312 Заметив особое внимание Орозия к «семеричному» числу. О. Л. Вайнштейн возложил на этого историка ответственность за появление в средневековой историографии мистической веры в числа: Вайнштейн О Л. Указ. сом. С. 44. См. также: Schöndorf К. A. Op. cit. S. 21–23: Маггои Η. I. Op. cit. Р. 74. Это же убеждение Орозия в мистике числа проявится в его желании обнаружить связь между десятью казнями Египту и десятью гонениями на Церковь (VII.27). 313 Сопоставив синхронизмы Орозия, его хронологические подсчеты, ставшие основой для построения данной схемы, с данными «Хроники» Иеронима, «Бревиарий» Евтропия, собственными утверждениями Орозия, разбросанными по различным главам «Истории против язычников», Франсуа Пашу наглядно показал, что весь выстроенный на синхронизмах фундамент теории четырех Империй Орозия является не более чем фикцией. См.: Paschoud F. La polemica... Р. 125–131. 314 Гарри Тромпф справедливо указывает на то, что обнаружение Орозием подобия в судьбах каждой из Империй позволяет говорить о сохранении у этого христианского историка элементов концепции исторического циклизма: Trompf G. W. The idea oí historical recurrence in Western thought. P. 224. 315 Corsini E. Op. cit. P. 71, 132–134. В свою очередь Франсуа Пашу, споря с Е. Корзини, утверждает, что Орозий использовал хронологические выкладки при разработке теории Империй исключительно для спора о прошлом, а не для обнаружения надежд на будущее: Paschoud F. La polemica.. Р. 130–131. 317 О развитии христианских эсхатологических представлений, основанных на толковании Даниила см.: Mommsen Th. Е. Op. cit. Р. 268–269. 318 В результате, особым образом трактуя теорию четырех Империй. Орозий соединяет христианский универсализм с позднеантичным римоцентризмом и языческой концепцией Вечного Рима. 320 О традиционных представлениях римлян о времени см., напр.: Кнабе Г. С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима//Культура Древнего Рима. В 2-х тт. М.. 1985. Т. 2. С. 135–166. 321 Весьма показателен в данном случае выпад против «консерваторов» Аммиана Марцеллина: «Люди, не сведущие в истории древних времен, говорят, будто на государство никогда не опускался такой беспросветный мрак бедствий; но они ошибаются, пораженные ужасом недавно пережитых несчастий. Если обратиться к давним векам или даже к более к нам близким, то окажется, что такие же и столь же печальные потрясения случались не один раз» (Arntn. Marc. XXXI.5.11; перев Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3222. Евагрий – епископ Антиохийский (с 388 г.). 3223. Флавиан – епископ Антиохийский (с 381 г.). 3224. Ср.: Гал. 2:18. 3225. В данном письме отсутствует адресат, возможно, это были македонские епископы. По мнению М. Цельцер (Р. XXXI), письмо было написано свт. Амвросием от лица епископов Медиоланского собора 393 г. По мнению Либешутца, письмо было написано от имени Капуанского синода, уже после его закрытия (см . Liebeschuetz. Р. 56–57). 3226. Боноз, епископ г. Сердика (ныне г. Софии, Болгария) или г. Наисс (г. Ниш. Сербия), отрицал приснодевство Богородицы и приписывал ей других детей, помимо Иисуса Христа. Его вопрос разбирался на Капуанском синоде. Решение вопроса было поручено македонским епископам, которые низложили Боноза. Против учения Боноза свт. Амвросий написал сочинение «О наставлении девы и о приснодевстве Святой Марии» (393), см. рус. пер. Свт. Амвросий Медиоланский. Собр. Творений. Т. 2. М., 2012. С. 374–467. 3227. Анисий (383–406), епископ г. Фессалоники после Ахолия, адресат epist. 52, см.: Свт. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. Т. 4. Ч. I. М., 2013. С. 461–465. 3228. Ср.: inst. u. 4. 35. 3229. См.: hymn. 5. 19. 3230. См.: Ин. 1:29. 3231. Ср.: Мф. 1:18. 3232. Возможно, Вассиан, епископ г. Лоди. 3233. Письма 72 и 73 являются ответом свт. Амвросия на «Реляцию» префекта Рима Квинта Аврелия Симмаха. Летом 384 г. Симмах просил малолетнего императора Валентиниана II вернуть алтарь Победы в римскую курию, а также возобновить выдачу средств из казны на содержание коллегии весталок, так как в 382 г. по приказу императора Грациана алтарь Победы был удален из курии, средства жрецов языческих культов были конфискованы, жрецы и весталки лишены привилегий. См. также: epist. ex. с. 10. 3234. Ср.: Пс. 43:22. 3235. Закон Юлиана Отступника от 17 июня 362 г. запрещал христианам преподавать. Ср. у Аммиана Марцеллина (res gest. 22. 10. 7). 3236. Из желания получить привилегии по налогообложению некоторые христиане принимали на себя жреческие обязанности, см.: Liebeschuetz. Р. 64, n. 4–5. – Примеч. ред.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

