1. Подобно вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, которые хотя и язычники ещё, не повинующиеся слову Евангелия, но соединены с вами неразрывными узами брака и составляют вашу самую близкую собственность 222 , чтобы и те, которые 223 не повинуются слову (евангельскому), без слова, без проповеди им слова Божьего, жизнью, поведением жён приобрелись Христу 224 , 2. После того как они увидят ваше в страхе пред Богом и пред ними, как вашими мужьями, чистое 225 нравственно прекрасное поведение, 3. Украшением которых должна быть не внешняя красота, которую вы стараетесь себе придать плетением волос, надеванием на себя драгоценных вещей или роскошных одежд (ср. 1Тим. 2:9 ), 4. Но ваш сокровенный 226 человек сердца в нетленной, вечной и неувядаемой красоте кроткого и тихого 227 духа, который 228 есть лучшее украшение и драгоценен в очах Божиих. 5. Так 229 украшали себя некогда и святые жёны, подтверждает апостол сказанное указанием на пример святых жён, известных из священной ветхозаветной истории, – уповавшие на Бога, повинуясь своим мужьям 230 , 6. Как, например, Сарра, заключает апостол наставления жёнам указанием в частности на пример их матери по вере Сарры, была послушна Аврааму, называя его господином ( Быт. 18:2 ), которой вы, приняв христианство, сделались дочерями, делая во Христе доброе и не страшась никакого страха 231 . Последнее выражение указывает, что апостол и жён увещевает повиноваться своим мужьям язычникам не только добрым и кротким, но и строптивым, развращённым, унижавшим их за христианство и мучившим их. Такое поведение жён христианок, при господствовавшей в то время безнравственности женщин в римской империи, частых случаях развода, и их страсти к нарядам и роскоши, должно было обратить на них внимание не только их собственных мужей язычников, но и вообще мужей язычников и беспристрастно отнестись и к христианству. Так действительно и было. 7. Подобно вы, мужья, обращается апостол к мужьям с наставлением, как вести себя в отношении к своим жёнам-язычницам, повинуйтесь обязанностям, требуемым от вас браком: живите со своими жёнами разумно, с рассудительностью, предусмотрительностью, облегчая им несение тяжестей семейной жизни (ср. 2Пет. 1:5 ), как со слабейшими сосудами в несении общей семейной жизни, но, по определению Божьему, имеющими также своё назначение (ср. 1Фес. 4:4 и др.) 232 , и воздавайте им соответствующую им честь, как и сонаследницам с вами 233 благодатной нравственно-доброй и чистой, жизни вашей в супружестве 234 , чтобы молитвы ваши об обращении их ко Христу и о получении ими участия вместе с вами во благах спасения не оставались бесплодными 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

В этих наставлениях апостол не касается вопроса, как христиане должны были вести себя в отношении к начальству, которое потребовало бы от них чего-либо противного воле Божьей. Как они должны были вести себя в этом случае, апостол сам представил, своим поведением пример этому ( Деян. 4:19, 31; 5:28–32; 40–42 ). В послании об этом он говорит в 3:14–17. Св. Дидим говорит: „как одно совершается ради Бога, а другое ради иного, так и властям повинуются иногда ради Бога, а иногда ради иного. Кто повинуется ради Господа, тот не повинуется только тогда, когда они совершают что-либо противное воле Бога. Поэтому должно бороться даже до смерти, если бы когда-либо пожелали, чтобы мы совершили что-либо противное Христу, сказали или сделали противное разуму и дозволению Церкви». б) Далее апостол обращается с увещанием к рабам – повиноваться власти господ. 18. Рабы 200 , со всяким страхом 201 , помня свои обязанности и ответственность и боясь провиниться нерадением (св. Еф. 6:5 ), повинуйтесь господам, каковы бы они ни были, не только добрым и кротким (γαϑος κα πιεικσιν), справедливым, какими они должны быть, и кроткими, обращающимся с вами кротко, как с домочадцами, но и строптивым (σκολιος), развращённым (каковыми были римские рабовладельцы) и жестоким 202 , которые не знают справедливости и которым нельзя угодить правдой и честным поведением. 