…В начале 60-х годов, во время хрущевских гонений, новоизбранного Патриарха Ефрема вызвали на секретное совещание, где присутствовали высшие правительственные лица. Ему сказали, что необходимо закрыть в Грузии хотя бы несколько храмов, так как этого требует идеологический аппарат Хрущева. Уполномоченный предложил закрыть в первую очередь тбилисский храм преподобного Давида, около которого был создан «пантеон». Тогда Патриарх решился на крайнюю меру. Он впоследствии признавался, что сам удивился своим словам, как будто их сказал за него кто-то другой. Он ответил: «Во время своей интронизации я дал слово грузинскому народу, что готов положить свою голову на плаху за Церковь , поэтому, если вы начнете закрывать храмы, я должен буду умереть, и сделаю это так, что узнает весь мир». Посовещавшись, грузинские власти решили передать ответ Патриарха в Москву и ждать решения оттуда. И случилось чудо: гонения 60-х годов, которые прошли, как смерч, по всему Советскому Союзу, почти миновали Грузию. Может быть, Кремлевский Диктатор отступил перед решимостью Патриарха. Впрочем, в это время и многие выдающиеся грузинские ученые выступили в защиту Церкви. Однажды в день Благовещения Патриарх Ефрем, обращаясь к народу, сказал: «Сегодня я хочу сделать вам подарок – поделиться своим опытом. Когда мне тяжело на сердце, то я подхожу к иконе Благовещения и говорю: “Святой Архангел Гавриил, ты принес радостную весть Деве Марии, принеси и мне радость, исполни мои молитвы, но только по воле Божией”». Надо сказать, что Патриарх Ефрем скончался в день Благовещения – на свой любимый праздник. Поистине дивны судьбы Твоя, Господи! 45 Монах Амвросий (Гвазава) последние годы своей жизни провел при Илорском храме. Он не имел священного сана, а нес послушание пономаря и певчего. Жил в келии внутри церковной ограды, рядом с комнатой, где принимали гостей.– Авт. 46 Когда я служил в Ольгинском монастыре, Католикос-Патриарх Ефрем говорил мне: «Помни, что на престоле невидимо присутствует Пресвятая Троица. Будь осторожен в обращении со Святыми Тайнами. Когда ты входишь в алтарь, то, прежде всего, поклонись престолу. Архиерей, посещая храмы своей епархии, прежде всего, должен осмотреть антиминс, не порван ли он, нет ли каких-либо пятен, не осталось ли после последней службы частиц Святого Тела Христа».– Авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В Тбилиси при невыясненных обстоятельствах скончался бывший архиепископ Никорцминдский Амвросий (Катамадзе) 1 декабря 2008 г. 13:00 В своей квартире в Тбилиси был найден скончавшийся при неясных обстоятельствах Амвросий (Катамадзе), бывший архиепископ Никорцминдский, сообщает «Интерпрессньюс». Тело 67-летнего архиепископа было обнаружено его сыном, священником Нодаром Катамадзе. По словам одного из приближенных лиц, Мамуки Сухишвили, тело усопшего упокоено в настоящее время в кафедральном соборе Пресвятой Троицы. Было проведено вскрытие, результаты которого станут известны примерно через две недели, после чего можно будет установить причину смерти. Как сообщил Мамука Сухишвили, архиепископ Амвросий был единственным духовным лицом, сопровождавшим в эмиграции первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. По его же словам, архиепископа Амвросия, духовного наставника Звиада Гамсахурдиа, преследовали и угрожали ему убийством. 2 декабря отпевание иерарха совершит Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II , и в тот же день бывший архиепископ Никорцминдский будет похоронен в мужском монастыре Шиомгвиме. Во время последней встречи с архиепископом Амвросием, пришедшим поддержать грузинских писателей, корреспондент «Интерпрессньюс» стал свидетелем того, как иерарх отказал одному из присутствующих в просьбе крестить новорождённого, сказав, что «через неделю меня уже не будет на этом свете». Как сообщил ранее агентству «Благовест-инфо» один из клириков Грузинской Церкви , в 1970-х годах Амвросий, в то время клирик Грузинской Патриархии, самочинно провозгласил себя епископом, якобы получив благодать архиерейства от гробницы св. Нины. Впоследствии, однако, он примирился с Церковью, через несколько лет был законно поставлен во епископа и до 1991 года занимал Никорцминдскую кафедру. В 1980-1992 гг. архиепископ Амвросий был членом Священного Синода Грузинской Православной Церкви. Будучи одним из духовных лидеров звиадистов, он был вынужден эмигрировать из Грузии после свержения президента Гамсахурдиа. Некоторое время он продолжал сопровождать Звиада Гамсахурдиа сначала в Армении, а затем в Чечне, где тот скрывался от грузинских спецслужб.

http://patriarchia.ru/db/text/496590.htm...

