламень и пожрал многих. Этому верят и об этом рассказывают все в один голос; сомнения не обнаруживает никто: только одни повествуют, что пламень противустал им и совершил сказанное, когда хотели они насильно проникнуть в храм, а другие, что это сделалось, когда выносили они землю. Но первое ли примем, или последнее, во всяком случае событие дивно. После сего произошло и другое явление, очевиднее и чудеснее первого. Вдруг на платье всех сам собою отпечатлелся знак креста, и все одежды разукрасились как бы звездами, так что были сделаны будто из искусно вышитых тканей. Чрез это для одних тотчас стало понятно, что Христос есть Бог и что возобновление храма Ему не угодно, а другие присоединились к Церкви по прошествии немногого времени и, приняв крещение, за свою дерзость умилостивляли Христа песнопениями и молитвословиями. Кому это кажется невероятным, того пусть уверят люди, слышавшие от самовидцев и еще живущие, пусть уверят Иудеи и язычники, оставившие свою работу не оконченною, или которой, лучше сказать, они и начать не могли. Конец пятой книги церковной истории. Примечания: 22 По свидетельству Аммиана Марцеллина (И, 22, р. 219), Юлиан в Никомидии воспитываем был епископом никомидийским Евсевием. 24 Вероятно, Елену, ибо так называли супругу Кесаря Юлиана. А Констанция, сестра Елены, была в замужестве за Галлом. 25 Аргейская гора, по Страбону, в Малой Азии, между восточною частью Кесарии и западною – Галатии, при реке Мелисе. 26 Военная служба в римской империи разделялась на три степени: на службу придворную – при особе царя, или в телохранительном легионе, на службу в действующей армии, и на службу областную, или в когортах, охранявших спокойствие римских областей. Последняя служба почиталась сравнительно самою низкою и невыгодною. 27 Письмо Юлиана к Аэцию было следующее: Caeteris omnibus, qui a Constantio vita defuncto cjecti patria fuerunt, propter amentiam Galitaeorum, exilium condonavi. To autem non solum ca poeno libera, verum etiam memor pristinae consvetudinis atque amitiliae nostrae, horter, ot ad nos venias. Uteris antem veniculo publico usque ad nostrum cohortem et uno parhippo. Epist. 31. 29 Этого Марка аретузского не должно смешивать с другим Марком, который от самых времен Константина держался стороны ариан и умер до сардского Собора. 34 Это послание Юлиана находится под его письмами под 52, где приводится и текст прошения епископа Тита. 36 Юлиан повелел изображать на своих монетах лежащего навзничь быка в знак своей преданности язычеству, по требованию которого богам приносимы были в жертву особенно быки. Читать далее Источник: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. - Санкт-Петербург : В тип. Фишера, 1851. - 636, XXXIV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Однако, когда я вошел в святыню, я не нашел ни благовоний, никого вообще, ни одного жертвенного животного. На мгновение я был удивлен и подумал, что я все еще нахожусь вне святыни и что вы ждете сигнала от меня, оказывая мне почет из-за того, что я - верховный понтифик. Однако, когда я начал спрашивать, какую жертву город намеревается принести для отмечания ежегодного праздника в честь бога, жрец ответил: " Я принес с собой из моего дома гуся как жертвоприношение богу, но город в это время никаких приготовлений не предпринимал " " . Антиохия ничем не отозвалась на этот праздник. Подобные факты раздражали Юлиана против христиан. Еще более обострил отношения между ними вспыхнувший пожар упомянутого храма в Дафне, в чем заподозрены были христиане. Рассерженный Юлиан : приказал в наказание закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. Подобные же факты произошли в других городах. Напряжение дошло до крайних пределов. Христиане в свою очередь разбивали изображения богов. Некоторые представители церкви потерпели мученическую кончину. Стране грозила полная анархия. Весной 363 года Юлиан покинул Антиохию, направляясь в поход против персов, во время которого, как известно, император был смертельно ранен копьем и, будучи перенесен в палатку, вскоре умер. Точно не знали, кто поразил императора. Поэтому позднее возникло немало рассказов. Среди них была, конечно, версия, что он пал от руки христиан. Христианские же историки сообщают известную легенду, будто он, схватившись за рану, наполнил руку кровью и бросил ее в воздух со словами: " Ты победил, Галилеянин! " Около умиравшего в палатке Юлиана собрались его друзья и главные военачальники, к которым он обратился с прощальным словом. Предсмертная речь императора дошла до нас в изложении Аммиана Марцеллина (XXV, 3, 15-20). В ней он дает апологию своей жизни и деятельности, с философским спокойствием ожидает неизбежной смерти и в конце речи, когда уже слабели его силы, не указав на возможного наследника, высказал пожелание, чтобы после него нашелся хороший правитель.

