13. Испытываемый, пусть никто не говорит: я искушаем 28 Богом. Бог не искушается злом, Бога зло не может касаться 29 , (Некрасов: Бог не причастен злу) и поэтому Он не может служить источником искушений, Он не искушает никого. 14. Но каждый 30 искушается, свидетельствует апостол, влекомый и прельщаемый 31 своей собственной похотью. 15. Потом похоть, зачавши, рождает грех , а грех, достигши зрелости 32 совершенства, обратившись во всеобъемлющую страсть, рождает смерть 33 . 16. Не заблуждайтесь, братия мои возлюбленные, заключает апостол последнее наставление. 17. От Отца нашего, у Которого нет перемены светил, солнца и луны, и нет помрачений, зависящих от их движения (τροπς), Который живёт во свете присносущем и неизменяемом 34 , никогда не может исходить нечистого и гибельного, от Него исходит чистое 35 даяние благое, и нам служащее только к благу, и чистый дар совершенный, и нас ведущий совершенным образом к тому, для чего мы нуждаемся в нём. 18. Ибо Он, восхотев, Сам из Себя, по Своей воле, возродил нас словом истины, словом Евангелия, чтобы нам, как возрождённым, быть некоторыми (подобно ветхозаветным, Лев. 23:10 ; Втор. 24:2 ) начатками новых творений Его 36 . 3. Наставление, как христиане должны вести себя в отношении к слову истины 1:19–27. Наставления здесь распадаются на три части: 19–21, 22–25 и 26–27 ст. а) Во-первых, апостол увещевает христиан более слушать слово Божье, чем говорить, и принимать его в кротости. 19. Вы это знаете, братия мои возлюбленные 37 ! Заканчивает апостол предшествующие речи. – Да будет же 38 всякий человек, обращается далее апостол с наставлением, как христиане должны вести себя в отношении к слову истины, возродившему их, скор на слышание, всегда готов слушать, и медлен на слова, чтобы говорить обдуманно, и медлен, сдержан на гнев 39 . Правило общечеловеческой мудрости говорит, что человек, который охотно слушает, в обыденной человеческой жизни лучше человека, который необдуманно и много говорит и быстро воспламеняется и гневается. Это правило приложимо и к христианину в его поведении в отношении к слову истины. Апостол подтверждает и разъясняет это указанием на то, что гнев препятствует водворению правды Божьей среди людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

в) В особенности двоедушие могло возникнуть у бедных и богатых христиан. Униженный, бедный христианин, который должен твёрдо верить, что всё, чего он ни попросит у Бога, дастся ему, и должен быть всегда „проникнут радостным сознанием (хвалиться) высоты своего христианского состояния, сознанием, исключающим всякое колебание и сомнение» (иеромонах Георгий), по малодушию, вследствие своей бедности и унижений, мог огорчаться и колебаться. Также богатый христианин, который должен быть всецело проникнуться радостным сознанием своего богатства духовными благами во Христе, а в своём земном богатстве и почёте – сознанием своей зависимости от Бога и быть смиренным, мог забываться, надеяться на себя и гордиться своим земным богатством и земной славой. Апостол поэтому и даёт наставление тем и другим христианам, в испытаниях и при молитве о мудрости, сохранять только радостное христианское настроение и надеяться на Бога и будущую жизнь. 9. Униженный брат, бедняк, пусть хвалится высотой своего христианского звания (ср. 2:1). 10. Богатый же пусть хвалится, как христианин, в унижении своём 23 , а не хвалится в богатстве своём (ср. 4:16), потому что богатство не защитит его от смерти: потому что он прейдёт, погибнет (μαρανϑσεται), как цвет на траве. 11. Восходит солнце с кавсоном, с (юго-восточным) знойным и иссушающим ветром 24 , и иссушает траву, и цвет её отпадает, и красота вида его погибает: так и богатый погибнет 25 среди предприятий своих, среди своей деятельности 26 . 