Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец; эфиоп.  ] (XIV в.), основатель и игум. мон-ря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии. Его житие, изданное Б. А. Тураевым , рисует жизненный путь, вполне характерный для деятелей эфиоп. монастырской колонизации XIV в. Сын благочестивых родителей, А. Д., с юных лет решивший стать монахом и проповедником христианства, прошел школу монашеского общежития у аввы Бацалоты Микаэля , одного из столпов эфиоп. монашества, в мон-ре Дэбрэ-Гол. Затем А. Д. покинул обитель своего учителя и после долгих скитаний по стране, во время к-рых вокруг него собирались ученики и сподвижники, основал «в земле языческой» свой мон-рь, Дэбрэ-Дэрэт, где и умер в глубокой старости, завещав своим ученикам не бояться окружающих варваров: «Живите здесь и не удаляйтесь из монастыря отца вашего до смерти». Житие объясняет скитания святого гонениями царя Сайфа Арада , к-рого он вместе с др. эфиоп. монахами обличал за многоженство, в то время как придворное духовенство попустительствовало царю. Вполне вероятно, что А. Д. не остался в стороне от протеста ревнителей благочестия, за что и преследовался, но вряд ли только эта причина послужила толчком для его миссионерской деятельности. А. Д. продолжил дело проповеди христианства, к-рую вели его учитель Бацалота Микаэль и наставник последнего Такла Хайманот . Подобно своим предшественникам, А. и др. монахи-миссионеры того времени действовали, не имея поддержки царской власти. Монофизитская Эфиопская Церковь чтит память преподобного исповедника 8 маскарама (5 или 6 сент.- см. Календарь эфиопский ). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 38-39, 130-143 [рус. пер. жития], 146-154; он же. Vita Aaronis Mirabilis (Thaumaturgi)//ЗИФФ. 1902. Ч. 65. Вып. 2. С. 37-72; он же. Vitae sanctorum ingenarum, II: Acta S. Aaronis et. S. Philippi//CSCO, Aethiop. T. 20. R., 1908; Kaplan S. The Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia. Wiesbaden, 1984. P. 37, 49, 71, 89, 93, 98-99. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.))

http://pravenc.ru/text/62380.html

В один ряд с рельефами Д.-Д. можно поставить только ансамбль резной скульптуры в ц. Зарема Гийоргис (к северу от Атсби, шт. Тыграй), датируемый IX в. обнаружившим его в 1973 г. К. Лепажем. Фрагменты подобных барельефов сохранились также от разобранного храма в Асмэре (Национальный музей Эритреи, Асмэра). У входа в Д.-Д. расположен новый храм, близкий по формам позднесредневек. храмам исторической обл. Тигре (Тыграй). Он построен над местом, где находятся пещеры с монашескими захоронениями, и представляет собой макдас, обстроенный пониженным круговым обходом. Согласно традиции, под его алтарем находится расселина, в к-рую удалился За-Микаэль Арагави. Однако, по предположению А. Мордини, могила Арагави (место которой было забыто из-за долгого запустения мон-ря) находилась не здесь, а в одной из соседних пещер, на стенах к-рой были обнаружены древние скульптурные изображения. Помимо храмов в монастыре сохранился целый ряд др. построек: монашеские кельи, цистерны для сбора воды и проч. Лит.: Buxton D. R. The Christian Antiquities of Northern Ethiopia//Archaeologia. Oxf., 1947. T. 92. P. 1-42; Mordini A. Il soffitto del secondo vestibolo dell " enda Abuna Aragawi in Dabra Dammo//RSE. 1947. Vol. 6. Fasc. 1. P. 29-35; idem. Gli aurei Kushana del convento di Dabra-Damo: Un indizio sui rapporti commerciali fra l " India e l " Etiopia//Atti del Convegno Intern. di Studi Etiopici. R., 1960. P. 249-254; idem. I tessili medievali del convento di Dabra Dammo//Ibid. P. 228-248; Matthews D. H. The Restoration of the Monastery Church of Debra Damo, Ethiopia//Antiquity. Oxf., 1949. Vol. 23. N 92. P. 188-200; Matthews D. H., Mordini A. The Monastery of Debre Damo, Ethiopia//Archaeologia. 1959. T. 97. P. 1-58; Gerster G. L " art éthiopien. Saint-Léger-Vauban, 1968; Leroy J. L " Éthiopie: Archéologie et culture. Brugge, 1973. P. 99-120; Lepage C. L " église de Zarema (Éthiopie) découverte en mai 1973 et son apport à l " histoire de l " architecture éthiopienne//CRAI, 1973. 1974. P. 416-454; Anfray F. Les anciens éthiopiens: Siècles d " histoire. P., 1990. P. 169-173; Capuani M. et al. Christian Egypt: Coptic Art and Monuments through Two Millenia. Collegeville (Minn.), 2002. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.))

