В заключении этого отдела увещаний (3:8 и след.) как и во введении, апостол обращается к христианам опять с общим увещанием воздерживаться от похотей и жить по воле Божьей (4:1–6) и, присоединяет несколько наставлений о поведении христиан в отношениях друг к другу (4:7–11). Первое увещание апостол даёт в форме вывода из только что сказанного пред этим. 1 ст. Итак, так как Христос пострадал, быв умерщвлён по плоти (3:18), за вас 264 , повторяет апостол сказанное, переходя к заключительному увещанию, то и вы вооружитесь против устрашающего действия страданий и против похотей, живущих во плоти (2:11), воюющих против души и внушающих уклонение от страданий, той же мыслью, тем же рассуждением и представлением о них и той же решимостью в отношении к ним (ср. Евр. 7:12 ), что и Христос, потому что 265 всякий, кто пострадал и умер плотью, для жизни по плоти, тот уже освободился, свободен от греха 266 : Sin. В , Эфиоп.: μαρταις ср. 2:24. 2. Чтобы остальное время жизни во плоти жить уже не по похотям человеческим, как вы жили в язычестве, но по воле Божьей. Христос, пострадав и умерши плотью, освободился от греха, который Он взял на Себя, во второе Своё пришествие Он явится „кроме греха» ( Евр. 9:28 ). Поэтому и христиане должны были вооружиться решимостью и безбоязненностью в отношении к страданиям, чтобы жить по воле Божьей, ср. 2Кор. 4:10–11 ; Фил. 3:10 . Подтверждая далее своё увещание христианам не жить уже по похотям, апостол строго и укорительно говорит им: 3. Ведь довольно прошедшего времени, когда вы исполняли волю языческую 267 , предаваясь невоздержанию и похотям нецеломудрия, пьянству, как ненасытной страсти пить, пиршествам с плясками и сладострастными песнями 268 , питью вина на них до потери сознания и нарушающему и оскорбляющему Божественное право идолослужению (ср. Рим. 1:23 ); 4. Почему 269 язычники и дивятся теперь, так как вы не стекаетесь вместе с ними в то же самое, какому вы предавались ранее, разлияние распутства, которое, как поток разливалось у вас всюду, и злословят вас за ваше христианство (ср. 2:12);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Муж христианин в брачной жизни свят, чист и честен пред Богом и на жену свою должен смотреть как на сонаследницу с ним святой и чистой брачной жизни, какую он может и должен вести, и воздавать ей должную честь, как жене своей, хотя бы она была ещё неверующей язычницей и хотя бы он ещё только молился об её обращении ко Христу. Такое отношение мужа христианина к жене своей язычнице не могло быть делом лицемерия, но только следствием его христианского нравственного состояния, правильного взгляда на брак и делом его любви, веры и живой надежды на то, что и его жена, призываемая ко Христу, будет верующей и вместе с прочими христианами сонаследницей всех благ благодатной жизни. Такое обращение мужей христиан со своими жёнами язычницами одно, без слов, могло обратить беспристрастное внимание их жён на христианство, заставить их оценить его и расположить и их к обращению ко Христу. Если бы мужья обращались со своими жёнами не по разуму, как прилично мужьям, без уважения к ним, как к своим жёнам, то их молитвы об обращении жён ко Христу расходились бы с их поведением, не были бы делом чистого сердца, не проистекали бы из христианских чувств и не могли бы быть услышаны Богом, или в худшем случае могли бы совсем уничтожиться из их сердца и прекратиться. Наконец, апостол опять обращается с увещанием ко всем христианам, как согражданам язычников (6:8–22). Сначала апостол называет несколько нравственных качеств, какие