Синод Грузинской Церкви рассмотрел покаянное письмо своего бывшего архиерея HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Синод Грузинской Церкви рассмотрел покаянное письмо своего бывшего архиерея Покаянное письмо бывшего архиерея Грузинской Православной Церкви Амвросия (Катамадзе), возглавившего в 1990-е годы одну из «истинно-православных» общин в России, рассмотрел Священный Синод Грузинской Церкви. Покаянное письмо бывшего архиерея Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Амвросия (Катамадзе), возглавившего в 1990-е годы одну из «истинно-православных» общин в России, рассмотрел Священный Синод ГПЦ. Как сообщили «Благовест-инфо» источники в Тбилиси, прошение епископа, лишенного сана за раскольническую деятельность, обсуждалось синодом 27 июня наряду с другими вопросами. Синод, проходивший под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, постановил определить бывшему епископу Никорцминдскому покаяние, а также выделить материальное содержание. При этом Амвросий будет пока что считаться простым монахом. Как сообщил ранее агентству «Благовест-инфо» один из клириков ГПЦ, в конце 1970-х Амвросий, в то время клирик Грузинской патриархии, самочинно провозгласил себя епископом, якобы получив благодать архиерейства от гробницы св. Нины. Впоследствии, однако, он примирился с Церковью и через несколько лет был законно поставлен во епископа. До 1991 года он занимал Никорцминдскую кафедру. Будучи одним из духовных лидеров звиадистов, был вынужден эмигрировать из Грузии после свержения президента Гамсахурдиа. Некоторое время он продолжал сопровождать Звиада Гамсахурдиа сначала в Армении, а затем в Чечне, где тот скрывался от грузинских спецслужб. Впоследствии бывший епископ Амвросий перебрался в Россию, где примкнул к Российской истинно-православной церкви (РИПЦ). При его участии в 1997 году была совершена архиерейская хиротония нынешнего главы одной из «альтернативных юрисдикций» — Православной российской церкви (ПРЦ) — митрополита Рафаила Прокопьева. Впоследствии Амвросий, носивший титул митрополита — сначала Крутицкого, а потом Московского и Коломенского, — возглавлял так называемый «консервативный» синод РИПЦ. В 2004 году Амвросий вернулся в Грузию и вскоре обратился к Католикосу и синоду с просьбой восстановить его в архиерейском сане. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Предстоятели Русской и Грузинской Православных Церквей совершили Божественную литургию в храме Христа Спасителя Москва, 4 марта 2007 г. В воскресенье 4 марта, в вторую неделю Великого поста и в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II совершили Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. Предстоятелям Русской и Грузинской Православных Церквей сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Алцихский, Таокларджетский и Лазский Феодор (Грузинская Православная Церковь), архиепископы Истринский Арсений, Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь), Ванский и Багдатский Антоний (Грузинская Православная Церковь), председатель иностранного отдела Грузинской Патриархии архиепископ Зугдидский и Цаишский Герасим, епископы Егорьевский Марк и Бронницкий Амвросий. Среди молившихся в Храме Христа Спасителя были члены делегации Грузинской Православной Церкви, представители посольства Грузии в Москве и грузинской диаспоры в национальных костюмах, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, сообщает Седмица.ru. За богослужением пели Патриарший хор собора Живоначальной Троицы в Тбилиси и Патриарший хор Храма Христа Спасителя. По окончании Божественной Литургии Святейший Патриарх Алексий и Святейший Патриарх Илия обменялись приветствиями и памятными дарами. Телеканал «Россия» сообщает, что Святейший Патриарх Алексий отметил большое значение совместного богослужения. «Между православными христианами России и Грузии нет никакого разделения. Мы единая паства Христова, мы молимся и будем продолжать усердно молиться о том, чтобы единство наших народов в вере способствовало возобновлению добрососедского взаимопонимания и сотрудничества наших стран», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По словам Его Святейшества, это особенно очевидно в стенах храма Христа Спасителя, который стал символом возрождения народа. Патриарх Алексий напомнил об участии грузинского Патриарха-Католикоса Илии в освящении этого храма в 2000 году. «Надеемся, что наши церковные братские связи будут помогать укреплению связей между нашими народами и между нашими странами», - сказал Святейший Патриарх Алексий. Патриархия.ru 4 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21119.html

