Скончался в 1927 году. 4.После отстранения от церковных дел Католикоса Амвросия вновь было создано Временное Управление Грузинской Церкви во главе с митрополитом Сухумо-Абхазским Христофором, которому и суждено было стать преемником Католикоса Амвросия. Родился Католикос-Патриарх Христофор II (Цицкишвили) в 1873 году. Окончив Тифлисскую Духовную Семинарию (1893), он принял сан священника и трудился на приходе, а затем — в качестве законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 году посещал Историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 году хиротонисан во епископа Урбнисского без пострижения в монашество. С 1927 года до дня кончины ( в начале 1932 года) являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. Важным делом Католикоса Христофора явилось то, что им были признаны заслуги русского духовенства в деле установления братских отношений между православными обеих наций. Будучи сторонником единства Православных Церквей, Католикос Христофор установил путем обмена посланиями связи с древними восточными Патриархатами и другими Церквами. Все это вместе взятое подготавливало добрую почву для восстановления молитвенного общения Грузинской и Русской Православных Церквей, что и произошло при преемнике Католикоса Христофора Католикосе Каллистрате. 5. Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) родился в 1866 году в семье священника. Образование получил сначала в Кутаисском Духовном училище, затем в Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии, которую окончилв 1892 году со званием кандидата богословия. В 1893 году был рукоположен в сан священника и в течение 32 лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. Пастырскую деятельность отец Каллистрат сочетал с общественной работой разновременнов качестве члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной Семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. Овдовев, он принял монашество и в1925 году был возведен в сан епископа. В том же году удостоен сана митрополита. С 1932 до 1952 года (f 1952) занимал высокий пост Католикоса-Патриарха. В 1949 году был избран почетным членом Московской Духовной Академии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМВРОСИЙ (ХЕЛАЯ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии Архимандрит Амвросий (Хелая). Фото Национальной парламентской библиотеки Грузии. 10 марта 1924 года в клубе имени Плеханова в Тбилиси состоялся суд над католикосом Амвросием и 9 членами патриаршего Совета. Подсудимым вынесли четыре обвинения: Патриарху Амвросию вынесли дополнительное обвинение: сношения с иностранными государствами, и подстрекательство их на интервенцию. Ни один подсудимый не признал себя виновным. Патриарх Амвросий своё последнее слово закончил словами: " Дух мой принадлежит Богу, сердце - родине, а тело уступаю вам. Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк. 23, 28 ) " . 19 марта 1924 года был вынесен приговор: " Католикос Амвросий (он же Висарион Хелаиа), приговорён к лишению свободы на 7 лет, 9 месяцев и 23 дня в строгой изоляции, с конфискацией всего имущества " . Но в конце того же года патриарх был амнистирован, также как и члены Синодального Совета, и ему дали право служить в Тбилисском Кашуетском соборе . Перенесенный тяжелый опыт оставил неизгладимый след. По некоторым данным католикос так и не вернулся к управлению Церкви, или же вскоре был вновь устранен от него . По сведениям Скурата, " став католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как по отношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в 1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах " . Скончался 29 марта 1927 года в Тбилиси. Был похоронен в Тбилисском Сионском соборе . В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия (Хелая) было рассмотрено на расширенном заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви . За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник.

http://drevo-info.ru/articles/11284.html

Роль Православной Церкви в жизни грузинского общества остается предметом острых споров Тбилиси, 10 декабря 2009 г. Роль Грузинской Православной Церкви в жизни страны вызывает диаметрально противоположные реакции внутри грузинского общества. На днях тбилисский еженедельник «Головинский проспект» опубликовал ряд заявлений на эту тему, сообщает Благовест-инфо . 235 человек, позиционирующих себя как сторонников светского государства, выступили с заявлением, которое, в частности гласит: «Православная Церковь Грузии в последнее время активно участвует в текущих политических процессах и заявляет, что является лицом грузинской государственности и лицом национальной идентичности страны,- говорится в обращении. Исходя из этого мы, граждане, считаем, что необходимо дать ответы на вопросы, имеющиеся у общественности. Это поможет прояснить взаимоотношения между Церковью и властями. Мы считаем, что публичное обсуждение этого вопроса должно положить основу процессу люстрации и освобождению политической и религиозной реальности от советского наследия». Авторы обращения считают, что отношения между церковью и властями приходят в противоречие с основными принципами секулярного государства. Этот документ, обращенный лично к Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, вызвал бурную реакцию в обществе. В первую очередь – отрицательную, и в основном, у оппозиционных сил. Партия «Мы сами» расценила его как «богохульство»: «Против Патриарха ведётся целенаправленная кампания, это – управляемая определёнными силами попытка лиц, скрывающихся за либерально-демократическими ценностями, подорвать авторитет Грузинской Церкви, - заявили представители партии. – Кампания оскорбления Патриарха и Церкви со стороны так называемой части общественности началась не сегодня и ставит целью искоренение православных ценностей... Возобновление антицерковной кампании именно в период Рождественского поста не случайно, оно ещё раз показывает, что данной части общественности чуждо всё православное». Христианские демократы уподобили авторов обращения большевистским следователям, допрашивавшим в 1920-е годы святого исповедника Католикоса Амвросия (Хелая).

