Особенно следует выделить кончину императора, которой прп. Ефрем посвящает не одну строку. Эта смерть представляет собой отдельную историческую проблему. Обстоятельства её крайне туманны. Измотанный персидским походом, Юлиан пал от удара копья близ местечка Фригии (Phrygia). От чьей руки погиб Юлиан – неизвестно. Аммиан Марцеллин писал: «hostili manu interfectus est» 168 . Логично было бы предположить, что вражеская рука есть рука персидская. Впрочем, свидетельство Аммиана, именно в эпизоде смерти, нельзя рассматривать как решающее 169 . Однако, если мы станем учитывать свидетельство Либания 170 , придётся признать, что гипотеза о персидском копье вызывает некоторые сомнения. Либаний пишет: «π μν αχμς πθανε· χειρ δ Πρσου τοτο ο ππρακται· ν τος μετροις εναι τν φονα». В другом месте тот же автор сообщает, что никто из персов не пришёл за наградой, обещанной поразившему Юлиана, и упоминает о некоей туче пыли, которая заволокла Юлиана. За ней ничего нельзя было толком разглядеть. Примечательно также, что перед тем, как отправиться в самую гущу боя, Юлиан снял доспех, об этом пишет и прп. Ефрем. Мы вполне можем согласиться с Т. Бюттнер-Вобст 171 , что этот вопрос не может быть удовлетворительно разрешён на основании имеющихся свидетельств, однако слова Либания «κα τρσας Ταηνς τις ντολν πληρν» наводят на мысль, что этот «таиенский» воин мог быть из армии Юлиана, что вполне согласуется с упоминанием у Аммиана о неких вспомогательных войсках сарацинов (auxilia Saracenorum) 172 . Можно упомянуть агиографический сюжет, согласно которому Юлиан пал от руки чудесно явившегося мученика Меркурия. Агиографическое досье каппадокийского стратилата Меркурия исследовал бельгийский учёный Стефан Бинон, который на основании сравнения разных источников пришёл к выводу, что имя Меркурий – не есть первоначальное имя горнего палача Юлиана. Согласно объяснению Бинона, убийцей Юлиана был один из сорока мучеников Севастийских по имени Кирион (Κυρων), имя которого попало в сироязычную среду и там приняло форму (Mr Qris) и в таком виде вернулось обратно в греческий 173 . В сирийской же традиции наиболее полно история участия св. Кириона в убиении Юлиана отражена в Повести о Юлиане, сирийском агиографическом источнике 174 , отрывок из которого мы помещаем в приложении к настоящей книге 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

15. Эти слова из молитвы Азарии, одного из трех юношей, подвергнувшихся испытанию печью огненной, приведены неточно. Текст звучит так: " И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле " (3,32). 16. В конце IV века этот день отмечался 3 сентября и был одним из самых торжественных праздников в Антиохии. 17. Валентиниан родился в Цибалисе на р. Сава в Паннонии. Был выбран императором 26.II.364 г. и правил до 17.IX.375 г. Несмотря на свои христианские убеждения, он достаточно снисходительно относился и к язычеству, считая его религией крестьян, пастухов и т.д. 18. " Немного спустя " , т.е. через 2 года. 19. Возможно, это был Роман, трибун щитоносцев, которого, по сообщению Аммиана Марцеллина, Юлиан сослал вместе с трибуном Викентием. 20. Об этом же пишет и Аммиан Марцеллин, XXII. 11. 21. Вероятно, именно этого Иоанна св. Мелетий назначил епископом апамейским. См. V. 4. 22. Об этом пишет и язычник Аммиан Марцеллин в своей " Истории " , XXIII. 1. 23. Согласно одной из точек зрения на это событие, восстановление храма прекратилось в связи с сильными грозами и бурями. 24. Обращение Юлиана к оракулам - последний пример того, когда к ним обращались за помощью лица подобного ранга. К оракулу Аполлона на Делосе обращались лишь в летние месяцы, т.к. считалось, что зимой бог находится в Патаре. Оракул Додоны в Эпире был одним из старейших, см. Одиссея, песнь XIV: Сам же пошел, мне сказали, в Додону затем, чтоб оракул Темно-сенистого Диева дуба его научил там... (пер. В.А. Жуковского). 25. Эти примеры свидетельствуют о знании Феодоритом определенных произведений классической литературы и его отношении к их героям. Философ Сократ противопоставлен Критию, одному из самых неудачливых политиков Эллады, Пифагор - Фаларису, сицилийскому тирану, Нерей - самому некрасивому человеку в мире, Терситу. 26. Либаний, род. в 314 г. в Антиохии, один из самых выдающихся ораторов поздней античности. Оставил интересную автобиографию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/989/...

