ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

Источник: сайт Грузинской Православной Церкви http://georgia.orthodoxy.ru/churches24.htm Сиони - исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской Православной Церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. Основание храма Сиони приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами. В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года. В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии». В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани). После реставрации 1980-1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни - одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая - типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году). В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г.Г. Гагарина. Святыни: глава ап. Фомы; крест равноап. Нины; мощи свт. Иоанна Манглисского (XVIII в.); мощи сщмч. католикоса Кириона III (ХХ в.); мощи сщисп. католикоса Амвросия Хелаи (ХХ в.). http://azbyka.ru/palomnik Первый храм на месте сегодняшнего Сионского собора был основан в VI веке.

http://sobory.ru/article/?object=22061

Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Колокольня мон-ря Дранда. Фотография. 80-е гг. XIX в. (Архив Грузинской Патриархии) Освящение храма 27 сент. 1886 г. совершил свт. Гавриил ( Джугели. 1886. 28. С. 3; 30. С. 7-9). Богослужение в обители, где в разное время числилось от 50 до 150 насельников, совершалось ежедневно по уставу Афонской Горы ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 54-56). 1-м настоятелем Д. стал игум. Варлаам, пожертвовавший на восстановление храма 24 тыс. р. (Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия. 2006. С. 188). Позднее он уехал в Армавир, через нек-рое время был назначен настоятелем основанного грузинами в 1737 г. кизлярского в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря . 31 янв. 1888 г. Д. возглавил также бывш. афонский насельник игум. Харалампий, утвержденный в должности настоятеля Святейшим Синодом 21 марта 1890 г. С 4 сент. 1891 г. Д. управляли Сухумские епископы: Агафодор (Преображенский) , Петр (Другов; с 19 сент. 1893), Арсений (Изотов; со 2 февр. 1895), Серафим (Чичагов ; с 10 апр. 1905), сщмч. Кирион III (Садзаглишвили ; с 3 февр. 1906, впосл. Католикос-Патриарх Грузии), Димитрий (Сперовский ; с 25 янв. 1907), Андрей (Ухтомский ; с 25 июля 1911), Сергий (Петров ; 22 дек. 1913 - 1 сент. 1919) ( И. Н. 1898. С. 88; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 398, 399, 402). Мон-рь постепенно обзавелся обширным хозяйством: в указе Святейшего Синода 1919 от 7 мая 1886) говорилось об окончательном утверждении за Д. земельного надела в размере 219 дес., 19 из к-рых располагались непосредственно вокруг мон-ря, 200 - в 3 верстах от него (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 40793. Л. 341). В нач. 90-х гг. XIX в. Д. были отведены еще 50 дес. земли в Цебельде. Участки обрабатывались братией и сдавались в аренду, на них мон-рь устроил хутор, пасеку, огород, виноградник, сеял хлеб, на цебельдинском участке косили траву и пасли скот. К Д. были приписаны 2 скита. В 1892 г. в 2 верстах от мон-ря, в с. Эстонка, житель Екатеринодара (ныне Краснодар) Ф. И. Даниленко возобновил каменную церковь XIII в., к-рую 4 авг. 1893 г. еп. Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) освятил во имя великомучеников Пантелеимона и Феодора Стратилата и при к-рой учредил скит. В нач. XX в. здесь проживало до 20 чел. братии (Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия. 2006. С. 189). В 1889 г. в 8 верстах от Д. был освящен храм во имя Всех святых, построенный в XIII-XIV вв. (первоначальное посвящение храма неизвестно); при нем также был учрежден скит.

