В 1811 г., после упразднения автокефалии ГПЦ и включения ее в состав РПЦ в виде Грузинского Экзархата , епархии были укрупнены и территории Мцхетской, Тбилисской и др. епархий Картли вошли в состав Мцхетско-Карталинской (Мцхетско-Тифлисско-Карталинской) епархии Экзархата, 30 авг. 1814 г.- в состав Карталинской. 28 дек. 1818 г. все епархии Вост. Грузии были объединены в Карталино-Кахетинскую епархию , к-рой управлял экзарх Грузии. Восстановленные в 1917 г. Мцхетская и Тифлисская епархии заняли в церковной иерархии ГПЦ 1-е и 2-е места соответственно. Католикосы-патриархи Грузии управляли М.-Т. е. с помощью викариев (хорепископов). Первым викарием М.-Т. е. 28 мая 1922 г. был назначен еп. Манглисский Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), хиротонисанный во архиерея 18 марта 1922 г. (НА Грузии. Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2). 13 июня 1922 г. он был назначен епископом Урбнисским; с 12 янв. 1923 г. по 23 февр. 1925 г. в связи с арестом католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) и др. членов Католикосского совета исполнял обязанности местоблюстителя главы Церкви ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх. 2001. С. 244). 23-26 февр. 1925 г. Католикосский совет постановил освободить митр. Христофора от должности временного заместителя католикоса-патриарха, дать ему месячный отпуск, а управление М.-Т. е. и Урбнисской епархией поручить еп. Цилканскому Павлу (Джапаридзе), к-рый управлял епархиями до конца апреля (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 34. Л. 48, 51, 55). 30 окт. 1925 г. на Католикосском совете постоянным преемником католикоса-патриарха был избран Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх), возведенный в сан митрополита и назначенный на Ниноцминдскую кафедру ( Гамахария. 2012. С. 223). В 1925-1927 гг., когда католикос-патриарх исп. Амвросий часто болел, выполнение своих обязанностей и управление М.-Т. е. он доверял митр. Каллистрату. 12 янв. 1927 г. митр. Каллистрат был освобожден от должности Ниноцминдского архиерея и преемника католикоса-патриарха ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Параллельно с установлением «нормальных взаимоотношений» Грузинской Церкви с российскими раскольниками еще более тесные связи были налажены ею (на почве взаимопризнания автокефалий) с украинскими обновленцами. По случаю Пасхи 1927 г. харьковский лжесинод направил поздравление Католикосу-Патриарху Амвросию «с выражением пожелания об установлении братского единения между церквями Грузинской и Украинской». За скончавшегося Патриарха Амвросия 8 июня 1927 г. ответил еще митрополит Христофор, сообщивший, что «Управление Грузинской Церкви искренно радуется такому пожеланию и готово поддержать единение автокефальных церквей на началах евангельской любви, равноправия и единства в догматах и вероучении единой Православной Кафолической Церкви и желает Украинской Православной Церкви плодотворной деятельности и процветания» 437 . После своего избрания Католикосом Христофор (Цицкишвили) направил украинскому лжесиноду известительную грамоту, практически дословно повторяющую грамоту российским обновленцам, в которой тоже пожелал «мудрого водительства» 438 . В издаваемой ныне «Православной энциклопедии» по поводу событий 1927 г. в жизни Грузинской Церкви сообщается: «Усилиями Католикоса-Патриарха [Христофора] были установлены отношения с рус[ским] епархиальным управлением. Для сохранения рус[ских] церковных обычаев на территории Грузии было создано Церковное управление русских православных общин Грузинского Католикосата, способствовавшее нормализации отношений ГПЦ и РПЦ. Устанавливая пути к возобновлению молитвенного общения с РПЦ и др. Поместными Церквами, Католикос-Патриарх Христофор III стал направлять рождественские и пасхальные послания Главам РПЦ, Вост[очных] и автокефальных Церквей» 439 . В статье только не уточнено, что «русским епархиальным управлением», с которым Католикос-Патриарх Христофор вошел в общение и на базе которого было создано «Церковное управление русских православных общин Грузинского Католикосата», было обновленческим. Также и рождественские и пасхальные послания, которые он стал направлять «Главам РПЦ», направлялись главам обновленческого раскола – лжемитрополитам Вениамину (Муратовскому) и его преемнику Виталию (Введенскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сперва Архиереи