[Два неразрывных аспекта – союз и рождение детей] (950/5) 12. Это учение, неоднократно изложенное Учительством, основано на нерасторжимой связи между двумя значениями супружеского акта, которой Господь пожелал и которую человек не может нарушить по своей инициативе, – союз и рождение детей. В самом деле, по своей внутренней структуре супружеский акт, глубоко соединяя супругов, в то же время делает их способными к зарождению новых жизней по законам, заложенным в самой природе мужчины и женщины. Сберегая эти два основных аспекта – союз и рождение детей, – супружеский акт полностью сохраняет смысл взаимной и истинной любви и свое предназначение к великому призванию человека: к отцовству и материнству. Мы думаем, что люди нашего времени способны особенно хорошо осознать глубоко разумный и человечный характер этого основного принципа. 393 ПСЕВДО-АЛЕКСАНДР I, Эпист. ad omnes orthodoxos, с. 9, из: ПСЕВДО-ИСИДОР: éd. P. HINSCHIUS, Decretales Pseudo-Isidorianae, Leipzig 1863, p. 99. 415 ТЕРТУЛЛИАН, De paenitentia, с. 4, 2; ср. с. 12, 9 («de duabus humanae salutis plancis»): PL 1, 1343 В et 1360 A; ИЕРОНИМ, Эпист. 84 ad Pammachium et Oceanum, с. 6: PL 22, 748; Epist. 130 ad Demetriadem, с. 9: PL 22, 1115; Comment in Isaiam, 1. 2, c. 3, 56: PL 24, 65 D; ПАСИАН БАРСЕЛОНСКИЙ, Эпист. 1 ad Sempronianum, с. 5: PL 13, 1056 A; ПСЕВДО-АМВРОСИЙ, De lapsu virginis consecratae, с. 8, 38: PL 16, 379 A. 417 ПАВЕЛ VI, Апост. конст. Indulgentiarum doctrina: AAS 59 (1967), 14. Эта конституция, пересмотревшая практику индульгенций, напомнила также ее вероучительные принципы. 423 АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Commentarium in quatuor libros sententiarum, 1. 4, dist. 1, a. 2: éd. JAMMY, т. 16, с. 27. 458 Ср. АВГУСТИН, De bono coniugali: PL 40, 375–376 и 394: ФОМА АКВИНСКИЙ, Summa theol. suppl., q. 49, ad. 1; ЕВГЕНИЙ IV, Булла Exsultate Deo: XB 919; ПИЙ XI, Энц. Casti connubii: XB 942–947. 463 Ср. ПИЙ XI, Энц. Casti connublii: AAS 22 (1930), 559–561; ПИЙ XII, Речь на конгрессе Союза итальянских акушерок: AAS 43 (1951), 835–854; ПАВЕЛ VI, Обращение к кардиналам: AAS 56 (1964), 581–589.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Рабадаш появляется в «Коне и его мальчике», а не в «Серебряном кресле»; Льюис заметил ошибку, когда уже отправил письмо. 25 Porcissimus — шутливое производное or лат. porcus (свинья), вроде «свинейший». 26 Уильям Уордсворт (1770–1850) — английский поэт. 27 БОЛЬНОЙ. Получилось БОГАТЫЙ, а это не так! [в английском SICK (больной) и RICH (богатый) — на письмо действительно получается похоже]. — Примеч. К. Л. 28 Льюис попросил Паулину Бейнс иллюстрировать «Хроники Нарнии», когда увидел ее рисунки к «Фермеру Джайлсу из Хема» Дж. Р. Р. Толкина (1949). 29 Мама Лоренса полагала, что семь Хроник Нарнии надо читать в том порядке, в каком они опубликованы, поскольку думала, что порядок выбран сознательно. Лоренс считал, что их надо читать в хронологической последовательности. 30 Музыкальный фестиваль в Байрейте, Германия, где исполняют оперы Рихарда Вагнера. 31 «Летучий голландец» — опера Рихарда Вагнера. 32 Итальянские поэты Маттео Мария Боярдо (1441–1494), Лодовико Ариосто (1474–1533) и Торквато Тассо (1544–1595). 33 Альберт Великий (1200–1280) — немецкий богослов и философ. Святой Фома Аквинский (12251274) — итальянский богослов. Фичино Марсилио (1433–1499) — итальянский философ. 34 «Беовульф» — древний англосаксонский эпос, датируемый примерно 700 годом н. э. 35 Плутарх (467–120) — греческий философ и биограф. 36 Эдит Несбит (1858–1924) — детская писательница. См. также «Настигнут радостью», гл. 1. 37 См. Числа, 22:21–41. 