http://pravoslavie.ru/33103.html

Амвросия Католикосом-Патриархом всей Грузии. На повестку дня Собора были вынесены вопросы о проблемах церковной жизни и взаимоотношений власти и Церкви. Собор направил в Ревком Грузии послание, где отмечалось, что решение декрета от 15 апр. о лишении ГПЦ статуса юридического лица противоречит декларированной большевиками свободе совести (Хронологический сб. 1959. С. 10-13). В апр. 1922 г. Католикос-Патриарх сщмч. Амвросий направил меморандум Генуэзской конференции: назвав советскую власть оккупационной, он остановился на фактах религ. репрессий и попросил европ. страны «оказать Грузии помощь, чтобы она имела возможность самостоятельно выбрать ту социально-политическую форму государственного устройства, которая соответствовала бы ее национальным традициям...» (ЦГАНИГ. Ф. 516. Оп. 2. Ед. хр. 1). Большевистские газеты опубликовали в мае 1922 г. статьи, опровергавшие факты религ. гонений («Апостолы тьмы», «Незамаскированные враги Советской власти», «Изменники Родины», «Нечестивые дела всяких отцов» и др). 13 июня 1922 г. Католикос-Патриарх был вызван в ЧК на допрос по поводу того, когда и какое имущество было вывезено властями из Грузии, в чем заключаются гонения большевиков на веру, какой урон Грузии наносит пребывание в ней Красной Армии (Лит. музей им. Г. Леонидзе. Ф. Талаквадзе Н. Ед. хр. 25995. Л. 94-95). 17 нояб. 1922 г. правительством были конфискованы резиденция и квартира Католикоса-Патриарха в Тифлисе. В письме на имя председателя правительства сщмч. Амвросий сообщил, что квартира, к-рую он занимает, предоставлена груз. верующими и он не может покинуть ее, поскольку там находится канцелярия Тифлисской епархии (Архив Патриархии ГПЦ. Ф. митр. Назария (Лежава). Ед. хр. 539). В 1922-1923 гг. властями были созданы группы по составлению описи церковного имущества. Ответной акцией со стороны груз. интеллигенции стало учреждение Отдела охраны древностей, предметов искусства и памятников Грузии, в работе к-рого активное участие принимали видные груз. ученые акад. И. Джавахишвили , К.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В 1922-1923 гг. в Грузии в общей сложности было закрыто ок. 1200 церквей, церковные сокровищницы разорены, сожжены мн. рукописи (Мацне: Сер. истории. Тбилиси, 1979. 1. С. 72). 10-19 марта 1924 г. в здании Тифлисского рабочего театра по обвинению в измене советской власти и в предательстве интересов груз. народа был проведен показательный судебный процесс над членами Совета Католикосата во главе со сщмч. Амвросием. Выступили обвинители от имени народа, были опубликованы статьи, порочащие первоиерарха и архиереев. Католикос-Патриарх отвечал на суде, что «…если власть признает самоопределение наций, тогда... почему мне вменяется в вину защита свободы Церкви и нации… я выполнил свой долг... кара, назначенная мне за защиту свободы родной Церкви и нации... станет венцом того креста, который я несу всю жизнь» ( Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг. 1983. С. 89). Большевистский суд приговорил Католикоса-Патриарха к 7 годам лишения свободы, к различным срокам заключения были приговорены и др. члены Совета Католикосата. В авг. 1924 г., после подавления антибольшевистского восстания, репрессии распространились и на духовенство. 27 авг. 1924 г. решением «чрезвычайной тройки» ГПУ за освящение церкви в с. Симонети были расстреляны вернувшийся из заключения Кутаисский митр. сщмч. Назарий (Лежава), иереи священномученики Герман (Джаджанидзе), Иерофей (Николадзе) и Симон (Мчедлидзе), диак. сщмч. Виссарион (Кухианидзе). 21 нояб. 1924 г. был издан декрет «О регистрации религиозных обществ». В марте 1925 г. Патриарх Амвросий и арестованные вместе с ним члены Совета Католикосата были освобождены. В 1926 г. в Кутаиси состоялось инспирированное советской властью собрание груз. духовенства и мирян, где обсуждались контакты сщмч. Амвросия с шовинистскими и меньшевистскими группами, что мешало, по мнению «прогрессивной» части духовенства, развитию и нормализации положения ГПЦ. Постановлением собрания за сщмч. Амвросием был оставлен титул Католикоса-Патриарха, но от управления Церковью он был отстранен.