оного именовались Санкт-Петербургскими и Шлиссельбургскими, потом, с 1770 года, Архиепископ титуловался Санкт-Петербургским и Ревельским по 1775 год, а в сем году начал писаться Новгородским и Санкт-Петербургским; с 1799 года преемник его Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским; с 1801 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским, а с 1803 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским. В 1745 году та же Государыня Императрица учредила Епископство Галицкое и Костромское, продолжающееся доныне под названием Костромского и Галицкого. В 1764 году, Января 13, в помощь Московскому Митрополиту учреждена Викарная СЕВСКАЯ Епархия, в которой Епископы сперва именовались Севскими и Брянскими, а потом, с 1788 года, Севскими и Орловскими; но в том же 1788 году Епархия сия сделана самоместной под именованием Орловской и Севской, а Викарию Московскому положено именоваться Дмитровским (см. ниже). В 1775 году учреждена Епархия СЛАВЕНСКАЯ. Первый и второй Архиепископ именовались Славенскими и Херсонскими, третий с 1786 года Екатеринославским и Херсониса Таврического, а с 1789 года ещё и Блюстителем Молдо-влахийской Ексархии. Четвёртый был с 1792 года Митрополит, а с 1799 года Архиепископы и именовались Новороссийскими и Днепровскими, а с 1803 года – Екатеринославскими и Херсонскими и Таврическими. В 1783 году по трактату с Грузией присоединена к России Екзархия Грузинская, и Католикос оной пожалован навсегда Членом Святейшего Синода. В 1785 году, Июля 27, учреждена Епархия НОВГОРОДОСЕВЕРСКАЯ. Епископу велено именоваться Новгород-Северским и Глуховским. Епархия сия в 1799 году по состоявшемуся штату упразднена. В том же 1785 году учреждена быть Викарной Митрополита Киевского Епархия ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ, с наименованием Епископа оной Переяславским и Бориспольским (смотри выше и ниже). В 1787 году учреждена Епархия ФЕОДОСИЙСКАЯ, Викарная Екатеринославская, но в 1799 году упразднена. Епископы оные именовались Феодосийскими и Мариупольскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 12: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями от 1639 по 1770 г./Сост., предисл.: М. И. Броссе. СПб., 1861; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. Кн. 2. С. 113-114; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Село Никорцминда//Иверия. Тифлис, 1889. 174. 7 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Моарули. Село Никорцминда: Рачинский у., 23 авг.//Иверия. 1891. 190. 7 сент. С. 3 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Гуджары. Кутаиси, 1891 (на груз. яз.); Кутателадзе А. Село Никорцминда//Моамбе (Вестник). Тифлис, 1894. 7. Ч. 2. С. 45-61 (на груз. яз.); Уварова П. Христианские памятники//МАК. 1894. Т. 4. С. 127-140; Мерквиладзе С. Письмо из Рачи//Иверия. 1902. 211. 5 окт. С. 2-3 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); он же. Археологическое путешествие в Рачу в 1919 и 1920 гг. Тб., 1963 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.); Описание рукописей. Тб., 1953. Т. 1/Сост.: Е. Николадзе (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 1-114; он же. То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 243-302; Какабадзе С. С. Груз. документы Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Иевлев А. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тб., 1984. Т. 1 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг./Пер. с нем.: Т. К. Шафрановская. СПб., 2002; Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Г. Чеишвили Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archélogique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Н/Сост.: Е. Метревели. Тб., 1950. Т. 4 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи Церк. музея: Колл. А/Сост.: Х. Шарашидзе, Л. Кутателадзе. Тб., 1954. Т. 4 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие... по Грузии/Пер. с нем., исслед.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1 (на груз., нем. языках); Иевлев А. И. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Бердзнишвили М. Грузинские ист. источники XI в. о соц.