Но вот скоро обстоятельства монастырские изменились. Через два года, именно 16 июня 1862 года, скончался почтенный оптинский настоятель, после которого, по чиноположению общежительных монастырей, братия должна была избрать из среды своей нового настоятеля. Приехавший на погребение отца архимандрита Моисея калужский преосвященный Григорий II, предав тело покойного земле, благословил братии немедленно приступить к избранию нового настоятеля, под ведением благочинного калужских монастырей архимандрита Герасима, бывшего в то время ректором Калужской семинарии (впоследствии епископа Астраханского). Старцу Амвросию, конечно, давно уже было известно, что преемником отца архимандрита Моисея должен быть скитский иеромонах отец Исаакий Антимонов. Но сей последний, знавший также о грозившей ему участи, со слезами на глазах умолял старца Амвросия избавить его от тяжкого креста, которым считал настоятельство, и потому старец счел за лучшее до времени помолчать о нём. А может быть, он еще думал, что так как устами покойного старца Макария изъявлена воля Божия о преемнике отца архимандрита Моисея, то обстоятельства, устрояемые Промыслом Божиим, сами собой должны были сложиться в пользу избрания на настоятельство отца Исаакия. Но дела приняли другой оборот. Голоса братий на выборах разделились. Большая часть пожелала избрать старейшего иеромонаха отца Пафнутия, который был немалое время скитоначальником и братским духовником. Меньшая, состоявшая из более почетных и уважаемых по жизни и значению в обители лиц, высказались за отца Исаакия. Между этими последними первый подал за него голос один из самых близких к старцу Макарию учеников его – иеромонах Иларион, впоследствии скитоначальник и духовник всего оптинского братства, назначенный покойным старцем, совместно с иеросхимонахом Амвросием, проходить труд духовного окормления душ, ищущих спасения, или, короче сказать, старчествовать. Вместе с ним избирателями отца Исаакия были: иеромонах Леонид Кавелин , бывший после архимандритом, наместником Троицкой Сергиевой лавры, иеромонах Флавиан, впоследствии казначей Оптиной пустыни, иеромонах Гавриил и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Попечительный совет о приходских бедных, при Казанской, у Калужских ворот, церкви, в Москве Кто высказывает во всеуслышание добрую христианскую мысль во славу Божию, от души и с добрым намерением, тот всегда может утешаться надеждою, что где-нибудь, вдали, или вблизи от него она падет на добрую землю и принесет свойственный ей плод. Опыт этому я видел своими глазами в своем приходе. В февральской книжке „Душеполезного Чтения» за текущий год была напечатана статья священника В. М. Сперанского: „о древней и современной нам христианской благотворительности», в которой с замечательною ясностью и удобоприложимостью к делу изложена мысль об учреждении в православных приходах „попечительных советов о приходских бедных». В конце февраля в первый раз, мне довелось слышать отзывы о предположении о. Сперанского на одном обеде, бывшем в нашем приходе, – где большая часть гостей состояла из купечества среднего состояния. Суждения произносились в пользу этого предположения и с большим одушевлением. Не много спустя, при таком же собрании, я услышал тоже самое. Передавши эту приятную новость первостатейным прихожанам своим, я в них встретил живую готовность обратить в дело и доброе предположение, и благочестивое одушевление нашего приходского общества. Подумали, посоветовались и решили просить благословения у Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского на учреждение в нашем приходе попечительного Совета о бедных, живущих в нем. В прошении, представленном Его Высокопреосвященству, изложены были, применительно к проекту о. Сперанского, следующие правила, которые предположено было принять в руководство для деятельности новоучреждаемого Совета. 1 . К священнику и старосте церковному присоединяются для единодушного попечения о приходских бедных благонадежные лица разных сословий по одному, или по два с каждой улицы, находящейся в приходе, для собирания сведений об истинно бедных, для посещения их, разведывания их нужд и указания лучших средств для вспомоществования им. 2 . Число таких лиц строго не определяется; они не связываются никаким обязательством; вступают в число членов попечительного Совета и выходят из оного по свободному желанию и по соображению своих обстоятельств, давая только предварительно знать о сем священнику, старосте церковному и тем членам, которые желают продолжать свои труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Навсегда, говорит схимница, остался