http://sedmitza.ru/lib/text/434241/

«...Он огласил по всем иудейским общинам свое благоволение и свое намерение возобновить разрушенный иудейский храм, и вошел с этой целью в непосредственные сношения с тогдашними представителями иудейства, особенно с патриархом Гиллелом вторым (Июлос), который, со своей стороны, утвердил императора в возможности возобновления кровавой иерусалимской жертвы. [...] Поручение самого возобновления храма Юлиан возложил на одного из своих доверенных людей, ученого антиохийца Алипия, которого снабдил для этой цели всеми полномочиями. Кроме казенных средств, Алипий собрал многочисленные пожертвования от иудейских общин и распорядился приступить к возобновлению святилища по его древнему плану» (Олесниикий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб. 1889. С. 542–543). «Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21:6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах (см. его письмо к Константину Младшему – С. Ф.). Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить» (Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М. 1979. С. 64). Греческий церковный историк V в. Созомен пишет: «Если кто-нибудь считает невероятным это повествование, тот может обратиться к свидетелям-очевидцам, которые живут еще доныне; пусть он спросит иудеев и язычников, зачем они оставили это свое дело не оконченным или точнее, что помешало им приступить к этому делу?» (V, 22). И действительно, описание этого чуда встречаем мы не только у христианских писателей ( Сократа Схоластика , Феодорита), но и у языческого писателя Аммиана Марцеллина (XXIV), друга Юлиана Отступника, и даже у талмудиста рабби Гедалиа. Второй период в истории развалин храма начался в 638 г., когда по договору между халифом Омаром и патриархом Софронием Иерусалим сдался мусульманам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Период koh.VI – haч.VIII вв. стал воистину «золотой осенью» испано-римской культуры, пережившей процесс глубокой христианизации и вместе с тем сохранившей живые связи с античным прошлым. Исидор Севильский (ок.560–636) – выходец из знатной испано-римской семьи, младший брат севильского епископа Леандра. Между 599 и 601 гг. он занял кафедру, освободившуюся после смерти брата. По его инициативе и при его непосредственном участии был созван IV Толедский собор, внесший огромный вклад в развитие концепции королевской власти. Исидор оказал значительное влияние на политические процессы в правление нескольких королей: Лиувы II (601–603), Виттериха (603–610), Гундемара (610–612), Сисебута (который, возможно, даже являлся его учеником) (612–620), Реккареда II (620–621), Свинтилы (621–631) и Сисенанда (631–636). Уже при жизни Исидора его имя получило известность далеко за Пиренеями. Особую группу в творчестве Исидора Севильского составляют энциклопедические сочинения. В их числе знаменитые «Этимологии, или Начала» в 20 книгах, обобщившие колоссальный объем знаний, накопленных древними, и дающие их системное изложение. Каждая часть посвящена особой области знания – от грамматики до агрикультуры и домашней утвари; «Дифференции», своеобразный краткий справочник, а также «Сентенции в трех книгах», содержащие систематизированный материал преимущественно богословского характера, предназначенный для использования при составлении проповедей и других целей. Несмотря на колоссальную эрудицию, севильского епископа трудно назвать оригинальным мыслителем: хотя ему принадлежит целый ряд значимых наблюдений, в первую очередь он оставался выдающимся популяризатором. Известны богословские сочинения Исидора: «Пролог», «Аллегории», «О церковных службах», «Комментарии на Ветхий Завет», «Синонимы», «О ересях», а также трактат «Об ортодоксальной вере против иудеев». В известной мере сюда можно отнести «Книгу чисел», посвященную символике чисел, упоминаемых в Священном Писании . Исидор является автором «Истории готов, вандалов и свевов», в тексте которой ощущается влияние трудов Павла Орозия, Аммиана Марцеллина и Иоанна Бикларского, а также «Хроники» 93 (от сотворения мира и до начала правления короля Сисебута, позднее продолженную анонимом, известным как Псевдо-Исидор, или Исидор Бежский).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поводом к речам послужило отношение Юлиана к христианам: он, по свидетельству даже Аммиана Марцеллина и Ливания, обнаруживал нетерпимость и хотел искоренить христианство, благоприятствуя только одной партии, христиан устранил от государственных должностей, беспокойных из них очень жестоко наказывал, запрещал христианское обучение и свои строгости против них в довершение всего сопровождал еще насмешками. Св. Григорий благодарит Бога, что Он освободил Церковь от такого врага, в конце же своей речи все-таки напоминает о кротости и пощаде, просит не мстить преследователям за то, что они сделали, не привлекать их к суду, не сажать в темницы и заключает, что чрез эту кротость только обнаружится истинная высота, и предлагает в преследованиях, какие вынесли христиане, признать основания для исправления своих недостатков. Между догматическими речами пять богословских речей занимают первое место, а между этими пятью – особенно вторая. В качестве введения к ним могут рассматриваться две другие превосходные речи – 26-я и 32-я, где св. Григорий развивает мысль, что не каждый может и должен дискутировать по поводу богословских вопросов, порицает страсть православных спорить с еретиками во всякое время, во всех местах и с каждым; высказывает желание, чтобы его слушатели в тех случаях, где вопрос превышает силы человеческого рассудка, смирялись, внутренне очищались и предоставляли себя Святому Духу. В речи 26-й выражает он в трогательных словах свою сердечную любовь к обществу: «Я страстно стремился к вам, дети мои, и в равной мере был вами ожидаем... я не мог долее выдерживать долгой разлуки с вами» 880 – и доказывает свою любовь к обществу, желая от своих слушателей получить отчет в том, сохранили ли они во время его отсутствия чистоту веры и упражнялись ли в любви. Св. Григорий изображает свои чувства через прекрасную картину бушующего моря; он признается, что облечение его епископским саном не доставляет ему особенной радости. При столь многих превосходных местах речи встречаются в ней и колкие нападки на Максима, домогавшегося епископства: «Я страшусь ночных волков, которые, лишь только заметят темноту, раздирают стадо соблазнительными речами; они ожидают только благоприятного мгновения для того, потому что не могут действовать открыто; я боюсь собак, которые хотят насильно стать пастырями, которые ни собаками не остались бы, ни пастырями не сделались бы, кроме разве того, что они разодрали бы и разрушили чужую работу» 881 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010