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Вокруг – обширный луг, крепостная стена с башнями из дикого камня. Домик представляет собою «дворец» Католикоса, более чем скромный. На обратном пути мы зашли в монастырь Св. Нины. В главном храме во имя Преображения Господня Католикоса встретили монашки-грузинки (человек 15) пением на грузинском языке «Достойно есть». В ограде храма есть и малюсенькая церковь , расположенная в точности на том месте, где подвизалась св. Нина. В самом храме находятся в отличном состоянии, заново отделанные, под красивой мраморной сенью – могилы святого царя Мириана и его супруги царицы Наны. Тут же – иконы святых супругов, лампада, свечи. Святой царь Мириан, обращенный в христианство проповедью святой Нины, привел грузин ко Крещению в 326 году по Р. Х. В храме находилась группа экскурсантов, которые весьма почтительно обращались к Католикосу. Католикоса проводили пением погрузински «Царю Небесный». В Мцхете есть еще один храм, во имя Святой равноапостольной Ольги, и при нем неофициальный русский женский монастырь тоже во имя этой святой. Святейший предупредил, что монахиням придется на несколько дней принять Владыку Гурия. Обратно поехали по той же дороге. Дороги в Грузии находятся в прекрасном состоянии. Удивительно, что всевозможные технические сооружения не портят местность, но както прекрасно сочетаются с горами, реками, лесами… Ночью опять была сильная гроза. Вообще, грозы очень удачно освежают атмосферу Тбилиси по ночам. 24 июня 1949 года, пятница. Это день смерти моего папы. Владыка хотел служить панихиду, но както не вышло. Рано утром, забежав в собор, я поставил четыре свечи у четырех главных святынь Сионского храма и перед Нерукотворным образом Спаса прочел молитву «Боже духов». Вечером нас повели в серную баню. Протодьякон Амвросий устроил заранее с билетами и номером все, что нужно. Баня построена на естественных серных теплых ключах, дающих и самое название городу – Тбили (тепло) -си. В бане, как и везде, Патриарх встречал самую нежную заботу. А когда мы ходили с Патриархом в сейфовые отделы Государственного музея Грузии, к Святейшему относились не только как к Католикосу, но и как к компетентному научному работнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) Варлаам (Эристави), митр., экзарх Грузии. Портрет. 1-я четв. XIX в. (РГИА) [груз. ] (Эристави) (8.08.1763, Ксанское эриставство - 18.12.1830, Москва), митр., экзарх Грузии (1811-1817). Из рода эриставов Ксанских, сын эристава Давида. Начальное образование получил дома. В 1784 г. окончил Тбилисскую ДС. Со времени учебы в семинарии ему покровительствовал Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788), под рук. к-рого В. изучал духовную и светскую лит-ру и богословие. Молодой иеромонах (точная дата пострига неизвестна) пользовался большим авторитетом при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798). После кончины Антония I Ираклий II собирался возвести В. в сан Католикоса-Патриарха, но по совету наследника престола, царевича Георгия (буд. и последнего царя Георгия XII - 1798-1800), царь и церковный Собор поддержали кандидатуру молодого митр. Антония (Багратиони) (Католикос-Патриарх Антоний II , 1788-1811), сына Ираклия II; В. занял Ахталинскую кафедру. В 1794 г. он отбыл в Россию и поселился в С.-Петербурге, в Александро-Невском монастыре. С 1801 г. В. был советником (или помощником) митр. С.-Петербургского Амвросия (Подобедова) . В марте того же года стал членом Синода РПЦ. В. изучил рус. язык, иврит, рус. лит-ру, возродил груз. типографию, к-рую основал груз. царь Арчил в 1705 г., издал более 20 книг, в т. ч. труды Католикоса-Патриарха Антония I и свою «Грамматику грузинского языка». В 1808 г. В. отозвали в Грузию с поручением составить совместно с ген. А. П. Тормасовым (главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии) и груз. духовенством проект реорганизации Грузинской Церкви. В июле 1809 г. в письме на имя обер-прокурора Синода кн. А. Н. Голицына ген. Тормасов предложил создать в Грузии духовную дикастерию по образу существовавших в России (Акты 4. 140). Католикос-Патриарх Антоний II должен был учредить дикастерию и возглавить ее, предполагалось, что В. будет его заместителем. После отъезда Католикоса-Патриарха Антония II в Россию в нояб. 1811 г. В. был назначен временным управляющим груз. духовенством, и разработка проекта учреждения духовной дикастерии была поручена ему.

