Наконец, в заключении первой части послания апостол даёт наставление христианам избегать антихристианской лжи. Апостол указывает, прежде всего, что христиане должны быть внимательны к себе, ибо настало последнее время и предсказанное Христом о появлении антихриста уже начинает исполняться: появилось много антихристов, лжеучителей, искажающих христианство. 18. Дети! опять с таким нежно-ласковым названием обращается апостол к своим читателям, чтобы как можно глубже вложить в их сердце следующие далее наставления и укрепить их в борьбе с испытаниями. Последнее время (Слав.: година) 529 . И как вы слышали от апостолов слова Господа, Что придёт 530 антихрист 531 , сообразно с этим и теперь 532 появилось много антихристов 533 , искажающих христианство антихристианской ложью. Из сего мы познаем, что последнее время, близок конец всего. Далее, останавливая внимание христиан на антихристах, апостол говорит, что хотя они и вышли (отделились) из среды христиан, но они не были христианами; это были люди по стремлениям и жизни чуждые Христу, лжехристиане. 19. Они вышли от нас (из нашей среды), но не были из нас (Рус.: наши), не были христиане; они принадлежали к Церкви Христовой только внешне; ибо если бы они были из нас (Рус.: наши), то остались бы с нами: но они вышли, чтоб открылось не только в отношении к ним, но и в отношении ко всем, что не все наши, не все принадлежащие к Церкви Христовой суть христиане; но истинные христиане пребывают в ней, а кто оставляет её, те не были христианами, о чём и свидетельствует их отпадение от Церкви 534 . 20. И (Рус.: впрочем 535 ) вы имеете помазанье от Святого, Господа нашего И. Христа (Еп. Михаил, Ин. 6:69 ; Деян. 3:14; 4:27 ; Откр. 3:7 ), вы имеете Духа Божьего, Духа Христа ( Рим. 8:9 ), вы истинные христиане 536 и знаете всё 537 , знаете всю истину (21 ст.). И 21. Я написал вам это не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, и потому что 538 всякая ложь не от истины; не затем, чтобы научить вас истине, но чтобы научить вас правильному пользованию ею против лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Очистите (καϑαρσατε) руки, грешники, освятите (γνσατε) сердца двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач и радость – в печаль. 10. Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас на высоту христианской веры и добродетелей (ср. 1:9). 8. Увещание против злословия и осуждения ближних 4:11–12. В связи с увещанием к смирению (4:10) апостол обличает грехи против него. Указание на противоположность между гордостью и смирением господствует в увещаниях до 5:12. Прежде всего, против смирения грешил всякий, злословящий брата, или судящий его. При этом вместо того, чтобы подчиняться закону и суд представлять Господу, люди становятся выше закона. И апостол, во-первых, даёт наставление таковым. 11. Не злословьте друг друга, братия, ибо кто без милости к брату злословит его или кто, превозносясь над ним, судит брата своего, тот злословит закон, нарушением закона милости показывая, что он непригоден для жизни, и судит закон, вместо того, чтобы подчиняться ему. А если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, а законодатель и судья людей. Но к этому ты не призван. 12. Единый законодатель и судья – Могущий спасти и погубить (ср. Мф. 10:28 ). А ты кто, который судишь ближнего? Ср. Рим. 2:1 , к форме речи – Рим. 9:20; 14:4 . Слав.: друга; Рус.: другого по L К Эфиоп. 9. Увещание против самонадеянного распоряжения течением своей жизни и своими делами 4:13–17. Во-вторых, против смирения грешили те, которые не смотря на то, что человеку не известно, какой вид примет его завтрашняя жизнь, в самонадеянности с уверенностью распоряжались своей жизнью и говорили о предприятиях на год, вместо того, чтобы помнить и исповедовать зависимость того и другого от Господа. Апостол обличает здесь, очевидно, торговцев. 13. Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или 101 завтра отправимся в такой-то город и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль, обличает апостол самомнение таковых, 14. Вы, которые не знаете, какова ваша жизнь будет завтра 102 , ибо ваша жизнь есть 103 пар (ср. Деян. 2:19 ): τμς, курение), являющийся на малое время, потом исчезающий (ср. Лк. 12:16–21 ; Притч. 27:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Ибо и злые духи, которых они дерзко отвергают, в этом случае получат над ними особенную силу и власть». Бл. Феофилакт: как бессловесные животные, естеством, т. е. только чувственностью живущие, а не умом и жизнью разумной, они потому и удоболовимы для ведения по жизни растлённой. 