Служение проходил в различных местах Грузии и России. В 1915 году стал епископом Полоцким и Витебским. В августе 1917 года по собственному прошению был уволен от дел управления епархией и вернулся в Грузию, где в сентябре был избран Католикосом Грузии. 1 октября 1917 года состоялась интронизация. Скончался в июне 1918 года. Оставил о себе добрую память многими церковно-историческими трудами, посвященными исследованию истории Грузинской Церкви. 2. Преемником Католикоса-Патриарха Кириона в октябре1918 года был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид(Окропиридзе) (f!921). Он родился в 1861 году недалеко от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Во время учебы в Киевской Духовной Академии (окончил в 1888 г.) принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии был назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 года, когда был хиротонисан во епископа Горийского. В 1908 году стал епископом Гурийско-Мингрельским. В марте 1917 года в качестве местоблюстителя Католикоса возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса Кириона. Патриарх-Католикос Леонид известен православным грузинам как публицист и миссионер. 3.Третьим Католикосом-Патриархом Грузии с добавлением к титулу «архиепископ Мцхетский и Тифлисский» был Амвросий(Хелая). Родился в 1861 году. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии (1885) служил священником в Грузии, а в1901 году окончил Казанскую Духовную Академию. Будучи студентом третьего курса Академии, принял монашество. Служение Церкви проходил как в Грузии, так и в России. Во епископа Чкондидского хиротонисан в октябре 1917 года. Став в 1921 году Католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как поотношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси Католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Тбилиси открывается конференция, посвященная 90-летию восстановлению автокефалии Грузинской Православной Церкви 23.03.2007 Конференция, посвященная 90-летию восстановлению автокефалии Грузинской Православной Церкви , состоится 23 марта в 17.00 в молодежном центре, при Кафедральном соборе Самеба (Святой Троицы) в Тбилиси. Как сообщили в департаменте по связям с общественностью и СМИ Минюста Грузии, в молодежном центре при Кафедральном соборе Самеба также откроется выставка, на которой будут представлены уникальные рукописные документы 1906-1940 годов, хранящиеся в национальном архиве Министерства юстиции Грузии, в том числе судебное дело Католикоса-Патриарха Грузии Амвросия и других духовных лиц. Грузинская Православная Церковь 25 марта отмечает день восстановления автокефалии . В связи с этим во всех действующих церквях Грузии состоится праздничная служба. Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа II проведет благодарственный молебен в Кафедральном соборе Самеба. Об этом сообщил секретарь Католикоса-Патриарха всея Грузии протоиерей Михаил. В 1811 году, Российский император Александр I упразднил автокефалию Грузинской Церкви, отменил Патриаршее правление, и Грузинскую Церковь, на правах экзархата, подчинил Синоду Русской Церкви. В 1917 году автокефалия Грузинской Церкви была восстановлена и введено Патриаршее правление. После восстановления автокефалии, первым Католикосом-Патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II. По преданию, Христианство в Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV в. в Грузии существовали значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 г. от Антиохийской Церкви. В 1989 году существующую с V века Грузинскую автокефальную церковь подтвердил Константинопольский Патриархат. С 1977 года и поныне, Католикос - Патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илия II. Новости-Грузия/Седмица.Ru Редакция текста от: 23.03.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2641.html