В 1784 году монах Иов получил в Яссах посвящение в иеромонаха от молдовлахийского митрополита Гавриила 2146 . В 1785 году, был произведён в игумена и назначен настоятелем молдавского Городищенского Успенского монастыря 2147 . В 1790 году, 20 января, по словесной просьбе светлейшего князя Потёмкина-Таврического, архиепископ Екатеринославский Амвросий, бывший в то время и блюстителем молдовлахийской «эксархии» 2148 , посвятил игумена Иова, за «честное его поведение», в архимандриты «с возложением на него креста на ленте ордена св. Владимира 4-й степени» 2149 . Вероятно, с посвящением в архимандриты Иов получил другое назначение. С осени 1792 года он находился в городе Дубоксарах. Когда сделалась свободной Феодосийская и Мариупольская архиерейская кафедра, викарная екатеринославской 2150 , св. синод в представлении на высочайшее утверждение обычных двух кандидатов на эту кафедру первым поставил архимандрита Иова. Высочайшее избрание пало на первого кандидата 2151 , и 27 февраля 1793 года, «в день воскресный», в Воскресенской церкви Киевского митрополичьего дома, архимандрит Иов был посвящён в епископа 2152 . В его хиротонии участвовали, кроме митрополита Самуила, находившиеся в Киеве преосвященные: Максим католикос Имеретнский, бывший Севский епископ Кирилл и грузинский архиепископ Иона, «имевший в Киеве пребывание по указу» 2153 . Случилось так, что незадолго до посвящения Иова скончался Екатеринославский архиепископ Амвросий 2154 , и новоназначенному Екатеринославскому викарию поручено было управлять до времени всей Екатеринославской епархией 2155 . Из Киева он прямо приехал в Полтаву, где находилась Екатеринославская архиерейская кафедра, и 13 марта 1793 года вступил в управление обширной епархией 2156 . Судьба, таким образом, ставила одного Потёмкина устраивать в духовном отношении тот самый край, который другим Потёмкиным – светлейшим князем Таврическим – был устроен в отношении гражданском. Впрочем, преосвященному Иову в Полтаве быть пришлось не долго. 10 мая на Екатеринославскую епархию был назначен Молдовлахийский митрополит Гавриил – и в конце этого месяца он был уже на своей кафедре 2157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Амвросий (Хелая) был посажен под домашний арест. Также работники ЧК собирали агентурную информацию и показания «свидетелей» об антисоветской деятельности митр. Назария. ЧК интересовала и роль митрополита в деле о ценностях мон-рей Гелати и Джручи , к-рые по распоряжению Г. Цинцадзе, личного секретаря председателя Грузинской Демократической Республики Н. Жордании, от 23/24 нояб. 1920 г. были перенесены в Кутаис и затем переправлены в Европу. 4 февр. 1923 г. митр. Назария допросил поверенный Кутаисского политбюро Кикалеишвили. Митр. Назарий отрицал свое участие в антисоветской деятельности, но 10 февр. по этому же обвинению его и кутаисского прот. Гавриила Цагареишвили арестовал др. представитель Кутаисского политбюро - Каландаришвили ( Гамахария. 2006. С. 165-166). Ему вменяли в вину сокрытие церковных ценностей и участие в меморандуме, к-рый 7 февр. 1922 г. католикос-патриарх исп. Амвросий направил Генуэзской конференции и в к-ром описал положение Грузии в условиях ее советизации. 11 марта 1923 г. митр. Назарий обратился к председателю ЧК Грузии с просьбой разрешить ввиду Великого поста духовенству, находящемуся в заключении, исповедоваться и причаститься «в одном из ближайших к тюрьме храмов» (НА Грузии. Ф. 516. Оп. 1. Д. 1. Л. 196). 19 марта 1924 г. в 8 ч. вечера, «после 25-часового заседания», суд вынес приговор, по к-рому в силу амнистии ЦК Грузии митр. Назарий после 14-месячного ареста был освобожден как невиновный. 29 марта 1924 г. измученный и больной архиерей вернулся в епархию (Комунисти (Коммунист). 1924. 147. С. 5). 1 авг. 1924 г. митр. Назарий вместе с кутаисским причтом по просьбе паствы поехал в с. Родинаули (Шорапанский р-н), чтобы освятить церковь. После вечернего богослужения они зашли в дом к одному из верующих. В час ночи местные власти арестовали их (9 чел.) «за попытку организации мятежа» и перевезли в Свирский районный исполком. По словам митр. Назария, его «вывели на улицу в нижнем белье, положили на арбу, как бандита, связали руки и повезли в Свири».

