В Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция 21 апреля 2010 г. 10:50 20 апреля в Санкт-Петербургской православной духовной академии открылась II студенческая научно-богословская конференция. В ее работе принимают участие более 50 аспирантов и студентов духовных и светских учебных заведений, сообщает сайт СПбДА. В качестве докладчиков в конференции участвуют представители Московской , Санкт-Петербургской и Киевской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Белорусского государственного университета и Витебского государственного университета им. П.М. Машерова, а также ряда православных семинарий: Сретенской, Перервинской, Самарской, Казанской, Ставропольской, Рязанской, Калужской, Одесской, Нижегородской, Тобольской, Хабаровской, Смоленской, Костромской, Новокузнецкой, Томской, Воронежской, Саратовской, а также Брянского духовного училища. Цель конференции — предоставить возможность студентам духовных и светских высших учебных заведений изложить в кратких докладах основные положения проводимых ими научных работ, установить дружеские контакты между представителями разных образовательных учреждений, наметить перспективные пути исследований в конкретных сферах. Конференция открылась пленарным заседанием, на котором к собравшимся с приветственным словом обратился ректор академии епископ Гатчинский Амвросий . Он отметил, что в этом году количество ее участников от других вузов увеличилось в полтора раза, что является свидетельством востребованности подобных мероприятий. Ректор рассказал и о другой инициативе, призванной способствовать развитию творческой активности студентов: проводимом в этом году академией совместно с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга среди студентов и молодых преподавателей духовных и богословских учебных заведений конкурсе «Духовное образование в XXI веке».

http://patriarchia.ru/db/text/1142984.ht...

«Что за чудеса! – думал мастер, – уж не смеется ли старец надо мною!» Но не видно было, чтобы старец смеялся. Мастеру уже и досадно стало – из-за старца он мог потерять выгодного заказчика. Однако делать было нечего: перечить старцу было неудобно, и мастер снова явился к старцу после ранней обедни пить чай. Уже и чай этот стал ему не в сладость. Старец принял его еще ласковее. Посидели, поговорили, попили чайку. «Ну, друг, – говорит старец, – приходи и сегодня вечером перед вечерней, посидим!». Рассердился мастер: «Горе мне, – думает, – пропал мой заработок! Третий день не выпускает меня старец из обители! Какой же он после этого прозорливец!». Но уже теперь ему было все равно, и он перед вечерней снова пришел к старцу. Старец опять напоил его чаем. А на прощанье сказал: «Завтра после ранней обедни приходи ко мне еще раз попить чайку, и после того – поезжай с Богом!» Чуть не заплакал мастер, но и на этот раз послушался старца. Провожая на другой день мастера, старец сказал ему: «Спасибо тебе, друг, что послушал меня! Бог сохранит тебя!» Впоследствии оказалось, что в течение этих трех дней и ночей, пока старец удерживал мастера в Оптиной Пустыни, два бывших его подмастерья, зная, что он будет возвращаться домой из монастыря с большими деньгами, стерегли его в лесу на Калужской дороге с целью убить и ограбить, но, не дождавшись, вынуждены были отказаться от своего намерения. Заказчик же, которого мастер считал уже потерянным, не мог по своим обстоятельствам приехать к нему в условленное время и приехал после. В. В. Розанов в своей статье о старце Амвросии рассказывает трогательный случай, в котором ярко обнаружилась заботливая любовь старца к несчастным. Я не могу передать этот рассказ с присущей В. В. Розанову выразительностью и передам его, как сумею. В одном городе одной из центральных губерний молодая девушка, дочь богатого старозаветного купца, по неопытности, доверчивости и увлечению совершила тяжкий грех . Когда последствия греха стали ясны, рассвирепевший отец не вынес семейного срама, проклял дочь и выгнал ее из дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Раз, когда я приехала посетить батюшку, зашла я и к Ключарёвой, которая мне с печалию рассказала. Что батюшка не благословляет ей взять к внучкам француженку. «Вы знаете, – говорила она, – можно ли в нашем кругу не знать иностранных языков, ведь дети будут вращаться в свете; да