3513. Палладий и Секундиан. См. предыдущее письмо. 3514. Тимофей, епископ Александрийский в 381–385 гг 3515. Имеется в виду вторжение визиготов на Балканы. 3516. Обращение к Грациану и Валентиниану II указывает, что реляция написана после гибели императора Валента в августе 378 г. в битве при Адрианополе и до провозглашения императором Феодосия (январь 379 г.). Послание Римского собора 378 г. сохранилось среди писем свт. Амвросия, не вошедших в собрание. Возможно, это говорит об авторстве свт. Амвросия, хотя такие известные исследователи, как Паланк (см.: Palanque J. — R. Saint Ambroise et lEmpire romain: Contribution à lhistoire des rapports de lÉglise et de lÉtat à la fin du IV c siècle P., 1933. P. 62), Гризон (см. Gryson R. Le texte des Actes du concile dAcuilée (381)/Scriptorium. 1984 38. P. 132. n. 5) и другие, выступают против атрибуции письма свт. Амвросию. Не в пользу авторства святителя свидетельствует и риторическая неубедительность письма. Предложенная в послании система канонического права хотя и была одобрена Грацианом (сохранился его ответ на имя заместителя префекта Рима Аквилина (см.: Collectio Avellana. CSEL 35. 54–58, также перепечатано М. Цельцер: CSEl 82. 3. P. XCIII–XCV), в котором он принимает многие предложения собора), но не получила тогда юридического оформления на государственном уровне, хотя и свидетельствует о тенденции возвеличить авторитет римского епископа, проявившейся в правление римского епископа Дамаса (366–384) и поддержанной его преемником Сирицием (385–399). Лишь 17–я новелла императора Валентиниана III (445) утверждает первенство папы. См. об этом: Girardet K . М. Gericht über den Bischof von Rome/Historische Zeitschrift. 1994. 289. S. 1–38. 3517. Собор в Риме под председательством епископа Дамаса проходил при участии 44 епископов (см.: MGH, Gest. pont. 1. 84; Banterle. Р. 205, n. 1) 3518. Одной из задач собора, как видно из обращения, было разрешить конфликт между римским епископом Дамасом (366–384) и дьяконом Урсином. О выборах римского епископа в 366 г . сохранилось свидетельство Аммиана Марцеллина (см.: res. gest. 27. 3. 11–13), см. также: Руфин Аквилейский, hist. eccl. 11. 10.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