должны были воспитать в себе христиане, чтобы быть в состоянии и в отношении к язычникам поступать так, как он далее просит их. 8. Наконец 236 , обращается апостол опять ко всем христианам, будьте 237 единомышленными, согласными и единодушными между собою в том, к чему должно стремиться и что должно делать ( Рим. 2:16; 15:5 ; Фил. 2:2 ); сочувствующими друг другу в страданиях, которые вам приходится терпеть ( Рим. 12:15 ; Евр. 4:15 ); братолюбивыми, любящими своих братьев во Христе от сердца, делом и истиной, любовью, покрывающей множество грехов (ср. 1:22; 2:17); в отношении ко всем, христианам и нехристианам, требующим в их бедственном и несчастном положении вашей помощи материальной или духовной, милостивыми, милосердными, дружелюбными и смиренномудрыми, расположенными ко всем как друзья, и воздающими всем честь, вместо того, чтобы искать её себе (ср. 5:5; Фил. 2:3 ; Деян. 20:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

15. Но по образу Призвавшего вас – Святого и сами будьте святы во всей жизни вашей, во всех поступках ваших 163 , 16. Потому что, приводит апостол другое основание для этого увещания из Писания, написано: будьте святы, как Я свят ( Исх. 31:13 ; Лев. 21:8 ) Бог, призвавший и избравший себе еврейский народ, ещё ему изрёк эту волю Свою, этот основной закон для общения с Ним, с ближайшим определением его; Я Господь, освящающий вас. Теперь это осуществляется на христианах, возрождённых детях Божьих, владеющих всеми средствами уподобляться в святости Богу. Во 2 ст. апостол указал христианам на их освящение от св. Духа, здесь увещевает их подтверждать это состояние в святой жизни. 17. И если вы, – продолжает апостол, – призываете (πικαλεσϑε) в молитвах (например, „Отче наш»!..) как Отца, Того, Кто нелицеприятно будет судить дело каждого, Кто будет судить, обращая внимание не на то, что вы – дети Его, а на вашу жизнь, святость которой есть для каждого на земле дело, которое он должен выполнить, то, как дети такового Отца, в страхе пред Ним проводите время вашего странствования к небесному отечеству и наследству. Апостол увещевает христиан к страху не рабскому, а сыновнему, вытекающему из любви к Богу, как к Отцу, и из благоговейного сознания (в противоположность легкомысленному доверию) указанного Его высокого свойства нелицеприятного Судии. Блаж. Феофилакт: „к страху совершенному, как, например, кто боится для совершенства любви к другу, чтобы не остаться пред ним в долгу ни в чём, что требуется любовью». Ср. Фил. 2:12 ; 2Кор. 7:1 и др. 18. Так как вы знаете, – приводит апостол другое основание для этого увещания, а вместе с ним и для предыдущего (14–15 ст.), обращаясь к собственному сознанию читателей и указывая на искупление их Богом из рабства в жизни по похотям, – так как вы знаете, что не ничтожными и тленными вещами, серебром или золотом, чем обыкновенно выкупаются военнопленные или рабы, вы искуплены из рабства суетной, безнравственной, пустой и бездельной жизни, которая была передана вам от отцов через рождение, воспитание, научение и пример, и которая была условий жизни во время целых поколений и потому тяготела над вами с такой силой, что вы не могли освободиться из неё и жили в ней, как заражённые грехом и виновные пред Богом (ср. Рим. 1:21 и сл.),

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