у меня в памяти светлый образ покойного старца батюшки Макария. Когда я его узнала, мне было всего 14 лет от роду. Попала я в Оптину по особенному случаю, со своими давно уже теперь покойными родителями. Это было в год начавшейся страшной Крымской кампании, когда за недостатком офицеров покойным Государем Николаем Павловичем издан был указ – всех окончивших курс в классических гимназиях и пригодных к военной службе гимназистов выпускать в полки прямо офицерами. Для этого назначены были и экзамены раньше времени. Кончились они у нас в Калужской гимназии в феврале. Мой старший брат был один из назначенных к производству как отлично кончивший курс гимназии, притом атлетического сложения, несмотря на то что имел только 16 с половиной лет. Таково было и его собственное непреодолимое желание быть военным. Все наши предки старших в роде сыновей отдавали в военную службу. Так и мои родители старшего сына с детства предназначали быть военным; а меньший брат должен был оставаться при родителях. Но Бог судил иначе. Окончив экзамены, брат мой представлен был, по просьбе моего отца, в драгунский полк, где уже давно служил отцов племянник, наш двоюродный брат Д.К., которому мой отец хотел препоручить юного офицера. Но вот мой брат на радостях, катаясь на масленице, сильно простудился и слег в постель. Не быв прежде никогда больным и не привыкши лежать, он долго не поддавался недугу и тем обманывал себя и свою мать, страстно его любившую и ходившую за ним. Между тем, болезнь была серьезная – воспаление легких, которая от несвоевременного медицинского пособия обратилась в скоротечную чахотку. Через две недели дни его уже были сочтены. Болезнь шла быстро в юном организме. Через месяц он уже был покойник и лежал на столе, именно в тот день, когда пришла бумага о принятии его в драгунский полк. Горе отца невозможно было описать; а про мать и сказать трудно. Сын этот ее был первенец, которого она так любила, что при нем как будто у нее других детей и не существовало. Правду сказать, что покойный брат мой по своему характеру и стоил этой любви. Никакое баловство матери не могло испортить этого простого, доброго мальчика. Умер он с замечательным присутствием духа, с христианским полным напутствием, которого сам пожелал. Испросив у всех в доме прощения и примирившись со всеми, чувствуя сам приближение смерти, последнюю ночь уговорил свою мать пойти отдохнуть, говоря, что ему очень хорошо, и без нее мирно отошел ко Господу. Утром никто не решался сказать ей о смерти сына. Но она сама взошла к нему и лишь только увидала бездыханное его тело, как тотчас же лишилась рассудка. Она неистово хохотала, плясала, рвала на себе одежду, волосы, силилась поднимать покойника, открывала ему глаза; при панихидах ломала свечи, бросала их в образа и Бог знает что говорила; даже хула вырывалась у нее на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Последнее время, болезнь моя усилилась так, что я не в силах была даже глотать пищу, что и произвело сильный упадок сил. После сильных конвульсий у меня делалась такая слабость, что я теряла владенье языком. Выходить я почти не была в, силах, выезжать тоже не могла. За некоторое время до моего отъезда из деревни, мне было так дурно, и моя болезнь так усилилась, что я была без языка несколько времени, но давши слово ехать на другой день, я исполнила его и отправилась в путь. Бывши в Оптиной пустыни, я имела неосторожность напиться холодной воды, от которой я сильно простудилась, так что у меня сделалась сильная боль в зубах, сильный кашель и насморк, страшная боль зубная причиняла боль головы. Но я, несмотря на все эти страдания, по приказанию отца Амвросия, совершила путь в Тихоновскую пустынь. Приехавши в обитель Преподобного Тихона, я сильнее дурно себя стала чувствовать и болезнь моя сделалась еще невыносимее, и я стала просить, чтобы меня скорее отвезли на колодезь и отслужили молебен. Я насилу могла доехать до колодца и полила себе голову водой, боль в голове и зубах и насморк сейчас же прошли. Потом я выпила св. воды и мне стало лучше; я отправилась купаться и тут же, бывши еще в, воде, я почувствовала, что какая-то сила входила в меня, и страдания мои сейчас же прошли: я вышла из воды совсем здоровая и чувствовала особенную развязность и силу. Таким образом, болезнь моя почти прошла. Но после, когда она и повторялась, то она так была слаба, что я даже и не считала за страданье. Но теперь, благодаря Бога и Преподобного Тихона, я совершенно здорова, бывши больною четыре года. 65 1877 года, июня 19, Верейского уезда, священник так извещал письмом о благодатной помощи, явленной Преподобным