38 Статьи Льюиса «Утратим ли мы и космосе Бога?»: «Христианский вестник», LXXXI (апрель 1958). 39 Беатрис Поттер (1860–1943) — автор и иллюстратор «Кролика Питера» и других сказок. Льюис а детстве очень любил их (особенно «Бельчонка Наткина»). См. также «Настигнут радостью», гл. 1. 40 Братец кролик — герой «Сказок дядюшки Римуса» Джоеля Чандлера Харриса (1848–1908). 41 Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) — римский философ и государственный деятель, Бен [Бенжамен] Джонсон (1572–1637) — английский поэт и драматург. Ланселот Эндрюс (1555–1626) — английский мыслитель. Миссис Хемфри Уорд (1851–1920) — английская писательница и журналистка. 42

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

«На горах Кавказа» Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Того, Кто превосходит красотой всех, и из величия этих чувственных вещей сделаем вывод о Бесконечном, превышающем всякое величие и по множеству силы Своей превосходящем всякое знание. Святитель Василий Великий Человек, который потерял способность удивляться и благоговеть, – мертв. Знать, что существует сокровенная Реальность, которая открывается нам как высшая Красота, знать и ощущать это – вот ядро истинной религиозности. Альберт Эйнштейн Рассмотри разнообразие и богатство плодов... рассмотри силы корней, соков, цветов, запахов... рассмотри также драгоценность и прозрачность камней. Природа, как на общем пиршестве, предложила тебе все.... чтобы ты, сверх прочего, из самих благодеяний познал Бога... Обойди морские заливы, соединяемые друг с другом и с сушей, красоту лесов, реки, обильные и неиссякаемые источники... Скажи, как и откуда все это? Что значит эта великая и безыскусственная ткань?.. Разум не находит, на чем бы утвердиться ему, кроме Божьей воли... Разыскивай, человек, если можешь что исследовать и найти! Кто прорыл реки на равнинах и в горах? Кто дал им беспрепятственное течение?.. Кто разлил воздух – это обильное и неоскудевающее богатство?.. Положим, что постигнуты тобою круги, круговращения, приближения и отдаления, восхождения звезд и солнца, какие-то части и их подразделения и все, за что превозносишь ты чудную науку свою... Знаем, что есть какие-то ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы или умы, природы чистые, беспримесные, непреклонные или неудобопреклоняемые ко злу, непрестанно ликующие вокруг Первопричины... Сии умы приняли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему, и они все... песнословят Божие величие, созерцают вечную славу... Святитель Григорий Богослов Сам Он – Творец и Создатель ангелов, приведших их в бытие из ничего, создавший их по образу Своему... Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана земли, не родившись злым по природе, но быв добрым и произойдя для благой цели... не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из состояния естественного в противоестественное... и первый, отпав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть что-либо другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма – лишение света; ибо благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1. Клеветы нет, я отвечал Вам на частный вопрос. 2. По прочим пунктам замечаний нет? Напомню, я изначально отвечал не на Ваш вопрос и вообще не говорил об исповеди. 