http://pravenc.ru/text/180788.html

Русско-финский семинар, посвященный 450-летию со дня кончины Микаэля Агриколы июня 2007 8 и 9 июня 2007 года в культурном центре «Выборгский Палас» г. Выборга проходил русско-финский семинар, посвященный просветителю Финляндии епископу Микаэлю Агриколе. 8 и 9 июня 2007 года в культурном центре " Выборгский Палас " г. Выборга проходил русско-финский семинар, посвященный просветителю Финляндии епископу Микаэлю Агриколе . Семинар от финской стороны возглавил глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Архиепископ Юкка Паарма. От российской стороны по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, который участвовал в торжествах по случаю 17-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Алексия II в Москве, семинар возглавил Архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских духовных школ, викарий Санкт-Петербургской епархии. Семинар открыл Архиепископ Юкка Паарма. В своем слове он подчеркнул значение Микаэля Агриколы как просветителя финского народа, который дал возможность финнам читать Священное Писание на их родном языке. Затем архиепископ Константин зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . Затем приветствие от Губернатора Ленинградской области В.П. Сердюкова огласил первый вице-губернатор В.В. Кириллов. От Церкви Ингрии участников семинара приветствовал епископ Арри Кугаппи. После приветственных посланий были зачитаны доклады. От финской стороны были представлены 2 доклада: " Жизнеописание Микаэля Агриколы " , который сделал профессор церковной истории университета г. Хельсинки Симо Хеининен и " Микаэль Агрикола - миротворец " доктором философии, заведующим государственным архивом Кари Тариаинен. После перерыва российская сторона также представила 2 доклада: " Современники - Микаэль Агрикола и царь Иоанн Грозный " доцента государственного университета Санкт-Петербурга Дмитрия Ланко и " Значение Агриколы для ингерманландцев " лицензиата философии Павла Крылова. Затем состоялась дискуссия по докладам.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=181...

Брат, переходя реку Агат и желая идти в женский монастырь, встретил отроковицу, которая плакала вследствие того, что разбился у неё кувшин, которым она черпала воду. Он сказал ей: «принеси мне все черепки кувшина». Она отдала (их) ему. Он сложил их, отдал ей и сказал: «зачерпни воду и отнеси госпоже твоей». Когда она зачерпнула, кувшин оказался целым, как прежде. Один брат, по имени Такла-Микаэль, знаток «Господь воцарися» однажды пришел к реке Агату во время полноводия и сказал: «если я не перейду через эту воду, то как мне перейти огненное море?». Тотчас он осенил воду знамением креста, и вода разделилась сюду и сюду, и он перешёл. Успение его было 13-го магабита. Один брат молился в своей келье, и в это время к нему пришел змий... Он тотчас осенил его крестным знамением, и этот змий упал и умер. Труп его удалил ученик, влача, и сам это рассказывал. На другой день он пошел служить обедню, и братия негодовала, что он не спешит, и приближается вечер. Брат, услыхав это, посмотрел во время чтения Евангелия на солнце, готовое закатиться и заклял его, входя в алтарь, чтобы оно не заходило. Он окончил священнодействие и приобщил всех. Когда все вошли в свои кельи, он разрешил солнце от заклятия своего, и оно зашло. Оказалось уже время повечерия. Имя его – Такла-Сион. Другой Такла-Сион жил в Энгуатаме. Варя похлебку для 6ратии, (он) мешал рукой, не нуждаясь в деревянной палочке, и не опалял руки своей. Во время аввы Марха-Крестоса жил один монах, по имени Тавалда Мадхен. Он делал поклоны в печи и не опалялся, а Зена-Габриэль был великим тайновидцем, как и Такла-Микаэль. (v.) У Кира светились 10 перстов, а ноги были, как светильники 29 . Когда однажды авва Иаков после чтения Евангелия вошел в алтарь (bta-maqdas), он нашел хлеб превратившимся в белого агнца. Увидав, он затрепетал, и тогда тот вернулся в прежний вид. Был такой, который покрывал своими крыльями церковь , иные даже до ограды, когда возникал огонь (пожар) в монастыре, Один вкушал пищу наедине, вне собрания, раздавая свой заработок бедным; другой не ел ничего, кроме заработанного, даже причастия, говоря: «да не будет мне милостыни» и жертвовал предложение, ладан и свечи; один воздерживался от хлеба, другой – от пива, один ел солому, другой – немного хлеба так, чтобы не видали люди поста во дни его; один бичевал свою спину раскаленной цепью, другой стоял в воде Агата, пока не доводил до конца Евангелия и Псалтири, иной делал по 500 поклонов в воде, иной стоял в воде Зг и Даб , желая утомить плоть; один ровнял дорогу ночью и исправлял неровности, другой не спал, иной спал стоя, опершись на стену, иной, когда сидел, появлялись многие цвета разнообразной красоты, наподобие цветов. Из числа братии были знатоки часов, знатоки «Господь воцарися», знатоки псалмов; один заведовал бедными, учениками, другой – порядком (относящимся до) наместника (sabti?).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

