Данные клинописных памятников самым решительным образом разбили это, казавшееся столь правдоподобным, предположение о месте Ура. Но прежде чем говорить об этих памятниках, мы должны указать на несостоятельность тех соображений, которые служили препятствем помещать Ур на юге Месопотамии. Против выгод кратчайшего пути с юга Месопотамии к Сихему в Ханаане говорит то обстоятельство, что такой путь лежал бы по безводной пустыне и потому для Авраама с его стадами являлся совершенно невозможным. Двукратная же переправа через реку Евфрат совсем не является такой трудностью, как это представляется на первый взгляд. Если даже оставить в стороне предположение, что вторичная переправа Авраама через Евфрат из Харрана по пути в Ханаан могла совершиться прямо вброд (так как в своем верхнем течении Евфрат не мог быть особенно широким и глубоким); то, во всяком случае, и первая переправа через Евфрат не могла представлять для Авраама каких-либо труднопреодолимых препятствий. Для таких переправ он имел полную возможность пользоваться местами и приспособлениями, существовавшими для торговых караванов, тянувшихся из Финикии к Персидскому заливу. Каулен, описывающий в своей книге 17 современные способы переправы через Евфрат и Тигр, находит их столь примитивными, что вполне можно допустить существование их еще тысячелетия тому назад, во времена Авраама. Для переправы отдельных лиц употребляются сплетенные из прутьев и осмоленные асфальтом корзины; для переправы животных – плоты, поддерживаемые кожаными мехами, надутыми воздухом. В книгах Каулена и Масперо 18 , между прочим, приводятся древние изображения таких плотов на кожаных мехах и переправы отдельных лиц, лежащих грудью на мешке. Современные плоты по своему устройству представляют очень мало усовершенствованную копию древних. Тем не менее, до открытия клинописных указаний о местоположении Ура ученые расположены были искать его на севере, а не на юге Месопотамии. Географ 17 столетия Бохарт, в своей «священной географии» (Geographia Sacra... 1674 г.), руководясь указанием Аммиана Марцеллина IV в. по Р. X., определяет местоположение Ура между городом Низибией и рекой Тигром, т.е. верст на 600 севернее действительного его местоположения. Другим местом, которое учеными 17 и 18 столетий признавалось за древний Ур Халдейский, является город Едесса, нынешняя Урфа, лежаший почти на одной широте с Низибией (приблизительно под 37° сев. широты), но верст на 150 западнее, ближе к Евфрату. Это мнение казалось столь твердо обоснованным, что находит себе защитника даже в конце 19 столетия в лице английского ученого Г. Рассама 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Итак, ранневизантийская церковная историография впитала в себя раннехристианские воззрения на историю, эсхатологические и антиисторические по своему характеру, и одновременно выработала (отчасти используя достижения греко-римской историографии) новые христианские модели интерпретации исторических событий. В трудах ее представителей мы обнаруживаем и идею «пустого», бессобытийного (духовного) времени, и причудливое сочетание внутрицерковной и христиано-имперской тематики, и разные вариации использования теории Мелитона, и попытку прямого синтеза античных и христианских взглядов на историю. Ранневизантийская традиция церковного историописания стала поэтому тем историографическим феноменом, который, с одной стороны, разделил, а с другой – соединил античную и раннехристианскую историческую мысль с европейской средневековой историографией. 416 Прежде всего Диодор Сицилийский. Идея о том, что аморальное поведение вызывает наказание и бедствия, является одной из самых распространенных в позднеантичной литературе, в частности у Тита Ливия, Посидония, Диона Кассия, Плутарха, Аммиана Марцеллина, Флавия Вописка Сиракузянина, Зосимы, Юлиана, Евтропия. 417 Лишь в XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул продолжит Евагрия и напишет еще одну «Церковную историю», которая, однако, дойдет до нас лишь в переложении Фотия 418 Попытку преодолеть рамки локальной церковной истории и рассмотреть ее в более широком христианском и даже политическом контексте предпримут в средние века такие историки, как Беда Достопочтенный , Адам Бременский, Ордерик Виталий, Гуго де Флери. Однако только протестантской историографии удастся в XVI века в полной мере возродить жанр всеобщей церковной истории, прежде всего авторам «Магдебургской центурии». 