13. В сем мы познаём, указывает апостол на внутренний опыт христиан, что мы пребываем в Нём (ср. 12 ст. и любовь к Нему совершенна в нас) и Он в нас, что Он дал (перфект.) нам от Духа Своего 606 . Когда мы любим друг друга, в наитеснейшем общении с Богом, мы ощущаем, говорит апостол, действие в нас Духа Божьего. 14. И мы (апостолы) видели (перфект) 607 и свидетельствуем, указывает апостол на своё свидетельство о любви Божией, что Отец послал (перфект) Сына Своего Спасителем миру (ср. 9 ст.). Посему – 15. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, тот познал любовь Божью, в том Бог пребывает и он в Боге. 16. И мы, все христиане, заключает апостол, познали (перфект) и уверовали (перфект) в любовь, которую Бог имеет к нам (Слав., Рус. переводы) 608 в Иисусе Сыне Своём. Итак, Бог – любовь есть, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нём (ср. 12 ст.). 17. Любовь к Богу в нас достигает совершенства, наконец раскрывает апостол совершенство нашей любви (см. 12 ст.), в том, что мы будем иметь дерзновение в день суда (ср. 2:28), потому что, как Он (κενος, И. Христос), и мы в мире сем. И мы в мире сем дети Божьи и, когда мир подвергнется суду, мы не придём на суд, но перейдём от смерти в жизнь вечную ( Ин. 5:24 ) 609 . 18. Страха нет в любви, прибавляет апостол, но совершенная любовь изгоняет страх вон, потому что в страхе есть мучение, боязнь осуждения и наказания; боящийся же не совершенен в любви, где боязнь, там совершенной любви нет. Любовь по своей природе есть преданность другому, страх – боязнь и желание укрыться от другого. Совершенная любовь, таким образом, не может заключать в себе страха, и где страх, там нет совершенной любви. Сказав о нашей любви, достигающей совершенства в дерзновении пред Богом, апостол опять напоминает читателям, что такой любви они достигают, любя братьев. 19. Мы (μες) любим Его 610 , потому что Он первый возлюбил нас (ср. 10 ст.). 20. Кто (же) говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо если кто не любит брата своего, которого видит (ср. 3:17: видя брата своего в нужде), тот Бога, Которого не видит, (так что для того, чтобы любить Его, человеку должно возвыситься над всем земным и чувственно-воспринимаемым) не может любить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

13. Свирепые морские волны (ср. Ис. 57:20 ), нападающие на Церковь Христову, пенящиеся срамотами своими (сл.: воспеняюще своя стыдения), люди, выносящие на свет всё, что находится нечистого внутри сердца их, и оскверняющие Церковь своими словами и поступками (ср. Мф. 15:19 : ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления...): звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы во веки: как блуждающие звёзды или кометы, появляющиеся на видимом вебе только на некоторое время, затем исчезают во мраке, так и эти нечестивцы появились в Церкви Христовой только на время, а затем погибнут в вечном мраке (ср. 6 ст.). 14. Но пророчествовал и о них, заключает этот отдел апостол, Енох, седьмой от Адама, когда пророчествовал о погибели нечестивых во времена Ноя, говоря: вот идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих, 15. Сотворить суд над всеми, и всех нечестивых изобличить во всех делах их нечестия, чем они нечествовали, и во всех жестоких словах их, которые произносили на Него нечестивые грешники. Это пророчество Еноха относилось, прежде всего, к нечестивым потомкам Каина и исполнилось уже на них во время потопа, но оно относилось и ко всем нечестивым и окончательно исполнится при конце мира в явление Господа Иисуса Христа для последнего суда над людьми 450 . 6. Продолжение характеристики нечестивых, появившихся среди христиан, и наставление, как христиане должны относиться к совратителям и совратившимся 16–23 ст. Характеризуя далее нечестивых из христиан, как людей ропщущих, недовольных участью человека на земле, но в то же время отдающихся своим похотям; как гордецов, но в то же время лицеприятствующих, апостол даёт наставление истинным христианам помнить предсказанное апостолами Господа Иисуса Христа, что в последнее время придут ругатели, поступающие по своим похотям, чтобы им вовремя заметить плотские влечения их духа и защититься против них, и, утверждаясь в вере и любви, соблюсти себя к обещанной им блаженной вечной жизни. А в отношении к тем членам церкви, которые уже оказали послушание развратителям и уже более или менее глубоко впали в их заблуждение и пороки, апостол даёт наставление одних обличать, как двоедушных, на других действовать с силой, как при спасении из огня, а иным оказывать милость, но со страхом, чтобы не оскверниться даже одеждою их 451 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

