12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Вскоре после его избрания в Грузии установилась советская власть и правительство начало гонения на Церковь: сотнями разрушались и разорялись церкви, множество клириков было арестовано, сослано, многие потом были расстреляны. 22 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий, как верховный пастырь и духовный отец нации, обратился с меморандумом к участникам Генуэзской конференции, в котором он защищал права Грузинской Церкви и грузинского народа. Каждое слово его послания было проникнуто беспокойством за судьбу не только его отечества, но и всего человечества. Он убеждал своих адресатов, что нация и правительство, оторванные от христианских ценностей, не имеют будущего, и обращался за помощью. Выступление с таким меморандумом при большевистском режиме было беспрецедентным и католикос Амвросий был арестован. Вместе с ним 12 июня 1922 года арестовали и 9 членов патриаршего Совета. Несмотря ни на что, католикос продолжал критиковать власти за попустительство актам святотатства, несправедливости и преступлениям. На одном из допросов святитель отвечал: «Исповедание веры – это духовная потребность любой нации, преследования лишь усиливают эту потребность. Будучи притесняемой, вера углубляется, усиливается и распространяется с новой энергией. Грузия не является исключением из этого универсального закона». 10 марта 1924 года в клубе имени Плеханова в Тбилиси состоялся суд над католикосом Амвросием и 9 членами патриаршего Совета. Подсудимым вынесли 4 обвинения: 1) Отправка меморандума Генуйской конференции; 2) Скрытие церковных ценностей, которые большевики изымали для помощи голодающих; 3) Безотчетное ведение книг церковного имущества; 4) Не явление представителя Церкви во время передачи военного храма комсомолу и во время разрушения трапезной. Патриарху Амвросию вынесли дополнительное обвинение: сношения с иностранными государствами, и подстрекательство их на интервенцию. Ни один подсудимый не признал себя виновным. Патриарх Амвросий своё последнее слово закончил словами: " Дух мой принадлежит Богу, сердце - родине, а тело уступаю вам. Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28) " . 19 марта был вынесен приговор: " Католикос Амвросий (он же Висарион Хелаиа), приговорён к лишению свободы на 7 лет, 9 месяцев и 23 дня в строгой изоляции, с конфискацией всего имущества " .

http://pravicon.com/info-1730

Схиархимандрит Виталий погребен во дворе Александро-Невского храма, в Тбилиси 187 . 13 Католикос-Патриарх Христофор (Цицкишвили; 1873–1932). После окончания в 1893 г. Тифлисской Духовной семинарии принял сан священника и служил на приходе, затем – исполнял должность законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 г. посещал историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 г. без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Урбнисского. С 1927 по 1932 г. являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви. 14 Святой Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г. – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., под давлением атеистического правительства, был устранен от дел управления. Причислен Грузинской Церковью к лику святых как исповедник. 15 Святой Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1918 г. был зверски убит в Марткопском монастыре. Грузинская Церковь канонизировала его как священномученика. Оставил после себя ряд научных трудов, посвященных исследованию истории Церкви. 182 См.: У «пещер, Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века. М., 1999. С. 438.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

6 апреля того же года Синод дал уклончивый ответ, а 2 ноября 1925 года Синод уже писал о своём согласии признать грузинскую автокефалию, с условием, что в вопросах внешнего представительства она будет подчиняться указаниям Синода. Письмом от 12 декабря 1925 года Патриарх ГрузииАмвросий вновь настаивал на полной автокефалии, с упразднением на территории Грузии русских приходов. Только 12 ноября 1926 года Синод ответил Патриарху Амвросию в том смысле, что вопрос будет Синодом изучен и решён. Изучение этого вопроса было поручено митрополиту Закавказскому Петру (Сергееву). Митрополит 4 января 1927 года сделал Синоду доклад по этому вопросу. Постановлением Синода от 11 января 1927 года доклад был утвержден. 