19. Ибо это есть благодать у Бога 203 , обосновывает и разъясняет апостол своё увещание рабам, – если кто ради совести пред Богом, свидетельствующей вам, что Бог желает такого вашего поведения, терпеливо переносит 204 скорби, страдая несправедливо, незаслуженно 205 . 20. Ибо какая слава, доказывает апостол сказанное наглядным примером, если вы, согрешая и будучи наказываемы 206 , будете терпеть 207 страдания? 208 Но (будет слава,) если, делая доброе и страдая, вы будете терпеть. Ибо 209 это есть, опять повторяет апостол сказанное в 19 ст., благодать у Бога. 21. Ибо на это вы и призваны, ещё обосновывает и разъясняет апостол своё увещание указанием на призвание христиан, потому что и Христос пострадал за вас, оставив вам 210 , после своей смерти 211 , образец 212 для подражания, чтоб вы следовали по стопам Его, делали подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

267  По Sin. АВС  – κατειργσϑαι; по KLP  – κατειργσασϑαι. Блаж. Феофилакт: уже ли вы не насытились, проведши столько времени в удовольствиях житейских. 268  κμος пиршество в честь Диониса или Вакха с плясками и песнями, хождение по деревне или городу в масках с плясками и пением и весёлыми шутками, чтобы продолжить пиршество у другого из участников пиршества. 269  ν относится к указанию на то, что христиане в раннейшей своей жизни участвовали с язычниками в распутстве, и составляет дополнение к ξενζονται, представляя вместе с тем и причину, почему язычники дивились им. 271  ζσι – о вечной благодатной жизни, ср. 1:4; 3:4; Ин. 11:20 . К построению всей фразы, где κριϑσι указывает только на факт, случившийся при жизни умерших, см. греч. синт. Черного § 155, стр. 243. Св. Максим исповедник : „чтобы жили духом по Богу, приняв в аде благовествование богопознания через Спасителя, пришедшего спасти и мёртвых в аде, которые поверили (7 вопрос к 1Пет. 4:6 ). Еп. Михаил: „все те, которым благовествовал Христос в аде, по-видимому, представляются здесь в пример, чтобы выразить ту мысль, что всем умершим без веры во Христа будет проповедано евангелие, хотя, как и когда – неизвестно». 273  σωφρονεν значит: иметь здоровые мысли, сдерживать стремление своих страстей. К выражению: трезвитесь ср. 1:3. 274  Бл. Феофилакт: „хотя закон дружбы повелевает не замечать недостатков друзей, как говорит законоположник; любовь покрывает множество грехов; но хвалить их не следует чрезмерно». По код. Sin. LP читается: καλψει. Еп. Михаил понимает это выражение в смысле: любовь покрывает множество грехов оказывающего любовь другим. 275  διακονεν здесь в общем значении: распоряжаться, употреблять на служение дар, какой кто получил, ср. 1:12. В 11 ст. – о практической деятельности. 278  ξενζεσϑαι ср. 4:4. с отрицанием, равнозначным с выражением: чувствовать себя, как дома, считать для себя что-нибудь совершенно естественным. 281  τ τς δξης... Sin. AP . перевод Копт., Сирск., Армян., Эф., Киприан, Афанасий прибавляют: κα τς δυνμεωτ. Sin. ещё ατο. Следующий затем союз κα в изъяснительном значении: именно Дух Божий – Еп. Михаил: „Дух славы, – вносящий в страдающих свою внутреннюю славу и озаряющий ею их дух, даруя им в этом залог участия в славе и будущей блаженной жизни. Выражение: Дух Божий присоединено к выражению: Дух славы для указания, что под сим последним должно разуметь лицо, а не отвлечённое понятие в смысле настроения или расположения духа злословимых».