3. Неужели Вы сами не замечаете в своей цитате двух раскаяний — полного и несовершенного? Если Вам это кажется несущественным, процитирую наш семинарский учебник о. Максима Козлова: Еще в XIII в. римско-католические богословы (Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат, Дунс Скот и др.) отстаивали положение, согласно которому для получения отпущения грехов в Таинстве исповеди не требуется глубокого сокрушения (contritio), продиктованного любовью к Богу, а достаточно неполного сокрушения, то есть более легкого сожаления о грехах (attritio), продиктованного страхом (timor simpliciter servilis) или другими мотивами. Это положение прочно утвердилось в римско-католическом богословии. В XVI в., несмотря на то что протестанты резко критиковали это положение как безнравственное, сущность его была подтверждена Тридентским Собором (1545–1563) (сессия XIX, канон 4). Римско-католические богословы рассуждают так. Полное сокрушение, продиктованное любовью к Богу, примиряет человека с Богом и вне Таинства. Если бы такое сокрушение было единственным средством получить отпущение грехов, не нужна была бы и исповедь. Смысл этого Таинства в том, что оно дает возможность христианину получить отпущение грехов более легким способом, без полного сокрушения. «Превосходство нового закона как раз в том и состоит, – пишет католический специалист по этому вопросу богослов А. Бенье, – что attritio (неполное сокрушение, не требующее от человека любви к Богу. – Д.О.), не являвшееся достаточным для отпущения грехов ни в первобытной религии, ни в религии иудейской, становится достаточным в соединении с Таинством в религии христианской». Таким образом, согласно толкованию католицизма, христианину благодаря Таинствам можно спастись, оставаясь на более низком нравственном уровне, чем представителю первобытной религии, хотя любому христианину должно быть ясно, что Таинства учреждены для нравственного совершенствования людей, а не взамен его.

http://azbyka.ru/vopros/otlichie-pravosl...

Выполненные позднее переводы фрагментов др. сочинений И. С. широкого распространения не получили. История первоначальной рецепции в лат. схоластической среде сочинений И. С. вплоть до наст. времени остается сравнительно мало изученной. Предполагается, что первыми интерес к его идеям проявили мыслители, близкие к платонической традиции, прежде всего - августинианцы. В сочинениях последних (напр., у Гундисальви, Роджера Марстона и др.) активный разум И. С. нередко отождествлялся с Богом как источником света, в к-ром познаются все вещи; концепции И. С. также часто интерпретировались христ. авторами в духе иерархической философии «Ареопагитик» . Памятник Ибн Сине, Душанбе. 1984 г. Архитекторы Р. Каримов, А. Агаронов. Скульптор Г. Эльдаров Памятник Ибн Сине, Душанбе. 1984 г. Архитекторы Р. Каримов, А. Агаронов. Скульптор Г. Эльдаров Первые признаки систематического обращения к соч. И. С. обнаруживаются у Вильгельма Овернского († 1249), в трактатах которого присутствуют 40 ссылок на различные места сочинений И. С. Вильгельм, в частности, упоминал учение И. С. о вечности мира, о небе как одушевленной субстанции, о посмертной участи человека. Концепции И. С. часто получали у него причудливую интерпретацию, весьма далекую от оригинала, что не позволяет говорить здесь о действительной рецепции идей И. С. Вместе с тем у Вильгельма встречается прямое осуждение ряда неверных с т. зр. христ. богословия положений И. С., особенно относящихся к учению о мировом и человеческом разуме. Мн. исследователи считают, что выпущенные в 1210 и 1215 гг. в Париже запреты изучать «Метафизику» и «Физику» Аристотеля, а также комментарии к ним, связаны с распространением интерпретаций Аристотеля в духе учения И. С. Однако предположения нек-рых ученых (см., напр.: Gilson. 1929) о существовании в этот период «авиценизма» как особой школы схоластической мысли остаются гипотетическими и не получают достаточного исторического подтверждения. Широко пользовался сочинениями И. С. Альберт Великий ( 1280) при составлении комментариев к сочинениям Аристотеля.