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Его допросили и освободили, однако с этого времени начались гонения на него со стороны властей. 10 июня 1922 г. он был вновь задержан вместе с протоиереем Квирильского благочиннического окр. Иаковом Гвелесиани, протоиереем кутаисского кафедрального собора во имя св. Александра Невского Василием Долаберидзе, прот. Мелитоном Келенджеридзе и управляющим канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии Э. Тутберидзе, когда они намеревались выехать в Свирский и Сачхерский округа (Журналы заседаний. 2016. С. 348). 25 февр. 1921 г. в Тифлис вошла Красная Армия, Грузинская Демократическая Республика прекратила свое существование, страна был интегрирована в состав Советского гос-ва. Католикосский совет принял постановление, согласно которому святыни и древности Тифлисского Сиона и Светицховели во избежание секуляризации их правительством нужно было вывезти в Кутаис. Это было поручено светицховельскому архим. Павлу (Джапаридзе). Ценности вначале были спрятаны в кутаисском кафедральном соборе. Через неск. дней в Кутаис приехал католикос-патриарх исп. Амвросий (Хелая), принявший решение укрыть сокровищницу возле храма Баграта, под балконом дома митр. Назария, накрыв ее каменной плитой. 24 апр. 1923 г. представитель Кутаисского политбюро Цирекидзе допросил архим. Павла и кутаисского прот. Платона Цкитишвили. Архим. Павел заявил, что, приехав в Кутаис, все 4 ящика и мешок оставил на железнодорожной станции и ничего не знает об их дальнейшей судьбе, а прот. Платон дал показания, что вместе с архим. Павлом видел эти 4 ящика в кутаисском кафедральном соборе и что их отнесли в дом митр. Назария. Из-за несоответствия показаний их обоих арестовали. 25 апр. специальная комиссия обнаружила ценности в указанном месте ( Гамахария. 2006. С. 167-168). Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г. Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г. 12 янв. 1923 г. представители советской власти арестовали членов Католикосского совета, католикос-патриарх исп.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

18 сент. 1918 г. скончался митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) . На овдовевшую кафедру было 3 претендента: еп. Урбнисский Давид (Качахидзе), архим. Николай (Наморадзе) и архим. Назарий. Священноначалие проголосовало за архим. Назария. 16 нояб. 1918 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони состоялось его наречение во архиерея, 17 нояб. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели митр. Тифлисским Леонидом (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), митр. Чкондидским исп. Амвросием (Хелаей ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927), еп. Цилканским Георгием (Аладашвили) и еп. Алавердским Пирром (Окропиридзе) был хиротонисан во епископа Кутаисско-Гаенатского и в тот же день возведен в сан митрополита ( Асатиани. 1995. С. 7). В 1919 г. митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии : 1 окт. 1919 г. побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 нояб.- в Свирском, 11 нояб.- в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 дек. 1919 г. на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения (Чвени квекана (Наша страна). 1919. 175. С. 4; 200. С. 4; 224. С. 3). 1-7 сент. 1921 г. митр. Назарий участвовал в 3-м Церковном Соборе ГПЦ, прошедшем в Гелати, на к-ром рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр. исп. Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования исп. Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против (Архив Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 6478. Л. 51). 24 окт. 1921 г. митр. Назарий под предлогом отсутствия у него документов, удостоверяющих личность, был задержан гражданскими властями на железнодорожной станции в Кутаисе.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