12. а) Блажен муж, ублажает апостол с твёрдостью и радостью переносящих испытания, который терпеливо переносит испытания, который среди испытаний остаётся твёрд в вере и живёт согласно с ней, потому что, сделавшись опытным в нравственной жизни, достигши совершенства (4 ст.), он получит венец жизни, который Бог 27 обещал любящим Его, получит вечную жизнь. б) Нетерпеливые, не имевшие мудрости, люди двоедушные, согрешая среди испытаний, могли малодушно жаловаться на Самого Бога, что это Он их искушает злом. Поэтому апостол даёт ещё наставление впадающим в испытания, – не жаловаться на Бога, если они среди испытаний искушаются своими похотями, но быть уверенными, что от Бога происходит только благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

О Том, Что и далее (1 ст.)... Апостол так выражается о Христе, говоря о Нём, как о том, что в Нём даровано нам. Словами: Что было от начала (1 ст.)... Жизнь, которая была у Отца (2 ст.)... апостол говорит о Христе, что Он от начала мира, или как сказано в евангелии: в начале, прежде создания мира, имел самобытное бытие 476 , не в Боге (ν ϑε), как только идея или сила Божья, и не у (παρ) Бога, как внебожественное существо, но к (πρς) Богу ( Ин. 1:1 ), к (πρτ) Отцу, в личном и внутреннем, нераздельном и неслиянном отношении к Богу Отцу, как самостоятельное существо или ипостась 477 . Блаж. Феофилакт: „Это идёт и к иудеям и к язычникам, которые порочат таинство спасения нашего, как позднейшее. Апостол показывает, что оно и древнее, ибо оно от начала и современно представляемому в уме началу, или, что оно древнее не только закона, но и самой твари видимой, ибо она имела начало, а оно было и прежде самого начала... Представляя величие нашего таинства в сравнительной его древности, апостол прибавляет, что оно есть ещё и Жизнь, Жизнь, не измеряемая сроком времени, но самобытная, как всегда сущая у Отца... Слово было означает не временное бытие, существование, но самобытное бытие... начало и основание всего, что получило бытие». Словами: что мы слышали и далее (1 ст.)... И жизнь явилась нам (2 ст.)... Апостол в противоположность предыдущему указывает на откровение, явление Слова жизни, вечной Божественной Ипостаси среди нас во плоти, на чувственно-историческую жизнь (во плоти) Христа, ср. Ин. 1:14 : слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу его. Апостолы не только слышали Слово, как откровение, и видели славу Его духовными очами разума, но и спокойно рассматривали, созерцали Его (узрехом) плотскими очами, осязали Его своими руками, как реальное откровение в Нём Бога Отца 478 . В этом опыте они познали в Иисусе-человеке Христа, воплощённого вечного Сына Божьего, и в противоположность отрицанию лжеучителями этого единения между Иисусом человеком и Христом, Сыном Божиим, вечным Божественным Лицом, они возвещают и свидетельствуют об этом христианам, чтобы и они имели общение с апостолами, общение которых есть общение с Богом Отцом и Сыном Его – Иисусом Христом, Вечной Жизнью и источником жизни. Блаж. Феофилакт: „И мы присоединились к Явившемуся, – говорит апостол, – не легкомысленно, но, как уже сказано, после осязания, т. е. после изыскания в законе и пророках мы поверили явившемуся во плоти Слову. Мы увидали и осязали не то, чем Оно было, но то, чем Оно стало, осязали и умственным прикосновением, и вместе чувственным, как например, Фома сделал по воскресению. Ибо Он был один и не разделён, один тот же – зримый и невидимый, объемлемый и необъятный, неприкосновенный и осязаемый, вещающий как человек, и чудотворящий как Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