3. Празднование Богоявления 6 января Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления 30  содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие Юлиана Отступника еще до открытого перехода на сторону язычества в церковном праздновании Богоявления, совершавшемся в Лютеции (Lutetia Parisiorum; позднее Париж): «И чтобы скрыть это, в праздничный день, который христиане в январе месяце называют Богоявлением (Epiphania), [Юлиан,] войдя в их  церковь , торжественно поклонился изображению и удалился» 31 . Наиболее вероятной датой для данного события оказывается 6 января 360 г. 32  Византийский хронист Иоанн Зонара (XI–XII в.) писал, что Юлиан посетил храм «в день рождества Спасителя ( τς γενεθλου το Σωτρος μρας φεστηκυας ), (…) чтобы воины сочли его единоверным себе (…)» 33 . Действительно, Марцеллин ничего не говорит о  проповеди  св. Иоанна Предтечи или об освящении вод, но только о поклонении «изображению» (numen), которое, так или иначе, должно было быть символом воплотившегося Бога Слова. В то же самое время используемая здесь латинская транслитерация греческого слова  πιφνεια  подтверждает греческое происхождение этого праздника, распространенного в Галлии. Более ранняя история праздника Богоявления приоткрывается благодаря ряду разрозненных и не вполне согласованных друг с другом свидетельств. Одни древние авторы писали о дне Богоявления 6-го января как о дне Крещения, другие – как о дне Рождества. К первой группе относятся  Климент Александрийский ,  Ориген  и свт.  Афанасий Александрийский , ко второй – свт.  Епифаний Кипрский , паломница Эгерия, неизвестные составители Армянского лекционария. Климент Александрийский  († до 215 г.) писал о том, что последователи гностика Василида праздновали Крещение Иисуса 11 или 15 числа месяца тиби, то есть 6 или 10 января 34 : «Сторонники Василида также празднуют и день Его Крещения, проводя предшествующую ночь в чтениях. Они говорят, что [оно произошло] в пятнадцатый год кесаря Тиберия, 15 тиби, а некоторые в свою очередь – 11 того же самого месяца» 35 . Особое почитание праздника Крещения хорошо вписывалось в гностическую богословскую систему – так, например, согласно учению гностика Керинфа Божественный Христос впервые явился на земле во время Крещения человека Иисуса 36 . Несмотря на то, что Климент по сути дела описывает гностический культ, его свидетельство ценно и для истории христианского богослужения.

http://bogoslov.ru/article/6172043

46. Гимера лежала у совр. Буонфорнелло. 47. Тавромений (совр. Таормина) - город на восточном побережье Сицилии, был захвачен арабами в 902 г., но в 912-913 гг. возвращен, вновь попал к ним в 962 г. (Фалькенхаузен. 1967, 26). 48. Леонтины (совр. Лентини) - местечко к северу от Сиракуз. 49. Причину неудачи сицилийского похода Лев видит опять-таки не в плохой его организации, а лишь в действиях коварной Тихи - судьбы. Разгром византийцев описан в арабских и в латинских источниках (Лиутпранд. 195; Луп Протоспафарий. V, 52-63). 50. Имеется в виду фатимидский правитель Египта эмир Аль-Муиз. 51. В изложении Льва битва была одна, но на самом деле их было две: сухопутная - у Раметты и ожесточенный морской бой в Мессинском проливе (Эйкхоф. 1966, 349-351). Этот разгром произошел в конце 965 г. Византийский флот понес такие потери, что новый стратиг Никифор Эксакио-нит был вынужден потребовать от италийского населения, чтобы оно само строило корабли для новой экспедиции на Сицилию (Житие св. Нила Нового. 105 А). 52. Имеется в виду поход 966 г., который длился с ранней весны до декабря (Скилица, 270-271). Яхъя (105-108) утверждает, что в июне состоялся обмен пленными с Сейф-ад-Даулой, однако вскоре военные действия возобновились. 7 октября Никифор взял Мембидж (см. ниже примеч. 69), а затем еще ряд городов. В течение недели его войска стояли под стенами Антиохии, но потом осада была снята. Лев Диакон не сообщает об этом походе никаких подробностей. 53. Здесь как бы заканчивается сделанное Львом хронологическое отступление, и он, " перескакивая " через первую половину 967 г., переходит сразу ко второй его половине. Землетрясение произошло 2 сентября 967 г. (Скилица, 277). 54. Клавдиополь - совр. Болу. Город относился не к Галатии, а к Гонориаде. (Ремси. 1890, 451). Лев путает его с Неоклавдиополем. 55. Вопрос о причинах землетрясений был одним из популярнейших у византийских книжников, но из всех существовавших в античности объяснений Византия запомнила лишь Аристотелево, иногда .соглашаясь с ним в той или иной форме (как Фотий, Атталиат), иногда отвергая его в угоду " божественному " (Филосторгий, Косьма Индикоплов, Иоанн Лид и т. д.). Последних было несравненно больше. Предпринимались также и попытки скомбинировать обе версии (Симеон Сиф, Евстратий Никейский), встречались и случаи колебаний (Пселл, Никита Хониат). Позиция историков. (Аммиана Марцеллина, Агафия, Феофилакта Симокатты) в этом вопросе также была двойственной, но в целом они склонялись к сверхъестественным объяснениям в ущерб научным. Данный пассаж Льва Диакона навеян соответствующими размышлениями Агафия (II, 14), однако он отказывается от двусмысленного морализаторства этого историка и прямо обращается к Библии (2 Царств. XXII, 8; Иеремия. X, 10) и особенно к псалмам (XVII, 8), авторство которых приписывалось царю Давиду. Подробнее-см.: Кроук. 1981; Погром. 1984.