15. Вместо того чтобы вам говорить: если Господь захочет, – и проживём и сделаем то или другое (как в 13 ст.). 16. Теперь же вы по своей надменности (ср. 1Ин. 2:16 ) тщеславитесь: всякое такое тщеславие, такие гордые речи о себе и ваших предприятиях – злы, порочны, преступны (πονηρ). Христиане не могли оправдываться, что их такие речи не должно понимать, как порочные, преступные. Они должны признавать и всегда помнить свою обязанность быть смиренными пред Богом (4:6, 10) и не позволять себе оставлять без внимания то, что они знают, никогда, даже в простых речах. Знание ими нравственных требований и неисполнение ещё усугубляет их виновность. 17. Итак, заключает апостол, кто разумеет делать добро, и (если) не делает, тому грех . Ср. Лк. 12:47 . 10. Обличение богатых 5:1–6. Особенно грешили против смирения пред Богом некоторые богатые члены христианского общества с их нечестивой беспечностью, не знающим любви жестокосердием, бессмысленной роскошью и беспощадным насилием. Здесь апостол обличает, по-видимому, преимущественно богатых земледельцев (4 ст.). Так как богатые уже в этой жизни получили утешение и веселились (ср. Лк. 6:24 и сл.), то апостол предсказывает им бедствия, который постигнут их при смерти, когда они перейдут в загробную жизнь. Эти бедствия по живости речи он изображает уже постигшими богачей при этой жизни. 1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих 104 на вас. 2. Богатство ваше сгнило и одежды ваши изъедены молью, 3. Золото ваше и серебро изоржавело 105 всё ваше богатство, все ваши блага погибли для вас. Эта погибель их богатства, к которому стремилась их душа, говорит апостол, при смерти будет свидетельствовать им о бедствии их самих: И ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, ваши упитанные тела (σρκας), как огонь, ибо должно будет заботиться о другом. Вы собрали себе сокровища в последние дни, когда прейдёт мир и всё, что в мире! – выражением, содержащим обилие мыслей предваряет апостол описание далее того, чем они жили, и изображает:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

15. Если брат 68 или сестра наги, едва прикрыты худой одеждой, и если они не имеют дневной пищи, необходимой, чтобы существовать, 16. А кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром 69 , грейтесь и питайтесь, а не дадите им необходимого для тела, то – что пользы? Безжизненность, мертвенность и бесполезность такого милосердия очевидна. 17. Так и вера, заключает апостол, если она не имеет мертва сама в себе 70 . И, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет, тот должен знать, что его вера, если ещё и имеет жизнь, то близка уже к смерти, чтобы сделаться совершенно бесполезной для спасения. Говорящий, что он имеет веру, а не делающий соответствующих ей дел, не может даже доказать того, что он имеет веру. В доказательство этого, апостол указывает на стороннее лицо, не христианина, скорее всего иудея, исповедующего единство Бога, который, однако, мог доказать свою веру делами и опровергнуть надежду на оправдание верой без дел (18–19 ст.) 71 . 18. Но кто-нибудь скажет: ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне веру твою в отдельности от дел 72 , а я тебе покажу веру из дел моих. Предполагается ответ: ты не можешь показать своей веры без дел. 19. Ты веруешь, что Бог один? Хорошо делаешь, но и бесы веруют и трепещут. Вера их, однако, мертва в себе и не соединяется с праведностью, но возбуждает только страх и ужас пред будущим судом Божьим. Далее апостол говорит опять от своего лица и доказывает примерами из священной истории, что вера, оправдывающая человека, и праведность его доказываются только делами его (20–26 ст.). 20. Хочешь ли знать, хочешь ли доказательства, пустой человек, – не знающий истины и не имеющий истинного благочестия (1:26–27), а надеющийся устоять на суде Божьем со своей верой, без дел, – что вера твоя мертва, бесплодна 73 . 21. Авраам, отец наш, отец верующих, не делами ли оправдался, вознесши Исаака, сына своего, на жертвенник? Вознесение им сына своего на жертвенник служит ясным доказательством, что он обнаруживал веру свою праведной жизнью и деятельностью по воле Божьей и таким образом сделался праведником пред Богом 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