419 Необходимо отметить, что некоторые западные церковные историки – Иоанн Солсберийский, Толомео да Лукка – в определенной степени испытали воздействие раннехристианской и евсевианской идеи церковной истории как религиозного преемства. 420 В своей попытке соединить христианские и традиционные греко-римские концепции истории Никифор Григора напоминает Евагрия, хотя синтез этот осуществляется у него на гораздо более глубоком философском уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кулаковского стало довольно часто появляться на страницах этого журнала. В своих обыкновенно небольших статьях он преимущественно касался военного дела в Византии и отчасти фемного строя... Сделанный автором в 1906–1908 годах русский перевод Аммиана Марцеллина мог служить как бы введением в Историю Византии » 5 . Юлиан Андреевич действительно трудился над «Историей...» уединенно, «втихомолку, притом, хотя и в большом и богатом книжными собраниями, но все же провинциальном университете, и потому появление первого тома... было неожиданностью даже для Ф. И. Успенского, с которым он был в давних дружеских отношениях и который в то время сам был также занят подготовлением к изданию своей обширной “Истории Византии». В этом нельзя не видеть одного из проявлений той болезненной мнительности, которою страдал покойный и которая росла в нем с годами», – отмечал в некрологе друг Кулаковского, некогда занимавший высокий пост попечителя Киевского учебного округа, профессор А. Н. Деревицкий 6 . Как справедливо отметил А. Г. Грушевой в послесловии к первому переизданию трехтомника «Истории Византии», рецензии на первую в истории русского византиноведения общую историю Византии были заинтересованными и одновременно скептическими из-за большого числа отмечаемых рецензентами неточностей и недостатков 7 . А. А. Васильев начал рецензию с того, что «“История Византии», написанная русским ученым, давно уже являлась настоятельною необходимостью русской исторической науки... В России выходили монографии по отдельным вопросам. Не было написано у нас истории Византии и раньше. В. Г. Васильевский ее не дал. Ныне здравствующий патриарх современного византиноведения в России Ф. И. Успенский, по слухам, уже давно работает над историей Византии; но в свет она до сих пор не вышла» 8 . («Слухи» оказались верными – в 1913 г. в издательстве Брокгауз-Ефрон увидел свет первый том «Истории Византийской империи» академика Ф. И. Успенского.) А. Г. Грушевой уже осуществил подробный разбор рецензии Васильева на первый том «Истории...», и потому едва ли есть резон на этом подробно останавливаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Латинская церковная историография в древний период находилась под сильным влиянием греческой. Сочинение Евсевия было переведено на латинский язык пресвитером Руфином в 410 году, который также продолжил рассказ о жизни Церкви до 395 года. «Истории» продолжателей Евсевия перевел по желанию сенатора Кассиодора в VI веке схоластик Эпифаний. Собственно же отцом латинской историографии является Лактанций , автор сочинения «О смертях преследователей». 2. Нехристианские письменные памятники –  Сочинения античных авторов, в том числе критиков христианства К данной группе относятся сочинения упоминавших о христианах античных авторов. Некоторые из этих авторов критиковали Христианство как с позиции «здравого смысла», с философских, культурологических позиций, в которых не просматривается апологии определенной религии, так и с религиозной точки зрения. К данному направлению можно отнести Лукиана, Цельса, Цецилия, Порфирия, Гиерокла, Фемистия, Юлиана, Ливания, Симмаха, а также античных историков Тацита, Светония, Аммиана Марцеллина, Евтропия, Секста Аврелия Виктора, Евнапия, Зосимы. –  Иудейские источники Свидетельство о Христе имеется уже в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия (книга 18, глава 3:3). Однако о подлинности данного фрагмента ведутся споры. Поскольку Христианство уже в I веке отделилось от иудейства, чему способствовала непримиримая позиция самих иудеев, иудейские авторы либо не писали о Христианстве, либо подвергали Христианство нападкам и критике. 