Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, – Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора А. П. Шостьин ; сверхштатные заслуженные ординарные профессора – А. Д. Беляев и Μ. Д. Муретов; ординарные профессора – А. П. Голубцов , А. И. Введенский , С. С. Глаголев , А. А. Спасский и Μ. Μ. Тареев; экстраординарные профессора – И. В. Попов С. И. Смирнов , священник Е. А. Воронцов, Д. И. Введенский и А. П. Орлов. Отсутствовали: сверхштатный заслуженный ординарный профессор Н. А. Заозерский ; экстраординарные профессора – С. И. Соболевский, П. П. Соколов и Μ. Μ. Богословский. Слушали: I. Доклад секретаря Совета Н. Д. Всехсвятского: «Честь имею представить Совету Академии табель баллов по устным и письменным ответам, а также и по поведению, полученных за истекший 1910–1911 учебный год студентами первых трех курсов Академии». По рассмотрении табелей оказалось, что: 1) Из 57 студентов 1 курса: а) студент Покровский Сергей, рекомендованный к поступлению в Академию Правлением Калужской духовной семинарии, но в течении вакационного времени минувшего 1910 года заболевший нервным расстройством и потому зачисленный, по определению Совета Академии от 31 августа 1910 года, в списки казенно- —169— коштных студентов I курса лишь под условием признания его академическим врачом, по явке в Академию, способным к продолжению академического образования, – в течение всего 1910–1911 учебного года в Академию не являлся; б) студент Рудич Василий, также рекомендованный Правлением Подольской духовной семинарии, заболел нервным расстройством в конце первого полугодия 1910–1911 учебного года, и потому представил из письменных работ лишь одно третное сочинение и проповедь, а устных испытаний не держал вовсе; в) студент Мещерский Константин не держал устного испытания по немецкому языку (каковое и просит отложить на послеканикулярное время) и, кроме того, на одном третном сочинении (по церковно-славянскому языку) получил балл 2+; г) студент Постников Сергей получил на третном сочинении по церковно-славянскому языку балл 2. д) Поведение тридцати семи студентов I курса за 1910–1911 учебный год отмечено баллом 5, четырнадцати – баллом 5– и пяти – баллом 4½ (студент Покровский Сергей, проведший весь год вне Академии, балла по поведению не имеет).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иным был путь молодого постриженника, двигавшегося по направлению к епископской кафедре. Обыкновенно начальным этапом такого пути была семинария, куда молодой постриженник назначался инспектором или ректором, а конечным этапом – великосветские гостиные и салоны знати, где он появлялся уже по достижении сана архимандрита, находясь, так сказать, уже в преддверии епископского сана. Но этот путь даже не соприкасался с оградой монастыря, и епископы, вооруженные, в лучшем случае, лишь теоретическими познаниями, приобретенными в Духовной академии, оказывались мало подготовленными к сложному делу управления епархиями, а в сфере иноческой жизни так и совсем не разбирались, ибо не имели ни малейшего духовного опыта. Вот где нужно искать причины тех взаимоотношений, какие существовали между епископами и подлинными монахами, между епископами и монастырями. Между ними шла страшная борьба и, хотя побеждали епископы, но правыми были монахи . Не только подвижники-монахи, но мало-мальски духовно просвещенные миряне понимали, что как иночество является (теперь нужно сказать должно являться) основой Православия, так основой иночества является старчество, а между тем старчество почти повсеместно изгнано самими же архиереями и теперь существует в некоторых монастырях лишь как редкое явление. Не имея понятия о природе этого дивного института, сохранившегося только в одной России, близорукие епископы видели в старчестве явление, подрывавшее не только нравственный, но и юридический авторитет епископа. Кто не знает, например, той упорной и жестокой борьбы, какую вели Калужские архиереи с Оптинскими старцами и, в частности, со знаменитым старцем Амвросием?! «Это не старцы, а анархисты, – сказал мне однажды один из Калужских Владык, – они отбирают от епископа его паству… Там, где заведется такой старец, там народ толпами ходит к нему, днем и ночью простаивает перед его келлией, слепо повинуется ему, и, конечно, не только епископ, но и всякая власть становятся народу ненужными, ибо старец для него – все . Он для народа и епископ, и врач, и судья, и ходатай по делам… Я бы разогнал всех этих старцев, чтобы они перестали морочить головы простому люду, и послал бы их копать огороды», – говорил Владыка, все более раздражаясь.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