19 января митрополит Пётр сделал Синоду доклад об упразднении Закавказской митрополии. Затем вопрос этот был передан на рассмотрение Пленума. На Пленуме была создана комиссия в составе: Серафима, митрополита Московского – председателя; Петра, митрополита Закавказского; Константина, митрополита Ростовского и СевероКавказского; Михаила, митрополита Кубано-Черноморского; Петра, архиепископа Владикавказского, и протоиерея М. Князевского. Комиссия считала возможным признать автокефалию Грузинской Церкви и представила свои соображения Синоду. Пленум по её докладу постановил: «Принимая во внимание древность Грузинской Церкви (с начала IV века), её стойкость в борьбе с иноверием, её многолюдность (до 2 миллионов членов), её автокефальность в прошлом с 1053 года по 1810 год, объявленное уже решение Священного Синода «предоставить национальностям СССР свободу в устроении своей церковной жизни», признать неоспоримость прав Грузинской Православной Церкви на автокефалию и представить на утверждение общего собрания членов Священного Синода следующее своё постановление: «автокефалию Грузинской Православной Церкви признать. Епархии Тифлисскую и Сухумскую не считать в ведении Священного Синода. Вопрос об их передаче решить по сношении с Его Святейшеством и Блаженством Католикосом-Патриархом Грузии с тем, чтобы русские православные приходы сохранили русский уклад церковной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия принял паломническую группу Санкт-Петербургской духовной академии 12 мая 2013 г. 13:55 10 мая 2013 года паломническая группа студентов  Санкт-Петербургской духовной академии  во главе с ректором  епископом Петергофским Амвросием , посещающая Грузию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, встретилась со  Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II . Встреча прошла в Тронном зале Патриаршей резиденции в Тбилиси. В ней приняли участие митрополит Ахалцихский Феодор, епископ Бодбийский Иаков, а также ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе. Во время общения звучала музыка, автором которой является Святейший Патриарх Илия. Предстоятель Грузинской Православной Церкви тепло принял гостей из России. В ходе беседы с ректором и учащимися он вспоминал годы своей учебы в Московской духовной академии . Блаженнейший Католикос-Патриарх отметил, что особенностью миссии Церкви сегодня должно стать мудрое, терпеливое и постепенное введение человека в церковную жизнь. «Нельзя сразу требовать от человека соблюдения всех правил и канонов. От священника требуется пример внимания и любви», — отметил он. В ходе обсуждения темы духовного образования Предстоятель сообщил, что в Грузии проблема аккредитации для духовной академии Грузинской Церкви решена положительно. Ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе пояснил, что условием аккредитации является единственный экзамен по грузинскому языку, который при поступлении на бакалавриат принимает государственная комиссия. В последующем учебном и воспитательном процессе Церковь имеет полную самостоятельность. В свою очередь, епископ Амвросий рассказал о жизни духовной академии в северной столице, о задачах и перспективах духовного образования в России. В дар Святейшему и Блаженнейшему Владыке ректор Санкт-Петербургских духовных школ преподнес панагию с образом преподобного Сергия Радонежского. От одноклассника Патриарха Илии по семинарии протоиерея Павла Красноцветова, настоятеля Казанского кафедрального собора в Петербурге, была передана картина с изображением собора. Выпускники магистратуры СПбДА во главе с клириком Грузинской Церкви архимандритом Георгием (Гурчиани) подарили Святейшему Католикосу-Патриарху копию прижизненного портрета преподобного Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/db/text/2965583.ht...

Синод Грузинской Церкви рассмотрел покаянное письмо своего бывшего архиерея, побывавшего «митрополитом» так называемой «российской истинно-православной церкви» 6 июля 2005 г. 19:38 Покаянное письмо бывшего архиерея Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Амвросия (Катамадзе), возглавившего в 1990-е годы одну из «истинно-православных» общин в России, рассмотрел Священный Синод ГПЦ. Как сообщили «Благовест-инфо»  источники в Тбилиси, прошение епископа, лишенного сана за раскольническую деятельность, обсуждалось синодом 27 июня наряду с другими вопросами. Синод, проходивший под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, постановил определить бывшему епископу Никорцминдскому покаяние, а также выделить материальное содержание. При этом Амвросий будет пока что считаться простым монахом. Как сообщил ранее агентству «Благовест-инфо» один из клириков ГПЦ, в конце 1970-х Амвросий, в то время клирик Грузинской патриархии, самочинно провозгласил себя епископом, якобы получив благодать архиерейства от гробницы св. Нины. Впоследствии, однако, он примирился с Церковью и через несколько лет был законно поставлен во епископа. До 1991 года он занимал Никорцминдскую кафедру. Будучи одним из духовных лидеров звиадистов, был вынужден эмигрировать из Грузии после свержения президента Гамсахурдиа. Некоторое время он продолжал сопровождать Звиада Гамсахурдиа сначала в Армении, а затем в Чечне, где тот скрывался от грузинских спецслужб. Впоследствии бывший епископ Амвросий перебрался в Россию, где примкнул к Российской истинно-православной церкви (РИПЦ). При его участии в 1997 году была совершена архиерейская хиротония нынешнего главы одной из «альтернативных юрисдикций» — Православной российской церкви (ПРЦ) — митрополита Рафаила Прокопьева. Впоследствии Амвросий, носивший титул митрополита — сначала Крутицкого, а потом Московского и Коломенского, — возглавлял так называемый «консервативный» синод РИПЦ. В 2004 году Амвросий вернулся в Грузию и вскоре обратился к Католикосу и синоду с просьбой восстановить его в архиерейском сане. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/27589.html