16. Если кто увидит, что брат его согрешает грехом не к смерти 639 , то он будет просить, и своей молитвой даст ему жизнь (ср. Славянский перевод) 640 , как и всем, согрешающим 641 не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы видящий согрешающего брата молился о нём 642 . 17. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти. Всякое нарушение (δικα) праведности (δυχαιοσυνης) хотя бы это и не было явным нарушением определённо выраженного закона Божьего (νομα), есть грех, и, таким образом, – беззаконие (3:4), говорит апостол, и христианин не должен легко относиться к своим падениям, но всё же, как есть грех к смерти, удаляющий человека из общения со Христом безвозвратно, есть и грех не к смерти, не ниспровергающий до основания христианства согрешающего грех, поэтому могущий найти прощение (ср. 1:9). Об этом грехе верующий брат должен молиться. 18–20 ст. представляют заключение послания. Каждый стих начинается торжественным указанием на христианское сознание верующих: οδαμεν – мы знаем, на их уверенность в спасении. 18. Мы знаем, заключает апостол послание, что всякий рождённый (γεννηϑες) от Бога, как сын Бога, не грешит 643 ; но (λλ) всякий рождённый (γεννηϑες) от Бога, всякий, кто в рождении от Бога получил семя новой жизни, соблюдает себя, всегда старается соблюдать себя в общении с Ним и праведной жизни 644 ; и лукавый ( πονηρς) не может коснуться его, не прикасается к нему, чтоб держать его в своей власти 645 . 19. Мы знаем, что, мы от Бога, а 646 мир весь во зле (ν τ πονηρ) лежит 647 , и находится в общении с лукавым и во власти его. 20. Мы знаем, что Сын Божий 648 пришёл 649 и дал (перфект) нам разум 650 , чтобы мы знали Истинного (τν ληθινν) 651 ; и мы пребываем (σμν) в Истинном 652 , (пребывая) в Сыне; Его Иисусе Христе; Сей 653 есть истинный Бог и жизнь вечная. Утвердив истину о Боге Отце и Сыне Его в сознании читателей против еретиков, отрицавших Божество Иисуса Христа и необходимость Богосыновства Его 654 , апостол вспоминает ещё опасность для читателей от окружающего их идолопоклонства и заканчивает послание увещанием к ним хранить себя от идолов:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

17. Ибо Он принял 340 от Бога Отца честь и славу, вспоминает апостол о прославлении Господа ещё при Его жизни, которое предуказывало и на Его прославление после смерти, когда от велелепной славы Бога Отца, явившейся в светлом облаке на горе преображения ( Мф. 17:5 ) принёсся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой, возлюбленный Мой 341 , к Которому Я обратил благоволение, 18. И этот глас мы (Пётр, Иаков и Иоанн) слышали принёсшимся с неба, находясь с Ним на святой горе ( Мф. 17 гл.). 19. И, во-вторых (к 16 ст.), мы имеем вернейшее пророческое слово ( 1Пет. 1:10–12 ), которое, как выражение воли Божьей о Христе и как уже исполнившееся в одной своей части, ещё более утверждает нас в истине того, что мы проповедали о силе Господа и Его втором пришествии. К этому апостол присоединяет краткое одобрение тому, что и читатели внимательно относятся к пророческому слову, и наставление, что разумение его подаётся Духом Святым, Который вдохновлял и пророков. И вы хорошо делаете, что „внимательно относитесь» (Еп. Михаил), к нему как к светильнику, светящему в тёмном, трудно проходимом 342 , месте, в здешнем мире 343 пока не озарит день пришествия Господа, и пока не воссияет утренняя звезда в сердцах ваших, „и пока пришествие Христово, предвозвещённое пророками, как истинный свет, не осветит сердца вашего (бл. Феофилакт)» 344 . 20. Зная прежде всего то, что всякое пророчество в Писании нельзя разрешить никому самому собою, „но под руководством Св. Духа» (Еп. Михаил), зная, что для правильного пользования им, как светильником, необходимо благодатное дарование Св. Духа 345 . 21. Ибо никогда пророчество не было произносимо (φερω) волей людей, но изрекали его святые Божьи человеки, движимые (φερμενοι) Духом Святым. 3. Предостережение против лжеучителей 2 гл. В связи с указанием в конце первой главы, что пророки говорили от Бога, движимые Духом Святым, во второй главе апостол обращается мыслью к ложным пророкам Ветхого Завета и предостерегает христиан от лжеучителей, которые явятся среди них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