563  Выражение христианского сознания, и без же (как в Слав.) по SABCP Вульг., Саидск., Арм. – По KL Копт., Эфиоп. – же, Рус.: знаем только. 565  Дети Божьи, Богоподобные, узрят Бога. Апостол на факт будущего лицезрения Божьего указывает для обоснования веры христиан в их будущую славу, а не указывает в будущем лицезрении Бога причины будущего богоподобия верующих. Мы же все откровенным лицом славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ). И наконец, достигнем высшего совершенства и увидим Бога лицом к лицу, как Он есть. 567  καϑως Рус.: так как. Еп. Михаил: „точнее: подобно тому, как Он»... Идеал совершенной чистоты осуществлён Иисусом Христом в условиях человеческой жизни и в том для христиан И. Христос – образец для подражания. 568  Так Еп. Михаил – Другие толковники в такой связи с предшествующим: „это тем более когда мы подумаем, что грех есть беззаконие... и вы знаете, что Он явился, чтобы взять грехи»... 571  Еп. Михаил: не хочет сказать, что верующий христианин никогда не грешит или что согрешающий христианин более не стоит в общении со Христом. Апостол только хочет здесь указать на противоречие склонности ко греху и пребывания во внутреннем и живом общении со Христом. – См. другие разнообразные толкования этого стиха у Фаррара. Первые дни христианства. СПБ., пер. Лопухина 1887 г. стр. 960. 573  Общение со Христом есть условие делания правды, а праведность – плод этого общения и признак, по которому узнаётся пребывающий во Христе. 581  Еп. Михаил: не имеющий братской любви – ещё в греховном состоянии, благодать в нём ещё не действует, он мёртв и чужд надежды на вечную жизнь. 585   Н. И. Сагарда : Любовь словом может быть выражением действительного чувства, но она не идёт далее слов, ей противоположна любовь на деле. Любовь языком – любовь, выражающаяся пустыми словами, лицемерная, без всякого чувства. Ей противоположна любовь истинная, всецело согласная с любовью, как она открылась во Христе. 586  См. объяснение Ин. 21:17 у прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

22. Кто 539 есть лжец, как не отрицающийся: „Иисус не есть Христос», Сын Божий (ср. Ин. 20:31 )? ещё сильнее указывает апостол христианам образ антихриста. Этот 540 есть антихрист, – отрицающийся (Слав.: отметаяйся) Отца и Сына, не имеющий и никакого общения с Отцом и Сыном. 23. Всякий, отрицающийся Сына, Иисуса, выразительно повторяет апостол сказанное, не имеет и Отца, не находится в общении и с Отцом, ибо только в Сыне Отец вступает в союз с верующими и последние в Сыне могут иметь общение с Богом. И опять обращается с наставлением к самим христианам. 24. Вы (же) 541 , – что вы слышали от начала, то пусть пребывает (ср. Ин. 8:31, 15:2 и сл.; 1Ин. 2:27 ) в вас. (И) если то, что вы слышали от начала (Евангелие Христово, ср. 1Ин. 2:7 ; слово Божие, заповедь новая), пребудет в вас, то и вы пребудете в Сыне и Отце 542 . 25. И это есть обетование, которое Он (Сын) обещал нам, – вечная жизнь, вечные блага будущей жизни 543 . 26. Это я написал вам, заключает апостол свои наставления, о тех, которые совращают вас с истинного пути (Слав.: о льстящих вас). 27. И вы 544 , – помазание, которое вы получили от Него (от Христа, см. 20 ст.), в вас пребывает, и не требуете, чтобы кто учил вас истине (апостол разумеет и себя); но, как помазание Его 545 учит вас всему, то, чему оно учит вас, есть истинно и неложно 546 и, как оно научило вас, пребывайте 547 в Нём (во Христе ср. 24 и 28 ст.). 3. II часть послания Наставления христианам с точки зрения будущего состояния их свидетельствовать своё общение с Богом праведной жизнью и любовью к братьям, в противоположность беззаконию и ненависти (2:28–3:24). От настоящего христиан апостол переходит к будущему их и обязанностям их, отсюда вытекающим, причём в 2:28–3:10 он обращает особое внимание христиан на их праведное поведение, которое свидетельствует об их рождении от Бога, в противоположность беззаконию греховного поведения, которое свидетельствует о рождении от дьявола, а в 3:10–24 – на их любовь к братьям, которой живут дети Божии, в противоположность ненависти, которой живут дети дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