Амвросий (Хелая Виссарион Засимович), Католикос-Патриарх всея Грузии и архиепископ Мцхетско-Тбилисский Родился 7/20 октября 1861 года. В 1885 году окончил Тбилисскую духовную семинарию. В 1887 году определен священником в Сочи. В 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В 1893 году овдовел. В 1897 году поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1901 году. I.II.1900, будучи студентом Академии, пострижен в монашество. В 1902 определен настоятелем Челишского монастыря (Имеретинской епархии) с возведением в сан архимандрита. С 1904 смотритель Усть-Медведицкого Духовного училища Донской епархии. С 1906 член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятель Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. В 1909 сослан в Троицкий монастырь Рязанской епархии с воспрещением священнослужения. 1910–1917 гг. – настоятель Старорусского монастыря Новгородской епархии. 15.X.1917 хиротонисан во епископа с наименованием Чкондидели и с возведением в сан митрополита. 1919 Сухумо-Абхазский митрополит. 7.ΙΧ·1921 Грузинским церковным собором избран в Католикоса – Патриарха всея Грузии с присвоением титула архп.Мцхето-Тбилисского. 14.Χ.1921 интронизован в Мцхетском соборе. С 12.I.1923 по 1927 устранен от управления Грузинским Патриархатом. Скончался 29.III.1927 года и похоронен в Тбилисском Сионском соборе. Труды: Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887–1917 гг. иногда под псевдонимами «Самурзаканели», «Коренбедиели» и «Амбери», им напечатаны: «Челишский вариант обращения Грузии в христианство », вышедший отдельным изданием в 1911 году на грузинском языке. «Путешествие по Раче в Лечхуму» 1915–1917 гг.на грузинском языке. Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в «Петербургских Ведомостях» за 1912–1917 гг. (с 1914 г.переименованных в «Петроградские Ведомости»); в Сухумском «Сотруднике Закавказской Миссии» за 1912–1913 годы; в Тбилисской газете «Закавказье» в 1913 году и в «Вестнике Грузинского Экзархата». В последнем он напечатал объемистую статью под названием: «По поводу статьи «Голос из Сухуми», вышедшую и отдельным оттиском. Тифлисс, 1906 год. Из напечатанных его трудов интересен «Дневник на 1909 г.», который он вел в Рязани. Литература: «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.477· ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

78 . АНТОНИЙ I, Католикос Грузинский, с 1783 года. В 1790 году скончался. 79 . ПАРФЕНИЙ Сопковский, Епископ Смоленский и Дорогобужский, не присутствовал, а только именовался, с 1776 года Января 9. В 1795 году, Марта 7 скончался. 80 . СИМЕОН Коронатский, Протоиерей Преображенский, с 1783 года по 18 Февраля 1788 года. 81 . ТИХОН Малинин, Епископ Тверской, с 1788 года Мая 6 по 18 Мая 1793 года присутствовал, а по 14 Ноября 1793 года именовался, будучи Архиепископом Астраханским. 82 . ИРИНЕЙ Клементьевский, Архимандрит Юрьевский. Наконец, Архиепископ Псковский, с 10 Мая 1788 года. Он 30 Августа 1814 года уволен на покой. 83 . ЛУКИАН Феодотович Протопопов, Протоиерей Преображенский. Наконец, Протопресвитер Успенский, с 21 Мая 1788 года по 1798 год присутствовал, а по 8 Мая, 1813 года именовался только, присутствуя между тем в Московской Синодальной Конторе. 84 . Антоний II Ираклиевич, бывший Католикос Грузинский, с 1791 года. 85 . ПАВЕЛ II Пономарёв, Архимандрит Ново-Спасский. Наконец, Архиепископ Ярославский, с 19 Ноября 1792 года по 20 Марта 1794 года, и с 27 Марта 1799 года по 7 Октября 1803 года, потом уволен в Епархию. 86 . МЕФОДИЙ Смирнов, Ректор Московской Академии, Архимандрит Заиконоспасский, затем Ново-Спасский, а после того – Епископ Воронежский. Наконец, Архиепископ Псковский. С 12 Февраля 1794 года по 21 Мая 1795 года, и паки с 4 Декабря 1803 года по 1812 год. С того времени только именуется. 87 . САВВА Исаевич Исаев, Духовник ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Протопресвитер Благовещенский, с 11 Февраля 1795 года. В 1796 году, Ноября 18, уволен с пенсионом. 