По заказу императора Валента другой высокопоставленный чиновник, Евтропий, написал «Бревиарий от основания горо­да» (Breviarium ab urbe condita). Излагая историю эпохи царей и классической республики, Евтропий опирается в основном на Тита Ливия и в меньшей мере на Саллюстия, но обнаружи­вает большую самостоятельность в представлении император­ской эпохи. Главная тема «Бревиария» – рост военной мощи и расширение пределов Римского государства. В основу перио­дизации эпохи принципата он положил чреду сменявших друг друга императоров. Лучшей эпохой в истории Рима Евтропий считает время правления династии Флавиев, и портрет осно­вателя этой династии Веспасиана наделен у него апологети­ческими чертами. Святой Константин, которого Евтропий мог знать лично, представлен Евтропием многопланово. Историк не без осуждения пишет о его ответственности за убийство жены Фаусты, сына Криспа и других близких родственников, в то же время он ценит Константина за любовь к наукам, за его заботу о школьном деле, при этом, странным образом, поч­ти вовсе не касаясь его религиозной политики. Нет сведений о том, принадлежал ли Евтропий к Церкви или оставался вне ее, и само его сочинение не дает твердых оснований судить об этом с достоверностью, заметно однако равнодушие истори­ка к религиозным темам; правда, в своих моральных оценках Евтропий обнаруживает зависимость от принципов стоиче­ской этики, но это обстоятельство не позволяет еще решитель­но отвергать его возможное христианство, поскольку многих христианских авторов позднейшей эпохи, особенно на латин­ском Западе, затронуло влияние стой. Эта его приверженность стоической морали, а также увлекательность его повествова­ния, пересыпанного историческими анекдотами, содействова­ли его успеху в средневековье. Крупнейший и вполне самостоятельный историк IV века – Аммиан Марцеллин, имя которого можно поставить в один ряд с самыми громкими именами латинской историографии – Ливи­ем, Саллюстием, Тацитом, а поскольку по происхождению и род­ному языку, хотя он и писал на латыни, Аммиан был антиохий­ским греком, то и с такими мастерами исторической прозы, как Ксенофонт или Полибий. «История» Аммиана Марцеллина, от которой сохранились лишь последние книги – от 14 до 31, наря­ду с трудами церковных историков Евсевия, Сократа, Созомена, служит наиболее надежным источником по IV веку. Скомпроме­тированная в средневековье апологией Юлиана Отступника, под началом которого Марцеллин нес офицерскую службу, она была мало известна до эпохи гуманизма, но обнаруженная в книгохра­нилище Фульдского монастыря «История» была издана и с этих пор стала одной из самых читаемых книг в кругу гуманистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1217. В. Ц. И., стр. 322 Cnf. Mansi, III, 585. E. Дeяh. I , стр. 288). Совокупность всех этих фактов энергически склоняет мысль к признанию, что Феодорит был поставлен епископом Иерапольским, митрополитом Евфратисийским. Но, с другой стороны, сильное ударение на свою сыновнюю почтитель­ность к владыке Феодоту заставляет предполагать, что Феодорит разумеет не одно расположение Антиохийскаго пастыря к себе; он даже прямо заявляет предшественнику Иоанна, что был поставлен в чин служителей его святостию (epist. 41 ар. Σαχχελ ων., σελ. 34: τ τν θεραπευντων σου – Θεοδ του – τ ν γτωςνην σοντταγμαι μο ρα). Посему нужно думать, что выдвинувший и поддержавший кандидатуру Феодорита Феодот по крайней мере присутствовал при хиротонии назначенного Киррского епископа, если только не лично рукоположил его в Антиохии. 104 Ritter. Erdkunde. X Theil. Berlin. 