-экон. истории Грузии, написанные в Никорцминде. Тб., 1979 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.). Лит.: Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843; Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); он же. История Грузии: Эпоха нового времени (1500-1810). Тифлис, 1922 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Еще одна работа златоваятеля Мамне//Моамбе (Вестник)/АН Груз. ССР. Тб., 1949. Т. 10. Вып. 6. С. 385-388 (на груз. яз.); Аладашвили Н. Рельефы Никорцминды: О фасадной скульптуре в средневек. Грузии. Тб., 1957 (на груз. яз.); Беридзе В. Никорцминда. Тб., 1959 (на груз. яз.); Берадзе Т. Рача. Тб., 1983 (на груз. яз.); Беридзе В. Церковная архитектура Грузии XVI-XVIII вв. Тб., 1994 (на груз. яз.); Вачридзе Г. Временное управление Имерети. Кутаиси, 1999 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в ц. Архангелов села Земо Крихи// она же. Избранные труды. Тб., 2007. С. 25-94; Вардосанидзе С. Архиереи Грузии: XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.); Мурусидзе М. Церковная жизнь Рачи в XI - 2-й четв. XX в.: Никорцминдская епархия, Челишский мон-рь: Дис. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.); Метревели Р. Рача. Тб., 2013 (на груз. яз.); Гаприндашвили Б. Никорцминдские архиереи в 1534-1822 гг.//Гулани/Гос. ун-т Самцхе-Джавахети. Ахалцихе, 2014. С. 141-162 (на груз. яз.); он же. Рача-Имеретинские епископства. Тб., 2015 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Прибавление в дополнение к Истории Российской Иерархии. Часть I К стр. 26. 59 Прибавление: До 1811 года в Грузии было Епархий 13, в них Архиереев 7, церквей 799. В церквях: Священников 746, Диаконов 146, причётников 661, Архимандрий 9, Архимандритов 6, монашествующих 75. Крестьян: в 13 Епархиях 22.218, дворов в девяти Архимандриях 637, да у церковных дворян 470 семейств. В 1811 году, Июня 10 Католикос Грузинский Антоний уволен на пребывание в Москву с титулом Члена Святейшего Синода и Католикоса, с пенсией 10.000 рублей серебром, и велено при священнослужении воспоминать Его Блаженнейшим, а между первоклассными Архиереями занимать ему пятое место. И в том же 1811 году по докладу Святейшего Синода, Высочайше утверждённому 30 Июля, в Грузии назначено и предписано: Первое : вместо существующих (ныне) 13 Епархий составить только две: одну под названием Мцхетской и Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской; а из 9 Архимандрий оставить только 5, согласно представлению Архиепископа Варлаама. Второе : начальствующему над Грузинским духовенством быть Митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии. Третье : учредить Дикастерию на равном с Российскими основании, под начальством управляющего Грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на неё, по мнению Архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно слову Божьему, правилам святых Апостолов и Отцов, Государственным узаконениям и предписаниям из Синода. По учреждении же Дикастерии предоставить начальствующему по удобности и по количеству церквей для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими Протоиереев и Священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и Благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Это в области организационной техники. В отношении идейной стороны высказывается столь же глубокое удовлетворение: «По части антирелигиозных настроений сделано уже достаточно. Пора, давно пора подумать о превращении безрелигиозных настроений в безрелигиозное сознание» 329). И среди неустанного систематического развития своего плана, устраняя огнём, мечом и кровью все действенные препятствия, власть III-ro Интернационала не находит ничего, кроме иронии и презрительной усмешки, в ответ на бессильные проявления безысходного отчаяния, прорывающиеся иногда из глубины измученной, истоптанной души: «В Бонячках Ив.-Вознесенской губ. на диспуте (антирелигиозном) поп, выступая на митинге, заплакал»... Сообщение об этом факте сопровождается следующим «тактическим» пояснением: «Конечно, среди малосознательных крестьян незачем устраивать диспуты...» 330). Позволительно задать вопрос: а зачем организуются голосования по вопросу «есть ли Бог?» среди маленьких детей и безграмотных парней 44 ? Очевидно, тоже по «тактическим» соображениям. Глава 9. Дело Святейшего Патриарха Тихона В процессе строго планомерного развития всей совокупности методов, всей системы, определяющей уничтожение в России религии и церкви – арест и устранение от управления православной церковью верховного главы её явилось кульминационным завершением выполненной до сих пор части намеченного плана. 