126  Здесь, как у ап. Иуды γαπημνοις (1 ст.), κλεκτος указывает на свойство читателей, как результат предвечного избрания их Богом Отцом во Христе в предведении, ср. 2 ст.: по предведению, в силу предведения и сообразно с ним. Об избрании в предведении ср. Рим. 8:29 и Еф. 1:4 . Бог возлюбил и избрал христиан, в предведении, как Своих детей, ещё прежде создания мира: в силу этого и сообразно с этим они теперь – избранные пришельцы... 128  διασπορς, ср. Иудифь 5:19 ; здесь в христианском смысле; родительный падеж свойства, указывающий на рассеяние, в каком христиане живут на земле, в противоположность их будущему объединению в царстве Христа на небе. 130  2 ст. яснее определяет, к какому избранному народу апостол обращается с посланием. Это новозаветный Израиль, странствующий к их небесному отечеству, избранный народ – по предведению Бога Отца (к знач. πργνωσις ещё ср. 1:20; 2Тим. 2:19 ; Ин. 10:4 ), во святыни Св. Духа (ν αγισμ πν... в состоянии чистоты, святости, ср. Рим. 6:19 ; 1Кор. 1:30 ; 1Фес. 4:4, 7 : 1Тим. 2:15 ), народ нового завета Господа нашего Иисуса Христа. В послушание и окропление... ветхозаветный образ для выражения того, что осуществилось в новом завете, образ, совершенно понятный христианам ( Исх. 24:8 ). В 1:14 ст. апостол называет христиан чадами послушания, как таковых, у которых слово Божие, новозаветный закон находится в сердцах и которые исполняют его в полном послушании и совершенным образом; а в 1:19 – искупленными из суетной жизни драгоценной кровью Христа. Таким образом, апостол, называя своих читателей „избранными пришельцами», обращается к ним уже здесь с утешением. 136  τετηρημνην, прич. perfecti указывает на охранение наследства уже существующего. Κληρονομα, наследие, по ветхозаветному словоупотреблению – обозначение земли Ханаанской, обетованной патриархам и полученной избранным народом уже как наследство; здесь в христианском смысле, название небесных благ спасения во Христе. 137  Всемогущей силой Божьей, которая укрепляет и самую веру христиан, которую апостол представляет здесь, как их уверенность в спасении и сближает её с их надеждой (ср. l:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

224  Ап. Павел как на основание для повиновения жён мужьям своим указывает на то, что муж есть глава жены, ап. Пётр для своей цели (2:11–12) указывает только на цель такого поведения. Апостол не отрицает, конечно, и значения увещаний жёнами своих мужей, (ср. Деян. 18:26 ). Св. Климент Александрийский : „прежде всего жена должна убеждать мужа быть соучастником с ней в том, что приводит к блаженству; если же он недоступен убеждению, то она одна должна стремиться к добродетели, во всём повинуясь мужу, чтобы без его воли ничего не делать, кроме того, что относится к добродетели и спасению» Stromat. IV. 1. 225  Не в противоположность только к πορνα, распутству, но в противоположность вообще ко всему, что нарушало бы нравственно-добрые отношения между мужем и женой. 226  κρυπτς νϑρυπος – в противоположномть ξωϑεν... κσμος, разумеется далее названный кроткий и тихий дух человека. 227  πρεως в противоположность гордости, гневливости, жестокости и бессердечности жён, συχου в противоположность бранчивости, недовольству и сварливости жён. 228   τ. ε. πνεμα. Еп. Михаил: „Черты, в которых апостол изображает сокровенного человека, составляют не украшение только, а настоящую действительную красоту, которую нельзя заменить никаким украшением. И внешнюю некрасивость эти качества преобразуют в красоту». 230  Они жили не для этого мира и поэтому не предавались страсти к суетным украшениям, но свой ум и сердце обращали к Богу и Его обетованиям, желая быть угодными (нравиться) Богу и жить по Его воле о спасении. Поэтому они и были непритязательного характера, и таковое их настроение выражалось в повиновении своим мужьям. Апостол разумеет здесь Сарру, на которую указывает далее, и, может быть Раав (ср. Евр. 11:1 ), Анну, матерь Самуила и др.). 231  Св. Дидим: „Не имеет страха, т. е. который бывает от нападения и смятения, который совершенная любовь изгоняет вон, ибо это не страх пред Богом. Этот страх божественное Писание везде запрещает, говоря: кто есть смертный человек, чтобы бояться его? или: не бойтесь тех, которые убивают тело»...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