18. Плод правды (ср. Евр. 5:13 : слово правды), истинное семя небесной мудрости, заключает апостол, сеется там, где он сеется в мире, и приносит благо тем, которые хранят мир 95 . 7. Обличение любви к миру и наставление обращаться к Богу 4:1–10. В конце предшествующего отдела апостол изобразил состояние христианской общественной жизни, где мудрость свыше плод правды сеет в мире и приносит благо, потому что слушающие его сохраняют мир. Теперь он в противоположность этому изображает состояние жизни общества, где господствовала мудрость с завистью и рвением, где разрушался мир, низвергался порядок, и совершалось всякое худое дело. 1. Откуда у вас вражды и распри? 96  – спрашивает апостол. Не отсюда ли, не от вожделений ли ваших, воюющих в членах ваших против духа? 97 Апостол не желает сказать, что отсутствие мира, вражда и распри были в то время господствующим состоянием христианского общества, к которому он писал, но только объясняет христианам, откуда возникало такое состояние там, где оно встречалось. Далее апостол изображает, как это происходило. 2. Если вы страстно желаете (πιϑυμετε) и не имеете, то вы нападаете на ближнего, который имеет то, чего вы желаете и не имеете, и, стремясь удовлетворить своей похоти, преследуете его до смерти; или, не доходя до такой крайности, если вы завидуете и не можете получить желаемого, то вступаете в препирательства и вражды. Ср. Сир. 31, 21 и сл. 98 Вразумляя их, почему они не имеют то, чего желают и из-за чего поднимают вражды и распри, апостол говорит им: И не имеете, потому что не просите. 3. Если просите и не получаете, то потому что просите на зло, чтобы употребить для ваших вожделений, (прелюбодейцы! 99 ). Итак, где господствует мудрость земная, плотская, там вожделения, воюющие в членах тела, производят, по апостолу, разрушение мира, распри и вражды, препятствуют обращаться к Богу с молитвой и препятствуют молитвам доходить до Бога, так что они остаются неуслышанными и неисполненными. Далее, указывая источник такового состояния христиан в любви к миру и обращаясь к их самосознанию, апостол указывает им, что они в любви к миру делаются врагами Богу, Который любит их до ревности:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

1. Приветствие 1–2 1. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, возлюбленным 423 у Бога Отца и сохранённым верными своему званию для Иисуса Христа для участия с Ним в благах спасения и в славе Его 424 . 2. Милость вам, и мир и любовь да умножатся. Милость есть то, что Бог даровал и дарует христианам, призвав их из несчастного состояния во грехе и отчуждения от Него в жизнь возрождения, праведности и света (ср. 1Пет. 1:3 ): прощение грехов, возрождение, новая жизнь веры, надежды и любви, будущее спасение (ср. 21 ст.); мир – есть благодатный мир души христиан, плод дарованного им прощения и примирения с Богом (подробнее см. объяснение к 1Пет. 1:2 ) и следствие сознания верующими того, что Бог сохраняет их Иисусу Христу во всяких испытаниях; любовь – это главное, чего апостол желает своим читателям, которых Бог возлюбил от века и на которых изливает свою любовь доселе (1 ст.). 4. Характеристика нечестивых, появившихся среди христиан, и указание на гибель их в настоящем 8–11 ст. Во-вторых, апостол подробно характеризует нечестивых, появившихся среди христиан, развивая кратко сказанное о них в 4 ст., и, изображая их умственные и нравственные свойства, указывает на их погибель в настоящем. 8. Подлинно таким же образом (т. е. ближе всего, как жители Содома и Гоморры) и эти нечестивые, вкравшиеся к вам, изобретая для оправдания своей жизни всякие ложные вымыслы, подобно дремлющим и блуждающим в области грёз (Рус.: мечтатели), в похотях оскверняют плоть свою (ср. μετατιϑντες, прелагающие благодать Божью в распутство, 4 ст. и 2Пет. 2:10 ), отвергают всякое начальство (Sin. κυριτητας), волю которого они должны бы исполнять (ср. 4 ст.: отрицаясь единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа; 2Пет. 2:1, 10 : также сказанное о Содомлянах в кн. Быт. 19:9 ) и злословят славы, бесплотные силы, из которых злые властвуют погибельно над людьми, отдающимися служению плоти и нравственному развращению (ср. 2Пет. 2:11 ). Тогда как – 9. Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом , споря с ним о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, порицания или хулы на него, но сказал: да запретит тебе Господь 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