1843. S. 928. Своими соседями, – очевидно, с юга, – Феодорит называет немадов – Измаилитов (Graec. affect. curatio, sermo V: Migne, gr. ser. t. 83, col. 949, p. 842). 105 Страбон. География, XXI, 2. 8 (Strabonis Rerum Geographicarum libri XVII. Ed. Siebenkees и Tzucke. T. VI. Lipsiae. 1811. P. 300. Русский перевод Ф. Мищенко. Москва. 1879. Стр. 767). Гарнье так определяет (Dissert. I, cap. III, n. XII: Μ. 84, col. 103) границы Евфратисии: с востока – Озроина (с городом Эдессой), с юга – Финикия Ли­ванская и Сирия первая (город – Антиохия на Оронте), с запада – Киликия вторая (го­род – Аназарв) и с севера – Армения (города: Мелитина и Севастия). 106 См. надписание haer. fab.: « Θεοδ ρητος πσκοπος Κρου τς Αυγουστοευφρατης ας» (Migne, gr. ser. t. 83, col. 336). Cp. Ritter’s Erdkunde, X, S. 928. Еще во времена Аммиана Марцеллина употреблялось древнее название Коммагена, но уже при Прокопии Визан­тийском (в VI в.) оно считалось устаревшим. Ritter, X, S. 929. 107 Tillemont. Mémoires. XV, p. 218. Точное правописание имени города нам неизве­стно; он называется то Κρος, как у Диона Кассия, Иерокла и Прокопия, то Κυ εστα или Κυρεστα, как у Никифора Каллиста (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1268 В Дадастану, местечко на границе Галатии и Вифинии, Иовиан прибыл, направляясь из Тарса в Константинополь. В описании смерти Иовиана Филосторгий повторяет Аммиана Марцеллина (XXV, 10, 12–13). 1270 Ипатия (ок. 370–415) – знаменитая женщина-математик и философ неоплатонической школы. Слова Филосторгия верны лишь отчасти. По одной из версий, Ипатия была убита нитрийскими монахами за свою дружбу с префектом Александрии Орестом, у которого были очень напряженные отношения с местным епископом Кириллом. В.В. Болотов предполагал, что смерть Ипатии лежит на совести параваланов, корпорации, ухаживавшей за больными (насчитывала до 600 чел.) ( Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 3. М., 1993. С. 156, 209). Скорее всего, смерть Ипатии действительно наступила «по частным мотивам» (там же. С. 101), и приводить ее как пример обскурантизма христиан было бы некорректно. 1274 Порфирий Тирский, ученик Плотина, философ, прославившийся своим сочинением «Против христиан». Подробнее о Порфирий см. прим. 229 к Иерониму. Евсевий – имеется в виду Евсевий Кесарийский , написавший сочинение «Против Порфирия». Мефодий, епископ гг. Олимп и Тир. Подробнее см. прим. 295 к Иерониму и гл. LXXXIII его сочинения. 1277 Георгий Лаодикийский принадлежал к партии полуариан. Скончался в 363 г. Феодор, еп. Гераклейский (Фракия) участвовал в посольстве к Константу I накануне Сердикийского собора. 1279 Элевсий Кизикский принимал участие во II Вселенском соборе, куда он явился во главе партии македониан в количестве 36 человек. Они отказались принимать tç émooÀsion, заявив, что скорее перейдут в чистое арианство. Попытка Валента через собор в Никомедии склонить Элевсия к арианству завершилась ничем. 1282 Восстание Прокопия продолжалось с 27 сентября 365 г. по 27 мая 366 г. Помимо Константинополя оно также охватило Вифинию и Фракию. 1283 Сократ сообщает, что Прокопия предали Ангелон и Гамарий (IV, 5), однако позднее они были казнены Валентом. 1284 Самого Прокопия, по словам Сократа, казнили, привязав к двум деревьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 Cod. Theod. IX, 16). По словам Аммиана Марцеллина, запрещенные книги при Валенте сжигались на глазах судей (светских), а Гонорий предписал сожжение их на глазах епископов, в виду именно того, что математики должны были обратиться в католическую религию, и следовательно это дело должно было поручаться попечению епископов. А так как и инициатива этого закона принадлежала Иннокентию I, епископу римскому, то недаром и включил Трибониан этот закон в титул: „de episcopali audientia“ (с. 10 cod. lust. I, 4; cf. Basilic. VI, 3, 39 и I, 1, 21). Вообще же суд по делам магии принадлежал светским судьям. Gothofredus ad tit. 16 lib. IX cod. Theod. (VI tom. p. 145). 