http://sedmitza.ru/lib/text/433422/

5. Феодорит имеет в виду общую продолжительность раскола в Антиохии, закончившегося в 415 г. 6. 11 декабря 361 г. Юлиан прибыл в Константинополь, где открыто объявил себя язычником. 7. Описанные выше " зверства " язычников из среды местного населения, с одной стороны, во многом вымышленные, а с другой - действительно происходившие. Однако даже Феодорит не пишет напрямую, что все это - результат действий Юлиана и его религиозной политики. Такая антихристианская реакция со стороны обычного населения была вполне понятна, если учесть судьбу всех языческих святилищ, необычайно активно разрушавшихся в 40-50-е гг. по приказу императора Констанция. Юлиан понимал, что гонение на христиан невозможно. Более того, реформированное язычество очень сильно напоминало своей внешней стороной христианство: жрецам был обозначен круг социальных обязанностей, им предписывалось вести непорочную жизнь, они должны были подавать нищим милостыню, устраивать богадельни. В храмах хоры мальчиков пели в определенные часы гимны, в них появились кафедры для проповедника и т.д. Справедливы лишь последние, слова Феодорита - церковь вновь становилась только терпимой, как по указу Галерия 311 г. Имущество, переданное христианам, возвращалось назад. 8. Четвертая ссылка Афанасия продолжалась с 362 по 364 г. 9. Вавила, еп. антиохийский (238-251 гг.) погиб во время преследований христиан при Деции. 10. Эта роща находится примерно в 6 км от города. 11. Английский историк Э. Гиббон отождествлял этого юношу с пресвитером Феодоритом, замученным примерно в это же время в Антиохии Юлианом, дядей императора. 12. Эти две должности были учреждены императором Константином Великим. Comes rei Privatae хранил еще и так называемую книгу пожалований, описание привилегий, данных императором. 13. Сведения о подобной смерти Юлиана и Феликса содержатся и у Иоанна Златоуста во 2 слове о св. Вавиле, и в " Истории " Аммиана Марцеллина, XXIII. 1. 14. В ряде рукописных вариантов эта глава называется " О св. мучениках Ювентине и Максиме " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/989/...