3. Юридические источники Основную часть этой группы источников составляют акты императорской власти. Ввиду обилия накопленного юридического материала предпринимались первые попытки кодификации римского права, которые сначала осуществлялись частными лицами. В V веке кодификация становится государственным мероприятием. По приказу восточного императора Феодосия II (408–450) комиссией из 16 юристов был составлен первый официальный сборник императорских конституций, который был опубликован в 438 году в 16-ти книгах. Этот сборник известен как Кодекс Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому мы не погрешим против истины, если скажем, что многие аргументы и выводы были почерпнуты из этого замечательного труда. Однако некоторые вопросы ускользнули от внимания исследователя, а может, и намеренно не упомянуты из нежелания исказить выстроенный еще современниками Цезария образ этого, несомненно, выдающегося христианского деятеля. Нам же предоставляется возможность взглянуть на фигуру Цезария не так идеалистически, как хотели показать нам его биографы, а попытаться максимально полно описать его жизненный путь сквозь призму причинно-следственных связей, которые привели его к тому или иному шагу. Также в работе У. Клингшерна заметно поверхностное изложение политической истории этой бурной эпохи и абсолютное нежелание автора вникнуть в мотивы тех или иных действий варварских королей по отношению к самому Цезарию. В результате Цезарий в этом труде предстает перед нами абсолютно отдаленным от окружающих его политических событий. Мы же со своей стороны постарались более полно отразить перипетии борьбы между королевствами, что позволило нам попытаться понять роль Цезария в системе варварских королевств VI в. Жизнь и деятельность Цезария арелатского Юность Цезарий родился в промежутке между 469–470 гг. в области города Шалона-на-Соне, который, по словам Аммиана Марцеллина, был одним из тех городов, что украшают Первую Лугдунскую провинцию 860 . Как раз где-то в это время Шалон подпадает под власть бургундов, которые активно расширяли свой контроль на всю эту провинцию. Но это не повлекло за собой глобальных структурных перемен, и практически не затронуло интересы местной аристократии, которая сохранила свои привилегии, свое имущество и права 861 . Родители Цезария принадлежали к местной галло-римской аристократии, о чем не преминули упомянуть в его житии 862 , и жили, как и многие современные им аристократы, не в самом городе, а на загородной вилле, где и родился Цезарий. Авторы жития, по-видимому, мало знали о молодости и юношестве Цезария, поэтому об этом периоде его жизни известно только то, что он получил достаточно хорошее образование и мог уже в 17 лет поступить на службу к местному епископу Сильвестру в качестве чтеца 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 так называлась та часть Астрономии, которая рассуждала о влиянии звезд на жизнь людей. 13 Это происходило в 341-м году. Но обстоятельства вторжения Григория в Александрию здесь смешиваются с обстоятельствами вторжения туда же другого Каппадокиянина, епископа Георгия, что случалось гораздо позднее, именно в 356-м году. 14 Надобно помнить, что так утверждает сам папа, а не кто-либо другой. 15 Макарий александрийский назывался городским, потому что не всегда проводил время в пустыне между монахами, но по большей части обращался между александрийскими гражданами в городе. 16 Тавеннисианами назывались монахи, жившие в одном селении Фиваиды, по имени Тавеннис. 17 Это послание сохранилось и до нашего времени. 18 Под именем Афанасия здесь разумеется не архиепископ александрийский, который в это время скрывался в пустыне африканской, а другой африканский епископ того же имени, находившийся тогда в Сирмии. 19 Никейского 1-го всел. Собора прав. 8. 20 Аримин или Римини — город италийский; а Селевкия — город Исаврии, на границах Армении. 21 Athanas. de Synod. cap. 3. 4. et 5. 22 По свидетельству Аммиана Марцеллина (И, 22, р. 219), Юлиан в Никомидии воспитываем был епископом никомидийским Евсевием. 23 О Маме или Маманте упоминают Григорий Назианзен (orat. 43) и Василий Великий (homil. 26). О чуде, которое здесь описывается, говорит также Григорий Назианзен в 3 слове против Юлиана. Смерть Мамы относят к 274 году. Мученичество его случилось при императоре Аврелиане. Римляне празднуют его память 17 Августа, а Греки 2 Сентября. Этого мученика надобно отличать от другого мученика Маманта, которого память в греческой Церкви чествуется 29 Июля. 24 Вероятно, Елену, ибо так называли супругу Кесаря Юлиана. А Констанция, сестра Елены, была в замужестве за Галлом. 25 Аргейская гора, по Страбону, в Малой Азии, между восточною частью Кесарии и западною — Галатии, при реке Мелисе. 26 Военная служба в римской империи разделялась на три степени: на службу придворную — при особе царя, или в телохранительном легионе, на службу в действующей армии, и на службу областную, или в когортах, охранявших спокойствие римских областей. Последняя служба почиталась сравнительно самою низкою и невыгодною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