Тихоном жене его. За непременный долг считаю известить Вас во славу Божию и к прославлению угодника Божия, Тихона Калужского, как моя супруга, по молитвам сего угодника Божия, получила исцеление от трудной и тяжкой болезни. Супруга моя, Анна Кириллова, в начале весны 1875 года стала чувствовать боль в горле, которая время от времени все усиливалась, она начала пользоваться медицинскими пособиями, но от них не получила себе никакого облегчения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Леонида, приняли участие в старцах, заступились за них, и слова их подействовали на митрополита Амвросия. К этому времени пришло еще и донесение от о. Илариона о невинности старцев. Митрополит с огорчением увидел, что он едва не сделал большую несправедливость. Игумен Иннокентий вызван был к Владыке и встречен грозным и безцеремонным вопросом: «Что ты, старый.., со мною было сделал? По твоей милости я чуть было не осудил людей, лучших нас с тобой». Игумену велено было всячески покоить старцев в своей обители с угрозой, что, в случае их жалобы, он будет сменен. Старцам же передано было, чтобы они были уверены в защите высшего начальства. Но это несогласно было с понятием смиренномудрых подвижников о монашестве. Они никак не могли и не хотели согласиться как бы то ни было преимуществовать пред настоятелем, волю которого каждый истинный монах считает за выражение воли Божией и потому скорее согласен терпеть от него скорби, нежели возвышаться над ним. А кроме того, зная хорошо сердце человеческое, старцы не надеялись, чтобы настоятель совершенно умиротворился по отношению к ним. Вследствие чего они признали за лучшее оставить Валаам. Впрочем, не следует по одному этому случаю считать о. игумена Иннокентия человеком недоброжелательным, ибо он оставил по себе добрую память. Если же и случилось с ним описанное искушение, то, как всякий может видеть, оно было следствием его недоразумения. Незадолго перед выходом из Валаамского скита о. Леонид был в С.-Петербурге и явился к митрополиту Амвросию, вероятно, для личного объяснения о постигшем его с о. Феодором искушении, а вместе и с просьбой о дозволении им переменить место жительства. В это время он имел случай познакомиться с некоей полковницей, Акилиной Ивановной Черкасовой), которая, будучи вдовой, жила вдвоем с своей больной дочерью, Любовью Николаевной. Этой Акилине Ивановне о. Леонид оказал великую помощь. К сведению примем, что в Александро-Невской Лавре жил один из учеников о. Леонида, монах Иоанникий, который проходил послушание свечника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Спустя несколько лет, именно в 1815 г., когда пр. Евгений вместе с Амвросием Орнатским издавали 6-ю и последнюю часть «Истории российской иерархии» и когда они сделали тут (стр. 859–1054) «Прибавление в дополнение» к ранее изданным частям, первый счел своим долгом пополнить кстати и свое «Всеобщее хронологическое обозрение... российских духовных училищ» (стр. 914–923). Здесь он говорит о сформировании известного нам «Комитета», его задачах, выработанных им постановлениях, составе членов и закрытии его с учреждением постоянной «Коммиссии духовных училищ» (следует перечень ее членов) и о «проэкте», ею предложенном на Высочайшее усмотрение. Все это автором, заимствовано из того же самого «Проэкта», напечатанного в 1810 г., и из «Доклада» (1808 г.). Замечательно, что преосвященный и на этот раз долее останавливается на вопрос о содержании наших школ (стр. 918–919), чем, напр., на их учебном курсе. Свое дополнение он заканчивает сообщением кратких сведений об открытии преобразованных, Московской и С.-Петербургской академии с их окружными семинариями и училищами, причем буквально приводятся два имлне указа 1814 г. м. Амвросию и вместе Коммиссии духовных училищ (стр. 920–922). Судя уже по предыдущему, нельзя сказать, чтобы Евгениевское «Обозрение» отличалось безусловною полнотою. Еще в октябре 1807 г. петербургский митрополит Амвросий, получивши для просмотра те рукописные листы «Истории российской иерархии», где помещалась работа нашего ученого архипастыря, писал последнему: «Калужский ( Феофилакт Русанов , присутствовавший в тот год в Синоде) на вас негодуешь, что о семинарии калужской или о заведении ее с прочими опущено. Я дивлюсь, откуда сие произошло, – надобно поправить». Отвечая на это, наш автор заметил, что «пропуски сделан неумышленно». (Рук. сб. Киево-Софийской соборной библ. 606). Впоследствии, когда Амвросий Орнатский готовил 1-ю ч. «Истории российской иерархии» к повторному изданию, он точно также заметил у преосв. Евгения некоторые пропуски. Так им были пропущены