22 июля курсисты прибыли в Оптину пустынь в числе почти ста душ – учителей и учительниц церковных школ калужской епархии (в числе коих было 4 диакона), в сопровождении почтенного о. наблюдателя, протоиерея Н.А. Преображенского, законоучителя свящ. о. Леонида Смирнова, эконома о. Валериана Смирнова, учителя пения И.И. Ратнерова и нескольких лекторов на курсах. С вокзала железной дороги паломники совершили путь пешком. При переправе через реку Жиздру на пароме окрестности мирной обители огласились стройным пением мощного хора экскурантов „Тебе Бога хвалим“. Паломники прямо отправились в соборный храм, где были встречены настоятелем и старшей братией, массой богомольцев, и здесь отпели Царский молебен, по случаю высокоторжественного дня тезоименитства её Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны. По окончании молебна, игумен пустыни, о. Ксенофонт, преподавая благословение, роздал всем паломникам описание обители и житие приснопамятного Амвросия, а В.М. Скворцов обратился к учителям и учительницам с речью, в которой выразил радость православно-русских людей, что народные просветители свои тяжёлые труды заканчивают подвигом паломничества, столь чтимым и любимым нашим народом. „Кто хочет найти путь к уму и сердцу народа, тот должен любовно и усердно изучать те пути, которыми народ искони шёл в просвещении своего ума и сердца, – знакомиться с теми учителями, которые всегда на св. Руси были и есть первый любимые и истинные народные просветители. Путь этот – паломничество по св. обителям народолюбимого учителя, где отцы пустынники, Христа ради подвижники и молитвенники, в св. сонмах коих находятся и оптинские великие старцы, а в числе последних глубоко чтится народом приснопамятный о. Амвросий. Вы здесь встретите ещё живых свидетелей его чудных духовных дарований и огромного духовно-просветительного влияния и обаяния и не только на народную массу, но и на людей из так называемой интеллигентной среды. В Оптиной пустыни вы познакомитесь с молитвенным подвигом её насельников и поймёте ту сладость и силу молитвы, которая утешает и подкрепляет народ в несении его жизненного креста”. Объяснив курсистам достопримечательные порядки монастырского общежития, время богослужений днём и ночью, В. М. Скворцов здесь объявил, что он, согласно обещанию, закончит свои беседы с ними в свободные от молитвы часы, от 3–6 час. вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проект принят, контрфорсы сделаны: на устроение их употреблено 638½ штук тесанного камня, ценой каждая штука по 6 р. 50 к. и потому эти контрфорсы, считая и бутовый камень, кирпич и известь, употребленные при этом, а также укладку оных, обошлись лавре в 5 т. руб. сер. Всех же расходов по постройке колокольни, в 1862 году было 7286 труб. 29 коп. 198 Цоколь надлежало строить вышиной в три аршина и четыре вершка и в состав его входило 7 рядов. Начав кладку цокольного камня с 8–го мая 1863 г. каменотесец Соколов производил работу медленно, и продолжая оную до глубокой осени, успел устроить только шесть рядов, а достройка 7–го осталась к весне 1864 г. Цоколь обошелся лавре дорого: при постройке шести рядов с лицевой и внутренней стороны, употреблено в дело цокольного камня погонных сажень 558. Сверх работ, по устроению шести рядов цоколя, в 1863 г. сделано еще следующее: тот же каменотесец выбил, вытесал, по выданному от архитектора рисунку, и доставил на место каменные базы – 4 к колоннам, и 24 к пилястрам. Кирпичеделатель Кособукин приготовил кирпича на первый этаж строящейся колокольни 337556 штук. Для устроения лесов на стойки, прогоны, подмостки и проч. Куплены лесные материалы. Расходов в 1863 г. на постройку колокольни было 12552 р. 36 ¼ к. 199 В 1864 г. после того, как докончен постройкой 7–й ряд цоколя и поставлены на место базы под колонны и пилястры, дальнейшие работы отложены к 1865. Расхода в 1864 г. было 1468 р. 79 ½ к. 200 С наступлением весны 1865 г. приступили к постройке первого этажа. Так как кирпича на первый этаж требовалось по смете 513 тысяч, а в запасе было не более 300 тысяч: то договорен казенный крестьянин Калужской губернии Григорий Котенев выделать на лаврском заводе, выжечь лаврскими дровами и доставить своими подводами на место постройки в продолжении весеннего и летнего времени, двести пятьдесят тысяч самого хорошего кирпича. Ценой от тысячи 4 р. 320 к. Тот же Котенев обязался и строить своими каменщиками и подносчиками первый этаж колокольни, согласившись за кладку кирпича от тысячи получать 4 руб. – и сверх того из лаврского материала за двести рублей устроить леса. Для возки песку, извести и воды куплено нарочно шесть рабочих лошадей. Для приготовления в большом запасе извести построена другая печь, и свезено на место завода достаточное количество годного на известь камня и дров для выжига.