В июле 2007 года официальную позицию государства по этому вопросу изложил Микаэль Бенте, консул Швеции в Санкт-Петербурге. – В отношении свободы слова, свободы печати, выступлений и т.п. шведское законодательство (на протяжении уже 400 лет!) славится своим либеральным подходом. Другое дело, когда литература, публикации в СМИ, фильмы или музыкальные произведения побуждают к каким-то насильственным действиям, содержат экстремистские высказывания и призывы к нарушению прав человека. В таком случае судебные органы решают, нарушает ли автор произведения данный закон. Причем для издателей существует множество ограничений, связанных с самоцензурой. Государство и правительство практически не вмешиваются в деятельность СМИ – гарантом исполнения этических принципов и норм выступают Совет сотрудничества прессы (основанный Клубом издателей), Союз журналистов Швеции, Союз издателей печатных СМИ, а также различные торговые организации издателей. Контроль за тем, как СМИ придерживаются этических принципов, закреплен за Советом по делам печати, уполномоченным по правам человека в СМИ (the Press Ombudsman). В то же время никакого черного списка запрещенных произведений у нас нет. Кроме того, по правилам национальных библиотек, любое произведение должно быть общедоступно. Так, в королевской библиотеке в Стокгольме «Библия сайентологии» доступна для всех желающих, даже несмотря на возмущения со стороны самих сайентологов, которые считают, что книга – их собственность и не предназначена для каждого (чтобы познакомиться с ней, нужно заплатить). 492 Весной 2000 г. местные сайентологи могли торжествовать. В Швеции Церковь Сайентологии была полностью признана как религия, когда государственный комитет правосудия предоставил ее «священникам» право регистрировать брак. В четырёхстраничном заявлении, датированном 4 мая 2000 года государственным комитетом правосудия, был описан религиозный характер и организация Церкви и сделано заключение, что Сайентология полностью соответствует тому, что принято считать религией. Отмечая, что ранее в этом году сайентологическим церквам был дан статус религиозного сообщества, комитет выяснил, что Сайентология также отвечает более строгому критерию, такому, как право регистрировать брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Елена Зелинская: Но, тем не менее, Луксор — это вполне известно для большинства российских туристов. Виктор Солкин: Луксор — отправная точка. Три часа на север — это современный египетский город Сохаг, вот там находятся два знаменитых монастыря — Белый и Красный — Дейр Амба Шенуда и Дейр Амба Пишой. Это монастыри, которые собраны частично из блоков соседних древнеегипетских храмов, то есть совершенно потрясающие сооружения, когда ты действительно видишь такой палимпсест, то есть источник, в котором есть и иероглифы, и раннехристианская культура, и все последующие века. В этих монастырях были колоссальные библиотеки, исконно хранившиеся. И у нас в России просто посчастливилось, потому что, что важно, кстати, отметить, русские ученные всегда очень толерантно, очень корректно относились к наследию той страны, которую они изучали, чего порой нельзя было сказать о Европе. И вот некие двое французов, они прибывают в этот Белый монастырь, обманом забирают оттуда огромное количество рукописей, и эти рукописи потом позже продаются в Париже на аукционе. Где-то треть этой коллекции покупает Кабинет медалей и Сорбонна в Париже, а остальную часть покупает русский императорский дом. Ныне все эти рукописи хранятся в Российской национальной библиотеке в Петербурге. И вот первые переводы этих изданий как раз делала Алла Ивановна Еланская, которая опубликовала полностью все коптское собрание этого потрясающего хранилища знаний. По сути, сегодня копты — это, условно говорится цифра — 10% современного населения Египта. Я сразу же предлагаю слушателям нашим не вестись на ту порой очень жесткую информацию, которую предлагают СМИ, потому что в Египте и мусульмане, и христиане на протяжении веков живут вместе. И я сколько раз вижу в нетуристской зоне, когда, например, соседние деревни, одна — христианская, другая — мусульманская, дружат, общаются. Один мой друг-мусульманин возил меня в один из древнейших египетских христиански монастырей, который был построен в конце IV beka новой эры, это знаменитый Дейр Эль-Ситт Дамиана в районе города Абидоса, очень простой, очень лаконичный монастырь, который построен тоже на месте древнеегипетского святилища. И, обращаясь к настоятелю монастыря, там потрясающий совершенно священник Микаэль, он с ним общался потрясающе тепло — как со своим отцом. Мне это показалось очень интересным. И я потом задал вопрос своему другу: «Как, но ведь ты же мусульманин?» — Он говорит: «Ты не понимаешь, все наши поколения, все века, которые прошли, мы всегда жили вместе».