http://pravenc.ru/text/200437.html

ФpuдpuxI Барбаросса (Рыжебородый) (1125 — 1190) — император Священной Римской империи с 1155 г . 40 …к той станции, которая и сейчас носит имя Черных монахов — «Блэкфрайерз» (черные братья) — одна из станций Лондонского метро. 41 Трактат об отношении к евреям — о каком трактате идет речь, неизвестно. 42 Альберт Великий, фон Больштедт (1193 — 1280) — немецкий богослов, монах–доминиканец. Альберта считали магом, ходили слухи, что он сумел сделать механического слугу–робота. 43 Монфор Симон де (1160 — 1218) — граф Лейстер и граф Тулузы, вождь крестового похода против альбигойцев (1209 — 1218). 44 ЭдyapдI (1239 — 1307) — король Англии с 1272 г ., участник крестовых походов. 45 Фраза о том, что эпос Данте связан с упованиями Гарибальди (вождя итальянской революции 1858 — 60 гг.), – чисто ироническая. 46 Ришелье Арман Жан дю Плесси (1585 — 1642) — кардинал и первый министр Франции (с 1624 г .). 47 Уильям Питт Старший, граф Четэм (1708 — 1778) — премьер–министр Великобритании 1766 — 1768 гг. 48 Отто фон Шёнхаузен, князь Бисмарк (1815 — 1898) — 1–й рейхсканцлер Германии (1871 — 1890). Все три государственных деятеля, каждый в своей стране, проводили узконациональную политику. 49 KapлV (1500 — 1558) — император Священной Римской империи с 1519 г . 50 Авель — младший, праведный сын Адама, убитый своим старшим братом Каином (Бт., IV). 51 Адвентисты седьмого дня — протестантская секта, возникшая в начале XIX в. и исповедующая скорое пришествие Христа. 52 Кёльн был основан римлянами в I в. до н. э. 53 Универсальный доктор (лат. ). 54 Любовь к истине возобладала над смирением — какой именно биографией пользовался Честертон, установить не удалось. 55 О дружбе Ионафана, сына царя Саула, и Давида, которому по воле Бога суждено было унаследовать трон Саула, рассказано в I Цар. XX, 1 — 16. 56 Гийом де Сент Амур и его «прославленная книга» не установлены. 57 Мусульмане превращали учение Аристотеля в пантеизм — Честертон имеет в виду аристотелизм как ответвление мусульманской философии, особенно учение Аверроэса, который, соединяя аристотелизм и некоторые догмы ислама, построил теорию о несотворенном мире и о едином разуме, из которого исходят и которым поглощаются после смерти души людей. Это пантеистическое учение (т. е. учение, отождествляющее Бога и некий «духовный мир в целом») было популярно в Европе XIII — XV веков. Осуждено католической церковью. Виднейшим представителем западного аверроизма был Сигер Брабантский (См. прим. к с. 301). 58

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

И здесь, как и везде, война давала своих героев. На темном фоне огромной армии врагов Христа появлялись крупные имена, которые создавали целые школы, целые направления в области распространения сатанинских учений. Такими были: Альберт Великий, Агриппа, Парацельз и др.… Некромантия, как искусство вызывания мертвых, занимала и в эту эпоху возрождения тайных знаний – самое видное место. Тайные организации этой эпохи имели своей целью оградить знание древних от участи, которая постигла их во время внутренних раздоров между жреческими кастами, т. е. от простого народа, и поэтому у них, как и у жрецов, были установлены соответствующие посвящения. Но опыт жреческих каст новых организаций указал их сторонникам, что ограниченное количество посвящений недостаточно исчерпывает собой те испытательные мероприятия, которые вполне гарантировали бы сохранение основных тайн новых организаций ее членами. И вот некоторые организации ввели у себя 12; некоторые 18; некоторые 24; а некоторые 30 и 33 степени посвящения при чем во многих из них, – начиная с 8-й до последней степени посвящения за раскрытие тайн, равно как и за добровольный выход из организаций, была установлена смертная казнь. Затем член каждой степени посвящения знал только лишь членов одной маленькой группы этой степени или отдела и задачи, и тайны только лишь этой мамой группы. Таким образом на этой почве впервые создались организации масонских лож. Как свидетельствует история