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Мещанка г. Ливен, Вера Леонтьева Васильева, уведомляла письменно оптинского отца архимандрита Исаакия, что у нее года три или более болел левый бок. Лечили и доктора, но помощи не было. Бывши в июне 1887 года в Оптиной, больная спросила батюшку отца Амвросия, чем бы ей полечиться. Старец велел подать ей бумагу и карандаш и тут же записал траву, которую она должна была взять из аптеки и пить. Исполнивши совет старца, больная выздоровела. В том же письме Васильева прибавила, что она еще в одно время была в таком положении, что должна бы была на веки погибнуть, но, по молитвам старца, была сохранена. Еще: муж ее страдал внутренней болезнью – в желудке и кишках. И вот увидела она во сне, будто пришла к старцу и усердно просила его сказать, чем бы полечить мужа. Батюшка до трех раз сказал ей, чтобы пить укроп. По совету, полученному во сне от старца, муж ее стал пить укроп и почувствовал облегчение. Государственная крестьянка Лебедянского уезда, Тамбовской губернии, Анисья Ф. Монаенкова, имела такую сильную боль в пояснице и нижней части живота, что не могла ни ходить, ни лежать. Медицинские средства не помогали. По освидетельствовании больной акушерками признано было, что у нее внутри язва, почему и советовали ей ехать в Москву для операции, если только она желает остаться в живых. Но она предварительно приехала к старцу Амвросию, чтобы получить от него благословение на эту поездку, и скоро была им принята. «Дурак! – сказал старец, – Зачем в Москву? Я травки дам». Вскорости выслал он ей с одним монахом травы. Стала она пить, и болезнь прекратилась. В бытность, летом 1898 года, оптинского иеромонаха отца Венедикта в Калужской Тихоновой пустыни дворянка Данковского уезда Рязанской губернии девица Марья Тимофеевна Турчанинова передала ему записку, в которой ею объяснено, что с самого детства страдала она кровотечением из носа, но в 1890 году исцелена была старцем отцом Амвросием. «Однажды летом, – рассказывал оптинский монах отец Памво, – пришлось мне быть в Калуге. На возвратном пути в Оптину пустынь догнал меня священник с женою и мальчик лет 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Преосв. Августин, – как уже сказано, – был на первом плане воспоминаний действительно на эту именно тему. Дедушка, будем говорить словами рассказа Высокопр. Антония, по весёлости и забавности своего характера, и самые грустные воспоминания о пережитом Филаретом тяжёлом состоянии в Уфе, умел как-то выражать и изображать в особенно занимательном, и для нас детей, роде и тоне. Тут была речь и о туфлях разбитых, и о лаптях, и о руготне, и других проследованиях со стороны Преосв. Августина, – и о горемычных песенках на счёт Августина, и ο портрете его, перевертываемом лицом к стене, экземпляр которого о. Григорий Андреевич привёз в дар от себя в память свату – Преосв. Филарету. Батюшка же и матушка, особливо последняя, не умедлили высказаться и о заезде Филарета к ним из Тобольска в Миасский завод, когда состояние его было тоже ещё неопределённое, и когда у него не было, на что купить и дорожной, тёплой одежды и пр. и пр. Впрочем, когда дедушка позволял себе при своих воспоминаниях и рассказах немножко как бы подтрунивать над бывшим Преосв. Августином, а с тем вместе, хотя и без лести, но не совсем умеренно, представлять настоящее состояние Филарета, как Архиерея, вполне обезопашенным, и как бы на степени полнейшего благополучия, чуть не блаженства..., тогда Владыка дядя со своей стороны, хотя видимо и разделял подобные воспоминания и рассуждения своего свата, – но в тоже время воздерживал себя, (что особенно было заметно для всех даже и для нас, детей), со всем смирением пред всеми судьбами в прежней жизни своей, и с глубочайшей почтительностью к имени Преосв. Августина... «Ну, сват мой любезный, как ты ни толкуй, а я своё тебе скажу и всегда и всем до гроба моего стану свидетельствовать, что оного времени я не только не помяну лихом, но считал и считаю страшным, смертным грехом, чтобы и заикнуться в этом роде на счёт виновников, пережитых мной, скорбей, – разумею не только Августина, но и Амвросия Орловского. Без этих, хотя суровых наставников, Бог весть, что было бы со мной 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Иеромонах Климент (в миру Константин Карлович Зедергольм, 1830–1878), церковный писатель и переводчик, письмоводитель старца Амвросия (Гренкова) , стал другом и духовным наставником («катехизатором») Леонтьева в 1874 году, с первого его приезда в Оптину. Они находились в постоянном общении, переписывались. (К сожалению, в настоящий момент известно лишь одно письмо Леонтьева к Клименту, написанное незадолго до смерти последнего.) Старец Амвросий, не имевший возможности уделять много внимания новому духовному сыну, поручил Леонтьева, которому «нужно еще тогда было кое-чему доучиваться» 5 , своему близкому ученику. Из книги Леонтьева «Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни», написанной через год после смерти друга, известно, что общение их не было благостным. Леонтьев постоянно спорил со своим «катехизатором», заставляя того опасаться за чистоту его воззрений. Предметом спора становилось отношение к католичеству, русскому старообрядчеству, возможно, и к современному богословию, которым Леонтьев начинал интересоваться. Живя в 1850-е годы, как и К. Зедергольм, в Москве, Леонтьев принадлежал к совершенно иному кружку. В воспоминаниях об Ап. Григорьеве (1869) он писал о том, что его отношение к славянофилам первоначально было сформировано под влиянием либерального кружка гр. Е. В. Салиас де Турнемир, в который он был введен И. С. Тургеневым 6 . «Биографически» у Леонтьева была возможность познакомиться с Хомяковым, братьями Киреевскими, Ю. Ф. Самариным еще тогда, но в ту пору ему, по его выражению, претил «морализм» старших славянофилов. В 1874 г. он вспоминал: «Я видал Хомякова и Погодина, но они мне не нравились тогда: они мне казались такими моральными людьми, а я морали тогда не любил. – Сочинениям их я не находил в душе моей ни малейшего отголоска» 7 . Мимолетная встреча с И. Аксаковым в 1856 году в Крыму не оставила в его жизни особого следа 8 , хотя и пригодилась при возобновлении знакомства в 1874 году. А позднее, в начале 1860-х годов, когда Леонтьев пережил свое первое обращение – перемену воззрений, – возможность личного общения с московскими славянофилами была упущена. Киреевских и Хомякова уже не было в живых. Несомненно, Леонтьева, всегда внимательного к подробностям и краскам, обрадовала возможность через рассказы о. Климента прикоснуться к тому пласту русской жизни, мимо которого он когда-то прошел. Отметим попутно, что Леонтьев в 1870-х годах, вернувшись в Калужскую губернию, познакомился с детьми И. В. Киреевского, а еще позднее, в Москве, с дочерью философа – М. И. Бологовской, оказавшейся его соседкой по дому в Денежном переулке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Святитель Иннокентий почил 31 марта 1879 г. в Великую субботу и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры. За пределами России в 19 в. продолжала действовать Православная духовная миссия в Пекине. В основном Миссия занималась окормлением русских поселенцев в Китае. Кроме того, она являлась связующим звеном в отношениях между двумя великими государствами. В начале 19 столетия Миссию возглавлял выдающийся ученый-синолог, имя которого вошло в мировую науку, архимандрит Иакинф (Бичурин). Он 13 лет провел в Китае, собрав там обширный материал по языкам, истории, этнографии, религиоведению и географии Китая, Монголии и Тибета. В России опубликованы его многочисленные труды, доставившие ему звание академика. Он умер в 1853 г. По трактату 1858 г. китайское правительство предоставило Миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. Это позволило русским миссионерам проповедовать среди китайцев с большим, чем прежде, успехом. В начале 60-х гг. для Пекинской миссии была составлена новая инструкция и утверждены новые штаты. По этим штатам Миссия состояла из начальника в сане архимандрита, трех иеромонахов, священника, катехизатора и трех учителей. Члены Миссии отправлялись в Китай на бессрочное служение. Им запрещалось участвовать в политической жизни Китая и прибегать к интригам, хитрости и насилию по отношении к местному населению. В конце столетия Миссия располагала двумя училищами, в которых занималось более 50 учащихся. Много внимания Миссия уделяла переводческим трудам и изданию богослужебных и духовных книг не только на китайском, но и на японском, корейском и маньчжурском языках. 9. Духовное образование В начале 19 столетия вслед за реформой системы светского образования встал вопрос о преобразовании духовной школы. Епископу Евгению (Болховитинову) было поручено составить «предначертание» реформы. Разработанный им план поступил на рассмотрение Временного комитета, в который вошли митрополит Петербургский Амвросий (Подобедов) , архиепископ Калужский Феофилакт (Русанов) , протопресвитер С. Краснопевков, обер-священник Н. Державин, обер-прокурор А. Н. Голицын и статс-секретарь М. М. Сперанский. В 1808 г. комитет завершил труды над составлением плана кардинальной перестройки духовной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