Christ., 1. iii, c. 30, §42). Он был против повторного крещения и признавал действенность католических таинств, но он был также против обмирщения католической церкви и ее смешения с государством и был сторонником строгой донатистской дисциплины. Из его трудов сохранился только один, Liber regularum, или De Septem regulis, нечто вроде библейской герменевтики или учебника для правильного понимания библейских таинств. Он был издан Gallandi, в его Bibliotheca Veterum Patrum, tom. viii, p. 107–129. Августин подробно говорит об этих наставлениях в своем труде De doctrina Christiana, lib. iii, с. 30 sqq. (Opera, ed. Bened., tom. iii, p. 57 sqq.). По–видимому, Тихоний умер до конца IV века. См. о нем в Tillemont, Mémoires, tom. vi, p. 81 sq., и статью Α. Vogel, в Herzog, Real-Encyclopaedic vol. xvi, p. 534–536. 679 Августин возражает против его формулировок в De doctr. Christ., iii, 32 (tom. iii, 58): «Secunda [régula Tichonii] est de Domini corpore bipartito; non enim revera Domini corpus est, quod cum illo non erit in aeternum; sed dicendum fuit de Domini corpore vero atque permixto, aut vero atque simulat ο, vel quid aliud; quia non solum in aeternum, verum etiam nunc hypocrites non cum illo esse dicendi sunt, quamvis in ejus esse videantur ecclesia, unde poterat ista régula et sie appellari, ut diceretur de permixta ecclesia». См. также Baur, К. G. vom 4 – 6 Jahrh., p. 224. 680 Аммиан Марцеллин намекает на последний вариант: «Damasus et Ursinus supra humanum modum ad rapiendam episcopatus sedem ardentes scissis studiis asperrimo conflictabantur», etc. 681 Об этом рассказывает даже святой Иероним (см. выше, §53, примечание), подтверждая заявление Аммиана. 682 Афанасий (Historia Arianorum ad Monachos, §75, Opera ed. Bened., i, p. 389) и Сократ (H. Ε., ii, 37) решительно осуждают его как арианина. Однако этот еретик и антипапа попал в римский перечень святых мучеников. Григорий XIII устроил расследование по этому поводу, которое привело к внезапному обнаружению его останков с надписью: «Папа и мученик».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ep. X. ed. Spanheim. p. 370). Итак, по уверению того в другого, Георгий возбудил особенную ненависть в язычниках. И вот, как скоро достигло до них известие, что Констанций скончался, что Империей владеет Юлиан, – они восстали против Георгия, и умертвили его, вместе с некоторыми другими лицами, им ненавистными. Histor. aceph. p. 497. – Рассказ Аммиана Марцеллина, будто язычники умертвили Георгия, получив известие о смерти Артемия, равно ими ненавидимого, невероятен потому, что Артемий скончался мучеником Антиохии, куда Юлиан прибыл в конце июля 362 г. В таком случае, смерть Георгия случилась бы уже по возвращении в Александрию св. Афанасия, который прибыл туда 20 февр., как свидетельствует история неизвестного писателя (Historia acephala). Да и по другим писателям, ни о каких столкновениях между св. Афанасием и Георгием в Александрии неизвестно. Итак, должно принять показание сей истории, что Георгий убит еще в декабре 361 г. 338 См. четыре символа арианские: сирмийский 3-й, – предложенный риминскому собору (Theodoret. II, 21), – составленный арианами в Селевкии, н константинопольский, – все 359 г., у св. Афанасия de Synod. p. 721. 745–747. 339 Слово это помещено св. Епифанием в истории ересей. Haer. 75. р. 876 с некоторыми, впрочем, замечаниями. 342 Это правило о епископах хотя не находится в послании собора александрийского к антиохийцам: но оно было постановлено тогда же, как видно из послания св. Афанасия к Руфиниану р. 963. 345 Hieronym. adv. Lucifer. Patrolog. XXIII. p. 175; s. Athanas. p. ad Rufinian. p. 963. Твор. Вас. Вел. пис. 196. Hilarii Fragment. Historic. XII. p. 714. 347 Amm. Marcell. 22, 5. Quod agebat ideo obstinate, ut dissensiones augenta licentia, non timeret unanimantem postea plebem. 349 Hist. acephal. p. 501. Et eodem momento, quo propositum est edictum, episcopus egressus est civitatem, et commoratus est Thereu. Thereu, Thereon. вероятно – Херев, первая станция от Александрии, в расстоянии на один день пути от нет, упоминается у св. Афанасия в жизни Антония В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