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Пришли и священники о. Владо (Тасков) и о. Георгий из города Сандански, вместе с диаконом (Орлином Андреевым). Разговор состоялся перед самим храмом. Священники снова высказали мнение, что здание не отвечает требованиям православной церковной архитектуры, имея в виду в основном некоторые отклонения от церковного канона, особенно внутри храма, связанные с практической деятельностью священника, который будет служить в этом храме: небольшое помещение, нехватка места для того, чтобы поставить царский трон, оформить крестильную и место для подсвечников, и прочие подобные. Кроме этого форма купола внутри не дает возможности через некоторое время расписать изображения четырех евангелистов, что является основным правилом росписи православного храма. Они высказали обобщенное мнение, что если эти основные возражения не будут приняты во внимание, то это здание могло бы быть всяким другим, только не и православным…” “Если вы не сможете расписать алтарь, как вы утверждаете, что должно быть – разгневался Светлин Русев, – мы его не будем расписывать. Если нельзя, то не будет и священника.” “Тогда – ответил один из священников, – сделайте себе в нем дискотеку. Вы явно стремились построить не православный храм, а пантеон, в котором увековечить самого себя. Мы не можем освятить и признать такой храм как православный” . Несмотря на мнение этих священников, теософ и масон Светлин Русев достиг свою цель и 14 октября 1994 Неврокопский митрополит Нафанаил в присутствии множества людей и телекамер освящает “храм” (исключая иконы). Как хорошо выясняет Кр. Стоянова, “это было собрание светских людей, и большинство приглашенных официальных лиц пришли не из-за самого таинства, а наверное чтобы быть показанными электорату по телевидению, потому что приближались выборы” . С духовной точки зрения интересно свидетельство священника Владо Таскова из города Сандански, который присутствовал лично на освящении храма и сказал, что во время освящения некоторые из непосредственных участников, как иерей Валентин Ноцков и диакон Орлин Андреев, получили сильную головную боль.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Но они, говорит апостол, намеренно будут упускать из виду противоречащий их утверждению факт, что ведь древний мир был уничтожен водой. Отсюда апостол напоминает христианам, что также и этот мир теперь сохраняется огню на день суда и погибели нечестивых, что для Бога нет различия в долгом и коротком времени, и что если по нашему счёту времени обетование пришествия Господа медлит, то это Божье долготерпение, не желающее, чтобы кто-либо погиб, но чтобы все покаялись. 1. Возлюбленные, пишу вам это уже второе послание, в которых напоминанием возбуждаю (ср. 1:13) ваш чистый смысл (ср. 1:12), ваши чистые мысли и чувствования, соответствующие истине 386 , 2. Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, особенно предсказания о пришествии Господа (ср. 4 ст. и 1:19), и заповедь Господа и Спасителя, евангельское учение Его, возвещённое вам Апостолами вашими, ап. Павлом, Варнавой, Силуаном, Тимофеем и др., и поступали по нему. 3. Знайте 387 прежде всего то 388 , что в последние дни 389 , пред концом мира, придут наглые насмешники 390 , которые будут поступать по их собственным похотям, 4. И будут говорить, с негодованием и презрением, не называя Господа по имени: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как умерли наши отцы, мир остаётся в таком же устройстве, в каком он был от начала создания 391 . 5. Ибо они, – указывает апостол основание, почему они в своих похотях и отрицании силы обетования будут говорить, что мир от создания его неизменяем, – будут намеренно 392 скрывать от себя то, что небеса были изначала (исперва) и земля, пришедшая в своё настоящее состояние из воды, в которой она сначала была погружена, и водой, через разделение её на воды над землёй и воды под землёй и чрез собрание её в моря и другие водные вместилища силой творческого Слова 393 ( Быт. 1:9–14 ), – и стояли долгое время так же без изменения, как стоит теперешний мир, – и что 6. Чрез них 394 , чрез эти небо и землю, тогдашний мир, потопленный водой, когда открылись источники небесные и земные ( Быт. 7:11 ), погиб, нечестивые люди были истреблены, [а физический] 395 мир был обновлён ( Быт. 8 гл.), получил другой вид (8:22): 7. А нынешние небеса и земля сохраняются как сокровища, как драгоценность 396 , тем же Словом Божьим (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Еккл. 10:16 ) 371 ; срамники и сквернители. порочащие себя и других (ср. 2 ст.); люди, которые, пируя с вами, наслаждаются выдумками своими, чем и как возможно удовлетворять влечениям плоти (3 ст.): 14. С очами, исполненными любострастия 372 и ненасытными в грехе; обольщающие приманкой чувственных удовольствий 373 неутверждённые в истине души. В-третьих, это люди корыстолюбивые (14–16): 14 (продолжение). Это – люди с сердцем, испытанным и утвердившимся в любостяжании, дети проклятия и погибели 374 . 