145 Тульской губернии, Крапивенского уезда, Красногорской волости, деревни Акуловой, отставной надзиратель больных Антон Фомин Тилюбаев. 1872 года, января 17 дня, вступил в военную службу, а в 1874 году лишился своего здоровья и был отправлен в Гродненский военный госпиталь для излечения болезни. А по приходе из госпиталя в свой полк, был зачислен в надзиратели больных 14-го Гусарского Митавского Его Королевского Высочества Принца Прусского Альберта полка. По слабому здоровью, я неоднократно находился на излечении в своем полковом людском лазарете, но никакие лекарства и врачи не помогли к излечению моей болезни, а, напротив, она увеличилась, так что невозможно было мне кашлянуть от захватывания рта кровью. Чувствовалось во рту зловоние легкими и сильное колотье в груди, столь сильное, что невозможно было кашлянуть и глубоко дышать. При кашле и воздыхании я чувствовал сильное колотье и от груди ударение в спину к лопаткам. 1877 г., 14 Февраля, я был представлен на свидетельство, где и признали у меня врачи совершенно неизлечимую болезнь хронического воспаления легких, признали меня неспособным к службе и уволили вовсе от военной службы на родину. По прибытии моем на родину, болезнь у меня продолжалась. Я неоднократно раз обращался в больницу князя Сергея Сергеевича Гагарина, в селе Сергиевском и даже лежал на излечении в оной больнице на смертном одре. Много раз получал лекарства, в дом свой, но ничего мне не помогало; все у меня продолжалось кровохаркание так сильно, что в доме весь пол охаркивал кровью в течение суток; родители мои и жена с детьми сильно скорбели и плакали на меня и при каждом часу ожидали моей кончины. 1882 года, июля 2 дня, я отправился в Оптину пустынь, пробыл там трое суток, потом обратился на совет к отцу Амвросию, объявил ему о своей болезни. Он меня благословил и велел идти в Тихонову пустынь, исповедаться и искупаться в колодезе. 7 числа, я отправился в пустынь; 8 числа, не доходя до пустыни, я так сильно был слаб, совершенно ожидал кончины и предполагал посылать за священником для напутствия, 9 числа я прибыл в Тихонову пустынь, а 10-го, в день своего ангела, я удостоился исповедаться у отца казначея и причастился Святых Божественных, Бессмертных и Животворящих Таин Христовых и два раза искупался во святом колодезе, 11-го числа, после трапезы, я отправился домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Поэтому они значились в числе «вредных сект», и последующие послабления старообрядцам обычно не распространялись на духоборов. Духоборы Эта конфессия возникла в России в 40–50-х годах XVHI в. в Харьковской губернии. Основателем ее считают Силуяна Колесникова. К концу XVIII в. последователи этой секты были обнаружены в Таврической, Херсонской, Астраханской, Курской, Воронежской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Саратовской, Оренбургской, Пермской, Тверской и даже в Московской губерниях. При Екатерине II и Павле I духоборов ссылали навечно на каторгу и поселение в Сибирь, сдавали в солдаты. Рескриптом 1801 г. Александра I они были возвращены из ссылки. В 1802 г. 4 тыс. духоборов за счет казны поселили на свободных землях Новороссии по р. Молочные Воды, с наделением по 15 дес. земли на 1 душу, предоставлением ссуды на обзаведение и освобождением на 5 лет от податей. В 1820 г. надел духоборам был увеличен до 37,5 дес. на душу, так что многие из бежавших на юг крестьян стали «записываться в духоборы». Вследствие этого в 1822 г последовали указы об отмене этой льготы 319 . В 1830 г. начались новые гонения на духоборов. В 1841–1845 гг. основную массу духоборов выселили в Закавказье (на юг Грузии). В 80-х годах XIX в. здесь, в Елисаветпольской и Карсской областях насчитывалось свыше 24 тыс. духоборов. Часть духоборов была оставлена на месте их прежнего проживания (в основном в Екатеринославской, Калужской и Тульской губерниях). Наименование «духоборы» представителям этой секты было дано в 1785 г. епископом Амвросием, считавшим их борцами против Духа Святого, что духоборы решительно отрицали. Они приняли это наименование, но вкладывали в него иной смысл: «Мы – поборники Святого Духа, Духом Богу служим, от Духа берем и Духом бодрствуем». Они называли себя «борцами за Духа Святого», «именными духоборцами», говоря «Бог внутри нас», «мы есть живые храмы». В основе их учения служение и поклонение Богу «духом и истиной». Считают себя поборниками царствия Божия на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010