В Тбилиси прошла конференция, посвященная 90-летию восстановлению автокефалии Грузинской Православной Церкви Тбилиси, 23 марта 2007 г. Конференция, посвященная 90-летию восстановлению автокефалии Грузинской Православной Церкви, состоялась 23 марта в молодежном центре, при кафедральном соборе Самеба (Святой Троицы) в Тбилиси, сообщает сайт Патриархия.ru . Кафедральный собор Цминда Самеба (Святой Троицы) в Тбилиси. Фото Сони Овсянниковой Как сообщили в департаменте по связям с общественностью и СМИ Минюста Грузии, в молодежном центре при кафедральном соборе Самеба также открылась выставка, на которой представлены уникальные рукописные документы 1906-1940 годов, хранящиеся в национальном архиве Министерства юстиции Грузии, в том числе судебное дело Католикоса-Патриарха Грузии Амвросия и других духовных лиц. Грузинская Православная Церковь 25 марта отмечает день восстановления автокефалии. В связи с этим во всех действующих церквях Грузии состоится праздничная служба. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II проведет благодарственный молебен в кафедральном соборе Самеба. Об этом сообщил секретарь Католикоса-Патриарха всея Грузии протоиерей Михаил. В 1811 году, Российский император Александр I упразднил автокефалию Грузинской Церкви, отменил Патриаршее правление, и Грузинскую Церковь, на правах экзархата, подчинил Синоду Русской Церкви. В 1917 году автокефалия Грузинской Церкви была восстановлена и введено Патриаршее правление. После восстановления автокефалии, первым Католикосом-Патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II. По преданию, Христианство в Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV в. в Грузии существовали значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 г. от Антиохийской Церкви. В 1989 году существующую с V века Грузинскую автокефальную Церковь подтвердил Константинопольский Патриархат. С 1977 года и поныне, Католикос-Патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илия II. 24 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21468.html

Предстоятели Русской и Грузинской Православных Церквей совершили Божественную литургию в храме Христа Спасителя 4 марта 2007 г. 17:13 В воскресенье 4 марта, во вторую неделю Великого поста и в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II совершили Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. Предстоятелям Русской и Грузинской Православных Церквей сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Ахалцихский, Таокларджетский и Лазский Феодор (Грузинская Православная Церковь), архиепископы Истринский Арсений , Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь), Ванский и Багдатский Антоний (Грузинская Православная Церковь), председатель иностранного отдела Грузинской Патриархии архиепископ Зугдидский и Цаишский Герасим, епископы Егорьевский Марк и Бронницкий Амвросий . Среди молившихся в Храме Христа Спасителя были члены делегации Грузинской Православной Церкви, представители посольства Грузии в Москве и грузинской диаспоры в национальных костюмах, руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, сообщает Седмица.ru . За богослужением пели Патриарший хор собора Живоначальной Троицы в Тбилиси и Патриарший хор храма Христа Спасителя. По окончании Божественной Литургии Святейший Патриарх Алексий и Святейший Патриарх Илия обменялись приветствиями и памятными дарами. Телеканал «Россия» сообщает, что Святейший Патриарх Алексий отметил большое значение совместного богослужения. «Между православными христианами России и Грузии нет никакого разделения. Мы единая паства Христова, мы молимся и будем продолжать усердно молиться о том, чтобы единство наших народов в вере способствовало возобновлению добрососедского взаимопонимания и сотрудничества наших стран», — отметил Предстоятель Русской Церкви. По словам Его Святейшества, это особенно очевидно в стенах храма Христа Спасителя, который стал символом возрождения народа. Патриарх Алексий напомнил об участии грузинского Патриарха-Католикоса Илии в освящении этого храма в 2000 году. «Надеемся, что наши церковные братские связи будут помогать укреплению связей между нашими народами и между нашими странами», — сказал Святейший Патриарх Алексий. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/207032.htm...