http://pravenc.ru/text/180405.html

С. 3-58). Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Одним из наиболее ярких проповедников О. в. был еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе). С 14 мая по 4 июня 1868 г. он при помощи переводчиков проповедовал среди абхазов и др. горцев, в результате его миссии приняли крещение 6 тыс. абхазов. Также миссионерскую деятельность в Абхазии вели грузинские священники В. Жордания, Д. Мачавариани, Н. Киртадзе, К. Топуридзе и др. Особое значение имел основанный в 1875 г. близ Сухума рус. монахами афонского Русского великомученика Пантелеимона монастыря с целью активизации миссионерской деятельности в Абхазии Новоафонский во имя апостола Симона Кананита мужской монастырь . В течение 14 лет среди осетин проповедовал еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский), к-рого называли «апостолом Осетии»; еп. Иосиф уделил много внимания переводу Свящ. Писания на осетинский язык. С 1864 по 1893 г. в лоно Православия вернулось 4118 осетин; в 1889-1899 гг.- 93 старообрядца; в 1890-1899 гг.- 116 сектантов; в 1869-1892 гг. было крещено 115 ингилойцев; в 1867 г.- 16 хевсуров; в 1864-1868 гг.- 161 кистин; в 1867-1899 гг.- 3304 ассирийца ( Гаджиев. 2006. С. 217). Большой вклад в миссионерскую деятельность внес инспектор школ О. в. архим. Амвросий (Кавкасидзе; 1849-1896). 1 марта 1890 г. он был избран членом О. в. и проповедовал в мусульманских и полуязыческих поселениях Зап. Грузии (Абхазия, Самурзакано, Сванети, Ахалцихский у., Самцхе-Джавахети, Артвинский и Батумский округа). В 1891 г. др. миссионеру были переданы Артвинский и Батумский округа, в 1892 г. еп. Сухумскому Агафодору (Преображенскому) - Самурзакано и Абхазия, в 1895 г. архим. Леониду (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) - Ахалцихский у. Важную роль в развитии Православия в Саингило сыграл уроженец края выпускник Тифлисской ДС свящ. Тарасий Иваницкий, к-рый в 1894-1899 гг. проповедовал среди ингилойцев, а также среди населения азербайджанских и лезгинских сел.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Таричисдзе) [груз. ] (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство . Биографические сведения об И. содержатся в приписке, сделанной Сулханом-Сабой (Орбелиани) в одной из рукописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. H 2080, 1709 г.), где говорится, что И., прп. Ефрем Мцире , Феофил и прп. Арсений Икалтойский возвратились в Грузию в 1114 г. Те же данные повторяют и более поздние груз. церковные писатели: католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) , еп. Некресский Амвросий (Микадзе) , царевич Иоанн Багратиони (Батонишвили). Известны 2 перевода с древнегреч. языка, принадлежащие И. Это сочинения представителя александрийской неоплатонической школы V-VI вв. Аммония Александрийского , сына Гермия: Толкования «Пяти терминов» Порфирия философа и Толкования «Десяти категорий» Аристотеля (НЦРГ. S 2562, XIII-XIV вв.; Кут. 461, XVI-XVII вв.; A 250, XVII-XVIII вв.; A 406, A 1151, S 399, XVIII вв.; S 266, 1792 г.; S 145, 1799 г.; Q 256, 1805 г.; S 1132, XIX в.). Переводы следуют с максимальной точностью за текстом оригинала и представляют богатый материал для исследования этапов совершенствования груз. философской терминологии. Переводы И. пользовались большой популярностью как в средневековье, так и в более позднее время. Нек-рые груз. ученые (С. Горгадзе, И. Лолашвили, Т. Цкитишвили) считают, что тексты переводов, сделанных И., и груз. философа Иоанна Петрици совпадают. Однако акад. прот. К. Кекелидзе . Н. Кечагмадзе и М. Рапава изучили переводы Толкований и выявили особенности индивидуального переводческого стиля и специфику философской терминологии И., что позволило исключить возможность участия Иоанна Петрици в процессе перевода и считать их автором И. Ист.: Сочинения Аммония сына Гермия в груз. лит-ре/Сост., исслед., словарь, указ.: Н. Кечагмадзе, М. Рапава. Тбилиси, 1983 (на грузинском яз.). Лит.: Чичинадзе З. Груз. письменность XII в. Тифлис, 1887. С. 27 (на груз. яз.); Хаханов А. Очерки по истории груз. словесности. М., 1897. Т. 2; Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тифлис, 1909. Т. 2. С. 20; Горгадзе С. Основные отрасли философии в груз. лит-ре//Наша наука. 1923. 2/3. С. 138-152; Тавзишвили Г. К истории высшего образования в Грузии. Тифлис, 1938. Ч. 1 (на груз. яз.); Лолашвили И. Лествица добродетелей. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 307-308; Меликишвили Д. К вопросу об индивидуальности и единстве языкового стиля гелатской лит. школы//Изв. Гелатской АН. 1996. Вып. 2. С. 65-75 (на груз. яз.); Цкитишвили Т. Толкование на Евангелие от Иоанна свт. Феофилакта Болгарского и проблемы древнегруз. лит-ры: АКД. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 421.

http://pravenc.ru/text/469554.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Амвросий Католикос, Грузинский, свт. - житие Амвросий (Хелая) (1861-1927), католикос-патриарх всея Грузии, исповедник. Память 16 марта (Груз.) В миру Виссарион Хелая Засимович, родился в 7 октября 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В 1887 году был определен священником в Сочи, а в 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В течение восьми лет священства он также преподавая грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ. В 1896 году он овдовел, а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала такой интерес у одного из профессоров, что тот предложил отцу Виссариону, развив тему, выдвинуть ее на соискание магистрской степени. 11 февраля 1900 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество с именем Амвросий. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии и вернулся в Грузию. В 1902 году был определен настоятелем Челишского монастыря с возведением в сан архимандрита. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, и к тому времени его школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению. Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX–X века.