и советует одевать их проще. Вы нынче будете у батюшки, попросите его благословить вам приискать мне иностранку к детям, и о платьицах спрос и те». Прихожу я к батюшке и между прочим говорю ему: «Теперь я живу в Москве, и мне бы было очень легко и удобно приискать иностранку к внучкам г-жи Ключарёвой; я бы с радостию исполнила это поручение; не благословите ли? То же и о платьицах упомянула. Батюшка мне в ответ: «Нет, ты этого не делай; детям не надо француженки; я к ним поместил отличную благочестивую русскую особу, которая их наставит и приготовит к будущей жизни. Ты знаешь, дети жить не будут, и на место их в имении будут за них молитвенницы; ты только этого ей не говори». Чтобы утешить г-жу Ключарёву, я ей сказала, что батюшка приказал немного повременить; но о всем слышанном тут же рассказала своему мужу. Итак, за 7 лет, прозорливый старец возвестил о смерти детей и об устройстве общины. Сначала скончалась г -жа Ключарёва, года через два и внучки её, обе в одно время, от дифтерита. Какая праведная была кончина их; как они до последней минуты писали батюшке, прося его молитв и благословения. В это время я была в Ефремовском имении мужа, где очень скоро получила от батюшки известие о кончине детей. Всегда я веровала в слова старца; но тут несказанно меня поразило это известие-это пророческое исполнение во всей своей силе! Вот и детей не стало, и обитель в их имении устроилась; сколько сирот приютилось около неё, – и все это молится за усопших, о которых так любовно заботился батюшка, руководя их ко спасению. Батюшка особенно чтил все семейство Ключарёвых 283 . Муж и жена по взаимному согласию были монашествующие, примерные по послушанию, и своему благочестию. Отец Амвросий мне говаривал: «Знаешь ли ты, что мать Ключарёва – нетленная, – вот как она своей праведной жизнью умела угодить Господу! Она здесь похоронена, и когда приходилось рыть около стены, то нечаянно задели гроб и увидали это».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Обращаясь к самому содержанию книги г. Тихомирова, мы замечаем большую неполноту в сообщаемом им о Калужском расколе. Кое-что из этого мы уже указали, добавим еще, что о безпоповщине автором сказано очень мало. В калужской епархии есть и брачники, и безбрачники, и филипповцы, и нетовцы. Лет каких-нибудь 30–40 тому назад безпоповцы, напр., Полотняного завода, теперь почти там вымершие, грозили поглотить собою поповцев-австрийцев в виду бывших у последних волнений из-за окружного послания. Опустил автор из виду и такого знаменитого в расколе мужа, как Ил. Г. Кабанов (Ксенос) и такое, в своё время наделавшее много шума среди Калужских раскольников, событие, как беседы с ними в средине 80-х годов Т. И. Филиппова. Недостаточно сказано о главном виновнике появления и распространения, среди Калужских раскольников толка противоокружников, А. Н. Костине. Костин – и сам в расколе лицо немаловажное, и вызванный им раздор среди поповцев-австрийцев весьма значителен, как-то, как бы мельком, без обращения на то должного внимания, ведется у автора рассказ о принятии Калужскими поповцами лжесвященников Амвросиева поставления. Нельзя не отметить и некоторых неверностей в книге г. Тихомирова. Неверно его утверждение, что «и вообще на Руси» (стр. 86) раскол развивался без воздействия на него со стороны православного духовенства. Мы, напр., знаем, 1) что еще в 20–30-х годах по некоторым епархиям была организуема уже приходская и епархиальная миссия. 2) Лужковская секта известна не с начала 40-х годов (стр. 61 прим.), а с двадцатых. 3) Посад называется не Лужково (стр. 80), а Лужски. 4) Софроний не назывался епископом Калужским (стр. 106). Встречаются у автора неточные выражения, напр., «австрийская духовная власть» (стр. 104) под которой он разумеет Белокриницкую лжеиерархию; – архим. Мисаил величается у него «довольно опытным по делам русского раскола» (стр. 119), что означает его миссионерскую опытность. – Не мало неточностей у автора произошло от частого злоупотребления его местоимением третьего лица: его «он», «они», не знаешь, к какому из нескольких приведенных автором существительных следует отнести…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Через десять лет по кончине м. Платона непосредственные впечатления современников о нем были более полно записаны в форме цельной биографии – «жития» – Ив.