15. Оставив прямой путь истины, на котором они прежде стояли, они заблудились, последовав пути Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, воспламенился корыстолюбием и склонил Израиля к невоздержанию и разврату ( Чис. 22:31, 8:16 ); 16. Но был облечён в своём беззаконии: бессловесная ослица 375 , проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка, страстное желание его сокровищ Валака и забвение им закона, по которому он, как пророк, должен был поступать. Наконец, в 17–22 ст. апостол изображает лживость, ничтожество лжеучителей и вред от них. 17. Это безводные источники, люди, обманывающие желающих слушать их, как высохшие источники жаждущих; облака мглы 376 , гонимые бурей, которые вместо того, чтобы напитать землю дождём, разрываются бурей и разносятся, не дав земле ни одной капли влаги. Тогда как избранным уготовано и хранится на небесах наследство ( 1Пет. 1:4 ), – им же приготовлен и блюдётся мрак тьмы во веки 377 . Ср. Мих. 3:6 и Дан. 12:3 . 18. Ибо они, произнося надутое пустословие, обосновывает апостол своё указание на гибель лжеучителей изображением вреда от их учения, – прельщают и уловляют похотями плоти и развратом неутверждённые души (14 ст.) тех, которые едва 378 удалились 379 от живущих (νασ τρφοντας) в заблуждении, которые сами недавно жили по похотям ( 1Пет. 4:4 ) и едва отстали от такой жизни, 19. Обещая им свободу, обольщая их изображением позволительного, сами будучи рабами тленного 380 этого чувственно-позволительного, ибо кто кем побеждён, тот тому и раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Послание написано так обще, что могло бы быть проповедью ученика Христа и пред Иудеями, ещё не верующими. 1) Имя „Иисус» упоминается в нём только два раза. 2) Слова „Евангелие» совсем нет. 3) В нём нет ещё обсуждения догматических вопросов христианского учения. 4) Посвятивший себя изучению главным образом ветхозаветной мудрости, практически-учительной, ап. Иаков и в послании мало сообщает догматических истин, но даёт преимущественно советы практической деятельности. 5) Его наставления имеют множество параллелей с нагорной проповедью и вообще словами Иисуса Христа и представляют множество ссылок на Ветхий Завет . Он указывает на Раав, Авраама, Иова, Илию; на кн. Псалтирь, пр. Исаии, Амоса; можно видеть параллели с кн. Сираха, Премудр. Соломона, Притчей и Экклезиаста. – Но выше всякого сомнения, что св. Иаков в нравоучении стоит на новых, чисто христианских основаниях. Его учение, что для нравственной жизни необходимо возрождение словом истины (1:18), что возрождённый человек может исполнить весь нравственный закон и может достигнуть свободы от греха (1:25; 2:12), что совершенствование и оправдание христианина достигается в союзе с Христом живой и деятельной верой (2:14–26) и проч., указывает, что он имел совершенно чистые и догматические христианские воззрения на оправдание и спасение во Христе благодатью по вере, о чём он впоследствии засвидетельствовал также и своим отношением на апостольском соборе к ап. Павлу и христианам из язычников ( Деян. 15 гл.). Тон послания соответствует поводу увещаний: то мягкий, то строгий. Часто напоминает речи пророческие властностью, благочестивой строгостью и требованием непоколебимой преданности закону Божьему. Его послание, как мы видели, не представляет изложения и развития каких-либо общих догматических вопросов, но представляет ряд логически связанных между собой отделов нравственно-практических наставлений по поводу тех или других простейших явлений из жизни первых христиан. В них апостол приступает прямо к делу. Сначала говорит спокойно, прямо и просто, но потом настаивает на сказанном с повышением голоса, как в устной речи, и с сильными указаниями на греховность и преступность того поведения христиан, которое он обличает, с быстрыми вопросами, заключающими в себе и ответы, и с живописными сравнениями и уподоблениями, часто в параллелизмах, как в речах пророческих. Речь его выражается большей частью в кратких предложениях, иногда отрывочных и не связанных союзами, иногда с повторениями. Язык послания весьма хороший греческий. 