масонства, у первых организаторов масонства основная задача выражалась только лишь в объединении единомышленников по религиозным и нравственным воззрениям и в охранении таинственного достояния оккультизма. Но, заняв положение по отношению хранения тайных знаний с одной – со своей стороны, и к народной массе – с другой, они сразу стали на одну плоскость со жрецами древних языческих каст, почувствовали в своих руках очень большую власть для управления народами и , охваченные этим стремлением, принялись за то, чтобы занять доминирующее положение в жизни, и из всего, кроме них, существующего в мире создать такую общественную единицу, которая была бы по отношению к ним такой же массой, какою во времена языческого культа была масса непосвященных по отношению к жрецам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

133). На этой точке зрения стоял и великий ученый, мыслитель, физик Нильс Бор. Вот что мы о нем читаем: «Гораздо сильнее Бор был поглощен извечной этической проблемой свободы и обязанности воли, а позднее – проблемой биологии и физики. Этот интерес объясняется не просто научной любознательностью, а стремлением познать гармонию бытия без отказа как от требований логики, так и опыта» («Нильс Бор. Жизнь и творчество». Изд. «Наука». М., 1967. С. 288). Недаром он изучал великого христианского мыслителя Кьеркегора (Р. Мур. «Нильс Бор – человек и ученый». Изд. «Мир». М., 1969. С. 41). 4) мысль о том, что ум нельзя видеть глазами, что ум раскрывается только в своих произведениях, творениях и что Ум Божий также обнаруживается в Его творении и в той мировой гармонии, о которой мы говорили. Как известно, закономерная связь явлений, изучаемая наукой, такова, что может быть выражена при помощи математических формул и, благодаря этим последним, самый ход явлений может быть предугадан. Если математические формулы, которые находятся в человеческом уме, в известном смысле являются отражением того, что совершается в природе, притом отражением настолько точным, что из раскрытия того, что находится в нашем уме, мы можем раскрыть то, что делается в природе, то отсюда мы можем сделать заключение, что те законы, которые присущи нашему разуму, присущи также и природе. Поэтому мы можем сказать, что мир является воплощением мысли. Но если мир является воплощением мысли, то не ясно ли, что он является построением Разума, аналогичного разуму человека? Эту точку зрения выражали все великие естествоиспытатели прошлого и настоящего времени. «Что касается меня, – пишет Луи де Бройль, – то я иногда поражаюсь сходству проблем, поставленных природой перед учеными, и проблем, возникающих при решении кроссвордов. Когда мы видим перед собой пустые клетки кроссворда, мы знаем, что какой-то ум, аналогичный нашему, разместил в этих клетках, согласно некоторым правилам, перекрещивающиеся слова, и, пользуясь данными нам указаниями, мы пытаемся отыскать эти слова. Когда ученый пытается понять категорию явлений, он начинает с допущения, что эти явления подчиняются законам, которые нам доступны, поскольку они понятны для нашего разума» (Луи де Бройль. «По тропам науки». Изд. «Иностранная литература». М., 1962. С. 291). Поэтому де Бройль утверждает, что концепция рациональности вселенной является основным постулатом науки (С. 294). Другими словами, основанием науки является вера в мировой Разум, т. е. что вся вселенная построена на законах Разума, аналогичного нашему, в противном случае она была бы непознаваема. Эту мысль хорошо выразил А. Эйнштейн: «Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего Интеллекта, Который открывается нам в доступном познанию мире» (К. Зелинг. «Альберт Эйнштейн». М, 1966. С. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Но эта законченность или завершенность объясняется некоторыми в отношении к пятой или небесной сущности, – которая тогда будет преобладающей в этих телах. Однако это невозможно, так как, прежде всего пятая сущность никак не может войти в состав тела, как мы уже это показали. Затем (это невозможно) потому, что допуская, что она вошла в состав человеческого тела, было бы невозможно объяснить то, что она будет иметь тогда большее преобладание над изначальной природой, чем она имеет теперь, если: или значительность небесной природы в человеческих телах не была усилена (таким образом человеческие тела не были бы тогда того же самого роста, если допустить, что изначальная материя не была уменьшена, что является несовместимым с целостностью и единством тех, кто воскреснет), или изначальная природа не была наделена свойствами небесной природы через господство этой небесной природы над телом, и в этом случае природная сила оказалась бы причиной свойства или качества славы, что представляется абсурдом. Поэтому другие говорят, что вышеуказанная завершенность, по причине которой о человеческом теле говорится как о тонком, будет в результате господства над телом прославленной души, которая есть форма тела, в силу какового господства о прославленном теле и говорится как о духовном, т.е. полностью подчиненной духу. Первое подчинение, посредством которого тело подчиняется душе, есть следствие его участия в ее видовом бытии, поскольку оно подчиняется душе, как материя форме. Во-вторых, оно подчиняется душе в отношении других ее действований, поскольку душа есть принцип движения. Следовательно, первой причиной для духовности в теле является тонкость, а после нее быстрота и прочие свойства прославленного тела. Поэтому апостол, как объясняют учители (Альберт Великий «Комм. к сент.»), говоря о духовности, указывает этим на тонкость. И Григорий говорит, что о прославленном теле говорится как о тонком в результате духовной силы. («Поуч.» ПЛ 75, 1077). Этого достаточно для ответа на все возражения, которые имеют в виду тонкость в результате материальной разреженности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Его свидетельство, или голос, если можно назвать его обнаружение в сознании этим метафорическим словом, звучит положительно, только как да или нет, как повеление или запрещение, как одобрение или порицание, как поощрение или угроза; а где оно, опять говоря метафорически, колеблется, сомневается, т. е. где его показание не довольно решительно, там, если мы не можем оставаться в этой нерешительности, оно склоняется скорее к нет, к запрещению, чем к да, к повелению; по крайней мере, стоики так поняли свидетельство нравственного закона в подобных случаях и выразили в известном своём изречении: quod dubitas ne feceris. Древние моралисты, схоластики приравнивали способы проявления нравственного чувства к форме силлогизма (Альберт Великий, Александр Галезий и другие, особенно же Фома Аквинат) и называли его практическим силлогизмом. Сознанное нравственное чувство действительно выражается не иначе, как в форме силлогизма, но только тогда, когда в сознании уже дана большая посылка, общее правило или нравственный закон. Когда же речь идёт о первоначальном обнаружении нравственного чувства, только по поводу отдельных случаев, тогда эта большая посылка ещё не существует, и форму сознанного свидетельства чувства в таком случае можно назвать только сокращённым силлогизмом, в котором к данному действию непосредственно прилагается решение или заключение. Эти сокращённые силлогизмы тем энергичнее влияют на нас, что заставляют самих отыскивать их общую посылку, т. е. спрашивать: на чём основываются эта быстрая и решительная оценка наших действий и эти требования, обращённые к нашему «я " ? При дальнейших обнаружениях нравственного чувства, при более развитом сознании, являются, правда, и общие посылки, т. е. общие правила, или нормы, относительно достоинства целых групп поступков; тогда под эти правила по указанию нравственного чувства сознание и подводит всякий раз отдельные поступки; но содержание этих общих правил, или норм, для нашего сознания есть уже не непосредственное, не первоначальное обнаружение чувства, а производное, прошедшее через процесс мышления, сложившееся в форме понятий, есть нечто не первичное, а вторичное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010