М. Снегиревым, сделавшим это как по личному чувству «признательности и благоговения» к Платону, так и в виду выраженного августейшей ученицей Платона, его духовной дочерью, императрицей Марией Феодоровной желания читать его биографию. Вместе с тем труд Снегирева, трижды им исправлявшийся и дополненный (в 1837 и 1856, и 1891 гг.), был первой попыткой собрания и изучения, и отчасти издания материалов, относящихся к жизни и деятельности м. Платона 1636 . Дело, начатое Снегиревым, было продолжено, но все же до наших дней далеко не выполнено. —203— В 1849 году Погодин напечатал в «Москвитянине» «автобиографию» м. Платона, хранящуюся в Троице-Сергиевой Лавре, однако без конца. В 1856 году полностью ее издал Снегирев в приложении к 3 изданию своего «Жития» м. Платона. Более исправно и с примечаниями она быта переиздана прот. С.К. Смирновым в «Душеполезном Чтении» и отдельно. 1859 г. в книге Чаредъева «Биографии тверских иерархов» помещается биография м. Платона (стр. 128–135). В 1855 году прот. С.К. Смирнов, тогда еще бакалавр Московской Духовной Академии, издает исследование – «История Московской славяно-греко-латинской Академии», в котором целую треть (стр. 255–395) посвящает обозрению состояния Академии под непосредственным управлением м. Платона; а в 1867-м – «Историю Троицкой Лаврской Семинарии», где три четверти исследования (стр. 112–561) посвящены обозрению состояния семинарии под непосредственным руководством м. Платона. В 1870 году Н. Розанов выпускает обширную (I–XIII; 1–281 и примеч. стр. 1–188) первую книгу третьей части своей «Истории Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода», всю посвященную состоянию Московской (а также Калужской) епархии под управлением м. Платона. В том же году прот. С.К. Смирнов издает «Письма м. Платона к преосвященным Амвросию и Августину». В 1875 году П.С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евгений учился в свое время в Москве, был отчасти связан тогда и с «Дружеским обществом», – во всяком случае, лекции Штадена он предпочитал урокам Академии. Богословием и тогда он мало интересовался, – его предмет была история. В истории он оставался тоже только собирателем, – «ум регистратурный», по отзыву Иннокентия Борисова ; «статистик истории», назвал его Погодин; «в Евгении сколько изумляет собою обширность сведений, столько же поражает бездействие размышляющей силы», замечает Филарет Черниговский ... Евгений не был силен даже в критике. Он не пошел дальше любознательности, – он был антиквар и библиограф. И в этих областях у него много бесспорных заслуг, но не в истории богословия. Не случайно впоследствии Евгений оказался в рядах ревнителей «обратного хода». Богословия он не любил и богословских интересов у студентов Киевской академии, в бытность там митрополитом, не поощрял. Он считал более надежным отвлечь лучшие силы в архивную работу и в библиографию. В свое время он увлекался новой литературой, читал Шефтсбери, 44 Дидро и Даламбера, Руссо, любил Расина и Вольтеровы трагедии, любил трогательные романы и чувствительные повести, сам переводил Попа. Но к философии всегда относился с враждебной сдержанностью... Понятно, что он не мог быть достаточно подвижен и изобретателен в своих преобразовательных «предначертаниях». В дальнейшей работе по переустройству школьного дела Евгений уже не участвовал... В 1807-м году, ноября 29, был образован, по Высочайшему повелению, особый «Комитета о усовершении духовных училищ». В него вошли митр. Амвросий (Подобедов) , епископ Феофилакт (тогда Калужский), князь А. Н. Голицын, Сперанский, и два протоиерея, государев духовник и военный обер-священник. Решающую и руководящую роль в этом Комитете сыграл именно Сперанский... Комитет закончил свои работы очень скоро, – уже через полгода общий план реформ получил Высочайшее утверждение, под именем «Начертания правил о образовании духовных училищ». 26 июня 1808-го года Комитет был распущен и учреждена была, в прежнем составе, уже постоянная «Комиссия духовных училищ», высший и почти независимый главный орган духовно-школьного управления...