07.09.2015 00:14 Благовест-инфо Папа Франциск: каждый приход в Европе должен принять семью беженцев 04.09.2015 19:24 Благовест-инфо Британские католики призывают Дэвида Кэмерона оказать действенную помощь мигрантам 04.09.2015 17:15 Благовест-инфо Мелькитский патриарх призывает молодежь не покидать Ближний Восток 04.09.2015 17:04 Благовест-инфо Немецкие епископы: предоставление права убежища в церквах – крайняя мера 30.08.2015 23:34 Благовест-инфо Ватиканская аптека изготовляет эффективное средство от чесотки для иммигрантов 20.08.2015 21:26 Словакия отказывается принять беженцев-мусульман 20.08.2015 21:11 " Вести ФМ " В немецком лагере для беженцев вспыхнул конфликт на религиозной почве 13.08.2015 16:45 В Литве также хотят запретить ношение паранджи, хиджаба и никаба 11.08.2015 12:46 Президент Латвии хочет начать дискуссию о ношении хиджаба и паранджи 07.08.2015 11:33 Правительству Эстонии предложено объявить о запрете паранджи еще до прибытия беженок-мусульманок 04.08.2015 12:42 Архиепископ Ванагс: Латвии будет полезно принимать лишь гонимых христиан 03.08.2015 16:33 «Каритас» Греции: кризис не заставил отвернуться от беженцев и мигрантов 03.08.2015 12:05 Эстонская евангелическо-лютеранская Церковь предлагает правительству помощь в приеме беженцев На главную В раздел «Новости» Репортажи Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу» открылась в Доме русского зарубежья Будни и праздники в церковной жизни русской эмиграции Всероссийская научная конференция «Наследие С. С. Аверинцева и современное гуманитарное знание» состоялась в Москве Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На данный момент церкви или часовни имеются при всех тюрьмах и исправительных колониях Грузии. 9 апр. 1991 г. Грузия провозгласила гос. независимость. В 1995 г. было открыто 12 новых епархий, их общее число возросло до 27. Решением Синода ГПЦ к лику святых были причислены груз. писатель и общественный деятель Илия (Чавчавадзе) (1987); Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), архим. Григорий (Перадзе) , прав. Алексий (Шушаниа), пострадавшие во время советской власти священномученики митр. Назарий (Лежава), иереи Симон Мчедлидзе, Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, диак. Виссарион Кухианидзе (1995), Гавриил Кикодзе, Католикос-Патриарх Кирион (Садзаглишвили) (2002). Католикосом-Патриархом Илией II были установлены дни празднования грузинского языка (1985), Иверской иконы Божией Матери 28 сент. 1998, списка чудотворной иконы из афонского Иверского мон-ря, написанной на Афоне и привезенной в дар груз. народу. В 1997 г. ГПЦ торжественно отметила 20-ю годовщину со дня интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. Указом Президента Грузии Э. Шеварднадзе Его Святейшество был награжден высшей гос. наградой - орденом св. Давида Строителя. Внешнецерковная политика в XX - нач. XXI в. В первые десятилетия после провозглашения автокефалии ГПЦ сношения с Поместными Церквами, не признавшими статуса ГПЦ, а также с иными Церквами и религ. орг-циями за границей практически сошли на нет. К-польский Патриарх Василий III (1925-1929) неоднократно обращался в Совет Католикосата ГПЦ с просьбой о переводе ГПЦ на новый стиль. 5 сент. 1928 г. Временное Церковное Управление ответило согласием, однако это вызвало сопротивление паствы, и Управление было вынуждено отменить решение (Церковный календарь ГПЦ. 1928). В кон. 40-х - 50-х гг. XX в. с установлением молитвенного общения с РПЦ ГПЦ стала активной участницей борьбы за мир во всем мире. Она участвовала в I Всемирном съезде сторонников мира в 1949 г. ( Николай (Ярушевич), митр. На Всемирном Конгрессе//ЖМП. 1949. 5. С. 17-24). В авг. 1950 г.

http://pravenc.ru/text/638558.html

20 июля 1987 года Св. Синод и Илия II причислили к лику святых великого грузинского писателя и предводителя народно-освободительного движения XIX века Илью Чавчавадзе. В начале XX века св. Илия Праведный стал жертвой социал-демократов, в 20–30 годах XX века его имя вообще не упоминалось, а в 40–70-х его называли то революционером-демократом, то просветителем. Актом канонизации патриарх исполнил пророчество соратника св. Ильи Праведного – поэта Акакия Церетели: «Если смерть не грозит Грузии – тогда и ты будешь бессмертным». Вообще, процесс канонизации исторически значимых для Грузии, выдающихся личностей стал очень активным, патриарх счел своей задачей воздать должное памяти тех, для кого национальная судьба Грузии и ее благополучие были главным стержнем их жизни. Эго и грузинские цари и царицы, и воины, сложившие головы в бесконечных в истории Грузии битвах, и светские люди, политики, писатели, деятели науки, преданные Церкви и родине. Это были и предстоятели Грузинской Церкви Католикосы-Патриархи Кирион III и Амвросий. Когда по обвинению в измене родине Католикоса-Патриарха Амвросия большевики посадили за решетку, он обратился к прихожанам словами Иисуса Христа: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие» 21 . Звезда духовного пастыря св. Амвросия среди новомучеников грузинских заблестела особенно ярко. Был прославлен в лике святых знаменитый ученый и общественный деятель Эквтиме (Евфимий) Такаишвили. Его неутомимой деятельностью – историка, филолога, археолога, архивиста – на рубеже XIX–XX веков открылось множество неизвестных рукописей и исторических документов. Бесценными были его археологические экспедиции как в разные уголки Грузии, так и в исторически грузинскую область Тао-Кларджети (ныне часть Турции). Эквтиме Такаишвили охранял вывезенные за границу в 1921 году правительством Грузинской Демократической Республики государственные сокровища (реликвии) 22 . Возвратившись на родину, он много претерпел от большевистской власти – жестокость, клевету и унижение. В 1953 году Эквтиме Такаишвили скончался. Сейчас грузинское общество с печалью и сожалением вспоминает его последние годы жизни на родине. Ему посвящено множество исследований. Грузинская Церковь по достоинству оценила его заслуги: 18 октября 2002 года на заседании Св. Синода по инициативе патриарха Илии II Эквтиме Такаишвили был причислен к лику святых с уточнением: Гвтискаци – Божий человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010