указания на основание в начале XVII в. Гедеоном, еп. львовским, гимназии и типографии – в 1702 г. в Ростове св. Димитрием (Тунтало), школы и о позднейших (до 1769) ее преобразованиях, в первой половине XVII в., о числе русских школ в Коломенской епархии: об учреждении в феврале 1826 г. школы для священнослужительских детей в Рязани: о начале, в 1730 г. вологодской семинарии, о заведении в 1737 г. епископом устюжским Лукою училища в великом Устюге; о заведении в 1740 г. в Рязани латинских школ; об учреждении в 1744 костромской семинарии и дальнейшей ее судьбе (до 1807 г.); в 1786 г. об учреждении семинарии при еп. Переяславском в Польше 455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

На состояние своего здоровья со дня ареста он не жаловался. Никаких отклонений в самочувствии не было, и больная нога сравнительно мало беспокоила его, рана не открывалась ни разу. Осиротевшие его духовные дети и почитатели не забывали его. Часто писали письма, посылали посылки, причем посылки были и индивидуального характера, и общие. Кто что мог приносил на квартиру к монахине Амвросии. Из этих приношений и составлялась посылка, которую монахиня Амвросия посылала от своего имени. Благодаря этому ни в деньгах, ни в одежде, ни в продуктах питания отец Никон не испытывал острой нужды, как многие другие. Он братски делился всем присылаемым ему с отцом Агапитом, одиноким человеком, до тех пор, пока их не разлучили. Надо думать, что и других нуждающихся он не оставлял без внимания и всегда помогал всем. Это видно из того, что, будучи в Калужской тюрьме, он часто просил прислать денег, одежду, белье и другие вещи, даже такие, как кисет для табака, по просьбе отправляемых в ссылку людей. В августе 1928 года отца Агапита отправили в длительную «командировку», куда-то в лес. Отец Никон остался один, с Богом, и, не получая от отца Агапита известий, совершенно потерял его из виду. В апреле 1929 года отец Никон из города Кеми был переведен в другое место – Попов остров Карельской республики. Там он работал в лагерной канцелярии в качестве счетовода. Работа эта была ему знакома и не отягощала его. Сожалел он лишь о том, что в связи с характером работы у него мало оставалось времени для молитвенного делания и чтения Священного Писания. В этом отношении работа сторожем была несравненно лучше. Жизнь отца Никона в концлагере, в общем, протекала однообразно. Никаких существенных впечатлений не было. Проверка, работа, еда, сон, проверка... И так изо дня в день. Отрадным впечатлением была только возможность переписки с близкими и дорогими его сердцу людьми. Это была струя свежего воздуха, ворвавшаяся в душную комнату. Изредка бывали возможными и духовные утешения в том злачном месте. Поздравляя своих близких с праздником Пасхи, он писал, что встретил праздник «в мире и утешении, как духовном, так и внешнем...».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Судя по нынешнему порядку, представляется странным, что лицо, бывшее уже в трёх Семинариях Ректором, назначается Инспектором, хотя бы то и Академии. Но, во-первых, Архимандрит Филарет был Ректором Семинарии ещё старинного характера, и потому служба при Академии, в её новообразованном состоянии, была выше. Далее нужно отдать справедливую честь тогдашнему времени, что благо просвещения предпочиталось личным служебным интересам. В доказательство можно указать на тот, невероятный почти, пример, что в число профессоров новообразованной Санкт-Петербургской Академии не стеснился поступить даже Архиепископ Рязанский Феофилакт, и при том без всякого вознаграждения за труды 178 , имевши впрочем при себе помощника в звании бакалавра, которого сам же он и рекомендовал впоследствии на своё место. Наконец назначение Ректора Семинарии Архимандрита Филарета в Инспекторы Академии составляло не первый и не единственный опыт. Оба предместника Филарета были Инспекторами из Ректоров же Семинарий, и тоже вызванных на чреду, а именно: Архимандрит Иона, бывший прежде Ректором Калужской Семинарии. Вызванный на чреду в 1810 г. он тогда же был определён Инспектором Академии и вместе даже экономом, а вскоре затем хиротонисан в Епископа Тамбовского 179 . После Ионы был Инспектором Ректор Вологодской Семинарии Архимандрит Амвросий, на место которого в начале 1814 г. и поступил Архимандрит Филарет 180 . Впрочем эти лица, назначаемые инспекторами, не имели занятий по преподаванию предметов. Комиссия духовных училищ, при определении в инспекторы первого из сказанных ректоров – Архимандрита Ионы, рассудила так: «по многим уважительным предметам, в состав должности инспектора входящим, и для ближайшего надзора