370  В 13–14 ст. апостол характеризует лжеучителей отрывочными фразами, выраженными причастиями (см. Слав. перевод) 372  μεστος μοιχαλδος с очами, полными желания прелюбодейцы, или: обращёнными на прелюбодейную женщину, присутствие которой на пире предполагается. Бл. Феофилакт: они, и пиршествуя с вами, делают это не по любви к общению с другими, но потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. – По Sin. А : μοχαλας. 375  Ср. Зоден: намёк на 12 ст. – Еп. Михаил: „душа Валаама по сказанию Моисея, прежде чистая, как зеркало откровения Божия, потом подверглась действию или воздействию тёмных сил, вследствие чего он и научил (Валака) ввести в соблазн Израильтян». 377  εσ ανας в Sin. АВС не читается. Заключительное, после 3, 9, 12, 14 ст. указание на погибель лжеучителей. 379  ποφεγοντας едва удалявшихся и поэтому ещё не утверждённых, читается по Sin. АВС Слав.; по К и др. ποφυγντας, удалившихся. 381  Еп. Михаил: кажется, речь идёт о тех и других (о совращаемых и совратителях), почему и речь о них не вполне определительная. 384  По Sin. АВ читается без частицы δε; συμββηκεν... по смыслу: на них оправдывается пословица. 388  Разумеется содержание 6–9 ст.: должны знать не только то, что придут насмешники, но и то, что апостол говорит против них. 391  Отцы наши, т. е. нашего поколения; φ ς и π ρχς κτσεως не однозначащие выражения, чтобы под отцами разуметь отцов от начала мира. Обетование Господа, что Он придёт для суда над миром и устроения вечного царства, ложно, – будут утверждать совратившиеся из христиан с пути истины и правды в свои похоти, – потому что они долгое время целого поколения ждали его исполнения и оно не исполнилось, и мир пребывает в таком же устройстве, в каком он был от создания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Ин. 21:18 ). Позднейший писатель не осмелился бы этого говорить о себе. В 3:2 он отличает себя от апостолов, которые принесли читателям первые проповедь о Христе; но здесь нет противоречия его утверждению, что он им проповедал силу и пришествие Господа, как самовидец. Его величия (1:16); он мог быть у них после насаждения у них христианства ап. Павлом, даже если бы он и не был у них совсем, то всё-таки он мог бы сказать им это, потому что он писал им о силе и пришествии Господа в первом своём послании (1:7; 3:22; 5:4). Как доказательство подлинности послания, наконец, замечательно свидетельство в нём об ап. Павле (3:15). – Далее о втором послании ап. Петра свидетельствует послание ап. Иуды употреблением одинаковых и редких выражений и очевидным упоминанием ап. Иудой в своём послании, опровергавшем лжеучителей, существовавших в его время, предостережений христианам, сделанных ещё ап. Петром (ср. 2Пет. 2:1–2 и Иуд. 4:17 ; 2Пет. 2 гл. и Иуд. 1:4–18 ). В святоотеческой литературе мужей апостольских и отцов 2 в. до Оригена находятся только указания на него и отголоски, но нигде из него не приводится дословно ни одного целого стиха, ни одного предложения, характерного в послании, ни подобной связи мыслей 308 . В послании к Диогнету, у Игнатия Богоносца , даже у Тертуллиана и Киприана нет никаких ясных указаний на него. Его нет в Сирском переводе Пешито и фрагменте Мураториевом. Только Ориген († 254 г.) первый ясно говорит, что ап. Пётр оставил первое послание, всеми признаваемое (μολογουμνην) и второе, оспариваемое (μφιβλλεται γρ... см. у Евсевия Ц. И. VI, 25), причём сам считает его Петровым, ставит наравне с первым (говоря: ап. Пётр гремит двумя трубами своих посланий – гомилия VII), признаёт каноническим и приводит из него многие цитаты, как слова Писания. Так же выражается о нём церковный историк Евсевий. Он хотя ставит его среди спорных (ντιλεγμενα), но замечает, что оно многим казалось полезным, что им многие усердно пользовались наравне с другими каноническими писаниями, и поэтому ставит его рядом с посланиями ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