243  Ср. 3:23–24. Опущение слов псалма: еже потребити их от лица земли – указывает на другое приложение мыслей псалма, на приложение их к самим христианам. 244  ζηλωτα по АВС Sin., μιμτα по KLP , ср. 3Ин. 1:11 . Чтение: подобницы благому образовалось, вероятно, вследствие того, что древние толковники под благим здесь разумели Христа. Но вернее το γαϑο средний род, прилагательное. Ср. Ис. 50:9 . При среднем роде прилагательное: γαϑο выражение μιμητς могло быть употреблено апостолом при олицетворении им добра. 248  Вопреки убеждению мира, христианин должен думать, что страдать с доброй совестью легче, чем с виновной. – Страдания христиан происходят только по воле Божией и служат к укреплению их веры и к их славе и чести (ср. 1:6, 7). Блаж. Феофилакт: „И отсюда двоякая польза: для страждущего праведника – приумножение праведности через терпение, для грешника – обращение. Или праведник страдает для собственной славы и для обращения и спасения других, как и Христос». 249  По код. ВК L Р – παϑεν, по Sin. АС  – πϑανεν. К мысли выражение: однажды пострадал, ср. 4:1: зане пострадавый плотию преста (уже освободился, свободен от греха). За сим страдания для Христа прекратились, и наступило вечное благо спасения. 251  По Sin. прибавляется, πο μν, по А μν. У апостола, кажется, более общая мысль. О цели и плодах страданий говорится далее словами: чтобы привести нас к Богу. 253  Причастие ϑανατωϑες и ζοποιηθες в выражении: „умерщвлен убо быв плотию, ожив же» (оживотворён, – причастие аорист страдательный залог, как и „умерщвлен», – разумеется: Богом ср. 1:21, к слову ζωοποιω ср. Ин. 5:1 ; Рим. 4:17 ; 1Кор. 15:22 ; Ин. 6:63 ; 1Кор. 15:45 ; 2Кор. 3:6 ) духом» указывают на действия, предшествующие προσαγγ крестные страдания и смерть Христа и воскресение Его должны были совершиться ранее, чтобы Он мог привести нас к Богу, – σαρκ и πνεματι дательные падежи и отношения. Плоть (σαρξ) есть название телесной, плотской стороны человеческого существа, соединённой со слабостью и разрушаемостью: дух (πνεμα) – название духовной, неразрушающейся стороны человеческого существа. Дательные падежи: по плоти и по духу, поставленные без члена, таким образом, как общие наречные выражения, определяют только то, что плоть, и то, что дух, и говорят о свойстве одной жизни, в которой Христос, как полный человек, был умерщвлён, и о свойстве другой, в которой он был Богом, воскрешён. Подлежащее при „оживотворён» – Христос, а не „дух».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

689 По свидетельству бл. Августина, евреи вели свое летосчисление лунными годами и месяцами, а для уравнения их с солнечными к каждому шестому году прибавляли один лунный месяц. Три года с половиною, по их счислению, состоят из сорока двух месяцев лунных или из тысячи двухсот шестидесяти дней, поскольку полный и совершенный год лунный состоит из двенадцати месяцев, а каждый месяц из 30 дней. О град Бож. XV, 14. 691 Русский перевод 2Сол. 2, 5–8 , по замечанию проф. А, Д. Беляева, имеет важные недостатки и должен быть исправлен. Предлагается профессором опыт исправления перевода. О безбожии и антихрист. 