http://pravmir.ru/v-poiskax-smysla-egipt...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Восточных (нехалкидонских) Церквей ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА раздел христианской лит-ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.)) ИАКОВ БАРАДЕЙ († 578), митр. г. Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция); с 542 г. лидер антихалкидонитского движения в Византийской империи ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек.) ИОАНН (1095-1165), еп. Мардинский и Харранский, богослов, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 12 июля) ИОАНН II (I) ИМУЛА (Мела; Монах) († 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора ИОАНН БАР АФТОНЬЯ (между 475 и 483 - 4.11.537), монофизитский писатель, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. сир. 4 нояб., 26 июня) ИОАНН БАР КУРСУС (ок. 483 - 538), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.)

http://pravenc.ru/rubrics/122352_3.html

На воспитание ребенок был отдан священнику Габра-Масиху, причем отец сказал: «вот, я посвящаю его Богу, чтобы он служил и трудился в церкви во все дни живота своего, а ты научи его слову Писания и псалмам Давида, да будет он тебе сыном Духом Святым и окроплением воды». Священник, спросив имя мальчика, сказал ему между прочим: «сын мой, ты превзойдешь Аарона, сына Каафова и будешь больше его, ибо кадило Аарона не спасало, не отверзало рая и не выводило из ада души, тебе же даст Бог силу и власть, которую дал апостолам своим, проповедовать слово святое Его, стоя перед всеми людьми»... Он научил его азбуке. «И отверз ему Дух Святой окно помышления и просветил внутренняя сердца его... и когда он кончил псалтирь, подвигнулось сердце его и уязвился он любовию Христовою, и пылал, как огнь, возглашая любовь Марии, прекрасной голубицы... И когда видел он женщин, любивших детей своих, а младенцев их, любивших матерей своих, говорил в сердце своем: «такова и любовь Христа к Его Родительнице Деве». И посему растаяло сердце его и пылал он, как пламя пещи от любви к Агнцу, и сделал уста свои сосудом пения Богу, стяжав навык изрядный в псалтири давидовой 7 раз днем в 7 раз ночью каждый час свой»... И потом он пошел к архиерею, чтобы быть поставленным в диакона; там получил наставление относительно служения церкви и совершения таинств. Вернувшись в Гамбья у Сагуада, т. е. в монастырь Георгия, он отправлял так диаконское служение много лет. Упавшая однажды из кадильницы искра на его палец и причинившая боль, наводит его на размышления о вечном огне. Он решился не оставаться ни дня в своем городе, и в «стражу ночную» встал в церкви, и пламенно помолившись со слезами, поклонился таботу и коснулся своего лица его пеленой, а затем на рассвете вышел и направился к востоку, говоря: «светильник ногама моима закон Твой»... ( Пс. 118, 105 ) Бог путеводил его и привел его в Амхару. Здесь он спросил дорогу в монастырь Дабра Голь (D. Gol), к святому авве Бацалота Микаэль, «ибо он был велик и славен твердостью подвигов перед всеми мамхерами того времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В нач. 90-х гг. ХХ в. активизация религ. жизни в Луге связана с именем свящ. Кшиштофа Пожарского, настоятеля прихода в Пскове: после многочисленных ходатайств верующих 12 дек. 1995 г. храм св. Николая был возвращен католической Церкви. В кон. 1992 г. был возрожден католич. приход в Гатчине. Первоначально богослужения проводились в актовом зале ПТУ. В 1995 г. здание полуразрушенного храма Пресв. Девы с горы Кармель было передано верующим. В 1997 г. в отреставрированной алтарной части церкви возобновились богослужения. В 2015 г. на территории Л. о. действовали 2 прихода - в Гатчине и Луге. А. А. Паламарчук, М. М. Фатеев Протестантские церкви, деноминации и секты Евангелическо-лютеранская церковь в зап. части совр. территории Л. о. восходит ко времени Реформации в Швеции, в состав к-рой в XVI в. входила Финляндия. Первый лютеран. епископ Финляндии (1550-1556) и переводчик Библии на фин. язык