7  δολος... христианин в своём нравственном отношении к Богу вообще должен быть рабом Божьим, поскольку он должен творить не свою волю, но волю Божью. Апостол называет себя рабом и частнее в отношении к своему апостольскому служению Богу и Господу Иисусу Христу (название двух лиц). 8  См. введение § 2. Выражение „двенадцать колен» в буквальном значении указывает на двенадцатиколенный Израиль, иудейский народ, произошедший от 12 сыновей патриарха Иакова. Иудеи, как долгое время не имевшие своей земли для жительства и затем, по занятию земли Ханаанской, жившее на ней, как на земле, принадлежавшей собственно Богу, а не им, назывались ещё, также в буквальном смысле, странниками и пришельцами у Бога ( Лев. 25:23 ср. Быт. 15:33 ; Исх. 12:45 , Лев. 22:10 и др.) – πρoςλυτoι και παροκοι или παρεπδημοι. В последнее время часть иудейского народа, жившая в рассеянии среди других народов, в буквальном, этнографически-географическом смысле, называлась ещё рассеянием (διασπορ), причём это название переносилось и на области, где иудеи жили в рассеянии (ср. 1Мак. 1:27 ; Ин. 7:35 и кн. Иуд. 5:19 ). Но уже в Ветхом Завете с выражением странник и пришлец священные писатели стали соединять и переносное значение, мысль, что благочестивый человек здесь, на земле, не имеет истинного отечества, а у Бога ( Пс. 38:13–14 ; 1Пар. 29:15 ). Ап. Иаков и ап. Пётр. ( 1Пет. 1:1 ) все эти названия употребляют в переносном и притом христианском смысле. Иеромонах Георгий выражение: двенадцати коленам понимает также не прямо в буквальном смысле, в приложении ко всем иудеям, но только в приложении к иудео-христианам, как истинным детям и наследникам Авраама, Исаака и Иакова. Но выражение рассеяние понимает, по-видимому, только в географическом смысле, как название областей, ближе всего Сирии и Малой Азии, а затем и других областей древнего греко-римского мира: Месопотамии, Египта, островов Архипелага, Греции и Италии (стр. 63–64). Но употребив первое название не в буквальном смысле, а в высшем, христианском, ап. Иаков мог также и с выражением рассеяние соединять не географическое только значение, но переносное, в приложении именно к христианам, как в таком смысле ап. Пётр пришельцами рассеяния называет христиан из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

22. Видишь ли, поясняет апостол, что вера его содействовала делам его? И через дела, добавляет он, вера его достигла совершенства 75 , 23. И исполнилось изречение Писания: веровал Авраам Богу, и вменилось ему в праведность ( Быт. 15:6 ), и из его дел стало очевидным, что исполнилось это слово Писания, и он назван был другом Божьим ( Ис. 41:8 ; 2Пар. 20:7 ). 24. Видите 76 , обращается апостол ко всем христианам, что человек оправдывается делами, а не верой только. Обращаясь ко всем христианам, апостол приводит ещё другой пример из священной истории: 25. Подобным образом и Раав, блудница, к которой, скрываясь, пришли соглядатаи, не от дел ли оправдалась (спаслась), принявши и скрывши у себя соглядатаев и выслав 77 их другим путём? Она не только уверовала в могущество Иеговы, но и поступила согласно со своей верой, и поэтому спаслась ( Суд. 2:1, 15; 6:17 ). 26. Ибо как тело без духа мертво, заключает апостол, так и вера без дел мертва 78 . 6. Обличение страсти к учительству и наставление учителям свой дар проявлять с небесной мудростью 3 гл. Доказав бесполезность для спасения веры без дел, при которой довольствовались только признанием содержания слова истины, но не исполняли его на деле, теперь апостол, в тесной связи с наставлением не быть скорыми на свои слова, ещё более не быть скорыми на гнев (1:19), даёт наставления выражавшим своё знание веры в стремлении к учительству (1:11) и в учительстве с завистью в сердце и со страстью к спорам (12–18). Иудеям, а также и христианам из иудеев была свойственна склонность к учительству ( Рим. 2:19 ), и в христианских собраниях в первое время христианства имел право выступать учителем всякий ( 1Кор. 14 гл.) отсюда происходила для многих опасность выступать учителями без призвания, по плотским побуждениям и со своим словом вместо слова Божьего. Апостол Павел указывает на вред от этого для церкви, ап. Иаков обращает, прежде всего, внимание на опасность учительства для самих учителей. Во-первых, апостол указывает христианам на большую ответственность учителей за их согрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