После такого обращения апостол даёт уже наставления с указанием поведения, служащего отрицанием пребывания во свете, и поведения, свидетельствующего о пребывании в нём и познании Бога Отца. 9. Всякий, кто говорит, что он во свете, – как Бог во свете, – в общении с Ним, знает Его и путь и цель своей жизни, а брата своего во Христе ненавидит 512 , тот во тьме – доселе 513 , хотя внешне и принадлежит к Церкви Христовой. 10. Всякий (же), кто любит брата своего, тот во свете пребывает и соблазна в нём нет, он знает Бога, знает путь своей жизни и твёрд на нём 514 . 11. Но кто ненавидит брата своего, повторяет апостол, тот во тьме пребывает; и во тьме ходит, его нравственная тьма обнаруживается и в соответствующем ей поведении; и он не знает, куда он идёт (ср. Ин. 12:35 ), не знает, что он идёт к погибели, потому что тьма ослепила очи его. В-третьих, в первой части послания (2:12–17) апостол увещевает христиан, пребывающих в общении с Богом, избегать мира и всего, что в мире, как враждебного Богу. Во введении к этому отделу (2:12–13) апостол опять обращается к читателям с полным отеческой любви воззванием (подобно обращениям в 2:1 и 7 ст.) и напоминает им, что он пишет им, так как дело идёт о непреложной истине, о том, что в Иисусе Христе они находятся в общении с Богом Отцом. 12. Пишу вам, дети, обращается апостол ко всем христианам, потому что грехи ваши прощены 515 ради имени Его 516 , потому что вы прощены (и очищены) от грехов, ради того, чем открыло Себя Слово Божье, явившись в лице Иисуса Христа Ходатаем пред Богом, даровавшим нам в Нём прощение и очищение от грехов. 13. Пишу вам, обращается апостол далее в частности к отцам, старшим членам Церкви, и юношам, младшим членам Церкви, отцы, потому что вы познали Сущего от начала, воплотившееся Слово Божие, Иисуса Христа 517 ; пишу вам, юноши, потому что в Нём вы победили 518 лукавого (ср. 3:12; 5:18, 19; Ин. 17:15 ). Благодатью прощения владеют, как общим даром, все христиане; при этом отцы владеют, говорит апостол, уже полным и глубоким познанием Христа и спасения, но и юноши уже победили лукавого и стоят в области света: истины, праведности и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

591  вышли, прошедшее совершенное время, указывающее и на действие лжепророков в мире в настоящем. 592  Так по код. SACL ; по В : ληλυϑναι, что И. Хр. пришёл во плоти. Н. И. Сагарда : причастие отмечает реальность факта, тогда как неопределённое наклонение не определяет непременно действительности существования его. Здесь причастие прошедшего совершенного времени указывает, что апостол пришествие во плоти мыслит не как исключительно исторический факт (ср. 5:6), но, главным образом, в его непреходящем значении. 593  Проф. Богдашевский: слова ν σαρκ ληλυθτα стоят как определения, в смысле прилагательного, подле слов: „Иисуса Христа». Апостол не рассматривает „пришествие во плоти» в отдельном акте представления, относя его затем к „Иисусу Христу», а одним, так сказать, актом обнимает и Лице Иисуса Христа и Его пришествие во плоти» (стр. 85). Не должно, следовательно, слова „во плоти прешедша» понимать как сказуемое, в смысле: И. Христа, как во плоти пришедшего, в противоположность будто бы учению, что Он приходил в призрачном теле. Это было бы выражение – специальное против докетов уже 2-го века. Выражение содержит краткую форму исповедания Иисуса полного человека и вместе Христа, Божественное Лицо – Сына Божьего, а не Иисуса, как простого человека, с которым во время крещения Его временно соединился некоторый эон, оставивший Его при страданиях, или который был носителем только некоторой новой идеи и нравственной силы. 596  Ср. 3:13; мир ненавидит вас. Лжеучители своё учение выдавали также за Христово, но мир слушал их. Другие толкователи слова: из сего мы познаём понимают как заключение всего отдела: из сего то, из всего сего и проч. Еп. Михаил: и из сего, кто слушает нас, и кто не слушает, мы о них узнаём... 599  Отсутствие у кого-либо любви к братьям, как обнаружения общения с Богом, по апостолу, свидетельствует, что у таковых нет ничего общего с христианством. 601  Цель послания Сына Божьего универсальна, главное благо его – дарование вечной жизни верующим. И как посланный есть единственный Сын Божий, так и получение жизни возможно в Нём одном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