45 Для католической церкви в России таким же кульминационным завершением явился арест и устранение главы русской католической церкви Архиепископа Цепляка, (рассмотрению дела которого посвящается следующая глава), для Грузинской – арест и устранение Католикоса и Патриарха ГрузииАмвросия, а также расстрел (осенью 1924 г.) престарелого Митрополита Назария. В наши дни, когда, в связи с последовавшим освобождением Патриарха Тихона из заточения, существует столько различных версий о целях и причинах, как этого освобождения, так и ареста, так, наконец, и возбуждения самого дела, грозившего, как это хорошо известно, Патриарху лишением жизни – в наши дни необходимо, соблюдая величайшую осторожность в оценке всех этих версий и, отбрасывая по этой причине вполне умышленно много чрезвычайно ценного материала – необходимо ограничиться только фактической стороной дела и только теми доку ментальными доказательствами, четкость, ясность и достоверность которых не может быть подвергнута никакому сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 234 опубликовано: 10 февраля 2011г. ГЕРМАН [груз. ], Католикос-Патриарх Вост. Грузии (ок. 1535-1546). Согласно Вахушти Батонишвили, на Патриарший престол был возведен царем Луарсабом I (1527-1556). Известно, что в 1546 г. Г. и Луарсаб описали сокровища и имущество кафедрального собора Светицховели в Мцхете. Ист.: . // . , 1973. Т. 4. Лит.: -. , 2000. С. 92-93. З. Абашидзе Рубрики: Грузинская Православная Церковь Грузинская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Католикосы-Патриархи Грузинской Православной Церкви Герман, Католикос-Патриарх Восточной Грузии (ок. 1535-1546) Католикосы-Патриархи Восточной Грузии См.также: ЕВАГРИЙ католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03) АВРААМ I Католикос-Патриарх Грузии (1282-1310) АВРААМ II АБАЛАКИ Католикос-Патриарх Грузии (ок. 1492-1497) АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) АНТОНИЙ II (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811 гг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164739.html

Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

Визит Свят. Патриарха Пимена//ЖМП. 1973. 2. С. 20-24). В марте 1973 г. Католикос-Патриарх Давид и митр. Сухумско-Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) присутствовали на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид рукоположил неск. епископов: на Манглисскую кафедру - Георгия (Гонгадзе), на Алавердскую - Григория (Церцвадзе), на Бодбийскую - Илариона (Самхарадзе), однако возраст большинства архиереев по-прежнему превышал 60-летний рубеж. В янв. 1974 г. ГПЦ насчитывала, как и прежде, 15 епархий, из к-рых лишь 5 были замещены: Мцхетско-Тбилисская (Католикос-Патриарх Давид), Цилканская (митр. Гайоз (Кератишвили)), Манглисская (еп. Георгий (Гонгадзе)), Кутаисско-Гаенатская (митр. Роман (Петриашвили)), Сухумско-Абхазская (митр. Илия); еще 5 имели временное управление: Бодбийская, Урбнисская, Маргветская (Католикос-Патриарх Давид), Чкондидская, Батумско-Шемокмедская (митр. Роман); 5 были вдовствующими (Алавердская, Ацкурская, Агарак-Цалкская, Цагерская, Никорцминдская) (Груз. церк. календарь. 1974. С. 119). Патриарх Давид скончался 9 нояб. 1977 г., похоронен в Тбилисском Сиони. В 1975 г., во время церковного праздника, были совершены теракты в кафедральных соборах - Тбилисском Сиони и мцхетском Светицховели. 14 апр. 1978 г. была подожжена резиденция Патриарха ГПЦ. Грузинская Церковь с 1977 г. На XII Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран митр. Сухумско-Абхазский Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). 25 дек. 1977 г. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовали представители Поместных Церквей (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, представитель Болгарской Церкви архим. Наум, представитель Александрийской Церкви архим. Григориос), Католикос всех армян Вазген I, многочисленные представители общественности и зарубежные гости. В 1978-1983 гг. Католикос-Патриарх Илия рукоположил новых епископов на большинство кафедр: на Сухумско-Абхазскую - Николая (Махарадзе), на Чкондидскую - Иоанна (Ананиашвили), на Кутаисско-Гаенатскую - Шио (Авалишвили), на Цилканскую - Фаддея (Иорамашвили), на Бодбийскую - Афанасия (Чахвашвили), на Урбнисскую - Константина (Меликидзе), на Самцхе-Джавахетскую - Ананию (Джапаридзе), на Никорцминдскую - Амвросия (Катамадзе).

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010