17 сентября 1917 г. в Тбилиси Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион (Садзагашвили). Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Русской Православной Церковью, которая сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при Патриархе Сергии (Страгородском) и Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе) после приветственного послания последнего по случаю избрания Патриарха Сергия. В советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь. С 1917 г. Католикосами-Патриархами последовательно были Кирион III (Садзагашвили) (1917–1918), Леонид (Окропиридзе) (1918–1921), Амвросий (Хелая) (1921–1926), Христофор II (Цицкишвили) (1927–1932), Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952), Мелхиседек III (Пхаладзе) (1952–1960), Ефрем II (Сидамонидзе) (1960–1972), Давид V (Девдариани) (1972–1977), Илия II (Шиолошвили) (с 1977 по сегодняшний день). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат. 5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви 5.2.1. Каноническое устройство В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на славянском или на греческом. Согласно Положению, принятому в 1945 г. за подписями Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата и всего епископата Грузинской Церкви, законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается Католикосом-Патриархом по мере необходимости. Католикос избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчет в управлении. При Католикосе-Патриархе действует Св. Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Церковной жизнью епархии, подразделяемой на благочиннические округа, руководит епископ. Действующей епархией считается та, в которой служат не менее двух священников. Приходом управляет Приходской Совет, в состав которого входят все члены причта и не менее трех представителей мирян, избранных Приходским Собранием на трехлетний срок. Председателем Приходского Совета является настоятель храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

был поднят в период первой революции груз. духовенством, к-рое открыто противопоставило себя Г. Э. 10 авг. 1905 г. Братство восстановления свободы Грузинской Церкви обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16). Активная агитационная работа проводилась среди интеллигенции, помещиков, крестьян, а также в политических партиях. 8-9 дек. 1905 г. в Тифлисе на собрании депутатов духовенства почти со всех регионов Грузии было принято решение о совместных с национально-освободительным движением действиях (Схиви. 1905. 5. С. 3). В апр. 1907 г. объединенное собрание политических партий и представителей церковных кругов «Союз защиты договорных прав Грузии» направило в Думу офиц. обращение с требованием о восстановлении автокефалии ГПЦ (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 27. Ед. хр. 5412. Л. 3; Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16). Епископы Леонид (Окропиридзе) (слева) и Кирион (Садзаглишвили) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1906 г. Епископы Леонид (Окропиридзе) (слева) и Кирион (Садзаглишвили) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1906 г. Духовные власти Г. Э. исходили из того, что подчиненность ГПЦ Святейшему Синоду РПЦ не противоречит церковным канонам (ЦГИАГ. Ф. 1438. Ед. хр. 278. Л. 28), а за движением автокефалистов скрываются политические революционные силы на Кавказе ( Марр. 1906. С. 68). Собрания груз. духовенства, посвященные обсуждению буд. устройства Грузинской Церкви, были разогнаны, участники арестованы, в т. ч. еп. Кирион (Садзаглишвили), архим. Амвросий (Хелая), протоиереи К. Кекелидзе, К. Цинцадзе, Г. Тотибадзе, И. Гиоргадзе, И. Джаши, Н. Наморадзе и др. (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3239. Л. 113; Ф. 488. Ед. хр. 26390. Л. 10). Еп. Кирион был переведен на Ковенскую кафедру (1907-1908), архим. Амвросий сослан в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь. 13 мая 1905 г. в Тифлисе был разогнан съезд духовенства Карталинско-Кахетинской епархии, где присутствовало ок. 300 духовных лиц, среди к-рых были 43 негрузина, в т. ч. 39 рус. священников (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 1). Движение автокефалистов поддержали представители духовенства Курганского у. Тобольской губ., направив протест в канцелярию Г. Э. (Цнобис пурцели. 1905. 2836. С. 2). 16 нояб. 1905 г. на собрании представителей духовенства Эривани, Баку и Гянджи была принята резолюция о необходимости обращения к императору (Иверия. 1905. 208. С. 3). Имп. указом от 11 авг. 1906 г. на имя обер-прокурора Святейшего Синода вопрос о статусе ГПЦ был передан на рассмотрение буд. Всероссийского Церковного Собора (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 27259. Л. 1; Ед. хр. 25452. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/168201.html