С. К. Смирнова, Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесянам. Москва. 1873 г. стр. 33–34. – Проф. Богдашевский: „болий есть Бог указывает не на милосердие Божье, но на божественное правосудие». При истинной любви сердце наше спокойно „при мысли о правосудном Боге. Ибо если сердце наше осуждает нас (в недостатке истинной любви), то мы не должны забывать, что Бог, как всеведущий, больше, чем наше способное к самообману сердце, и, следовательно, пред ним мы тем более не устоим». Но Еп. Михаил толкует это место глубже: „Смысл в подлинном тексте глубже, чем в переводе русском. Смысл подлинного текста: любовью на деле и истиной мы успокаиваем сердца наши или совесть нашу, ибо, хотя бы совесть наша и зазирала нас в чём-либо, примечая или зная что-либо недоброе в нас, то Бог больше нашего сердца и знает всё, чего даже совесть наша не знает. Он успокаивает наше сердце даже в том случае, когда сердце наше зазирает нас, так что при чистой и искренней любви и совесть наша не делается и не может быть нашим судьёй (ср. 1Кор. 4:3–5 ) и любовь, таким образом, побеждает и совесть нашу – так велика сила любви, (ср. 1Кор. гл. 13)». Ср. 4:16, 18. А. А. Некрасов переводит: что мы от истины, и что должны смирять (πεσομεν, будущее время) пред Ним сердца наши, узнаем (но ведь и здесь в подлиннике: γνωσπευα, будущее время по Sin АВСР и др., настоящее время только KL Vulg.), потому, если станет зазирать нас сердце наше; потому, что Бог больше сердца нашего и знает всё. 587  ν τοτ, точнее Слав.: о сем (в издании 1900 г.: о себе вероятно опечатка), в том, чрез то... указание на последующее: из Духа. – Который Он дал (аорист) нам (ср. 2:27: помазанье, которое вы получили), разумеется, при крещении и помазании, который в первые времена христианства сопровождались дивными проявлениями получения крещёнными и помазанными Св. Духа. 589  ο... род аттракциона но всё это предложение не значит: τι τ πν. δωκεν μν, потому что Он даровал нам Духа Святого; ибо здесь указывается не на факт дарования нам Духа, а на пребывание в нас Духа Божьего, обнаруживающееся в нас, как говорится далее, в просвещении Духом нашего ведения и оживотворении нашей любви, и познаваемое нами из такового нашего состояния, ведения и поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Петра к И. Марку ( Деян. 12:12 ) и отправление послания к Малоазийским церквам с Силуаном, помощником ап. Павла, проповедовавшего там ( Деян. 16 и след. глава). Там же, где оно по содержанию соприкасается с посланиями ап. Иакова и ап. Павла (к Рим., Ефес. и Евр.), знакомство с которыми ап. Петра признаётся несомненным, оно представляет вполне самостоятельное выражение и развитие мыслей, а не простое заимствование 124 . Наконец, в послании ясно отражаются такие личные черты характера ап. Петра, как его энергия, живость и деятельная природа; но его энергия теперь умеряется отеческой кротостью апостола, который уже был в преклонных летах и близился к концу своей трудовой жизни. Всё послание содержит ряд практических наставлений и увещаний с целью дать христианам руководственные указания и побудить их как можно совершеннее вести себя среди страданий от язычников, по-христиански. Догматические указания у апостола служат той же цели: он приводит их или для утешения христиан или чтобы обосновать свои наставления и увещания или чтобы из них опять вывести