4. Время и место написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Не делайтесь, братия мои, многие, во множестве, учителями, зная, что мы, учители, примем больший, более строгий, приговор суда за наши согрешения 79 . 2. Ибо мы все, по общечеловеческой греховности, часто согрешаем. Указав на общечеловеческую греховность, по которой учащие также грешат, апостол указывает далее, что грехов языка избежать особенно трудно и греховная сила его весьма разрушительна. Если кто в слове не согрешает, то это – муж совершенный, могущий обуздать и всё тело, могущий господствовать и над всем телом, чтобы оно уже не служило греху 80 . Что обуздание языка сопровождается господством человека над всем телом, апостол объясняет двумя сравнениями. 3. Вот 81 мы влагаем удила в уста коней, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Слав.: всё тело их обращаем). 4. Вот и корабли, столь великие и сильным ветром гонимые, малым рулём обращаются (Слав.), направляются, куда желает 82 движение 83 правящего. Далее апостол указывает, сколь великое зло причиняет этот малый член – язык – людям. 5. Так и язык есть малый член, но „вельми хвалится» дерзает на великие разрушительные дела 84 . Вот малый огонь сколь великий лес 85 сжигает. 6. И язык, заключает апостол, огонь, мир неправды 86 , язык водворяется (καϑσταται) среди членов наших, и оскверняя всё тело, и воспламеняя огнём страстей вращающееся колесо жизни нашей, и воспламеняясь сам из геенны огнём ненависти ( 1Ин. 3:15 ). Язык – мир неправды (Ср. Притч. 17:6 : λος κσμος τν χρημτων), совокупность всего неправедного, преступного и беззаконного, поскольку на нём человек даёт выражение всему разнообразию грехов, в которых участвуют все члены тела, каждый возбуждая в человеке грехи своего рода и вида. Поэтому он является и оскверняющим всё тело, поскольку он своими речами возбуждает страсти, орудием которых являются прочие члены. – Потом язык обнаруживается и как огонь, воспламеняя в целый пожар страстей нашу жизнь, которая в своём течении подобна катящемуся колесу, и сам воспламеняясь из геенны огнём ненависти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

В следующем отделе, примыкающем к 1:22–25, апостол даёт наставление христианам не говорить только о своей вере, но выражать её в соответствующих ей делах. Вера без дел, говорит апостол, бесполезна и не имеет никакой цены. Праведность христианина обнаруживается и доказывается только делами и спасение достигается верой, содействующей делам и через них достигающей совершенства (2:14–26). В следующем ряду увещаний апостол в связи с 2:19 почему христианин не должен быть скор на грехов языка трудно избежать, он приносит зло (3:1–12). И даёт наставление, чтобы способный учить обнаруживал свой дар в кротости и мире, без самолюбия, зависти и любви к спорам (3:12–18). Страсти и искажение истины, вражда и распри, проявлявшиеся среди христиан, читателей послания, были следствием более общего их порока, привязанности к миру. Поэтому далее апостол обличает привязанность к миру. Она делает человека врагом Богу, производит в нём надменную беспечность и заставляет его жить в нераскаянности (1:1–10). Указав читателям в 4:10 на необходимость смирения, апостол далее обличает грехи против смирения. Прежде всего, он обличает тех, которые берутся судить ближних (4:12–13). Далее апостол обличает тех, которые самонадеянны относительно своей жизни и своих предприятий, как будто бы от них зависит то и другое (4:13–17). Потом обличает