842 Хотя в кодекс Юстиниана был включен закон императора Александра Севера (1, 2 de rebus creditis et jurejurando, IV, 1), который предоставляет возмездию Божиему презрение к святости клятвы, но в отдельных случаях это преступление, и по юстинианову праву, преследовалось судом. См. Zachariae, Geschichte d. gr. röm. Rechte, 335. В эклоге (XVII, 2) и в прохироне (XXXIX, 46) за это преступление назначается урезание языка; Базилики напротив опять воспроизводят юстинианово право, так что в практике судов должна была существовать большая неопределенность. Zachariae, Geschichte, 336). 843 Сначала Константином Великим , окончательно Гонорием запрещены были гладиаторские игры. Cod. lust, de gladiatonbus penitus tollendis (IX, 43). CM. Stäudlin, III 387–388. Относительно других игр было определено, что они могут совершаться в известных местах и в определенные времена. 844 Презрительного взгляда на лиц, действующих на театральной сцене, держалось уже и законодательство дохристианское; этот взгляд теперь мог лишь усилиться при глубоком отвращении церкви от возмущавших ее своею безнравственностию зрелищ. Stäudlin, III, 389 и сл. 845 C. 3 Cod. lust, de feriis (III, 12), запрещает производство работ и всякого рода занятий, за исключением полевых земледельческих работ. Впоследствии (nov. LIV Льва Мудрого) общее правило распространено было и на земледельцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

170 Распоряжение это сделано не далее, как за три года до собора тирского, в 332 г. Chron. Alex. В 334 г. установлены особенные привилегии корабельщикам, которые должны были доставлять хлеб в Константинополь. Cod. Theodos. L. XIII. Tit. V. I. 7 . 172 In Apol. contr. arian. p. 125. 126. См. подобный случай в те же годы с Сопатром, у Евнания. – Vitae Sophistar. p. 463. ed. Dübner. 175 πυρ θη, κ ντ τ ς κρο σεως ε ς τ ς Γαλλ ας ημς π στειλεν Apol. cont. arian. p. 205. 181 Vit. s Anton, p. 847–849. О времени этого события см Montf. animadvers. in vit et script, in Collect nov. Patr. Graecor. T. 2 p. XXIII. 182 Сведения об этом находятся у Созомена 2, 31, но кажется, несправедливо относит он эти ко времени после смерти Ария. Св. Афанасий замечает, что снисходительный прежде к Арию, после его смерти, Константин осудил его как еретика. Histor. arian. p. 375. 185 В том же году, когда был собор тирский, и праздновалось тридцатилетие царствования Константинова, Империя была разделена между тремя сыновьями Константина. В. и двумя его племянниками. Lebeau Hist. du Bas-Empire. Т. I. p. 341. Отсюда Трир у Аммиана Марцеллина – domicilium Principis clarum XV. с. II. 187 Hieronym iu Chron: Maximinus Trevirorum Episcopus, – a quo Athanasius Alexandriae Episcopus honorifice susceptus est.» 193 Codex Theodos. L. XVI. Т. I. 2, 3. Его знаменитый указ против язычества, 341 г.: cesset superstitio; sacrificiorum aboleatur insania. 197 Apolog. contr. arian. p. 203. Histor. arian. ad. monach. p. 349. Apolog. ad. Imper. Constant. p. 298. 198 Африканский Еп., Виргилий тапсийский, называет этого священника Евангелом. Dial, contr. arianos. Patrolog. Curs. T. LXII. p. 155. 204 Все это видно частью из послания александрийского собора (340 г.), частью из Истории Сократа. 207 Послание Собора, в первоначальном своем виде, подкреплялось разными документами, которые потом писцами были опущены, частью, может быть, и потому, что встречаются в других защитительных сочинениях св. Афанасия. Оно помещено в его апологии против ариан р. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