2. Наставление, как христиане должны переносить испытания 1:2–17 Этот отдел распадается на четыре части: 2–4; 5–8; 9–12 и 13–17. а) Апостол увещевает христиан переносить испытания с радостным терпением. 2. Совершенною, чистой 10 радостью считайте, братия мои, тот случай, когда пришлось вам впасть 11 в испытания, которых для христианина так много и которые так разнообразны. Испытаниями здесь апостол называет различные бедствия и скорби и тому подобные внешние обстоятельства, которые подвергают испытанию веру христиан. 3. Потому что вы знаете, что это средство для испытания 12 вашей веры производит терпение 13 , силу и твёрдость выражать веру вашу в соответствующей ей жизни и деятельности и среди всяких испытаний. 4. а) А терпение, заключает апостол наставление, должно иметь совершенное действие 14 , должно выразиться в совершенной нравственной деятельности, в совершенной жизни по вере, чтобы вместе с этим вы сами сделались нравственно-совершенными и беспорочными, не имеющими ни в чём недостатка 15 . б) Рядом с терпением, находящимся в испытаниях, необходима мудрость, которая даётся одному в большей степени, другому в меньшей. Поэтому апостол далее увещевает христиан, впадающих в испытания, просить у Бога мудрости. 5. Если у кого из вас недостаёт мудрости (σοφας по ветхозаветному словоупотреблению: не только знания требований веры, но и умения благочестиво жить), тот пусть просит её у Бога, Который даёт всем без различия 16 , просто – доброхотно и без посторонней цели 17 , не упрекая тем, что он даёт 18 , и дастся ему. В Боге, таким образом, не может быть причины неисполнения прошений, необходима только просьба с верой со стороны просящего. 6. Но пусть просит с верой, без всякого сомнения: ибо сомневающийся человек подобен волнению морскому, ветром поднимаемому и развеваемому 19 . 7. Пусть не думает, конечно 20 , этот человек, что он получит что-либо от Бога 21 . 8. Муж двоедушный, непостоянный во всех путях своих 22 во всём, что он ни делает. Сомневающийся человек то надеется, и не просит; то просит, и не надеется. Он имеет как бы две души: одна душа обращается к небу, к Богу, а другая влечёт его к земле, к себе и земному. И он не может удержаться в своих действиях в одном каком-либо направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

1. Старец возлюбленному Гаию которого я люблю по (ν) истине (ср. 2Ин. 1:1 ). Кто быль Гаий, не известно. Но, во всяком случае, он имел большое значение в церкви, где он жил, и находился в очень близких личных отношениях к ап. Иоанну, на что указывает и обращение к нему апостола: возлюбленному, которого я люблю по истине. Он имел, по-видимому, свой большой дом, в котором мог принимать христианских странников и благовестников и таким образом участвовал и в общей жизни церкви Христовой. 2. Уведомление Гаия апостолом о своей радости и скорби 2–10 ст. 2. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты во всём преуспевал 692 и здравствовал, как преуспевает душа твоя в совершенствовании в богоподобии. 3. Я 693 весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали истину твоей христианской жизни, согласно с тем, как 694 ты ходишь в истине. 4. Я не имею радости большей того 695 , как слышать, что дети мои (ср. 1Ин. 2:1 ) ходят в истине. 5. Возлюбленный! ты делаешь то, что вверено 696 тебе соответственно твоему званию, если что сделал (Рус.: делаешь) 697 для братьев во Христе, и притом (κα τοτο) странников 698 , взявших на себя обязанность проповедовать слово Христа не слыхавшим его. 6. Они засвидетельствовали пред церковью, в общем собрании верующих 699 , о твоей любви. Ты хорошо сделаешь, если (и теперь) отпустишь 700 их достойно Бога, снабдив их, чем они нуждаются для дальнейшего пути. 7. Ибо они ради имени (И. Христа) 701 для распространения веры в Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира, пошли, не взимая ничего (ничтоже приемлюще) от язычников 702 , но подобно ап. Павлу, доставляя себе всё потребное для жизни трудами рук своих, почему они тем более нуждаются в братской христианской помощи на дорогу 703 . 8. Мы, таким образом заключает апостол первую половину послания, должны, нравственно обязаны, поддерживать 704 таковых, чтобы сделаться сотрудниками их в деле распространения истины 705 . Далее апостол сообщает Гаию о своей скорби о непорядках в церкви. 9. Я написал нечто 706 церкви, сообщает апостол случай из раннейшего посещения названными братиями церкви, также с письмом апостола, – но любящий первенствовать над членами церкви 707 Диотреф из честолюбия и властолюбия не принял 708 нас, не дал никакого значения нашему посланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