21. И, во-вторых, заключает апостол речь о любви, от Него мы имеем, чрез Иисуса Христа, эту заповедь: чтобы любящий Бога любил и брата своего. В 4 гл. послания апостол указал христианам на божественного совершителя и свидетеля нашего общения с Иисусом Христом, Сыном Божиим, и Богом Отцом – Духа Божьего и признаки Его действия в христианах, открывающиеся в исповедании ими Иисуса Христом во плоти пришедшим и Сыном Божьим и в любви к братьям и к Богу, возвышающейся до дерзновения пред Ним в день суда. В 5 главе апостол указывает на третий признак действия в христианах Духа Божьего – веру их в Иисуса Христа, Сына Божьего. Верующий в Иисуса Христа – Сына Божьего, говорит апостол, как и любящий братьев (4:7), рождён от Бога, и естественно любит Отца своего и рождённых от Него, братьев своих, исполняя все заповеди Его. Этой верой христиане победили и побеждают мир. Верующий в Иисуса Христа – Сына Божьего, утверждаясь на свидетельстве апостолов, Духа Божьего и своего внутреннего опыта, имеет в Сыне Божьем вечную жизнь и по молитве к Богу Отцу с дерзновением дарует жизнь и братьям своим, согрешающим не к смерти. 5:1. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, Сын Божий (5 ст.), обращается апостол к вере христиан, как третьему признаку действия в них Духа Божьего, от Бога рождён 611 и любит родившего 612 . И всякий любящий родившего любит и рождённого от него. 2. В том, что любящий родившего, естественно, любит и рождённого от него, мы познаём, что мы любим детей Божьих 613 . Когда мы любим Бога и из любви к Нему исполняем заповеди Его (3:23: да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга; 4:21: да любяй Бога любит и брата своего). 3. Ибо любовь к Богу состоит в том, присоединяет апостол разъяснение, что любовь христиан к Богу не есть только чувство или теоретическое знание о Нём, как о совершеннейшей любви, но есть любовь, выражающаяся делом и истиной, исполнением воли Бога, – чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его для христиан, как детей Божиих, любящих Отца своего и послушных воле Его, не тяжки (ср. Мф. 11:30 : лёгкое бремя) 614 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

2. В сем узнавайте духа от Бога: всякий дух (Еп. Михаил: учитель), который исповедует (в своём учении) Иисуса Христа, пришедшего 592 во плоти (ср. 2:22; 4:15; 5:1,5), от Бога есть. 3. И всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти 593 , не есть от Бога: и это есть дух антихриста, о котором 594 вы слышали уже от апостолов, что он идёт, и теперь он уже есть в мире в лжеучителях. Апостол указывает христианам как на главный признак, по которому они могли бы отличать учителя истины от учителя лжи, на его учение об Иисусе Христе, пришедшем во плоти. Если учитель исповедует проповеданного апостолами Господа Иисуса Христа, как воплотившееся Слово и Жизнь и жившее во плоти для нашего спасения, то должно принимать его, как имеющего дарование (дух) от Бога, как просвещённого Духом Божиим. В противном же случае, если учитель отрицает засвидетельствованное апостолами, историческое Лицо Иисуса Христа, пришедшего и жившего во плоти, учитель духа антихриста. 4. Дети! Вы от Бога, вы имеете Дух Божий, уверяет апостол христиан (2:20–27; 3:23), и победили (2:14; Ин. 16:88 ) их 595 (лжеучителей, в которых живёт и действует дух антихриста); ибо Тот, Кто в вас (Бог), больше, нежели тот, кто в мире (дьявол ср. Ин. 10:29 ). 5. Они (лжеучители) от мира, посему от мира, их вдохновляющего, говорят, и мир слушает их (ср. 2:15, 16). 6. Мы, апостолы и проповедники Слова Божьего. Евангелия Господа, от Бога; (и) знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Из сего, кого Мир не слушает и кого он слушает, заключает апостол, мы (христиане) узнаём духа истины и духа заблуждения 596 . Бог пребывает в нас, ибо от Духа Его, пребывающего в нас, говорит далее апостол, во-вторых, мы имеем любовь к братьям. Дух Божий, дающий нам истинное познание Иисуса Христа (4:2), даёт и познание любви Божьей, открывшейся в послании Богом Сына в мир, чтобы мы получили жизнь (4:9), и таким образом изливает любовь и в сердца наши ( Рим. 5:5 ), что обнаруживается в нашей любви друг к другу. Любящий братьев, говорит апостол, рождён от Бога, знает Его, как Любовь , знает истинное существо любви; в таковом Бог пребывает, и его любовь к Богу достигает совершенства в дерзновении пред Ним в день суда. Любовь к братьям есть, таким образом, второй признак, что мы имеем Духа Божьего, что мы от Бога рождены и знаем Его, и Он в нас пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010