252 О том, что обретение мощей совершилось по благодати, свт. Амвросий рассказывает в письме сестре (epist. 77. 1), когда он, сам того не ведая, изрёк пророчество об обретении мощей мучеников и вскоре обрёл их (ср.: uita А. 12). Блж. Августин сообщает, что местонахождение мучеников было явлено святителю в видении (см.: conf. 9. 7. 16). 253 Вопрос риторический и отчасти иронический задаётся в связи с теми сомнениями и насмешками, которые звучали со стороны ариан. 254 Ср. в письме к Марцеллине, – о проявлении одержимости некой женщины при обретении мощей мучеников (epist. 77. 2). То, что в гимне употреблено слово в мужском роде – sanatus, возможно, связано со стремлением избежать зияния или перебоя ритма, мужской род можно понимать как обобщение. 256 Ср.: epist. 77. 17, где исцелённый назван lanius ministerio (lanius – «мясник», или же «тот, кто закалает жертвенное животное»), В гимне род занятий этого человека характеризуется более официально и возвышенно. 257 Формулировка сообщения имени торжественна; ср.: Лк.1:27 ; см.: ехр. Luc. 2. 1. Имя исцелённого слепого свт. Амвросий сообщает в письме к сестре (epist. 77. 17). Ср. у Павлина Медиоланского: uita А. 14. 2. Там же сообщается, что на момент написания жития этот человек был ещё жив и служил при той же базилике мучеников. См. у блж. Августина: conf. 9. 7. 16; serm. 286. 5. 4. 259 Ср.: expl. ps. 36, 39. В соответствии со значением глагола refulgere речь может идти не только об обретении зрения, но и об обретении веры после явления Бога. 262 Ср.: Откр.12:3, 7 . См.: exp. Luc. 4. 61. Однако spira, с одной стороны, «изгиб», с другой, – «воинский отряд». Не исключено, что подразумеваются оба смысла, если учитывать, что змеи в позднеимперскую эпоху изображались на военных знамёнах (ср. у Пруденция, perist. 1. 35; ср. также у Аммиана Марцеллина, res gest. 16. 10. 2). 265 Об аутентичности гимна ведутся споры (см.: Hymnes. Р. 585592). Возможно, об этом гимне Эннодий говорил, что свт. Амвросий dixit triumphos martyrum (carm. 1. 15. 14); о том, что святитель написал похвалу мученикам, говорится также в письме блж. Августина (epist. 29). Прямую атрибуцию свт. Амвросию можно встретить у Беды Достопочтенного (metr. 21). Однако по структуре этот гимн отличается от обычных четырёхчастных композиций свт. Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

259 В 2 Ц. VI, 16, 20–23 рассказано, как Мелхола, дочь Саула (возвращенная Давиду от Фалтия), укоряла Давида в неприличии его поведения, не уразумев великой радости царя мужа своего. Она была наказана бездетностью. 261 Milman: History of the Christisnity, Book III; «Christianity at Jerusalem» (Vol. Second of the edition of 1884; p. 364 sq.). Известно, как попытки и богоотступника Юлиана (362) восстановить храм остались безуспешны. См. у Аммиана Марцеллина XXIII, 1 и сравни слово на Иулиана богоотступника великого Григория Богослова (Второе обличение; в слав. изд. 1843 года, часть I лист 100 на обороте). 263 Мы сделаем свод мессианских псалмов при обзоре псалтыря. Здесь мы только укажем, что в Дeяh. II, 31; XIII, 35 сказано, что «Давид, провидя, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления». Человек «обожен», как выражается Григорий Богослов воскресением Христовым (Слово на Пасху второе ч. II, лист 219 внизу 1843 слав.) 264 Псалом славословия в XVI главе 1 Паралипом. Он представляет соединение псалмов 104 и 95, а именно 1Nap. XVI, 8–11 и 18–22 суть стихи 1–15 псалма 104-го; а I Nap. XVI, 24–33 суть стихи 1–13 псалма 95-го. Кроме того 1 Парал. XVI, 34 повторяет псал.: 106, 1; ст. 35 повторяет пс. 105, 49; и стих 36 Пар. повторяет пс.: 105, 48. 