по К L Р . Русский перевод объединяет все чтения: дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 633  О дерзновении здесь говорится без отношения к последнему дню суда (как в 3:21, 22. Ср. 2:28; 4:17). 637  Точнее: имамы прошения, ихже просихом от Него. Просихом, – перфект, чего мы являемся просителями, в чём мы имеем нужду. От Него по Sin, В : απ’ по KLA : παρ’ и в связи с имеем, или (большинство толковников) с просим (Слав. и Рус. переводы). 639  Если у брата христианина богообщение разрывается его согрешениями, при чём верующий видит, что брат его грешит, по его мнению, не (μ) к смерти, то он должен о таковом молиться. Ср. Числ. 15:28 ; да помолится жрец о душе, не хотевшей и согрешившей нехотением пред Господом, и да помолится о ней, и оставится ей. Н. И. Сагарда : под грехом, ведущим к нравственной смерти, здесь разумеется отпадение от веры в Иисуса Христа, Сына Божьего, с которой христиане перешли от смерти к жизни (3:14; 5:12, 13), каковое отпадение совершается не вдруг и может быть замечено братом ранее, чем оно совершилось. 640  ατσει будущее время, как и δσει, не в смысле увещания: пусть просит (как в Слав. и Рус.), но для выражения уверенности апостола, что христианин в этом случае будет молиться за брата и даст ему жизнь. Русский перевод: Бог даст, т. е. по молитве брата. 641  В Рус. множественное число τος μαρτνουσιν переводится единственным числом: согрешающему не к смерти... Отрицание μ, а не ο, указывает, что речь идёт опять о личном мнении, а не объективном положении, или догматически установленном понятии. 642  Ср. Числ. 15:30–31 : и душа, яже сотворит рукою гордости, Бога сия разгневает, да потребится душа та от людей своих, яко слово Его презре и заповеди Его разсыпа. В Н. З. этот грех называется также хулой против Духа Святого ( Мф. 12:31–32 ), и обнаруживается, как например, у лжеучителей – в отрицании ими христианской истины, пути правды, ср. 2Пет. 2:21 . – Свящ. А. Полотебнов , Еп. Михаил: здесь не высказывается запрещения молиться за согрешающих грехом смертным, но только показывается, что апостол не может уверять в силе молитвы за такового, здесь нужно непосредственное, чрезвычайное действие силы Божьей на душу грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

618  Проф. Богдашевский: „Самое соблюдение заповедей Божиих не может быть для верующего тяжким, ибо трудность (препятствие?) к исполнению их лежит во враждебной силе тьмы (мира), а эту трудность верующий как рождённый от Бога, побеждает верой»... Иисус Христос сказал своим ученикам: мужайтесь. Я победил мир. И христиане, по вере вступив в единение с Ним, этим уже одержали победу над миром и в состоянии постоянно одерживать таковую победу. Под миром здесь, как в 2:15, 16:3, 14:4, 5, разумеется боговраждебный космос, который царствует в чадах дьявола, но и действует ещё в христианах. 619  Когда христиане сделались верующими, они отделились от мира, сделались во Христе присными Богу и тогда уже победили мир. 620  Еп. Михаил: „победный клик Спасителя стал победным кликом (и) верующих о победе их над миром». 621  Еп. Михаил: „победный клик Спасителя стал победным кликом (и) верующих о победе их над миром». 622  По код. Sin АР и переводам Саидск., Копт., Сирск.; в Арм. и Эфиоп.: и духом и кровью; по код. BKL , по большинству кодексов, написанных малым шрифтом, в переводе Вульг., Пешито, у Тертуллиана , Климента Александрийского , Феофилакта, Икумения, в Славянском переводе св. Алексия, в Апостолах Слепченск., Шишат., Гильферд., – выражение и духом не читается; в Синодальном издании 1892 г. в Греческом тексте это выражение опущено, а в Слав. заключено в скобки. См. подробнее у Н. И. Сагарды , стр. 199. 623  См. у проф. Н. Н. Глубоковского , Христианское Чтение, 1904 г. июнь, стр. 867; у проф. М. Д. Муратова, Православное Обозрение 1881 г., т. 1, стр. 688 и 692–694. Ср. у Фаррара, Первые дни Христианства, стр. 604, – λϑν, пришедший, употреблено апостолом подобно выражению о ρχμενος ( Мф. 11:3 ; Лк. 7:19 ; Ин. 11:27; 12:13 ), как выражение, указывающее на Иисуса, как на предречённого и ожидаемого Мессию, а форма причастия аориста употреблена в отношении к мессианскому искуплению мира Христом, как единому акту, единожды совершенному. Что Иисус есть Мессия и единожды совершил дело искупления, это апостол, прежде всего, удостоверяет своим свидетельством о крестной смерти Господа, как таковой, как он это удостоверяет и в своём евангелии (19:34, 35), упоминая об истечении крови и воды, чтобы мы веровали в Него, как в предречённого Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010