457 стр. и след. О том же еще у проф. Некрасова А. Чтение греч. текста «Деяний» и «Посланий» апостольских. Каз. 1892 г. 77–80 стр. 692 Обзор этих объяснений, древних и новых, сделан в указанном труде проф. Беляева. Блаж. Августин, приведя разные «человеческие догадки (относительно удерживающего и держащего), какие пришлось слышать или читать» ему, сознается, что «мы, незнающие того, что они (солуняне) знали, при всем желании своем не в состоянии уяснить себе того, что разумел апостол... Признаюсь, что я вовсе не понимаю этих слов апостола». О град Бож. XX, 19. 693 Такое объяснение даете преосв. Феофан в толковании на 2Сол. 2, 6–7 . Из древних несколько сходное с этим объяснение давал блаж. Феодорит (в толк, на 2 Сол. и Сокр. изл. бож. догм. 23 гл.). Почти также объясняют слова апостола: кратко – api. Филарет в «Догмат. Богосл.» § 319, пространнее – проф. Беляев в кн. «О безбожии и антихрист», 1000 стр. и след. и в других местах, а также И. Борков О знамениях втор, приш. И. Христа. 382 стр. и след. Подобное же объяснение встречается и у западных богословов, напр. Ринка, Филиппин и др. 697 Иероним. К Агерухии, пис. 99 (III ч. 99 стр.); сн. пис. 97, к Алгазии (215–216 стр.). К этому же мнению склонялись: блаж. Августин (О град Бож. XX, 19). Лактанций (Бож. наставл. VII, 15–18), Амросиаст, Экумений, блаж. Феофилакт (в толк, на 2 Солун.) и другие. 698 Такое понимание таинственных указаний апостола на «держащего» – и «удерживающее» является широко распространенным в богословской литературе. За это понимание высказываются у вас, напр., проф. Глаголев О. А. в своем отзыве о указанном труде проф. Беляева «О безбожии и антихристе (см. Проток. Сов. Моск. дух. акад. в Богосл. Вестнике. 1900 г. окт. 60–61 стр.), Орлин Н. в указ. ст. об антихристе (Пр. Об. 1889 г. II т. 432–442 стр.), Виноградов Н. О конечных судьбах мира и человека. Москва 1889 г. 142 стр. и сл. Глаголев Д. свящ. Второе путешествие ап. Павла. Тула 1893 г. 161–166 стр. Оно имеет не мало сторонников и защитников и среди новейших представителей западной богословской науки, каковы, напр., Лютербек, Лянге, Ольсгаузен, Баумгартен, Этинген, Ауберлен, Лютард, Карстен, Гофман и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Лит.: Орлин Н. И. Соборные послания ап. Иакова, 1-е и 2-е ап. Петра и ап. Иуды: Опыт истолковательного изложения текста их. Рязань, 1903; Херасков М. И., прот. Послания апостольские и Апокалипсис: Истолковательное обозрение. Владимир, 1907 3; Глаголев А. А., свящ. Соборное послание св. ап. Иуды// Лопухин. Толковая Библия. 1912. Т. 10. С. 357-361; Kelly J. N. D. A Commentary on the Epistles of Peter and of Jude. L., 1969; Bauckham R. J. The Letter of Jude: An Account of Research//ANRW. R. 2. 1988. Bd. 25. Tl. 5. S. 3791-3826; idem. Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church. Edinb., 1990; idem. Jude, Epistle of//ABD. 1992. Vol. 3. P. 1098-1103; Paulsen H. Judasbrief//TRE. 1988. Bd. 17. S. 307-310; Joubert S. J. Language, Ideology and the Social Context of the Letter of Jude//Neotestamentica. Pretoria, 1990. Vol. 24. N 2. P. 335-349; Charles J. D. Literary Artifice in the Epistle of Jude//ZNW. 1991. Bd. 82. N 1/2. S. 106-124; Heiligenthal R. Zwischen Henoch und Paulus: Studien zum theol. Ort des Judasbriefes. Tüb., 1992; Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. С. 696-717; Müller P. Der Judasbrief//ThRu. N. F. 1998. Bd. 63. N 3. S. 267-289; The Dead Sea Scrolls: Study edition/Ed. F. Garcia Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden etc., 1999 2; Moulton J. H., Turner N. A Grammar of New Testament Greek. Edinb., 1999. Vol. 3. P. 36-37; Vol. 4. P. 139-140; Waltner E., Charles J. D. 1-2 Peter, Jude. Scottdale (Penn.), 1999; James, 1-2 Peter, 1-3 John, Jude/Ed. G. Bray. Downers Grove (Ill.), 2000. P. 245-259 (Ancient Christian Commentary on Scripture: New Testament; 11); Wasserman T. The Epistle of Jude: Its Text and Transmission. Stockholm, 2006; Blumenthal Ch. Prophetie und Gericht: Der Judasbrief als Zeugnis urchristlicher Prophetie. Gött.; Bonn, 2008; Frey J. The Epistle of Jude between Judaism and Hellenism//The Catholic Epistles and Apostolic Tradition: A New Perspective on James to Jude/Ed. K.-W. Niebuhr, R. W. Wall. Waco, 2009. P. 109-329, 463-475; idem. Autorfiktion und Gegnerbild im Judasbrief und im Zweiten Petrusbrief//Pseudepigraphie und Verfasserfiktion in frühchristlichen Briefen/Hrsg. J. Frey e. a. Tüb., 2009. P. 683-732; Hafemann S. F. Salvation of Jude 5 and the Argument of 2 Peter 1:3-11//The Catholic Epistles and Apostolic Tradition. 2009. P. 331-342; Webb R. L. Иуды Послание//Словарь Нового Завета/Ред.: К. Эванс, Р. Мартин, Д. Рейд. М., 2010. Т. 2: Мир Нового Завета. С. 379-386.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

Эту главу можно разделить на 5 отделов: 1–8; 4–10; 10–13; 13–16 и 17–22 ст. Прежде всего апостол указывает кратко характерные признаки лжеучителей. Они введут разрушительные разделения и открыто отвергнутся Господа, искупившего их (2:1–3). 1. Но были и лжепророки в ветхозаветном избранном народе ( 3Цар. 22:11 ; Ис. 9:14 ; Иер. 5:31; 2:8; 8:1 ; Иез. 13 ; Мф. 7:15 ), как и 346 среди вас будут лжеучители 347 , которые введут пагубные разделения 348 и будут отрицаться 349 искупившего их Господа, приводя себе самим быстро настигающую свои жертвы погибель. Это их отвержение Господа, говорит апостол далее, будет практического характера: они отвергнутся Его, предаваясь разврату и любостяжанию; своей развращённостью они приобретут себе многих последователей (2 ст.) и своим выдуманным учением, что телу в его влечениях должно дать беспрепятственную свободу, они будут в своём корыстолюбии, как торговцы, обманывать христиан (3 ст.). 2. И многие последуют их нечистотам и разврату, и по причине их 350 путь истины будет хулим язычниками, как путь заблуждения и невежественного суеверия ( 1Пет. 4:14 ) 351 . 3. И в любостяжании, которое будет их внутренним побуждением (Еп. Михаил), они будут обманывать вас 352 выдуманным учением. Суд сим, заключает апостол, искони не коснит, и погибель их не дремлет, осуждение их и погибель давно решены и поспешают к своему исполнению 353 . В 4–9 ст. в подтверждение последней мысли апостол указывает на библейские примеры суда над нечестивыми: над согрешившими ангелами, над древним миром во время Ноя и над городами Содомом и Гоморрой. При последних двух примерах он указывает и на спасение Богом праведников Ноя и Лота, чтобы побудить читателей оставаться верными Богу среди окружающего их развращения и утвердить их сознание, что Бог верный избавитель праведников Своих. В 9 ст. апостол высказывает эти утешительные мысли с особенной силой. 4. Ибо, если 354 ангелов согрешивших 355 Бог не пощадил, но с высоты небесной и из состояния света и свободы низвергши их в мрачные узы ада 356 , предал их на соблюдение 357 там для последнего суда; 5. И древнего мира не пощадил; но восьмого Ноя (1Пётр, 3:20), проповедника правды 358 сохранил, между тем как на мир 359 нечестивых навёл (πξας, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010