88 . АМВРОСИЙ III Яковлев-Орлин, Архимандрит Новоспасский. Наконец, Архиепископ Рязанский, с 20 Июня 1795 года по 13 Мая 1799 года. 89 . Амвросий IV Подобедов, Архиепископ Казанский, затем Санкт-Петербургский, ныне же Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и разных орденов Кавалер. С 31 Октября 1795 года он – первенствующий Член. 90 . ИЕРОФЕЙ Малицкий, с 1796 года Апреля 1 по кончину свою именовался Членом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2011 г.]//ЖМП. 2011. 3. Спец. вып. С. 9-38; Красный террор в годы Гражданской войны: По мат-лам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков/Сост.: Ю. Г. Фельштинский, Г. И. Чернявский. М., 20133; Иноземцева З. П. Искусство ставить вопросы: Архивно-следственные док-ты в агиогр. исслед: Проблемы и решения//ЖМП. 2014. 4. С. 46-51. Э. П. Р. Н. в грузинской традиции В Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) новомучениками (груз. ) называют представителей духовенства и правосл. христиан, пострадавших во время гонений на Церковь в XX в. К ним относят священномучеников митр. Кутаисско-Гаенатского Назария (Лежаву), Германа Джаджанидзе, Иерофея Николадзе, Симеона Мчедлидзе, Виссариона Кухианидзе († 1924; общая пам. груз. 14 авг.), а также католикоса-патриарха всей Грузии Кириона III (II) (Садзаглишвили; † 1918; пам. груз. 27 июня), католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаю ; † 1927; пам. груз. 16 марта), замученного в концлагере Освенцим сщмч. Григория (Перадзе; † 1942; пам. груз. и польск. 23 нояб.) и др. По инициативе Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) на расширенном заседании Синода ГПЦ (17-18 сент. 1995) постановили отмечать 14 авг., вместе с митр. Назарием (Лежавой) и пострадавшими с ним, память «всех православных христиан, убитых неверующими за Церковь и нацию в Грузии», и называть их «новомучениками». В Календарь ГПЦ память груз. Н. внесена с формулировкой: «Всех новомучеников, пострадавших от неверующих во время тоталитарного режима († XX)» ( , († XX)). П. Ц. К. Н. в сербской и болгарской традициях В период османского завоевания слав. земель Балканского п-ова многие сербские и болгарские христиане погибли, защищая свое отечество и веру, и вслед за греч. традицией стали почитаться как «новомученики». Однако имена большинства из них остались неизвестны либо сохранились лишь в устных преданиях. Когда завоевательная фаза сменилась периодом исламизации балканских славян, нередко насильственной, местное новомученичество приобрело характер не военной защиты отечества от врагов, а открытого исповедания христианства перед неверными.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Ираклий II особенно заботился о заселении Н. е. и возрождении здесь сельского хозяйства ( Гильденштедт. 2002. С. 88). Царский указ от 1771 г. запрещал брать крестьян, принадлежавших Некреси, в течение 2 лет в малые походы из-за ведущегося в мон-ре строительства; разрешалось привлекать их только в походы в чужие страны или на Ахалцихе; также запрещалось взимать в течение 2 лет гос. налоги с продовольствия и вина. Эти подати некресели должен был направлять на нужды церкви ( Какабадзе 1967. С. 223). Вслед. участившихся набегов лезгин паства Н. е. сильно сократилась. К кон. XVIII в., как явствует из пояснения католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони ; 1788-1811) к ген. К. Ф. Кноррингу, власть некресели распространялась на 14 селений и 5 князей (ПГП. 1970. С. 1114; Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531). Еп. Амвросий перенес архиерейскую резиденцию из разоренного мон-ря Некреси в Шилду, в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Шилдели. 1895. С. 6-7). Эпиграфические памятники Шилды свидетельствуют об активной хозяйственной и строительной деятельности еп. Амвросия (Там же. С. 6; Барнавели. 1961. С. 133-134). По утверждению историка XIX в. П. И. Иоселиани, еп. Амвросий скончался в Тбилиси в 1799 г. ( Иоселиани. 1936. С. 258). Однако источники доказывают, что еп. Амвросий дожил до 1815 г. ( Нижарадзе. 2008. С. 31-32). В прошении жителей с. Агдгома в Шихиани на имя царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) от 14 окт. 1799 г. Некресским епископом назван Григорий (Нодаришвили) (ПГП. 1985. Т. 8. С. 577). Некресели Амвросий был, видимо, на нек-рое время по неясным причинам смещен с кафедры, но вскоре восстановлен. В 1801 г., после присоединения Грузии к Российской империи, царевич Давид предпринял попытку отстранить еп. Амвросия, обвинив его в «согласии с мятежниками» (Письмо от царевича Давида к католикосу Антонию от 7 февр. 1801 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 323), но, видимо, безуспешно. В 1802 г. еп. Амвросий вместе с тавадами (князьями) и иерархами Кахети подписался под прошением на Высочайшее имя о восстановлении Царского дома в Вост.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010