Микаэль Агрикола в 20-х гг. XVI в. начинал учиться в Выборге (там же он похоронен). Первый лютеран. приход на захваченной шведами Ижорской земле (в Ингерманландии) был основан в 1585 г. в Копорье. Распространение вероучения началось после заключения в 1617 г. Столбовского мирного договора. В 1623 г. кор. Густав II Адольф приказал разделить территорию Ингерманландии на приходы, направить туда священников и построить церкви. В 1630 г. в Ингерманландии было 8 церквей (в к-рых служили 6 пасторов), а к 1655 г. насчитывалось уже 58 приходов, 36 церквей, служили 42 пастора. Когда заключенный в 1721 г. Ништадтский мирный договор закрепил права России на эти земли, на них осталось проживать многотысячное фин. население, причем местная лютеран. церковь практически не пострадала. Сохранение ее прав было подтверждено в мирном договоре. Уже с 1640 г. на буд. территории С.-Петербурга существовал лютеран. приход в швед. крепости Ниеншанц. После ее взятия и разрушения приход не прекратил существования. Согласно др. данным, 1-й лютеран. шведско-фин. приход появился в С.-Петербурге через неск. месяцев после основания города.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Мученичество Кирика и Иулитты. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество Кирика и Иулитты. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Достаточно рано святые изображаются в мучениях. В рим. ц. Санта-Мария-Антиква (слой 1-й пол. VIII в.) страдания святых изображены в 10 композициях, среди к-рых есть сцены избиения, заключения в темницу, мучения огнем, гвоздями, урезанием языка; в иллюминации минейных рукописей, напр. в Минологии с циклом двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия - К. бросают на камни, И. обезглавливают (Bodl. F. 1. Fol. 47v, 1322-1340 гг.). На многочастных иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае святые представлены на створке 12-частного складня (К. стоит рядом с матерью), на створке 6-частного складня (К., ребенок, и И. стоят в огне, протягивают друг к другу руки). Сцена мучения К. и И. включена в минейные циклы ц. Вознесения Господня в Дечанах (1348-1350); св. Климента в Охриде (1378); свт. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384/85). В поствизант. время изображения мучеников также нередки в росписях греческих и балканских храмов: в 2 медальонах они изображены в ц. вмч. Георгия Кремиковского мон-ря, София (1493); падение младенца на каменные ступени и усечение главы И. показано на фреске 1547 г. в афонском монастыре Дионисиат, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас. Их образы встречаются в румын. искусстве, как, напр., в соборе мон-ря Сучевица (между 1581 и 1601). Вера в заступничество невинного младенца К. и его матери И. привела к созданию большого числа моленных иконных образов. На иконе 2-й пол. XV в. из Протата на Афоне святые изображены перед благословляющим Спасителем (в правом верхнем углу в небесной славе). Правая рука И. касается головы младенца, на лбу которого виднеется рана, левая открыта ладонью перед грудью в жесте приятия благодати. На иконе 3-й четв. XVII в. из монастыря Хиландар святая, облаченная в темно-зеленое платье и ярко-красный мафорий с крестом в правой руке, поддерживает сына, к-рый, стоя на ступеньках, указывает правой рукой на свой лоб и кровоточащую рану - знак его мученичества, в левой руке у него крест. На иконе из Византийского музея (Афины) изображения святых сопровождаются 2 сценами мученичества (смерть К. и отсечение головы И.) ( Κατσελκη Α. Εικνα των αγων Ιουλττας και Κηρκου στο Βυζαντιν μουσεο: Εικονογραφικς παρατηρσεις)//ΔΧΑΕ. 2001. Τ. 22. Σ. 181-190). В Палестине существовал иконографический вариант с И., стоящей и плачущей над распростертым телом К.,- икона из мон-ря св. Михаила василианского ордена мелькитов из Алеппо (Халеба) (Зук-Микаэль, близ Бейрута), созданная предположительно ок. 1740 г. (Icones arabe/Ed. A.-M. de La Croix. Mil., 2009. P. 50-51).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010