http://pravicon.com/info-1730

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВИЧ Иванович [серб. Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин , в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ. И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. 1; Крагуевац, 1834. 2; Нови-Сад, 1840. 3; 1841. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в. Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Gruji R. Ivanovi Jeftimije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; М. А. Прилог ucmopuju земунских школа од дeцehuje XVIII. ст. до 1918. града Београда. Београд, 1979. 26. С. 69-89; И. Директори, професори и ученици Карловачке ruмhaзuju. Београд, 2005. Н. Стошич Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица

http://pravenc.ru/text/200497.html

в кн.: Скурат. ИППЦ. 1994. Т. 1. С. 55-59). На послание свт. Тихона спустя 1,5 года (5 авг. 1919) ответил Католикос-Патриарх Грузии Леонид (Окропиридзе) (послание 3949), указавший на незаконность и насильственность упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г. светской властью (Послание Святейшего Леонида, Католикоса-Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси (5 авг. 1919 г.). Тифлис, 1920). Для руководства негруз. приходами 10 июля 1917 г. в Грузии был учрежден Кавказский Экзархат РПЦ, просуществовавший до 21 февр. 1920 г. (см. в ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Политическая обстановка 1917-1922 гг. осложняла развитие отношений ГПЦ с РПЦ и гражданской властью. 27 июня 1918 г. в патриаршей резиденции в Марткопском мон-ре был убит Католикос-Патриарх Кирион. 24 окт. 1918 г. Католикосом-Патриархом Грузии был избран Леонид (Окропиридзе). В результате этих событий было прекращено молитвенно-каноническое общение ГПЦ с РПЦ. Разрыв продолжался до 1943 г. Н.Т.-М. Грузинская Церковь в 1921-1941 гг. 25 февр. 1921 г. Красная Армия вошла в Тифлис и в Грузии была установлена советская власть. Сразу же по обвинению в агитации против советского правительства и в сокрытии гос. имущества был арестован митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) , 23 февр. вывезший все драгоценные предметы церковной утвари кафедральных соборов Светицховели и Тифлисского Сиони в Кутаиси. Суд приговорил митрополита к высшей мере наказания (расстрелу), однако впосл. приговор был заменен заключением с конфискацией личного имущества. Декретом 21 Ревкома Грузии от 15 апр. 1921 г. ГПЦ была лишена статуса юридического лица. К этому моменту в ГПЦ насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 мон-рей, 1600 священнослужителей. 27 июля 1921 г. во время эпидемии умер Католикос-Патриарх Леонид (похоронен в тифлисском Сионском кафедральном соборе). Совет Католикосата предложил на пост Предстоятеля ГПЦ кандидатуру митр. Сухумско-Чкондидского сщмч. Амвросия (Хелая) . 15 сент. 1921 г. в Гелатском мон-ре состоялся III Церковный Собор, избравший митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В XII в. католикос-патриарх Николай I (Гулаберисдзе), используя методы перевода гелатской школы, перевел с греч. языка догматическо-полемические сочинения прп. Максима Исповедника «Послания к Таласу», «Спор Пирра и Мегиста», «Краткие полемические трактаты против монофизитства и монофелитства» (Кут. 14; Кекел. А 636, S 1128). В эпоху Возрождения было создано полемическое антимусульм. произведение царевича Баграта Багратиони (Батонишвили) (1511-1573) «История безбожной веры исмаилитов» (Кекел. А 126, 186), где изложена история мусульманства и рассмотрены расхождения между исламом и христианством. Митр. Иаков (Думбадзе) (1647-1713) переложил «Историю» на стихи. Католикосу-патриарху Виссариону (Орбелишвили-Бараташвили) принадлежит полемическое сочинение против католиков «Наковальня» (Кекел. S 119, 156). В школах и семинариях, основанных груз. царем Ираклием II, работали и иностранные преподаватели. В этот период были осуществлены совместные переводы учебных катехизисов, созданы оригинальные догматическо-полемические произведения. Католикосу-патриарху Антонию I (Багратиони) принадлежит Катехизис (1757), ставший настольной книгой для груз. духовенства, «Об исповеди» (Кекел. 39, 84, A 155, 245), 4-томное соч. «Трехчастное богословие» (или «Схоластическое богословие»: Т. 1. Догматическое богословие - Кекел. S 3657; Т. 2. Мистическое богословие - Кекел. S 3658; Т. 3-4. Этика - Кекел. S 3659, 3660); среди источников автор называет франц. энциклопедию, изданную в Париже, «Готовое слово», названное Кекелидзе основным не только для Грузинской, но и для всех Вост. Церквей (История груз. лит-ры. 1960. Т. 1. С. 78). При сотрудничестве с арм. писателем Филиппом Каитмазовили с арм. языка был переведен «Клад» свт. Кирилла Александрийского (Кекел. А 3, 1324, S 3653, 4802; изд.- Тифлис, 1892). В XVIII в., в период активизации грузино-рус. лит. взаимосвязей, были осуществлены переводы с рус. языка и под влиянием рус. богословия создано неск. догматических произведений, напр. Катехизис митр. Тбилисского Николая (Кекел. S 67), Богословие митр. Московского Платона и свт. Амвросия Медиоланского, переведенные еп. Гаием (Такаовым) (Кекел. S 28), «Послания о праведном учении» архим. Тарасия; Геронтием Сологашвили был составлен сб. Диалоги (Кекел. А 640, S 349).

http://pravenc.ru/text/639853.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010