В этот период Церковь совершала патриотическое служение. Еще в 1910 г. по указанию императора Святейший Синод разработал специальный план по работе духовенства в воинских частях, на флоте и в госпиталях (ЦГИАГЛ. Ф. 796. Оп. 198. Ед. хр. 329. Л. 1). В 1911 г. экзарх Иннокентий через благочинного рус. мон-рей архим. Антония поручил настоятельницам жен. мон-рей в Бодбе, Самтавро, Мамкоди организовать курсы по подготовке сестер милосердия (ЦГИАГ. Ф. 1612. Ед. хр. 44. Л. 38). В 1912 г. в Тифлисе было основано братство св. Надежды, целью к-рого была подготовка резервных кадров сестер милосердия. Подготовительные курсы действовали также при мон-рях в Мокви, Теклати и др. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 53507. Л. 23). Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Епископы Кирион (Садзаглишвили) (слева) и Амвросий (Хелая) (впосл. Католикосы-Патриархи Грузии). Фотография. 1916 г. Преемник экзарха Иннокентия архиеп. Алексий (Молчанов) управлял Г. Э. со 2 нояб. 1913 по 20 мая 1914 г.; скончался от тяжелой болезни. На экзаршем престоле его сменил архиеп. Питирим (Окнов ; 26 июня 1914 - 23 нояб. 1915). С первых же дней войны Святейший Синод стал разрабатывать комплексную программу мер, обращенных на нужды отечества: особое значение приобрело общественное богослужение, церковная проповедь, издательская деятельность. В сент. 1914 г. Г. Э. опубликовал «Молитвы о победе в войне русского воинства» (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 26425. Л. 3). Сотрудники Г. Э. (работники канцелярии и духовенство) систематически посещали госпитали и полевые лазареты с проповедью, благотворительной и медицинской помощью. 15 янв. 1915 г. на специальном собрании Г. Э. было принято решение об обеспечении раненых в госпиталях религ. лит-рой и периодическими изданиями (Кавказ. 1914. 86. С. 3). Вслед за внутренними епархиями Российской империи при Г. Э. были созданы благотворительные об-ва и комитеты, в т. ч. Комитет по сбору пожертвований на военные нужды (1905), куда вошли экзарх Питирим, епископы Эриванский Пимен (Пегов) и Горийский Антоний (Гиоргадзе), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов, протоиереи С. Городецкий, С. Шошиашвили, Н. Мамарашвили, Т. Веселовский (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 24173. Л. 59; Ед. хр. 26424. Л. 1). На фронте вместе совершали богослужения вблизи передовых позиций и проповедовали среди воинов архиеп. Питирим с епископами Варшавским Николаем (Зиоровым) и Минским Митрофаном (Краснопольским) ( Щеглов. 2005).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Кекелидзе , Г. Чубинашвили , Г. Бочоридзе. Большое значение власти придавали антирелиг. пропаганде среди граждан. Так, в 1923 г. в Кутаиси была проведена дискуссия на тему, были ли святыми Давид и Константин Аргветские. Мощи святых были вынесены из церкви мон-ря Моцамета и поруганы. Церковь была провозглашена «врагом народа». В 1-й пол. 1923 г. закрытие в Грузии свыше 600 церквей и мон-рей сопровождалось народными выступлениями. В янв. 1923 г. власти потребовали передать Военный собор Тифлиса (разрушен, на этом месте расположено здание Парламента Грузии) комсомольской орг-ции, Совет Католикосата ответил отказом, и 31 дек. того же года члены Совета М. Ткемаладзе и Н. Арджеванидзе были арестованы за неподчинение постановлению Совнаркома. 11 янв. 1923 г. сщмч. Амвросий был вновь вызван на допрос в ЧК и затем подвергнут домашнему аресту. 12 янв. по решению специальной комиссии Закавказской Федерации было арестовано большинство членов Совета Католикосата ГПЦ, власть перешла к Временному Церковному Управлению (ВЦУ) под рук. еп. Урбнисского Христофора III (Цицкишвили ; впосл. Католикос-Патриарх) (до 26 февр. 1925). Католикос-Патриарх Христофор III (Цицкишвили). Фотография. 20-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Христофор III (Цицкишвили). Фотография. 20-е гг. ХХ в. 14 мая 1923 г. была подожжена домовая церковь Католикоса-Патриарха Амвросия, 2 июня того же года он был выселен из патриаршей резиденции, о чем позже писал: «…когда отнимают жилище у Католикоса, это равнозначно упразднению центральных учреждений. Так, начатое с периферии разрушение Грузинской Церкви завершится тем, что будет перерезан ее главный жизненный нерв» (Архив Патриархии ГПЦ. Ф. 9. Ед. хр. 1519). 7 июля 1923 г. тайным распоряжением ЦИК Грузии резиденция Католикоса-Патриарха была передана в Тифлисский жилищный отдел (Архив Патриархии ГПЦ. Ф. 166). 23 нояб. 1923 г. по предписанию из Совнаркома Грузии все церковное имущество было конфисковано. Право определять историческую ценность предметов церковной утвари было дано партийным работникам на местах, зачастую не умеющим даже ставить подпись на документах.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010