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Сергей Николаевич Дурылин (писатель, искусствовед, человек, близкий к «мечёвскому» приходу в Москве на Маросейке) бывал в Оптиной в 1917–1922 годах. В своих дневниках он описывает имевшуюся у него фотографию отца Анатолия, снятую за две недели до его кончины: «Простое русское (конечно, великорусское) старческое лицо – из крестьян, из мещан (он и был московский мещанин), из ремесленников, с негустой бородой, никогда, видно, не подстригаемой, с реденькими уже волосами... руки корявые, рабочие, натруженные, с большими ревматическими суставами... Глубокая, изведанная опытом многих тысяч сердец и душ грусть залегла в складках (поперечных) между бровями и в трудной напряженности бровей. Глаза из-под покорных им, не затемняющих и не заграждающих их век, глаза пристальные, зоркие и даже строгие – не укоряющие, а горестно-строгие, видящие глаза, и видящие то, что неизбежно видеть на земле: безумие и горести... Губы сомкнуты под седыми широкими усами, почти не видны, но и в замкнутости – строгость, и тоже – горестная». И далее – некоторые черты к общей характеристике старца: «В отце Анатолии (как и в его старце и учителе Амвросии и в других, им подобных) поражала насущнейшая нужность его для всякого. Я не встречал человека, которому бы, встретясь с ним, отец Анатолий оказался не нужен, излишен... Круг “нужности” отца Анатолия поистине был огромен: от убогой калужской бабы... до утонченнейшего интеллигента, изломаннейшего поэта, государственного лица... Я видел нужность отца Анатолия бесконечным потокам народного моря, плескавшим в Оптину в годы войны мутным, вспененным, недобрым зачастую потоком. Я видел у отца Анатолия толстовцев, “добролюбовцев”, теософов, вольнодумцев, революционеров – и у каждого оказывалась с ним точка подлинной, разнообъемной, но одинаково действительной нужности... Он никогда и никому, сколько знаю, не приказывал и не повелевал никем, хотя знаю десятки людей, только и желавших, чтоб он приказывал им и повелевал ими. Я сам был одним из них долгие годы. Вероятно, если б сказать ему, что он высоко ценит свободу человеческую и свободное деяние человека, он засуетился бы, замял бы разговор с детскою стеснительностью, с улыбкой пощады... А он действительно ценил эту свободу. Он был щедр на терпенье... И его радовал всякий слабый, еле приметный, но свободный росток добра в самой заскорузлой непаханной душе» 577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вечная память нашему дорогому батюшка, архимандриту Серафиму. Р.Б. Полина, г. Днепропетровск Пирог преткновения Хочу рассказать о вразумлении меня, грешной, по молитве архимандрита Серафима. Перед отпуском поехала я взять благословение у батюшки в дорогу. Хотелось явить свою любовь, и я испелка для него пирог. Батюшка расспросил о моих домашних, о работе, куда еду и есть ли там храм, чтобы в воскресенье я была на Литургии. Вот мне уже и уходить, а тут приезжает один наш прихожанин и заходит к батюшке. Отец обрадовался его приезду и говорит: «Вот хорошо, вместе в город поедете». Сижу я на лавочке в церковной ограде: птички поют, небо голубое, на душе мир и покой. И тут выходит от батюшки тот, с кем мне ехать, с моим(!) прирогом (который, конечно, батюшкин). Что тут с моим миром в душе сделалось! Я отказалась ехать с этим человеком, сказала, что хочу побыть возле храма. А у самой помыслы: «Зачем тот, у кого все есть (ведь он богатый), взял пирог у отца? Батюшка ведь такой, что готов все другим отдать…». Отец Серафим, конечно же, все понял (и у меня на лице все было написано). Перед моим уходом он дает мне книгу епископа Ивановского и Калужского Амвросия «Вопросы и ответы». Приезжаю домой и вечером читаю там, как важна заповедь «возлюби ближнего своего». А я, получается, этого ближнего не люблю, раз он обо мне как-то не так отозвался. Враг рода человеческого разжигает вражду между людьми, где есть неприязнь – там нет любви. Совет: примириться с обидчиком, угостить чем-то, приготовить с любовью своими руками и помолиться за него. Лукавый будет видеть и знать, что нет зла, и оставит нападение. Отец Серафим вместо меня своими руками дал этот пирог, желая примирить нас, а я, гордая и глупая, ничего не поняла. Он хотел, чтобы мы были дружными, помогали друг другу. Вот я теперь и думаю, почему мы мало спрашивали, а спросив – не делали. Ведь вера без дел мертвы. Прости нас, Господи! Светлая память отцу Серафиму. Простите, батюшка, наас, духовных чад, не радеющих о спасении своих душ.