O. R. Goths//ODB. 1991. Vol. 2. P. 262. См.: Кулаковский . История 3. С. 414–416. Joannes Chrysostomus . Epistulae ad Olympiadem IX, 5: 14–25. O. R. Goths//ODB. 1991. Vol. 2. P. 262. Ср. упоминание у Сократа о готах как о варварах: Socrates Scholasticus . Historia ecclesiastica VI, 6. См. также: Joannes Philoponus . In Aristotelis meteorologicorum librum primum commentarium Vol. 14.1. P. 126. Ср. в тексте, приписываемом свт. Иоанну Злаутоусту: «Вступи… в церковь персов, в готскую, варварскую, в церковь индусов, негров, где бы ни светило солнце на земле…» ( Joannes Chrysostomus . De Chananaea [Dub.]//PG. 52. Col. 460). О просвещении разных народов, в том числе готов-варваров, проповедовал Василий Селевкийский (V в.): «О удивительные чудеса! Апостол стал говорить — и индус стал научаться; еврей говорил — и варвар стал воспитываться; благодать провозглашалась — и слух принимал слово; готы голос узнали — и эфиопы язык познали…» ( Basilius Seleuciensis . Homilia in pentecosten//PG. 52. Col. 811–812). Martyrium brevior sanctae Euphemiae 10:1–5. Anonymi historia imperatorum. Historia imperatorum liber II (Anastasio–Irene) 485–516. Подробнее см.: A. K. Gepids//ODB. 1991. Vol. 2. P. 844. A. K. Gepids//ODB. 1991. Vol. 2. P. 844. R. B. H. Alemans//ODB. 1991. Vol. 2. P. 56. Vitae Naum Ochridensis. Vita graeca 139–152. O . P . Sarmatians//ODB. 1991. Vol. 3. P. 1844. Об аланах см.: O. P. Alans//ODB. 1991. Vol. 1. P. 51–52. С точки зрения Аммиана Марцеллина. Ср.: Joannes Antiochenus . Fragmenta 21:9–12 P. 477–478. О вандалах см.: R. B. H. Vandals//ODB. 1991. Vol. 2. P. 2151–2152. См.: C. F. Isaura//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1014. C. F. Isaura//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1014. См.: A. K. Tharacians//ODB. 1991. Vol. 2. P. 2080. А также о фракийских племенах до Р. Х.: Делев П . История на племената в Югозападна Тракия през 1 хил. пр. Хр. (2014). Об освоении Мизии и Фракии римской армией в ΙΙ–ΙΙΙ вв. по Р. Х. см.: Боянов . Римските ветерани в Долна Мизия и Тракия (I–III в.). София, 2008. О Фракии, ее административном устройстве в христианскую эпоху и христианизации см.: Di Berardino Angelo, Gianluca Pila . Atlante storico del christianesimo antico. P. 184–186. При этом Фракийский диоцез, как видно на примере одной его провинций Фракии, в V в. был достаточно христианизирован: Домарадска Л. Етнокултурна и езикова характеристика на населението в провинция Тракия (IV–VI в. н. э.) — по епиграфски данни//Поселищен живот в Тракия. Ямбол, 2006. С. 319–350.

http://bogoslov.ru/article/6170934

В 4й главе «Экуменизм разоблачает себя» анализируется работа четырех генеральных ассамблей ВСЦ и между разбором и вставлен интересный раздел: «Что говорила вчера и что делает сегодня Русская Церковь?», где описана эволюция отношений Московской патриархии к экуменизму — от осуждения его в 1948 году до вступления в ВСЦ в 1961 году. В 5й главе «Средства, используемые экуменизмом», автор специально останавливается на т. н. «Всеправославных совещаниях», каковые созывались в 1961 и 1963 годах на острове Родос. Председателем 1го совещания, на котором были намечены планы реформ в Православии, был греческий Митрополит Филиппийский Хризостом, который в следующем, 1962 году, был избран Афинским Архиепископом под именем Хризостома II (1962–1967). Когда в 1968 году Вселенский Патриарх Афинагор созвал второе совещание и всячески настаивал на участии Элладской Церкви, Архиепископ Хризостом II, хорошо зная экуменические замыслы первого совещания, решительно от этого отказался при поддержке всей греческой иерархии. Архим. Харалампий весьма живо описывает эти события как очевидец исповеднического подвига Архиепископа Хризостома. Он подробно останавливается на вопросе о подготовке VIII Вселенского Собора, названного затем «Великим и Святым собором», приводит высказывания о нем другого современного борца против экуменизма — греческого Митрополита Флоринского Августина, который прямо заявил·. «Пусть будет созван Собор, но такой, который осудил бы величайшую и страшную ересь, ересь ересей — экуменизм!» 468 . В 6й главе показаны посредники, используемые экуменизмом: еретики, светские представители властей, продажные церковные иерархии и т. п. Во второй части «Прут против рожна!» раскрыта предательская работа иудеев против христиан, и на основе текста античного историка Аммиана Марцеллина (История, кн. 23, гл. 1) напоминается об их неудачной попытке при помощи императора Юлиана Отступника восстановить ветхозаветный Иерусалимский храм, разрушенный римлянами в 70 году: «Из уцелевшего фундамента храма вырвались страшные огненные языки и опалили работающих».

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010