Как бы то ни было, но вопрос о дате празднования Крещения Господня до сих пор вызывает серьезные споры. Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие в торжествах Юлиана Отступника еще до открытого его перехода на сторону язычества. Существует несколько в разной степени достоверных и к тому же не однонаправленных свидетельств, принадлежащих святому Иоанну Кассиану Римлянину (360 – около 432) и сирийскому монофизитскому писателю Дионисию Бар-Салиби, в которых зафиксирована древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по Григорианскому календарю). См. также сирийское «Учение апостолов» (не позже начала IV в.). Однако данные фиксации не могут стать сколько-нибудь полными ответами на следующие вопросы: 6 января был по преимуществу праздником Рождества или, наоборот, Крещения; с какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников, а также когда Рождество Христово стали отмечать отдельно; как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления. В системе византийских новолетий центральное место занимало 1 января. Неслучайным в связи с этим становится факт хронологического совпадения празднования Крещения с началом годового круга евангельских чтений. В Ефесе, городе святого апостола и евангелиста Иоанна, начинали данный цикл с Евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. В Иерусалиме в начале читали Евангелие от Матфея с подробным изложением Рождества Христова в Вифлееме, а в Александрии – Евангелие от Марка, которое открывается описанием Крещения на Иордане. Если принимать рассуждения о том, что страдание и воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением, а значит 6 апреля – день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января – день Рождества, Богоявление в данном случае воспринимается как праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели .

http://pravoslavie.ru/33584.html

Как бы то ни было, но вопрос о дате празднования Крещения Господня до сих пор вызывает серьезные споры. Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие в торжествах Юлиана Отступника еще до открытого перехода на сторону язычества. Существует несколько в разной степени достоверных и к тому же не однонаправленных свидетельств, принадлежащих св. Иоанну Кассиану Римлянину (360 – около 432) и сирийскому монофизитскому писателю Дионисию Бар-Салиби, в которых зафиксирована древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по новому стилю). См. также сирийское «Учение апостолов» (не позже начала IV века). Однако данные фиксации не могут стать сколько-нибудь полными ответами на следующие вопросы: 6 января – был по преимуществу праздником Рождества, или, наоборот, Крещения; с какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников, а также когда Рождество Христово стали отмечать отдельно; как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления и некоторых др. В разделе, где анализировался праздник Рождества Христова, говорилось, что в системе византийских новолетий центральное место занимало 1 января. Неслучайным в связи с этим становится факт хронологического совпадения празднования Крещения с началом годового круга евангельских чтений. В Ефесе, городе святого апостола и евангелиста Иоанна, начинали данный цикл с Евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. В Иерусалиме в начале читали Евангелие от Матфея с подробным изложением Рождества Христова в Вифлееме, а в Александрии – Евангелие от Марка, которое открывается с описания Крещения на Иордане. Если принимать рассуждения о том, что Страдание и Воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением, а значит, 6 апреля – день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января – день Рождества, Богоявление в данном случае воспринимается как праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Некоторые выступления К. получили широкий общественный резонанс. Так, в 1891 г. он прочел публичную лекцию «Христианская церковь и римский закон в течение первых двух веков». К. впервые в России публично продемонстрировал научно обоснованные представления о сравнительной религ. толерантности Римской империи, показал, что переход к религ. нетерпимости произошел в позднем Риме вместе с