266 Мелхола, которую мы знаем, потом Ахиноама, Авигея, царевна Мааха Аггифа, Авитала, Эгла (2 Ц. III, 1–5), и вероятно другие кроме Вирсавии (см. ниже). 270 В 1Nap. XXIV, 3 начертано имя Ахимелеха, отца Авиафара, но это или ошибка, или Авиафар признается первосвященником лишь как представитель отца своего, первосвященника, убитого еще Саулом 1 Ц. XXII, 16 –20. 272 С Садока первосвященство продолжает передаваться преемственно в род старшего сына Ааронова до времен Антиоха Епифана, ибо по 1 Маккав. II, 1 род Маккавеев или Асмонеев происходит от потомка Елеазара Иего-иарива, как то видно из списков 1Nap. XXIV, 7 . По всей вероятности первосвященники и позже избирались из этого рода. Заметим кстати, что и Ездра был из рода Елеазара: 1 Ездры VII, 1–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

269 Афанасий Александрийский умер 2 мая 373 г. 270 О насилиях Люция в Александрии подробно рассказывает Феодорит IV.21—22 . 271 Дамасий наследовал Либерию в 366 г. и управлял римской епархией до 384 г. 272 Нитрийская гора — знаменитая гора в Нитрийской пустыне западный Египет , «стране монашеских скитов». 273 Имеется в виду участница эротических представлений, широко распространенных в позднеримскую эпоху. 274 Гностики — представители еретического течения конца I-II вв., которые пытались синтезировать раннехристианскую доктрину, греческую идеалистическую философию и восточные религиозные системы. Их лидеры — Маркион и Симон Волхв. 275 Тмунт — город в Египте. 276 Более подробно о монахах того времени рассказывает Созомен VI.28— 34 . 277 Палладий Еленопольский 368—430 составил сборник жизнеописаний святых, названный им «Лавсаик» в честь каппадокийского префекта Лавса. 278 Петр был епископ Севаст, а Григорий — епископом Ниссы и одним из трех знаменитых «каппадокийских отцов». 279 Император Валериан 253—259 организовал гонения против христиан в 257 и 258 гг. 280 Праздник опресноков — праздник, начинавшийся одновременно с праздником седьмиц на следующий день после иудейской Пасхи пятнадцатый день первого месяца . Он продолжался в течение семи дней. Праздник опресноков отмечали в честь исхода евреев из Египта. Во время этого праздника верующие должны были есть опресноки, лепешки из пресного теста. 281 Смута в римской церкви, вспыхнувшая из-за выбора нового епископа, произошла в 366 г. Дамасий, выходец из низов, одержал верх над представителем аристократических слоев диаконом Урсином. По свидетельству Аммиана Марцеллина XXVII.3 , ожесточение сторон оказалось столь велико, что городской префект Вивенций Сократ говорит о префекте Максимиане был вынужден бежать из Рима. 282 Эти события произошли в 374 г. Медиолан был столицей Запада, и поэтому епископ этого города играл не меньшую роль, чем епископ Рима. Избрание Амвросия, означавшее конец арианского преобладания в западной столице, было, возможно, организовано ортодоксальным императором Валентинианом I, выдвинувшим кандидатуру своего приближенного, правителя столичных областей Эмилии и Лигурии и аристократа по происхождению отцом Амвросия был преторианский префект Египта . Избрание Амвросия близко по своему значению избранию в 381 г. аристократа Нектария на епископский престол другой столицы — Константинополя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010