http://pravenc.ru/text/154217.html

11 окт. 2013 г. управляющим М.-У. е. был назначен архим. Димитрий (Капанадзе), его хиротония состоялась 27 окт. С 13 янв. 2015 г. епархией управляет еп. Мелхиседек (Хачидзе). В М.-У. е. действуют 70 церквей, 7 мужских и 3 жен. мон-ря; в клире: архимандрит, 5 игуменов, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 15 протоиереев, 7 иереев, 2 диакона; 3 монаха, 4 монахини. Архиереи Маргветские: еп. Варлаам (Махарадзе) (7 марта 1926 - 29 окт. 1928), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Качахидзе) (осень 1929-1930), митр. Кутаисско-Гаенатский Симеон (Челидзе) (1930-1935), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) (1935-1946), митр. Кутаисско-Гаенатский Ефрем (Сидамонидзе, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ) (1950-1953), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Девдариани, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V(VI) ) (1956-1970), архиеп. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили) (14 дек. 1978 - 13 авг. 1979), еп. Никорцминдский Амвросий (Катамадзе) (13 авг. 1979 - март 1980), еп. Христофор (Цамалаидзе) (март 1980 - май 1992), митр. Константин (Меликидзе) (28 мая 1992 - 19 июля 2000), митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили) (июль 2000 - 17 окт. 2002); Маргветско-Убисские: митр. Вахтанг (Ахвледиани) (17 окт. 2002 г.- окт. 2013), еп. Димитрий (Капанадзе) (27 окт. 2013 - янв. 2015), еп. Мелхиседек (Хачидзе) (с 13 янв. 2015). Монастыри Мужские: в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Аргвети (настоятель - игум. Георгий (Джимшелеишвили)); в честь Рождества Пресв. Богородицы в сел. Нуниси (настоятель - игум. Павел (Мачитадзе)); Рикоти во имя вмч. Георгия (настоятель - игум. Иаков (Чохонелидзе)); во имя вмч. Георгия в г. Борити (временно закрыт); Убиси во имя вмч. Георгия (настоятель - архим. Макарий (Гоцадзе)); во имя вмч. Георгия в сел. Моткиери (настоятель - иером. Петр (Куртанидзе)); женские: во имя вмч. Георгия в г. Зестафони (настоятельница - мон. София (Басилашвили)); в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в сел. Вахани (временно закрыт); в честь Успения Пресв. Богородицы в сел. Сакасри (настоятельница - мон. Мариам (Сванидзе)). Ист.: ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 3; Ф. 1880. Оп. 1. Д. 56; НЦРГ. А 136; Личное дело митр. Маргветского Константина (Меликидзе)//Архив Груз. Патриархии. Лит.: Анания (Джапаридзе), митр. Грузинские Церковные Соборы. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. (на груз. яз.). Г. Мачуришвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561966.html