новые наставления и увещания (ср. 1:18–21, 24–25; 2:3–10 и др.). Язык послания представляет длинные периоды, в которых апостол одни мысли присоединяет к другим посредством многочисленных определительных и причастных предложений. Но в то же время он отличается простотой и, как в Евангелии св. Марка, которое, по преданию, представляет запись проповеди ап. Петра, живостью, образностью и наглядностью. Большую часть мыслей апостол выражает в наглядных образах. Если он употребляет образы, встречающиеся в Ветхом и Новом Завете, то он пополняет их новыми чертами, причём часто присоединяет и объяснение своей образной речи. Даже послание ап. Иакова содержит меньше образных выражений, чем послание ап. Петра. Для большей наглядности ап. Пётр употребляет многочисленные сравнения, приложения, многочисленные, даже в избытке, определения; для той же цели он употребляет выражения сложенные с предлогами (1:2, 3, 5, 12, 13; 2:5, 24; 4:4 и проч.), выражения, совсем не встречающиеся в Библии (παξ λεγμενα) И весьма редкие вообще в греческой литературе 125 . Наконец, он часто говорит противоположениями и выражает мысль с отрицательной и положительной стороны. Словоупотребление ап. Петра особенно близко к словоупотреблению LXX, хотя в ветхозаветные слова он весьма часто влагает новое уже содержание. 6. Содержание послания 1:1–12 содержит приветствие и введение в послание: благодарение Бога за те блага, которые читатели получили во Христе и краткое указание на значение для них страданий, которые они терпели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Так как христиан обвиняли, как людей дурных, наравне с ворами, убийцами или подозрительными и вредными для общественной и, государственной жизни сектантами, то, чтобы заставить замолкнуть уста безумных людей, не ведавших Бога и Христа, апостол далее просит христиан подчиниться всему порядку, учреждённому Богом для человеческой жизни, подчиняться которому учил и Христос, подтверждая своё учение делом. 13. Подчинитесь всему порядку, учреждённому Богом 192 для человеческой жизни, ради Господа Иисуса Христа. Далее апостол даёт частные наставления: а) всем христианам повиноваться (учреждению) власти. Повинуйтесь 193 , если приходится повиноваться царю 194 , римскому императору, как неограниченному правителю в государстве, 14. Или игемонам 195 , начальникам областей, как 196 посылаемым императором для наказания (в возмездие) злодеев и для похвалы и поощрения делающих доброе. 15. Ибо так должно поступать по воле Божьей, которою существует учреждение властей, – разъясняет и обосновывает апостол сказанное, – чтобы вы заграждали уста безумных людей, не знающих Христа, делая доброе, живя по-христиански, нравственно-чистым и святым поведением вашим: 16. Как свободные, разъясняет апостол последнее основание, как освободившиеся во Христе от всякого нравственного зла, и притом не как прикрывающие 197 свободой злобу, но как Божьи рабы, свидетельствуя и обнаруживая в своём поведении ко всем свою веру (Ириней, Против ересей, IV, 16, 5). Под свободой здесь нужно разуметь нравственную свободу, состоящую в том, чтобы господствовать над собой и быть сильным исполнять волю Божью, каковой свободы христиане могут достигать в единении со Христом. Блаж. Феофилакт в приложении к повиновению христиан властям объясняет слова апостола так: „посему ныне апостол заповедует оказывать подчинение властям искреннее, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, не наружно только, но с расположением сердечным». 17. Всем окажите должную честь, заключает апостол, всех уважайте, как равных с вами созданий Божиих, как людей; братство, ваших братьев во Христе любите, как возлюбленных и избранных Богом Отцом во Христе; Бога бойтесь, как вашего Отца и нелицеприятного Судию 198 ; царя чтите, как царя 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010