http://azbyka.ru/fiction/dneprovskij-ser...

В Православной Церкви сложились три основные вида монашеского устроения, сообразно возможностям иноков. Во-первых, пустынножительство, не совсем удобное для недавно вступившего на путь внутреннего делания по причине отсутствия необходимого в таких случаях наставника. Во-вторых, общежительство, основной иноческий путь, ибо, по слову Аввы Дорофея , «во множестве братий лучше узнается душевное устроение и состояние». Однако общежи- беседа старца о стяжании Святого Духа), И. Киреевский об оптин- ском старце Макарии и К. Леонтьев о преп. Амвросии и др. В некоторых женских русских обителях подвизались старицы, часто имевшие те же благодатные дары, что и старцы. Вместе с тем, направленность их деятельности несколько отличалась от мужского старчества – женщины-старицы наставляли главным образом монахинь и монастырских послушниц и сами нередко являлись духовными дочерями известных старцев. Именно последние были устроителями старчества в подопечных женских монастырях, – саровские старцы, как указывалось выше, ввели старчество в Дивееве, старец Амвросий Оптинский – в Шамординской женской обители. Для русского человека, как прошлого века, так и нашего времени, понятие «старчество» связано прежде всего с Козельской Опти- ной пустынью. Случайности здесь нет – по своему влиянию на духовную жизнь России XIX-haчaлa XX в. эта обитель вряд ли сравнится с любой иной. 3. Оптина Пустынь а) От Опты до скита Козельская Введенская Оптина пустынь 687 находится вдали от столичных центров, в Калужской области, в четырех километрах от небольшого провинциального городка Козельска, на правом берегу быстрой речки Жиздры, где основные монастырские постройки скрыты от глаз путешественников густым сосновым бором. При подъезде к Козельску со стороны Калуги с высокого пригорка деревни Нижние Прыски паломнику вдруг открывается завораживающий вид куполов пустыни, возвышающихся над верхушками вековых сосен, что создает впечатление одновременной удаленности Оп- тиной от суеты мира и открытости для ищущих спасения. Это видимое противоречие как бы подчеркивает особенность самой обители в ряду других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нилова Архимандрит и 30 монашествующих Калужской Мещовский Георгиевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Малоярославецкий Николаевский Пустыни: Калужская Тихонова Козельская Введенская Оптина По Именному Указу 12 Декабря 1808 года к 7 велено прибавить 23 человека монашествующих Смоленской Рословльский Спасский По одному Строителю и по 6 монашествующих Юхновский Казанский Пустыни: Красногородищенская Ардынская Нижегородской Оранский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Островоезерский Троицкий Городецкий Феодоровский Арзамасская Высокогорская пустыня Курской Курский Коренной 30 человек монашествующих и больничных 10 Обоянский Богородицкий По одному Строителю и по 6 монашествующих Хотмыжский Богородицкий Знаменский Пустыни: Путивльская Молчинская Софрониева 30 человек монашествующих Глинская Богородицкая 1 Строитель и 6 монашествующих Владимирской Суздальский Васильевский По одному Строителю и по 6 монашествующих Переславский Николаевский Гороховский Николаевский Вязниковский Благовещенский Пустыни: Флорищева 1 Строитель и 30 человек монашествующих Золотниковская По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Борковская Солбинская Лукиянова Введенская Островская Вологодской Сямский Рождественский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Лопотов Знаменский Филипповский Николаев Прилуцкий Лальский Архангельский Тотемский Спасосуморин Пустыни: Успенская Семигородная Преображенская Белавинская Владимирская Заоникиевская Тульской Новосильский Святодухов По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Булевская Введенская Жабинская пустыня Вятской Орловский Спасский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Воронежской Преображенский Толшевский По одному Строителю и по 6 человек монашествующих Вознесенский Коротоякский Валуйский Успенский Успенский Предтечев Донецкий На войсковом содержании Успенский Кременский 1 Игумен и 55 человек монашествующих Девичий Преображенский Усть-Медведецкий, состоящий в войске Донском на войсковом содержании

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010