В 1829 г. по велению Николая I собор был разобран, а над гробами погребенных в нем князей и архипастырей нижегородских устроены были навесы. В 1830 г., в день Сошествия Святого Духа, был заложен новый собор; закладку фундамента освятил епископ Афанасий (Протопопов). Построен собор был к осени 1834 г. и освящен 17 сентября 1834 г. уже епископом Амвросием (Моревым). Третий собор стоял точно на месте второго, построенного великим кн. Константином Васильевичем. По плану архитектора А.И. Мельникова, в его основании был удлиненный четырехугольник, длиной по 20, шириной по 13 сажен, высотой до крыши 10 сажен, до крестов – 22 сажени и 1 аршин; пятиглавый (средняя глава большая, четыре поменьше). Первоначально, при освящении собора в 1834 г., в нем был только один престол – в честь Преображения Господня. Это был средний, главный алтарь (Образ Спаса Нерукотворного, в серебряной позлащенной ризе, устроенной купцом Н.А. Акифьевым, хранился у первой от алтаря правой колонны в украшенном резьбой и золотом киоте). На правой стороне главного алтаря, в воспоминание стоявшего рядом Скорбященского собора, устроен был придельный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и освящен в 1857 г. (Около левой колонны алтаря в киоте хранилась чудотворная икона «Всех Скорбящих радость»). На левой стороне главного алтаря усердием Нижегородского купца В.К. Мичурина был устроен алтарь в честь Великого князя Георгия Всеволодовича, освященный 3 февраля 1863 г. На правой стороне собора находился памятник над местом погребения последнего Католикоса Грузинского Антония II. У северной стороны собора в 70-х годах XIX в. над могилой К. Минина была возведена часовня. Гробница К. Минина находилась в нижнем, т.н. усыпальническом храме, как и могила Католикоса грузинского Антония II, и могилы великих князей (по правой стороне) и архипастырей Нижегородских (по левой стороне). В 1850-х гг. в усыпальнице были устроены алтари: средний - в честь иконы Божией Матери Казанской (сопутствовавший Нижегородскому ополчению 1612 г.), правый св. влмч. Дмитрия Солунского (в честь военачальника Ополчения Дмитрия Михайловича Пожарского), левый – святым бессребреникам Козьме и Дамиану (в память гражданина К. Минина).

http://sobory.ru/article/?object=24304

Королем Болгарии западные державы поставили католика, принца Фердинанда Кобургского. Румынская Церковь . Румынская Церковь пережила в 19 веке очень тяжелые испытания. В 1859 году княжества Молдавии и Валахии образовали одно государство, принявшее название Румынии. Во главе нового княжества встал Иоанн Куза, ревностный католик, который провел за свое короткое правление (1859–66) ряд церковных реформ. Богослужение, которое до этого совершалось на церковно-славянском языке, стало совершаться по-румынски, и был введен латинский шрифт, вместо кириллицы. В 1885 году румынская Церковь провозгласила свою независимость. Второй и третий король, Карл и Фердинанд Гогенцоллерны, были еще католиками, и только принц Карл (1893) был крещен по православному. Главным центром монашеской жизни в Румынии была Нямецкая лавра в Молдавии. Грузинская Церковь . Грузинская православная Церковь была под постоянной угрозой персов. После войны 1828 года она вошла в пределы русской империи, но потеряла свою независимость. Вместо автокефальной Церкви, существовавшей с древних веков, был учрежден Экзархат Святейшего Синода, возглавляемый русскими архиепископами. Только епископы и духовенство остались грузинскими. Западные церкви в 19 веке Римско-Католическая Церковь . В начале века римско-католической Церкви пришлось пережить много испытаний в связи с французской революцией и Наполеоновскими завоеваниями. Очень много духовенства пострадало во время террора, другая часть эмигрировала в Россию и Англию. Папа Пий VII был арестован французами и перевезен в Фонтенебло. Ему пришлось подписать с Наполеоном конкордат, который не был признан всеми епископами, так как ставил их в зависимость от светской власти. При Наполеоне впервые был проведен принцип безрелигиозности армий. Великая армия «20 языков», шедшая в Россию в 1812 году, не имела в своем составе ни одного духовника. После Наполеона, во многих европейских странах наступила католическая реакция и усиление власти пап, которые боролись с возникшим в это время либеральным церковным движением. Во главе католической реакции стояли де Бональд и Ж. де Местр, автор книги «О папе». Кроме идеи восстановления папского авторитета, у многих представителей Церкви появилось желание участвовать в государственной жизни и политических движениях. В Италии и во Франции они видели слабость Церкви в ее слишком большой близости к высшим классам и в отчуждении от трудящейся части населения.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010