богатых, которые живут только настоящим и, забывая грядущий суд, презирают смирение пред судьёй и Господом нашей жизни, праведным мздовоздателем в будущем веке (5:1–16). Все эти обличения апостол сопровождает также положительными наставлениями читателям, как они должны были вести себя в рассматриваемых случаях их жизни. В заключении послания апостол опять обращается с увещаниями ко всем христианам. Всех увещевает – ожидать пришествия Господа с долготерпением, не сетуя друг на друга и не утверждая своих прав, по влечению страстей, клятвой (5:7–12); искать убежища и подкрепления в различных положениях жизни в молитве, в случае болезни и нужды совести – в таинстве елеосвящения, в исповедании согрешений друг другу и братской молитве друг за друга (5:13–18) и, наконец, так как самое худшее зло для христианина есть уклонение от истины, увещевает принимать с любовью, которая ищет погибшего и (5:20–21). Эти наставления, увещания и обличения направлены против недостатков, которые составляли отличительную иудейского народа. Стремление к богатству и пред ним, лицеприятие, надежда на происхождение от Авраама и на правую веру и в то же время жестокосердие, погрешения в отношении к закону любви и милости ( Мф. 2:5–23 ), преклонение пред учительством в области знания, страсть к спорам, неуступчивость, частое употребление клятв и проч. были отличительными чертами евреев. Что подобные недостатки стали обнаруживаться уже в раннее время быстро разраставшейся христианской церкви среди Иудеев, тому не должно удивляться, если обратить внимание на явление, о котором повествуется уже в Деян. 5:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

3. И вы обратили взоры на человека в светлой одежде и сказали ему: ты сядь вот здесь, впереди и на удобном месте, здесь хорошо; а бедному сказали: ты стань вон там, сзади, или: сядь у подножия моего, на полу 58 , 4. То не оказались ли вы двоедушными, разделившимися в своих мыслях 59 между верой в славу Господа и своим мнением о богаче и бедном (ср. 1:9–10) и не сделались ли вы судьями с худыми мыслями (Некрасов: судьями лукавых расчётов), не сделали ли такой суд из худых побуждений? Несправедливость такого лицеприятия апостол доказывает далее двумя указаниями: а) каковы по избранию Божьему бедные в мире и б) каковы богатые. 5. Послушайте, братия мои возлюбленные, не Бог ли избрал бедных в этом мире быть богатыми, по вере их духовными сокровищами, (такового богатства мир не ценит), и наследниками 60 царства Божьего, которое Он обещал любящим Его, (такового положения мир не признаёт)? 6. А вы (μες) унизили (τιμσατε) бедного. Не богатые ли, в вопросах, например, имущественных и правовых, угнетают вас 61 , и не они ли влекут вас в судилища (иудейские или даже языческие)? 7. Не они ли (5:1–6) своим поведением и сами хулят 62 и дают повод неверующим хулить доброе имя Иисуса, наречённое на вас 63 . А вы возвысили богатого, разумеется заключение. – Апостол здесь не говорит, будто все избранные – бедняки или все бедные – избранные, также не говорит и того, будто все богатые так поступали; но только то, что богатство способствует забвению Бога и вражде против Него, и что таковые богатые были среди христиан (5:1–5), а бедные были богаты верой. Далее апостол указывает христианам, что такое поведение их не только необдуманно, но и греховно и опасно ввиду будущего суда (8–13). Это он доказывает раскрытием свойств закона Божьего. 8. Если вы действительно 64 исполняете царственный закон, главную заповедь в законе, заповедь о любви, по изречению Писания (в кн. Лев. 19:18 ): возлюби ближнего своего как самого себя 65 , говорит апостол, то вы хорошо делаете. Эту заповедь Сам Господь называет главной ( Мф. 12:28–33 ), исполнение её стало существенной и отличительной обязанностью и христиан ( Рим. 13:8–10 ; Гал. 5:14 ). Но, продолжает апостол, заповедь о любви, как царственная, требует и исполнения её без исключений и нарушение её является нарушением всего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010