торжеством христианства. Выступление К. вызвало неприятие у многих его современников и коллег, его критиковали коллеги в Трудах КДА, но К. в течение ряда лет успешно вел полемику со своими противниками. В нач. XX в. он стремился активно участвовать в политической жизни, выступал как сторонник монархии; с 1906 г. вступил в правую консервативную партию «Русское собрание»; с 1909 г. был членом совета киевского клуба рус. националистов. На протяжении всей жизни К. сохранял широту научных интересов. Как филолог в соавторстве с проф. А. И. Сонни перевел с латыни «Римскую историю» Аммиана Марцеллина (IV в.; К., 1906-1908). Последнее десятилетие жизни К. посвятил созданию большого труда по истории ранней Византии. Издал 3 тома, посвященных подробному изложению известных к тому моменту событий социально-политической и церковной истории Византии в 395-717 гг. В этой работе он сосредоточился в основном на уточнении множества фактов, отказавшись от обсуждения исследовательских проблем и научно-теоретических обобщений. В 1915-1919 гг. К. готовил к изданию рукопись 4-го тома истории (VIII в.). Рукопись была утрачена после смерти К. Соч.: Керченская христ. катакомба 491 г. СПб., 1891. (МАР; 6); Христ. Церковь и рим. закон в течение двух первых веков: Публ. лекция, чит. в Имп. ун-те св. Владимира 8 дек. 1891 г.//Унив. изв. 1891. 12. С. 1-31; Христ. Церковь и рим. закон: (Ответ на «Несколько замечаний», помещенных в «ТКДА»)//Там же. 1892. 7. С. 1-58; К объяснению надписи с именем имп. Юстиниана, найденной на Таманском п-ове//ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 189-198; Две керченские катакомбы с фресками. СПб., 1896.

http://pravenc.ru/text/2462227.html

Переиздана в «Вече» и книга «Первые Романовы. Загадки и мифы династии». Первая книга из задуманной дилогии охватывает широкий временной промежуток – от возвышения бояр Романовых при Иване Грозном до смерти Петра II и избрания на престол Анны Иоанновны. Без согласования, «тайком», переиздана в 2020 году книга «Николай Рубцов. Ангел Родины» издательством «Родина-Алгоритм», выходившая у них в 2006 году... Также поступило и издательство «Сатис», выпустив цифровую книгу «В городе святого Петра», которую автор сдал им еще в 2009 году... По сценарию Николая Коняева и его произведению режиссёр студии «Оранта» Фёдор Соловьёв снял фильм «Святой среди пиратов» о ладожских святых Адриане Ондрусовском и Киприане Стороженском, учениках преподобного Александра Свирского. Этот фильм часто можно увидеть на телеканале «Спас». Два последних года своей жизни Николай Коняев работал над серией книг «Кочевые империи». Ульяновское издательство «Алдоор» выпустило первые три книги. « Рождение и крах Великой Скифии ( VII – II век до нашей эры. Киммерийцы и скифы)». В зыбком тумане далёкого прошлого можно найти ответы на самые злободневные вопросы современности. Например, с каких народов начинается история России, какими землями очерчены её исконные границы и чем обусловлены взлёты и падения? Кто стал прародителем киммерийцев, как сами себя именовали скифы и откуда взялись амазонки? Опираясь на труды древних летописцев и новейшие археологические открытия, писатель-историк Николай Михайлович Коняев не просто описывает – осмысливает судьбы народов, ареал обитания которых удивительным образом совпадает с границами Российской и Советской империй. В книгу также вошли отрывки летописей Геродота, Страбона, Диодора Сицилийского и других античных историков. «Переселение народов ( II век до нашей эры – V век нашей эры. Сарматы. Готы. Гунны)». История нашей страны начинается не с Киевской Руси, а гораздо раньше – со Страны Степей, границы которой создавали и охраняли кочующие империи киммерийцев, скифов, сарматов, аланов и даже гуннов. Хронология описанных событий охватывает период с середины первого тысячелетия до нашей эры – вступления сарматских племён на мировую арену истории – до смерти вождя гуннов Аттилы в 453 году нашей эры. Автор не просто развенчивает навязанные западными историками мифы о дикости кочевых племён и «губительном вторжении гуннских орд» – в череде исторических событий он ищет и находит следы Божьего Промысла относительно той территории, где мы сегодня живём. В книгу также вошли отрывки летописей Гая Саллюстия Криспа, Корнелия Тацита, Юлия Капитолина, Иордана, Аммиана Марцеллина, Евнапия Сардского, Приска Панийского.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/15/pi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010