за студентами, признаётся нужным определить к её исправлению такого человека, который бы не был отвлекаем никакими учебными упражнениями» 181 . О всех этих преемственно бывших инспекторах читаем, между прочим, в «Обозрении пятидесятилетнего существования СПб. Академии», следующие строки: «Устроителями нравственной жизни и внешнего поведения первых воспитанников были знаменитые впоследствии пастыри нашей Церкви: Евгений, Архиепископ Ярославский, Митрополит Иона, и Филарет, Митрополит Киевский. Редкое сочетание имён, так чтимых целой Россией» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вот вкратце история возникновения Казанско-Амвросиевской женской пустыни... Когда мы выехали из Оптиной пустыни в Шамордино, как-то помимо нашей воли, долго поворачивалась голова в сторону Оптиной пустыни, этого чудного благодатного уголка Калужской губернии. Как будто что-то близкое, страшно близкое, родное нашей душе осталось там, за серебристой лентой Жиздры, в этой купе высоких зеленых великанов. И долго не могло ничто отвлечь мысль от мучительной тоски и скорби, которая каменной платой навалилась и на душу, и на сердце. Незаметно пробегали перед глазами удивительно чистые, красиво раскинувшиеся деревни и села. Были такие, которые по чистоте, пожалуй, на много далеко оставляют за собой и их уездный город. Не остановился с особенным вниманием взор и на той усадьбе одного из крупных калужских землевладельцев, Н.Н.Кашкина, в огромном белом каменном доме которого, напоминающем большие городские дома, расположенном в прекрасном парке, несколько лет назад проживал с семьею Великий Князь Константин Константинович. Не приковывали к себе внимание и чрезвычайно интересные, трогательные рассказы из жизни Оптинских монахов и старцев нашего ямщика. И только лишь понемногу сознание, что мы едем к обители, созданной старцем Амвросием и служащей до некоторой степени продолжением только что оставленной нами Оптиной пустыни, помогло более оживленно и радостно смотреть на те чудные ландшафты этой местности, которыми так богата Калужская губерния, и которые, не прерываясь, красивым полотном развертывались перед нашими глазами. Наконец, мы въезжаем на высокую, довольно обрывистую гору, и перед нашими глазами открылась чудная панорама, которую кажется не забудешь никогда. Налево от нашей дороги, через огромную долину вырисовывался высокий бугор, покрытый густою, кажется, непроницаемою чащею и крупного, и мелкого леса, и из-за этой зеленой купы деревьев высился большой, красного цвета, несколько готического стиля храм. У подошвы бугра в зеленую низину, на которой виднелось несколько домиков, очевидно монастырских построек, глубоко вдавалась серебристая поверхность прихотливо раскинувшейся Серены.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым 24 октября 2015 г. 22:04 24 октября 2015 года, после Божественной литургии в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Калужской области Анатолием Дмитриевичем Артамоновым. Приветствуя Предстоятеля Русской Церкви, глава региона поблагодарил Святейшего Владыку за памятование о благословенной Калужской земле и очередное Первосвятительское посещение. Губернатор Калужской области особо отметил, что визит Его Святейшества совершается в дни празднования памяти святых Оптинских старцев — особой даты для калужан. В ответном слове Святейший Патриарх сообщил, что всякий раз, посещая Калужскую область, он испытывает радостные чувства, поскольку в этом регионе можно наблюдать успешное развитие не только церковной, но и общественной, народной жизни. «Здесь совершенствуются экономические отношения, строятся дороги, возникают новые производства», — подчеркнул Святейший Владыка. «Прихожу к такому выводу, — продолжил Предстоятель Русской Церкви, — там, где губернаторы понимают значение духовного фактора, выстраивается благополучно и земная жизнь. Могу доказать это с фактами в руках. Путешествуя по нашей бескрайней земле, вижу, что там, где у губернатора не на периферии, а в центре внимания духовная жизнь людей, их нравственное состояние, состояние их умов и сердец, там очень мощно выстраиваются экономическая, инфраструктурная и даже политическая составляющие». «Желаю Вам помощи Божией, крепости сил и благословения замечательной, героической Калужской земле, чтобы Господь всех вас хранил и помогал восходить от силы к силе», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В ходе дальнейшей беседы обсуждались вопросы церковно-государственного взаимодействия в Калужской области. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4254052.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010